***

2 окт
Добавить в закладки
Отключить комментирование
Редактировать
Удалить
Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора
Род Бекметьевых
Станислав Мастеров
Когда то Ерлан писал мне..
Тайны каркаралинских купцов от XIX века до наших дней
Тайны каркаралинских купцов от XIX века до наших дней Фото - Лариса ЧЕН
Богатая история маленького городка Карагандинской области Каркаралинска хранит немало загадок. В их числе переплетающиеся судьбы нескольких поколений известных купеческих семей – БЕКМЕТЕВЫХ и ФАИЗОВЫХ.

3823
Братья Бекметевы – родоначальники
Из восьмитысячного населения современного Каркаралинска едва ли хотя бы один процент составляют потомки тех, кто стоял у истоков его основания. И хотя его улочки, местечки, как и значительная часть домов, – живые свидетельства исторических событий, память о том, кто именно жил здесь век-два назад, среди обитателей нынешнего города практически не сохранилась.

И лишь один каркаралинец уже много лет по крупицам отыскивает факты и восстанавливает летопись родной земли. Именно он, Ерлан МУСТАФИН – технолог по профессии и краевед по призванию, поведал нам запутанную историю двух купеческих семей – татар Бекметевых и бухаретдинов Фаизовых.

– Информации о том, в каком году в уездный город Семипалатинской губернии приехали из Казани братья Хамит и Жагфар Бекметевы, не сохранилось ни в одном архиве, – сетует он. – Однако из архивных материалов мне удалось узнать, что именно они стали родоначальниками большого купеческого рода Каркаралинска. Преуспев в торговле, они перевезли сюда свою родню из Казани.

Гульнази Бекметева
                Гульнази Бекметева
Родовую линию Хамита Бекметева, по словам краеведа, отследить оказалось гораздо проще, ведь один из его сыновей – Халиулла Бекметев, купец и горнопромышленник, – сумел прославить свое имя. У Халиуллы-бая было четыре жены, восемь детей и самый большой дом в Каркаралах, который сохранился и поныне. Сейчас в нем располагается районный отдел культуры и развития языков.

О Жагфаре известно лишь, что у него было трое детей от жены Жанкумис.

– Мне удалось отследить их судьбы. Губайдулла Жагфарулы был хаджи, то есть совершил паломничество в Мекку. При этом он обладал удивительными способностями, за которые многие считали его святым, – знал все святые места в округе. И когда к нему за помощью и исцелением приезжали из дальних краев страждущие, он отправлял их по святым местам, где они ночевали и исцелялись. Женой Губайдуллы-хаджи была Магзума Хасан ахун кызы Сейфуллина, дочка первого имама мечети Кунанбая-хаджи. Кстати, дочка Губайдуллы-хаджи Махфуза была замужем за одним из первых врачей-казахов Амре Айтбакиным. Уалиулла же продолжил дело отца. Историк, этнограф, имам Курбангали Халид, который жил в Чугучаке, упоминал об Уалиулле в своей книге “Тауарих хамса”, изданной в 1910 году в Казани (издательство “Орнек”), так: “В 1896 году в Чугучак приехал один из самых уважаемых каркаралинских купцов – мулла Уалиулла Жагфарович Бекметев, он порадовал нас своими обширными знаниями исторических фактов…”. Об их сестре Гатифе известно лишь, что она вышла замуж за купца Мусина и родила ему сына Лутфирахмана.

Шерулла Бекметов
                Шерулла Бекметов
Как причудливо тасуется колода…
Из архивных документов Ерлан узнал: у Уалиуллы Бекметева с его женой Фатимой Мусиной было десять детей: Муфахар, Шамшинор, Сурер, Биби-Малике-Зарен, Мансур, Мунлугульанвар, Абдул-Газиз, Мухаммед Жалиль, Мухаммед Жамиль и Махианвар.

– Их судьбы сложились по-разному. Но если прослеживать родовые линии каждого из десяти, то оказывается, что многие их потомки стали выдающимися людьми. Так, например, сын Биби-Малике-Зарен – академик, бывший ректор Карагандинского государственного технического университета, ныне покойный Абылкас Сагинов.

Дом Фаизовых
                Дом Фаизовых
Интересна и родовая линия Абдул-Газиза Бекметева. Согласно архивным документам, он родился в 1867 году в Каркаралинске. Окончил Каркаралинское городское училище и Сибирский кадетский корпус. В Омском государственном архиве и ныне хранится список кадетов среднего и младшего возраста, получивших награды за успехи в учебе и поведении, датированный августом 1886 года. В нем упоминаются учащийся 4-го класса Лавр Корнилов и учащийся 1-го класса Абдул-Газиз Бекметев – Абдул-Газиз дослужился до штабс-капитана, потом вышел в отставку. Был сотрудником Каркаралинской уездной администрации, занимался торговлей, затем выборщиком от мусульманского населения по избранию членов Государственной Думы, присяжным заседателем Каркаралинского уезда и имел в подчинении десять солдат. Был женат на Хадиче Фаизовой, с которой имел шестерых детей: Гульнази-Булбул, Нургаин, Гульташ (которую близкие называли Каукен), Нурулла, Шерулла и Шерабзал. Внук Абдул-Газиза Бекметева, сын его дочери Гульташ – Музафар Адигамович Якупов, жил в Караганде и пытался выяснить судьбу предков. Он говорил мне, что в архиве КГБ города Пскова нашел информацию о том, что его дед был отравлен 13 мая 1913 года за отказ усмирять восставших казахов. Однако попытки выяснить, о каком восстании идет речь, оказались безуспешными. Возможно, если поднять личное дело Абдул-Газиза Бекметева в архивах КГБ Пскова, появится много новых подробностей о нем и о дальнейшей судьбе его семьи.

Памятник дворянину Баязиту Мамлееву
                Памятник дворянину Баязиту Мамлееву
Загадки происхождения
– Поскольку в те времена было принято родниться только с представителями своего сословия, то неудивительно, что Бекметевы женились и выходили замуж за представителей купеческих фамилий, – продолжает повествование Ерлан Мустафин. – В их числе Фаизовы. Не менее большая и богатая семья, происхождение которой и ныне остается загадкой.

По словам краеведа, в архивных документах, касающихся Фаизовых, – сплошной туман. В записях относительно одного из представителей этого рода – Насибуллы Фаизова – он значится как “тюменский бухаретдин”.

– Эту запись я нашел в Центральном государственном архиве РК, – говорит Ерлан. – “Бухаретдин” – это старое обозначение выходцев из Бухары, а почему “тюменский”, непонятно. Возможно, они жили в Тюмени до приезда в Каркаралинск.

– Известно, что сыновья Уалиуллы Бекметева (Абдул-Газиз) и Халиуллы Бекметева (Мажит и Мухсин) были женаты на девушках рода Фаизовых, – поясняет Ерлан Мустафин. – Женой Мажита была Хабиба Фаизова, дочь Хисмета. Женой Мухсина была Миассар (дочка Максута Фаизова). Абдул-Газиз же взял в жены Хадичу Фаизову. Доподлинно неизвестно, чьей дочерью она была, но есть предположение, что она также была дочерью Хисмета и сестрой Хабибы.

Хабиба Фаизова
                Хабиба Фаизова
Дочка Хадичи Фаизовой, Гульназ Булбул, все время рассказывала внукам и правнукам, что ее мама была бухарской еврейкой. Кроме того, в семье Фаизовых всегда было распространено мнение, что они были потомками сефардов, изгнанных с Пиренеев в XV веке и впоследствии расселившихся в исламских странах, откуда в XVIII веке переехали в Бухару.

– Корни – это самая большая тайна рода Фаизовых. Я общался с внучкой Мажита Бекметева и Хабибы Фаизовой, – делится Ерлан Мустафин. – Гульгасыл Мажитовна Бекметева жила в Москве, была замужем за известным советским писателем, Героем Социалистического Труда, автором романов “Вечный зов”, “Тени исчезают в полдень” Анатолием Ивановым. Она приезжала в Каркаралинск, чтобы побывать в доме своих предков, обещала приехать еще раз, но, к сожалению, не дожила. Так вот, она рассказывала, что ее отец утверждал: Фаизовы были бухарскими евреями.

Мувер Фаизов
                Мувер Фаизов
Фамильные клады и родовые захоронения
Сегодня найти четкое подтверждение или опровержение этому утверждению не представляется возможным. Представители татарско-бухарских купеческих семей разъехались из Каркаралинска по всему миру еще в 30-е годы прошлого столетия. Ерлан Мустафин пытался разыскать их потомков, но сделать это оказалось делом нелегким.

– Многие из них поменяли фамилии, – огорченно разводит руками краевед. – Так, например, я общаюсь с одним из потомков Насибуллы Фаизова, который живет в Канаде. Его зовут Марат Максутов. У Насибуллы Фаизова был сын Максут, и вот его-то дети стали Максутовыми.

Попытки отыскать истину в самом Каркаралинске также не увенчались успехом. Несмотря на то что старых купеческих домов, принадлежавших когда-то Бекметевым и Фаизовым, здесь немало, их новые жильцы в большинстве даже не знают о прежних владельцах. Лишь с улыбкой пересказывают местные легенды о зарытых тут и там кладах – золоте, оставленном купцами для своих потомков. Дом Уалиуллы Бекметева, в котором родился и вырос Абдул-Газиз, по свидетельству местных жителей, немного не “дотянул” до наших дней. В 80-е годы прошлого века его разрушили, не оставив даже фундамента.

Попытки разыскать могилы Фаизовых на местном кладбище лишь добавили вопросов. Обойдя его вдоль и поперек, мы с краеведом не обнаружили ни одного надгробия членов этой семьи. И это при том, что бекметевское захоронение сохранилось полностью – под гранитными плитами с арабской вязью покоятся несколько поколений этого рода.

– Старожилы рассказывали, что много памятников было снесено в советское время, – “очерчивая” надгробные надписи снегом, рассказывает Ерлан. – Даже кирпичные оградки разбирали. Ходили слухи, что на фаизовских памятниках была выбита шестиконечная звезда Давида. Но сколько ни искал, я не находил ни одной.

Впрочем, надгробие с еврейским знаком мы с краеведом все же обнаружили. Но сенсации не получилось. Арабская вязь на памятнике гласила, что под ним покоится дворянин Баязит Мамлеев, ушедший в мир иной в 1897 году в возрасте 80 лет.

– Я находил сведения о Мамлеевых в архивах, это татарская семья. Совершенно непонятно, отчего на их надгробиях выбита шестиконечная звезда, – удивляется краевед.

Нургаин Бекметева
                Нургаин Бекметева
Фото в помощь
Проблеск надежды на отгадку промелькнул несколько дней спустя. Перерыв свой солидный архив, Ерлан Мустафин обнаружил письмо от внучки Халиуллы Бекметева – Зухры Урмановой, датированное 9 ноября 2006 года.

“Высылаю фотографии, пояснения на заднем фоне, – писала женщина. – Правда, на некоторых снимках я не могла вспомнить имен, но знаю, что они тоже Бекметевы. Со слов своих родителей знаю, что мой папа является сыном Бекметева Халиуллы Хамитовича от третьей жены Фатимы. У него был брат Масгут и сестра Гульбахор (Гульбуш. Она была замужем за одним из лидеров движения Алашорды Жакыпом Акпаевым), всех их я видела и знаю. У моего папы Бекметева Мажита Халиулловича жену, то есть мою маму, звали Хабиба. Она дочь Фаизова Хисмета. Знаю, что у нее был брат Мувер, который женился на двоюродной сестре Зубайде Фаизовой. Я высылаю фотографии. Мувер умер рано, я его почти не помню, но тетя Зубайда жила с нами до 1954 года. Затем она уехала в Семипалатинск к своим родственникам и жила там. Из детей Мувера и Зубайды я знала только Менсулу, которая умерла в 17 лет, остальные скончались маленькими. У мамы был еще брат Ясер, он жил в Караганде. Ясер умер в 1975 году, его дети живут в Караганде. Я родилась в 1931 году в Каркаралинске, но уже в 1931–1932 годах был голод, и мои перебрались в Караганду. У Зубайды был брат Гениятулла, он погиб на фронте” (стилистика и орфография автора сохранены).

Фото Хабибы и Мувера Фаизовых, приложенные к письму, и подтолкнули нас к новой версии. Характерная шляпа и костюм брата, нетипичные для узбечки черты лица сестры заставили задуматься….

– Возможно, они были метисами, – высказал предположение Ерлан. – Если их мать была еврейкой, то, вполне возможно, они могли считать себя евреями. Ведь у них национальность наследуется по материнской линии.

– Было бы неплохо найти потомков Мамлеевых, – решили мы. – Может быть, они могли бы пролить свет на таинственную шестиконечную звезду, выбитую на мусульманских памятниках. И тогда стало бы возможным разгадать тайну происхождения Фаизовых.

Генеалогия и… надежда
Впрочем, нельзя терять надежды, что однажды отыщутся неизвестные потомки Абдул-Газиза Бекметева и Хадичи Фаизовой, которые и смогут ответить на все неотвеченные вопросы истории. Ведь судьбы многих их детей сложились не так уж плохо.

– Гульнази-Булбул окончила Омскую гимназию и вышла замуж за видного деятеля “Алаш Орды” Раимжана Марсекова, – перечисляет Ерлан Мустафин. – Нургаин Азизовна Бекметева стала женой Хайдара Идаятовича Мирдадинова, отец которого был богатым узбекским торговцем из Ташкента. Дочка Нургаин и Хайдара Тамара Мирдадинова работала судьей в городе Алма-Ате. Гульташ (Каукен) родилась в 1908 году в Каркаралинске. Она вышла замуж за узбека Адигама Якупова, сына приказчика общества “Зингер и К”, и всю жизнь посвятила семье. Умерла Гульташ в 1983 году.

Нурулла Азизович Бекметев имел прозвище Коккоз и работал бухгалтером в Каркаралинске, был участником Великой Отечественной войны. Его жену звали Шамкен, и с ней у него был сын Асхат. Он был командиром взвода, лейтенантом. И погиб 10 апреля 1945 года в Восточной Пруссии, похоронен в местечке Гольдбах. Также у Нуруллы была дочь Альфия, которая работала телефонисткой. У нее был сын Марлен, найти которого не удалось. Было бы хорошо, если бы он откликнулся после вашей публикации. Шерулла окончил Семипалатинскую гимназию и погиб в 1917 году во время праздника Рамазан, упав с лошади. Об этом писали в газете “Сарыарка” от 1 августа 1917 года. О самом младшем, Шерабзале, ничего не известно. Есть предположение, что он умер в младенчестве.

Ерлан Мустафин искренне верит: однажды правнуки его знаменитых земляков вернутся и помогут ему заполнить пробелы в летописи Каркаралинска.

P. S. Если у вас есть информация о судьбах членов семей Бекметевых и Фаизовых, просьба связаться с редакцией "Каравана" по электронной почт


Рецензии