Возражение 1. Кажется, что будет неверным представ

Возражение 1. Кажется, что будет неверным представлять модус пребывания Бога во всем как [пребывание Его во всем] сущностью, присутствием и силой. Ведь то, что пребывает в чем-либо сущностью, разделяет сущность этого [субъекта]. Но сущность Бога – не в вещах; ведь Он не имеет общей сущности с кем бы то ни было. Таким образом, не должно говорить, что Бог пребывает в вещах сущностью, присутствием и силой.
Возражение 2. Далее, «пребывать в чем-нибудь» означает «не быть вне этого». Выходит, пребывание Бога во [всех] вещах Его сущностью означает, что Он не вне чего бы то ни было138. Тем более то же самое означает «пребывание Бога во всех вещах сущностью и присутствием». Следовательно, излишне говорить, что Бог пребывает в вещах Своею сущностью, присутствием и силой.
Возражение 3. Далее, как сила Божия суть начало всех вещей, точно так же таковы и Его знание и воля. Но не говорят же, что Он пребывает в вещах знанием и волей. Таким образом, Он не пребывает [в них] и Своею силой.
Возражение 4. Кроме того, как благодать – это совершенство, добавленное к субстанции вещи, точно так же и многие другие совершенства [могут быть] добавлены [к ней]. Следовательно, коль скоро Бог, говорят, пребывает в иных особым образом посредством благодати, то похоже на то, что и для каждого [другого вида] совершенства должен иметься [свой] особый модус пребывания Бога в вещах.
Этому противоречит следующее: в глоссе на Песню Песней говорится, что «Бог общим модусом пребывает во всех вещах Своим присутствием, силой и субстанцией; и еще, говорят, в иных Он пребывает более прикровенно [Своею] благодатью»139.
Отвечаю: Бог, говорят, пребываете вещи двояко. Одним образом – как действующая причина; так Он пребывает во всех вещах постольку, поскольку они суть Его творения. Другим образом он пребывает в вещах в том смысле, в каком объект приложения воздействия находится в действующем; такого рода действия присущи душе, ибо познанная вещь [некоторым образом] содержится в познавшем и желаемая вещь – в желающем. Этим вторым образом Бог пребывает прежде всего в разумной твари, которая знает и любит Его – [либо] действительно, либо в силу привычки. И потому-то разумная тварь и обладает этим достоинством – [возможностью] обрести благодать, о чем [впрочем] речь у нас впереди (12). Так, говорят, Он пребывает в святых [Своей] благодатью.
То же, каким образом Он пребывает в сотворенных Им вещах, можно проиллюстрировать на примере человеческих дел. О короле, например, говорят, что он присутствует во всем королевстве своею силой, хотя сам он [находится отнюдь] не повсюду. Опять-таки, о вещи говорят, что она находится в других вещах, если последние подлежат освидетельствованию; так, говорят, что вещи в доме могут быть предъявлены любому, кто, однако же, никак не может субстанциально пребывать в каждой части дома. Наконец, о вещи говорят как о пребывающей имея в виду ее субстанцию или сущность, в том смысле, что здесь может пребывать такая же субстанция. Так, были такие, которые говорили, что духовные и бестелесные вещи являются субъектами приложения божественной силы, в то время как вещи видимые и телесные – силы противоположного начала140. Вот таких-то и следует опровергать, утверждая, что Бог Своею силой пребывает во всех [без исключения] вещах.
Иные же, хотя и верили, что все вещи подчинены божественной силе, однако не допускали, что божественное провидение простирается вплоть до сих нижних тел, и это от их имени говорится: «Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» (Иов.;22,;14). Опровергая таких, надлежит говорить, что Бог пребывает во всех вещах Своим присутствием.
Далее, были и такие, которые хотя и говорили, что все вещи подчинены провидению Бога, однако же, утверждали, что не все вещи непосредственно созданы Богом, но что Он Сам создал [лишь] первые творения, а те [в свою очередь] создали остальных. Против таких и следует говорить, что Он пребывает во всех вещах Своею сущностью.
Таким образом, Бог пребывает во всем Своею силой, поскольку все вещи подчинены Его силе; Он пребывает во всем Своим присутствием, поскольку все вещи обнажены и открыты пред взором Его; Он пребывает во всем Своею сущностью, поскольку Он – причина бытия [всего сущего].


Рецензии