Уникум

               
   Мой одноклассник Александр Хижняков обладал хорошей памятью. Он наизусть знал не только много стихотворений, но целые отрывки из каких-нибудь рассказов или романов. Особенно его любила наша учительница литературы, а вдобавок ещё и гордилась, и при всяком удобном случае выставляла его напоказ, особенно, когда к нам в школу приходили именитые гости или комиссия из ГорОНО. 
Помню он, как-то читал отрывок из повести про Маресьева, ну – это лётчик, который во время войны раненый полз зимой по лесу и отморозил ноги, а потом на протезах продолжал летать.
  Учительница вокруг него порхала, а Сашка был очень довольный собой, что производил на проверяющих большое впечатление, а те смотрели с умилением и шептались между собой: «Уникальный ребёнок».
 А один гость важного вида – так и сказал:
  - Ну, ты уникум, если будешь продолжать в том же духе, то, когда вырастишь, может, станешь чтецом или даже артистом.
 Так к нему и прилипло погоняло – «уникум». Правда, среди учащихся не все разделяли эту точку зрения. Наверное, некоторые просто завидовали чёрной завистью. Говорят, что бывает ещё и – белая, но я думаю, что зависть – есть зависть, а от того какие последствия предпринимают завистники, она и получается различных цветов. К примеру – Паганини, подпиливали струны в скрипке и набивали стекла в обувь – это чёрная, а придумывать всякие небылицы или эпиграммы писать с разными намёками – это белая. Ведь подростки в этом плане более прямолинейный и амбициозный народ. Каждый пытается выделиться, и не всем нравится, когда у кого-то это получается лучше других.
 На эту тему даже есть старый анекдот: «Идёт разговор между двумя учениками:
- Вон наш отличник пошёл, сегодня по физике пятёрку получил. Давай ему наваляем.
- А если, он нам наваляет? – спрашивает второй.
- А, нам-то за что?»
   Правда, у нас в классе и без Сашки хватало одарённых учеников. Вот мой приятель Юра и я, рисовали стенные газеты, а наш преподаватель по рисованию и черчению говорил, мол, это будущие художники и периодически припахивал нас на оформление стендов и пособий для школы, но мы этому были только рады, потому что нам доверяют взрослую работу. А некоторых просто «жаба душила» и поэтому они начали тоже, что-то наизусть учить. Помню, одноклассница Инна Давыдова даже большой отрывок из «Царя Солтана» выучила, а мой другой приятель - Витька, так, тот оказался хитрее. Он не стал зубрить всякие отрывки, а выучил пару рассказов А.П. Чехова…  И теперь, когда приезжал очередной гость из ГорОНО, то все наперебой начинали читать наизусть всякие произведения. Ну и, конечно, в таком хоре желающих выступить, Александр затерялся, и уже проверяющие, никого не выделяли, как уникальных детей, а хвалили учительницу за то, что она прививает любовь к    литературе.  Александр захотел, было дело, взять реванш, и вызубрил целый монолог Хлестакова из комедии «Ревизор», но это не сработало. Его, правда, по привычке ещё называли - Уникум, но это уже было похоже на издёвку.
  А наша одноклассница Марина Вишнивецкая, ничего, правда, не учила, а просто про него стишок придумала:
                «Он «Ревизора» выучил всего,
                любую сможет привести цитату.
                Ума палата явно у него,
                но жаль что это книжная палата».
   То есть, тем самым намекая, что он, конечно, уникум, но всё равно, где-то есть изъян.
   С той поры прошло немало времени мы закончили школу и разъехались кто-куда…
   И вот как-то, встретив своего одноклассника Александра,  мы начали вспоминать прежние времена.
   Я рассказал, что работаю художником, а приятель Юра – архитектором, а Марина, которая придумала эпиграмму, теперь известная поэтесса.
- А я закончил ХПИ, - сказал Сашка,- и работаю инженером по монтажу и наладке  оборудования, - и, вздохнув, добавил, - вот, интересно, если бы тогда все не кинулись учить всякие произведения наизусть, может и я бы стал чтецом или артистом?


Рецензии