К 2. Глава 17 Появление кочевников

Кочевники! У многих людей это слово вызывает ассоциации с варварством, жестокостью и разрушением. На протяжении многих лет формировался именно такой образ степняка. Однако мало кто задумывался о том, что кочевое хозяйство, в той или иной степени, было характерно для всех народов мира, особенно на ранних этапах их развития. Это означает, что кочевники, как и оседлые народы, были творцами, созидателями и тружениками.

В научном понимании кочевничество (номадизм, от греческого «nom;des» — кочевники) представляет собой особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик. Важно отметить, что понятия «номадизм», «кочевничество» и «скотоводство» не являются синонимами. Существуют скотоводы, которые не являются кочевниками (фермеры-животноводы), и кочевые группы, которые не пасут скот (охотники). Некоторые кочевые народы в Юго-Восточной Азии занимаются не скотоводством, а рыболовством. Существуют также сообщества, где скотоводство является профессией — например, пастухи в Европе или ковбои в Австралии и в обоих Америках.

Существует множество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространённые схемы основаны на степени оседлости и экономической деятельности:
1) Кочевое: полностью мобильно, постоянно перемещается в поисках пастбищ.
2) Полукочевое: сочетает в себе элементы кочевого и оседлого образа жизни, с преобладанием земледелия.
3) Отгонное: использует сезонные пастбища для выпаса скота.

В некоторых классификациях учитывается также вид кочевания:
1) Вертикальное: перемещается в горы или на равнины.
2) Горизонтальное: мигрирует по горизонтали.

Термин «пасторальный номадизм» (кочевое скотоводство) обычно используется для обозначения формы подвижного скотоводства, при которой семьи мигрируют со своими стадами. В географическом контексте можно выделить шесть больших зон, где распространено кочевничество:
1) Евразийские степи: здесь разводят так называемые «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), но наиболее важным животным считается конь.
2) Ближний Восток: номады разводят мелкий рогатый скот и используют лошадей, верблюдов и ослов в качестве транспорта.
3) Аравийская пустыня и Сахара: преобладают верблюдоводы.
4) Восточная Африка, саванны к югу от Сахары: обитают народы, разводящие крупный рогатый скот.
5) Высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды): местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама, альпака (Южная Америка) и др.
6) Северные, в основном субарктические зоны: население занимается оленеводством.

Вопрос о происхождении кочевничества до сих пор вызывает много споров. Существует несколько теорий на этот счёт. Одна из них утверждает, что скотоводство зародилось в обществах охотников. Согласно другой теории, кочевничество возникло как альтернатива земледелию в регионах с неблагоприятным климатом. Также есть и другие точки зрения на эту тему. Не менее спорным является вопрос о времени возникновения кочевничества. Большинство исследователей сходятся во мнении, что кочевничество начало складываться ещё в IV—III тысячелетии до нашей эры. Однако некоторые учёные находят элементы номадизма уже на рубеже IX—VIII тысячелетий до нашей эры. По мнению учёных, полный переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II—I тысячелетия до нашей эры.

Становление кочевничества было долгим и сложным процессом. Первым этапом его ранней предыстории можно считать эпоху возникновения производящего хозяйства. В это время в некоторых регионах появилось ирригационное земледелие, а в степях Евразии — комплексное производящее земледельческо-скотоводческое хозяйство. Скотоводство, вероятно, было двух типов: стойловое и отгонное.

Отгонное животноводство основано на сезонных перегонах скота на относительно короткие расстояния. Погонщики имели постоянные жилища, обычно в долинах. Их перекочёвки происходили в пределах чётко очерченной территории, принадлежащей роду. Часто у них были строения для заготовки сена на зиму. В домах постоянно жили женщины, дети, нетрудоспособные и пожилые члены группы, в то время как молодёжь на лето откочёвывала вместе со скотом. Важно отметить, что появление отгонного скотоводства не означало автоматического возникновения кочевничества. В определённых природных условиях эта хозяйственная форма продолжает существовать до нашего времени, не обнаруживая тенденции к переходу в кочевое скотоводство.

Вопрос об условиях и причинах возникновения кочевничества также сложен. Существует множество мнений по этому поводу. Наиболее распространённая точка зрения гласит, что переход к новому виду хозяйственной деятельности стал результатом постепенного накопления опыта и увеличения поголовья скота. Однако есть и другие взгляды, согласно которым переход к кочевничеству произошёл довольно быстро. Согласно этой точке зрения, кочевничество возникло как следствие перенаселённости.

Что же заставляло общину покидать привычные места и отправляться в неизвестность? Только серьёзные причины могли побудить племена отказаться от привычного уклада жизни и отправиться по неизведанным путям навстречу превратностям кочевой жизни, которая не давала реальных преимуществ по сравнению с прежней. Чаще всего это происходило из-за того, что, проживая какое-то время на одной территории, население общины приводило к истощению небогатые ресурсами недра.

Выпас большого количества скота на ограниченных территориях отгонных пастбищ способствовал деградации растительности и почвы. То же самое происходило и с вырубкой кустарника на дрова. В результате деградации подвергались не только пастбища, но и обрабатываемые земли. С истощением земельных площадей могло быть связано и примитивное земледелие, которое приводило к засолению почвы. Кроме того, истощались запасы питьевой воды, материалов и сырья для ремесленничества, а также заметно сокращалась популяция животных и рыб, которых регулярно отлавливали. Чем больше была численность общины, тем быстрее она расходовала природные ресурсы.

Возможно, этот процесс был гораздо сложнее и включал в себя множество взаимосвязанных внутренних и внешних факторов. Одним из таких факторов были условия природной среды и их изменения, которые особенно влияли на общества с низким уровнем развития производительных сил.

Возникновение подвижного скотоводства, а затем и кочевничества было следствием не только эволюции хозяйственных форм и осознанного стремления к более совершенным видам хозяйства, но и вынужденным процессом, обусловленным многими причинами. Сложно ожидать целенаправленных действий по усовершенствованию форм хозяйства от целых племенных коллективов, где решения принимались не по усмотрению наиболее дальновидных хозяев, а по традиции и общему согласию.

Нередко кочевничество незаслуженно считают примитивной формой экономической организации. На самом деле, это сложная специализация по использованию степных ресурсов. В засушливых степях, полупустынях и высокогорных районах скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйства. Тем не менее, такой образ жизни был настолько чужд для окружающих оседлых цивилизаций, что непонимание и неверные толкования были неизбежны.

 

Для того чтобы максимально эффективно использовать пастбища, кочевники разводили животных, которые лучше всего приспособлены к постоянным перемещениям и добыче пищи. Они не разделяли свои стада по видам, а стремились иметь в наличии всех животных, необходимых для обеспечения продовольствием и транспортными задачами. Распределение животных в стаде отражало как экологические факторы, так и культурные предпочтения. Однако, независимо от того, использовали ли кочевники открытую степь или горные пастбища, их состав оставался относительно неизменным. Изменения в составе стада происходили в стадах скотоводов, которые обитали в труднодоступных районах. Например, в местах, где козы выживали лучше, чем овцы, или где засушливый климат способствовал разведению верблюдов вместо лошадей. Именно там состав стада мог значительно меняться.

Засуха, снежные бури, заморозки и другие стихийные бедствия могли быстро лишить кочевников всех средств к существованию. Чтобы противостоять природным опасностям, скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи, при которой каждый соплеменник безвозмездно снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

В большинстве кочевых обществ пастбища находились в общем владении обширных родственных групп, в то время как животные принадлежали отдельным лицам. Перемещения кочевников с пастбища на пастбище происходили не хаотично, а в рамках определенного диапазона пастбищ, к которым группа имела доступ. Если пастбище было надежным, кочевники стремились иметь только несколько фиксированных стоянок, на которые они возвращались каждый год. Однако, если были доступны только маргинальные пастбища, миграционный цикл становился более частым, и места стоянок часто менялись. В отсутствие внешней власти диапазон пастбищ определялся силой родовой группы. Самые сильные племена и кланы заявляли права на лучшие пастбища в лучшее время года, а более слабые группы могли использовать их только после того, как сильные уходили дальше.

На всей территории кочевники-скотоводы придерживались одинаковых принципов организации, хотя детали могли меняться. Основной общественной единицей в степи было хозяйство, которое обычно измерялось количеством шатров. Обширная семья могла состоять из нескольких поколений единокровных родственников мужчин, их жен и несовершеннолетних детей, возглавляемых старшим мужчиной из старшей женщиной семьи. После женитьбы сын мог потребовать свою долю скота и уйти, но в идеале он должен был оставаться со своим отцом и братьями. Уход был признаком проблем между родственниками.

Большая семья была идеалом и обладала множеством экономических преимуществ, но ее поддержание было непростой задачей, поскольку большие группы были внутренне нестабильны. В то время как братья обычно поддерживали солидарность в управлении стадом, их собственные сыновья и группы двоюродных братьев не всегда могли достичь такого уровня единства. Также было трудно сохранить большие семьи, если количество животных, которыми они владели, возрастало сверх допустимой нагрузки на местное пастбище. Приспособляемость кочевого скотоводства основывалась на мобильности, и попытка удержать слишком много людей или животных в одном месте уменьшала его жизнеспособность. Когда местное пастбище становилось недостаточным, некоторые семьи могли мигрировать в другие районы, сохраняя политические и социальные связи, но больше не проживая вместе.

Состав групп отражал стадии развития домашних хозяйств. Независимое домашнее хозяйство начиналось после заключения брака, когда мужчина обычно получал свою долю стада, а женщина — свой собственный шатер. В течение периода помолвки молодые мужчины иногда приходили к невестам и жили с их родственниками, но после заключения брака пара жила в лагере отца мужа. Когда дети достигали брачного возраста, каждый сын получал свою долю стада в зависимости от полного числа братьев, причем одна доля оставалась родителям. Самый младший сын, в конечном счете, наследовал родительское хозяйство вместе со своей собственной долей — это была форма социального обеспечения для его родителей.

Хозяйство номадов, или кочевников, было скромным и ориентированным на минимальное жизненное обеспечение. Во все времена кочевники отличались особым пристрастием к практичности. Их одежда и обувь были сделаны из прочных материалов, таких как кожа, шерсть и мех, что позволяло им служить долго, несмотря на постоянные переезды и изменения погодных условий. Жилища кочевников были простыми в сборке и транспортировке, а также многофункциональными. Наиболее распространённым типом жилища были различные варианты разборных конструкций, покрытых шерстью или кожей, такие как юрты, палатки или шатры. Домашняя утварь и посуда изготавливались из небьющихся материалов, таких как дерево и кожа. Пищей кочевников в основном было мясо и молочные продукты, хотя иногда они употребляли и продукты земледелия и собирательства. Кочевники не были изолированы от земледельческого мира, но и не испытывали острой нужды в его продукции.

Политическая и социальная организация племени строилась на родственных группах, организованных по принципу конического клана. Конический клан представлял собой обширную организацию, основанную на родстве по отцовской линии. Члены этой группы были ранжированы и сегментированы вдоль генеалогических линий, причем более старшие поколения имели более высокий статус, чем младшие. При расширении роды и кланы классифицировались иерархически на основе старшинства. Политическое лидерство во многих группах ограничивалось членами старших кланов, но все члены племени имели общее происхождение, от самого низшего до самого высокого. Эта генеалогическая привилегия имела важное значение, так как подтверждала права на пастбища, создавала социальные и военные обязательства между родственными группами и устанавливала законность местной власти. Родство играло самую важную роль на уровне семьи, рода и клана.

Несмотря на то, что официальная структура была основана на родстве по отцовской линии, женщины также активно участвовали в племенной политике. Взаимные союзы между кланами давали женщинам важную структурную роль, связывая племена друг с другом. Дочери, хотя и терялись для своей кровной семьи, тем не менее, связывали её с другими группами. Даже после смерти своего мужа женщина сохраняла значительное влияние через своих сыновей, а если они были юны, она часто действовала как законная глава семьи. Среди элиты обычным было многоженство, но каждая жена имела собственную юрту. Считалось недостойным и даже немыслимым в среде кочевников занятие проституцией. Она была бы абсурдна и абсолютно неприемлема. Это было не столько следствием родоплеменной системы общества, сколько морально-нравственными принципами кочевого общества.

Для кочевников характерна особая ментальность, которая включает в себя специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость. У них были культы героизированных предков, которые нашли отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль). Культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов — также было неотъемлемой частью их мировоззрения.

Трудно переоценить значение кочевничества в истории. Уже вскоре после появления кочевников на исторической арене они стали грозной силой, существенно влиявшей на экономические, политические, культурные и этнические процессы. В большей степени сами кочевники испытывали влияние от земледельческих народов, с которыми они находились в тесных и разнообразных связях.


Рецензии