План Д в блокадном Ленинграде

                План “Д” в блокадном Ленинграде.
   
          С самого начала Великой Отечественной Войны Ленинград стал одним из основных оборонных объектов страны, в нём были сосредоточены крупные
научные и военные предприятия, ведущие специалисты страны. Вероломство
нападения и бескомпромиссность военных  действий на территории СССР со стороны гитлеровской нацистской Германии с первых дней войны определило характер оборонительных мероприятий нашего государства. Ленинград оказался одним из первых объектов нападения немецких захватчиков. Наступление на Ленинград группа армии “Север” начала 22 августа 1941 г., ей противостояло 23 советских дивизий, но, по мнению немецкого командования, это был предел советских возможностей, однако, это было не так. Несмотря на взятие немцами Любане, Луги и Ижоры в августе, они понесли тоже существенные потери. Ставка Гитлера ставила перед командованием задачу быстрейшего соединения с финскими войсками вдоль побережья Ладожского озера и полного окружения Ленинграда. Погода сентября тоже внесла свою корректировку: затяжные дожди, размокшие дороги, по кото-рым можно передвигаться только на гусеничном ходу. Передвижение войск и доставка боеприпасов затруднялась, противник всерьёз задумался о целесообразности молниеносного штурма города. Ставка нашего командования и Сталин предписывали оборону Ленинграда до последней возможности, а при ухудшении положения предпочтение отдавать интересам армии и её вывода. Неадекватность действий военно-политического руководства Ленинграда заставило руководство страны командировать в город высших должностных руководителей в виде Комиссии Государственного Комитета Обороны. Комиссия, к сожалению, не улучшила положения обороны города, но определила три основных направления жизни осаждённого города: эвакуация предприятий и населения, обеспечение войск и населения продовольствием и боеприпасами и оптимизация органов военного управления. Эти три основных направления и стали основными на весь период обороны города. А ситуация под Ленинградом всё более ухудшалась. Сталин в телеграмме Комиссия ГКО писал, что если так будет всё продолжаться, то город будет сдан идиотски глупо и советские дивизии попадут в плен, создаётся впечатление, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке. Также Сталин просил Комиссию информировать его о деятельности тогдашних командующих военным округом и фронтом Попова М.М. и сменившем его Ворошилова К.Е. Всё складывалось так, что не исключалась возможность сдачи немцам города. В связи с этим надо было применить специальные меры по тогдашнему времени: формирование четырёх агентур НКВД и подполья для продолжения борьбы с врагом. 10 сентября в город прибыл новый командующий фронтом Жуков Г.К., а 13 сентября с особой миссией в город прилетает заместитель наркома внутренних дел Меркулов В.Н. для проведения подготовительных мероприятий на случай сдачи города немцам. В специальном мандате ГКО указывалось, что ему и секретарю Горкома партии Кузнецову А.А. поручается проверить подготовку взрыва и уничтожения предприятий, важных сооружений и мостов в городе на случай вынужденного отхода наших войск и сдачи немцам города. Так появился, мало кому известный  даже в наше время, совершенно секретный “ План “Д”.
      В рамках  проекта “Архивы Большого Дома” совсем недавно были опубликованы несколько печатных материалов из архивах Управления Федеральной службы безопасности России, из рассекреченных материалов военного времени, в том числе и “План “Д”. В газете “ Известия” в наше время была опубликована сенсационная статья “Ленинград мог взлететь на воздух каждую

      - 2 -
минуту”, в которой из-за недостатка подлинного материала излагались неверные сведения по этому вопросу, в 1997 г. в газете “СПб ведомости” было напечатано опровержение этого материала, но не раскрывалась суть этих событий. И только в настоящее время эти события стали достоянием жителей нашего города, хотя, после полного снятия блокады города в 1944 г. все эти материалы были собраны и уничтожены, осталась только одна папка с 79-ю документами по  “Плану “Д”, говорить о наличии полной информации по этому вопросу преждевременно.
      Наступление немцев 9 и 27 сентября не принесло должных результатов, а
потеря более 60 тысяч солдат, несколько изменила планы врага: переход к позиционной войне. Непосредственная угроза городу на некоторое время ми-новала и органами НКВД в течении двух недель был разработан детальный план специальных мероприятий по выводу из строя важнейших объектов города. По этому плану в 16 районах города создавались тройки в составе первого секретаря райкома ВКПб, начальника районного отделения НКВД и представителя инженерных частей РККА по назначению Военного Совета фронта. Все эти тройки определяли предприятия на территории района, подлежащие
уничтожению в случае вынужденного отхода советских войск. На каждом таком предприятии создавались свои тройки из директора, секретаря парткома и начальника секретного отдела. Эти тройки определяли объекты,
подлежащие выводу из строя. Уничтожение объектов предполагалось проводить либо методом взрыва, для чего надо было готовить подрывников, и механическим путём – кувалдами и топорами, отрабатывались также секретные
способы оповещения непосредственных исполнителей и определялось необходимое время для этих действий. Общее руководство этими работами осуществляли секретарь горкома ВКПб Кузнецов А.А. и начальник УНКВД ЛО Кубаткин П.Н.
Сигнал об уничтожении объектов должен был дать Кузнецов А.А. по
телефону или письменно районным тройкам, а контролировать выполнения возлагался на ответственных работников НКВД. На октябрь 1941г. выводу из
стоя подлежали 380 предприятий города, из них наиболее важные – 250 под-лежали уничтожению в первую очередь. Все корабли военного флота, торговые, промысловые и технические подлежали уничтожению методом взрыва на акватории фарватеров в районе Кронштадт – Ленинград. Уничтожение мостов обеспечивали воинские части. Такой план был утверждён 15 сентября 1941г. Военным Советом Ленинграда.
     В общем-то, такие мероприятия были стандартной мерой в отношении всех городов страны в период войны, однако, ленинградская блокада и героизм населения в осаждённом городе, желание сохранить любимый город даже ценой собственных жизней никак не мог быть совместим с подобными мероприятиями. Это понимали и организаторы этих вынужденных мероприятий и, опасаясь противодействия со стороны  населения города, всё велось в строжайшей тайне. Недаром на самой папке с “Планом “Д” стоит гриф “Хранить наравне с шифрами”. Выше этого грифа по степени секретности вообще
не существует.
    Повышенная секретность этих мероприятий имела и свои отрицательные стороны. Почти во всех районах города отсутствовала договорённость между предприятиями, райкомами ВКПб и системами “Ленэнерго”, АТС, водопроводом. Не было также взаимодействия между руководителями предприятий и частями Красной Армии, отсутствовала надёжная проводная и радиосвязь. А наибольшей проблемой при этих мероприятиях было отсутствие необходимого количество взрывчатых веществ и обученных подрывников. Всё это ставило
под угрозу само выполнение этого плана. По архивным немецким мате-риалам командование Вермахта знала об этих проводимых в осаждённом городе мероприятиях и выпустила листовку с обращением к населению города.

- 3 -
В ней говорилось, что “ваши фабрики и заводы обеспечивают населению работу и пропитание, не поддавайтесь на пропаганду, не уничтожайте их, со-
биритесь с силами и сами охраняйте свои дома, предприятия и склады, со-противляйтесь преступным поджигателям и взрывателям, а если вы позволите их уничтожить, то умрёте с голоду”. В заключении этой листовке они писали, что немецкие войска вам не враги, а враги большевизму. Конечно, это был обман, мы хорошо знаем как миллионы не в чём неповинных людей в фашистских застенках были безжалостно уничтожены, однако, здесь просматривалась одна мысль: желание немцев сохранить заводы, предприятия и дома осаждённого города после его взятия. Это никак не укладывалось в официальные высказывания Гитлера о полном уничтожении города. Из немецких архивах после войны стало известно, что под Гатчиной размещалось специальное немецкое подразделение, которое после взятия города должно будет восстанавливать разрушенное хозяйство. В национальном архиве США хранятся документы немецкой 18 армии, которая штурмовала Ленинград. По этим документам следует, что особого разрушения города не планировалось и после захвата города специальные немецкие подразделения должны были всё восстановить и обязательно использовать промышленный потенциал города, сохранить работоспособное население. Значит, немцы не собирались уничтожать город, а намерены его восстанавливать, а заявления Гитлера не более как агитация населения к быстрейшей сдачи города и всё.
    Однако, работы по ликвидации важнейших объектов города продолжались. На конец августа 1941г. в справке Кузнецова А.А. по выполнению “Плана ”Д” указывалось, что в 16 районах города готовятся к уничтожению 270 предприятий, 160 электрических подстанций, 1028 паровых котлов, 56 паровозов, 40 строящихся судов, 143 машины хлебопечения и 24960 единиц механического оборудования, всего 58510 объектов. Подрыву подлежат 4925
единиц, а механическому уничтожению – 53585. Для выполнения подрыва требуется 30250 тонн взрывчатки, в наличии – 21263 тонны, электрозапалов 1395, а в наличии 154.
    Бригады НКВД, подбирая рабочих-подрывников, заботились, чтобы их семьи были обязательно эвакуированы из города, чтобы они могли “лучше и полнее” выполнить свои обязанности, не опасаясь за свою безопасность. Руководители отдельных предприятий отказывались выполнять специальные мероприятия, т.к. всецело были заняты эвакуацией предприятий или выпуском продукции. Наибольший интерес Меркулова В.Н. был направлен на готовность органов к пресечению любых попыток сопротивления населения по выполнению специальных мероприятий, не принималась также и инициатива некоторых руководителей, предлагающих начать ликвидацию объектов не дожидаясь сдачи немцем города. Конечно, шило в мешке не утаишь, и кое-что проникало всё-таки в население города, поэтому органы НКВД орга-низовывали охрану объектов из особо проверенных рабочих.
     Руководство трампарка им. Коняшина совместно с партийным комитетом
по собственной инициативе намеривалось провести работы по уничтожению подвижного состава, но эта инициатива была отвергнута районной тройкой.     Октябрьская железная дорога в начале войны состояла из трёх участков: московского, финляндского и городского. Основным был финляндский участок, он перевозил  грузы на станцию “Ладожское озеро”, а оттуда баржами они отправлялись на Большую землю. Катастрофически не хватало вагонов, при ежедневной потребности 500 вагонов, подавалось не более 100, эвакуация предприятий города затягивалась. По “Плану “Д”  все оставшиеся на путях вагоны к назначенному времени подлежали сжиганию, для чего должны были привлечены все железнодорожники. На большинстве предприятий города
скопилось много сырья, металла и другого ценного оборудования. Его надо

    - 4 -
было либо срочно эвакуировать, либо готовить к уничтожению. Например, в трампарке им. Володарского решали, что делать с 1000 парами валенок, а в ЦВРМ и трампарке им. Леонова уже 70 тысяч пар валенок, а также телогрей-ки и тулупы. На Мелькомбинате  им. Ленина по плану был ограничен  ежед-невный запас муки до 100 тонн и не смогли решить вопрос с уничтожением его в случае необходимости, т.к. муку нельзя сжечь или взорвать, нужна специииальная зажигательная смесь, которой на комбинате не было. Усиленно создавались учебные пункты по подготовки подрывников. Трампаркам переданного количества взрывчатки было достаточно, т.к. вагоны подлежали сжиганию, а для подрыва зданий были подготовлены из числа рабочих свои подрывники. Намеченное к ликвидации Трамвайно-Троллейбусное Управле-ние, как и Дом Радио должны быть выполнены бойцами подрывного отдела МПВО. Все работники, выполняющие спецмероприятия по подрыву предприятий,
были переведены на казарменное положение. Вообще, все предприятия и различные объекты, подлежащие уничтожению в городе, разделялись на две очереди. В первую входили военные объекты, ведущие заводы и пред-приятия, “Водоканал”, “Ленэнерго” и подстанции, а во вторую – райкомы ВКПб, городской транспорт, рельсовое хозяйство. Однако, при разработки планов со стороны руководителей предприятий все-таки ставились вопросы, что не до конца надо уничтожать, ибо восстанавливать будет очень сложно, т.е. надежда на победу наших войск всё же была и даже со сдачей врагу Ленинграда ещё не означало поражение советского народа в войне. Со всех работников, принимавших участие в этом плане, брались письменные рас-писки, что ни при каких условиях эти сведения не могут быть преданы гласности. Даже в наше время некоторые ныне живые участники этих событий категорически отказываются давать сведения о тех днях, ссылаясь на подписку.
     Анализируя сегодня ситуацию тех дней получалось, что военнопромышленный корпус города в течении длительного времени не использовался ни в
городских, ни в общесоюзных интересах, а этот “План “Д” ещё более усугублял
положение, вообще нацеливая на уничтожение всего ценного в городе, в том
числе и продовольствия, которого тогда так не хватало в блокадном городе.    Население города тогда жило (или выживало) другими проблемами, направленными на возрождение, на сохранение, тщательно оберегая все имеющееся. Воистину “единство и борьба противоположностей”, как один из основных
философских постулатов жизни.
     В феврале 1944 г. после полного снятия блокады все материалы по “Плану
“Д”, были собраны и уничтожены, на предприятиях города такие планы не хранились, вот почему при составлении книг  “Ленинградский трамвай 1941 - 1945” по материалам Архива ГУП “Горэлектротранса”, а также “Фронтовой трамвай” тогдашнего начальника Управления ТТУ Сороки М.Х. ничего не упоминается об этих мероприятиях.
    Конечно, не всё здесь ясно до конца, но теперь это уже история и мы, живущие ныне в этом прекрасном городе, благодарны этой истории и тому, что всё случилось так, а не иначе.

                Материал подготовил  Львов Ю.М. 04.07.06


Рецензии