Медитативное прочтение главы один разговор из книг

24  .  12  .  2024   
Медитативное  прочтение  главы 
ОДИН  РАЗГОВОР из книги  Гессе  «  Игра в  бисер  «  .
У  Йозефа  Кнехта  только  три  , как  он  называет  , Друга  .
Что  он вкладывает  в понятие  дружбы , непонятно  .
Непонятно  это  и  тогда  , когда  думаешь  о них  .
Только  один  друг  -  из  Касталии  .
Это  Фриц  Тегуляриус  -  гений  , отказывающийся  подчиняться  иерархии  , которая  царит  в  Касталии   .
И  единственный  выход  подчинить  его  власти  самого  Кнехта  - сделать  другом  .  Тегуляриус  - соавтор  Игры  в  Бисер  , под названием  в  «  Китайский  дом  «  .
Без него  должно  быть  Игра  в  бисер  не  состоялась  .
Следующий  друг  -  отец  Иаков  из  бенедиктинского  монастыря  , который  знал  тайны  истории  .
Почему  именно  бенедиктинский  монастырь  ? 
Я  могу  только предполагать  , узнав  о  знаменитом  Буранском  сборнике  , который  был найден  именно                в  монастыре  Бенедиктбейрен  .
И  в  котором  была  опубликована  известная  широко                и  в  СССР  песня  «  Прощание  со  Швабией  « .
А  ведь  Гессе  кроме  всего  был и  швабом  :
ПРОЩАНИЕ СО ШВАБИЕЙ
Во французской стороне  ,
на чужой планете   ,
предстоит учиться мне
в университете  .
До чего тоскую я —
не сказать словами   ...
Плачьте ж   , милые друзья   ,
горькими слезами   !
На прощание пожмем
мы друг другу руки   ,
и покинет отчий дом
мученик науки   .
Вот стою  , держу весло —
через миг отчалю  .
Сердце бедное свело
скорбью и печалью   .
Тихо плещется вода  ,
голубая лепта   ...
Вспоминайте иногда
вашего студента   .
Много зим и много лет
прожили мы вместе   ,
сохранив святой обет
верности и чести   .
Слезы брызнули из глаз   , и
Как слезам не литься   ?
Стану я за всех за вас
господу молиться   ,
чтобы   милостивый   бог
силой    высшей    власти
вас лелеял и берег
от любой напасти   ,
как своих детей отец
нежит да голубит  ,
как пастух своих овец
стережет и любит  .
Ну  , так будьте же всегда
живы и здоровы   !
Верю: день придет   , когда
свидимся мы снова   .
Всех вас вместе соберу   ,
если на чужбине
я случайно не помру
от своей латыни   ,
если не сведут с ума
римляне и греки   ,
сочинившие тома
для библиотеки   ,
если те профессора   ,
что студентов учат   ,
горемыку школяра
насмерть не замучат   ,
если насмерть не упьюсь
на хмельной пирушке   ,
обязательно вернусь
к вам   , друзья   , подружки  !
Вот и все  ! Прости   -  прощаЙ  !
разлюбезный швабский край   !
Захотел твой житель
увидать науки свет   !..
Здравствуй   , университет   ,
мудрости обитель   !
Здравствуй   , разума чертог   !
Пусть вступлю на твой порог
с видом удрученным   ,
но пройдет ученья срок   ,—
стану сам ученым   .
Мыслью сделаюсь крылат
в гордых этих стенах   ,
чтоб отрыть заветный клад
знаний драгоценных   !

Вот  почему  , по моему  мнению  , кроме  всего прочего  ,   был избран  бенедиктинский  монастырь  .  А  главное  , конечно  , именно   что  за  склонность  к  изучению истории   …
Очевидно  ,  что  тайны  истории  важны  для  Кнехта  .
Хотя  Касталия  направила  его в  Мариафельс  для  налаживания  контактов  с  католической  церковью  .
Путь  для  налаживания  этих  контактов  Кнехт  выбрал  путём  ученичества  .  Он  научился  этому  пути  у  отшельника  из  Бамбуковой  рощи , который  открыл  ему  дорогу                в  китайский  мир  ,  в  символический   мир  иероглифов  .
Но  тот  был  только  учителем  , но  никак  не  другом  .
В  этом  общении  участвовал  и  Тегуляриус  , хотя  у  него                не  получилось  познать  мир  китайской  мудрости  .
Но  тем  не  менее  Тегуляриус  стал  соавтором  Игры                в  бисер           «  Китайский  дом  «  .  То  есть  без  Тегуляриуса                у   Кнехта  бы  не  получилось  сделать  Игру  .
И  единственный  путь  для  Кнехта  сделать  Тегуляриуса  соавтором  - сделать  его  другом  .
На  меньшее  бы  Тегуляриус  не  согласился  .
Хотя  и  испытал временное  отчуждение  от магистра  Игры   Кнехта  в  период  его становления  как  Магистра  Игры  .
Кнехт  знал  , что  у  него есть  Дар  покорять  людей  ,                и  использовал  этот  Дар  умело  .
Если  бы  я рассматривала  Кнехта  как  психолог  юнгианской  школы  , я  бы  сочла  его  Наполеоном  .
Третий  друг    -  Плинио  Дезиньори  ,  отпрыск  знатной  патрицианской  семьи  , которого  отправили  в  Касталию                на  учёбу  ,  во время  которой  он  зарекомендовал  себя                как  яростный  обличитель  Касталии  .
И  Кнехт  был назначен  Касталией  его  оппонентом  .
Сделать врага  другом  -  единственный  выход  .
Друг  , очевидно  , для  самого Кнехта  звучит  очень высоко  .
Учитель  музыки  и  прежний  магистр  Игры  фон  Треве  -   его  учителя  ,и  в  строгой  иерархической  системе  Касталии   никак   не  могли  быть его  друзьями  .
Мог стать  его  другом  только  учитель  вне  Касталии  -  бенедиктинец  отец  Иаков  .  Учителем  и другом  .
Кнехт  был  частью иерархии  Касталии  ,  чутко  определявший  ранги  людей  , которые  его  окружали  .
И  Кнехт  не  был  одиночкой  , который  расставлял  фигуры     на  невидимой  шахматной  доске  .  Его  обучили  медитации  .
И  тому  , что медитация  -  основная  часть  встраивания                в  иерархию  .  Бунтаря   Тегуляриуса   Кнехт  включил                в   дружеские  отношения  , и  тот  стал  соавтором  Игры  .
Несомненно  то  ,  что  медитация  - значит  ,  занять  подчинённое  отношение  в  мире  духов  .
И  йога  ,  и  карате  -  не  физическое  оздоровление  только  .
Ибо  оно  проходит  под  водительством  духа  - наставника  .
И  у  Кнехта  несомненно  что  был  дух  -  наставник  , которому  его  передали  знатоки  Игры  в бисер  -  учитель  музыки  и  магситр   Игры  -   Томас   фон  Траве  .
Дух  , который  действовал  через  него  , Кнехта  .
И   именно  что  тот  , кто  давал  идеи  ,  чтобы  их актуализировали  избранные  им  люди  .
Таков  духовный  закон  в  мире  духов  и людей  .
  И  об  этих енпростых взаимоотношениях  повествует                книга  Германа  Гессе   «  Игра  в  бисер  «  .
По  существу  это  духовная  книга  ,  как  и  « Волшебная                гора  «  Томаса  Манна  .
Если  взять  интерпретацию  фамилий  авторов  ,   то  фамилия  Гессе  означает  , как  считал  сам  Гессе  -  «Хетт «.
Должно  быть потомок  древних  хеттских  жрецов  .
Манн  , Маннус  , согласно  римскому  писателю  Тациту  -  персонаж  мифов  германских  племён  , прародитель  трёх  гермаких  племён  -  ингевонов  , гермионов  и  истевонов  .
Тацит  писал  :  «  В  древних песнопениях  , их  единственном  типе  исторической  традиции  , они  прославляют  Туисто  ,  бога  , рождённого  от  земли  . Они  приписывают ему  сына  Маннуса  , родоначальника  и  основателя  своего народа  , … некоторые  утверждают  , что  было  больше  сыновей  , рождённых  от  бога  , и , следовательно  , больше  племенных названий  -  марсы  , гамбривии  , свевы  и  вандилии  … «
Так  что  Манн  должно  быть  потомок  жрецов  древнего  германского  бога  .  Ибо  написать  духовное  произведение  ,                не  имея  предков  жрецов  , невозможно  . 
Не  может  любой  , вознамерившийся  сделать  это  - написать  духовное произведение  , имеющее  громадное  воздействие  на  население  Земли  , просто  получив  отрывочные  знания  о  духовных  путях  , даже  если  он начал практиковать восточные  единоборства  и  йогу  .
Есть преемственность  поколений  .
И  , как  я  писала  в  « Истории  предательства  длиною  три  тысячи  лет  «  , не  может  человек  стать таким  предателем  , каким  стал  Иуда  Искариот  , за  одну  только  человеческую  жизнь  .  Разве  не  для  того  существуют  потомки  ,  что воплотить в  жизнь  желания  целой  череды  своих предков  ,                из  желаний  которых  в  общем  то  математическим  путём  , выявляется  главное  , которое не  очевидно  за  одну  только  человеческую  жизнь  . Есть такое  выражение  :
«  действовать  в  духе  определённого   человека  «  .
То  , что  выходит  на  поверхность  подобно  волнам  , распространяющимся  как  вспеск  от  прохождения  огромной  рыбины  в недрах  океана  , которая  осмысливается  только исторически  ,   и  никак  иначе  . 
И  потомки  древних  жрецов  могут реализоваться  либо                в письменном  виде  ,  и  это особый  дар  , либо в  виде  хирургов  , патологоанатомов  ,  либо  убийцы  , ибо  убийство  -  это  древний  дар  подношения  языческим  божествам  .
И  это  у  наследников  в крови  .
Нельзя  воспротивиться  крови  , если  только  не прибегнуть      к  защите  Иисуса  Христа  , Бога  всех богов  на  земле и  на  небе 
Ибо  Бог  Отец  пребывает в неприступном  свете  .
А  Иисус  Христос  готовит  Великую  Вечерю  встречи обновлённого   и  омытого  жертвенной  кровью  Иисуса  Христа  человечества  с  Триединым  Богом  -  Отцом  , Сыном  и  Духом  Святым  ,  Которые  трудятся  Едино  для  этой  встречи  .
Знаменующей  конец  истории  во времени  .



А  Кнехт  подходит  к  концу  своего  земного  пути  .
И  кто  - то  поставил  его  ноги  на  эту  дорогу  .
«  ВЫСШИЕ  ,  НЕСКАЗАННЫЕ  СИЛЫ    «   направили                его на  ту  дорогу  ,  с   которой  он  уже  не  сошёл  .
Я  привожу  главу  в  том  виде  , в  котором  она  у  меня  состоялась  ,  без комментариев  .
Ибо  комментарии  не  нужны  .

«   Хотя  до момента ухода  он  образцово  исполнял  свои  обязанности  и  до  последнего  дня  пользовался  доверием  своих  учеников  и  сотрудников  и  был ими  любим  .
Он  прошёл  круг  возможностей  , которые  давала                для  приложения  его сил  эта  служба  , и дошёл  до  той  точки  , где  великие  натуры  непременно  покидают  путь традиции                и  повиновения  и  , УПОВАЯ   НА  ВЫСШИЕ  ,  НЕСКАЗАННЫЕ  СИЛЫ  , вступают  на  свой  риск  на  новую  , не  предуказанную                и  никем       не  протоптанную  дорогу  . Осознав  это  ,                он  тщательно  и  трезво  обдумав  своё  положение                и  возможности  его  изменить  .  В  необычайно  раннем  возрасте  он  оказался  на  вершине  того  , о  чём  может  мечтать способный   и  честолюбивый  касталиец  ,  причём  оказался  там  не  благодаря  честолюбию  или  стараниям  ,                а  без  усилий  и  без    приспособленчества  , ПОЧТИ  ПРОТИВ  СОБСТВЕННОЙ  ВОЛИ   , ибо   незаметная  , самостоятельная  ,                не  подчинённая  никаким  служебным  обязанностям  жизнь  учёного  больше  соответствовала  бы  его  желаниям  .
Не  все  блага  и  полномочия  ,  полученные  им  вместе                с  чином  , он  ценил  одинаково  высоко  , а  некоторые  из  этих  отличий  и  прерогатив  вызывали  у  него  уже  после  короткого  срока  службы  чуть  ли  не  отвращение  . Особенно  обременительно  было  для  него  всегда  участие                в  политических  и  административных  делах  высшего  начальства  ,  хотя  и  не  мешало  ему  заниматься  ими  вполне  добросовестно  …  существеннейшая  , особая  и  уникальная  задача  , связанная  с  его  положением  ,  -  подготовка  и отбор  совершенных  умельцев  Игры  ,  задача  эта  ,  при  всей  радости  , которую  она  ему  порой  доставляла  , и  при  том  , что его  избранники  гордились  своим  учителем  , была  для  него  на  круг  ,  пожалуй  ,  больше  обузой  , чем  удовольствием  .
Учить  и  воспитывать  -  вот  что  приносило  ему  радость                и   удовлетворение  , и  , обнаружив  ,  что  радость  и  успех  бывали  тем  большими  , чем  моложе  бывали  ученики  ,                он  чувствовал  урон  , ущерб  для  себя  в  том  , что  его  должность  сводила  его  не  с  детьми  , не  с  мальчиками  ,                а  только  с  юношами  и взрослыми  людьми  .  Были  и другие  соображения  , впечатления  и  открытия  , которые  с  годами  привели  к  тому  , что  он стал  критически  относиться                к  собственной  деятельности  и  ко многому  в  вальдцельской  жизни  или  ,  во всяком  случае  ,  усматривать  тут  большую  помеху  развитию своих  лучших  и  самых плодотворных  способностей  . В  пору  , когда  МЫСЛИ  Йозефа  Кнехта  УЖЕ  НАЧАЛИ  ИСКАТЬ  ПУТИ  К  СВОБОДЕ  ,  он неожиданно  встретился  с  одним  близким  когда  - то  , полузабытым  теперь  знакомым  времён своей  юности  , с  Плинио  Дезиньори  .
Этот  прежний  вольнослушатель  , потомок  одной  старинной  , имевшей  много  заслуг  перед  Провинцией  семьи  , влиятельный  депутат  и  политический  писатель  , неожиданно  явился  однажды  как  официальное  лицо  к  высшему  руководству  Провинции  …  Кнехт  знал  Плинио  пылким                и  весёлым  , экспансивным  и  блестящим  юношей  , хорошим  учеником  и  в  то  же  время  светским  молодым  человеком  ,  который  чувствовал  своё  превосходство  над оторванными                от  жизни  молодыми  касталийцами  и  часто  с  удовольствием  поддразнивал  их  .  Он  , может  быть  , и  ГРЕШИЛ  тщеславием  ,  но  был прямодушен  , не  мелочен  и   для  большинства  сверстников  интересен  , привлекателен  и  приятен  ,                а  иных  даже  ослеплял  своей  красивой  внешностью  , уверенной  повадкой  и  той  необычностью  , которой  веяло  от  него                как  от вольнослушателя  и  мирянина  .  Много  лет спустя  ,                в  конце  своей  студенческой  поры  , Кнехт  снова  увидел  Плинио  ,  и  тогда  тот  показался  ему  опошлившимся  , погрубевшим  , совершенно  утратившим  прежнее своё  обаяние        и   разочаровал  его  . Они  разошлись  смущённо  и  холодно  .
Теперь  Плинио  опять  казался  совсем другим  . Прежде  всего казалось  ,  что  он  полностью  подавил  или  потерял  свою  молодость  и  весёлость  , свою  радость  от общения  с  людьми  , споров  , бесед  ,  свой  живой  , обвораживавший  , открытый  нрав  …  в  его осанке  , взгляде  , манере  говорить  , в  его  чертах  лица  и  движениях  прежняя  задиристость  , открытость  и  окрылённость  тоже  сменились  какой  - то приглушённостью  или  подавленностью  , какой  - то скупой  замкнутостью  и  сдержанностью  , какой  - то  скованностью  ,  какой  - то  натянутостью  , а  может  быть  ,  и  просто  усталостью  .В  этом  потухло  юношеское  очарование  ,                но  и  налёта  поверхности  , грубоватой  светкости  теперь  тоже  как  не  бывало  . Всё  в  нём  , но прежде  всего лицо  , было теперь  , казалось  ,  отмечено  - отчасти  убито  , отчасти  облагорожено  -  печатью страдания  … как  же  это страдание  могло  так  овладеть  этим  бойким  , красивым  и  жизнерадостным  человеком  и  наложить на  него  такую печать  …  чем  больше  предавался  он  (  Кнехт  )  этим  пытливым  раздумьям  , тем  больше  чувствовал  в  себе  участия  и  симпатии  к страдавшему  , в этом  сочуствии  и  в этой  любви  была  даже  небольшая  доля  ощущения  , будто он  , Кнехт  , остался  в  каком  - то  ДОЛГУ  перед своим  таким  печальным    на    вид  другом  юности  , будто  ДОЛЖЕН  ЗАГЛАДИТЬ                КАКУЮ  - ТО  ВИНУ  ПЕРЕД НИМ  …  страдание  на  этом  лице  не  низменного  происхождения  , это  благородное  , может      быть  , трагическое  страдание  , и  ЕГО  ПЕЧАТЬ  в  Касталии  неведома  , он вспомнил  , что подобное  выражение  ему  случалось   видеть на  некасталийских  , мирских   лицах  , правда  ,  не  такое  сильное  и захватывающее  .  Видел  он  подобное                и  на  портретах  людей  прошлого  , на  портретах  многих  учёных  и  художников  , портретах  , дышавших  трогательной ,   не  то  болезненной  , не  то  даже  РОКОВОЙ  ПЕЧАЛЬЮ  ,  беспомощностью  ,  одиночеством  . Для  магистра  , обладавшего  такой  тонкой  художнической  чуткостью                к  тайнам   выразительности  и  таким острым  педагогическим  чутьём  на  характеры  , давно  уже  существовали  определённые  физиогномические  признаки  , на  которые                он  ,       не  возводя  это в  систему  , инстинктивно  полагался  ;для  него  существовали  , например  , специфически  мирские     смех  ,  улыбка  и  весёлость  и  равно специфически  мирские  страдание  и  печаль  .  Эту  - то  мирскую  печаль  он  ,  показалось  ему  ,  и распознал  на  лице  Дезиньори  ,  и  притом  выраженную  так  сильно  и  чисто  ,  словно  этому  лицу  суждено  было   представлять  многих  и  являть  их тайное  страдание  и  нездоровье  .  Он  был встревожен  и  взволнован  этим  лицом  .  Знаменательным  ему  показалось  не только      то , что  «  мир  «  прислал  теперь  сюда  его потерянного друга     и  что  , как  когда  - то  в  школьных  своих  словопрениях  , Плинио  и  Йозеф  теперь воистину  и  законно  представяли  один  -  «  мир  «  , а  другой  - Орден  ;  ещё  более  важным                и  СИМВОЛИЧНЫМ   показалось  ему  то  , что в  этом  одиноком  и  омрачённым  печалью  обличье  «  мир  «  на  сей  раз  послал                в   Касталию  не  свой  смех  ,  не  свою  жизнерадостность  ,                не  своё  упоение  властью  , не  свою  грубость  , а  своё  горе  ,      своё  страдание  . Заставило  задуматься  и  отнюдь не  оттолкнуло  Кнехта  также  и то  , что  Дезиньори  скорее  ,   казалось  , избегал  его  , чем  искал  ,  что  он  лишь медленно                и  после  сильного  сопротивления  сдался  и  раскрылся  …
Это  , конечно  , помогло  Кнехту  , -  его  школьный  товарищ  , сам  воспитанник  Касталии  , не  был  одним  из тех  несговорчивых  , угрюмых  , а  то  и вовсе  недоброжелательных  членов  своей  столь важной  для  Касталии  комиссии  ,  каких  тоже    уже  довелось  видеть  ,  а  принадлежал   к  почитателям  Ордена  и  покровителям  Првинции  , которой  он  мог оказать  немало услуг  . От  Игры в  бисер  , впрочем  , он  уже  много  лет назад  отказался  …  Кнехт  не  уставал  завоёвывать  Плинио  .
А  кто  бы  устоял  , когда  он  чего  - то  добивался  всерьёз  ?
…  однажды  , в  облачно  -  ветреный  осенний  день  , они  оба  поехали  по испещрённой  СВЕТОМ  и  ТЕНЬЮ  земле  к  местам  своего  ученья  и  своей дружбы  .  Кнехт  был невозмутим                и  весел  , его спутник  и  гость  молчалив  ,  но  неспокоен  , резки  как  переходы  от  СОЛНЦА  к  ТЕНИ  на  пустых полях  ,  были  его  переходы  от радости  , что увидел  друга  после  разлуки  ,        к  печали  , что всё  стало  чужим  … они  сидели  вдвоём                в  комнате  Кнехта  , почти  уже  восстановив  прежнюю близость  …  между  ними  состоялся  разговор  ,  который  Дезиньори  сразу  по  возвращении  домой  записал  …
-  Столько  я  собирался  тебе показать  ,  - сказал  магистр  , -                а  не  успел  . Например  , мой  славный  сад  ;   помнишь  ли  ты                «  магистерский  сад  «  и  посадки  мастера  Томаса  ?
Да  и  многое  другое  .  Надеюсь  ,  и  для  этого  найдётся           ещё  как  - нибудь время  . Во всяком  случае  , со вчерашнего  дня  ты  мог  проверить  кое  - какие  воспоминания  и  получил  представление  о  моих  служебных  обязанностях  и  о моём  быте  .  -  Я  благодарен  тебе  за  это  ,  - сказал  Плинио  . 
Что такое  ваша  Провинция  и  какие  у  неё  есть  замечательные  и  великие  тайны  , я  снова  почувствовал  только  сегодня  , хотя  все  эти  годы  думал  о вас  больше  ,   чем  ты  мог  бы  предположить  …  я  прекрасно чувствую  ,                что  твоё  доверие  обязывает  и  меня  , и  знаю  , что  моя  упорная  до  сих  пор  замкнутость  удивляла  тебя  …
Ты  знаешь  , я  родился  в  старинной  семье  , имеющей  много  заслуг  перед страной  и  находящейся  в  дружеских  отношениях  с  вашей  Провинцией  , и  консервативой  семье  помещиков                и  высоких  чиновников  .  Но  вот  уже  эта  простая  фраза  подводит  меня  к  пропасти  , которая  нас  с  тобой  разделяет  !   Я говорю  «  семья  «  и  думаю  , что выражаю  этим                что  - то  простое  , само  собой  разумеещеся  и  недвусмысленное  . Но  так  ли  это  ?   У  вас  в  Провинции                есть  ваш  Орден     и  ваша  иерархия  , но семьи  у  вас  нет  ,                вы  не  знаете  , что такое   -  семья  , кровь  и  происхождение  ,                и  понятия  не  имеете  о  тайнах   и  могучих  чарах  и  силах  того  ,  что  называют  семьёй  .  И  так  ,  в  общем  - то  ,  обстоит  дело  ,  наверно  , с  большинством  слов  и  понятий  ,     в  которых  выражается  наша  жизнь  :  большинство  тех  ,       что  важны  для  нас  , не  важны  для  вас  , очень  многие  вам  просто  непонятны  , а  иные  означают  у  вас  нечто  совсем      другое  ,  чем  у  нас  .  Вот  и толкуй  тут  друг  с другом  !
Видишь  ли  , когда  ты  со мной  говоришь  -  это  всё  равно  как  если  бы  со мной  заговорил иностранец  , на  чьём  языке                я  и  сам  учился  говорить в  юности , я  понимаю  большую часть 
А  наоборот  получается  не  то  же  самое  :  когда  я  говорю   с  тобой  , ты  слышишь  язык  , выражения  которого  знакомы  тебе  только  наполовину  , а  нюансы  и  прихоти  незнакомы    совсем  , ты  слушаешь  истории  о неведомой  тебе  жизни                и   форме  существования  ;  большая  часть  их  , даже                если  тебя  это интересует  ,  остаётся  для  тебя  чужой                и  в  лучшем   случае  полупонятой  .  Ты  помнишь  наши  слова     словопрения  и  разговоры  школьных  лет  ;  с  моей  стороны  они  были  не  чем  иным  , как  попыткой  , одной  из многих  ,  согласовать  мир  и язык  вашей  Провинции  с  моим  миром                и  языком  .  Ты  был  самым  отзывчивым  , сговорчивым                и  честным  из  всех  , с  кем  я  когда  - либо  предпринимал  такие  попытки ;  ты  храбро стоял  за  права  Касталии  , не  будучи  , однако  ,  равнодушен  к  другому  , моему  миру  и  его правам                и  никоим  образом  не  презирая  их  .  Мы  ведь  тогда  сильно  сблизились  …  Кнехт  осторожно  сказал  :  -  Непонимание  , пожалуй  ,  не  такая  уж  страшная  вещь  . Спору  нет  ,                два  народа  и  два  языка  никогда  не  будут  друг  другу  так  понятны  и  близки  , как  два  человека  одной  нации  и  одного  языка  .  Но  это  не  причина  отказываться  от взаимопонимания       и  общения  .  И  между  людьми  одного народа  и  языка  стоят  барьеры  , мешающие  неограниченному  общению  и  полному  взаимопониманию , барьеры  образования  ,  индивидуальности  .  Можно   утверждать  , что  любой  человек  на  свете  способен       в  принципе   объясниться  с  любым  , и можно  утверждать  ,                что  нет в  мире  двух  людей  , между  которыми  возможно  настоящее  , без  пробелов  , непринуждённое  общение                и  взаимопонимание  , то  и другое  одинаково  верно  .
Это  Инь  и  Янь  , день  и  ночь  , оба  правы  , об  обоих  надо  порой  вспоминать  ,  и  я  согласен  с тобой   постольку  , поскольку  тоже  , конечно  , не  думаю  ,  что  мы  с  тобой  сможем  когда  - либо стать  понятны  друг  другу  полностью  ,                до конца  .  Даже  будь  ты  европеец  ,  а  я  китаец  ,  даже  говори  мы  на  разных  языках  ,  мы  всё  - таки  при  желании  могли  бы  очень многое  друг  другу  сообщить  , передать                и  ,  помимо того  ,  что  поддаётся  точной  передаче  , очень  многое  друг  о  друге  угадать  и  вообразить  . Во всяком  случае  , давай  попробуем  . Дезиньори  кивнул  и  продолжал  :
-  Расскажу  тебе  сперва  то  немногое  ,  что ты  должен  знать  , чтобы  получить  какое  - то  представление  о  моём  положении  .  Итак  , прежде  всего семья  , это  высшая  власть              в  жизни  молодого  человека  , признаёт  он  эту  власть или  нет  .  Я  ладил  с ней , пока  был  вольнослушателем  ваших  элитных  школ  … (  отец  )  был старым  почитателем  Касталии                и  гордился  тем  , что я  воспитываюсь  в  элитных  школах                и  посвящён  в  такие  высокие  материи  ,  как  ИГРА  В  БИСЕР  …  Я  был  почти  касталийцем  , немого  , может  быть  , жизнерадостнее  , грубее  и  поверхностнее  , но  полон  счастливого  задора  , воодушевления  , восторженности  .  Это  было  самое  счастливое  время  моей  жизни  , чего  я  , однако  ,  тогда  не  подозревал  , ибо  в те  вальдцельские  годы  связывал  счастье  и  расцвет  жизни  с  той  порою  , когда  вернусь                из ваших  школ  домой  и  благодаря  своему  приобретённому       у  вас  превосходству  завоюю  тамошний  мир  . Вместо  этого  для  меня  после  нашего с  тобой  расставания  началась распря  ,  которая  длится  поныне  , борьба ,   из  которой  победителем    не  вышел  .  Ибо  родина  , куда  я  вернулся  , состояла                на  сей  раз  уже  не  только  из   моего  родного  дома                и  отнюдь  не  ждала  возможности  обнять  меня  и  признать   мою  вальдцельскую  изысканность  , да  и  в  родном  доме          вскоре  пошли  разочарования  , сложности  и  размолвки  .  Заметил  я  это  не  сразу  , я  был  защищён  своей  наивной доверчивостью  , своей  ребяческой  верой  в  себя  и  своё  счастье  ,  защищён  я  был  также  заимствованной  у вас  МОРАЛЬЮ  ОРДЕНА  , привычкой  к  медитации  …  «
Ты  помнишь  ,  как  я  выступал  против  «  касталийцев ,   этой  чванной  и  изнеженной  касты  с  её  кастовым  духом                и  элитным  высокомерием  . Ну  , так  своими  дурными                манерами  ,  своим  скудным  образованием  , своим  грубым  , шумным  юмором  , своей  глупо  хитрой  сосредоточенностью        на  практических  , эгоистических  целях  миряне  гордились                не  меньше  ,  в  своей  узколобой  естественности   они  мнили  себя  бесценными  и  угодными  богу  избранниками  нисколько не  меньше  , чем  самый  жеманный  вальдцельский  ученик  - отличник  …  Плинио  увидел  , что  тот  был  целиком  поглощён  его  исповедью  и слушал  его  не  так  , как  слушают  какую  - нибудь  болтовню  или  даже  интересную  историю  ,                а  с  той  самозабвенной  сосредоточенностью  ,  с какой  погружаются       в медитацию  , и  при  этом  с  чистой  , сердечной  доброжелательнсотью  , выражение  которой  во взгляде  Кнехта  тронуло  его  ,  таким  показалось  оно  ему  сердечным  и  чуть ли  не  детским  ,  и он  как  - то  оторопел  , увидев  это выражение  на  лице  того  же  человека  , чьим  многообразным  трудом  ,  чьей  мудростью  , чьим  авторитетом  на  высоком  посту  восхищался  весь  этот                день  .  Он  с  облегчением  продолжал  :  -  Не  знаю  , прошла                ли  моя  жизнь  напрасно  ,  была  ли  она  чистым  недоразумением  или  в   ней  есть некий  смысл  . Если  есть  , то  , наверно  ,  тот  , что какой  - то  определённый  , конкретный  человек  нашего времени  вдруг  самым  отчётливым  и  мучительным  образом  понял и  увидел  , насколько  далеко  ушла  Касталия  от своей  страны  , или  , пожалуй  ,  наоборот  -  насколько  чужда                и  неверна   стала  наша страна  своей  благороднейшей провинции и  её  духу  , как  велика  в  нашей  стране  пропасть  между  телом  и  душой  , между  идеалом  и  действительностью  ,  как  мало  знают  они  друг  о  друге  и  хотят  знать  .                Если  были  у  меня  в  жизни  задачи  и  идеал  , то состояли  они  в  том  , чтобы  сделать  из моей  персоны  синтез  обоих принципов  ,  чтобы  я  стал  между  ними  посредником  , переводчиком  и  миротворцем  .  Я  пытался  сделать  это                и  потерпел  провал  …  трудно  и  , может  быть  , невозможно  было продолжать  жить  по  -касталийски в  мирской  обстановке  …  Сначала  я  этого не замечал  , я  держался  усвоенных                у   вас  правил  , и  долгое  время  казалось  ,  что они  пригодны                и  здесь  ,  что  они  придают  мне  силу  и  защищают  меня  ,  сохраняют   мне  бодрость  и  душевное  здоровье  , укрепляют меня  в  моём  намерении  одиноко  и  самостоятельно  прожить  свои  студенческие  годы  , насколько  это возможно  , по  -  касталийски  ,  удовлетворяя  лишь свою  жажду  знаний                и  отвергая  такое  учение  ,  у  которого нет  другой  цели ,  кроме  как  поскорее  и  поосновательнее  натаскать  студента  для  какой  - нибудь насущной  профессии  и  убить  в  нём  всякое  представление  о  свободе  и  универсальности  .  Но  защитное  средство  , которое  дала  мне  Касталия  , оказалось  опасным          и  сомнительным  , ведь  блюсти свой  душевный  покой                и  сохранить  медитативное  спокойствие  духа  я  хотел                не  смиренно ,  не  по  - отшельнически  , я  же  хотел  завоевать  мир  , понять его  , заставить  и его  понять  меня  , хотел принять  меня  , хотел    принять  его  и  по возможности    обновить  и  улучшить  , я  же  хотел  соединить  и  помирить            в  своей  персоне  Касталию  и  «  мир  «  .  Когда  я  после  какого  - нибудь  разочарования  , спора  , волнения  уходил  в  медитацию  ,  сначала  это всегда  бывало  благом  , разрядкой  , передышкой  ,  возвратом  к  добрым  , дружественным  силам  .                Но  со временем  я  заметил  , что  это погружение  в  себя  ,                эта  тренировка  души  как  раз  и  изолируют  меня  , как  раз                и делают  таким  неприятно  чужим  для  окружающих  ,  как  раз  лишают   меня  способности  понять  их  по  -   настоящему  .
По настоящему понять  их  ,   мирян  , смогу  я  , увидел  я  ,     лишь  тогда  как     они  , когда  у  меня  не  будет  перед ними  никаких  преимуществ  ,  в  том  числе  и  этого  прибежища , медитации  … «  мир  «  был сильнее  , чем  я  …  словно  жизнь поймала  меня  на  слове  и  целиком  уподобила  тому  миру  , правильность  , наивность  , силу  и  бытийное  превосходство  которого  я  так  восхвалял  в  наших  вальдцельских  диспутах      и  защищал  от твоей  логики  …  Мои  студенческие  годы  кончились  , я  приспособился  , был побеждён  ,  но  отнюдь  не  полностью  ,  нет  ,  в  душе  я  всё  ещё  считал  себя  ровней  вам  и  думал  , что  приспосабливался  и  прилаживался  больше  благодаря  своей  житейской  мудрости  и  по собственной  воле  , чем  под напором  извне  . Я  всё  ещё  не  отказывался                от   привычек  и  потребностей  юных  лет  , в  частности                от  ИГРЫ  В  БИСЕР  , в  чём  было  , по  -видимому  , мало смысла  , ведь   без  постоянного упражнения  и  постоянных  встреч                с  равноценными  и  особенно  более  сильными  партнёрами                научиться  нельзя  ничему  ,  заменить  их  ИГРА  в  одиночестве  может разве  что так  , как  может  монолог  заменить  настоящий  , невыдуманный  разговор  .  Не  зная  , стало  быть  ,  как  в действительности  обстоит  дело со мной  , с  моим  мастерством  Игры  ,  с  моим  образованием  ,  с  моим                ученьем        в  школе  элиты  , я  всё  -  таки  старался  спасти  эти  ценности   или  хоть что  - то  из  них  , и  когда  я  кому  - нибудь  из моих тоглашних  друзей  , пытавшихся  рассуждать                об  ИГРЕ  В  БИСЕР   ,  но  понятия  не  имевших  об  её  духе  ,  набрасывал  какую  - нибудь  схему  партии  или  анализировал  какую  - нибудь  позицию  , этим  круглым  невеждам  казалось  ,  наверное  , что я колдую  …
Я  видел  , что  уже  не  принадлежу  к  Касталии  , что  кончилась  моя  любовь  к  вам  , кончились мои  занятия  Игрой                в  бисер  , кончилсиь наши  товарищеские  отношения  …
Борясь  с волнением  , Дезиньори  внезапно  умолк  и  поднял своё  измученное  лиц о  к  магистру  .  Тот сидел  , слушая         самым  внимательным  образом  ,  но  без малейшего  волнения  ,  и  глядел  на  старого  друга  с  улыбкой  ,  полной  ласкового  участия  .  Дезиньори  молчал  , и  Кнехт  не  отводил                от него  исполненного  доброжелательности  , выражавшего  удовлетворение  , даже  удовольствие  взгляда  , который                его  друг  минуту  -  другую  мрачно  выдерживал  …
…  -  может  быть  , нужны  были  даже остатки  обиды  ,                даже  обвинительные  нотки  в  твоём  голосе  , чтобы                так  воссоздать  , так живо напомнить  мне  …  ты  рассказал  объективно  и  верно  , историю  о  двух молодых  людях                в    довольно  мучительной  ситуации  , когда  оба  должны  были  немного  притворяться  ,  и  один  из  них  , а  именно ты  , совершил ошибку  :  подилинную  . серьёзную  боль  , которую причиняла  тебе  эта  ситуация  ,  ты  тоже  спрятал                под  бесшабашностью  , вместо  того  , чтобы  первому  сбросить  с  себя  маску  …
-  Я  лишился  своих иллюзий  и  понял  , что  больше                не  принадлежу    к  вам  ,  а  может  быть  ,   и раньше  уже    принадлежал  не  в такой  полной  мере  ,  как  то  представлялось  мне  ,и  ещё  немного  , и  я  стал  бы  ренегатом  и   вашим  заклятым  врагом  …
-  …  мы  были  друзьями  в  ранней  юности , потом  разлучились  и  пошли  очень разными  путями  ;  затем  мы  снова  встретились  … ты  стал  наполовину  или  совсем  мирянином  ,                я  -  немного  заносчивым  и  пекущимся  о касталийском  этикете  вальдцельцем  …  Я  , конечно  , показался  тебе надменным  вальдцельцем  без особых  заслуг  , который  всячески  старается  сохранять  дистанцию  между  собой                и  некасталийцем  , дилетантом  Игры  .  А  ты  был  для  меня  каким  - то не  то варваром  , не  то  полуобразованным  человеком  , назойливо  , необоснованно  и  сентиментально   притязающим  на  интерес  с  моей  стороны  и  дружбу  со мной  .
Мы  защищались  друг  от  друга  ,  мы  были  близки  к  тому  ,  чтобы  друг  друга  возненавидеть  . Нам  ничего  не  оставалось  ,  как  разойтись  , потому  что  ни  один  из нас  не  мог  другому  ничего  дать  и  не  был  способен  отнестись  справедливо                к  другому  …  мы  невыносимо  мучили  себя  и  терзали  .                Мы  друг  друга  тогда  терпеть не  могли  инстинктивно  ,  каждый  из нас  видел  в  другом  что  - то незнакомое  ,  мешающее  ,  чужое  и  противное   ,  и  лишь  иллюзия  обязательства  ,  сопричастности  друг  другу  заставляла                нас …  играть  эту  тяжкую  комедию  …
… -   Искание  , любовь  были  целиком  с  моей  стороны  ,                как    и  разочарование  и  боль  …
… -  Если  ты  возлагаешь  какую -  то вину  на  меня  лично  ,  прошу  тебя  , выскажи  своё  обвинение  откровенно  .
-  Ах  , обвинений  у  меня  никогда  не  было  . Была разве                что  жалоба  . Тогда  ты  не  услыхал  её …  Тогда  ты  ответил  на  неё  улыбкой   и  выдержкой  и  сегодня  поступаешь  так  же  .
… ему  хотелось  излить  , наконец  ,  боль  , которую  он  так  долго  носил  в  себе  …
… которую   ты  прятал  под  лихостью  , тяготила  и раздражала  меня  ,  была  мне  , откровенно сказать  , противна  ,  в  ней  было какое  - то    не  соответствующее  твоему  поведению притязание  на  участие  и  сочувствие  , что  - то  ,  как  мне  казалось  , назойливое  и ребяческое  , и это  только  охлаждало мои  чувства  .  Ты  притязал  на  товарищеские                со мной  отношения  , хотел  быть  касталийцем  , умельцем  Игры  ,  а  казался  при этом  таким  несдержанным  , таким  странным  , таким  погружённым  в  эгоистические  чувства  !  …
Почему  же  ты  явился  в  Вальдцель  и  хотел приветствовать  нас  как  товарищей  ?  …  я  инстинктивно  отверг  тебя  , и  не  потому  ,  что  ты  был  мирянином  ,                а  потому  что  ты  притязал  на  звание  касталийца  …                на  сей  раз  не  требовалось  никакого  избытка  вежливости                и  самообладания  ,  и  теперь  я  сразу  встретил  тебя  как друг   и  постарался  показать тебе  свою  любовь  и  своё  сочувствие  …  Я  полностью  принимаю  тот  облик  , который  придали  тебе  твоя  мирская  жизнь  и судьба  , он  подобает  тебе                и  слился  с  тобой  , он  мил  мне  и дорог  …                Как  он появился  ,       я  могу  только  гадать  …  Вижу  только  ,  что  у  тебя  тяжкая  жизнь  …
…  -  мы    вообще  и  принципиально  разные  существа  , которым  никогда  не  понять  друг  друга  .  И  кто  из нас  , собственно  , настоящий  и  полноценный  человек  ,  вы  или  мы  ,  и  является  ли  вообще  один  из нас  таковым  -  это вызывает     у  меня  сомнения  снова  и  снова  …
Были  времена  , когда  я  глядел  на  вас  , членов  Ордена                и  умельцев  Игры  , снизу  вверх  , с  почтением  , чувством  собственной  неполноценности  и  завистью  , как  на  вечно радостных  ,  вечно  играющих  ,  наслаждающихся  своим  существованием  , недоступных  никакому  горю  богов  или  сверхчеловеков  .  В  другие  времена  вы  казались  мне  то  достойными  зависти  , то  достойными  жалости  , кастрированными  , искусственно  задержанными  в  вечном  детстве  младенцами  в  своём  бесстрастном  ,  тщательно  огороженном  , убранном  ,  игрушечном  и  похожем  на  детский  сад  мире  , где  всем  аккуратно  вытирают  носы  , где                каждое  неполезное  шевеление  чувсвта  и  мысли  унимают                и  подавляют  , где  всю  жизнь  играют  в  спокойные  , неопасные  , бескровные  игры  и  всякий  ненужный  проблеск  живого  ,  всякое  большое  чувство  , всякую  настоящую  страсть  , всякую  душевную смуту  сразу  же  контролируют  , упреждают                и  нейтрализуют  лечебной  медитацией  .  Разве  это                не  искусственный  , не  стерилизованный  , не  педантично  урезанный  ,  не  половинчатый  , не  иллюзорный  лишь    мир  , где  вы  трусливо влачите  своё  существование  , мир  без  пороков  ,  без страстей  ,  без  голода  , без  соков  и  соли  ,                мир  без семьи  , без матерей  , без  детей  ,  даже  почти  без  женщин  !  Половая  жизнь  обуздана  медитацией  ,  такие опасные  ,  рискованные  и  ответственные  дела  , как экономика  ,правосудие  , политика  ,  вы  уже  много  поколений  подряд  предоставляете  другим  , трусливо  и  под  надёжной  защитой  ;      без  забот  о  хлебе  и  без  особенно  обременительных  обязанностей  вы   ведёте  паразитический  образ  жизни  , усердно  занимаясь  , чтобы  не  скучать  ,  всеми  этими                учёными  тонкостями  , считаете  слоги  и буквы  , музицируете  и  играете   в  Бисер  ,  в то время  как  там  , в  мирской  грязи  , бедные  , замученные  люди  живут настоящей  жизнью                и  делают  настоящее дело  …
-  …    не  моя  задача  сегодня  -  защищать  от твоих  нападок  Орден  и  Провинцию  … ты  говоришь  о  людях  , живущих там  ,                в  «  миру  «  , «  настоящей  жизнью  «  и  делающих  «  настоящее  дело  «  . Это  звучит  очень категорично  , красиво  и  искренне  , чуть ли  не  как  аксиома  …  Судя  по твоим  словам  и  их  тону  , твоё  сердце  всё  ещё  полно ненависти  и  одновременно  отчаянной  любви  к  нам  ,  полно  зависти  и  тоски  . Мы  для  тебя  трусы  , паразиты  или  играющие  в  игрушки  дети  ,  но  бывало  , что ты  видел  в  нас  и  вечно  безмятежных  богов  …                в  твоей  печали  , твоей  беде  , или  как  там  это назвать  ,  Касталия  , пожалуй  ,  не  виновата  , причина  тут  , видимо  ,  какая  -  то  другая  . Если  бы  виною  были  мы  , касталийцы  , твои  упрёки  нам  и  твои  доводы  против  нас  наверняка                были  бы  сегодня  все  те  же  , что в  дикуссиях  времён                нашего  отрочества … ты  разделил  собственную  душу                на  касталийскую  и  мирскую половины  и  непомерно  мучишься  из  -за  вещей  ,  за  которые  ты  совсем  не  в ответе .
А  к  другим  вещам  , ответственность  за  которые  несёшь сам  , ты  относишься  ,  может  быть  , чересчур  легкомысленно 
Подозреваю  , что ты  уже  долгое  время  не  упражняешься                в  медитации  .  Верно ведь  ? 
Дезиньори  страдальчески  усмехнулся  …
… -  в  тот раз  я  вернулся  отсюда  с  твёрдым  решением  навсегда  покончить  со всяким  касталийством  в  себе .
С  тех  пор  я  оставил  Игру  в Бисер  ,  не  занимался  медитацией  ,  и  даже  музыка  надолго  опротивела  мне  .   Взамен  я  нашёл новых  товарищей  , которые  учили  меня  мирским  развлечениям  . Мы  пили  и распутничали  …   издевались  и  глумились  надо всем  благопристойным  , достопочтенным  , идеальным  …  достаточно  долго  ,                чтобы  окончательно  вытравить  из меня  всё  касталийское  …  порой  чувствовал  , что перестарался  и  что  поупражняться                в  медитации  мне  очень  не  помешало  бы  ,  я  был  уже  слишком  горд  ,  чтобы  начать  это снова  …  я  успел  окунуться  в  «  мир  «  и  стать мирянином  .  Я  не  хотел                быть  ничем  , кроме  как одним  из них  , я  не  хотел  никакой  другой  жизни  , кроме  их страстной  , ребячливой  , жестокой  ,  разнузданной  , мечущейся  между  счастьем  и  страхом  жизни  ;  я  считал  зазорным  добиваться  для  себя  какого  - то  облегчения  и  каких  - то  преимуществ  с  помощью  ваших  средств  … -  И  ты  выдерживал  ,  много лет подряд  ?
Не  прибегал  ли  ты  к  другим  средствам  , чтобы  справиться  с  этим  ? 
…  -  прибегал  , да  и прибегаю поныне  .
Временами  я  опять начинаю пить  ,  и  обычно  мне бывают  нужны  всякие  наркотические  средства  ,  чтобы  уснуть  …
… -  Ты  ненавидишь Касталию  , ты  презираешь её  ,                ты  слишком  горд  своей  мирской  печалью  , чтобы  хотеть  облегчить её  небольшой  долей  разума  и размышления  ,                и  всё  же  какая  - то  тайная  и  неукротимая  тоска  вела                и  влекла  тебя  все  эти  годы  к  нашей  весёлости  , пока                ты      не  вернулся  и  не  обратился  к  нам  снова  . И  знай  ,                что на  сей  раз ты  явился  вовремя  , в такое  время  ,  когда         и  затосковал  о  зове  из  вашего  мира  , о двери  ,  которая         бы  вела в него  … высшие  для нас  , людей  , СИМВОЛЫ  ЯСНОСТИ  И  ПОРЯДКА  .  Не  там  глубина  мира  и  его тайн  ,  где  облачно  и  черно  , глубина  в  прозрачно  весёлом  …  взгляни  перед сном  ещё  раз  на  эти  заливы  и  проливы  со множеством  звёзд  и  не  отмахивайся  от мыслей  или  видений  , которые  , может быть , у  тебя  при  этом  возникнут  .
Сердце  Плинио  как  - то  странно  дрогнуло  не  то  от боли  , не  то  от счастья  . Сходными  словами  , вспомнил  он  , его  когда  - то  , немыслимо  давно  , на  весёлой  заре  вальдцельского  ученичества  ,  призывали  к  первым  упражнениям  в  медитации  .
…  -  Мне  хочется  сказать тебе  ещё  кое  -  что  о  весёлости  ,  о  весёлости  звёзд  и духа  и  о  нашей  касталийской  разновидности весёлости  . Ты  не  любишь  весёлости  , вероятно  , потому  , что  тебе  пришлось  идти  дорогой  печали  ,   и  теперь  всё  светлое  , всякое  хорошее  настроение  , особенно наше  касталийское  кажется  тебе  пустым                и  ребяческим  ,  да  и трусостью  , бегством  от  ужасов  и  бездн  действительности  в  ясный  , упорядоченный  мир  чистых  форм  и  формул  , чистых  , отшлифованных  абстракций  .                Но  ,  дорогой  мой  печальник  , пускай  происходит  такое  бегство  , пускай  будет  сколько  угодно  трусливых  , робких  , играющих  чистыми  формулами  касталийцев  ,  пускай  даже                их  будет  у  нас  большинство  , -  это  ничуть  не  отнимает                у  настоящей  весёлости  , весёлости  неба  и  духа  , ни  её  ценности  , ни  её  блеска  . Невзыскательным  и  мнимовесёлым  среди  нас  противостоят  другие  , люди  и  поколения  людей  ,  чья  весёлость  - не  игра  ,  не  поверхность  , а  серьёзность                и  глубина  . Одного  из  них  я  знал  , это  был  наш прежний  мастер  музыки  ,  которого  и  тебе  когда  - то  случалось  видеть  в  Вальдцеле  ;  в  последние  годы  жизни  этот  человек  обладал  доблестью  весёлости  в  такой  мере  ,  что сиял  ею  ,  как  сияет  солнце  лучами  , и  она  -  в  виде  доброжелательности  , жизнерадостности  , хорошего  настроения  , бодрости  и  уверенности  -  захватывала  всех                и   продолжала  сиять  во всех  , кто  воистину  принял  и  впустил                в  себя  её  блеск  . Я  тоже  был  озарён  его светом  , мне  тоже  он  передал  долю своей  ясности  и   внутреннего  своего  сиянья  ,  и  нашему  Ферромонте  тоже  , и  ещё  кое  - кому  .  Достичь  этой  весёлости  для  меня  и  для  многих  тут нет  цели  более высокой  и  благородной  ,  эту  весёлость  ты  найдёшь                у  некоторых  патриархов  Ордена  . Весёлость  эта  не  баловство  , не  самодовольство  , она  есть  высшее  знание        и  любовь ,   она  есть принятие  всей  действительности  , бодрствование  на  краю  всех пропастей  и  бездн  , она  есть  доблесть  СВЯТЫХ  и  РЫЦАРЕЙ  , она  нерушима  и  с  возрастом       и  приближением  смерти  лишь крепнет  . Она  есть   тайна  прекрасного  и  истинная  суть  всякого искусства  . ПОЭТ   , который  в  танце  своих стихов  славит  великолепие                и  ужас  жизни  , МУЗЫКАНТ  ,  который  заставляет                их  зазвучать  вот сейчас  , -  это светоносен  , умножающий  радость  и  свет   на  земле  , даже если  он  ведёт  нас  к ним  через  слёзы  и  мучительное  напряжение  .  ПОЭТ  ,  чьи  стихи  нас  восхищают  , был  , возможно  , печальным  изгоем  ,                а  МУЗЫКАНТ  - грустным  мечтателем  , но  и в этом  случае  его  творение   причастно  к  веселью  богов  и  звёзд  .                То  ,  что  он  даёт  , -  это  уже  не  его мрак  , не  его  боль                и  страх  , это  капля  чистого  света  , вечной  весёлости .
И  когда  целые  народы  и  языки  пытаются  проникнуть                в  глубины  мира  своими  мифами  ,  космогониями  ,  религиями  , то  и  тогда  самое  высокое  , чего они  могут  достичь  , есть  эта  весёлость .  Помнишь  древних  индийцев  ,  когда  то  наш  вальдцельский  учитель  прекрасно  о  них  рассказывал  :   народ   страдания  , раздумий  , покаяния  , аскетического  образа  жизни  ;  но последние  великие  обретения  его  духа  были  светлыми                и  весёлыми  ,  веселы  улыбки  победителей  мира  и  будд  , веселы  персонажи  его  глубоких  мифологий  .  Мир  , как  изображают  его  эти  мифы  , начинается  в  своих истоках  божественно  ,  блаженно  , блестяще  , по  -весеннему  прекрасно  ,  золотым  веком  ;  затем  он  заболевает  и  приходит  в  упадок  , он  грубеет  и  нищает  ,  и  в  конце  четырёх  опускающихся  всё  ниже  и  ниже  веков  созревает  для  того  , чтобы  его  растоптал  и  уничтожил  смеющийся  и  танцующий  Шива  , -   но  этим  дело  не  кончается  , всё  начинается  заново  улыбкой  сновидца  Вишну  , чьи  играющие  руки  создают  новый  , молодой  , прекрасный  , блестящий  мир  . Поразительно  :  с  ужасом                и  стыдом  глядя  на  жестокую  игру  мировой  истории  ,                на  вечно  вертящееся  колесо  алчности  и  страданий  , увидев        и  поняв  бренность  сущего  , алчность  и  жестокость  человека      и  в  то  же  время  его  глубокую  тоску  по чистоте  и  гармонии   , этот  ,  как  ни  один  , может  быть  , другой  ,   умный                и  способный  страдать  , народ  нашёл  для  всей  красоты                и  всего  трагизма  мира  эти великолепные  притчи  -                о  старении  и  гибели  сущего  , о могучем  Шиве  ,   растаптывающем  в  пляске  пришедший  в  упадок  мир  ,                и  об  улыбчивом  Вишну  , который  лежит в  дремоте                и  из  своих  золотых  божественных  снов  сотворяет  ,                играя  , мир  заново  .  Что касается  нашей  собственной  касталийской  весёлости  ,  то  , пусть  она  всего  - навсего  поздняя  и  крошечная  разновидность   этой  великой  , всё  равно  она  совершенно  законна  . Учёность  не  всегда  и  не  везде   бывала  весёлой  , хотя  ей  следовало  бы  такою  быть  .
У  нас  она  , будучи  КУЛЬТОМ  истины  , тесно  связана                с  КУЛЬТОМ  прекрасного  ,а  кроме  того  , с  укреплением  души  медитацией  и  , значит  ,  никогда   не  может  целиком  утратить  весёлость  . А  НАША  ИГРА  В  БИСЕР  соединяет                в  себе  все  три  начала  :  науку  , почитание  прекрасного                и  медитацию  , и  поэтому  настоящий  игрок  должен  быть  налит  весельем  , как  спелый  плод  своим  сладким  соком  ,                он  должен  быть  полон  прежде  всего  весёлости  музыки  , весёлости  , которая  ведь  есть  не  что  иное  ,  как  храбрость  ,  как  способность  весёло  и  с  улыбкой  шагать  и  плясать  среди  ужасов  и  пламени  мира  , как  ПРАЗДНИЧНОЕ  ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ  .  К  этой  весёлости  стремился    я  ,                с  тех пор  как  учеником  и  студентом  почувствовал  и  понял                её   , и  я  никогда  , ни  в  беде  ,  ни  в страданье  ,  не  отрекусь  от неё  …  и  в  жизни  магистра  бывают  мучительные  вопросы  , разочарования  , даже  приступы  отчаяния  и  всякая   ДЬЯВОЛЬЩИНА  . А  на  сон  грядущий  наполни  - ка  слух  музыкой  . Взгляд  на  звёздное  небо и  наполненный  музыкой  слух   перед  сном  -  это  лучше ,  чем  все  твои  снотворные  снадобья .    …  Он  сел  и  осторожно  , совсем  тихо  , стал играть  часть  той  сонаты  Пёрселла  , которую так  любил  отец  Иаков  .  Каплями  золотого  света  падали  в  тишину  звуки  , падали  так  тихо  , что  сквозь  них  было слышно  пение  старого фонтана  , бившего  во  дворе  .  Мягко  и  строго , скупо     и  сладсотно  встречались  и  скрещивались  голоса  этой прелестной  музыки  , храбро  , весело  и  самозабвенно  шествуя  сквозь  пустоту  времени  и бренности  , делая   комнату                и  этот ночной  час   на  малый  срок  своего  звучанья  широкими  и  большими  , как  мир  ,  и  когда  Йозеф  Кнехт   прощался                со своим  гостем   ,  у  того  было  изменившееся  ,  просветлённое  лицо  и  на  глазах  слёзы  . « 


Рецензии