Кумиры в беге времени
Выбранные места из авторских примечаний
Давно известно, что герои политической мифологии и кумиры фанатичных толп в памяти народной гущи долго не живут. Их историческое бессмертие («вечную память» ) определяют время, общество, идеология правящего режима эпохи, или само Провидение с его Законом Воздаяния и Возмездия. Именно в беге быстротекущего времени по холмам пространства и происходит переоценка значимости богов, кумиров, властителей, династий и царств и подводятся, как правило, печальные итоги каждому правлению и общественной системе. Увы, выводы потомков о каждом правящем режиме, ушедшем в прошлое, неутешительны и прискорбны. Почти все известные правления древности и совсем недавнего прошлого с позиций национальных интересов были весьма нерентабельны и ущербны, крайне расточительны с весьма низким коэффициентом полезного действия в сфере управления и социальной политики страны и/или империи. За пять тысяч лет существования на Земле людских «интеллектуальных пятен» мало что изменилось в системе общественного и государственного управления, в механизме сакрализации власти, кумиротворения и культа личности. Как было при известном царе вавилонско-халдейской династии Навуходоносоре II, так и дошло до наших дней почти в неизменном виде, в образах великих вождей, великих кормчих и фюреров XX века, за исключением, пожалуй, архитектуры самих мавзолеев и кумирен с их жрецами-«обаятелями» и творцами культа личности.
Каждая эпоха имеет своих героев и антигероев, кумиров и демонов зла. Каждое новое поколение нуждается в своих героях и кумирах. Нет героя — нет героического социума (народа, нации), и нет понимания того, что нужно и того, лучше всего а свете. Героев, как правило, порождают войны, а мирное время чаще всего отдает плоды героических побед антигероям, пройдохам и карьеристам, и тогда горе не только побеждённым, но и горе победителям.
И у каждого героя и антигероя имеется своя настоящая и вымышленная (богатая «легенда») биография и красочное жизнеописание, хотя всякая жизнь (героя и робкого простого обывателя), в сущности косна и напрасна, ибо наполнена она была совершенно лишними и ненужными иллюзиями, благоглупостями, пустыми искушениями и соблазнами. В связи с этим у каждого поколения людей возникают в своё время несвоевременные мысли и крайне нежелательные вопросы.
В какой степени герои и кумиры мировой истории определяют нравственный смысл истории и насколько личность соответствует требованиям исторического момента? Кого из героев и кумиров прошлых эпох считать историческим человеком, а кого — внеисторическим? Чем отличается герой от кумира, Геракл героический от Геркулеса политического? В какой мере герои и кумиры прошлого и настоящего помогают людям противостоять злу в условиях личной диктатуры, диктатуры пролетариата (псевдо-народовластия), в токсичном чаду тотальной пропаганды и манипуляции массовым сознанием? Почему одни ложатся под тирана, а другие сопротивляются, одни гонятся за деньгами и комфортом, а другие за славой и величием, одни набивают мошну и брюхо, другие спасают свои души и постятся, что остаётся от человека в памяти людей и в хрониках, и что ложится в основу его репутации?
Вклад героев и кумиров в культуру народов-завоевателей (готов и варягов) и в культуру лесных народов-земледельцев (славян и угро-финнов) был по духу, морали и по нравам разным, но в своих ипостасях служил социальным синтезом синтезом и культурным взаимообменом между победителями и побеждёнными, завоеватели устанавливали свою власть, местные жители обращались в рабов и зависимых данников.
На Руси мытарями-данниками являлись почти все «великие князья», которые к своим собратьям по крови и православной вере относились так же как и монголы-завоеватели, как к рабам и холопам. Далеко не случайно, что Московское царство, сложившееся в недрах деградировавшей паразитарной Золотой Орды, породило особый вид героев — героев-праведников и мучеников, святых и благоверных князей-данников, монахов-просветителей, религиозных проповедников и первопроходцев-миссионеров, устроителей «святых обителей», погостов и застав. Земная жизнь тех и других в беге времени оформлялась в «жития святых» и по устоявшейся традиции не могла подвергаться каким-либо сомнениям и тем более исторической экспертизе.
Биография каждого отдельного субъекта сегодня имеет своим предметом изучения историю жизни личности в свете педагогической антропологии, историю становления личности в процессе воспитания человека человеком, с учетом его интеллектуальных, психических и психофизических свойств. У каждого поколения людей свои герои добра и зла, и у каждого социума своё понимание добра и зла, своё понимание героизма и предательства во имя "высших целей", личных и государственных. Для большинства постсоветских людей настоящими героями остаются Иван Грозный, Петр Великий, Наполеон, Робеспьер, Сталин или Александр Македонский и Юлий Цезарь; для кого-то — Ленин, Дзержинский, Троцкий, Лаврентий Берия или цареубийца Яков Юровский — непосредственный руководитель расстрела последнего российского императора Николая II, его семьи и приближённых.
Почти все исторические личности — это герои добра и зла, которые в течение одного столетия нередко меняются местами. Тот, кто сто лет назад считался носителем насилия и зла сегодня называется носителем добра, борцом за свободу и справедливость. Совсем недавно. в прошлом веке. кумиром постсоветской молодёжи был Че Гевара, Фидель Кастро, Эрнст Хемингуэй, Мадонна, Алла Пугачёва, вождь ЛДПР Владимир Жириновский, лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов, а сегодня — певец Шаман и «крутой» политик мирового масштаба Владимир Путин. Увы, самая короткая память у толпы, но самая крепкая память у мыслящей личности, она формируется вместе с личной симпатией, личным взглядом и личным отношением к людям и вещам.
В мировой истории героев, как и антигероев, вполне достаточно, чтобы судить о быте и нравах любой эпохи и о последствиях деяний и свершений героев (монархов, президентов или военачальников), так или иначе оставивших свой след в истории. Что касается антигероев, злодеев и убийц, то они так же необходимы, как и герои-демиурги, как педагогический феномен, наконец, как предмет педагогической антропологии, как воспитательный потенциал в процессе социализации новых поколений.
В мировой истории есть герои как первого плана, так и герои второго и даже — третьего плана, есть дважды, трижды и даже четырежды герои, но нет ни одного злодея в множественной и бесконечной степени. Есть герои официальные, есть герои настоящие, народные и фольклорные, есть герои одного подвига, а есть герои нескольких подвигов.
Очень много официально признанных героев войны и труда было в СССР. Всего за время существования СССР, согласно Краткому биографическому словарю под редакцией И.Н.Шкадова (М.1988) насчитывалось 12777 Героев Советского Союза, в том числе дважды — 154 (девять —посмертно), трижды — три человека, и четырежды — двое (маршал Советского Союза Георгий Жуков и маршал Советского Союза Леонид Брежнев. Героев Социалистического Труда накануне развала СССР насчитывалось 20614 человек, из них дважды героев — 201, трижды — 15 , и 88 лиц, лишённых по разным причинам звания Героя Социалистического Труда. В каждой эпохе в противовес злодеям находится свои культурные герои, демиурги и созидатели, именно они, а не злодеи-убийцы и разрушители способствуют нормальному развитию нашей цивилизации, не позволяя миру окончательно сойти с ума.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, автор "Книги о чудесах мира" (о Китае) Афанасий Никитин, русский путешественник, тверской купец, автор путевых заметок об Индии — "Хождение за три моря", Александр Колчак, учёный океанограф, полярный исследователь и флотоводец, Фёдор Конюхов, советский и российский путешественник, первый в мире человек, достигший пяти полюсов Земли, автор книги "Там. где видно Бога" (М. Лепта Книга, 2024) — все герои «второго плана», героизм которых стократ превышает героизм всех правителей-завоевателей.
В российской истории героев и кумиров второго плана не счесть их великое множество — это известные мореплаватели и путешественники, исследователи тропиков и Крайнего Севера, Средней и Центральной Азии, полярные исследователи, Русской Америки и сегодня мало кому известные и почти исследователи Сибири и Дальнего Востока -Степан Ляпа, Демид Пянда, Пётр Бекетов, Иван Ребров, Максим Перфильев, Иван Москвитин, Михаил Стадухин, Курбат Иванов, Семён Дежнёв, Федот Попов, Ерофей Хабаров, Семён Ремезов, Владимир Атласов, составитель первой карты Камчатки и Курильских островов, Семён Ремезов, исследователь и первый историк Сибири, составитель «Чертежной книги Сибири» — первого русского географического атласа и многие другие. Вот каким героям «второго ряда» обязаны своим величием и могуществом все русские великие князья, цари, цари, генсеки и президенты, все те, кто не по праву, а по силе считает себя земные божествами и повелителями мира. В биографиях истинных и мнимых героев и кумиров отражен весь триумфальный и трагический генезис нашей цивилизации, победы и поражения любви, сила и бессилие зла.
Среди историков культуры мировых цивилизаций бытует мнение, что все учителя нравственности, религиозные философы, просветители, пророки и проповедники, торговцы и первооткрыватели земель неизвестных, святители и миссионеры — все самоотверженные и жертвенные герои. И лидеры русского старообрядчества, ушедшие осваивать для богоугодной жизни Русский Север и Заполярье, и любознательные первопроходцы и рудознатцы, и все христианские миссионеры — это герои духа и дела, подвижники и нестяжатели, сыгравшие огромную роль первопроходцев и борцов с языческими верованиями и заблуждениями, с ветхозаветным идолопоклонством и грубыми нравами.
К сожалению, идолы и кумиры имеют свойство преображаться в беге времени, приобретая новые личины с иными формами и свойствами, и борьба с ними во всём мире идёт пока явно не в пользу учителей нравственности с их философией вечности и смыслом истории. Есть среди народов мира отдельные народности и этносы, для которых единственным и постоянным кумиром является Золотой Телец, а посему противостоять ему невыносимо трудно и почти напрасно.
Кумиры века — это продукт древнего идолопоклонства и совсем недавнего советского прошлого, с его героизацией и культом личности. У евреев есть печальный опыт возврата к идолопоклонничеству: итог — исчезли 10 колен, а найдутся когда-либо их следы — неизвестно. Кумиротворение и культ земных богов производные не только многобожия и языческих культов, но и монотеизма, при котором тот или иной народ считается "избранным народом", а его вожди —гениями человечества и владыками мира. В стране с тотальной идеологией и авторитарным правящим режимом любая проповедь христианской любви к ближнему своему и тем более к врагу, любая миссионерская духовная работа среди народной гущи бесполезна и напрасна. Никто не нуждается в спасении своей души, все вынуждены идти за своим земным вождём и пастырем, туда, где во мгле мерцают их сомнительные огни.
Лет 10 назад Ватикан обнародовал программный документ, где впервые зафиксирован официальный отказ от миссионерской работы среди иудеев. Отныне евреи — согласно католической доктрине — единственный народ на Земле, не нуждающийся для спасения души в Евангелии, «Благой вести» христианства.
Кумиры в беге времени имеют свойство мельчать и становиться, банальными, косными — этому способствует нездоровое состояние социума, выгорание человеческой души, выгорание навязанных идей, выгорание политическое. Одной из основных причин распада СССР явилось политическое выгорание советской правящей элиты, её вырождение. Тридцать лет назад советская правящая элита была готова пожертвовать своей страной только за одно обещание лидеров Большого Запада включить их в состав глобальной финансовой элиты – Клуб управляющих всем миром. Еще 60 лет тому назад, при Леониде Брежневе и его Политбюро, такое было вообще немыслимо, и расценивалось как измена Родине и подлое предательство. Сегодня политические кумиры в силу своего вырождений не способны эффективно заниматься взаимовыгодной геополитикой и экономикой. И совсем не спроста американский бизнесмен Илон Маск недавно призвал общественность ввести тест для проверки умственных способностей у чиновников США. В самом деле, уровень интеллекта и психического здоровья политических и масс-медийных кумиров, киноактёров, поп-музыкантов и певцов Большого Запада вызывает во многих странах мира большую тревогу и озабоченность за будущее белого человека на просторах северной Евразии. Что касается большой политики, то на её арене всё чаще мельтешат люди мелкие, случайные, ненадёжные, не готовые на компромисс, в основном, бездумные, меченые пороками и на проверку — бездумные, беспринципные и лёгкие в политической весовой категории. Однако, идея Илона Маска о проверке умственных способностей и практических возможностей политиков и госчиновников не нова, ей без малого два с половиной тысячелетия.
Всем правителям и большинству политологов и политтехнологов стран Северной Евразии известны сегодня ветхозаветные огненные слова оракула на стене чертога вавилонского (халдейского) царя Валтасара: «Мене, мене, текел, упарсин».
История довольно поучительная для правителей всех стран и времён, а также и для всех пасомых ими «мирных народов». Это случилось во время пиршества беспечного и бездумного вавилонского царя Валтасара: «Вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей» (Дан.5:5-7) Никто из гадателей и тайноведцев не смог истолковать эту огненную надпись на стене; наконец к царю привели плененного Даниила из Иудеи, и тот имел мужество и при всех сказать:
«Вот значение слов: «мене, мене» — исчислил Бог царствие твое и положил ему конец; «текел» — ты взвешен на весах и найден очень легким; «упарсин» — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:25-28)
Одним словом, правитель Вавилонского царства в итоге был Владыкой Неба «исчислен, помечен взвешен и найден лёгким». Не так был велик и всемогущ Валтасар, как он о себе думал, как велика глубина этих слов этого огненного приговора земному ничтожеству и властительному моральному уроду, имя которого осталось на века нарицательным. Здесь речь идет не только о самом царе Валтасаре и его неподобающем образе жизни, но и о так называемой пресловутой рентабельности абсолютной власти и о человеке как демиурге и творце. (Анатолий Апостолов. Человек как оптимистический проект. — Проза. Ру)
Империя халдеев пала под ударами войск Персидской империи, а последняя распалась под натиском войск Александра Македонского.
Римская империя распалась под ударами северных варваров и в результате внутреннего морального разложения и вырождения. В XX веке в результате первой мировой войны приказали долго жить четыре империи, в конце XX века по тайному сговору трёх политических животных в Беловежской пуще прекратила своё существования могучая советская империя — СССР.
История — это не только история развития цивилизации, страны и общества, не только история «мирового человейника», но и ИСТОРИЯ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, история индивидуальной жизни ЛИЧНОСТИ. Именно исходя из этих двух объектов пристального внимания и понимания (истории социума и истории героя-демиурга) и будет в конце XXI века написана настоящая объективная история распада СССР и возрождения России на обломках советского прошлого с 2000 года по наши дни. (Анатолий Апостолов. Кто спасёт империю? — Проза. Ру)
Отечественная история — это, прежде всего, история множества людей, каждый из которых является тем самым необходимым артефактом, тем уникальным подлинным «кирпичиком», с помощью которого потомками восстанавливается и реконструируется всё утраченное (и утаённое) в беге времени. Без глубокого знания истории отдельного правителя, героя-победителя и злодея-разрушителя, политического идола и кумира социума, нельзя представить дух эпохи, обычаи и нравы социума.
Без глубокого знания биографий героев-демиургов и злодеев эпохи, без изучения их психофизических, психических, интеллектуальных свойств, практически невозможно понять процесс модификации личности героя и кумира в развитии, в эпохе и во времени.
В этом отношении, например, биография Владимира Путина в контексте педагогической антропологии и социокультурном измерении является почти уникальной и даже универсальной.
Так, видя человеческую жизнь Путина целиком, в её протяжённости но ещё пока в её незавершённости, мы пропускаем её через себя по кругам своей прошлой и настоящей жизни и становимся как бы проводниками неординарной биографии президента страны в деле воспитания гражданского самосознания и социальной зрелости у молодёжи — вопросы любви и морали, нравственный выбор и судьба, слово и дело, дело и поступок, самодисциплина и самовоспитание, философия вечности, быстротечность и сгущение времени, осознанная и крепкая память о смерти...
В каждой эпохе и каждом социуме обретаются свои живые и мёртвые кумиры, и порой бывает, что символически мёртвый кумир оказывается «живее всех живых» кумиров, вождей, культурных героев и культуртрегеров. Порой происходит своеобразная духовно-идейная «перекличка» между мертвыми кумирами прошлого и живыми кумирами настоящего. Мертвые держат живых, живые держат мертвых и используют их в корыстных целях в своей повседневной пропаганде. Так рождается преемственность культур и традиций, «связь между поколениями», царские династии, державность, наследственная власть и аристократия.
Чем быстрее и тревожней протекает исторический процесс в беге времени, тем чаще сменяются идолы эпохи, тем короче становится их посмертная слава. В тревожном беге времени стремительно, на глазах одного поколения, мельчают и вырождаются кумиры каждого поколения — Гераклы героические сменяются Геркулесами политическими, а последние в свою очередь — политическими шулерами и авантюристами. В древнем мире героями и кумирами в основном являлись цари-завоеватели, диктаторы-императоры и военачальники, влиятельные фавориты и фаворитки, вельможи-реформаторы и законодатели. За ними идут герои и кумиры второго плана — философы и астрономы, учителя нравственности, путешественники-первооткрыватели новых земель и частей света. Именно они, культурные герои и демиурги, просветители и наставники, мессионеры и проповедники, определяли пути развития нашей цивилизации.
Сегодня глупо задавать себе и миру банальный и риторический вопрос: что лучше для развития социума -дефицит героев в стране, или их избыток? Сегодня бессмысленно задавать себе и миру вопрос: что лучше пиррова победа или похабный позорный для страны мир? Можно ли спасти цивилизацию ценой гибели нескольких развитых держав, или сможет ли Путин спасти Русский мир ценой полного истощения природных и людских ресурсов страны, полной утраты военного, политического и экономического потенциала суверенной атомной державы?
Жизнь непредсказуема, она полна намёков, тайных смыслов и загадочных символов, и не всякому человеку дано их понимать и объяснять их суть себе самому и миру.
Не так легко изменить природу человека к лучшему, в сторону высоких чувств и целей по дороге восхождения к чести, доблести и славе. Намного легче воспитать в диких рыночных условиях грамотного потребителя, нежели жертвенного отчизнолюба, филантропа и альтруиста. Жажда власти и наживы гасит в человеке все высокие порывы и лучшие стремления. Особо мучительно трудно быть и оставаться оптимистом тем, кто, став не по своей вине инвалидом и калекой, продолжает в одиночку бороться со своими недугами, неполноценностью и ущербностью.
Только тот, кому приходилось посещать в своей жизни военные госпитали, дома-приюты для одиноких инвалидов или Загорский детский дом для слепоглухонемых детей, может без труда представить, какие невидимые миру слёзы и страдания, испытывают те, кто ежечасно и ежедневно, "повторяют" духовный подвиг парализованного и слепого Павки Корчагина. По свидетельству бывшего воспитанника Загорского детского дома для слепоглухонемых детей, выдающегося слепоглухого учёного, доктора психологических наук Александра Васильевича Суворова (1953-2024), более 80% детей-инвалидов и калек, зазорных и ущербных, слепоглухих и глухонемых, как правило, не раз помышляли о самоубийстве, не желая вести дальше растительное существование.
Сам же учёный-педагог и наставник слепоглухонемых детей, считал, что все тяжелые дети-инвалиды от рождения (в результате дурной наследственности и инцеста) должны в обязательном порядке подвергать эвтаназии: «Это жестоко, но зато глубоко разумно и человечно». Этими словами героя нашей эпохи и «разведчика науки на планете слепо-глухоты», как бы подводится итог всем реальным и легендарным подвигам человека в борьбе со смертью и пространством-временем, итог всем социальным экспериментам по созданию Сверхчеловека, где обычный смертный индивид рассматривается властительными манипуляторами массового сознания как оптимистического проект Идеологии Будущего.
Сегодня, когда реальная повседневная жизнь людей не без помощи СМИ и тотальной манипуляции сознанием, превращается в бесконечный абсурд и бред, а реальная экономика в цифровую экономику, золотовалютные деньги в криптовалюту, а сам человек – в товар и «пушечное мясо», рассуждать о высоком предназначении человека и нравственных ценностях, о восхождении отдельных личностей к пайдее - к благородству, чести и достоинству становится как-то неуместно и неловко. Трудно и почти невозможно в густых зарослях чертополоха найти благородную белую лилию, глупо вслед за Александром Блоком рассуждать «о доблести, о подвигах и славе на этой горестной земле» в кругу нынешних российских банкиров-ростовщиков и биржевых валютных спекулянтов.
Ещё трудней искать в стране управляемой демократии и финансового капитала, перманентной коррупции и кибермошенничества федерального и международного уровня, героев и кумиров своего времени, героев войны и мирного труда, героев жизненного подвига в любых условиях и обстоятельствах.
Во время кромешной Смуты 90-х и нулевых годов, постсоветский социум вполне спокойно мирился с возникшим в стране дефицитом своих национальных героев — вполне хватало героев войны в Афганистане и двух Чеченских войн и тех орденоносных инвалидов и калек войны, которые претендовали на положенные им льготы. Раздел богатств страны, делёж её природных и промышленных ресурсов не требуют от социума особых героических усилий и тем более героизации эпохи, абстрактных рассуждений о спасении Отечества любой ценой и любыми средствами.
Потребность в героях возникает в нашей стране лишь тогда, когда наступает угроза безбедному существованию правящего режима и дальнейшего укрепления его абсолютной власти. Только в экстремальных условиях, в основном, в результате масштабных военных действий, возникает временная потребность социума в настоящих жертвенных героях, воюющих не за деньги и «не ради славы, а ради жизни на земле» (Александр Твардовский). Но все войны, как правило, заканчиваются перемирием и миром, после чего наступает период «зализывания ран», весьма трудная и мучительная адаптации героев и калек войны к мирной жизни, поиски своего места в ней при своих весьма ограниченных возможностях. Пройдет ещё некоторое время и героев СВО вскоре вытеснят кумиры всех оставшихся живых и невредимых, обойденных войной и военным лихолетьем, а герои затяжной войны с Большим Западом повторят горькую судьбу героев войны в Афганистане и двух Чеченских войн.
12 июня 2023 года Владимир Путин посещая Центральный военный клинический госпиталь А.А.Вишневского, где участникам СВО устанавливают протезы, нашел правильные слова утешения и дал твердое обещание, что страна не оставит их и их семьи в трудном моральном и социальном положении, не забудет их жертвенных подвигов. Надо отдать должное президенту и человеку Путину, до него никто из его горе-предшественников и паркетных генералов, не посещал военных госпиталей, не беседовал с инвалидами и калеками войны. Это идёт ему только на пользу, как гаранту суверенитета России и как спасителю Русской цивилизации. Разного рода кумиры эпохи как быстро возникают, так же быстро исчезают в беге времени, а герои-демиурги и защитники Отечества навсегда остаются в мировой и отечественной истории.
23.12.2024
Свидетельство о публикации №224122300580