Пушкин. Апокалипсис анти народности

или Пушкин анти-народный сам большой
или Пушкин - откровенно откровенный в ненависти

Пушкин (АС), сломленный командировкой «на юга», пообщавшись вдоволь с рядовыми членами и лидерами тайных обществ, отбросил ярлык с питерским титулом Певец Свободы и освободился  от либерального бреда мыслей по его признанию в письме А.И Тургеневу от 1 декабря 1823:
К стати о стихах: вы желали видеть оду на смерть Н.[аполеона]. Она не хороша, вот вам самые сносные строфы:
Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир,
***
Хвала! ты русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал…

Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года — впроччем это   мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басни умеренного демократа И.[исуса] Х.[риста] (Изыде сеятель сеяти семена своя):

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…..
Паситесь, мирные народы!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

В это период слома мировоззрения (а может впервые  его настоящей установки?)  Пушкин пишет Демона и Гавриилиаду,  держа в уме своё юношеское Безверие: Ум ищет божества, а Сердце не находит

Затем, сиднем сидючи в ИТУ родительском  в глуши Михайловской губы Псковщины,  в письме к  князю-поэту  П.А. Вяземскому (которому Пушкин написал писем всего  чуть меньше, чем женке своей непутевой) от 27 мая 1825-го Русь вся и вовсе проклята:

«Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.
Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь.
Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.
В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.»

Затем за пару недель до казни пятерки декабристов июле 1826-го Пушкин написал новому царю письмо о готовности служить ему верой и правдой  с приложением расписки о верноподданичестве ,т.е ввыа полнил полный  оммаж вассала феодалу

Это был финал начатого в 1821-ом мировоззренческого коловращения
Потом после царского разрешения вернуться в столицы дело дошло и до самого глубинного народа:
Завещание №1. — стихо-творение ЧЕРНЬ или Поэт и Толпа = Поэт ты вне толпы и черни народа
от 1828 г – стихотворение «Чернь», более известное после редакции сочинений Пушкина А.С. 1836 г как «ПОЭТ И ТОЛПА»   Procul este, profani. *  Прочь. Профаны:
«Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей? Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?»
Поэт. Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы всё — на вес Кумир ты ценишь Бельведерский, Ты пользы, пользы в нем не зришь, Но мрамор сей ведь бог!.. так что же? Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нем себе варишь.
Чернь. Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.
Поэт. Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело: Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры;— Довольно с вас, рабов безумных! Во градах ваших с улиц шумных Сметают сор,— полезный труд!— Но, позабыв свое служенье, Алтарь и жертвоприношенье, Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.»
Напечатано под названием «Чернь» в «Московском вестнике», 1829 г., ч. I. Настоящее название стихотворению дано Пушкиным в 1836 г. при подготовке нового издания стихотворений, не вышедшего в свет. Эпиграф — восклицание жреца из 6-й песни «Энеиды» Вергилия.
В это же время его коллега и конфидент князь П.А. Вяземский написал своего Русского Бога.
Нужно ль вам истолкованье, Что такое русский бог? Вот его вам начертанье, Сколько я заметить мог. Бог метелей, бог ухабов, Бог мучительных дорог, Станций - тараканьих штабов, Вот он, вот он, русский бог. Бог голодных, бог холодных, Нищих вдоль и поперек, Бог имений недоходных, Вот он, вот он, русский бог. Бог грудей и ... отвислых, Бог лаптей и пухлых ног, Горьких лиц и сливок кислых, Вот он, вот он, русский бог. Бог наливок, бог рассолов, Душ, представленных в залог, Бригадирш обоих полов, Вот он, вот он, русский бог. Бог всех с анненской на шеях, Бог дворовых без сапог, Бог в санях при двух лакеях, Вот он, вот он, русский бог. К глупым полон благодати, К умным беспощадно строг, Бог всего, что есть некстати, Вот он, вот он, русский бог. Бог всего, что из границы, Не к лицу, не под итог, Бог по ужине горчицы, Вот он, вот он, русский бог. Бог бродяжных иноземцев, К нам зашедших за порог, Бог в особенности немцев, Вот он, вот он, русский бог.
1828
(см. П.Вяземский. Стихотворения. Москва: Советская Россия, 1978)
Через два года Поэт  высокомерно обращается к коллегам по цеху на склонах Русского двугорбого Парнаса:
Завещание №2 =  Не дорожи любовию народной
1830 год - сонет «Поэту» - третий всего из трех созданных Пушкиным сонетов:

«Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плю;ет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник»

Датируется, согласно помете в автографе, 7 июля 1830 г. «Северные цветы на 1831год», СПб., 1830, с.3 отдела «Поэзия» В ПСС по: «Стихотворения А. Пушкина». Часть третья. — 1832. — С. 56—57., в отделе стихотворений 1830 г.

Иногда Пушкину было жалко народца … Из десятой главы романа Евгений Онегин:
V
И чем жирнее, тем тяжеле.
О русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле…
Андрей Чернов  = опыт реконструкции формы
http://chernov-trezin.narod.ru/Onegin.htm
V
 
И чем жирнее, тем тяжеле.
О русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле
И впрямь свободен без свобод?
Предполагаемый полный текст десятой главы "Евгения Онегина" у Сунцова:
VI
И чем жирнее, тем тяжеле...
О, русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле
Так долго носишь гнет господ?
Независимо от толкований и реконструкций с манией со-авторства  Пушкин оставил неприкосновенным главное:

= есть русский царь  … часто плешивый и архаичный крепостник, душегуб и самовластец

= и есть «русский глупый наш народ» = свободный без свобод
***
И в суицидальный (по И. Сурат) 1835-й перед решением Уйти искать смерти Пушкин обращается с прощанием ко всему роду людскому:
 «Полководец»
О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Финал – в Памятнике нерукотворном от лета 1836-го:
 Веленью Божiю, о муза, будь послушна:
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету прiемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

***

И в Памятнике перед уходом в вечность с помощью нанятого стрелка и жиголо Пушкин обратился к .... народу
 А кому он еще нужен?
 Какому иному народу, кроме этого и такого?


Рецензии