Светский раут - смесь французского с нижегородским
Засиделась я в он-лайне. А тут приятельница пригласила в Центральный Дом Ученых - выйти «в свет» и заодно концерт в честь Дунаевских отца и сына послушать там же в концертном зале.
Я, да, впервые, в предвкушении прикоснуться к настоящей аристократической старине входила в старинный особняк, принадлежавший когда-то Александре Ивановне Коншиной, предпоследней его владелице и позже — стат-советнику Путилову, которому не удалось пожить в таком прекрасном архитектурном творении. Еще ЦДУ на Пречистенке называют Дом со львами, потому что скульптуры львов украшают пилоны центральных ворот дома.
До начала концерта было еще уйма времени. Мы с приятельницей — большой любительницей истории пошли по залам и коридорам сего очага науки и культуры. Приятельница со знанием дела тихонько щебетала мне про историю этого культового места: про то, что когда-то в конце XYIII века это была усадьба московского военного губернатора Ивана Архарова, который возглавлял московский гарнизон. А его супруга устраивала светские приемы... что в 1818 году его купил князь Нарышкин, который являлся дядей Наталье Николаевне Гончаровой и был посаженным отцом невесты на свадьбе «солнца русской поэзии» Пушкина. ...А с 1865 г. усадьба уже принадлежала фабриканту-миллионеру Ивану Коншину.
После смерти Коншина его супруга, хоть и жила в уединении в окружении невероятного количества кошек, но в 1910 году решила перестроить дом с большой роскошью в стиле русского неоклассицизма по проекту архитектора Гунста, который использовал мрамор из Италии.
15 комнат особняка были отделаны богато и изыскано. Везде картины, канделябры, зеркала, вазы, красивая мебель и, конечно, скульптуры итальянских и греческих богов, - все из Парижа, о чем имеется специальная пометка. В особняке были все технологические новшества того времени - электричество, водопровод, канализация, специальные системы вытяжки, включая отдельные подогревали. И еще был зимний сад — любимое место отдыха хозяйки.
Я мало обращала внимания на показательные комментарии знающей приятельницы, меня восхищали продуманное устройство дома и изысканное убранство. Хотя я уже прекрасно понимаю, что от настоящего в нем остались только огромные зеркала, которые встраивались вместе с возведением стен, лепнина, которая не наклеивалась на потолки, подобно тому, как делают сегодняшние «новые русские», а строилась вместе с потолком, и местами паркет с необычным очень символическим рисунком. И тем не менее, даже с реставрацией и подделками, этот особняк не может не восхищать. Я шла по длинным и извивающимся коридорам, залам и комнатам и представляла жизнь его обитателей.
После моего годового изучения реальной истории, которую мне посчастливилось найти у Сандры Римской (https://sandra-rimskaya.livejournal.com/), я совсем не обращала внимания на слова моего приятельского гида, я пыталась понять жизнь армейских людей, - тех, кто построил такие дома и кому они принадлежали по праву, как и все государство, которое было на всю эту планету, потому что по очень похожим домам и залам я ходила и в Риме, и в Стокгольме и даже в Токио.
- В 1916 году дом купил действительный статский советник Путилов, – продолжала моя приятельница. - Но после революции по распоряжению Горького здесь создали Дом ученых.
- Да ты же совсем не слушаешь меня! - возмущенно посмотрела на меня она и добавила, - Кому я говорю?! Ты же опять вступила в какую-то секту альтернативщиков...
Я отмахнулась от нее, - отстань. После пары безуспешных попыток объяснить этой образованной и возрастной даме всю мистификацию ее экскурсионного бреда я перестала обращать на нее внимание: мы с ней в разных мирах, и ее двери закрыты наглухо.
И тут мы подошли к главной зале особняка, оттуда запахло съестным. Оказывается теперь здесь располагается столовая-ресторан. Мы взяли по тонюсенькому бутерброду с полоской семги и чай. Оглянулись, - везде занято: «ученый» народ кучно сидел за столами, поставленными почти впритык друг к другу и употреблял водочку, реже — коньячок под те же бутерброды.
Где-то заиграла музыка.
Пойдем, - потянула меня приятельница на музыку, - там еще один большой зал. Там сейчас будут танцы.
Танцы?! В Доме ученых?! О, это событие никак нельзя пропустить. Что же там будет — вальсы, мазурки... Не успели мы войти, как мою знакомую пригласил какой-то кавалер, совсем не во фраке, на танго под современную песню.
Танцующих было человек тридцать, в основном, женщины преклонного возраста и несколько мужчин. Похоже, все они уже были здесь не первый раз, поскольку здоровались и улыбались друг другу. Вона оно что! Теперь здесь устраивают танцы для пожилых. Я с трудом рассматривала рисунок на паркете, густо залитом толстым слоем лака. Из старины здесь были только большие зеркала от потолка до пола, к которым то и дело подходили дежурные женщины такого же возраста и отгоняли от них уставших от танцев гостей, чтобы они не оставляли отпечатков потных пальцев на дорогом стекле. На дежурных никто не обижался, потому что музыка сменялась с медленной на быструю, и все бежали в круг потанцевать под песню «Танец маленьких утят»... Да, та самая - «Мы теперь утята! И как прекрасно на свете жить!». Потом заиграли кадриль, которая «старинная, сердечная». Женщины быстро перегруппировались на кадриль. Потом почему-то пошел греческий танец «Сиртаки», - все в круг. Моя приятельница с какой-то женщиной буквально подхватили меня за руки и втащили в этот круг: - Танцуй! Ты же танцевала в молодости!
Я слегка ошалела от такого переворота. Только что я смотрела на канделябры, картины, гобелены и представляла утонченную светскую жизнь бывших хозяев этого прекрасного особняка... И вот я в кругу отрывающихся по-полной под глупые песни крепко употребивших теток и каких-то затрапезных мужичков. И это все где?! В старинном особняке! Нет, такое возможно только в Доме ученых и только по указанию самого Горького. Какая ярчайшая живая, наглядная иллюстрация, какое неоспоримое доказательство всех постов Сандры (Римской)!
Чести ради, дамы в длинных платьях и один мужчина во фраке все же появились на этом «балу сатаны». Они стали фотографироваться, делать селфи со всеми подряд. Я быстро схватила свой мобильник. Где и когда я еще увижу такое представление?! Невообразимо! Оказывается, это были переодетые престарелые артисты, изображающие светских дам. Они обмахивали веерами свои невероятные декольте и из под густого грима неестественно улыбались в камеры. О, нет! Это не достойно бала сатаны. Это что-то запредельное. Это та самая «смесь французского с нижегородским»! Я стала неудержимо смеяться. Приятельница поняла мой смех по-своему и сказала: «Ну вот, а ты все сидишь в своем компе, - надо в люди выходить, в свет!».
Апофеозом моего выхода «в свет» был сам концерт. Пели песни на музыку Дунаевских - отца и сына, Исаака и Максима. Народный артист, композитор, дирижер, лауреат двух Сталинских премий (!), «король легкого жанра»... а с сыном вообще аналог семейства Штраусов.. каких только эпитетов не звучало со сцены. «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер...!», - подпевал весь зал. И, конечно, «Капитан, капитан- улыбнитесь!». А еще «Дарагие маи масквичи» взрывались аплодисментами и кричали «Бис!». Приятельницу несколько расстроили сильно разошедшиеся разгоряченные от алкоголя и после танцев соседки. Особенно одна, выкрикивающая что есть мочи - «Широка страна моя родная». Но хорошие сильные и молодые голоса красивых артистов компенсировали такую «мелочь». А «Пора-, пора-, порадуемся..», которую спели три молодых красивых певца из ансамбля Росгвардии и «Россия», вообще взорвали зал.
В общем, праздник в «эпицентре культурной и научной жизни страны» удался!
На выходе я спросила у сотрудницы ЦДУ — бывают ли здесь заседания ученых, творческих работников, тематические секции, студии, где обсуждают идеи нового, светлого будущего, как пишет об этом сайт Дома ученых. Конечно, - ответила мне она, - это же центр культуры! А по выходным и вечерам у нас вот такие прекрасные вечера отдыха. Приходите еще.
VALA FILA
Свидетельство о публикации №224122300416