путь паломника. смиряя гордыню

1.

"И последние станут первыми, " - периодически крутилась  в мыслях цитата их Еванглие , пока я ехал в  плацкартном вагоне  в хвосте поезда. Что ж, сам так выбрал. Ирония имела место быть, да. Не смотря на то что хвост состава изрядно мотало на поворотах в  снегопады это казалось лучшим вариантом  путешествия.  Выдалась возможность сгонять  на длинные выходные в столицу, в гости к сестре.

Тридцать первое  путешествие цикла "Путь паломника" началось весьма эпично..Я загрузился в поезд почти в полночь. На мое спальное месте на верхней полке справа  припарковался левый пассажир, но я смиренно не стал его будить и лёг на свободное место снизу. где вздремнул часа четыре. Потом меня бесцеремонно разбудили с требованием освободить место проводник с новой пассажиркой  и я вновь проявил себя примерным христианином - второй  раз попробовал занять свободное место на верхней полке слева, над мирно спящей женщиной с ребёнком. Именно над ними  должен был изначально размещаться левый пассажир, который тем временем беззаботно  похрапывал ни сном ни духом не ведая  забот.

Нам всегда даётся возможность выбора модели поведения и я воздержался от претензий ко брату во Христе. Зачем нагнетать и тратить свои нервы? А вот моя сестрёнка, которая приехала  встретить меня с поезда, в ответ на рассказ про левого пассажира с моим мнением не согласилась. Она с удовольствием прочитала бы наглецу, превысившему свои полномочия, лекцию по системно-векторной психологии для вразумления. Но кто мы такие, чтобы читать проповеди ближним нашим ?

Так или иначе субботнее утро началось с обзорной экскурсии по Садовому кольцу которое являлось границей  Москвы образца шестнадцатого века. Относительно хорошо ориентируясь в центре города я наблюдал знакомые виды  настраиваясь на предстоящий день. Движение  в плотном потоке авто хаотично совершающих перестроения из ряда в ряд без включения поворотников совершенно не напрягало мою сестру за рулём  зато слегка нервировало меня.

Ровно через год после первого самостоятельного  посещения Спасо-Андроникова монастыря на Яузе, где жил и работал знаменитый  инок Андрей Рублев я вновь приехал сюда, теперь вдвоём с сестрой. В прошлый раз, прямо накануне Нового года увидеть экспозициию не удалось, теперь же все должно было получиться.

Для  максимального впечатления от экспозиции  я изрядно подготовился -  посетил за два года  более тридцати действующих православных обителей расположеных по всей территории европейской части России.

Приближением зимы
Пробуждается тяга к познанию
Путешествует Дух...

По холодку совершая прогулки
Пищу простую вкушаю
Приступаю прилежно к трудам...
Приоткрываются тайны
Постоянной  молитвой...

С первых шагов по  музею устроенному в древнем  монастыре  погружаешься  в соответствующий контекст. Иконы в полный рост обычно расположенные в храмах на расстоянии нескольких метров от наблюдателей здесь можно созерцать на дистанции в полметра. Очень мощно! Электроника смартфона не может чётко считать расстояние до изображения чтобы установить фокус - у каждой иконы есть" энергетическое поле" которое словно пульсирует! Я уже встречался с таким эффектом ранее вблизи иконы "Умиление", с которой ходили Крестные хода. Здесь же каждая икона так проявляется и все вместе они создают уникальнейший  фон!!!

В меру своих сил я рассказываю сестрёнке историю образа "Спас Нерукотворный" и сюжет иконы "Успение Богородицы" в то время как в моем  психологическом состоянии  происходит резонансные явления. Мурашки по телу волнами!
Спаса Нерукотворного я рисовал в тетради для конспектов  во время лекций. Когда мне было шестнадцать лет и я учился в электро-механическом техникуме. А про сюжет иконы  "Успение Богородицы" я  впервые подробно узнал  в Кирилло-Белозерском монастыре в прошлом году.
Первый час пролетел  незаметно.

В ожидании общей экскурсии следующий час мы провели  в кафешечке прямо на территории музея.
За  соседнем столиком у нас за спиной  расположилась потрапезничать молодая семья с двумя детьми. Две уменьшенные капризные копии представительниц московского купечества повадками и манерам чудесно дополнили аутентичный интерьер. Разве что не хватало кружевных чепцов и платьев с рюшечками.
Сестра заказала  горячий супчик и штрудель, а мне подали овсяную кашу с яблоками как это было в дни  паломничества в   Иоанно-Богословском монастыре. Я выбрал блюдо попроще, чтобы сонастроиться  на только через визуальный ряд, но через вкусовые рецепторы тоже   

Экскурсовод  Дмитрий, мужчина с окладистой седой бородой, рассказывал о православном  искусстве  обстоятельно с подчеркиванием тончайших нюансов. Заметно было , что человек с любовью относится к своей работе

И я вновь ловил резонансы возле деисусного ряда  с Кирилло-Белозерского монастыря, возле расписных досок со Спасо - Евфимьевской обители, так и возле образа Ниловой пустыни, что на озере  Селигер. Внутри меня  словно реки в местах слияния встречались  впечатления  испытанные  в перечисленных локациях с впечатлениями  полученными здесь в  музее Андрея Рублева.

На втором этаже  экскурсовод  Дмитрий  показал нам более позднюю - семнадцатого века - версию образа "Успение Богородицы" где ангел, который отсекает руки фарисею, изображён в позе фехтовальщика, этакой отсылкой к романам Дюма, которые набрали популярность позже в первой половине века  девятнадцатого  . "Д, Артаньян?" - тут мы с сестрёнкой переглянулись. "А что? Вполне возможно, что в советский период актёром сыгравшим роль знаменитого мушкетера, реально жившего в семнадцатом столетии, был выбран человек с именем Михаил, не случайно, а этакой перекрестной отсылкой к библейскому сюжету!!! Вполне в духе постмодернизма!"

Сестрёнка кайфанула  по-своему. Можно никак не  относиться к христианству как к верованию с точки зрения системно векторной психологии , однако безспорно в религии находят свои истоки ранние формы  архитектуры, живописи , литературы влияющие на социум и на психологию со всеми вместе взятыми деятелями этой сферы  в целом. Это наша культура, наша история.

Экскурсия длилась ещё  около часа, после чего мы с сестрёнкой осмотрели  второй и третий этажи экспозиции самостоятельно. Лицезрев  поэтапно технологию изготовления икон и фресковую роспись мы остановились возле образцов резьбы по камню.
Символический средневековый  "Змееборец" под определённым углом увиделся мне, как фигура человека с вставшими дыбом волосами и  венцом над ними. Расширенные  зрачки и сжатая  в правой руке трубочка стилизованная под копье  намекали Наблюдателю на момент сложного  выбора  в жизни  "Змееборца"  - употребить или воздержаться  от приёма психоактивного вещества,, выложенного  "дорожкой" в  форме змеи. Возможно созерцание данной инсталляции сподвигло апологетов  большевизма  придумать слоган :"Религия - опиум для народа!"
В дореволюционный период в России  психоактивные вещества были доступны для широких масс через сеть аптек.

Однозначно, стоило приехать и все это увидеть своими глазами. Четыре с половиной часа на территории Спасо-Андроникова монастыря пролетели незаметно. Сестра с удивлением обнаружила, что её ничуть не утомило  длительное пребывание в этом историческом месте.
 
На волне эмоционального подъёма уроки смирения полученные в поезде казались незначительными. Однако  дальнейшие события расставили акценты иначе...

2.

"Всему свое время под солнцем," -сказано в Екклезиасте. Христианские слоганы  подходят  на все случаи жизни, это да. За шесть лет трудовой деятельности в столице нашей Родины я эпизодически  посещал лишь  три храма - Всех Святых на Соколе, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на Савеловской и восстановленый Храм Христа Спасителя на Кропоткинской. Тема монастырей в ту пору  мне не откликалась.  Я придерживался внешнего  формального почитания святынь, нежели стремился к постижению  сокровенных истин...

Но все поменялось с момента увлечения  аскетическими практиками  йоги и решением через их призму взглянуть на православное христианство. Все поменялось после паломничества в  Покровский  монастырь где упокоены мощи Матронушки Московской.

Я вдруг, а точнее сразу после посещения музея имени  Андрея Рублева понял, что в столице полтора десятка действующих монастырей, а я сподобился побывать только в одном из них. И как следствие первого осознания пришло второе, что паломничество по нескольким святыням  в пределах Москвы может стать новым уникальным опытом.

Слышал я в дальних скитах
Счастья и Благополучия секрет
Смирение гордыни...

Снег подтаял и снова подмерз
Скользят по дорожке  шузы
С улыбкою Будды шествую в храм...
Слава Богу, за чудеса  Бытия!
Снова Рождественский пост...

Поднявшись в шесть утра я наметил посетить до полудня две обители  расположенные южнее Садового кольца и один монастырь в центре столицы.

Донской монастырь на Шаболовке и Свято - Данилов  на Тульской станции метро прежде входили в полукольцо оборогительных крепостей прикрывающих столицу от набегов степняков. Спасо-Андроников на Яузе, нынешний музей имени Андрея Рублева, кстати также относился к данной фортификационной системе.

Перед поездкой в Москву мне подсказал сын Кирилл, что в метро   оказывается уже двенадцать лет как можно пройти через турникеты приложив банковскую карту . А я и не знал! Все по старинке, да по старинке.
Удивительно!

Я нашёл в сети подсказки как добраться до нужных мне локаций и отправился по святым местам. Шагая по Шаболовке мне вдруг вспомнились моменты поиска работы в наружной рекламе. Семнадцать собеседований за три недели. Именно на Шаболовке располагался офис компании куда меня приняли помощником менеджера проектов со второго раза. Настойчивость сыграла свою роль.
Я вновь топал вроде как на собеседование, только теперь  с Высшим Аспектом. И шёл я не с просьбами решить мои нескладухи, а с благодарностью за поддержку.

Донской монастырь основан в шестнадцатом  веке и назван так в честь чудотворной иконы, написаниной предположительно в 1380 году Феофаном Греком. Говорят, у  иконы Донской Божьей Матери молился Иван Грозный во время  Казанского похода в 1552 году. Вот оно что! Я -то думал, почему у меня не получилось открыть в Казани массажный кабинет и студию йоги десять лет назад! Я неточно выполнил регламент! У Гуруджи во Вриндавана благословение получил, а протекцию христианского эгрегора проигнорил! Интересно, как поменяется ситуация с собственными  массажным кабинетом и йога-студий, если сначала помолиться перед списком чудесной иконы в её именной обители, а потом перед подлинником в Третьяковке? Так что в утреннем променаде мною двигала не только ностальгия и благодарность, но ещё и любопытство.

Я зашёл в храм в тот момент богослужения, когда собравшийся люд хором читал молитву. Это всегда волнительно- быть в сонастройке с братьями и сёстрами по вере. Народ ручейками потянулся на причастие и на поклонение к образу Донской Божьей Матери и к мощам святителя Тихона. Осенив себя крестным знамение я встал в очередь. Есть интересная фишка в церковном укладе, монашествующая братия время от времени подходит к образу или к мощам без очереди. Нет, не лезут, не расталкивают никого, просто встают тихонько рядом и ждут. Словно проверяя прихожан на смирение.

Между тем, очередь двигалась  и  как иллюстрация к вышесказанному такой эпизод  случился. Стоящий передо мной  субтильный  мужичек— мирянин, будто не заметил подошедшего  батюшку, к иконе прошмыгнул приложился,  после чего повернулся  к очереди и  говорит, шельмец этакий :

- А ну-ка пропустите святого отца, пропустите!

Ай, молодец! Красавчег!!! Добренький и смиренный за счёт кого?
Хотя, соррян, кто мы такие чтобы читать проповеди...

Священослужитель пожелал мне хорошего дня, словно уловил  мои паломнические  планы, далее  приложился к святыне и отчалил по своим церковным делам. Посчитав данное обстоятельство
 добрым знаком я выполнил предписаный канонами регламент и под хоровое пение акафистов последовал в трапезную.
Монастырская коврижка для паломника слаще мирянских пирожных, чтоб вы знали. Распробую лакомство позже.

Потом я обошёл монастырский комплекс включая некрополь против часовой стрелки, закольцовывая траекторию движения. Некрополь Донеского монастыря примечателен ещё  тем, что его почти не тронули при советской власти. Тоже своего рода объект культуры  , где упокоены  представители богатейших фамилий купечества и дворянства,  даже захоронения  грузинских царей присутствуют, которые продвигали  христианскую тему на Кавказе.

С оранжевой ветки метро я перебрался на серую и доехал до Тульской. Свято-Данилова обитель постарше Донской будет на три века. Нынче тут располагается резиденция Патриархии, а при большевиках здесь находился  приёмник-распредилитель для безпризорников чьи родители были репрессированы. В сети есть инфа на счет  Гоголя, который тут обрёл вечный покой,  среди плеяды  известных славянофилов. Сюда же, к мощам князя Даниила Московского ходит народ на поклонение регулярно . Что примечательно Данилов монастырь передали Церкви для восстановления ещё до распада Союза. Уникальный по тем временам случай.

Успеваю зайти в Троицкий собор обители до завершения утреннего богослужения. Братьев и сестёр  в храме не протолкнуться и так получается что место для меня нашлось в аккурат возле иконы Георгия Победоносца,, того самого чью икону наверняка рисовали с каменной   3D модели "Змееборца" из Спас-Андронникова на Яузе. Намёк однако. Осенив себя крестным знамением приложился к иконе. Послушал как поют акафисты и на выход. В цокольном этаже дверь с надписью "На исповедь". Ну как мимо пройти? Зашёл.

А тем временем утреннее богослужение завершается и я вновь оказываюсь последним в очереди на профилактическое раскаяние. Похожая на  пересказ фильма в жанре мелодрамы с элементами триллера,,  исповедь о моих сложных  взаимотношениях с женщиной  не  была принята .  Тут я вспомнил, что все обстоятельства жизни следует воспринимать как скрытые Благословения и не сильно огорчился.  Выбравшись их полумрака цокольного этажа на свет Божий, я отправился в соседний более древний храм на поклонение мощам князя  Даниила. А во рту с утра ни маковой росинки ! Заточив просфорку натощак по примеру молодой паствы и запив хлеб насущный освященной водой  под колокольные перезвоны я выдвинулся  в сторону метро.

Идея посетить Сретенский монастырь возникла прямо в моменте, потому что в иконой лавке Донской обители я купил книгу с названием "Попасть в Сретенку," что собственно и определило вектор дальнейшего движения.

И теперь, я впервые шёл по Большой Лубянке вблизи здания, где при Союзе располагался  КГБ. Специфические там флюиды в воздухе витают и поныне, надо заметить. Как-то не было необходимости раньше ходить такими маршрутами, а теперь вот топаю мимо
с оказией. В меру своих сил и способностей я собрал информацию для размышлений. "Случайно ли , у обители  расположенной почти в центре Москвы такое  название - в честь одного из больших христианских праздников?  В сети на этот счёт сказано :
"На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча». В этом  основной смысл праздника — встреча, сближение с Господом.  Считается, что подобную встречу переживает каждый верующий, например, когда впервые приходит в храм."  Или, например, когда впервые приходит в Сретенский монастырь, а ? А ведь это вновь интрига?

Как там  в Екклезиасте?
" Всему свое время под солнцем... "

3.

Высший Аспект помогает нам в развитии  осознанности множеством различных способов. Я сделал несколько скриншотов насчёт истории Сретенского монастыря и пока ехал от Тульской до Лубянки бегло ознакомился  с информацией.

Там же, в метро , я  навскидку открыл вновь приобретенную книгу. В череде букв составляющих фразу глаза  распознали собственные инициалы
"...ПОВ..."

"На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся вовек!" - первая стока тридцатого псалма включила в сознании череду инсайтов....

Смыслы переплелись изощренным узором из узлов пилигримма увиденным на потолке цокольного этажа Троицкого собора в Даниловом монастыре откуда я выдвигался в сторону Лубянки.
Ум выполнил выборку ключевых моментов.  Согласно летописям,  первоначально в 14 веке  обитель находилась в другой локации, вблизи Владимирской дороги. Соответственно Ивана Грозного после успешного  взятия Казани встречали пением псалмов  именно у стен Сретенского монастыря и царь щедро одарил иноческую братию.. Получается что?! Интуитивно,  своим спонтанным блиц - паломничеством выходного дня   я прокачиваю "казанскую тему" в своей биографии. Каким краем? Двигаясь внутри  Москвы "по историческому  следу"  Ивана Грозного я будто  получаю маленькую часть  его успеха. Плюс прошлым летом состоялось две поездки в Кирилло-Белозерский монастырь, где царь бывал трижды. Где шесть из одиннадцати храмов построены на вклады отца и сына.-  Василия IiI и Ивана IV Грозного . Так чую. Тот проект  который  когда-то не получилось осуществить в Казани, теперь может состояться!  Причём без географической привязки,  в любой локации на  территории нашего государства!

Подсказки приходят
Порой совершено случайно
Пройду прогуляюсь с утра...

Под звон колокольный
Перекрещусь, шапку сняв,
Приносят плоды размышления...
Переписывать планы пока подождём,
Поглядим, по прошествии зимы...

И ещё мысль почерпнул из  чтения скриншотов. . Вот в Москве каждый год в  августе  проводится крестный ход из Успенского собора Кремля до Сретенского собора в монастыре на Лубянке. Так? Ну и... Я постоянно ношу с собой образок Божьей Матери в нарукавном кармане зимней куртки и стало быть любое кольцевое обхождение с молитвой, коих уже сделано мной немало вокруг Садового кольца, либо Донского монастыря, как с утра сегодня, становится этаким личным "крестным ходом" на минималках. И так волен поступать любой православный, если выберет. Во славу Божью!

Вот с такими мыслями я и добрался до Сретенского монастыря, который с 17 века находиться по нынешнему адресу.
Здесь же находится духовная семинария открытая в здании бывшей среднеобразовательной школы переданной Патриархии. Возможно свою роль так же сыграло фото с  обложки книги "Попасть в Сретенку" в летнем варианте - с высоты птичьего полета монастырь похож на оазис.
Так или иначе я посетил вновь отстроенный храм и старый собор, приложился к святыням, может быть не в полной мере ещё осознавая важность данного  момента.

Из шести часов своего блиц-паломничества по трём обителям половину времени я провел внутри храмов и прошёл более двадцати двух тысяч шагов, что-то около пятнадцати километров с благодарностью к Высшему Аспекту....

"На Тя, Господи, уповах да не постыжуся вовек!"

4.

"Хлеб наш насущный даждь нам днесь..." (с)
Воскресным днем мы договорились с сестрёнкой погулять по Арбату после моего блиц-паломничества, а заодно и потрапезничать. Маленькая, но важная деталь, впервые направление променада предполагалось  от станции метро Смоленская в сторону  Арбатской - в непривычном  для меня формате. Сестра работающая руководителем проектов в сфере  ландшафтного  дизайна  привычно подмечала недостаточно аккуратную работу по украшению улицы и  ворчала:
- Почему все валяется? Где монтажники в разгар рабочего дня? Ух, я бы им устроила профилактическую беседу!
- Да, да, по всем канонам системно-вектрной психологии! - сыронизировал я тут же. Систер фанатеет по этой теме.

Невероятно танцуют снежинки
Настроение нам создавая
Наряжаются к празднику ёлки...

На Арбате с утра туристы тусят
Негр-зазывала приглашает в кабак
Ноздри щекотит пряностей шлейф..
Нормально к приёму изысканых явств
Нагулять аппетит...

Монтажников-озеленителей Арбата мы всё-таки увидели и сестра вновь возмутилась отсутствием на работягах фирменых спецовок. Мне  позабавила её реакция.

Впервые мы пришли в  ресторан к самому открытию. Поэтому нам предложили разместиться на самом шикарном месте с которого видно все особенности интерьера заведения, которому на секундочку уже тридцать пять лет.

Мы словно находились в старом грузинском  квартале Три уровня размещения посетителей, балкончики плюс кабинки стилизоаанные под эркеры домов. Бассейн с живой форелью, колесо водяной мельницы и каменные мостки. Систер живущая в Москве двадцать два года впервые оказалась в этом месте.
Так же как и в музее Андрея Рублева. Два удивления за два дня.

А какие араматы источало тончайшее  хачапури  со шпинатом и сыром. Вах!
Мы захомячили половину ещё до того как нам подали горячее.
 - Говорят,если есть рай, то рацион питания там составлен  исключительно грузинскими блюдами! - слоган от администратора ресторана  звучал почти как тост.
 Какой у них пиар, зацените. Ай, маладцы!

После изысканного обеда я подрасслабился совершенно напрасно. Сестрёнке захотелось посетить фирменный косметический магазин где одна набрала различных флаконов с парфюмерией пока я с корзиной  следовал вслед за ней между стеллажами. Далее  пакет с  подарками папе и маме к Новому году нужно было отвезти домой,  а  систер спланировала продолжить прогулку по Москве со своим другом. Я составить им компанию отказался, поскольку уже достаточно нагулялся за полдня. Склянки в пакете характерно позвякивали.

- А, что поделать в нашей семье ты мужчина !  - прозвучало, почти равнозначно, как:
-  В нашей семье ты грузчик - разнорабочий! Я невольно вспомнил реакцию сестры на озеленителей и не стал возражать. Да уж, долгое время нахождения на руководящей должности приводит к деформации личности. Но кто мы такие, чтобы читать проповеди?
Тема  смирение на фоне поста  неожиданно продолжилась.

Мечтая принять ванну  для снятия напряжения с мышц  после длительной нагрузки я зашёл в супермаркет купить пачку поваренной соли. К кассе за два человека передо  мной подошёл  подвыпивший субтильный мужичек с тремя флаконами крепкой спиртосодержащей жидкости. Одна ноль пять и две по сто.
Ситуация мне показалась смутно знакомой. Сканер на кассе считал штрих код с поллитровки, а с маленькой тарой вышла заминка. Продовец предложила мужчине обменять товар. Пока "Змееборец" - да, да я вспомнил на кого похож субъект  - бродил между стеллажами два человека передо мной оплатили покупки и свинтили с очереди . Чувак с перегаром быстренько  вернулся к кассе и успел встать передо мной. На этот раз сканер сработал нормально, но раздражение я всё-таки испытал. Склянки в его пакете звякали в точности так же, как посуда в пакете моем." Систер бы сейчас нашла   подходящий пример из системно-вектрной психологии,"- промелькнула мысль.

Я добрался до места жительства сестры в Москве, принял ванну и несколько часов поспал перед выдвижением на вокзал. Рюкзак с подарками из Москвы весил ничуть не легче набора гостинцев из Чебоксар. "А, что поделать, в нашей семье ты мужчина и грузчик - разнорабочий по умолчанию!" - вспомнились и сказанные и не озвученные  слова сестры.

Я загрузился в вагон почти в полночь.Трапеза на Арбате оказалась очень сытной, так что от  приёма пищи на  ужин я воздержался. В отсутствии левых пассажиров вскарабкался на верхнюю полку и, прежде чем пришёл сон, меня посетили мысли.

" Буквы "ХВ" над Святыми Вратами монастырей означают не только
"Христос Воскресе!", возможно они  означают эволюцию от расшифровки "Хавчик и Выпивка" к прочтению "Хлеб и Вода". Ведь именно из хлеба и воды состоит самая строгая - шестая степень - монастырского поста. Во славу Божью! "

"Хлеб наш насущный даждь нам днесь..."

Идея о возможности паломничества  ещё по одиннадцати обителям  в Москве радовала как новогодний подарок под ёлкой.   Плацкартный вагон в хвосте поезда на поворотах мотало из стороны в сторону. Что ж, сам выбрал такое. Интуитивно.

"И последние станут первыми..."






.


Рецензии