Мечется по печи, охает...

Вся её долгая жизнь.

Человек, который верит в Бога, верит и в то, что может спастись от вечной погибели. Даже неверующие нет-нет, да и подумывают над тем, как бы смерть, если не избежать, то, хотя бы, оттянуть время её прихода.

Ну, час кончины нашей (земной, разумеется) не нами установлен, но вот Царства Небесного достичь может буквально каждый желающий. Что же нужно сделать и что необходимо предпринять, чтобы в конце дней своих не угодить в преисподнюю? У Некрасова даже стихотворение не эту жизненно важную тему имеется. Называется оно «Что думает старуха, когда ей не спится». Есть в нем такие вот строчки:
«Мечется по печи, охает, мается, Ждёт – не поют петухи! Вся-то ей долгая жизнь представляется, Всё-то грехи да грехи! Охти мне! ох! угожу в преисподнюю!»…
Чтобы не попасть нам в лукавые объятия дьявола, нужно, как минимум, поверить и полностью положиться на Всевышнего. И только тогда (и только с Его помощью!) сможем соблюдать Установления и Заветы Владыки. И, конечно же, всецело Ему доверять. В этом и заключается воля Божия, о которой уже в первом Псалме царя Давида и во многих других местах Старого  и Нового Заветов сказано.

А как быть с теми, кто жизнь свою провёл как та старушка или того хуже: обманывал, завидовал, ревновал, крал, пьянствовал, матерился, грабил, развратничал? Найдётся ли человек, который станет утверждать, что никогда не позволял себе таких вещей и что вообще не допустил ни одного греха? Таим «правильным» смертным не мешало бы заглянуть в Священное Писание. Там сказано, что нет ни одного, кто не согрешил бы и потому «все лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Апостол язычников Павел пишет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Примерно то же написал для нас и богослов Иоанн: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Да, не многие из нас могут честно и открыто признаться перед Отцом Небесным в своих кривых делах, как сделал это блудный сын из Евангелия от Луки (15:21).
Так что же делать, если известно, что все мы виновны перед Всевышним и что грешники на Небо не попадут и в Доме Божьем жить не будут? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дан во всех четырёх Евангелиях.

Евангелие –  Добрая Весть, принесённая человечеству Сыном Божиим, заключается в следующих словах Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Крестившись от Иоанна, Господь наш Иисус Христос, выходит в Мир на общественное служение: преподаёт евреям Свое Новое учение. И начинает Он Свою проповедь, с тех же самых слов, что и предваривший Ему путь, Иоанн: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!».

«Покаяние» - это обращение раскаивающегося грешника к Богу. На древне-греческом это слово означает «сожаление (о совершившемся), раскаяние», буквально: «изменение мыслей, ума, разума; мнения, образа мыслей». «Покаяние», таким образом, богословский термин, означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Покаяние, как правило, сопровождается радикальным пересмотром кающимся своих взглядов и всей системы ценностей. Результатом  покаяния становится, как правило, твёрдое решение об отказе от греха. В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение, и как процесс, длящийся всю жизнь. (Дело в том, что несовершенный человек и после покаяния остаётся всё в том же своём греховном теле. Но разница в том, что грех в нём больше не властвует. А если и согрешит, то милостивый Бог прощает, если просишь Его об этом). В качестве синонима термину «покаяние» в Библии иногда используется слово «обращение». Например: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши»,  посоветовал нам великий Израильский пророк Иеремия (18:11).

В протестантских конфессиях покаяние - первый шаг к Богу, к духовному возрождению и спасению грешника. Если человек осознал, что наломал немало дров, причинил людям много горя и, в конце концов,  понял, что расплата неминуема, ничего не остаётся как следовать совету Апостолов. Лука, к примеру пишет: «Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8:22). И далее: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9).

Записка на неделю…

Христос в своей проповеди особо отмечал, что спасение даётся только кающемуся. Истинная вера невозможна без покаяния, а надежда на спасение души просто по вере во Христа-Спасителя, но без покаяния является пагубным заблуждением. Причём, покаяние подразумевает не только сожаление о прошлой своей нехорошей жизни, но и новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога. Обратиться к Богу - значит отвернуться от множества пагубных привычек и вещей, которые имели большую цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение к Творцу, прежде всего, проявляется в изменении шкалы ценностей, то есть, в переоценке этих своих ценностей. Бог становится центром всего, всех интересов, всей жизни.

Однако, если человек, переполненный чувств, проливает слёзы или кажется сокрушенным по причине своего неправедного жизненного пути, то это ещё не свидетельствует о том, что он кается перед Богом. Мне, безбожнику, было полста, лет, когда я посетил церковь и стоял и плакал там, сожалея о своей горькой жизни и о том, что вот, люди верят, молятся, надуются, радуются, а я – как бабочка-однодневка мечусь в суете, живу и веду себя, словно загнанный зверь, ни на что не надеюсь и ни на кого не могу положиться.  Но это ещё не было никаким покаянием, ибо я не поклонился Богу, не встал пред Ним на колени и не просил у Него прощения за все свои плохие дела и поступки. Выйдя из церкви пошёл дальше куролесить и делать что надо и что не надо.

Для истинно покаявшегося человека характерно постоянное отвращение от греха, а не временное сожаление по поводу каждого отдельного погрешения или всех вместе взятых. Когда меня, упрямого безбожника, начала грызть совесть, я написал на листочки известные Десять Заповедей и целую неделю усердно следил за их выполнением. Думал, что если начну порядочную жизнь, Бог, если таковой имеется, простит и поможет упорядочить мою жизнь. Но, увы, желанная порядочность во мне долго не задержалась… Тогда милостивый Отец Небесный, дал подмять меня обстоятельствами, которые поставили меня перед выбором: или к Богу, или закончить с жизнью. Выбрал Бога. Признался Ему во всех своих позорных деяниях и просил простить меня, грешника с ног до головы. После покаяния я, вконец ослабевший от тяжёлых болезней, вдруг окреп и от слёз перешёл к песням, которые напевала мне в детстве моя любимая (верующая) бабушка. Всё. Выздоровел. Пошёл на работу. Принял крещение. Стал членом Церкви.

Много лет позже попала мне в руки толстая тетрадка покойной матери (я почему-то сохранил эту тетрадь и даже в Германию с собой привёз). И что я там читаю: «Спасибо Богу за евангелиста Чарльза Сперджена, который учит нас уму-разуму». Далее идёт переписанный мамой текст из книги этого избранного Всевышним проповедника: «Вы не должны обманывать себя, думая, что быть праведным в течение недели достаточно, чтобы считаться доказательством того, что вы спасены — должна быть вечная ненависть ко злу. Та перемена, которую производит Бог, не является ни преходящей, ни поверхностной; это не срезание верхушки сорняка, но вырывание его с корнем; это не просто вычищение на один день от пыли, но удаление того, что является причиной этой пыли». Много пыли пришлось удалить, и с причинами её появление немало пришлось побороться, ибо дьявол не дремлет и постоянно, днём и ночью ищет кого совратить, а кого и поглотить, если удастся. (1 Петра 5:8).

Беспокойный больной

Покаяние – это не что иное, как исповедь перед Самим Господом Богом. А исповедь – это, в свою очередь, очищение души от грязи и яда. Если яд попадает в организм, то нет другого способа выжить, как немедленно очистить желудок. Так же и исповедь: мы должны изгнать из себя яд греха и омыться от всего нечистого, иначе мы обречены на смерть вечную.

Подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, терзания, ничего не скрывая, так же и мы поступаем, исповедуясь перед Вечным. Мы, как бы, обнажаем свою душу, показываем свои ссадины, ушибы, раны. И признаем поставленный нам духовный диагноз: грешник. Кандидат в преисподнюю. Если вину свою не признаем, то надеяться на спасение, то есть, на милость Отца Небесного, пожалуй, не стоит. Но тогда язвы наши увеличатся, разложение и душевное гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти. А что грешника после смерти ожидает – знаем: Суд Иисуса Христа. По делам нашим, хороши они или плохи: «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Отк. 20:13).

Из всего сказанного следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Поэтому не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Всевышнему. Правда, Он, как попечительный, любящий нас Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения. Он желает с нами общаться, но только после нашего очищения. Бог любит нас, но не наши грехи. Бог всегда готов простить именно потому, что любит нас. Любит как отец и мать детей своих любят.

Надо заметить, что покаяние заключается не в том, чтобы мыслями о собственной греховности изо дня в день терзаться, загонять себя в состояние депрессивности. Покаяние – это, в первую очередь, анализ с последующей переменой собственной жизни, осознание своей вины перед людьми и Богом и стремление избавиться от всего плохого, наносного и противного Вечному. Покаяние требует, чтобы человек отвернулся от грехов, которые до сих пор находились в центре его личной жизни, в фокусе внимания и предпочтения. Он должен возжелать такого, что осталось бы духовно-значительным и священным.

Другими словами, покаянное очищение требует устранения в человеке самодовольства, потому что довольный собой человек не меряет себя высшим масштабом. Но пытаться вызвать в себе раскаяние эмоциональное, напрягаясь и «накручивая» свою психику, может стать опасным для здоровья. Так можно довести себя до истерики и нервного расстройства. Ничего общего с искренним раскаянием и настоящим покаяниемтакие тягостные упражнения не имеют. Степень, если хотите, истинность покаяния определяется, прежде всего тем. как ты себя ведешь после осознания своей греховности и обращения к Богу. И привёл ли ты в порядок взаимоотношения с людьми, с которыми общаешься, прежде всего с ближними своими. Провинился – проси прощения. Обидели тебя – прощай обидчикам даже, если они не просят об этом.   

В глубокой яме…

Предстоящая встреча с Господом вызывает в сердце искренне верующего человека волнение и трепет. Грешник знает о своём несовершенстве и о своих слабостях; знает, как часто его стремление жить праведно разбивалось о его же непослушание, о его собственную лень, гордость, жадность, тщеславие, ревность, лживость и т.д. Грешник знает, насколько неудачными были его попытки послужить Богу и людям. Но зато, пытаясь жить по заповедям Господа, чадо Божие с удивлением и радостью увидит и почувствует, что Бог любит его даже таким слабым и несовершенным.  Это реальное переживание Божьей любви, которая приходит после покаяния - самая дорогая ценность в жизни богобоязненного человека. Иначе и быть не может: ведь он нашёл Спасителя и Избавителя своего - Иисуса Христа!

Чтобы закрепить покаяние и его результаты, потребуется время, труд, навык в добродетели и борьба с грехом при содействии благодати и милости Божией. Покаяние – действо в большей мере скрытое. Оно осуществляется как бы подспудно, тайным образом, в невидимой душе человека. Оно схоже с притчей о Царстве Божием. «…если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит…». (Мк. 4:26-28). А в нас «семя» сеет сам Дух Святой, если мы раскаиваемся в содеянном в процессе своей жизни.

Покаяние – не результат человеческих усилий. Оно невозможно без благодати Божией. Безбожник, суетящийся во тьме греха, не способен понять, насколько прекрасна жизнь с Богом и в Боге. Неверующий человек не может ни понять, ни ощутить разницы между грязной и пошлой жизнью Мира и святой жизнью Церкви. Свою духовную несостоятельность безбожник сможет лишь тогда осознать, когда семя Божественной любви посеется в его сердце. Свет, проникая в темное жилище, освещает его. Так и  Дух Святой показывает нам опустошенность наших душ, обнажает наши страсти, негодные привычки, скверный характер.

Нам, дорогие братья и сёстры, очень важно осознать всем своим существом, что путь греха, по которому мы идём на свой риск и страх, однозначно ведет к погибели. Нам нужно понять, что без Бога, да ещё погрязши в грехах, мы оказываемся, образно говоря, в глубокой яме далеко от родного дома. Нам обязательно нужно перевести дух, задуматься и спросить себя: «Почему мы одиноки? Почему несчастны? Почему в глубокой тёмной яме, когда у нашего Отца кругом удивительный свет, роскошные дворцы, вечная благодать, радость и бесконечная любовь? Разве мы не хотим туда, где идеальная гармония, Божественный Свет, несказанная красота и вечная жизнь?». Если хотим, то почему не обращаемся к Богу? К Иисусу Христу, который жизнь Свою положил за нас с вами? Ведь сказано же, что "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Покаяние непременно принесёт вам положительные перемены в вашей жизни, оно преобразит вас и отвернёт от греховной жизни. И люди – родственники, соседи, коллеги по работе – обязательно заметят эти перемены. И вы станете живым свидетельством Славы Божией.

Как видим, покаяние начинается со свободного внутреннего делания, если хотите, работы самого человека. Только вы сами, дорогие читатели можете поставить себя пред Лицо Всевышнего, узнать самого себя в своих деяниях и сокрушённым сердцем признать свою грешность и вину. В покаянии зачинается новый человек. Покаявшееся чадо Божие полагает начало новому самосознанию, по-новому видит, любит, постигает, желает и действует. В покаянии обновляется совесть человека, возрастает ответственность, по-новому – в духе и истине -  совершаются молитвы, рождается новый духовный подход к людям и к Миру в целом. Но самое главное, открывается новое созерцание Бога и закрепляется с Ним завет об исправлении своей жизни и верном Ему служении.

Встану и пойду к Отцу

Евангелие не говорит: «Веселитесь, радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Благая Весть  (запоминайте!) гласит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покайтесь, пока живы и пока еще благой Бог продлевает нам время милости и благодати.

Да, каждому из нас Господь дает время на раскаивание и даёт возможность изменить свою жизнь к лучшему, к светлому, к святому. Дьявол, конечно же, всячески препятствует нашему духовному порыву. Он мешает нам открыть Библию, познакомиться с христианами, посетить церковь, задуматься над смыслом своего существования. Так что покаяние наше возможно только через преодоления, которые всегда нам кажутся превыше наших сил. Приблизиться к Богу имеем шанс, прежде всего, через осознание своей немощи и недостоинства перед Господом, хоть и созданы по Его образу и подобию.

Просто размышлять о жизни, читать духовную литературу и даже Священное Писание и опираться при этом только на свой разум – недостаточно для того, чтобы угодить Всевышнему и заслужить место на Небе. Я тоже долго считал, что достаточно чист перед Богом, если никого не убил, не ограбил. Прочитав же Евангелие от Матфея понял, что даже за каждое слово в ответе, не говоря уже о делах, коих только стыдится можно. Евангельский учитель покаяния – Иоанн Креститель – говорит: «Сотворите достойные плоды покаяния» (Матфея 3:8). Каждый плод имеет корень. Чтобы принести плод покаяния, нужно, как минимум, иметь само покаяние, ибо духовный плод может питаться только корнями искреннего раскаивания. Поэтому не надо медлить со столь серьёзным, жизненно важным делом.

Печальную историю о блудном сыне многие из читателей уже слышали. Этот молодой человек, получив свою долю наследства, ушёл от своего весьма состоятельного отца в большой заманчивый Мир. Но, «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:17-20). А что мешает нам (вам) уважаемые читатели, повернуться лицом к Творцу своему и раскаяться во всех своих преступлениях Законов и Постановлений Божиих? Не откладывайте на завтра то, что крайне необходимо сделать сегодня. Сейчас. Ибо не знаем час своей кончины. Знаем только, что грешник перед Лицом трижды святого Бога ЯХВЕ - не устоит! И тогда остаётся одна дорога: в ад. Навсегда.

Сам Владыка сказал нам: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор. 30:19). Без покаяния жизни вечной нам (вам) никак не достичь. Вот и думайте…

В подмогу дарю вам, дорогие читатели, фрагмент  из стихотворения ПОКАЯНИЕ (автор мне неизвестен):

Когда обрушится тоски свинцовый гнет
И одиночества невыносимость
И в озарении душа твоя поймет
Со всем земным свою несовместимость,
Не растопчи тех проблесков святых,
Почувствуй в них Творца прикосновенье,
Ведь, может, в душном мире суеты
Не повторится снова то мгновенье.

Петер Браун


Рецензии