Как я составляла Житие своего прапрадедушки
служившего в Гайковской, Старофорштадской и Москвинской старообрядческих общинах.
В подростковом возрасте от своего отца не раз слышала, что наш предок был попом, звали его Наум, прожил 110 лет, похоронен на Москвинском кладбище где-то на горе. Тогда я еще не знала всех ступеней нашей родословной. Приняла информацию сведению, как обычно бывает в отрочестве, и все. Лишь спустя много, много лет, после смерти отца, начнет раскрываться мне житие нашего Наума. Отец умер в октябре. А следующей весной, готовясь к Троичной субботе, на кладбище в Москвино предстояло ехать мне. В свою первую поездку я позвала с собой папиного брата жену. Эта вездесущая женщина знала всех и все. Она напоминала мне где чьи могилки. Дедушек-бабушек я помнила, а вот остальных родственников не очень. Дома решила составить родословное древо, чтобы было легче ориентировать кто кем мне приходится. Самым старшим оказался Наум, прадедушка моего отца. Тот самым духовник, о котором вспоминал мой отец. В следующий раз взяла на кладбище взяла с собою дочь. Вдруг к нам подходит знакомая дальняя родственница, как мне тогда казалось, и говорит, что во время субботника на горе вырезали кусты. И там нашли лежащим на земле большой камень.
- Это памятник по вашему родственнику. Мужчины подняли его, укрепили.
Потом добавила:
- Он батюшкой служил в Москвино.
Мы бегом туда! Значит, вот этот памятник искал отец, но из-за кустов его не было видно. Стали тут же его отмывать, искать какие-то надписи. Но кроме Голгофского креста с буквами ничего не нашли. Такой памятник по форме и содержанию был единственным на всем большом Москвинском старообрядческом кладбище (а его площадь 4 га!).
На Троицу из Риги приехал младший брат папы и я попросила его вспомнить что-то о Науме, рассказать о нашей родне, о жителях деревни Москвино, кто где жил, кто был нашими соседями. Тогда узнаю, что дом, который приютил нас в октябре 1961 года, после возвращения нашего папы на Родину, построил когда-то Наум. В этом родились и дедушка Аким, и папа. А в конце 1920-х Аким Тихонович купит себе другой участок земли здесь же в Москвино. А дом достанется младшему из братьев - Григорию Тихоновичу.
Мне захотелось побольше узнать о своей родословной. Но так получилось, что чем я больше узнавала, тем больше видела связь рода с Москвинской общиной. Оказалось, что об ее истории никаких материалов на месте не было. И так пошло, что одновременно я собирала информацию о своей семье и Москвинской общине. Где бы в будущем не выступала перед публикой или писала в прессе, везде упоминала, что я пра-правнучка духовного наставника Москвинской общины Наума Колосова. И впоследствии это принесет свои плоды.
Но вернемся в 1992 год. В воскресенье после Троичной субботу раздается звонок. Слышу голос отца троюродного брата (позже в ходе поисков выясню, что он все же приходился отцу дядей) Артемия Анифоновича Егорова.
- Сейчас будешь разговаривать со своей родственницей. Она из Риги. Ты с ней не знакома. Но послушай ее.
Думаю, вроде бы многих уже узнала, кто это еще?
- Здравствуйте! Меня зовут Вера Антониновна. Мой прадедушка Наум Колосов.
- Здравствуйте! А я его пра-правнучка.
- Знаете, я сейчас должна уезжать в Ригу, но буду в следующую Троицу. Давайте встретимся, познакомимся.
Так и договорились. Через год сидим мы с Верой Антониновной за столом, разложив свои родословные росписи и выясняем, что обе являемся пра-правнучками Наума Колосова, одновременно приходимся друг другу четвероюродными сестрами или по-научному: двоюродные сестры во втором поколении. От Веры узнаю, что у Наума отчество Ульянович. По версии их семьи наш предок прожил 115 лет! Выясняем, что у него было двое детей - старший сын Тихон и младшая дочь Ирина.
- С Ириной приключилась интересная история, - рассказывает Вера. - Она вроде уже была замужем, ожидала ребенка. Но тут к Науму Ульяновичу приехал путеец Варфоломей Прокофьев. Он просил отпустить Ирину к нему, мол он хочет взять ее в жены и заботиться о будущем ребенке. (Как там было на самом деле - нам досконально неизвестно.) В браке у Варфоломея и Ирины родилось много детей, точно нам известно о 8.
Странно, что никто из моих близких родственниках никогда не вспоминал об этой линии. С моим отцом понятно, он в 15-летнем возрасте покинул родную деревню, поскитался по свету и вернулся домой через 23 года.
По поводу ухода Ирины к другому мужчине... Вначале я ужасалась: как это? Дочь священника! Позже, изучая историю староверия, узнав про безбрачных федосеевцев, смягчила свое мнение.
В последующие года буду искать документы в архивах, воспоминания староверов, родственников, чтобы хоть немного больше узнать о Науме Ульяновиче.
В одной из поездок по старообрядческим местам оказываюсь рядом с Владимиром Никоновым, краеведом и знатоком истории Латгальского староверия. Разговорились о своих находках. И надо же - из его уст я слышу, что в Литовском архиве есть списки, в которых упоминается Колосов Наум и еще 6 жильцов хозяйства. У всех мещанское звание и приписаны они к Шлокской управе. Я почему-то решила, что здесь описка и весь поиск направила в Белорусский Шклов. Позже пойму, что это было ошибкой.
Пройдет немного времени и снова от В. Никонова получаю небольшую записку с указанием фонда и дела в БНИА и прилагаемым кратким содержанием:
“14 марта 1880 года
К начальнику жандармского управления Динабургского и Дрисского уездов явился Колосов и секретно заявил, что наставник Василий Антонов в Москвино совершая богословие в царские дни, читая молитвы, делает пропуски имени государя, либо искажает. Вместо "Царя нашего" - "нехриста нашего", и внушает, чтобы за царя не молились. Мальчиков, по ошибке если прочитают в молебне за Царя, бьет чем попало.
4 июля 1880 года
На наставника Антонова поступил донос исправнику Динабургского уезда о том, что он не молится за Царя. Причину доноса Антонов видел в Науме Колосове - сопернике на наставничество. Антонов по случаю придрался и отлучил Колосова от паствы, соответственно в отместку тот написал донос
Это означает, что Наум Колосов был помощником наставника или вторым наставником? Василий Антонов старше Наума Колосова по возрасту.
Продолжил ли службу в Москвино Наум Ульянович, остался рядовым прихожанином или перешел на службу в другое место - пока не известно.
В руки попадает старинная книга "Труды о съезде старообрядцев всего Северо-Западного, Привислянского и Прибалтийского краев и других городов Российской Империи, состоявшега в городе Вuлъне 25-27 января 1906 года." И там среди участников съезда увидела имя Наума Ульяновича Колосова, наставника Москвинской старообрядческой общины.
Появляется возможность поработать с документами в Латвийском государственном историческом архиве (ЛГИА). Штудирую Всеобщую Перепись населения Российской Империи 1897 году в Витебской губернии. Переписываю всех жителей деревни Москвино. Наума Ульяновича среди жителей нет. Нахожу земельные документы по Москвино. В 1927 году упоминаются наследники Наума Ульяновича. Дом с постройками и земельным участком находится рядом с моленной. В этот отчий дом мой отец вернулся после долгого отсутствия на Родине в октябре 1961 года. Здесь мы прожили полгода, здесь я знакомилась с жизнью староверов. Найдя документы, вспомнила как к нам домой летом 1991 года приходил землемер. Еще был жив мой отец. Землемер разложил большую карту и показал участок, который когда-то принадлежал Науму Ульяновичу, потом перешел к его внуку Григорию Тихоновичу. И спросил: Что же мы будем делать с 1 га, который ушел под моленную? Для нас это было большой новостью. Конечно же, тот участок должен принадлежать общине. Взамен нам предложили другой, почти рядом, бесхозный.
Много позже найду информацию, что Наум Ульянович Колосов в середине 19 века владел застенком "Колосовка" чуть подальше Москвино. Значит, продав "Колосовку", он купил землю в Москвино.
В 2004 году я предложила Москвинской общине провести слет всех прихожан, кто когда-то был здесь крещен, кто сегодня посещает храм. Незадолго до этого мероприятия в Прейли меня встречает знакомая женщина и тихим голосом говорит: А мы Наума тоже поминаем. Как? Почему? Беру ее за руки, веду к себе в кабинет, прошу набросать примерное семейное древо. И узнаю, что у Наума Ульяновича была еще одна дочь - Евфросиния. Вышла замуж за Климентия Григорьева из деревни Сунипы. В этом браке я насчитала известными 11 детей! Наше родословное дерево сразу намного увеличилось. С вновь найденными родственниками благоустраиваем место захоронения Наума Ульяновича. Председатель Скангельской общины Константин Витов тоже оказался пра-правнуком Наума Ульяновича. Константин занимался к тому же изготовлением памятников и нагробников. Узнав, что около памятника нет нагробника, Константин тут же привез свой.
Во время праздника в Москвино у могилы духовного наставника отстояли Литию. Пел сводный хор духовных наставников из старообрядческих общин Латгалии и Риги.
Вскоре я на долгое время уеду в Великобританию. Латвию навещать буду во время отпусков. Но поиск прекращать я не буду. Подготовлю и издам книгу "Москвино за нами". Начну помогать интересующимся создавать свои родословные.
Наступит 2011 год, который подарит мне несколько открытий.
Вначале сообщение от одной женщины из Риги, потом телефонные разговоры с ней. И я узнаю, что в архив ее бабушки есть копия свидетельства о крещении в Москвинском Покровском храме, выданная в 1911 году и подписанная наставником Наумом Колосовым. Я прилетаю из Лондона в Ригу, пересматриваю весь сохранившийся архив, беру с собой самое ценное, чтобы скопировать.
Улетая снова в Лондон, по традиции посетила Старообрядческое общество Латвии. Набрала книжных новинок. В аэропорту увидела перевес багажа, книги пришлось отправить посылкой. И когда уже дома разбирала посылку, обратила внимание на недавно изданную, еще пахнущую типографской краской, книжицу. Открыла и сразу начала читать текст. Из глаз побежали слезы. Столько лет искала я информацию о своем предке, а в этой книжице черным по белому написано:
"Наставник НАУМ УЛЬЯНОВИЧ из деревни Москвино Двинского уезда, был приглашен для занятия должности в первый год существования сего храма. Здесь прослужил около двух лет, затем перешел на Старый форштадт, где прожил много лет, впоследствии уехал в свою деревню, где также был наставником, там же окончил дни своего жития." Это из истории о Храме Гайковской старообрядческой общины. Наум Ульянович Колосов служит в этом храме с 1886 года.
Вот так сложился духовный путь моего предка: Москвинская община в Прейльской волости, Гайковская и Старофорштадская в Двинске и снова Москвинская община.
Через год я снова в архиве. Буду искать следы Наума Ульяновича в Двинске. Беру посемейные списки Всеобщей Переписи населения за 1897 год. Зная уже, что Старофорштадская община находилась на улице Ликснас, ищу листы с указанием этой улицы. И вот он подарок! В Двинске на улице Ликснас 55, в доме, который находился недалеко от Старофорштадского храма, в одной из квартир прописан 70-летний Наум Ульянович Колосов с женой Агафьей Максимовной и двумя внучками - детьми дочери Евфросинии Григорьевой. (Но на самом деле Науму было тогда всего лишь 60 лет, приписали еще 10. Но это отдельная тема.) На время Переписи у отца гостит его сын Тихон Наумович, проживающий в Москвино Прейльской волости.
В данной Переписи указано, что грамоте Наум обучался в сельской школе. Из крестьян владельческих. Интересно, когда он сменил статус мещанина на крестьянина? Или описка переписчика?
В начале 2013 временно возвращаюсь в Латвию. Случайно, гуляя по интернету, натыкаюсь на "Шлок". Оказывается, это старинное название города Слока! Сегодня он территориально входит в Юрмалу. Значит, Наум Ульянович имел како-то отношение к этому городу. Узнаю, что много материала уже оцифровано и находится в интернете на сайте raduraksti. Захожу. Кроме всего прочего вижу Ревизские сказки. Прохожу глазами весь список, выискивая знакомые названия. Слока! Открываю. Все записи на немецком языке. Я им не владею. Что же делать? В раздумьях проходит месяц. Убеждаю себя, что фамилии то я смогу прочитать. Ну, а если повезет, то обращусь за помощью к знатокам. Лишь к вечеру второго дня, с Божьей помощью, мне удается в документа 1850 года найти запись "Наум Колосов сын Ульяна"! Год рождения 1836. Родители Ульян Лазаревич и Аксения Терентьевна. Жива еще бабушка Наума - Анна Савельевна. Указаны имена еще двоих старших детей - Авдотьи (1825) и Марии (1831 год; ее линию найду позже. В конце 19 века она будет жить под фамилией Марьянова-Замышляева.) Дальше найду упоминание о наших предках в 1816 году и в 1858. В последней будет указано, что Наум с семьей выписан в Москвино. А его семья - жена Агафья Максимовна и сын Тихон. Если составить примерную возрастную таблицу предков, то получится, что самый дальний предок Лазарь Колосов родился в 1740-годах.
В августе 2017 года собрали мы всех представителей рода Колосовых на свой 1-й слет. К сожалению, многие сегодня разбросаны по разным странам. Наследников рода сегодня можно найти в России, Беларуси, Украине, Латвии, Великобритании, Ирландии, Испании... Но в Москвино в 30-ти градусную жару приехало 52 человека от 3 до 82 лет. Мы отслужил молебен в старообрядческом храме, затем отстояли Литию у могилы наума Ульяновича. Потом в Народном доме соседнего села Личи за столиками вспоминали наших предков. Владимир Игнатьевич Григорьев рассказал, что его отец рано потерял своего отца. В подростковом возрасте он был отправлен на воспитание к своему деду Науму в Москвино.
И здесь надо отметить, что Наум Ульянович уделял особое внимание своим внукам. Я выше уже писала, что в Даугавпилсе с ним жили внучки - Григорьевы Елизавета и Феодосия.
Поздно вечером в Пасхальное Воскресение апреля 2019 года получаю от дальней родственницы фотографии страниц, хранящегося у них дома Псалтыря. И там на первой лицевой странице рукописный текст от Наума Ульновича!
"Сия книга Псалтырь
На память от дедушки Наума Ульяновича Колосова
внуку Потапу Варфоловеечу Прокофьеву
1899
г. Двинск"
В тот год Наум Ульянович служил в Старофорштадской общине.
Но никак не удавалось найти дату смерти Наума Ульяновича. Документально подтверждено, что в 1914 году он еще служит в Москвино. Вспоминаю доклад эстонского историка Татьяны Шор, с которым в 2004 году она выступала на международной научно-практической конференции по староверию в Прейли. Там упоминалось, что среди документов Лифляндской губернии по Гребенщиковской общине, хранящихся в Эстонском архиве, есть переписка по вопросу наставничества Филиппа Лукьянова из Москвино. Период примерно 1914 года. Странно! Какая связь между Москвино и Ригой.
Вспоминаю, как одна прейльчанка рассказывала, что ее дед Филипп Лукьянов был батюшкой в Москвино.
Пытаюсь посылать запросы в архив, в ответ тишина. Однажды все же решаюсь обратится за помощью к самой Татьяне Кузминичне Шор. И вскоре получаю от нее копии документов. Оказывается Филипп Минаевич Лукьянов с 1912 года служит наставником в Гребенщиковской общине. Кстати, копию Свидетельства о рождении и крещения Филиппа Лукьянова в 1910 году подписывает наставник Москвинского прихода Наум Колосов. Возможно, позже, после смерти Наума Колосова, Лукьянов возвращается в Москвино?
Прибирая место захоронения предка, каждый раз, когда чищу памятник, жду - вдруг проявится какая-то надпись. Увы! Глазам кажется, но в реале ничего. Однажды даже на 30 см откопали основание памятника в надежде - безрезультатно. В документах ЗАГСа никакой информации... Не понимаю где искать...
Недавно обменивались информацией с В. Никоновым. Задаю ему вопрос: случайно не нашел дату смерти Наума Ульяновича? Слышу утвердительный ответ. И вскоре добавление - умер 17 января (по старому стилю) 1916 года. Информация из Национального исторического архива Республики Беларусь. И сразу какое-то опустошение в душе - поиск окончен? И - конец легендам! Не 100 лет прожил. И не 115. Житие Наума Ульяновича Колосова было всего лишь 80 лет. И почти полжизни он духовным наставником!
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ РАБУ БОЖИЮ НАУМУ!
Нам неизвестен день рождения предка. Но, зная старообрядческую традицию крещения на 8 день, можно предположить, что Наум родился во второй половине ноября. 1 декабря по старому стилю (ныне 14 декабря), один раз в году, поминается Пророк Наум - один из 12 малых пророков. В церковном календаре - это день почтения памяти пророка Наума, жившего в VII веке до н.э. на территории Галилеи. В простонародье его прозвали Грамотником, так как в этот день подросших детей отдавали старцам, которые обучали их грамоте. "Наум наставляет на ум", — говорили люди.
Свидетельство о публикации №224122300061