Педагогика воплощения. Методические материалы

Педагогическая методика развития и воспитания детей
"Дом в книжном шкафу"

Педагогика воплощения
(на основе трудов К.С. Станиславского)


Педагогическая методика основана на воплощении и его возможностях в развитии личности ребёнка, его интеллектуальных и духовных качеств и их воплощение в деятельности. В материалах предлагаются возможности применения основ системы и авторских методик в педагогической практике.
Параллельно мной готовится несколько педагогических методик, включая и методику развития с научной и художественной литературой, наукой и искусством, и ещё одна методика развития детей с творчеством, названная мной "МАМА" и посвящённая памяти моей мамы, педагога и воспитателя...


    Вступительное слово

        «Только в тех случаях наука поможет искусству, когда они будут друг друга поддерживать и дополнять»
        (Станиславский К.С., «Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения»)

Встреча родных уму мыслей в жизненном пути пронизывает сердце как чувство настоящей любви, потому что в этих мыслях правда. Так восхитилась я многим знакомым мыслям Константина Сергеевича, к которым пришла совершенно в другой сфере. В то время я была аспирантом и изучала философию и педагогику, и тогда же параллельно продолжала заниматься творчеством и ведением проектов, посвящённых всестороннему развитию личности с наукой и искусством. И из исследователя и педагога я стала вновь учеником, и педагогика замечательного учителя, пусть и через книги, открылась во всей её широте для целой жизни. Это было изучение актёрского мастерства, знакомство с теорией воплощения К.С.Станиславского, а затем начало создания мной философии воплощения жизни человеческого духа и разума. Тогда же возникли мысли о разработке направления педагогики, но не актёрского мастерства, а развития детей на основе системы и теории воплощения в самом её широком смысле. И это и философия воплощения, и педагогика. Воплощённая мысль и развитие сознания и фантазии, чувство и познание, совершенствование движений, речи, и, наконец, работа над своей деятельностью и само воплощение целей – в теории есть всё необходимое для воплощения гармоничной духовной и интеллектуальной жизни личности не только ребёнка, но и взрослого, в любых сферах деятельности…

    Основы воплощение жизни разума и духа в педагогике

    Жизнь как творческая деятельность

        «Человеческая душа блестит самыми разнообразными и неожиданными красками и переливами»
        (Станиславский К.С., из писем и дневников)

Поскольку направлений развития личности ребёнка множество, как и различных дисциплин, то в данных материалах предлагается сам общий подход развития через воплощение. Для отдельных отраслей знания можно сгруппировать и упражнения, которые можно найти в трудах великого мэтра.

«На новых флажках мы прочли: «пение», «постановка голоса», «дикция», «законы речи», «темпоритм», «пластика», «танцы», «гимнастика», «фехтование», «акробатика»… - Ого, - сказали мы. – Всё это надо превзойти!» (Станиславский К.С., «Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения»)

А для того, чтобы педагогу и ребёнку постигать многие науки жизни, пока что постараемся постичь само воплощение…

Воплощение можно толковать шире и связать не только с творческой деятельностью, но и со всей жизнедеятельностью. Но и творчество присуще многим сферам, науке и искусству, и представляет собой созидательную деятельность, творение нового. И сама жизнь может стать творческой деятельностью. К.С. Станиславский пишет о том, что «система» творчества – в нас самих . Так оно и есть. Воля, мысли и чувства – о них писал мэтр как о ключевых категориях. В жизни это разум и дух, интеллектуальные и духовные начала, подкреплённые волей, и само действие. В своих трудах я писала о том, что и сам разум – уже метод, не говоря о том, что это сложнейшая информационная система. И воплощение в самом широком его понимании позволяет воплотить результаты работы разума и духа. Это не только родственные мысли, но те же мысли, в которых заключается отысканная правда, и это общие законы развития для разных сфер деятельности, в чём угадывается системный характер устройства мира в целом. Огромный потенциал системы Константина Сергеевича и теории воплощения может быть раскрыт в других сферах деятельности, так как сама идея понятия воплощения имеет древнюю как мир физическую природу. А для развития личности в системе есть всё необходимое – и даже в самой педагогике трудно найти более кропотливую работу в каждом мгновении развития личности.
Всё развитие природно. И великий мэтр чувствовал это творчество настоящей, врождённой природы, отмечал и существование общих законов развития, и то, что природу-творца нельзя подменять – можно нащупать и осветить те пути, которыми наша природа идёт, и способствовать ей. С чего начинается развитие человека – с познания, работы сознания и воображения. А всем высоким процессам предшествуют ощущение и восприятие окружающего мира. Сознание и воображение тесно связаны, а их детища могут быть воплощены в действительности, а для этого необходимо быть внимательным к развитию духовной, интеллектуальной и деятельностной сфере.
«С воображением нужно обращаться, как с ребёнком », - можно узнать из писем и дневников Константина Сергеевича. И у самих детей воображение тесно соединено с мышлением и познанием в ранние годы. Вся деятельность и взрослых, и детей – это и действия в реальной действительности, и мышление и воображение в самой природной виртуальной реальности – сознании. И этот внутренний мир может стать внешним, а может остаться только внутренним. Почувствовать красоту внутреннего мира ребёнка и дать её раскрыться, воплотиться в жизни – одна из задач педагога. Есть мыслители, есть люди действия – и это необходимо учитывать в воплощении жизненного пути.
В познании воплощение позволяет наиболее полно знакомиться с предметами и явлениями, проникая в них разумом. Представьте, как с познанием ребёнок проникается, к примеру, жизнью различных видов живых существ, течением бегущей реки, устройством целой солнечной системы. Вместе с получаемыми теоретическими знаниями чувствование позволяет постичь познаваемое в целом. Также и с изучением различных предметов и сфер знания. Например, работа искусственных нейронных сетей и погружение в это знание через сравнение с устройством нашего разума. Или изучение иностранных языков, когда с детства для ребёнка они становятся «своими», естественными, так как с данными языками человек рос. Во взрослом возрасте также стоит обратиться к данному приёму мышления на иностранном языке как на своём родном, когда ещё неизвестны правила, но обучение происходит природно, поэтому столь эффективны методики изучения языков на основе разговорной речи. Затем полученное содержание «форматируется» правилами того или иного языка. Иными словами, изначально постигается суть, а затем полученные знания легче упорядочить, так как они сживаются с изучающим иностранный язык как родной.
Вернёмся к истокам понятия воплощения и рассмотрим, какие вехи в развитии личности ребёнка можно отметить. Понятие воплощения может применяться в целом к жизни, реализации всех способностей. Может быть воплощение в одной из специальностей, профессий и сфер деятельности. Могут воплощаться мысли и идеи, проекты. Само развитие в каждом моменте времени – уже определённое воплощение нас самих, утверждаемое в действительности. А в раннем детском возрасте устремления ребёнка к воплощению безграничны, начиная от воображения и игры, до воплощения в имеющей цель деятельности. Поэтому в зависимости от широты понятия, можно рассматривать воплощение личности, мыслей, жизненных целей в деятельности, и ставить соответствующие задачи и разрабатывать соответствующие же их решению пути воплощения.

    Работа над собой и своей деятельностью

        «Глубоко почувствовал, то есть познал»
        (Станиславский К.С., «Моя жизнь в искусстве»)

Вне зависимости от цели, воплощение ли это жизненного пути, или воплощение отдельной задумки, в развитии личности ребёнка воплощение становится способом достижения определённого этапа или результата данного развития. В достижении жизненной цели воплощение совпадает с ней и становится совершенным результатом. Но до этого в жизненном пути ребёнка ещё множество этапов, и для них также действенным являются свои частные воплощения.
Раннее обучение у детей начинается и с подражания, и с выражения индивидуальности. Здесь работает правило К.С.Станиславского о настоящем чувстве, о прочувствовании, а не механическом повторении. «Нужно, прежде чем творить, войти в ту духовную атмосферу, в которой только и возможно творческое таинство». И для педагога и ребёнка это некая единая волна, и духовный контакт. А для детей это также достижение степени именно понимания того, что они делают, что изучают, и зачем это нужно. И не только на актёрском языке «понять – это значит почувствовать», но и для всей познавательной деятельности . Знать – чувствовать – понимать. Так, обратите внимание на общее действие правила в любой деятельности. Три направления искусства Константина Сергеевича – искусство переживания, работы над собой и над ролью  – могут быть представлены в жизненном процессе познания, обучения и деятельности как то же прочувствование и постижение познаваемого, собственное совершенствование и труд, творческая деятельность.
У ребёнка может быть априорная любовь к определённой сфере знания и деятельности, а может и отсутствовать, и тогда то самое прочувствование становится механическим, принуждённым, чего не должно быть. Здесь может помочь понимание полезности и необходимости того или иного знания. Другой фактор – это таланты и способности, необходимые для познания изучаемой сферы и деятельности в ней, и они могут быть найдены и развиты или отсутствовать, а могут быть раскрыты другие дарования личности ребёнка.
В отношении таланта в записях Константина Сергеевича можно найти изучение таланта с помощью чувства – угадать природу, свойства и стремления – и с помощью мысли – оценить природу, свойства и стремления . И здесь встречает педагогический талант с отысканием и раскрытием таланта ребёнка. Дать прорасти сокрытому дару-зерну – это тоже талант. Когда ребёнок научится понимать и знать свои способности, и к этому знанию будут прилагаться возможности и условия развития, он может наряду с педагогом работать над своим талантом самостоятельно, так усиливая совершенствование проводимых с ним занятий и обучения. В данной работе важно не сломать талант, чего не сделает настоящий педагог, а дать этому таланту свободу и затем аккуратно направлять. Так, К.С. Станиславский также пишет о творческих порывах, которые непосредственны, и это природные условия – важно талант увлечь .
Ещё одним важным моментом в развитии ребёнка является его быстрый переход от одной задачи к другой, от одного интереса к другому. И это похоже на воплощение актёром сразу всего необъятного спектра цветов характеров, а педагог тогда должен превратиться в режиссёра, чтобы данную неуправляемую гипердеятельность ребёнка направить в русло сверхдеятельности. Цель, сосредоточенность на своей деятельности и развитии своих способностей, «работа над собой и работа над ролью», открывают путь к заполнению содержания всей жизнедеятельности. Многое созвучно с педагогикой Марии Монтессори, которая уделяла внимание гармонизации деятельности ребёнка через сосредоточение на своём деле и решении, то есть, работа над собой и своей деятельностью.
Одна из заповедей Константина Сергеевича – «знай, что ты хочешь» . Это глобальный вопрос, к чему стремится человек в жизни, а могут быть и менее требовательные запросы. Но для ребёнка важно знать, что он хочет делать, чем хочет заниматься. Знание цели упорядочивает не только деятельность, но и жизненный уклад.
В знакомстве с различными серами деятельности, профессиями воплощение подходит наиболее всего. Для познания своих способностей, расширения круга интересов и знаний, воплощение в определённой профессии даёт возможность ребёнку в увлекательной и познавательной форме прочувствовать и понять многие сферы деятельности на практике вместо абстрактного представления или теоретических знаний, которые могут не совпасть в жизненном пути. Многообразие «ролей» с таким широким подходом значительно отличается от предлагаемых образовательными учреждениями практик и специальностей. Вместе со свободой выбора данное многообразие позволит получить больше знаний и точнее определиться с собственными целями.

    Воплощённая мысль: работа с сознанием и воображением

        Нужно научиться «заполнять пространство»
        (Станиславский К.С., из писем и дневников)

Казалось бы, нет ничего проще – вся мысль в вашем сознании в своей целостности и ясности, и осталось только её воплотить… А на практике выясняется, что то недостаёт нужных слов, а то и самих возможностей для воплощения мысли во всей её полноте. В творческой деятельности детей это одно из самых сложных – видение полного совпадения или абсолютной разности в конечном результате в сравнении с изначальной мыслью, задумкой, идеей.
Возьмём, например, детские рисунки. В сознании ребёнка во всей красоте идеала представляется задуманный рисунок. Но рука ещё не поставлена, как нужно, не все техники рисунка изучены, и получается то, что получается. Особенность нашего сознания в том, что в создаваемом нами мы видим свою именно изначальную идею и не всегда видим ту разницу с конечным результатом. Но если взрослый человек, психологически зрелая личность, может всё же увидеть эту разницу и работать над тем, чтобы мысль совпала с её материальным воплощением, то в отношении деятельности ребёнка нужно быть очень деликатным. Педагогу нужно мягко направлять мысль и действия ребёнка в воплощению задуманного.
Поэтому необходимо упражнять сознание и мышление вместе с действиями по воплощению мысли. Вернёмся к тому же примеру с рисунком. Мастера своего дела зачастую забывают, что сами были детьми, и что у начинающего не всё получается сразу. Но только не педагоги. «Я не волшебник, я только учусь». И настоящий педагог не станет критиком. Он выяснит, что ребёнок задумал, и постарается подсказать и предложить материалы, техники и способы создания того же рисунка с учётом знаний и навыков ребёнка на тот момент и с тем, что в момент создания этого рисунка с улучшенной техникой одновременно улучшатся и умения ребёнка. Простой пример, когда выполнение художественного рисунка требует специального длительного обучения, но ребёнку так хочется создать картину, и педагог может предложить создание рисунка с помощью того же планшета или программы, в которой есть все наборы инструментов, а затем продолжить оттачивать мастерство и изучение художественного рисунка.
Другая ситуация возникает, когда возможностей и средств для воплощения мысли не хватает. Это не значит, что воплощение задуманного невероятно – можно отыскать подходящие способы и средства. И, конечно же, один самых верных и древних способов – это изложение мысли словами. Идею следуют зафиксировать, записать, и в дальнейшем работать над отысканием или созданием средств для воплощения идеи, а также усовершенствовать саму изначальную мысль. Это правило подходит всем, а у детей также развивает мышление, фантазию, память, упорядочивает деятельность, развивает навыки планировании и систематизации, и отличную привычку к порядку в мыслях и их сохранению для дальнейшей деятельности.
Сколько смысла и перспектив в развитии мышления и деятельности в работе над выработкой темпоритма, важность которого отмечает Константин Сергеевич, если взглянуть на это понятие шире. Задумайтесь о том, что по своей глобальной сути это также синхронизация с процессами окружающей действительности, а это важно в жизненном пути и всей жизнедеятельности. Темп развития общества, тех же технологий – и необходимо выработать свой жизненный темпоритм, синхронизированный с общей жизнью.
Если перенести понятие на развитие мышления, то темпоритм можно применить и в организации мыслительной деятельности, развитии быстроты мышления – а оно у каждого человека разное.
Теперь представьте, что само мышление можно гармонизировать определённым темпоритмом. Музыка – идеальный пример гармоничной деятельности. Существуют специальные методики освоения материала с музыкальным сопровождением. Но попытайтесь представить именно темпоритм мысли. Гармония находится в природе и в других источниках. Гармония слова, самой цели, определённой цели или контекста. Например, тематические занятия с детьми. Исследование окружающего мира – и превращение занятия в приключение, путешествие, экскурсию. Секрет кроется в том, что одновременно через себя пропускаются и знания, и чувства, и действия. И так усвоение того же учебного материала с помощью гармонии изучаемой темы и одновременного действия в действительности является эффективным, как и применение теории на практике в практических и лабораторных занятиях. Это своеобразный тон мышления, который задаётся и упорядочивает мысли.
Разделение труда и смена деятельности также один из традиционных способов упорядочивания деятельности. Например, у ребёнка сразу не получается решить задачу – предложите ему вернуться с новыми силами к решению позже, но это время посвятите другой важной задаче, и зачастую решение задачи находится в краткие сроки, нежели отступное решение, которое не сразу даётся найти.

    Упражнения

Из «Этики» К.С. Станиславского можно проследить, каким образом эту самую линию жизни сделать непрерывной и длить ее с помощью методов для развития духа, разума и тела – энергии, информации и материи – тех самых первокатегорий в их философском и физическом понимании устройства мира. Из упражнений и этюдов в «Этике»  можно почерпнуть несколько направлений развития, которые необходимо применять в комплексе для полноты совершенствования – в устремлении к совершенству. Например, в гуманистической «Реджио» педагогике есть многое для развития детей, что применяется в искусстве для актёрского мастерства – а в целом – для жизни человека: предложение к занятию должно быть эстетичным, сочетается музыка и движение с интеллектуальными упражнениями и сенсорикой. Фактически, этюды Константина Сергеевича подходят для разработки педагогической методики развития детей. Например, это память физических действий, или упражнения на внимание, в которые мэтр включил зрение, слух, осязание, обоняние. К примеру, этюды на отношение к предметам  помогут ребенку осознавать ответственность по отношению к своим и чужим вещам, предметам, вверенным или доверенным ему.
Жизнь разума и духа – «действовать оправданно изнутри». И в «Этике» есть соответствующие этюды на оправдание того или иного движения. Двигаясь далее, это оправдание самих действий, ясность выражения мыслей в словах, и, наконец, оправдание цели деятельности. Смысл, который необходимо понимать, ощущать, создавать, чувствовать – всё это есть в упражнениях и этюдах К.С. Станиславского.
Сконцентрированность на своём деле – одна из основ педагогики М.Монтессори. У Константина Сергеевича можно найти множество упражнений, требующих сосредоточенности. Но для начала ребёнку нужно понимание, что означает эта концентрация, зачем она нужна, а для этого необходимо познать внимание и прочувствовать его. Например, для детей подойдет концентрация на самом внимании – «молчание для двоих» . Ребёнок и родитель, ребёнок и педагог, дети между собой, могут тренировать концентрацию на внимании – к своим мыслям, к окружающему, к тому, что происходит. Внимание – только ступень к сосредоточенности на деятельности. И самое важное – постижение сути этой деятельности, зачем она необходима, и как взаимодействуют таланты и способности с ней – взаимообразно.
В педагогике адаптированная для детского развития система может способствовать всестороннему совершенствованию ребенка, в том числе, и с трудностями в развитии, например, упражнения на снятие мышечного зажима – этюды на освобождение мышц .
Для занятий спортом, гимнастикой, танцами необходимо знание Константина Сергеевича о пластике, а именно – о внутренней энергии в теле, её движении  - для направленного мыслью, чувством и силой воли её движения вовне. Представьте себе двигатель: он работает, ему не приходится думать, но эта способность заменяется вымеренной инженерами конструкцией и организацией, расчётом топлива и т.д. Другой пример – космические системы, но их элементы уравновешиваются взаимодействием. И с разумом и чувством организация действия энергии ещё больше гармонизируется. К примеру, занятия для детей «прыжки в длину»: разбег, собирание всей энергии, расчёт, толчок – и сам прыжок. Прочувствование всех составляющих во время тренировки – доведение до автоматизма быстроты мысли и действия во время того же соревнования. Всё должно быть уравновешено. Некоторые дети боятся старта, начинают бежать раньше или позже, и лишь уверенный в себе ребёнок начинает бег ровно по команде «марш!». Чувство своей энергии важно при расчёте сил в том же беге на длинные дистанции, в распределении дыхания, темпа.
Так в педагогике Марии Монтессори упоминается выработка гармоничных движений: в раннем возрасте достаточно сложно достичь совершенной гармонии, а потому педагог советует предложить детям в увлекательной форме средства для выработки обдуманных гармоничных движений. И это и работа над собой, и оправданное действие, и увлечение таланта, о которых пишет мэтр. Так пересекаются знания различных сфер, а точнее – это одно знание, потому что оно является верным.
Работа над движением с самого рождения важна для детей, и не найти более внимательной проработки всей пластики тела, чем в актёрском искусстве. Словно подготовка олимпийского чемпиона или готовящегося к полёту космонавта, воспитание и развитие ребёнка с методикой на основе воплощения позволит достичь раннего совершенства и уделить внимание каждой детали.
Слово, речь, на которой мы мыслим и говорим, - тесная связь с мышлением и действием. И изначально верное познание детьми слова, языка – одна из целей педагогики. В одном из упражнений, которому обучился Константин Сергеевич у своих учителей жизни, можно найти самый мощный пример воплощения – воплощение в слове. И для развития речи детей это упражнение может помочь преодолеть многие трудности в изучении и родного, и иностранных языков. Это чувство слова. Вновь прочувствование позволяет постичь смысл слова и его действие. Начиная с самых букв и слогов, буквально становления этими звуками, ребёнок движется к чувству самого слова. И логопедические занятия для ребёнка станут понятнее, а с пониманием и укореняется знание и умение. В занятиях словом и речью это и изучение физики звука, и музыки речи, художественной силы слова, а также его информатики, смысла, того содержания, которое несёт в себе слово.

Ксения Мира

Материалы по возможности будут дополняться

    Литература

    Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения: Дневник ученика / Константин Станиславский. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 416 с. - (Азбука-классика. Non-Fiction)
    Станиславский К.С. Искусство представления: Классические этюды актерского тренинга. СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 192 с.
    Станиславский, Константин Сергеевич. Письма и дневники / К.С. Станиславский. – Москва: Издательство АСТ, 2020 – 512 с.
    Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - (Азбука-классика. Non-Fiction) – 576 с. С. 409.
    Станиславский, Константин Сергеевич. Процесс творческого воплощения. Этика / Константин Станиславский. – Москва: Эксмо, 2018. – 384 с. С. 330 – 342.
    Мария Монтессори. "Мой Метод"


Рецензии