Михайловское...
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца. Я еще
Был молод, но уже судьба и страсти
Меня борьбой неравной истомили.
Я зрел врага в бесстрастном судии,
Изменника - в товарище, пожавшем
Мне руку на пиру, - всяк предо мной
Казался мне изменник или враг.
Утрачена в бесплодных испытаньях
Была моя неопытная младость,
И бурные кипели в сердце чувства
И ненависть и грезы мести бледной.
Но здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.
("...Вновь я посетил...",
26 сентября 1835 г.)
По окончании Лицея Александр Сергеич отбыл в Михайловское.
Стихи в альбом подарил хозяйке Тригорского, Прасковье Александровне Осиповой, 17 августа 1817 года, на прощание.
* * *
П.А.Осиповой в альбом
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.
(1817)
Спустя два года, Пушкин вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд, в 1819 году, были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому».
Домовому
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...
(1819)
P.S.
В восемнадцать лет у Александра Сергеича не было бакенбардов, но их ему лепят на каждой картинке. Бакенбаоюрды он отпустил в 1826 году, как пишут.
Не всякий юноша проявит любезность к даме в два раза старше. Прочитать смысл этого "простите" не удалось, хотя...
Примечания:
В октябре 1824 года родители покинули Михайловское. После ссоры с отцом Пушкин проводил большую часть времени у Осиповой, которая, по словам А.И.Тургенева, "как мать, любила его", как и своих восьмерых детей от двух браков.
В 1824 году Пушкин посвятил Осиповой цикл стихотворений "Подражания Корану".
В 1824 году в альбом Осиповой-Вульф Пушкин вписал стихи:
Быть может, уж недолго мне
В изгнаньи мирном оставаться,
Вздыхать о мирной старине
И сельской музе в тишине
Душой беспечной предаваться.
Но и вдали, в краю чужом
Я буду мыслию всегдашней
Бродить Тригорского кругом,
В лугах, у речки, над холмом,
В саду под сенью лип домашней...
В ноябре 1824 года ссыльный Пушкин об А.Р. писал брату: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"
В декабре 1824 года Пушкин писал приятелю (?) об А.Р.: "Она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно". Со слов Арины Родионовны поэт записал семь сказок и десять песен.
Гостей Тригорского видел Пушкин иногда в Михайловском: А.П.Керн, А.Н.Вульфа, Н.М.Языкова, И.И.Пущина, А.А.Дельвига, А.М.Горчакова.
Годы ссылки создали письменную связь Пушкина с друзьями по убеждениям и интересам. Письма (некоторым со стихами) к К.Ф.Рылееву, А.А.Бестужеву, братьям Тургеневым, В.К.Кюхельбекеру, П.А.Вяземскому, П.Я.Чаадаеву.
В июле - августе 1825 года Пушкин извинялся перед А.П.Керн за мучения и звал сгладить мучительное впечатление, которое самому не простить: "Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных... Если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности - в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, субботу и воскресенье буду чем вам угодно, и всю неделю - у ваших ног".
Общался он с А.П.Керн и позднее: в Петербурге у его родителей, сестры Ольги, семейства Дельвигов.
А.П.Керн, в отличие от Е.Ушаковой и Е.Вревской (Вульф) берегла, как святыню, переписку с Пушкиным: её оставила нам и написала "Воспоминания" о Пушкине. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Тверской области на живописном погосте Прутня (имение Бакуниных). Светлая память!
Пушкин был желанным гостем в Тригорском и в свои последующие приезды в Михайловское (1827, 1830, 1835, 1836).
С Осиповой поэт был в многолетней переписке. Дошло до нас 24 письма Пушкина и 16 Осиповой.
В августе 1825 года Осиповой-Вульф: "Я рассчитываю еще побывать у моего двоюродного дедушки, - старого арапа, который, как я полагаю, не сегодня-завтра умрет, а между тем мне необходимо раздобыть от него записки, касающиеся моего прадеда". И действительно поэт получил от "старого арапа" рукописную биографию Абрама Петровича Ганнибала и начало автобиографии самого Петра Абрамовича. Они сохранились, и поэт воспользовался ими при создании повести.
В 1826 году двоюродный дед,
Пётр Абрамович Ганнибал, генерал-майор в отставке, умер. Когда летом 1817 года Пушкин приехал в Михайловское, он посетил семидесятипятилетнего П.А.Ганнибала в его селе Петровское: "Подали водку. Налив рюмку себе, велел он и мне поднести, я не поморщился - и тем, казалось, чрезвычайно одолжил старого Арапа".
В 1825 году оставлен от службы в Михайловском дядька Никита Козлов. Через год вернулся и был при Александре Сергеиче до могилы.
3 сентября 1826 года А.Р. проводила Пушкина с фельдегерем в Москву. Оба сильно боялись разговора с царём, но царь "без хлеба не оставил" и со словами "Теперь Пушкин наш" сделал себя первым читателем всего, что поэт хотел бы напечатать (написать царю).
В 1826 г. 6 января, в Михайловском, окончены lV и V-я главы романа «Евгений Онегин».
Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве.
В марте 1827 года из Тригорского Пушкин получил письмо, написанное под диктовку Арины Родионовны: "Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме... Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю".
В начале 1828 года, вскоре после замужества Ольги Сергеевны, Арина Родионовна переехала к ней в Петербург.
В 1828 году, 31 января—2 февраля, в Петербурге, опубликованы одновременно lV и V главы, с задержкой в два года.
В 1828 году печатные издания lV и V глав Пушкин прислал по почте в подарок Евпраксии Вульф.
В 1828 году, 31 июля в Петербурге умерла страстно любившая Пушкина няня Арина Родионовна Яковлева, на семидесятом году жизни. Пушкин на похороны не приехал, и в 1828 году ничего о ней не написал. На смерть Байрона он так же отказался писать, без объяснения причины, хотя просил его князь Пётр Вяземский. Ранее Пушкин посвятил подруге стихи: "Зимний вечер" (1825), "Подруга дней моих суровых" (1826), а также прототип няни в "Евгении Онегине" и "Дубровском".
В Михайловское Пушкин приехал в мае 1835 года на четыре дня; уладить дела по имению.
В сентябре 1835 года Пушкин снова в Михайловском. Пишет, но затем исключает строфы:
Вот уголок,
Где для меня безмолвно протекали
Часы печальных дум иль снов отрадных,
Часы трудов свободно-вдохновенных.
Здесь погруженный в (...)
Я размышлял о грустных заблужденьях,
Об испытаньях юности моей,
О строгом заслуженном осужденье,
О мнимой дружбе, сердце уязвившей
Мне горькою и ветреной обидой.
(1835)
Никто слугам стихов не посвящал, а Пушкин посвятил:
в 1835 году в стихе "Вновь я посетил тот уголок земли". Вспомянул:
"Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора."
С Осиповой отношения поддерживались до конца: она была одной из немногих, кто отличал А.С. среди знатного и образованного общества. По словам Тургенева, Пушкин "любил ее и доверял ей все свои экономические тайны". Судьба Михайловского в 1836 году была не определена и волновала всех соседей. Покупателей не нашлось, не нашлось и хорошего не вороватого управляющего. В январе 1836 года Пушкин был с этим вопросом у Евпраксии Вревской (Вульф) на Васильевском острове, сразу, как она появилась в Петербурге, и остановилась у брата мужа. В свете поговаривали, что Пушкин рассказал ей не только о планах по Михайловскому, но и о скандале в семье. А посему Н.Н.Гончарова имела повод упрекнуть Евпраксию о гибельном для Пушкина её молчании о дуэли.
Всё, что П.А.Осиповой-Вульф удалось сберечь, находится в музее Пушкина в Михайловском, в том числе, автолитография Ф. Бруни «Пушкин в гробу». Некоторые пишут, что в фондах музея есть рукописи lV и V глав (копии), что удивительно - V глава была Пушкиным утеряна. И, что удивительно, неожиданно нашлась у П.А.Осиповой-Вульф после её смерти.
В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать, Надежду Осиповну Пушкину.
В 1837 году, 27 января в 16:30 (в сумерках уже), в окрестностях Петербурга, на дуэли Пушкин был смертельно ранен. Раненый Пушкин сделал выстрел, но не убил злодея. Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету (рояль в кустах), которую послал старший Геккерн.
29 января мученик скончался.
После отпевания 1 февраля, через три дня после смерти в церкви Петербурга, гроб с телом простоял в подвале церкви еще три дня, потом три дня ушло на бюрократию и дорогу до Псковской губернии.
Пушкин был похоронен спустя девять дней после смерти. На похоронах не присутствовали друзья и семья поэта. Пушкина хоронили чиновник по поручению царя, Александр Тургенев, Никита Козлов и «две барышни», дочери П.А.Осиповой от второго брака: Екатерина (13 лет) и Машенька (16 лет).
(Мария (27 июля 1820—19 июля 1896) и Екатерина (17 июня 1823—после 1908). Падчерицы Сашеньки Осиповой, которой Пушкин был увлечён, быть не могло: 5 февраля 1833 года она вышла замуж за Петра Николаевича Беклешова, который в то время был псковским полицмейстером. Машенька вспоминала: "Беклешов обладал «характером грубым и вспыльчивым»."
Наталья Николаевна смогла приехать на могилу мужа спустя два года. Случайно, наверное... К отцу Пушкина по дороге заграницу не заезжала, о чём он печалился - хотел повидаться с ней и с внучатами.
В наши дни кажется странным, что друзья, любившие Пушкина, не отправились проводить его в последний путь. По традициям XIX века основным моментом прощания с усопшим считался обряд церковного отпевания, а не момент погребения.
Некоторые пишут, что "6 февраля 1837 г., друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина." Это удивительно...чего только не придумают друзья...
________________
Иллюстрация: фото сохранившейся бывшей полотняной фабрики в Тригорском, где во время ремонта барского дома жила семья
Источники:
http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0310.shtml - "Вновь я посетил..."
https://portal.pskovlib.ru/pskov/3690- Михайловские встречи
- Псковский край
- Черейский Л.А.
https://lenarudenko.livejournal.com/337135.html - похороны Пушкина
Свидетельство о публикации №224122301636