Москва - третий Рим. Капкан Ватикана
Последнее семя Палеологов
Сегодня это прозвучит несколько сомнительно, но в далёком XV веке мировоззрение и реальная обстановка в мире были не такими, как нам рассказывают в официальной версии истории. К примеру, нам со школы вдалбливали в голову, что угрозу для могучей Древней Руси неизменно несли народы востока и юго-востока.
Что жили там сплошь плосколицые узкоглазые кочевники, безнаказанно грабившие несчастную Русь. Однако изучение никем не скрываемых фактов зачастую вносит некоторый сумбур в стройную историческую парадигму. Молекулярная история, основанная на изучении генома человека, свидетельствует: Северное Причерноморье и Приазовье являются территориями распространения ранних славян.
Рекомендую к прочтению по теме статьи: «Аборигены Русской равнины — кто они?» и «Корни генетического древа славян».
И отношения с жителями южнорусских степей в различные периоды отличались, мирные времена чередовались с взаимными военными походами. То, что мы сегодня имеем в учебниках, было написано и подредактировано уже во времена династии Романовых, а отшлифовано в советское время. У каждой эпохи были свои резоны так поступать, я писал об этом в статье «Как сочиняли историю государств».
Так вот, в интересующее нас время отношения Русского царства и Османской империи были вполне ровными. К тому существовало несколько причин, но речь пока не о них, а о событиях, последовавших после падения Византийской империи в 1453 году. После взятия Константинополя османы не собирались останавливаться и продолжили экспансию через Балканский полуостров в замершую от ужаса Европу.
Надо особо выделить тот факт, что, низвергнув последнего византийского императора династии Палеологов, оттоманы предельно внимательно отнеслись к наследию византийского трона. Все, кто имел маломальское отношение к правившей династии, выслеживались и уничтожались. За 30 лет охоты в живых остались лишь брат Андрей и сестра Зоя родного брата императора. Их взял под опеку и охрану Римский папа.
Боевые действия против Оттоманской империи у западных королей получались не особенно, успех способствовал туркам, и Европа понемногу им покорялась. Тенденция была прескверная, и Рим выбился из сил, организовывая отпор очередному нашествию с востока. Самым лучшим вариантом, по единодушному мнению римских кардиналов, было стравить восточных правителей между собой, что могло ослабить натиск османов на запад.
Мысль была чудо как хороша, но до сих пор все попытки заполучить себе в верные вассалы русских великих князей не достигали нужного эффекта. Напротив, как правило, дело обычно заканчивалось новым совместным походом востока против запада. Но в этот раз всё могло получиться, ведь у понтифика на руках были сильные козыри. Во всяком случае, он так думал.
Капкан для великого русского князя
Тут и пригодилось Риму последнее семя Палеологов. Доподлинно зная родословную правящей династии Рюриковичей, римские иерархи вознамерились поставить ловушку Ивану III Великому, рассчитывая на его честолюбие и гордыню. Как известно, люди чаще всего судят о других по собственным лекалам и тайным желаниям.
Великому князю православного государства, поднимающегося на осколках Великой Скифии и Золотой Орды, предложили примерить на себя роль главы и защитника православного мира. Который в этот самый момент подвергался поруганию Османской Порты. А чтобы создать легитимность требуемых действий, предлагали взять в жёны последнюю уцелевшую принцессу из рода византийских императоров — Зою Палеолог.
Вопреки ожиданиям римских интриганов, русский князь отреагировал на лестное предложение весьма прохладно. Невест ему и в Отчизне хватало, а связывать себя узами обязательств с западным миром Ивану III претило. Своих забот невпроворот, недосуг Европу спасать. Однако понтифик не унимался, и переговоры о сватовстве продолжались около трёх лет. В итоге приданное и другие преференции сделали своё дело, и князь согласился.
Считаю полезным вспомнить о подобных попытках перетягивания русской элиты в стан католичества, а конкретнее — о наделении титулом короля Руси Ярополка Изяславовича в 1075 году и галицко-волынского князя Даниила Романовича в 1253 году. В первом случае булла Римского папы не была обнародована на Руси вообще, а во втором не дала князю Даниилу никаких преимуществ. Но позже стала поводом для захвата русских княжеств Польшей.
В данном случае ставки были подняты, по замыслу Рима, на новую высоту. Послом католического престола был кардинал Виссарион, удостоенный высокого звания за реализацию идеи объединения католической и православных церквей под властью Рима в Унию 1439 года. Продолжением славных дел учёного грека должен был стать спасительный брак князя Ивана и Зои Палеолог.
И вот, когда дело у них почти сладилось, вдруг обозначилась неразрешимая проблема: на Руси в то время не хотели терпеть совершенно никакого, даже малейшего напоминания о западной церкви, справедливо считая именно её источником многочисленных бед и страданий русского суперэтноса. Имя принцессы — Зоя, по мнению православных русских иерархов, явно относилось к прогнившему Западу, а посему было неприемлемым.
Виссарион проявил недюжинную гибкость ума и предложил впредь именовать невесту Софьей, что и было принято высочайшими переговорщиками. Можно не сомневаться, что мнением самой носительницы имени, титула и права наследования Константинопольского трона никто из договаривающихся сторон не озаботился. Быть тебе отныне Софьей, аминь. Так последняя из женской ветви Палеологов и въехала в Москву.
Бомба замедленного действия
Сложно себе представить, будто римские интриганы, играя свои политические партии, не заложили двойной, а то и тройной замысел. Женитьба великого русского князя должна была возмутить турок, ревностно следивших за появлением любых претендентов на византийский трон. Что с большой долей вероятности могло вылиться в вооружённое противостояние Порты и Москвы, давая европейским столицам передышку в борьбе с османами.
К великому изумлению Рима, турки вообще никак не отреагировали на брак Ивана III Васильевича с византийской принцессой. Отойдя от настигшей их оторопи, ушлые кардиналы двинули следующую фигуру и в Москву с визитом отправился брат Зои-Софьи Андрей. Милостиво принятый далёким восточным родственником он без обиняков указал московскому князю на известный нюанс наследования прав на трон по мужской линии, считающейся главной по отношению к женской.
Другими словами, несмотря на удачную женитьбу (по мнению Андрея) великого князя, его права на титул византийского императора существенно младше, чем права Андрея Палеолога. Но если великий князь желает сам властвовать и владети, то прямой наследник Константинопольского трона и славы может продать своё первенство. Право слово, по-дешевке, исключительно движимый родственными чувствами.
В Риме с замиранием сердца следили за развитием событий в Москве. Уж такого посягательства на права ромейских цесарей в Константинополе не смогут игнорировать! Иван III и тут порушил все коварные планы римских змей. Он совершенно не заинтересовался щедрым предложением наследника. И больше того, когда заносчивый выскочка принялся утомлять русского государственного мужа своим суесловием, то был выдворен за пределы.
Турки, наследники Оттомана, не считали Ивана III Васильевича своим врагом, и он знал это, соглашаясь на партию с византийской принцессой, но играть в чужие игры не собирался. Виртуальный титул, тем временем, потеряв всякую ценность для католического Рима, был продан Андреем уже самостоятельно французским монархам. И вот тут турки показали свою ярость! Франция на многие десятилетия стала врагом номер один для османов.
Риму пришлось приложить немало усилий и испытать унижений в попытках уладить скандал с проданным титулом. А Русское царство благополучно и мирно существовало с могучей Османской империей ещё долгие годы. После смерти Ивана III начатая игра продолжилась на другом поле. История с преемственностью Византии всплыла уже не прямо, что было бы слегка навязчиво, а опосредованно.
Вывел её в свет неизвестный ничем ранее монах псковского Елеазарова монастыря Филофей в своём послании к великому князю Василию III. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Москва — третий Рим, провозгласил псковский монах, и его голос был радостно подхвачен польско-литовской партией при Московском дворе. Но и тут их ждала осечка — великий князь не заинтересовался новой концепцией.
Видимо под действием обстоятельств непреодолимой силы, очередной русский правитель вскорости скоропостижно скончался, оставив после себя молодую жену Елену Глинскую и двух малолетних сыновей Ивана IV и Юрия. Регентство царственной мамы под чутким руководством её многочисленных литовских родственников, оставило у будущего правителя Руси глубокий след.
Воспитанный в традициях малороссийской (униатской) церковной традиции, он инициировал начало изменений в православном обряде, особенно ярко выразившееся во время Стоглавого собора. В ранние свои годы Иван IV перенёс акцент военных действий на юг и юго-восток, с успехом противостоя татарским ханам. При этом избегая прямого конфликта с Османской Портой.
Что особенно интересно, турецкие султаны также не стремились к большой войне с русским великим князем и царём. Единственное прямое значимое участие состоялось в решающей битве при Молодях, где крымско-османские войска были наголову разгромлены меньшим по численности русским отрядом. А вскоре Иван Грозный изменил вектор приложения военных усилий снова на запад, благодаря чему впал в немилость польско-литовской партии у трона.
Тем, кто желает подробнее ознакомиться с историей противостояния Ивана IV Васильевича за трон Золотой Орды, рекомендую серию моих статей в разделе «Эпоха Грозного царя».
Внутренняя оппозиция вступила в прямой конфликт с царём, попав под каток репрессий, который теперь называется термином с негативной окраской «опричнина». Благодаря усилиям современных учёных мы точно знаем, что и сам царь, и его сын были отравлены, то есть погибли от обстоятельств непреодолимой силы, как и отец, и дед его. А к власти посредством оккупационных сил была приведена новая правящая династия Романовых.
Послесловие
Концепция «Москва — третий Рим» была реанимирована из небытия, отряхнута, отчищена и выставлена за главную российскую идею. Миссия, место России — быть хранительницей всего православного мира, подхватить из рук рыцарей-крестоносцев упавшее знамя защитников христианства. Идея не мытьём так катаньем прорваться в Константинополь властвовала умами многих правителей из династии Романовых.
Ради этого, в том числе, была реализована реформа церкви патриархом Никоном по униатскому малороссийскому образцу. Ради этого Российская империя влезала во все европейские войны, прикрываясь идеей славянского братства, оформленной чуткими иезуитами. Сколько напрасных жертв, средств и утраченных возможностей было положено на алтарь тщеславия. Мудрость Рюриковичей лишь отсрочила этот горестный путь...
Рекомендую к прочтению по теме статьи: «Неожиданная миссия иезуитов в России» / «Кто продал Россию полякам в Смутное время?» / «Хроника династии Романовых».
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.
Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.
Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: (https://dzen.ru/a/YDaRFh56tCm6-BhZ)Добро пожаловать или посторонним В
Рекомендую: в издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии», а в издательстве Ridero стала доступна отредактированная версия моей книги «Вера наших предков. Неизвестные страницы»
Свидетельство о публикации №224122300317
Василий Рябов Слабов 23.12.2024 08:43 Заявить о нарушении