Крип милостию Божией, или Прикладная теология
«Настоящая интеллектуальная словесная резня»
Из отзывов
Пожалуй, это творение тоже можно отнести в главным триллерам года, наряду с «Собирателем душ» и «Субстанцией», и в этой троице трудно кому-то отдать первенство, каждый хорош по своему.
Что мы имеем? А имеем мы двух юных проповедниц-мормонок сестру Барнс (Софи Тэтчер) и сестру Пакстон (Хлоя Ист). Парочка, по законам жанра, контрастная - Барнс весело трындит о наркоте и сексе, в то время как Пакстон - вся из себя такой синий чулок и тургеневская девушка. Но служат они старосте своего прихода с говорящей фамилией Кеннеди (Тофер Грейс) одинаково исправно, обходя со своим миссионерским посланием. Ну как тут не вспомнить известный анекдот:
Дом старого еврея. Звонок в дверь. На пороге - миссионеры.
- Скажите, вы Библию читали?
- Молодой человек, мы таки её писали.
Здесь примерно тот случай и наблюдается. Само собой разумеется, особым желанием обратиться в веру мормонскую граждане не горят. Но тут (о удача!) некий мистер Рид откликается на послание и просит барышень посетить его с визитом.
Итак, девушек на пороге мрачноватого (законы жанра, не забываем) домины встречает собственно сам мистер Рид (Хью Грант) - обаятельнейший мужчина средних лет. Приглашая юных мормонок в дом, он упоминает, что вот-вот появится и миссис Рид, которая печёт на кухне черничный пирог (аромат выпечки налицо).
И тут оказывается, что мистер Рид решает устроить этакую теологическую дискуссию с проповедницами - например, упоминает о том, что задолго до Христа образы воскресших богов уже таки были во многих верованиях. Выкладывая в ряд Тору, Библию, Коран и книгу Мормона, он их сравнивает с игрой «Монополия» - изначальная идея сворована, потом переписана, ну, а потом уже появляются жалкие копии. Маркетинг, леди и джентльмены. Или, витийствует мистер Рид далее, что с песней Creep Radiohead? Кто у кого спёр?
Ну, девушки-то не очень в курсе - степенью начитанности мистера Рида они не страдают. А он им ещё и говорит о сугубо практической стороне любой идеи - ну вот, мормоны, например: многожёнство - никакая не идеология, а просто желание основателя секты беспрепятственно пользовать неограниченное число тётенек, не более того.
Небольшое отступление - конечно, мистер Рид в исполнении Гранта должен сразу вызывать закономерное подозрение у добропорядочного U.S. citizen: умён, образован, да и говорит изящно, естественно, с ярко выраженным британским акцентом. Вспомните другого хрестоматийного кинозлодея, у которого, по выражению Клариссы Старлинг, «слишком хороший вкус», энциклопедические здания и тот же акцент обитателей бывшей метрополии. Да исчадие ада, не меньше. Но именно в этих разговорах и постоянно меняющейся манере мистера Рида - одно из привлекательных качеств фильма. И именно эта «интеллектуальная резня», которая практически занимает половину экранного времени - тот момент, который выделяет «Еретика» среди других камерных триллеров.
Дальше всё идёт по классическим канонам «связи нет», «нас заперли», «не выбраться», хотя и здесь будет место привязке саспенса и мочилова к неким теологическим догмам - а давайте-ка веру вашу поиспытываем, девочки, каково вам будет?
Фильм, конечно - безусловный бенефис Гранта и очередное доказательство того, что его мастерство выходит далеко за рамки красавчиков из ромкомов - здесь налицо такая обаятельная и интеллектуальная инфернальность, что его герою начинаешь сопереживать чуть ли не больше, чем двум упёртым девкам, хотя их упёртость и фанатизм тоже имеют свои причины (здесь, конечно, не обошлось без штампов, а куда без них?). Так что номинация, я считаю, вполне заслуженная. Ну, а другие участницы трио главных героев, не совершая особых актёрских подвигов, в общем-то, на совесть отрабатывают образы своих героинь - типичных сектанток, не сильно умных и сильно зависимых от своих религиозных (или псевдорелигиозных?) канонов, которые им вдалбливают всякого рода старосты.
Но в остальном царствуют классические правила камерных триллеров, так что ценители именно этого жанра тоже внакладе не останутся. Посему, если вы не чужды этого направления кинематографа, но хотите посмотреть нечто более умное, чем традиционные в таких случаях «Хрясь!», «Шмяк!», «Бум!» - добро пожаловать в гости к умнице мистеру Риду.
Photo by form PxHere
Свидетельство о публикации №224122300968