Мешок с кургана...

Известно, что редакция Евангелизационной газеты «Забытый Алтарь». издающейся в 24-х странах, не публикует объявления с явными или скрытыми просьбами заключённых о материальной помощи. Об этом (надо полагать не случайно) напоминается буквально в каждом номере газеты. Но на этот раз редколлегия, видать, решила сделать исключение. Уж больно ловко, если не сказать лукаво подошёл к этой скользкой теме один из содержащихся в российских тюрьмах осужденных. Не мытьём, так катаньем, но посылки в тюрьмы должны, по его мнению, приходить регулярно. Причём, не какие-нибудь, а добротные. С превосходными, изысканными товарами...

За чужой счёт

Итак, в десятом номере «Забытого Алтаря» была опубликована, на первый взгляд, правильная морально-этическая статья заключённого из Российской тюрьмы Михаила Власкина «Родился, жил, умер...». Название её соответствует реалиям прозябания многих и многих тысяч осужденных людей (в одной только РФ за колючей проволокой содержится, по данным на               1 октября 2021- го года, 469 385 преступников), о которых после их ухода в небытие действительно можно будет сказать: родился, жил, умер. Но вот вопрос: для чего родился?, как жил?, как умер? Где теперь находится: в аду? в преисподней? Или всё же в Царстве Небесном, если раскаялся в содеянных преступлениях и передал свою жизнь в руки трижды святого Бога ЯХВЕ?

Есть индивидуумы, которых серая, монотонная жизнь на воле не удовлетворяет, не устраивает, и они целиком и полностью ударятся кто в науку, кто в искусство, а кто и в заманчивую, лёгкую (до поры до времени) и, как правило, за чужой счёт жизнь. К последним чаще всего относятся любители острых ощущений: авантюристы, воры, обманщики, грабители, насильники и так далее. Не удивительно, что в финале своего «успеха», а то и с самого начала «карьеры», предпочетатели лёгкой жизни попадают в места не столь отдалённые. Судя по содержанию письма, автор его - Михаил Власкин - одним из подобных «крутых» и на многое способных героев и является.

Фактически мы о нём знаем лишь то, что он сидит в тюрьме, неплохо владеет пером и не против порассуждать о том, как следует себя вести порядочным гражданам на воле... А за одним и поправляет, если не сказать одёргивает, авторов «Алтаря», которые не одобряют поступки зэков, корыстно пользующихся добротой верующих. Цитирую: «Делить людей на хороших и плохих мы не должны... мы должны делать добро всем, даже тем, кто не верит в Бога», - уверенно и требовательно диктует нам Власкин. Под местоимением «мы» подразумеваются, конечно же не зэки, а именно авторы, читатели и издатели «Забытого Алтаря»... Верит ли он сам в Бога — остаётся загадкой. Если судить по содержанию письма, то автор его, уж извините, больше на фарисея походит, чем на кроткого христианина.

Своим по вере

Одна из важнейших христианских добродетелей - творить милостыню - заповедал нам Господь. Но как быть, если с протянутой рукой стоит явный пьяница, собирая деньги не на еду, а на бутылку? И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай...» (Мф. 5: 42)?

Согласно Псалму 111:9, только та милостыня вечно ценна, которая сотворена для убогих. Убогими же считаются все те люди, что крайне нуждается в самом необходимом для поддержания жизни. (В тюрьме жизнь вполне поддерживается. Знаю это не понаслышке).

Отцы церкви считали, что подаяние (или милостыня) должно быть совершено после того, как ты крепко подумал о его необходимости и правильности в данный момент данному человеку. Святитель Василий Великий, о котором М. Власкин, земляк его, наверняка ведает, считал, что «кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимо ходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Другими словами, благотворить - хорошее дело, если осуществлять его не только на основании сиюминутных эмоций, но ещё и с умом, которым снабдил нас Творец.

Каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они подсказывают нам кому мы помогать должны в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. В границу ответственности прежде всего входит семья: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8); родичи, братья и сестры по вере. Кроме этого есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Да, Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не требует, чтобы мы дали просящему наркоману срочно понадобившуюся ему дозу или закоренелому зэку десяток пачек чёрного чая на чифир (психоактиватор) и столько же пачек сигарет (для укрепления здоровья?). В Дидахе - «Учении двенадцати апостолов»  так сказано: дающий не судится; горе берущему, если он берет не на дело. Там же записано: «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даёшь». Короче, к помощи другим людям надо всегда подходить разумно, дабы оказанная подмога не стала «медвежьей услугой». 

Но вернёмся к нашему герою-уголовнику Власкину. Не станем ему напоминать о том, что сам он вряд ли до суда жил-поживал по изложенному им принципу поведения адекватного человека в обществе. Напомним лишь, что Слово Бога живого предлагает нам не его, власкинский рецепт - «делать добро всем, даже тем, кто не верит в Бога», - а любить и помогать, если можем, сначала ближним своим. А это, как нетрудно догадаться, не миллионы абстрактных фигур где-нибудь на другом континенте планеты, усеянной лагерями, колониями, зонами и тюрьмами; не отпетые негодяи и опасные для общественности преступники и беззаконники, а именно единоверцы, родственники, друзья, соседи и коллеги по работе. Более того, апостол Павел прямо говорит: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). Спрашивается: есть ли на самом деле заключённый Михаил Власкин - верующий в Бога добрый и скромный человек, за которого пытается себя выдать? Лично меня в этом трудно убедить. Скромные люди, где бы они ни были и как бы им ни жилось, вымогательством не занимаются. Что же касается собирательного слова «всем» в послании апостола, то здесь, конечно же, имеется ввиду не всё многомиллиардное население Земли, а, в первую очередь, непосредственно окружающие нас люди. Это логично и, наверняка, понятно каждому здравомыслящему человеку. 

Заслужил внимание...

Чтобы убедить нас в своей правоте, искусный притворщик Власкин приводит примеры, ничего общего с осужденными и изолированными персонами не имеющие.

Новорождённому, - пишет он, - ничего не нужно делать, чтобы заслужить внимание родителей и гостей. Верно. Правда и то, что Михаил дальше излагает: «Можно думать о том, как получить что-то: внимание, сладости в детстве; взрослея — хорошее впечатление, признание. Потом получать чью-то любовь, заботу...». Потом... увесистые посылки и денежку в тюрьму? А когда отдавать всё то, что неизменно получал всю свою жизнь или, судя по самоуверенному тону письма и ревностной заботе о лично своём костре, сам себе брал? Когда вырастем, наконец, уважаемый Мишенька Власкин, из детских штанишек и хамовитой наивности?

Вместо того, чтобы пристыдить своих тюремных коллег за выклянчивание передач от совершенно незнакомых, но добросердечных людей (в данном случае домохозяек и пенсионеров, поскольку именно они составляют большинство подписчиков «Алтаря»), он этих благожелательных христиан пытается убедить, что они неправы, отказывая вымогателям в посылках. Более того, подсказывает подписчикам и читателям «Алтаря», «что делиться надо тем, что дорого тебе самому, а не тем, что не нужно, чтобы только освободить свой чулан»... Другими словами, шлите деньги... Или самое ценное, что найдёте в своей хате...

Оказывается, привередливость даже в зоне прижилась... Наглость, увы, тоже.

Из жизненного своего опыта знаю, что истинные христиане не попрошайничают. И, будучи в темнице, не станут вымаливать посылки. Да ещё таким изощрённым, подленьким способом. Кстати, я готов подарить Михаилу самое дорогое, что у меня есть. Это, конечно же, Священное Писание. Пусть даст знать, что эта Великая Книга ему нужна и я тут же её вышлю .

В погоне за добычей...

Далее автор комментируемой статьи приводит различные примеры из Библии. (Выходит, она у него имеется? Или занял на время составления своей петиции в «Алтарь»?). Приводит для того, чтобы убедить нас, что нельзя ничего собирать и копить для себя и своих детей. А если что есть, намекает он, - отсылайте нуждающимся товарищам тюремщикам, коим он и сам является.

Стоя на вершине огромного кургана из мешков с накопленным добром, - пишет наш новый знакомый, - среди зэков не найдётся, цитирую: «никого, кто готов будет просто обнять (нас, богачей-накопителей... - П.Б.). Никого, кто может быть другом, братом, сестрой. Никого, кто заплачет и помолится, когда их (опять же нас, куркулей и стяжателей, - П.Б.) не станет... Если ты (здесь Власкин уже непосредственно обращается к каждому человеку, имеющим хоть какое ни на есть отношение к «Забытому Алтарю», - П.Б.) всегда думал только о себе, то теперь некому будет подумать о тебе... Курган с добычей, оставшийся после хозяина (после нас, капиталистов... - П.Б.), очень скоро будет расхищен»... Обратите внимание: скромный скарб, нажитый нами за всю свою рабочую жизнь в СССР и отчасти здесь, на Западе, где зарплаты и пенсии переселенцам на 40 процентов урезаны, он называет «добычей»...

И всё это пишет... осужденный. Пишет в христианскую газету, которая оплачивается для него и ещё сотен зэков рядовыми читателями. И именно читателей, а за одним и авторов с издателями, Власкин решил теперь пропесочить за то, что не делятся с ним своими набитыми мешками и кошельками... Невольно вкрадывается мысль: быть может, герой наш как раз за хищение и незаконную добычу упрятан в каталажку?

Потухший костёр

И заканчивается этот продвинутый, рафинированный приёмчик уже не выпрашивания подарков, а именно откровенного шантажирования сочувственных и добродушных христиан серьёзным напоминанием с приподнятым пальцем: «Впереди ещё долгий путь, и у каждого есть выбор: собирать дань или отдавать своё тепло. За весной всегда приходит осень, и она покажет кто чем засеял своё поле»...

Чем сам он, товарищ Власкин, поле своё засеял и что за сорняки на нём повылазили, коль скоро властям пришлось его арестовать и изолировать от общества, он скромно умалчивает. Но, сам того не замечая, раскрывает перед нами своё личное мировоззрение и отношение к людям вообще и ближним своим в частности: «Когда ищешь ветку в лесу, чтобы именно твой костёр горел ярче, вряд ли думаешь о дереве, у которого эту ветку отпилили»... Видимо, «костёр» этого товарища настолько разгорелся, что полиции пришлось нарушителю наручники надеть, осудить и упрятать в каталажку, И вот теперь рука, гревшаяся у того жертвенного костра-огня из напиленных не им веток, строчит прошение о предоставлении ему не просто материальных благ, а именно всего лучшего, что мы имеем... О самом древе жизни, от которого он снова желает собрать для себя чужие ветки, как и прежде, не задумывается... 

Впрочем, за весной приходит не осень, как утверждает Миша, а лето. Прекрасная пора, которую он, однако, изрядно себе подпортил. И теперь, чтобы хоть как-то украсить унылое своё существование, взялся за эпистолярный жанр и завуалированное попрошайничество.

Собирающие дань

Трудно сказать, что с этим, вроде образованным, но, увы, не очень совестливым заключённым станет в будущем, где, как он сам пишет, «есть выбор». Пока, во всяком случае, просвета не видать. Пока что он пилит сук, на котором желает удобно посидеть, да ещё под аплодисментны братвы, наверняка подрядившая его расшевелить зажавших свои кубышки, «мешки» и «горы» накоплений, богачей Евангелизационной газеты «Забытый Алтарь». Растормошить с тем, чтобы они упаковали, наконец, своё «тепло» для привыкших «собирать дань» власкиных и ему подобных горе-моралистов из числа тюремного личного состава.

Характерно, что на следующей странице того же номера газеты, где тоже помещены письма заключённых, речь идёт совсем о другом: о важности знания Библейских истин, о Евангельском свидетельстве, о передаче Доброй Вести Спасителя нашего детям, друзьям, сокамерникам. Эти осужденные думают о вечности, о горнем, а не о передачках, подарках, посылочках, переводах. Они собирают свои сокровища на Небе. И правильно делают.

Родился, но ещё не жил...

Если свою назидательную, супер педагогическую статью-поэму заключённый Власкин назвал «Родился, жил, умер», то о нём самом можно бы так сказать: родился, но ещё не жил, и ещё не умер. Но после смерти, согласно Слова Бога живого, - Суд! И гигантский, уже не из нахапанных веточек костёр, а целое озеро огненное для (нераскаявшихся) грешников, преступивших Законы и Заветы Всевышнего (Откр. 21:8). 

Дай Бог, чтобы Михаил осознал своё незавидное нравственное и нищее духовное положение, а также свои тяжкие согрешения перед Богом и людьми.

Будем молиться за беднягу Михаила Власкина. Пусть и ему Отец Небесный даст шансы на покаяние и спасение от вечной погибели.

Петер Браун


Рецензии