И от судеб защиты нет...
Некоторые владений в Зарайске находились в совместном пользовании семей Гончаровых и Пушкиных. В Зарайске жили родственники Пушкиных: в имении Сенницы жил Михаил Юрьевич Виельгорский, государственный деятель, музыкант, меценат, друг Пушкина, и после его смерти, опекун его детей;
в имении Коровино жила сестра Сергея Львовича Пушкина, Елизавету Львовна Сонцова, которую отец Александра Сергеевича Пушкина навещал.
В Зарайске в своё время поселилась и семья Гончаровых.
(Пушкин в Зарайске никогда не бывал).
Дедушка Афанасий Иванович Гончаров (1760-1832)
Годовалым ребенком, Наташу Гончарову привезли из Кариана в Зарайск показать дедушке. В три года дедушке поручили воспитание внучки. В шесть лет внучку забрала мать. И несколько лет общения поддерживались взаимной привязанностью.
Годовалого Сашу Пушкина тоже возили показать дедушке, Абраму Петровичу, в Псковскую губернию, в Суйду. В то время было обязательно показывать внуков дедам.
В Зарайском дальнем селе Ильицино у дедушки Афанасиия Николаевича дети любили проводить зимние праздники и гостевать всё лето. В остальное время шла оживлённая любезная переписка (1820-1828) внуков с дедом.
В промышленный кризис 1820-х годов дед вынужден был занимать немалые средства на затратный образ жизни, что ухудшало и без того непрочное материальное положение.
Эта непрочность духовного и социального положения из-за резкого материального послевоенного упадка касалась всего дворянства: именья недоходные - мужики голодные; молодёжь столичная - не всегда приличная.
Они сошлись...
Пушкин и Фёдор Толстой свели знакомство в Петербурге, за карточным столом, осенью 1819 года, на «чердаке» у приятеля Американца, драматурга князя А.А.Шаховского, жившего на Малой Морской. Пушкин понял, что противник «передергивает» и высказался по этому поводу. «Да я сам это знаю, — ответил Толстой, — но не люблю, чтобы мне это замечали».
Ссора между ними началась после того, как Пушкин в 1820 году за свои стихи впал в немилость и был сослан в Бессарабию. В это время Толстой — неизвестно, намеренно или нет — распространил в Москве слух, будто Пушкина перед отправлением в ссылку выпороли в охранном отделении. Узнав об этой ложной и вдобавок оскорбительной для чести сплетне, Пушкин поклялся вызвать обидчика на дуэль сразу же по возвращении из ссылки. Кроме того, поэт ответил Толстому эпиграммой:
В жизни мрачной и презренной
Был он долго погружен,
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он.
Но, исправясь понемногу,
Он загладил свой позор,
И теперь он — слава богу —
Только что картёжный вор.
и резкими стихами в послании «Чаадаеву»:
Или философа, который в прежни лета
Развратом изумил четыре части света,
Но, просветив себя, загладил свой позор:
Отвыкнул от вина и стал картёжный вор?
В ссылке Пушкин долгое время тщательно готовился к дуэли, регулярно упражняясь в стрельбе. 8 сентября 1826 года, почти сразу после возвращения в Москву, он велел передать Толстому вызов. Дуэли помешало тогда лишь случайное отсутствие Толстого в Москве.
Толстой, обычно мстительный, в этот раз был заинтересован в мнимом примирении: знал, что убийство Пушкина наверняка разорвёт его отношения со многими известными поэтами, дружбой которых он дорожил.
Пушкин не был против: в романе «Евгений Онегин» он отказывается от привычных портретов-карикатур, и даёт знать о своём дружеском отношении с Толстым:
Он был не глуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нём,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том о сём.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним…
Толстой выведен как прототип дуэлянта Зарецкого, секунданта Ленского:
В пяти верстах от Красногорья,
Деревни Ленского, живёт
И здравствует ещё доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картёжной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!
Мнимому примирению могло содействовать родство по отцу: Толстые и Пушкины происходили от двух дочерей Ивана Головина, и Пушкин мог видеть в этой связи влияние святого провидения: и в течение следующих лет Толстой и Пушкин общались по-приятельски. Так Толстой в 1828 году указал Пушкину, который получал отказы на сватовство, на возможную невесту, юную красавицу Натали Гончарову, которую он может видеть на балу Йогеля. В Москве в детские годы (до переезда в Петербург) Пушкина «водили на знаменитые детские балы танцмейстера Иогеля».
В декабре 1828 года Пушкин прибыл на бал и с первого взгляда пожелал жениться на Натали.
В 1829 году Пушкин поручил ему передать знакомой Толстого письмо. В письме Наталье Ивановне Гончаровой, он просил руки её 17-летней дочери Натальи. Отказ был болезненно воспринят - Пушкин сватался по рекомендации, всё-таки.
Натали
17 июня 1828 года дедушке Афанасию Николаевичу пишет внучка Наташа: «Любезный дединька! Я воспользоваюсь сим случаем, дабы осведомиться о Вашем здоровье и поблагодарить Вас за милость, которую Вы нам оказали, позволив нам провести лето в Ильицине. Я очень жалею, любезный дединька, что не имею щастия провести с вами несколько времени подобно Митиньке. Но в надежде скоро Вас увидеть, целую Ваши ручки и остаюсь навсегда Ваша покорная внучка Наталья Гончарова.
Ильицино сего ».
26 августа 1828 года в Спасской церкви в Ильицино, в День ангела (и одновременно День рождения), Таша Гончарова, правнучка Екатерины Андреевны Гончаровой, стояла с певчими на клиросе. Ангел прилетел, наверное...
В декабре 1828 года шестнадцатилетнюю Наташу не повезли в Ильицино, а повезли в Москву на детский бал Йогеля. Кологривовы, хозяева дома (ныне Тверской бульвар, д. 22) сдавали танцевальный зал Йогелю. Этот любезный и добродушный мастер танцев готовил детей, на балах без хозяев в непринуждённой атмосфере, ко взрослым балам, которые устраивали сами хозяева, но в основном, к царским балам.
"В 1830 году прибытие части высочайшего двора в Москву... сделало ее средоточием веселий и празднеств. Наталия Гончарова... участвовала во всех удовольствиях, которыми встретила древняя столица августейших своих посетителей, и, между прочим, в великолепных "живых картинах", данных московским генерал-губернатором Дмитрием Владимировичем Голицыным. "О красоте юной Гончаровой писали все: будущий московский почт-директор Александр Булгаков, описывая модные «живые картины», восхищается: «Маленькая Гончарова, в роли сестры Дидоны, была восхитительна». Ему вторит князь Вяземский: «А что за картина была в картинах Гончарова!»
После возвращения Пушкина в Москву из Арзрума, через "тверских барышень", Толстой возобновил сватовство, подбодрив Пушкина, что дело верное. Как А.С. не отговаривали друзья и гадалка, он попал под влияние Толстого и Гончаровой.
Пушкин развил у себя интуицию до сверхъестественного чутья ведением народной мудрости и наблюдательностью в своей жизни. Он умел улавливать непостижимое - связи между человеком и предметами и явлениями мира, его окружающего. Тем не менее он решился на женитьбу, которая по всем приметам должна была стать роковой.
Молва об успехах и красоте достигла Петербурга, где жил тогда Пушкин. И в 1830 году, 6 апреля, Александр Сергеич посватался второй раз, получил согласие, но с отсрочкой, так как Наташе не на что справить свадебное платье и на всё, что для свадьбы необходимо, денег нет. Конечно, это были пустые отговорки. Свидетельство тому -
жалобы Натальи Ивановны в день свадьбы, на то, что нет денег на карету, чтобы приехать на венчание. Так и выклянчила тысячу рублей к уже полученным одиннадцати.
Спустя месяц, 6 мая - Александр Сергеевич к Афанасию Николаевичу приехал сватать Натали в Полотняный завод: «Дедушка — свинья», — так он был раздражён дедом невесты. "Без приданого жениться не позволю. А если продашь медную статую, то и женись..." - так началась пушкинская "сантабарбара", закончившаяся смертью поэта. В своё время Афанасий Николаевич Гончаров потратился - оставил трехлетнюю Наташу у себя на воспитание, а невестка с семейством переехала в Москву. Бабушка получила отступные 200 000 рублей и тоже уехала в Москву. Сам дед, при расстроенном хозяйстве, выдавал своих наложниц замуж с приданным в 11 тысяч рублей. Натали, как принцесса, жила у деда три года, но денег на приданое дед не дал. Конечно "свинья"...
Пушкина сообщил родителям о сватовстве и просил у царя разрешения жениться.
Родителям он писал: «Состояние г-жи Гончаровой сильно расстроено и находится отчасти в зависимости от состояния ее свекра. Это является единственным препятствием моему счастью. У меня нет сил даже и помышлять от него отказаться. Мне гораздо легче надеяться на то, что вы придете мне на помощь. Заклинаю вас, напишите мне, что вы можете сделать...».
Отец решил отдать сыну 200 последних незаложенных душ из нижегородского своего имения, кои были проданы, и Пушкин дал Наталье Ивановне одиннадцать тысяч.
Дедушка Гончаров прожил дольше Пушкина, да умер раньше него, в Петербурге 10 сентября 1832 года; похоронен в имении Полотняный завод. По легенде, Потёмкин дал задание отцу Гончарова отлить статую Екатерины ll, чтобы поставить в новой столице присоединённого Крыма. Смерть Потёмкина после бала в Яссах похерила и все его проекты. Статую не выкупили, а с приходом Павла l на престол и вовсе закопали. Всё что сделал Пушкин для дедушки - оплатил доставку статуи в Петербург. Царская хитрость держала сделку под контролем, и когда Пушкина убили, через третьи лица статуя была продана купцам Екатеринославля (Днепропетровска, сейчас Днепра), купившим статую вскладчину, как городскую собственность.
"Каменный гость", трагедия, написанная во время холерного карантина, в сентябре/октябре 1830 года - свидетельство недобрых предчувствий Александра Сергеича.
"Медная бабушка", письма Пушкина царю, затем Бенкендорфу, кредиторам - Юрьеву и другим, письмо Н.Н. царю, уговоры сестры потанцевать с царём, да и уладить дело - вот
неполный перечень свидетельств мытарств из-за дедушкиного приданого, прозалежавшегося в земле. Но "нет правды на земле, но правды нет и выше", "и от судеб защиты нет" - и приходится это терпеть.
Убирают по-одному...
Известие о смерти друга пришло за месяц до свадьбы Александра («Никто так не воплощал творческое начало лицейского братства, как Антон»).
Пушкин предчувствует:
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.
С Антоном "умерла" возможность печататься в "Северных цветах" и "Литературной газете", и получать вовремя деньги. И надо укреплять отношения в Плетнёвым, учителем и другом жены Дельвига, который стал чужаться и затягивать издательские проекты.
"Вот первая смерть, мною оплаканная, – писал Пушкин тогда Плетневу. – Карамзин под конец был мне чужд, я глубоко сожалел о нем, как русский, но никто на свете не был мне ближе Дельвига. А какой умница был… Как литературу понимал! Мистической поэзии не любил, говаривал: «Чем ближе к небу, тем холоднее». Пушкин улыбнулся лукаво, вспомнив, как барон однажды звал Рылеева к девкам.
«Я женат», – отвечал Рылеев. «Так что же, – сказал на это Дельвиг, – разве ты не можешь отобедать в ресторации потому только, что у тебя дома есть кухня?»
24 февраля 1831 года он опять пишет другу и партнёру, Петру Плетневу:
"Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.
Вскоре,26 марта, Александр опять напоминает о себе Петру Александровичу Плетневу:
"В Москве оставаться я никак не намерен, причины тому тебе известны – и каждый день новые прибывают. После Святой отправлюсь в Петербург…"
Знаешь ли что? мне мочи нет хотелось бы к вам не доехать, а остановиться в Царском Селе. Мысль благословенная! Лето и осень таким образом провел бы я в уединении вдохновительном, вблизи столицы, в кругу милых воспоминаний…
… А дома, вероятно, ныне там нет дороги: гусаров нет, Двора нет – квартер пустых много. С тобою, душа моя, виделись бы всякую неделю, с Жуковским также – Петербург под боком, – жизнь дешевая, экипажа не нужно. Чего, кажется, лучше? Подумай об этом на досуге, да и перешли мне свое решение.
Не позднее 14 апреля Пушкин из Москвы снова пишет П.А.Плетневу в Петербург):
"Ради бога, найми мне фатерку – нас будет: мы двое, 3 или 4 человека да 3 бабы. Фатерка чем дешевле, тем, разумеется, лучше, но ведь 200 рублей лишних нас не разорят. Садика нам не будет нужно, ибо под боком будет у нас садище. А нужна кухня да сарай, вот и все. Ради Бога, скорее же! и тотчас давай нам и знать, что все-де готово и милости просим приезжать. А мы тебе как снег на голову (…).
Петр Плетнев замечал: «Странно, что приближение весны, сияние солнца всегда наводило на него тоску». А тут вдруг - в мае Пушкин весел.
Святая пасхальная неделя в 1831 году приходилась на 19–25 апреля, с переездом Пушкины несколько задержались, отправившись из Москвы только в середине мая… и пробыли на даче Китаевой в Царском селе до 20 ноября.
Следующим лицеистом после Дельвига, покинувшим этот мир, стал Пушкин. У многих первой реакцией был вздох облегчения - "наконец отомстили всем миром..."
Потом, конечно, стали делать себе имя и деньги на правдоподобных воспоминаниях, музейных экспозициях, продаже рукописей, личных вещей... Начинали с заучивания всех стихов Пушкина - и переписанных от руки, и напечатанных. Где сейчас эта светская привычка!
25.12.2024
___________
Иллюстрация: фото - ворота Зарайского кремля
Примечания:
- Зарайск, Зарайский уезд был образован в 1778 году в составе Рязанского наместничества (с 1796 года — Рязанской губернии).
В Зарайском уезде (с 1926 г. Подмосковье), Пушкины владели значительной земельной собственностью.
Зарайск расположен в 145 км к юго-востоку от Москвы, преимущественно на правом берегу реки Осётр (притоке Оки). Название города от древнерусского слова «зараз», означающего «обрыв берега реки». В реку Осётр впадают три речки, протекающие в глубоких оврагах Зарайска. Зарайск был форпостом близ южных границ Русского царства, подвергавшегося в течение всего XVI века набегам крымских татар.
Упоминание храма и иконы, давших впоследствии название городу, содержится под 1512 годом в «Мазуринском летописце» XVII века: «пришли крымския люди на резанские украины, и у чюдотворца Николы Зараского священницы взяша чюдотворцев Николин образ и принесоша на Коломну».
В 1528—1531 годах по приказу великого князя Василия Иоановича внутри Острога был построен каменный кремль с семью башнями; толщина стен крепости достигала трёх метров, высота — девяти. Крепость была мощным фортификационным сооружением; препятствием для неприятеля были и естественные рубежи — крутой берег реки Осётра у западных стен крепости и глубокий овраг реки Монастырки к югу от кремля.
Предположительно, в строительстве принимали участие приглашённые в конце XV века в Москву итальянские зодчие.
Город отличался преуспеванием в ремесле и коммерции. Но к XlX веку многое изменилось.
- Йогель Петр Андреевич (1768—16. I.1855) — московский танцмейстер, учитель танцев в Московском ун-те, устроитель балов.
Источники:
- Йогель: - А.Н.Гончаров:
Свидетельство о публикации №224122501164