Тпрр-81. змея источник звука ш

          ТПРР-81. Первослово Ш. Происхождение, Исходные значения.

     С первых публикаций я предложил рассматривать одно из самых ранних значений первослова Ш , как «участок тела, покрытый волосами». К этой мысли меня привели изменения в словах ЮНеЦ – Юно-Ша, ДеВоЧКа – ДеВу-Ш-Ка, отразившие подростковые изменения организма человеческих детёнышей в пору полового созревания. Насколько моё определение всеохватно, нет ли исключений, об этом и хочу рассказать. Самое интересное, что ответы известны, - они в наших русских словах сегодня, поэтому метод решения таких задач можно смело назвать как подгонка под известный ответ. Допустимы разные подходы - итерации, если они приближают к истине.

     Расскажу ужасное. Делая что-то в сарае, неожиданно чуть не наступил на гадюку, выскочил за лопатой. Вернулся, а её уже нет. Состояние испуга стало проходить и, вдруг, в память вернулся, видимо, не воспринятый должным образом звук : «Ш- ш-ш…». Господи, так ведь она меня предупреждала: «Глупый, если наступишь, мне придётся тебя убить»! Слово «глупый» всплыло случайно, подумал заменить, так ведь это  её называют мудрой, не меня. Всё правильно!

     История с одним из вероятных источников для звукоподражания, а стало быть и введения в лексикон древних, скудный по тому времени, подходит к нашей теме. У древнего РуСа таких опасных контактов, думаю, было значительно больше. Другие исследователи путей заимствования звука Ш в качестве источника предлагают принять ШуМ моря, для большей убедительности приводят фотографию девушки с морской раковиной возле уха и на берегу моря. Говорят о белом шуме, который можно услышать в морской раковине и т.д. Интересно, как объяснить для этого варианта, например, слово Шапка? Шум  моря и Средне-русская возвышенность, тоже вопрос.
     Остальные варианты освоения звука Ш исходят из анализа текстовых источников, их мы не можем принять – речь возникла до письма.

     Предварительно. Моя версия: звук Ш произошёл из называния опасности, исходящей от змеи. Заметивший её сородич первословом Ш сообщал:  «Ползёт»! = Ш! Змеи относятся к так называемым пресмыкающимся. Первое, что мы можем сказать о них это: «Рождённый ползать, летать не может», хотя ПРеСМыКаТьСя это не совсем ползать, скорее, перенося смысл слова на человека, это низко кланяться, буквально, доставать головой до ног.  Фигура змеи, кусающей себя за хвост, всем наглядное подтверждение. Приставка ПРе указывает на чрезмерность исполнения действия основного глагола, например, Пре-любодействовать, это любодействовать, но сверх того.

     Мы проходили ранее этимологию слова МаЛыШ. Повторим. Ма = Р.п.(М), где М есть половозрелый парень, понимаем, что Ма-лышу до этого состояния ещё далеко; второе первослово Лы = Р.п.(Ла), опять род. падеж, опять чего-то, кого-то нет. Теперь нет няньки, роль которой исполняет девочка или девушка, обычно младшая сестра отца МаЛыШа. Так вот,  Лы нет, а  МаЛыШ что-то делает в её отсутствие, что? Ползёт! Он научился ползать! Почему я это смею утверждать? А об этом мне говорит первослово Ш!  ПоЛЗёТ, смотрите! Там ползёт и здесь ползёт! Убедил, думаю, но вот и следующий шаг в наших рассуждениях: у МаЛыШа к моменту, когда он начинает ползать полностью формируется волосяной покров на голове. Вот вам и «участок тела, покрытый волосами». Так звук Ш вторым ШаГоМ нашего доказывания ассоциировали с оволосением на теле человека: юноШа, девуШка, подмыШки - вторичное, пубертатное 
, а затем и не только человека – Шерсть, Шкура.

     Ещё одна версия, тоже относящая к змее, как источнику для порождения первосмысла усвоенного человеком звука Ш. Все знают, как выглядят ядовитые зубы змеи, испытать их укус, значит, покинуть этот мир, но представить их пронзающее действие, наверное, можно, тем более, что заросли всевозможных колючек тому в помощь. Главной колючкой, интересной нам, конечно, будет ШиПоВНиК – его колючка,  как никакая другая, похожа на зуб змеи. В плане этимологии можно сказать, что «волОс» никаких здесь нет, но отсыл к змее есть. Здесь даже омонимы проявились: ШиП, как звук и ШиП, как зуб-колючка.  Поэтому колючку назвали ШиП, всё растение – ШиПоВНиК. Запомним и этот, второй путь, по которому звук Ш, вошёл в язык РуСов.

     Пришло время разобраться со словом ШаГ, сообщающем нам о  передвижении нового человечка своими ногами, на это указывает первослово Ша, которое есть Род. падеж от Ш. Ша образовалось в противовес первослову Ш, означающему просто ползание. Первослова Ш и Ша особо выглядят в отношении категории рода, дело в том, что явно сказать про признаки мужские или женские для них нельзя: мальчики и девочки ШаГают одинаково. Но склоняться эти первослова будут по-разному: муж.род Ша, Шу, Ша, ШоМ, Ше; жен. род Ши, Ше, Шу, ШеЙ, Ше.
 Первослово женск.рода Ша (оно же Р.п.(Ш) означает: 1 – движение на  ногах, коль отрицается ПоЛЗаНиЕ, 2 – отсутствие оволосения. Ша - пример одного из первых глаголов в нашем первоязыке и это не единственный пример. Такие же черты несут и первослова К, Ка; З, За. Они, можно сказать, в большей мере, чем другие нагружены значениями, называющими действия – т.е. они первые глаголы.

  А как объяснить законченность, единичность такого движения? Мы же не можем знать, что будет дальше? Какую роль в слове ШаГ играет первослово Г? Знаем, что первослова Г и Га, означают  исходящие от человека потоки (примеры только для мужчин): звуковые ГРоМ, ГРоЗа, тепловые – ГРеНиЕ, жидкостные – ГреХ, ГРуЗ, ГРуЗДь. РеБёНоК слово мужского рода, если говорить о слове ШаГ, то оно означает процесс передвижения маленького человека своими ногами, в отличие  от начального способа передвижения – ползания. В целом слово ШаГ объясняю так. В паре ИТоЖу – ИТоГ видим роль первослова Г , это завершение действия. Главнейшее и первейшее действие для мужчин всех времён это извержение семени, поэтому я и определяю значение первослова Г, как завершение, останов.  Отрицание для первослова Г будет Га, образовано было как сигнал к продолжению движения, а тут в подтверждение огромная семья глаголов, оканчивающихся на  -ГаТь: прыГаТь, ШаГаТь, сиГаТь и т.д. Наконец-то разрешилась загадка с этим вспомогательным глаголом ГаТь. Тонкость логики здесь заключается в том, что Род. падеж, отвечая на вопрос «нет кого», отрицает присутствие этого «кого», поэтому и произносили древние следом за первословами муж.рода первослово А, означавшее "не вижу тебя". Однако, когда этим падежом отрицается понятие (мы говорим о Движении МаЛыШа), то такое отрицание будет чисто логическим. ИТоЖиЛ, значит двигался, ИТо-Г, значит, остановился. В греческих словах такое же первослово А также логически отрицает, но ставится перед словом, мы это давно знаем: гностик - Агностик, теист - Атеист. Ещё об одном значении нашего А, поставленного за первословом, узнали сегодня, прочитав эту предновогоднюю публикацию. Итак, первословом А, порождающим Род. падеж, рус.язык показывает  отсутствие предметов или логически отрицает значение понятий: Г – стоим, Га – движемся. Какая же разница, там отрицает и здесь отрицает? Разница в том, что там отрицается присутствие самого субъекта, а здесь субъект на месте, отрицается какое-либо из его качеств. Многозначность первослова Г, выявленная на сегодня осознаётся нами как недостаток выразительных возможностей языка, также, думаю, это осознавалось и предками. Этими же недостатками грешим и мы сегодня, в том числе и я.  Выход один - совершенствоваться, это и показывает нам вся история языка.

     Как так получилось, что я много внимания уделил змее, не знаю, но телевизор подсказал: наступает год змеи. Поздравляю читателей с Новым годом, надеюсь, что мудрость в Новом году возобладает.
     P.S. В начале этого текста я упомянул слово ШуМ. Как же его толковать? Согласившись с тем, что Ша в слове ШаГ,  означает движение и не ползанием, а ногами, делаем вывод, что ШуМ это звуки, издаваемые приближающимся Молодцем. Звук ШаГоВ.


Рецензии
Т.е. вы своими изысканиями хотите подтвердить или поддержать патриарха Кирилла, который высказался о славянах, что до принятия христианства "славяне были дикими и необразованными, почти животными!", и человеческую речь освоили, подражая звукам Природы и животных. А это значит, что наши меньшие братья были более развиты, чем первобытные люди? Расскажу вам на эту тему анекдот: - "В школе учительница объясняет первоклашкам, что люди произошли от обезьян!" Маленькая девочка за первой партой на это говорит учительнице: - "Не знаю как вы, Марья Ивановна, а мы с мамой точно не от обезьян!"
Без уважения!

Николай Леухин   10.01.2025 15:10     Заявить о нарушении