Раздел 5. Гуманитарное образование. Предисловие

Последний раздел моей педагогической философии - о гуманитарном образовании. Но  не об образовании в сфере гуманитарных дисциплин, а об общей образованности человека, невыражаемой количеством математических теорем, физических законов или прочитанных литературных произведений. В каком-то смысле и вся книга об общем образовании, но в предыдущих разделах ставился очень сильный акцент на методах и формах специальной подготовки. Основная же идея пятого раздела несколько иная. Если мы заложим в ученике общую культуру мышления и психологического восприятия, то остальное в каком-то смысле будет делом чистой техники, на что не будет необходимо слишком много времени и энергии. Это обстоятельство хорошо иллюстрирует математика. Если вы знаете последовательность формул для решения некоего типа задач, то вам нет необходимости заучивать их решения, так как это всегда можно воспроизвести. Если вам известен некий общий закон, то тем самым известны и всего его частные случаи, вопрос только в  умении перехода от общего к частному. 

По моему убеждению, есть некое  гуманитарное образование, которое является тем общим, по отношению к чему все остальное представляет собой частные случаи.  И тогда все специальное образование становится вопросом педагогической техники перехода от общего к частному.

Разумеется, это некоторый идеал и знание общего закона не отменяет необходимости изучать некоторое количество частных случаев, но общий закон задает канву, в которую частные случаи укладываются в виде объемлющей картины. Этим я хочу сказать, что гуманитарное образование есть база для любого специального. Поэтому есть смысл подумать о том, что следует называть гуманитарным образованием и как им необходимо заниматься.


Рецензии
Гуманитарное образование не принесёт материальной выгоды, увы. Если не использовать его мошенническим способом. Но глупо протестовать против того, чтобы человек знал что-то о литературе и искусстве. Или даже об истинной философии. Парадоксом жизни является то, что от великих цивилизаций остаётся потомкам то, что в обычной жизни считается более чем бессмысленным. Например, египетские пирамиды. Никто не знает на самом деле для чего было потрачено столько сил, времени и с какой целью. Попробуйте предложить создать нечто похожее теперь. Хоть и в 10 раз меньше. Не поймут не только наши, но даже китайцы.

Федор Родионов   24.12.2024 15:19     Заявить о нарушении