Возражение 1. Кажется, что Бог не везде. Ведь быть

Возражение 1. Кажется, что Бог не везде. Ведь быть везде – значит быть в каждом месте. Но не приличествует быть в каждом месте Богу, Коему не приличествует быть в каком-либо месте вообще; ведь «все бестелесное, – как заметил еще Боэций, – не находится в каком бы то ни было месте»137. Следовательно, Бог не везде.
Возражение 2. Далее, время относится к последовательности так же, как место к неизменности. Но одна и та же неделимая часть действия или движения не может существовать в различные (последовательные) моменты времени; следовательно, ничто из рода неизменных вещей не может иметь одну и ту же неделимую часть, которая находилась бы в каждом месте. Затем, божественные сущности не последовательны, но неизменны. Поэтому Бог не может быть во многих местах, а значит, – Он и не везде.
Возражение 3. Кроме того, что целиком находится в каком-нибудь месте, не может отчасти находиться где-либо еще. Но если Бог находится в каком-нибудь месте, Он находится там целиком: ведь у Него нет никаких частей. Таким образом, никакая Его часть не может быть в другом месте, и, следовательно, Бог не везде. Этому противоречат слова [Писания]: «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер.;23,;24).
Отвечаю: так как место – это вещь, то «находиться в [каком-либо] месте» можно понимать двояко: либо через посредство других вещей, т. е. так, как говорят, что одна вещь находится каким-то образом в другой; например, акциденции места находятся в месте; либо же в прямом смысле слова «место»; так, помещенные вещи находятся в месте. И в обоих этих смыслах Бог определенным образом находится в каждом месте, а значит, – и везде.
В первом, поскольку Он находится во всех вещах, даруя им бытие, силу и способность действовать; таким образом, Он находится в каждом месте как дарующий этому месту его бытие и силу И, кроме того, помещенные вещи находятся в месте постольку, поскольку они его наполняют; Бог же наполняет каждое место; не так, конечно, как тело, ибо о теле говорят, что оно наполняет место, в том смысле, что это исключает присутствие в этом месте другого тела; в то время как нахождение Бога в месте не исключает присутствия в этом месте других вещей; в самом деле, даруя бытие вещам, наполняющим каждое место, Он Сам наполняет каждое место.


Рецензии