Русские былины
Ученые отмечают, что былины занимают в песенном народном творчестве особое место и всегда отличались от других видов эпических песен – исторических и балладных и духовных стихов. Былинные песни в своей основе имеют героический характер, опираясь на героические факты, они в тоже время представляют значительное место фантастическим и героическим моментам. Если сравнивать их с балладными песнями, то в них больше историчности; от духовных стихов – отсутствие религиозной направленности. А с историческими песнями, как замечают ученые, у них тесная связь – к числу былин относятся песни о наезде литовцев, о Рахте Рагнозерском, о Бутмане и Петре1. В былинных песнях о богатырях, мы иногда видим, что встречаются богатыри лишенные героического характера (простые люди); встречаются песни балладно-новеллистического, сказочно-новеллистического, сказочно-фантастических типов. К примеру – рядом с былинами о победе Ильи Муромца над Соловьем-разбойником или победе Добрыни Никитича над змеем Горыничем существуют былины о неудавшейся женитьбе Алеши Поповиче на женен Добрыни или о Добрыне и Маринке – в последних былинах ни о каких героических подвигах и речи нет. Есть и былины, где о богатырях и не говорится: о богаче Дюке Степановиче, о купце Садко, о красавце и щеголе Чуриле Пленковиче. Ученые подразделяют былины на две категории – былины богатырские и былины новеллистические (а в них входит масса различных сюжетов; здесь много спорных моментов – пусть об этом говорят другие, я не пишу книгу, а лишь… статью). Одни былины группируются около имени князя Владимира, города Киева; другие связаны с защитой Родины; иные повествуют о женской любви и верности, а есть песни и о неверности жен («Данило Ловчанин», «Михайло Потык», «Иван Годинович» и др.). В отдельной группе находятся чисто новеллистические былины – «Соловей Будимирович», Хотен Блудович», «Чурило Пленкович», «Дюка Степанович». Новгородские былины тоже хорошо известны слушателям – о Василии Буслаеве, о Садко, о госте Терентии. Богатырские былины тоже имеют свои особенности – песни о Святогоре, Самсоне, Вольге и Микуле – они не связаны с Владимиром, ни с Киевом, ни с Новгородом. К числу былин (сходство в поэтической направленности) принадлежат произведения сказочного содержания: «Ванька Удовкин сын», «Нерассказанный сон», «Купеческая дочь и царь». Есть еще много песен, которые считаются былинами.
Ученые отмечают, что былины наши заключают в себе некоторые черты древнейших мифологических представлений и бытовых условий жизни древних эпох; в былине о Добрыне и змее – отражен миф о змееборстве; в былине о Добрыне и Маринке положен мотив околдования; в былине о Михайле Потыке – виден мотив околдования и оживления умершего на бытовых данных эпохи появляются мотивы борьбы родственников друг с другом – былина о бое Ильи Муромца с сыном. Тесно связан с былинными песнями образ Владимира Киевского, который впитал в себя черты исторического Владимира Мономаха. Добрыня Никитич из былин, племянник князя Владимира, считается отражением исторического Добрыни (дяди Владимира по матери). Вспомним былины о Добрыне – он помог Владимиру жениться на полоцкой княжне Рогнеде; в другом произведении узнаем, что он (с богатырем Дунаем) помог жениться Владимиру на дочери короля ляховинского Апраксевне. К временам князя Владимира можно отнести былину о победе Ильи Муромца над Соловьем-разбойником; борьба с разбойничеством была важной задачей в государстве Владимира. Борьба с половцами (11-12 вв.) отражена в былине об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче (половецкий хан Тугоркан, 11в.). Героическая борьба против татаро-монголов нашла свое отражение в народных песнях.
Ученые замечают, что в ряде случаев можно говорить о книжных источниках былинного творчества (материал из церковных трудов) – исцеление Ильи Муромца, легенда об исцелении отрока-сидня Дмитрия старцем из монастыря Иосифа Волоцкого; в былине о Михаиле Потыке ученые видят связь с житием святого Михаила Потуки (из Болгарии); былина о Василии Окуловиче очень похожа на сказание о Соломоне и его неверной жене; былина о сорока каликах воспроизводит библейскую историю Иосифа и Вениамина.
Ученые считают былину героической эпической песней: героический характер иногда переходит в гиперболичность и фантастику – герой легко берет чару в полтора ведра, выпивает ее одним махом, герой имеет дубинку в девяносто пудов и т.д. Эпический характер былины проявляется в спокойном движении ее; иногда самому изложению предшествует своеобразный пролог – в былине о Василии Игнатьевиче запев связан с содержанием произведения (туры рассказывают матери о виденном чуде, а мать объясняет им это чудо, как скорбь богородицы о Киеве – и былина переходит к изображению нападения на Киев). Замедленность изложения в былинах усиливается иногда повторностью (в былине о неудавшейся женитьбе Алеши два раза повторяются эпизоды о ложном известии о смерти Добрыни. Если говорить о ритме, то ученые отмечают, что стих былин не укладывается в рамки русских классических размеров, а является тоническим (основанный на определенной системе ударений). В стихе бывает четыре главных ударения, из которых последнее приходится на последний слог, но это последнее ударение слабее первых. Но мы не будем забираться в дебри музыкальной науки – оставим это ученым.
Познакомимся поближе с некоторыми героями русских былин.
Илья Муромец – Это самый известный русский богатырь. Он родом из Мурома. Обретает силу после 30 лет; он считается мудрецом; владеет грамотой; сын крестьянина. Илья Муромец одержал победы над Соловьем-разбойником, над Идолищем Поганым и Жидовиным.
Отрывки из былин:
«…Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу
Сидит Соловей- разбойник Одихматьев сын;
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли-то посвисту соловьего,
И от его ли-то, от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат…
А и тут старыя казак да Илья Муромец,
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
То он стрелил в того Соловья-разбойника,
Ему выбил право око со косицею.
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисто полю…»
Богатырь Добрыня Никитич – родом из Рязани. Ученые дали ему краткую характеристику: имеет дипломатические способности, любит играть на гуслях, имеет хорошую жену, его враг – Змей Горыныч.
Отрывок из былины «Добрыня Никитич и Змей»:
«…А летит ко Добрынюшке люта змея,
А лютая-то змея да печерская.
Увидал Добрыня поганую змею,
Через перву-то струю да нырком пронырнул,
Через другую струю да он повынурнул,
Млад-то слуга да был он торопок,
А угнал –то у Добрынюшки добра коня,
А увез-то у Добрынюшки он тугой лук,
А увез-то у Добрынюшки он саблю вострую,
А увез копье да долгомерное,
А увез-то он палицу военную,
Стольки он оставил одну шляпоньку,
Одну шляпу-то оставил земли греческой.
Хватил-то Добрыня свою шляпоньку,
А удавил он змею да тут поганую,
А отбил он у змеи да ведь три хобота,
А три хобота отбил да что ни лучших,
А змея тогда Добрынюшке смолилася:
«Ах ты, молодой Добрыня сын Никитинич!
Не предай ты мне смерти напрасныи,
Не пролей ты моей крови бесповинныи.
А не буду я летать да по святой Руси,
А не буду я пленить больше богатырей,
А не буду я давить да молодых жен…
Я буду змея, да сестрой меньшою».
А на ты лясы Добряня приукинулся,
А спустил-то он змею да на свою волю…»
Алеша Попович – русский богатырь родом из Ростова, из семьи попа. Народ дал ему такую характеристику: Красивый, смелый, хитрый (а значит и умный), ему приписываются и отрицательные черты – большой любитель молодых женщин, мог подвести товарища в трудную минуту. Его врагом считался Тугарин Змей.
Отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин»:
«Да и едет Тугарин-то да Змеевич же,
Да и едет Тугарин да забавляется;
Впереди-то бежат да два серых волка,
Два серых-то волка да два как выжлока;
Позади-то летят да два черных ворона,
Да и едет Тугарин да похваляется:
«Уж я город-от Киев да во полон возьму,
Уж я божьи-ти церкви да все под дым спущу,
Уж я русских богатырей повышиблю…
Говорит-то Алешенька Попович млад:
Уж ты ой еси, тугарин да Змеевич Же!
Оглянись-ка назад, там стоит полк богатырей»,
Оглянулся Тугарин Змеевич же,
Да на ту пору Алешенька ухватчив был,
Ухватил-то сабельку ту вострую,
Да и сек у Тугарина буйну голову…»
Михайло Потык – богатырь родом из Киева; много любил путешествовать и однажды судьба его закинула в подземное царство, где он спас свою жену от змея подземного:
«…Спустил-то он поганую змею, не ранил ли,
Как скоро тут Михайло сын Иванов был,
Сбрызнул эту Марью-лебедь белую
Живой водой да ю да ведь этою,
Как тут она еще да ведь вздрогнула;
Как другой раз сбрызнул, она сидя села-то;
А в третьих-то он сбрызнул, она повыстала;
А дал воды-то в рот, она заговорила-то;
…Разрыли как оны тут желты пески,-
Ажно там оны да обы живы.
Как тут выходил Михайло из матушки сырой земли,
Скоро он тут с братцами христоскался…»
Садко – новгородский купец. Былины о не носят бытовой характер с элементами сказочности и фантастики. Его быстрое обогащение (продажа необычных предметов, путешествие за три моря – обычные действия всех купцов, а вот дружба с подводным царем и прогулка по его царству – это элементы сказок.
Отрывок из былины «Садко»:
«А как ведь во славноем в Нове-граде
А и как был Садко да-гусельщик-от,
А и как не было много несчетной золотой казны,
А и как только он ходил по честным пирам,
Спотешал как он да купцей, бояр,
Веселил как он их на честных пирах…
А и как третий день не зовут да на почестен пир,
А и как Садку теперь да соскучилось,
А и пошел Садко да ко Ильмень он ко озеру,
А и садился он на синь на горюч камень,
А и как начал играть он во гусли яровчаты…
А и как тут вышел царь водяной топерь со озера,
А как сам говорит царь водяной да такоыы слова:
«Благодарим-ка Садко да новгородскии!
А спотешил нас топерь да ты во озери…
А и как добыли уж как рыбинку – перья золотые ведь.
А теперь как купцы да новгородские богатыи…
А и как отперлись оны да от лавоче…
А и как тут получил Садко да новгородскии
А и в ряду во гостиноем
А шесть уж как лавочек с дорогима он товарамы,
А и записался Садко в купцы…»
Я познакомил читателя с некоторыми былинами (которых бесчисленное множество).
Сила народного творчества заключается в правде и неподдельной искренности чувств, но некоторые писатели пытались выполнить свои переработки былин, но у них ничего не получилось Чулков «Русские сказки» пытался соединить русских богатырей с западными рыцарями; Карамзин пытался в неоконченной поэме «Илья Муромец» сделать из старого бойца чувствительного сентиментального юношу; Державин говорил про былины, что в них нет поэзии, что они одноцветны и однотонны, что в них присутствует только богатырское хвастовство… Однако великий А. Пушкин пытался несколько раз написать на былинном материале свои произведения «Мстислав», былина об «Илье»; М. И. Лермонтов в духе исторической песни (близкой к былине) написал «Песню про купца Калашникова»; Алексей Толстой написал былины «Илья Муромец», «Садко», «Алеша Попович»; Н. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» применил былинный образ Савелия-богатыря; Глеб Успенский в произведении «Власть земли» излагает былину о Святогоре и Микуле Селяниновиче...
Литературные источники нам подсказывают, что одни из первых упоминаний о русских героях былин относятся к 16 веку – в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота указал в описании киевских святынь место захоронения богатыря Ильи Муровлина (но сами тексты былин стали известны в 17 веке). Полные точные тексты былин стали известны с конца 18в. – сборник рукописей Кирши Данилова (первое издание в 1804 год, второе издание – в 1818 год). Я не буду перечислять все издания былин до нашего времени (они есть в учебниках), скажу лишь одно – первые былины были записаны на Севере (это оспаривают некоторые ученые!) К середине 20 в. былин было известно около тысячи.
Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1962г.
2. Былины. Л., 1984г.
3. Словарь литературных терминов. М., 1974г.
Свидетельство о публикации №224122300518