путь паломника. смиряя гордыню
"И последние станут первыми, " - периодически крутилась в мыслях цитата их Еванглие , пока я ехал в плацкартном вагоне в хвосте поезда. Что ж, сам так выбрал. Ирония имела место быть, да. Не смотря на то что хвост состава изрядно мотало на поворотах в снегопады это казалось лучшим вариантом путешествия. Выдалась возможность сгонять на длинные выходные в столицу, в гости к сестре.
Тридцать первое путешествие цикла "Путь паломника" началось весьма эпично..Я загрузился в поезд почти в полночь. На мое спальное месте на верхней полке справа припарковался левый пассажир, но я смиренно не стал его будить и лёг на свободное место снизу. где вздремнул часа четыре. Потом меня бесцеремонно разбудили с требованием освободить место проводник с новой пассажиркой и я вновь проявил себя примерным христианином - второй раз попробовал занять свободное место на верхней полке слева, над мирно спящей женщиной с ребёнком. Именно над ними должен был изначально размещаться левый пассажир, который тем временем беззаботно похрапывал ни сном ни духом не ведая забот.
Нам всегда даётся возможность выбора модели поведения и я воздержался от претензий ко брату во Христе. Зачем нагнетать и тратить свои нервы? А вот моя сестрёнка, которая приехала встретить меня с поезда, в ответ на рассказ про левого пассажира с моим мнением не согласилась. Она с удовольствием прочитала бы наглецу, превысившему свои полномочия, лекцию по системно-векторной психологии для вразумления. Но кто мы такие, чтобы читать проповеди ближним нашим ?
Так или иначе субботнее утро началось с обзорной экскурсии по Садовому кольцу которое являлось границей Москвы образца шестнадцатого века. Относительно хорошо ориентируясь в центре города я наблюдал знакомые виды настраиваясь на предстоящий день. Движение в плотном потоке авто хаотично совершающих перестроения из ряда в ряд без включения поворотников совершенно не напрягало мою сестру за рулём зато слегка нервировало меня.
Ровно через год после первого самостоятельного посещения Спасо-Андроникова монастыря на Яузе, где жил и работал знаменитый инок Андрей Рублев я вновь приехал сюда, теперь вдвоём с сестрой. В прошлый раз, прямо накануне Нового года увидеть экспозициию не удалось, теперь же все должно было получиться.
Для максимального впечатления от экспозиции я изрядно подготовился - посетил за два года более тридцати действующих православных обителей расположеных по всей территории европейской части России.
Приближением зимы
Пробуждается тяга к познанию
Путешествует Дух...
По холодку совершая прогулки
Пищу простую вкушаю
Приступаю прилежно к трудам...
Приоткрываются тайны
Постоянной молитвой...
С первых шагов по музею устроенному в древнем монастыре погружаешься в соответствующий контекст. Иконы в полный рост обычно расположенные в храмах на расстоянии нескольких метров от наблюдателей здесь можно созерцать на дистанции в полметра. Очень мощно! Электроника смартфона не может чётко считать расстояние до изображения чтобы установить фокус - у каждой иконы есть" энергетическое поле" которое словно пульсирует! Я уже встречался с таким эффектом ранее вблизи иконы "Умиление", с которой ходили Крестные хода. Здесь же каждая икона так проявляется и все вместе они создают уникальнейший фон!!!
В меру своих сил я рассказываю сестрёнке историю образа "Спас Нерукотворный" и сюжет иконы "Успение Богородицы" в то время как в моем психологическом состоянии происходит резонансные явления. Мурашки по телу волнами!
Спаса Нерукотворного я рисовал в тетради для конспектов во время лекций. Когда мне было шестнадцать лет и я учился в электро-механическом техникуме. А про сюжет иконы "Успение Богородицы" я впервые подробно узнал в Кирилло-Белозерском монастыре в прошлом году.
Первый час пролетел незаметно.
В ожидании общей экскурсии следующий час мы провели в кафешечке прямо на территории музея.
За соседнем столиком у нас за спиной расположилась потрапезничать молодая семья с двумя детьми. Две уменьшенные капризные копии представительниц московского купечества повадками и манерам чудесно дополнили аутентичный интерьер. Разве что не хватало кружевных чепцов и платьев с рюшечками.
Сестра заказала горячий супчик и штрудель, а мне подали овсяную кашу с яблоками как это было в дни паломничества в Иоанно-Богословском монастыре. Я выбрал блюдо попроще, чтобы сонастроиться на только через визуальный ряд, но через вкусовые рецепторы тоже
Экскурсовод Дмитрий, мужчина с окладистой седой бородой, рассказывал о православном искусстве обстоятельно с подчеркиванием тончайших нюансов. Заметно было , что человек с любовью относится к своей работе
И я вновь ловил резонансы возле деисусного ряда с Кирилло-Белозерского монастыря, возле расписных досок со Спасо - Евфимьевской обители, так и возле образа Ниловой пустыни, что на озере Селигер. Внутри меня словно реки в местах слияния встречались впечатления испытанные в перечисленных локациях с впечатлениями полученными здесь в музее Андрея Рублева.
На втором этаже экскурсовод Дмитрий показал нам более позднюю - семнадцатого века - версию образа "Успение Богородицы" где ангел, который отсекает руки фарисею, изображён в позе фехтовальщика, этакой отсылкой к романам Дюма, которые набрали популярность позже в первой половине века девятнадцатого . "Д, Артаньян?" - тут мы с сестрёнкой переглянулись. "А что? Вполне возможно, что в советский период актёром сыгравшим роль знаменитого мушкетера, реально жившего в семнадцатом столетии, был выбран человек с именем Михаил, не случайно, а этакой перекрестной отсылкой к библейскому сюжету!!! Вполне в духе постмодернизма!"
Сестрёнка кайфанула по-своему. Можно никак не относиться к христианству как к верованию с точки зрения системно векторной психологии , однако безспорно в религии находят свои истоки ранние формы архитектуры, живописи , литературы влияющие на социум и на психологию со всеми вместе взятыми деятелями этой сферы в целом. Это наша культура, наша история.
Экскурсия длилась ещё около часа, после чего мы с сестрёнкой осмотрели второй и третий этажи экспозиции самостоятельно. Лицезрев поэтапно технологию изготовления икон и фресковую роспись мы остановились возле образцов резьбы по камню.
Символический средневековый "Змееборец" под определённым углом увиделся мне, как фигура человека с вставшими дыбом волосами и венцом над ними. Расширенные зрачки и сжатая в правой руке трубочка стилизованная под копье намекали Наблюдателю на момент сложного выбора в жизни "Змееборца" - употребить или воздержаться от приёма психоактивного вещества,, выложенного "дорожкой" в форме змеи. Возможно созерцание данной инсталляции сподвигло апологетов большевизма придумать слоган :"Религия - опиум для народа!"
В дореволюционный период в России психоактивные вещества были доступны для широких масс через сеть аптек.
Однозначно, стоило приехать и все это увидеть своими глазами. Четыре с половиной часа на территории Спасо-Андроникова монастыря пролетели незаметно. Сестра с удивлением обнаружила, что её ничуть не утомило длительное пребывание в этом историческом месте.
На волне эмоционального подъёма уроки смирения полученные в поезде казались незначительными. Однако дальнейшие события расставили акценты иначе...
2.
"Всему свое время под солнцем," -сказано в Екклезиасте. Христианские слоганы подходят на все случаи жизни, это да. За шесть лет трудовой деятельности в столице нашей Родины я эпизодически посещал лишь три храма - Всех Святых на Соколе, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на Савеловской и восстановленый Храм Христа Спасителя на Кропоткинской. Тема монастырей в ту пору мне не откликалась. Я придерживался внешнего формального почитания святынь, нежели стремился к постижению сокровенных истин...
Но все поменялось с момента увлечения аскетическими практиками йоги и решением через их призму взглянуть на православное христианство. Все поменялось после паломничества в Покровский монастырь где упокоены мощи Матронушки Московской.
Я вдруг, а точнее сразу после посещения музея имени Андрея Рублева понял, что в столице полтора десятка действующих монастырей, а я сподобился побывать только в одном из них. И как следствие первого осознания пришло второе, что паломничество по нескольким святыням в пределах Москвы может стать новым уникальным опытом.
Слышал я в дальних скитах
Счастья и Благополучия секрет
Смирение гордыни...
Снег подтаял и снова подмерз
Скользят по дорожке шузы
С улыбкою Будды шествую в храм...
Слава Богу, за чудеса Бытия!
Снова Рождественский пост...
Поднявшись в шесть утра я наметил посетить до полудня две обители расположенные южнее Садового кольца и один монастырь в центре столицы.
Донской монастырь на Шаболовке и Свято - Данилов на Тульской станции метро прежде входили в полукольцо оборогительных крепостей прикрывающих столицу от набегов степняков. Спасо-Андроников на Яузе, нынешний музей имени Андрея Рублева, кстати также относился к данной фортификационной системе.
Перед поездкой в Москву мне подсказал сын Кирилл, что в метро оказывается уже двенадцать лет как можно пройти через турникеты приложив банковскую карту . А я и не знал! Все по старинке, да по старинке.
Удивительно!
Я нашёл в сети подсказки как добраться до нужных мне локаций и отправился по святым местам. Шагая по Шаболовке мне вдруг вспомнились моменты поиска работы в наружной рекламе. Семнадцать собеседований за три недели. Именно на Шаболовке располагался офис компании куда меня приняли помощником менеджера проектов со второго раза. Настойчивость сыграла свою роль.
Я вновь топал вроде как на собеседование, только теперь с Высшим Аспектом. И шёл я не с просьбами решить мои нескладухи, а с благодарностью за поддержку.
Донской монастырь основан в шестнадцатом веке и назван так в честь чудотворной иконы, написаниной предположительно в 1380 году Феофаном Греком. Говорят, у иконы Донской Божьей Матери молился Иван Грозный во время Казанского похода в 1552 году. Вот оно что! Я -то думал, почему у меня не получилось открыть в Казани массажный кабинет и студию йоги десять лет назад! Я неточно выполнил регламент! У Гуруджи во Вриндавана благословение получил, а протекцию христианского эгрегора проигнорил! Интересно, как поменяется ситуация с собственными массажным кабинетом и йога-студий, если сначала помолиться перед списком чудесной иконы в её именной обители, а потом перед подлинником в Третьяковке? Так что в утреннем променаде мною двигала не только ностальгия и благодарность, но ещё и любопытство.
Я зашёл в храм в тот момент богослужения, когда собравшийся люд хором читал молитву. Это всегда волнительно- быть в сонастройке с братьями и сёстрами по вере. Народ ручейками потянулся на причастие и на поклонение к образу Донской Божьей Матери и к мощам святителя Тихона. Осенив себя крестным знамение я встал в очередь. Есть интересная фишка в церковном укладе, монашествующая братия время от времени подходит к образу или к мощам без очереди. Нет, не лезут, не расталкивают никого, просто встают тихонько рядом и ждут. Словно проверяя прихожан на смирение.
Между тем, очередь двигалась и как иллюстрация к вышесказанному такой эпизод случился. Стоящий передо мной субтильный мужичек— мирянин, будто не заметил подошедшего батюшку, к иконе прошмыгнул приложился, после чего повернулся к очереди и говорит, шельмец этакий :
- А ну-ка пропустите святого отца, пропустите!
Ай, молодец! Красавчег!!! Добренький и смиренный за счёт кого?
Хотя, соррян, кто мы такие чтобы читать проповеди...
Священослужитель пожелал мне хорошего дня, словно уловил мои паломнические планы, далее приложился к святыне и отчалил по своим церковным делам. Посчитав данное обстоятельство
добрым знаком я выполнил предписаный канонами регламент и под хоровое пение акафистов последовал в трапезную.
Монастырская коврижка для паломника слаще мирянских пирожных, чтоб вы знали. Распробую лакомство позже.
Потом я обошёл монастырский комплекс включая некрополь против часовой стрелки, закольцовывая траекторию движения. Некрополь Донеского монастыря примечателен ещё тем, что его почти не тронули при советской власти. Тоже своего рода объект культуры , где упокоены представители богатейших фамилий купечества и дворянства, даже захоронения грузинских царей присутствуют, которые продвигали христианскую тему на Кавказе.
С оранжевой ветки метро я перебрался на серую и доехал до Тульской. Свято-Данилова обитель постарше Донской будет на три века. Нынче тут располагается резиденция Патриархии, а при большевиках здесь находился приёмник-распредилитель для безпризорников чьи родители были репрессированы. В сети есть инфа на счет Гоголя, который тут обрёл вечный покой, среди плеяды известных славянофилов. Сюда же, к мощам князя Даниила Московского ходит народ на поклонение регулярно . Что примечательно Данилов монастырь передали Церкви для восстановления ещё до распада Союза. Уникальный по тем временам случай.
Успеваю зайти в Троицкий собор обители до завершения утреннего богослужения. Братьев и сестёр в храме не протолкнуться и так получается что место для меня нашлось в аккурат возле иконы Георгия Победоносца,, того самого чью икону наверняка рисовали с каменной 3D модели "Змееборца" из Спас-Андронникова на Яузе. Намёк однако. Осенив себя крестным знамением приложился к иконе. Послушал как поют акафисты и на выход. В цокольном этаже дверь с надписью "На исповедь". Ну как мимо пройти? Зашёл.
А тем временем утреннее богослужение завершается и я вновь оказываюсь последним в очереди на профилактическое раскаяние. Похожая на пересказ фильма в жанре мелодрамы с элементами триллера,, исповедь о моих сложных взаимотношениях с женщиной не была принята . Тут я вспомнил, что все обстоятельства жизни следует воспринимать как скрытые Благословения и не сильно огорчился. Выбравшись их полумрака цокольного этажа на свет Божий, я отправился в соседний более древний храм на поклонение мощам князя Даниила. А во рту с утра ни маковой росинки ! Заточив просфорку натощак по примеру молодой паствы и запив хлеб насущный освященной водой под колокольные перезвоны я выдвинулся в сторону метро.
Идея посетить Сретенский монастырь возникла прямо в моменте, потому что в иконой лавке Донской обители я купил книгу с названием "Попасть в Сретенку," что собственно и определило вектор дальнейшего движения.
И теперь, я впервые шёл по Большой Лубянке вблизи здания, где при Союзе располагался КГБ. Специфические там флюиды в воздухе витают и поныне, надо заметить. Как-то не было необходимости раньше ходить такими маршрутами, а теперь вот топаю мимо
с оказией. В меру своих сил и способностей я собрал информацию для размышлений. "Случайно ли , у обители расположенной почти в центре Москвы такое название - в честь одного из больших христианских праздников? В сети на этот счёт сказано :
"На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча». В этом основной смысл праздника — встреча, сближение с Господом. Считается, что подобную встречу переживает каждый верующий, например, когда впервые приходит в храм." Или, например, когда впервые приходит в Сретенский монастырь, а ? А ведь это вновь интрига?
Как там в Екклезиасте?
" Всему свое время под солнцем... "
3.
Высший Аспект помогает нам в развитии осознанности множеством различных способов. Я сделал несколько скриншотов насчёт истории Сретенского монастыря и пока ехал от Тульской до Лубянки бегло ознакомился с информацией.
Там же, в метро , я навскидку открыл вновь приобретенную книгу. В череде букв составляющих фразу глаза распознали собственные инициалы
"...ПОВ..."
"На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся вовек!" - первая стока тридцатого псалма включила в сознании череду инсайтов....
Смыслы переплелись изощренным узором из узлов пилигримма увиденным на потолке цокольного этажа Троицкого собора в Даниловом монастыре откуда я выдвигался в сторону Лубянки.
Ум выполнил выборку ключевых моментов. Согласно летописям, первоначально в 14 веке обитель находилась в другой локации, вблизи Владимирской дороги. Соответственно Ивана Грозного после успешного взятия Казани встречали пением псалмов именно у стен Сретенского монастыря и царь щедро одарил иноческую братию.. Получается что?! Интуитивно, своим спонтанным блиц - паломничеством выходного дня я прокачиваю "казанскую тему" в своей биографии. Каким краем? Двигаясь внутри Москвы "по историческому следу" Ивана Грозного я будто получаю маленькую часть его успеха. Плюс прошлым летом состоялось две поездки в Кирилло-Белозерский монастырь, где царь бывал трижды. Где шесть из одиннадцати храмов построены на вклады отца и сына.- Василия IiI и Ивана IV Грозного . Так чую. Тот проект который когда-то не получилось осуществить в Казани, теперь может состояться! Причём без географической привязки, в любой локации на территории нашего государства!
Подсказки приходят
Порой совершено случайно
Пройду прогуляюсь с утра...
Под звон колокольный
Перекрещусь, шапку сняв,
Приносят плоды размышления...
Переписывать планы пока подождём,
Поглядим, по прошествии зимы...
И ещё мысль почерпнул из чтения скриншотов. . Вот в Москве каждый год в августе проводится крестный ход из Успенского собора Кремля до Сретенского собора в монастыре на Лубянке. Так? Ну и... Я постоянно ношу с собой образок Божьей Матери в нарукавном кармане зимней куртки и стало быть любое кольцевое обхождение с молитвой, коих уже сделано мной немало вокруг Садового кольца, либо Донского монастыря, как с утра сегодня, становится этаким личным "крестным ходом" на минималках. И так волен поступать любой православный, если выберет. Во славу Божью!
Вот с такими мыслями я и добрался до Сретенского монастыря, который с 17 века находиться по нынешнему адресу.
Здесь же находится духовная семинария открытая в здании бывшей среднеобразовательной школы переданной Патриархии. Возможно свою роль так же сыграло фото с обложки книги "Попасть в Сретенку" в летнем варианте - с высоты птичьего полета монастырь похож на оазис.
Так или иначе я посетил вновь отстроенный храм и старый собор, приложился к святыням, может быть не в полной мере ещё осознавая важность данного момента.
Из шести часов своего блиц-паломничества по трём обителям половину времени я провел внутри храмов и прошёл более двадцати двух тысяч шагов, что-то около пятнадцати километров с благодарностью к Высшему Аспекту....
"На Тя, Господи, уповах да не постыжуся вовек!"
4.
"Хлеб наш насущный даждь нам днесь..." (с)
Воскресным днем мы договорились с сестрёнкой погулять по Арбату после моего блиц-паломничества, а заодно и потрапезничать. Маленькая, но важная деталь, впервые направление променада предполагалось от станции метро Смоленская в сторону Арбатской - в непривычном для меня формате. Сестра работающая руководителем проектов в сфере ландшафтного дизайна привычно подмечала недостаточно аккуратную работу по украшению улицы и ворчала:
- Почему все валяется? Где монтажники в разгар рабочего дня? Ух, я бы им устроила профилактическую беседу!
- Да, да, по всем канонам системно-вектрной психологии! - сыронизировал я тут же. Систер фанатеет по этой теме.
Невероятно танцуют снежинки
Настроение нам создавая
Наряжаются к празднику ёлки...
На Арбате с утра туристы тусят
Негр-зазывала приглашает в кабак
Ноздри щекотит пряностей шлейф..
Нормально к приёму изысканых явств
Нагулять аппетит...
Монтажников-озеленителей Арбата мы всё-таки увидели и сестра вновь возмутилась отсутствием на работягах фирменых спецовок. Мне позабавила её реакция.
Впервые мы пришли в ресторан к самому открытию. Поэтому нам предложили разместиться на самом шикарном месте с которого видно все особенности интерьера заведения, которому на секундочку уже тридцать пять лет.
Мы словно находились в старом грузинском квартале Три уровня размещения посетителей, балкончики плюс кабинки стилизоаанные под эркеры домов. Бассейн с живой форелью, колесо водяной мельницы и каменные мостки. Систер живущая в Москве двадцать два года впервые оказалась в этом месте.
Так же как и в музее Андрея Рублева. Два удивления за два дня.
А какие араматы источало тончайшее хачапури со шпинатом и сыром. Вах!
Мы захомячили половину ещё до того как нам подали горячее.
- Говорят,если есть рай, то рацион питания там составлен исключительно грузинскими блюдами! - слоган от администратора ресторана звучал почти как тост.
Какой у них пиар, зацените. Ай, маладцы!
После изысканного обеда я подрасслабился совершенно напрасно. Сестрёнке захотелось посетить фирменный косметический магазин где одна набрала различных флаконов с парфюмерией пока я с корзиной следовал вслед за ней между стеллажами. Далее пакет с подарками папе и маме к Новому году нужно было отвезти домой, а систер спланировала продолжить прогулку по Москве со своим другом. Я составить им компанию отказался, поскольку уже достаточно нагулялся за полдня. Склянки в пакете характерно позвякивали.
- А, что поделать в нашей семье ты мужчина ! - прозвучало, почти равнозначно, как:
- В нашей семье ты грузчик - разнорабочий! Я невольно вспомнил реакцию сестры на озеленителей и не стал возражать. Да уж, долгое время нахождения на руководящей должности приводит к деформации личности. Но кто мы такие, чтобы читать проповеди?
Тема смирение на фоне поста неожиданно продолжилась.
Мечтая принять ванну для снятия напряжения с мышц после длительной нагрузки я зашёл в супермаркет купить пачку поваренной соли. К кассе за два человека передо мной подошёл подвыпивший субтильный мужичек с тремя флаконами крепкой спиртосодержащей жидкости. Одна ноль пять и две по сто.
Ситуация мне показалась смутно знакомой. Сканер на кассе считал штрих код с поллитровки, а с маленькой тарой вышла заминка. Продовец предложила мужчине обменять товар. Пока "Змееборец" - да, да я вспомнил на кого похож субъект - бродил между стеллажами два человека передо мной оплатили покупки и свинтили с очереди . Чувак с перегаром быстренько вернулся к кассе и успел встать передо мной. На этот раз сканер сработал нормально, но раздражение я всё-таки испытал. Склянки в его пакете звякали в точности так же, как посуда в пакете моем." Систер бы сейчас нашла подходящий пример из системно-вектрной психологии,"- промелькнула мысль.
Я добрался до места жительства сестры в Москве, принял ванну и несколько часов поспал перед выдвижением на вокзал. Рюкзак с подарками из Москвы весил ничуть не легче набора гостинцев из Чебоксар. "А, что поделать, в нашей семье ты мужчина и грузчик - разнорабочий по умолчанию!" - вспомнились и сказанные и не озвученные слова сестры.
Я загрузился в вагон почти в полночь.Трапеза на Арбате оказалась очень сытной, так что от приёма пищи на ужин я воздержался. В отсутствии левых пассажиров вскарабкался на верхнюю полку и, прежде чем пришёл сон, меня посетили мысли.
" Буквы "ХВ" над Святыми Вратами монастырей означают не только
"Христос Воскресе!", возможно они означают эволюцию от расшифровки "Хавчик и Выпивка" к прочтению "Хлеб и Вода". Ведь именно из хлеба и воды состоит самая строгая - шестая степень - монастырского поста. Во славу Божью! "
"Хлеб наш насущный даждь нам днесь..."
Идея о возможности паломничества ещё по одиннадцати обителям в Москве радовала как новогодний подарок под ёлкой. Плацкартный вагон в хвосте поезда на поворотах мотало из стороны в сторону. Что ж, сам выбрал такое. Интуитивно.
"И последние станут первыми..."
.
Свидетельство о публикации №224122300467