Ав. диал. нуцIаменг

Bild: Одна из моделей осадных передвижных башен. Конструкция имеет самое прямое отношение к ав. диал. MANGANA "строительный лес, стропила" и MANGI "тахта, трон". А вот, что пишет Ващенко В. : "Арабским словом «манджаник» ан-Насави называл любые осадные орудия монголов". Согласно правилам арабского языка, любое заимствование в котором имеется согласный G, будет переложено на арабский  как "дж", напр. иран. GORGAN, но в араб. ДЖУРДЖАН.

"Вот как например писал о них армянский хронист: «У магов они научились искусству колдовства и получили повеление от своих бесов» Частично такое представление вызвано нестандартностью хода монгольских завоеваний по сравнению с другими кочевниками – до монголов кочевники крайне редко захватывали защищенные города оседлых народов и способность монголов, воспринимавшихся абсолютно диким народом «людоедов», успешно их брать была непостижимой. И потому такое важное отличие военной державы монголов от остальных кочевых «имперских конфедераций» заслуживает особого изучения, тем более что это входит в задачу данной работы – определить характерные черты государства, созданного Чингисханом".

Р. Храпачевский. Осадные техники монголов.


К этимологии ауарского диал. НУЦIАМЕНГ


В арабских источниках о доисламской Ауарии Нагорный Дагъестан наделён всеми атрибутами государственности, державности. И преувеличивать арабам X в. статусность "неверных" не было никакого смысла. Правитель - каган ( хакан) по имени "Ауар" имел якобы золотой трон и казну, причём и то и другое ему досталось от Сасанидов. Естественно, всё слово в слово принимать за чистую монету нельзя. Обычно за такими сообщениями кроются интерпретации полученных сведений. В любом случае, Горско- Кавказское государство имеет своё историческое прошлое, а не сочинено северокавказским эсэрами и той части местных дагъестанских большевиков, которые настаивали на союзно- республиканском статусе Дагъестана и присоединения его к Горской Республике (Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино- Балкария), за что и были, собственно говоря, расстреляны: Коркмасов, Тахо-Годи, Самурский и др. по делу т.н. "буржуазных националистов".

Заключительным аккордом этой истории непрерывного уничтожения горской государственности как царизмом, так и большевиками явилось появление в рядах прогерманских вооружённых формирований Горско- Кавказского Легиона - Bergkaukasien.

Термин вполне в духе тех лет, так как и крымские татары на немецких военных картах 1941 г. указаны как Bergtataren. Горская тема немцам всегда была близка, в Германии до сих полно географических названий с основами Ober и Berg.

В ряде предыдущих статей мы уже писали, что этноним МОНГОЛ, с большой долей вероятности связан с какой- то деревянной конструкцией типа закромов или даже тахты, трона. В ауарском диалектном и чеченском всё это сохранилось. Более того, существует подтверждение нашего мнения и со стороны дагурского языка.

Но учёный мир до сих пор на наше мнение никак не реагирует, его как-бы не существует для них вовсе.

Ав. НУЦIА, диал. нуцца ( дарг. унцIа) должно соответствовать халха-мнг. НУУЦ "тайна, пароль". Судя по ауарской лексике заметно, что данная основа восходит к значению "место свежего среза, обнажения чего-л". Это могут быть следы сучков на обробатываемой древесине, нарост над раной или место свежего среза на ветках, дереве. Беря во внимание, что данная основа близка по звучанию чеч. "кожа" и халха-мнг. "голый" (НУЬЦГЭН "голый, нагой, обнажённый"), то мы предположили, что в данном случае речь идёт о кожаном пологе, закрывающем что-либо из того, чтобы другие не видели и не знали. Так мы приводили факт наличия в прошлом в молельном зале Византийского православного храма Святой Софии кожанных пологов. Их устанавливали завоеватели-османы. Крюки на дверном косяке сохранились до сих пор. Османы считали чуть-ли ни кощунством, что с длинного коридора можно просматривать молельню и даже сразу в неё проникнуть. Кроме того, подобные кожаные пологи удерживали тепло. В этой связи обращает на себя внимание мнг. НУУЦЛАХ "засекречивать, делать тайным, секретным".

Ав. НУЦIАМЕНГ "закром на всю длину комнаты". Само же ав. диал. МЕНГ "закром ( небольших размеров с отсеками)". Как мы видим, и здесь присутствуют "перегородки, отсеки".

Халха-мнг. МОЬНГОЬ "серебро, серебристый: деньги". В старо-письм. мнг. вроде-бы МЕНГУЬ. Спрашивается и где монголы будут хранить серебро и деньги как не в закромах, отсеках и под пологом? В санскрите МАНГ "драгоценный камень".

Ав. диал. МАНГИ ( с ударением на "а") "тахта", т.е. "трон", который точно также мог быть под куполом, пологом - всё зависело от его разновидности. Так или иначе, сочетание MNG в монгольском указывает на возможность сакрализации, выделения какого-то объекта из ему подобных.

Приведём цитату из нашей относительно недавней статьи:

 ДАГУРСКИЕ ДАННЫЕ (Китайская Маньчжурия)

МОНГОО "деревянное корыто", "кормушка для домашних животных", МОНГОО жедь "чёлн, лодка-долблёнка", морий монгоо "конские ясли".

На что указывает данная лексема кроме ав. диал. МЕНГ? На волшебную чашу нартов УАЦАМОНГА. Как мы видим здесь нет никаких "денег" и "серебра", а есть что-вроде "чаши" ( лодка, чёлн, деревянное корыто). Подобные продолговатые чаши можно видеть в фильмах на тему детских сказок - они в форме гусей, уток и пр.

ДАГУРСКИЕ данные не закрепляют за ними значение "серебро". Так что совершенно не правы те учёные, которые приписывают этнониму "монгол" значение " серебряные", "серебристые". Это значение - "вторично" по отношению к конструкциям из дерева или чего угодно со смыслом "конские ясли, закрома, корыто" и т.п. Кроме того, эти исследователи всякий раз забывают упоминуть, что сам этноним введён в оборот Чингисханом.

Российские исследователи несут напропалую всякий вздор не понимания сути предмета. Это только для них самих серебро/монеты кажутся важным, достойным выделения, но у средневековых монголов имелось иное мировидение, у них были другие ценности. Российские учёные приписывают свой затхлый мирок советско- российских реалий средневековым монголам. И подобное смешно читать.

Простые скотоводы видели сходство деревянных (часто украшенных) конструкций под троны, места возлежаний и пр. с закромами, кормушками-поилками для скота, корытами и пр. Деревянные изделия, в которых хранили монеты также могли иметь отсеки. Отсюда - и мнг. обозначение серебра/ монет.

Ав. диал. НУЦIАМЕНГ указывает на деревянную продолговатую конструкцию "на всю длину комнаты,"-  которую внешне можно сблизить с "лодочкой". И это "закром". Место сбора, накопления чего-л.

А теперь взгляни на то, какое определение даёт поисковик Google  шахматной фигуре "ладья":

"Ладья — шахматная фигура. Устаревшее название — «тура;» (лат. turris — дословно — «башня») (в древности турой называли осадную башню, применяемую при штурме крепостей). Классический дизайн ладьи представляет собой именно башню". Здесь мы находим соответствие ав. диал. МАНГАНА "стропила, строительные леса". Вот эти МАНГАНА как раз и применялись для осады высотных укреплений врага.

Заметьте, что до чингизидов никто из номадов не умел брать обнесённых стенами и башнями городов. И применение осадной техники, которую они заимствовали у китайцев требовало как мужества, так и профессионализма. Сражаться в поле, степях занятие менее трудоёмкое. Кроме того, эти МАНГАНА покрывали кожей и обливали водой, чтобы их не подожгли.

Непонятно откуда попавшее в огъузские (туркменские) средневековые наречия Анатолии  схожее по смыслу с дагурском МОНГОО - "манджылык" - "большая медная посуда, ёмкость".

Впрочем, исследователь Р. Храпачевский считает преувеличением роль китайской осадной техники. По его мнению , монголы заимствовали у других всё, что можно, но в основном пришли к этому сами.


Рецензии