Медитативное прочтение главы один разговор из книг
Медитативное прочтение главы
ОДИН РАЗГОВОР из книги Гессе « Игра в бисер « .
У Йозефа Кнехта только три , как он называет , Друга .
Что он вкладывает в понятие дружбы , непонятно .
Непонятно это и тогда , когда думаешь о них .
Только один друг - из Касталии .
Это Фриц Тегуляриус - гений , отказывающийся подчиняться иерархии , которая царит в Касталии .
И единственный выход подчинить его власти самого Кнехта - сделать другом . Тегуляриус - соавтор Игры в Бисер , под названием в « Китайский дом « .
Без него должно быть Игра в бисер не состоялась .
Следующий друг - отец Иаков из бенедиктинского монастыря , который знал тайны истории .
Почему именно бенедиктинский монастырь ?
Я могу только предполагать , узнав о знаменитом Буранском сборнике , который был найден именно в монастыре Бенедиктбейрен .
И в котором была опубликована известная широко и в СССР песня « Прощание со Швабией « .
А ведь Гессе кроме всего был и швабом :
ПРОЩАНИЕ СО ШВАБИЕЙ
Во французской стороне ,
на чужой планете ,
предстоит учиться мне
в университете .
До чего тоскую я —
не сказать словами ...
Плачьте ж , милые друзья ,
горькими слезами !
На прощание пожмем
мы друг другу руки ,
и покинет отчий дом
мученик науки .
Вот стою , держу весло —
через миг отчалю .
Сердце бедное свело
скорбью и печалью .
Тихо плещется вода ,
голубая лепта ...
Вспоминайте иногда
вашего студента .
Много зим и много лет
прожили мы вместе ,
сохранив святой обет
верности и чести .
Слезы брызнули из глаз , и
Как слезам не литься ?
Стану я за всех за вас
господу молиться ,
чтобы милостивый бог
силой высшей власти
вас лелеял и берег
от любой напасти ,
как своих детей отец
нежит да голубит ,
как пастух своих овец
стережет и любит .
Ну , так будьте же всегда
живы и здоровы !
Верю: день придет , когда
свидимся мы снова .
Всех вас вместе соберу ,
если на чужбине
я случайно не помру
от своей латыни ,
если не сведут с ума
римляне и греки ,
сочинившие тома
для библиотеки ,
если те профессора ,
что студентов учат ,
горемыку школяра
насмерть не замучат ,
если насмерть не упьюсь
на хмельной пирушке ,
обязательно вернусь
к вам , друзья , подружки !
Вот и все ! Прости - прощаЙ !
разлюбезный швабский край !
Захотел твой житель
увидать науки свет !..
Здравствуй , университет ,
мудрости обитель !
Здравствуй , разума чертог !
Пусть вступлю на твой порог
с видом удрученным ,
но пройдет ученья срок ,—
стану сам ученым .
Мыслью сделаюсь крылат
в гордых этих стенах ,
чтоб отрыть заветный клад
знаний драгоценных !
Вот почему , по моему мнению , кроме всего прочего , был избран бенедиктинский монастырь . А главное , конечно , именно что за склонность к изучению истории …
Очевидно , что тайны истории важны для Кнехта .
Хотя Касталия направила его в Мариафельс для налаживания контактов с католической церковью .
Путь для налаживания этих контактов Кнехт выбрал путём ученичества . Он научился этому пути у отшельника из Бамбуковой рощи , который открыл ему дорогу в китайский мир , в символический мир иероглифов .
Но тот был только учителем , но никак не другом .
В этом общении участвовал и Тегуляриус , хотя у него не получилось познать мир китайской мудрости .
Но тем не менее Тегуляриус стал соавтором Игры в бисер « Китайский дом « . То есть без Тегуляриуса у Кнехта бы не получилось сделать Игру .
И единственный путь для Кнехта сделать Тегуляриуса соавтором - сделать его другом .
На меньшее бы Тегуляриус не согласился .
Хотя и испытал временное отчуждение от магистра Игры Кнехта в период его становления как Магистра Игры .
Кнехт знал , что у него есть Дар покорять людей , и использовал этот Дар умело .
Если бы я рассматривала Кнехта как психолог юнгианской школы , я бы сочла его Наполеоном .
Третий друг - Плинио Дезиньори , отпрыск знатной патрицианской семьи , которого отправили в Касталию на учёбу , во время которой он зарекомендовал себя как яростный обличитель Касталии .
И Кнехт был назначен Касталией его оппонентом .
Сделать врага другом - единственный выход .
Друг , очевидно , для самого Кнехта звучит очень высоко .
Учитель музыки и прежний магистр Игры фон Треве - его учителя ,и в строгой иерархической системе Касталии никак не могли быть его друзьями .
Мог стать его другом только учитель вне Касталии - бенедиктинец отец Иаков . Учителем и другом .
Кнехт был частью иерархии Касталии , чутко определявший ранги людей , которые его окружали .
И Кнехт не был одиночкой , который расставлял фигуры на невидимой шахматной доске . Его обучили медитации .
И тому , что медитация - основная часть встраивания в иерархию . Бунтаря Тегуляриуса Кнехт включил в дружеские отношения , и тот стал соавтором Игры .
Несомненно то , что медитация - значит , занять подчинённое отношение в мире духов .
И йога , и карате - не физическое оздоровление только .
Ибо оно проходит под водительством духа - наставника .
И у Кнехта несомненно что был дух - наставник , которому его передали знатоки Игры в бисер - учитель музыки и магситр Игры - Томас фон Траве .
Дух , который действовал через него , Кнехта .
И именно что тот , кто давал идеи , чтобы их актуализировали избранные им люди .
Таков духовный закон в мире духов и людей .
И об этих енпростых взаимоотношениях повествует книга Германа Гессе « Игра в бисер « .
По существу это духовная книга , как и « Волшебная гора « Томаса Манна .
Если взять интерпретацию фамилий авторов , то фамилия Гессе означает , как считал сам Гессе - «Хетт «.
Должно быть потомок древних хеттских жрецов .
Манн , Маннус , согласно римскому писателю Тациту - персонаж мифов германских племён , прародитель трёх гермаких племён - ингевонов , гермионов и истевонов .
Тацит писал : « В древних песнопениях , их единственном типе исторической традиции , они прославляют Туисто , бога , рождённого от земли . Они приписывают ему сына Маннуса , родоначальника и основателя своего народа , … некоторые утверждают , что было больше сыновей , рождённых от бога , и , следовательно , больше племенных названий - марсы , гамбривии , свевы и вандилии … «
Так что Манн должно быть потомок жрецов древнего германского бога . Ибо написать духовное произведение , не имея предков жрецов , невозможно .
Не может любой , вознамерившийся сделать это - написать духовное произведение , имеющее громадное воздействие на население Земли , просто получив отрывочные знания о духовных путях , даже если он начал практиковать восточные единоборства и йогу .
Есть преемственность поколений .
И , как я писала в « Истории предательства длиною три тысячи лет « , не может человек стать таким предателем , каким стал Иуда Искариот , за одну только человеческую жизнь . Разве не для того существуют потомки , что воплотить в жизнь желания целой череды своих предков , из желаний которых в общем то математическим путём , выявляется главное , которое не очевидно за одну только человеческую жизнь . Есть такое выражение :
« действовать в духе определённого человека « .
То , что выходит на поверхность подобно волнам , распространяющимся как вспеск от прохождения огромной рыбины в недрах океана , которая осмысливается только исторически , и никак иначе .
И потомки древних жрецов могут реализоваться либо в письменном виде , и это особый дар , либо в виде хирургов , патологоанатомов , либо убийцы , ибо убийство - это древний дар подношения языческим божествам .
И это у наследников в крови .
Нельзя воспротивиться крови , если только не прибегнуть к защите Иисуса Христа , Бога всех богов на земле и на небе
Ибо Бог Отец пребывает в неприступном свете .
А Иисус Христос готовит Великую Вечерю встречи обновлённого и омытого жертвенной кровью Иисуса Христа человечества с Триединым Богом - Отцом , Сыном и Духом Святым , Которые трудятся Едино для этой встречи .
Знаменующей конец истории во времени .
А Кнехт подходит к концу своего земного пути .
И кто - то поставил его ноги на эту дорогу .
« ВЫСШИЕ , НЕСКАЗАННЫЕ СИЛЫ « направили его на ту дорогу , с которой он уже не сошёл .
Я привожу главу в том виде , в котором она у меня состоялась , без комментариев .
Ибо комментарии не нужны .
« Хотя до момента ухода он образцово исполнял свои обязанности и до последнего дня пользовался доверием своих учеников и сотрудников и был ими любим .
Он прошёл круг возможностей , которые давала для приложения его сил эта служба , и дошёл до той точки , где великие натуры непременно покидают путь традиции и повиновения и , УПОВАЯ НА ВЫСШИЕ , НЕСКАЗАННЫЕ СИЛЫ , вступают на свой риск на новую , не предуказанную и никем не протоптанную дорогу . Осознав это , он тщательно и трезво обдумав своё положение и возможности его изменить . В необычайно раннем возрасте он оказался на вершине того , о чём может мечтать способный и честолюбивый касталиец , причём оказался там не благодаря честолюбию или стараниям , а без усилий и без приспособленчества , ПОЧТИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОЙ ВОЛИ , ибо незаметная , самостоятельная , не подчинённая никаким служебным обязанностям жизнь учёного больше соответствовала бы его желаниям .
Не все блага и полномочия , полученные им вместе с чином , он ценил одинаково высоко , а некоторые из этих отличий и прерогатив вызывали у него уже после короткого срока службы чуть ли не отвращение . Особенно обременительно было для него всегда участие в политических и административных делах высшего начальства , хотя и не мешало ему заниматься ими вполне добросовестно … существеннейшая , особая и уникальная задача , связанная с его положением , - подготовка и отбор совершенных умельцев Игры , задача эта , при всей радости , которую она ему порой доставляла , и при том , что его избранники гордились своим учителем , была для него на круг , пожалуй , больше обузой , чем удовольствием .
Учить и воспитывать - вот что приносило ему радость и удовлетворение , и , обнаружив , что радость и успех бывали тем большими , чем моложе бывали ученики , он чувствовал урон , ущерб для себя в том , что его должность сводила его не с детьми , не с мальчиками , а только с юношами и взрослыми людьми . Были и другие соображения , впечатления и открытия , которые с годами привели к тому , что он стал критически относиться к собственной деятельности и ко многому в вальдцельской жизни или , во всяком случае , усматривать тут большую помеху развитию своих лучших и самых плодотворных способностей . В пору , когда МЫСЛИ Йозефа Кнехта УЖЕ НАЧАЛИ ИСКАТЬ ПУТИ К СВОБОДЕ , он неожиданно встретился с одним близким когда - то , полузабытым теперь знакомым времён своей юности , с Плинио Дезиньори .
Этот прежний вольнослушатель , потомок одной старинной , имевшей много заслуг перед Провинцией семьи , влиятельный депутат и политический писатель , неожиданно явился однажды как официальное лицо к высшему руководству Провинции … Кнехт знал Плинио пылким и весёлым , экспансивным и блестящим юношей , хорошим учеником и в то же время светским молодым человеком , который чувствовал своё превосходство над оторванными от жизни молодыми касталийцами и часто с удовольствием поддразнивал их . Он , может быть , и ГРЕШИЛ тщеславием , но был прямодушен , не мелочен и для большинства сверстников интересен , привлекателен и приятен , а иных даже ослеплял своей красивой внешностью , уверенной повадкой и той необычностью , которой веяло от него как от вольнослушателя и мирянина . Много лет спустя , в конце своей студенческой поры , Кнехт снова увидел Плинио , и тогда тот показался ему опошлившимся , погрубевшим , совершенно утратившим прежнее своё обаяние и разочаровал его . Они разошлись смущённо и холодно .
Теперь Плинио опять казался совсем другим . Прежде всего казалось , что он полностью подавил или потерял свою молодость и весёлость , свою радость от общения с людьми , споров , бесед , свой живой , обвораживавший , открытый нрав … в его осанке , взгляде , манере говорить , в его чертах лица и движениях прежняя задиристость , открытость и окрылённость тоже сменились какой - то приглушённостью или подавленностью , какой - то скупой замкнутостью и сдержанностью , какой - то скованностью , какой - то натянутостью , а может быть , и просто усталостью .В этом потухло юношеское очарование , но и налёта поверхности , грубоватой светкости теперь тоже как не бывало . Всё в нём , но прежде всего лицо , было теперь , казалось , отмечено - отчасти убито , отчасти облагорожено - печатью страдания … как же это страдание могло так овладеть этим бойким , красивым и жизнерадостным человеком и наложить на него такую печать … чем больше предавался он ( Кнехт ) этим пытливым раздумьям , тем больше чувствовал в себе участия и симпатии к страдавшему , в этом сочуствии и в этой любви была даже небольшая доля ощущения , будто он , Кнехт , остался в каком - то ДОЛГУ перед своим таким печальным на вид другом юности , будто ДОЛЖЕН ЗАГЛАДИТЬ КАКУЮ - ТО ВИНУ ПЕРЕД НИМ … страдание на этом лице не низменного происхождения , это благородное , может быть , трагическое страдание , и ЕГО ПЕЧАТЬ в Касталии неведома , он вспомнил , что подобное выражение ему случалось видеть на некасталийских , мирских лицах , правда , не такое сильное и захватывающее . Видел он подобное и на портретах людей прошлого , на портретах многих учёных и художников , портретах , дышавших трогательной , не то болезненной , не то даже РОКОВОЙ ПЕЧАЛЬЮ , беспомощностью , одиночеством . Для магистра , обладавшего такой тонкой художнической чуткостью к тайнам выразительности и таким острым педагогическим чутьём на характеры , давно уже существовали определённые физиогномические признаки , на которые он , не возводя это в систему , инстинктивно полагался ;для него существовали , например , специфически мирские смех , улыбка и весёлость и равно специфически мирские страдание и печаль . Эту - то мирскую печаль он , показалось ему , и распознал на лице Дезиньори , и притом выраженную так сильно и чисто , словно этому лицу суждено было представлять многих и являть их тайное страдание и нездоровье . Он был встревожен и взволнован этим лицом . Знаменательным ему показалось не только то , что « мир « прислал теперь сюда его потерянного друга и что , как когда - то в школьных своих словопрениях , Плинио и Йозеф теперь воистину и законно представяли один - « мир « , а другой - Орден ; ещё более важным и СИМВОЛИЧНЫМ показалось ему то , что в этом одиноком и омрачённым печалью обличье « мир « на сей раз послал в Касталию не свой смех , не свою жизнерадостность , не своё упоение властью , не свою грубость , а своё горе , своё страдание . Заставило задуматься и отнюдь не оттолкнуло Кнехта также и то , что Дезиньори скорее , казалось , избегал его , чем искал , что он лишь медленно и после сильного сопротивления сдался и раскрылся …
Это , конечно , помогло Кнехту , - его школьный товарищ , сам воспитанник Касталии , не был одним из тех несговорчивых , угрюмых , а то и вовсе недоброжелательных членов своей столь важной для Касталии комиссии , каких тоже уже довелось видеть , а принадлежал к почитателям Ордена и покровителям Првинции , которой он мог оказать немало услуг . От Игры в бисер , впрочем , он уже много лет назад отказался … Кнехт не уставал завоёвывать Плинио .
А кто бы устоял , когда он чего - то добивался всерьёз ?
… однажды , в облачно - ветреный осенний день , они оба поехали по испещрённой СВЕТОМ и ТЕНЬЮ земле к местам своего ученья и своей дружбы . Кнехт был невозмутим и весел , его спутник и гость молчалив , но неспокоен , резки как переходы от СОЛНЦА к ТЕНИ на пустых полях , были его переходы от радости , что увидел друга после разлуки , к печали , что всё стало чужим … они сидели вдвоём в комнате Кнехта , почти уже восстановив прежнюю близость … между ними состоялся разговор , который Дезиньори сразу по возвращении домой записал …
- Столько я собирался тебе показать , - сказал магистр , - а не успел . Например , мой славный сад ; помнишь ли ты « магистерский сад « и посадки мастера Томаса ?
Да и многое другое . Надеюсь , и для этого найдётся ещё как - нибудь время . Во всяком случае , со вчерашнего дня ты мог проверить кое - какие воспоминания и получил представление о моих служебных обязанностях и о моём быте . - Я благодарен тебе за это , - сказал Плинио .
Что такое ваша Провинция и какие у неё есть замечательные и великие тайны , я снова почувствовал только сегодня , хотя все эти годы думал о вас больше , чем ты мог бы предположить … я прекрасно чувствую , что твоё доверие обязывает и меня , и знаю , что моя упорная до сих пор замкнутость удивляла тебя …
Ты знаешь , я родился в старинной семье , имеющей много заслуг перед страной и находящейся в дружеских отношениях с вашей Провинцией , и консервативой семье помещиков и высоких чиновников . Но вот уже эта простая фраза подводит меня к пропасти , которая нас с тобой разделяет ! Я говорю « семья « и думаю , что выражаю этим что - то простое , само собой разумеещеся и недвусмысленное . Но так ли это ? У вас в Провинции есть ваш Орден и ваша иерархия , но семьи у вас нет , вы не знаете , что такое - семья , кровь и происхождение , и понятия не имеете о тайнах и могучих чарах и силах того , что называют семьёй . И так , в общем - то , обстоит дело , наверно , с большинством слов и понятий , в которых выражается наша жизнь : большинство тех , что важны для нас , не важны для вас , очень многие вам просто непонятны , а иные означают у вас нечто совсем другое , чем у нас . Вот и толкуй тут друг с другом !
Видишь ли , когда ты со мной говоришь - это всё равно как если бы со мной заговорил иностранец , на чьём языке я и сам учился говорить в юности , я понимаю большую часть
А наоборот получается не то же самое : когда я говорю с тобой , ты слышишь язык , выражения которого знакомы тебе только наполовину , а нюансы и прихоти незнакомы совсем , ты слушаешь истории о неведомой тебе жизни и форме существования ; большая часть их , даже если тебя это интересует , остаётся для тебя чужой и в лучшем случае полупонятой . Ты помнишь наши слова словопрения и разговоры школьных лет ; с моей стороны они были не чем иным , как попыткой , одной из многих , согласовать мир и язык вашей Провинции с моим миром и языком . Ты был самым отзывчивым , сговорчивым и честным из всех , с кем я когда - либо предпринимал такие попытки ; ты храбро стоял за права Касталии , не будучи , однако , равнодушен к другому , моему миру и его правам и никоим образом не презирая их . Мы ведь тогда сильно сблизились … Кнехт осторожно сказал : - Непонимание , пожалуй , не такая уж страшная вещь . Спору нет , два народа и два языка никогда не будут друг другу так понятны и близки , как два человека одной нации и одного языка . Но это не причина отказываться от взаимопонимания и общения . И между людьми одного народа и языка стоят барьеры , мешающие неограниченному общению и полному взаимопониманию , барьеры образования , индивидуальности . Можно утверждать , что любой человек на свете способен в принципе объясниться с любым , и можно утверждать , что нет в мире двух людей , между которыми возможно настоящее , без пробелов , непринуждённое общение и взаимопонимание , то и другое одинаково верно .
Это Инь и Янь , день и ночь , оба правы , об обоих надо порой вспоминать , и я согласен с тобой постольку , поскольку тоже , конечно , не думаю , что мы с тобой сможем когда - либо стать понятны друг другу полностью , до конца . Даже будь ты европеец , а я китаец , даже говори мы на разных языках , мы всё - таки при желании могли бы очень многое друг другу сообщить , передать и , помимо того , что поддаётся точной передаче , очень многое друг о друге угадать и вообразить . Во всяком случае , давай попробуем . Дезиньори кивнул и продолжал :
- Расскажу тебе сперва то немногое , что ты должен знать , чтобы получить какое - то представление о моём положении . Итак , прежде всего семья , это высшая власть в жизни молодого человека , признаёт он эту власть или нет . Я ладил с ней , пока был вольнослушателем ваших элитных школ … ( отец ) был старым почитателем Касталии и гордился тем , что я воспитываюсь в элитных школах и посвящён в такие высокие материи , как ИГРА В БИСЕР … Я был почти касталийцем , немого , может быть , жизнерадостнее , грубее и поверхностнее , но полон счастливого задора , воодушевления , восторженности . Это было самое счастливое время моей жизни , чего я , однако , тогда не подозревал , ибо в те вальдцельские годы связывал счастье и расцвет жизни с той порою , когда вернусь из ваших школ домой и благодаря своему приобретённому у вас превосходству завоюю тамошний мир . Вместо этого для меня после нашего с тобой расставания началась распря , которая длится поныне , борьба , из которой победителем не вышел . Ибо родина , куда я вернулся , состояла на сей раз уже не только из моего родного дома и отнюдь не ждала возможности обнять меня и признать мою вальдцельскую изысканность , да и в родном доме вскоре пошли разочарования , сложности и размолвки . Заметил я это не сразу , я был защищён своей наивной доверчивостью , своей ребяческой верой в себя и своё счастье , защищён я был также заимствованной у вас МОРАЛЬЮ ОРДЕНА , привычкой к медитации … «
Ты помнишь , как я выступал против « касталийцев , этой чванной и изнеженной касты с её кастовым духом и элитным высокомерием . Ну , так своими дурными манерами , своим скудным образованием , своим грубым , шумным юмором , своей глупо хитрой сосредоточенностью на практических , эгоистических целях миряне гордились не меньше , в своей узколобой естественности они мнили себя бесценными и угодными богу избранниками нисколько не меньше , чем самый жеманный вальдцельский ученик - отличник … Плинио увидел , что тот был целиком поглощён его исповедью и слушал его не так , как слушают какую - нибудь болтовню или даже интересную историю , а с той самозабвенной сосредоточенностью , с какой погружаются в медитацию , и при этом с чистой , сердечной доброжелательнсотью , выражение которой во взгляде Кнехта тронуло его , таким показалось оно ему сердечным и чуть ли не детским , и он как - то оторопел , увидев это выражение на лице того же человека , чьим многообразным трудом , чьей мудростью , чьим авторитетом на высоком посту восхищался весь этот день . Он с облегчением продолжал : - Не знаю , прошла ли моя жизнь напрасно , была ли она чистым недоразумением или в ней есть некий смысл . Если есть , то , наверно , тот , что какой - то определённый , конкретный человек нашего времени вдруг самым отчётливым и мучительным образом понял и увидел , насколько далеко ушла Касталия от своей страны , или , пожалуй , наоборот - насколько чужда и неверна стала наша страна своей благороднейшей провинции и её духу , как велика в нашей стране пропасть между телом и душой , между идеалом и действительностью , как мало знают они друг о друге и хотят знать . Если были у меня в жизни задачи и идеал , то состояли они в том , чтобы сделать из моей персоны синтез обоих принципов , чтобы я стал между ними посредником , переводчиком и миротворцем . Я пытался сделать это и потерпел провал … трудно и , может быть , невозможно было продолжать жить по -касталийски в мирской обстановке … Сначала я этого не замечал , я держался усвоенных у вас правил , и долгое время казалось , что они пригодны и здесь , что они придают мне силу и защищают меня , сохраняют мне бодрость и душевное здоровье , укрепляют меня в моём намерении одиноко и самостоятельно прожить свои студенческие годы , насколько это возможно , по - касталийски , удовлетворяя лишь свою жажду знаний и отвергая такое учение , у которого нет другой цели , кроме как поскорее и поосновательнее натаскать студента для какой - нибудь насущной профессии и убить в нём всякое представление о свободе и универсальности . Но защитное средство , которое дала мне Касталия , оказалось опасным и сомнительным , ведь блюсти свой душевный покой и сохранить медитативное спокойствие духа я хотел не смиренно , не по - отшельнически , я же хотел завоевать мир , понять его , заставить и его понять меня , хотел принять меня , хотел принять его и по возможности обновить и улучшить , я же хотел соединить и помирить в своей персоне Касталию и « мир « . Когда я после какого - нибудь разочарования , спора , волнения уходил в медитацию , сначала это всегда бывало благом , разрядкой , передышкой , возвратом к добрым , дружественным силам . Но со временем я заметил , что это погружение в себя , эта тренировка души как раз и изолируют меня , как раз и делают таким неприятно чужим для окружающих , как раз лишают меня способности понять их по - настоящему .
По настоящему понять их , мирян , смогу я , увидел я , лишь тогда как они , когда у меня не будет перед ними никаких преимуществ , в том числе и этого прибежища , медитации … « мир « был сильнее , чем я … словно жизнь поймала меня на слове и целиком уподобила тому миру , правильность , наивность , силу и бытийное превосходство которого я так восхвалял в наших вальдцельских диспутах и защищал от твоей логики … Мои студенческие годы кончились , я приспособился , был побеждён , но отнюдь не полностью , нет , в душе я всё ещё считал себя ровней вам и думал , что приспосабливался и прилаживался больше благодаря своей житейской мудрости и по собственной воле , чем под напором извне . Я всё ещё не отказывался от привычек и потребностей юных лет , в частности от ИГРЫ В БИСЕР , в чём было , по -видимому , мало смысла , ведь без постоянного упражнения и постоянных встреч с равноценными и особенно более сильными партнёрами научиться нельзя ничему , заменить их ИГРА в одиночестве может разве что так , как может монолог заменить настоящий , невыдуманный разговор . Не зная , стало быть , как в действительности обстоит дело со мной , с моим мастерством Игры , с моим образованием , с моим ученьем в школе элиты , я всё - таки старался спасти эти ценности или хоть что - то из них , и когда я кому - нибудь из моих тоглашних друзей , пытавшихся рассуждать об ИГРЕ В БИСЕР , но понятия не имевших об её духе , набрасывал какую - нибудь схему партии или анализировал какую - нибудь позицию , этим круглым невеждам казалось , наверное , что я колдую …
Я видел , что уже не принадлежу к Касталии , что кончилась моя любовь к вам , кончились мои занятия Игрой в бисер , кончилсиь наши товарищеские отношения …
Борясь с волнением , Дезиньори внезапно умолк и поднял своё измученное лиц о к магистру . Тот сидел , слушая самым внимательным образом , но без малейшего волнения , и глядел на старого друга с улыбкой , полной ласкового участия . Дезиньори молчал , и Кнехт не отводил от него исполненного доброжелательности , выражавшего удовлетворение , даже удовольствие взгляда , который его друг минуту - другую мрачно выдерживал …
… - может быть , нужны были даже остатки обиды , даже обвинительные нотки в твоём голосе , чтобы так воссоздать , так живо напомнить мне … ты рассказал объективно и верно , историю о двух молодых людях в довольно мучительной ситуации , когда оба должны были немного притворяться , и один из них , а именно ты , совершил ошибку : подилинную . серьёзную боль , которую причиняла тебе эта ситуация , ты тоже спрятал под бесшабашностью , вместо того , чтобы первому сбросить с себя маску …
- Я лишился своих иллюзий и понял , что больше не принадлежу к вам , а может быть , и раньше уже принадлежал не в такой полной мере , как то представлялось мне ,и ещё немного , и я стал бы ренегатом и вашим заклятым врагом …
- … мы были друзьями в ранней юности , потом разлучились и пошли очень разными путями ; затем мы снова встретились … ты стал наполовину или совсем мирянином , я - немного заносчивым и пекущимся о касталийском этикете вальдцельцем … Я , конечно , показался тебе надменным вальдцельцем без особых заслуг , который всячески старается сохранять дистанцию между собой и некасталийцем , дилетантом Игры . А ты был для меня каким - то не то варваром , не то полуобразованным человеком , назойливо , необоснованно и сентиментально притязающим на интерес с моей стороны и дружбу со мной .
Мы защищались друг от друга , мы были близки к тому , чтобы друг друга возненавидеть . Нам ничего не оставалось , как разойтись , потому что ни один из нас не мог другому ничего дать и не был способен отнестись справедливо к другому … мы невыносимо мучили себя и терзали . Мы друг друга тогда терпеть не могли инстинктивно , каждый из нас видел в другом что - то незнакомое , мешающее , чужое и противное , и лишь иллюзия обязательства , сопричастности друг другу заставляла нас … играть эту тяжкую комедию …
… - Искание , любовь были целиком с моей стороны , как и разочарование и боль …
… - Если ты возлагаешь какую - то вину на меня лично , прошу тебя , выскажи своё обвинение откровенно .
- Ах , обвинений у меня никогда не было . Была разве что жалоба . Тогда ты не услыхал её … Тогда ты ответил на неё улыбкой и выдержкой и сегодня поступаешь так же .
… ему хотелось излить , наконец , боль , которую он так долго носил в себе …
… которую ты прятал под лихостью , тяготила и раздражала меня , была мне , откровенно сказать , противна , в ней было какое - то не соответствующее твоему поведению притязание на участие и сочувствие , что - то , как мне казалось , назойливое и ребяческое , и это только охлаждало мои чувства . Ты притязал на товарищеские со мной отношения , хотел быть касталийцем , умельцем Игры , а казался при этом таким несдержанным , таким странным , таким погружённым в эгоистические чувства ! …
Почему же ты явился в Вальдцель и хотел приветствовать нас как товарищей ? … я инстинктивно отверг тебя , и не потому , что ты был мирянином , а потому что ты притязал на звание касталийца … на сей раз не требовалось никакого избытка вежливости и самообладания , и теперь я сразу встретил тебя как друг и постарался показать тебе свою любовь и своё сочувствие … Я полностью принимаю тот облик , который придали тебе твоя мирская жизнь и судьба , он подобает тебе и слился с тобой , он мил мне и дорог … Как он появился , я могу только гадать … Вижу только , что у тебя тяжкая жизнь …
… - мы вообще и принципиально разные существа , которым никогда не понять друг друга . И кто из нас , собственно , настоящий и полноценный человек , вы или мы , и является ли вообще один из нас таковым - это вызывает у меня сомнения снова и снова …
Были времена , когда я глядел на вас , членов Ордена и умельцев Игры , снизу вверх , с почтением , чувством собственной неполноценности и завистью , как на вечно радостных , вечно играющих , наслаждающихся своим существованием , недоступных никакому горю богов или сверхчеловеков . В другие времена вы казались мне то достойными зависти , то достойными жалости , кастрированными , искусственно задержанными в вечном детстве младенцами в своём бесстрастном , тщательно огороженном , убранном , игрушечном и похожем на детский сад мире , где всем аккуратно вытирают носы , где каждое неполезное шевеление чувсвта и мысли унимают и подавляют , где всю жизнь играют в спокойные , неопасные , бескровные игры и всякий ненужный проблеск живого , всякое большое чувство , всякую настоящую страсть , всякую душевную смуту сразу же контролируют , упреждают и нейтрализуют лечебной медитацией . Разве это не искусственный , не стерилизованный , не педантично урезанный , не половинчатый , не иллюзорный лишь мир , где вы трусливо влачите своё существование , мир без пороков , без страстей , без голода , без соков и соли , мир без семьи , без матерей , без детей , даже почти без женщин ! Половая жизнь обуздана медитацией , такие опасные , рискованные и ответственные дела , как экономика ,правосудие , политика , вы уже много поколений подряд предоставляете другим , трусливо и под надёжной защитой ; без забот о хлебе и без особенно обременительных обязанностей вы ведёте паразитический образ жизни , усердно занимаясь , чтобы не скучать , всеми этими учёными тонкостями , считаете слоги и буквы , музицируете и играете в Бисер , в то время как там , в мирской грязи , бедные , замученные люди живут настоящей жизнью и делают настоящее дело …
- … не моя задача сегодня - защищать от твоих нападок Орден и Провинцию … ты говоришь о людях , живущих там , в « миру « , « настоящей жизнью « и делающих « настоящее дело « . Это звучит очень категорично , красиво и искренне , чуть ли не как аксиома … Судя по твоим словам и их тону , твоё сердце всё ещё полно ненависти и одновременно отчаянной любви к нам , полно зависти и тоски . Мы для тебя трусы , паразиты или играющие в игрушки дети , но бывало , что ты видел в нас и вечно безмятежных богов … в твоей печали , твоей беде , или как там это назвать , Касталия , пожалуй , не виновата , причина тут , видимо , какая - то другая . Если бы виною были мы , касталийцы , твои упрёки нам и твои доводы против нас наверняка были бы сегодня все те же , что в дикуссиях времён нашего отрочества … ты разделил собственную душу на касталийскую и мирскую половины и непомерно мучишься из -за вещей , за которые ты совсем не в ответе .
А к другим вещам , ответственность за которые несёшь сам , ты относишься , может быть , чересчур легкомысленно
Подозреваю , что ты уже долгое время не упражняешься в медитации . Верно ведь ?
Дезиньори страдальчески усмехнулся …
… - в тот раз я вернулся отсюда с твёрдым решением навсегда покончить со всяким касталийством в себе .
С тех пор я оставил Игру в Бисер , не занимался медитацией , и даже музыка надолго опротивела мне . Взамен я нашёл новых товарищей , которые учили меня мирским развлечениям . Мы пили и распутничали … издевались и глумились надо всем благопристойным , достопочтенным , идеальным … достаточно долго , чтобы окончательно вытравить из меня всё касталийское … порой чувствовал , что перестарался и что поупражняться в медитации мне очень не помешало бы , я был уже слишком горд , чтобы начать это снова … я успел окунуться в « мир « и стать мирянином . Я не хотел быть ничем , кроме как одним из них , я не хотел никакой другой жизни , кроме их страстной , ребячливой , жестокой , разнузданной , мечущейся между счастьем и страхом жизни ; я считал зазорным добиваться для себя какого - то облегчения и каких - то преимуществ с помощью ваших средств … - И ты выдерживал , много лет подряд ?
Не прибегал ли ты к другим средствам , чтобы справиться с этим ?
… - прибегал , да и прибегаю поныне .
Временами я опять начинаю пить , и обычно мне бывают нужны всякие наркотические средства , чтобы уснуть …
… - Ты ненавидишь Касталию , ты презираешь её , ты слишком горд своей мирской печалью , чтобы хотеть облегчить её небольшой долей разума и размышления , и всё же какая - то тайная и неукротимая тоска вела и влекла тебя все эти годы к нашей весёлости , пока ты не вернулся и не обратился к нам снова . И знай , что на сей раз ты явился вовремя , в такое время , когда и затосковал о зове из вашего мира , о двери , которая бы вела в него … высшие для нас , людей , СИМВОЛЫ ЯСНОСТИ И ПОРЯДКА . Не там глубина мира и его тайн , где облачно и черно , глубина в прозрачно весёлом … взгляни перед сном ещё раз на эти заливы и проливы со множеством звёзд и не отмахивайся от мыслей или видений , которые , может быть , у тебя при этом возникнут .
Сердце Плинио как - то странно дрогнуло не то от боли , не то от счастья . Сходными словами , вспомнил он , его когда - то , немыслимо давно , на весёлой заре вальдцельского ученичества , призывали к первым упражнениям в медитации .
… - Мне хочется сказать тебе ещё кое - что о весёлости , о весёлости звёзд и духа и о нашей касталийской разновидности весёлости . Ты не любишь весёлости , вероятно , потому , что тебе пришлось идти дорогой печали , и теперь всё светлое , всякое хорошее настроение , особенно наше касталийское кажется тебе пустым и ребяческим , да и трусостью , бегством от ужасов и бездн действительности в ясный , упорядоченный мир чистых форм и формул , чистых , отшлифованных абстракций . Но , дорогой мой печальник , пускай происходит такое бегство , пускай будет сколько угодно трусливых , робких , играющих чистыми формулами касталийцев , пускай даже их будет у нас большинство , - это ничуть не отнимает у настоящей весёлости , весёлости неба и духа , ни её ценности , ни её блеска . Невзыскательным и мнимовесёлым среди нас противостоят другие , люди и поколения людей , чья весёлость - не игра , не поверхность , а серьёзность и глубина . Одного из них я знал , это был наш прежний мастер музыки , которого и тебе когда - то случалось видеть в Вальдцеле ; в последние годы жизни этот человек обладал доблестью весёлости в такой мере , что сиял ею , как сияет солнце лучами , и она - в виде доброжелательности , жизнерадостности , хорошего настроения , бодрости и уверенности - захватывала всех и продолжала сиять во всех , кто воистину принял и впустил в себя её блеск . Я тоже был озарён его светом , мне тоже он передал долю своей ясности и внутреннего своего сиянья , и нашему Ферромонте тоже , и ещё кое - кому . Достичь этой весёлости для меня и для многих тут нет цели более высокой и благородной , эту весёлость ты найдёшь у некоторых патриархов Ордена . Весёлость эта не баловство , не самодовольство , она есть высшее знание и любовь , она есть принятие всей действительности , бодрствование на краю всех пропастей и бездн , она есть доблесть СВЯТЫХ и РЫЦАРЕЙ , она нерушима и с возрастом и приближением смерти лишь крепнет . Она есть тайна прекрасного и истинная суть всякого искусства . ПОЭТ , который в танце своих стихов славит великолепие и ужас жизни , МУЗЫКАНТ , который заставляет их зазвучать вот сейчас , - это светоносен , умножающий радость и свет на земле , даже если он ведёт нас к ним через слёзы и мучительное напряжение . ПОЭТ , чьи стихи нас восхищают , был , возможно , печальным изгоем , а МУЗЫКАНТ - грустным мечтателем , но и в этом случае его творение причастно к веселью богов и звёзд . То , что он даёт , - это уже не его мрак , не его боль и страх , это капля чистого света , вечной весёлости .
И когда целые народы и языки пытаются проникнуть в глубины мира своими мифами , космогониями , религиями , то и тогда самое высокое , чего они могут достичь , есть эта весёлость . Помнишь древних индийцев , когда то наш вальдцельский учитель прекрасно о них рассказывал : народ страдания , раздумий , покаяния , аскетического образа жизни ; но последние великие обретения его духа были светлыми и весёлыми , веселы улыбки победителей мира и будд , веселы персонажи его глубоких мифологий . Мир , как изображают его эти мифы , начинается в своих истоках божественно , блаженно , блестяще , по -весеннему прекрасно , золотым веком ; затем он заболевает и приходит в упадок , он грубеет и нищает , и в конце четырёх опускающихся всё ниже и ниже веков созревает для того , чтобы его растоптал и уничтожил смеющийся и танцующий Шива , - но этим дело не кончается , всё начинается заново улыбкой сновидца Вишну , чьи играющие руки создают новый , молодой , прекрасный , блестящий мир . Поразительно : с ужасом и стыдом глядя на жестокую игру мировой истории , на вечно вертящееся колесо алчности и страданий , увидев и поняв бренность сущего , алчность и жестокость человека и в то же время его глубокую тоску по чистоте и гармонии , этот , как ни один , может быть , другой , умный и способный страдать , народ нашёл для всей красоты и всего трагизма мира эти великолепные притчи - о старении и гибели сущего , о могучем Шиве , растаптывающем в пляске пришедший в упадок мир , и об улыбчивом Вишну , который лежит в дремоте и из своих золотых божественных снов сотворяет , играя , мир заново . Что касается нашей собственной касталийской весёлости , то , пусть она всего - навсего поздняя и крошечная разновидность этой великой , всё равно она совершенно законна . Учёность не всегда и не везде бывала весёлой , хотя ей следовало бы такою быть .
У нас она , будучи КУЛЬТОМ истины , тесно связана с КУЛЬТОМ прекрасного ,а кроме того , с укреплением души медитацией и , значит , никогда не может целиком утратить весёлость . А НАША ИГРА В БИСЕР соединяет в себе все три начала : науку , почитание прекрасного и медитацию , и поэтому настоящий игрок должен быть налит весельем , как спелый плод своим сладким соком , он должен быть полон прежде всего весёлости музыки , весёлости , которая ведь есть не что иное , как храбрость , как способность весёло и с улыбкой шагать и плясать среди ужасов и пламени мира , как ПРАЗДНИЧНОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ . К этой весёлости стремился я , с тех пор как учеником и студентом почувствовал и понял её , и я никогда , ни в беде , ни в страданье , не отрекусь от неё … и в жизни магистра бывают мучительные вопросы , разочарования , даже приступы отчаяния и всякая ДЬЯВОЛЬЩИНА . А на сон грядущий наполни - ка слух музыкой . Взгляд на звёздное небо и наполненный музыкой слух перед сном - это лучше , чем все твои снотворные снадобья . … Он сел и осторожно , совсем тихо , стал играть часть той сонаты Пёрселла , которую так любил отец Иаков . Каплями золотого света падали в тишину звуки , падали так тихо , что сквозь них было слышно пение старого фонтана , бившего во дворе . Мягко и строго , скупо и сладсотно встречались и скрещивались голоса этой прелестной музыки , храбро , весело и самозабвенно шествуя сквозь пустоту времени и бренности , делая комнату и этот ночной час на малый срок своего звучанья широкими и большими , как мир , и когда Йозеф Кнехт прощался со своим гостем , у того было изменившееся , просветлённое лицо и на глазах слёзы . «
Свидетельство о публикации №224122401008