Вот как оно бывает
«Утро. Высеиваю семена горчицы - только лишь для того чтобы не занятый клочок земли не пустовал. А в это время во всём моём могучем организме бродят неясные спазмы - ох уж эти запахи июля! – знаю я, что этак просятся из меня строки текста, но не ведаю ещё о чём.
Вышла в свой сад, действительно мудрая моя соседка Софья - многоуважаемый в обществе искусствовед - да из кущ своих посылает мне сердечный привет:
- С утра пораньше - и в работе!
- Да уж...! - скупо ответствую я, занятый исключительно самовлюблённостью.
И тут - как прорвало – весь стыдно затрепетал, сами по себе руки выпустили инструменты. Те глухо ударились оземь, а я, пошатываясь и дрожа внутренними своими предчувствиями, устремился к смиренно почивавшей чернявой «клавке» и лихорадочно выплеснул на неё вот что:
мечтательность - увы!- давно оставила меня.
Да и о чём мечтать? когда в такие годы
всё больше рассуждаем о погоде,
об урожае овощей и ячменя.
причём ячмень? да просто так - для рифмы.
но и отнюдь ни поэтический каприз -
так в схватках пребывает плодородный низ,
когда созреет плод случайно залетевшей нимфы.
о эти, эти запахи июля,
травы, цветов, созревших ягод и плодов!
как будто я к тому был не готов,
да вот вошла в меня она - пронзительная пуля.
и я сражён - не сразу наповал,
а в муках радости жду - не дождусь - ухода
в юдоль блаженства. Тут не одна погода
- обрушился в меня щедрот июльских вал.
Датировано 9:29 22.07.2011»
***
Далее здесь пойдёт разговор с самим собой уже сегодня.
Почти дважды по семь лет минуло с той поэтической минуты.
- И что?
- В каком смысле?
-Да хотя бы в том, что многое ли свершилось за дни этих лет в твоей жизни, кроме естественных трагических утрат и пустяковых приобретений; чем прославил ты себя в своём окружении, и чем озадачил оппонентов своих на полях обыденности?
-Да, оказывается, и ничем выдающимся. Но и что за фантазия возникла теперь в твоей голове – искать ответ на вопрос о значимости своей в пору этих вот прошедших лет? Может быть взыскуешь ты славы? Так ведь нет же – если бы признание твоей важности имело бы значение, то уж не болтался бы ты день за днём, как тюльпан в проруби, а сконцентрировал свои силы на достижение возвышенной задачи, и –глядишь- уж вознесен над обыкновением во мнении о себе окружающих. А то вот, копни - даже сверху - и увидишь, что похеру (точнее, в самых даже высоких смыслах, и не скажешь!) чьё-то мнение. В то же время тебя искренне волнуют всякие моменты жизни каждого из них, едва ли ни больше чем свои собственные похождения в ипостаси обывателя.
Получилось так, что вчера вся совокупность прочитанных мною в тот день текстов, всё-таки да вывела меня на тему базисных действий человека.
«Действие человека можно определить, как набор движений, имеющий смысл, значение, предназначение. Существуют разные названия осмысленной двигательной активности человека в социуме: дело, предприятие, деятельность, занятие.
При внимательном наблюдении за разными формами деятельности людей можно заметить, что каждая конкретная форма деятельности состоит из некоторого числа отдельных, единичных действий, которые можно обозвать БАЗИСНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ человека. Всего существует 8 Базисных Действий: «Приблизить, «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить». Каждая отдельная форма деятельности представлена комбинацией всего 8-ми основных Базисных Действий, или Базисных типов действия»
Двести семьдесят страниц текста ушло у цитируемого здесь автора на раскрытие темы, относящейся ко всего лишь одной части человеческого тела.
И вот тут-то мне и вспомнилась одна тонюсенькая книжка полувековой давности, имеющая название «Отражение и деятельность», заявленная как попытка систематизации знания об отражении в человеке окружающей реальности и последствиях этого в процессе деятельности.
Разумеется, не одну эту книжечку читал я, когда многое ещё, помимо чтения урывками, занимало меня, многодетного отца семейства, в годы интенсивного строительства страной развитого социализма, подарившего нам эпоху тотального дефицита.
Предшествующее десятилетие работы на Крайнем Севере, кроме всего прочего, наградили меня хроническим гайморитом, время от времени принуждавшего врачей делать мне пункцию в болезную полость. С ватными турунтами в кровящем носу, поспешал я на работу, дабы предотвратить там, к примеру сказать, отправку того же турбобура не по адресу применения его, которые точки отстояли на сотни километров друг от друга в горно-таёжной местности.
Ну не дурень ли я с такими подвигами?
-Да – словно бы так ответил мой трудовой коллектив, в те дни дружно задвинув меня подальше из первых в очереди на квартиру в новостройке. Но и здесь я не долго унывал, считая такое развитие событий вполне объяснимым в существующей системе взаимоотношений наших людей.
Нынче же вся гамма результатов всеобщей деятельности задаёт мне, пребывающему в абсолютной праздности, вопрос, как же отражается актуальная реальность в поголовно просвещённом сознании моих современников.
Разумеется, не один я озаботился нынче этой проблемой. Поток информации об этом давно уже сформирован и выплеснул теперь передо мной на бережок бескрайности тему - ни много ни мало – когнитивных искажений. Ясно ведь как это выражение намекает нам на то, что человек имеет свойство воспринимать познаваемый мир в искажённом виде.
Не будем здесь углубляться в бездну вообще существования самой возможности познать реальность во всей её бесконечности. Даже если эта бесконечность и существует, то существуем же в ней и мы: я, ты, он, она, и притом в реальности, достаточной для проживания в человеческой среде. Да не слепо и безынициативно, как сообщил читателю я о себе в начале этого опуса.
Многие из нас весьма активны в своих действиях.
Но и они же не прогоняют в своём сознании всю совокупность явлений и свойств мироздания, а находят для себя некий оптимум упрощений действующей реальности, подчиняя свои представления некоему алгоритму. Тогда как «в основе алгоритмических оценок лежат неоднородные по своей природе представления об устройстве мира и поведения людей»
Но ведь алгоритм же – как и любая схема - есть способ упрощения многосложной реальности в целях самой возможности описания объекта. И он ведь нуждается в защите от ошибок схематизации – которые ошибки при некритичном рассмотрении нарастают, уже перемножаясь.
Иногда становится очевидным то, что та или иная схема нуждается в корректировке. Но на пути эффективности такого способа спасения от ошибок встаёт предубеждение.
Предубеждение - одна из самых коварных и поразительно стойких находок взыскательного сознания. Человек, исполненный благих намерений, выдвигает какое-то предположение и начинает поиск к нему фактов и доказательств, которые эту его модель реальности смогли бы подтвердить. Причём из всего массива разнородных аргументов избираются им только те, что соответствуют уже принятой когда-то модели, просто выводя противоречивое в категорию ложного.
Таким нехитрым способом совершается парадоксальное: с ростом информационных возможностей, в образованном обществе, вместо формирования личностей, всё более эффективно реализующих в себе творческий потенциал действия, происходит изощрённый рост интеллектуальной слепоты и падение некорыстной рациональности.
Многое говорит нам о том, что происходит это
«в силу намеренной пропаганды и продвижения эмоциональной , интеллектуальной и когнитивной некритичности. Таким нехитрым способом власть выращивает под себя быдло».
Есть ли что возразить такому элементарному выводу?
Тогда что же мы можем ожидать от будущего?
Что будущее? – разве оно уже не заявило о себе новыми суевериями и примитивными приёмами творчества.
Вчера я и открыл для себя мангу.
И увидел себя ретроградом, который в солдатской чайной впервые вкусил сок с мякотью плодов манго. Индийские товарищи изготовляли, а интенданты Двенадцатого ГУ МО поставляли жестяными литровыми банками в чукотскую дыру этот божественный напиток.
Далеко ли ушёл - в своём миропонимании от девятнадцатилетнего парня с неустойчивой перед забавами службы невропатологией – нынешний завсегдатай супермаркетов, где чего только нет ( а нет среди всего изобилия суррогатов аутентичного того сока из чайной).
Ещё обнаруживает там свои закидоны племя молодое. Интересное хотя бы тем что органичная матерщина сочетается у них с правильно поставленными оборотами речи. Но она не интеллигентски старомодна с развёрнутыми смысловыми оборотами; краткая она, но содержательна как лай.
А некий товарищ из самой Московской высшей школы социальных и экономических наук так и сообщил мне вчера, что всем нам пора притормозить – рассказав, что его увлечение мангой началось с «Человека-бензопилы» авторства Тацуки Фудзимото.
К октябрю 2024 года издательством «Азбука-Аттикус» на русском языке выпущено 16 томов в виде 11 книг.
Вообще по состоянию на январь 2023 года тираж этой манги превысил 23 миллионов экземпляров.
На валдберрис же комплект из 9 книг начал продаваться с 14150 до 8434 рублей. Ещё чего? – за такие деньги сколько же можно купить таблеток, поддерживающих мою жизнедеятельность!
Знакомство же моё с мангой состоялось вечером же с семнадцатистраничной историей картинок с набором слов едва ли большим пяти сотен.
Не скажу, что было мне скучно, как от прочтения многословий даже современных авторов традиционного письма, однако ничего нового – лишь впечатления мои как бы дописывали манги - несколько фантастический, но всё же - внятный сюжет.
Не впечатления ли потребителя являются двигателем этого творения человека в мир, ко входу в который надо бы по совету учёного человека притормозить.
Притормозить. Не об этом ли вопиет нам цивилизация нынешнего дня?
Ведь не достаточно ли мне того, что вот
… эти запахи июля,
травы, цветов, созревших ягод и плодов!
как будто я к тому был не готов,
да вот вошла в меня она - пронзительная пуля.
и я сражён - не сразу наповал,
а в муках радости жду - не дождусь - ухода
в юдоль блаженства…
А как тебе, дорогой мой современник, живущий в реальности противоречий - порой самых драматических?
23.12.2024 16:07
Источники:
-Хорст Редекер. «Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном творчестве» — М. «Прогресс». 1971
-Пляшкевич В. Л. Базисные действия человека. Basic human actions — «Издательские решения»
-Нина Савченкова. Внутри мимикрии: вопрос об истине и лжи применительно к психической реальности - Центр практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
-Илья Новиков. Мышь-бензопила, или Почему нам всем пора притормозить. - Московская высшая школа социальных и экономических наук
-Пламя бесчисленных невзгод. Мага. В сотрудничестве с командой Miray Ray team
Свидетельство о публикации №224122300765
-Да – словно бы так ответил мой трудовой коллектив, в те дни дружно задвинув меня подальше из первых в очереди на квартиру в новостройке. Но и здесь я не долго унывал, считая такое развитие событий вполне объяснимым в существующей системе взаимоотношений наших людей...
С наступающим праздниками!
С уважением!
Татьяна Немшанова 24.12.2024 16:29 Заявить о нарушении