Митрополит А. Сурожский Учитесь молиться
-----------
Митрополит А. Сурожский «Учитесь молиться», пер. с англ. Т.Л. «Майданович», М. «Медленные книги», 2020 г.
-----------
«Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Самосущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства. В молитве – святое упоение нашего духа. Но пути сего творчества сложны».
(«О молитве», архимандрит Софроний (Сахаров)
Есть вещи, о которых хочется не просто поговорить, но поговорить по душам. Однако не всегда это (по разным причинам) бывает возможно. В частности, о молитве. И тогда таким мудрым и терпеливым, внимательным к нам собеседником может стать книга, а вернее, автор, обративший к нам своё сердце и своё понимание этого вопроса. Именно одним из таких авторов является для меня митрополит Антоний Сурожский. Как известно, большинство текстов отец Антоний сам никогда не писал. Устные беседы, которые он проводил, были записаны и бережно собраны его многочисленными духовными чадами, благодаря которым и мы теперь можем вступить с ним в свой диалог.
Конечно, беседы о молитве и соответствующие наставления есть у многих святых отцов и подвижников. Но: «Как научиться молитве в условиях той жизни, которой мы живем, если мы о молитве не знаем ничего, не молились никогда в жизни или молились мало?...» - вопрошает за нас на страницах своей небольшой, но такой важной книги отец Антоний, прекрасно зная, с какими трудностями, препятствиями, вопросами встречается, вступив на путь своего духовного развития современный человек. «Я испытал это в разнообразных условиях в годы, когда занимался медицинской работой, пять лет в военных условиях, затем священником и т. д. – и получается!..» - поддерживает и подбадривает он, словно действительно знает нас, словно мы давно знакомы.
«Прежде всего, очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений … Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодно стучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: «Извини, я занят», или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни. Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствие Бога, потому что сами отсутствуем гораздо больше». Иными словами, это не Бог не приходит к нам, - говорит митрополит Антоний, - это мы… отсутствуем, обращая своё сердце на кого-то или что-то ещё, что считаем для себя более нужным в этот момент.
<…> «Второе важное обстоятельство – то, что встреча лицом к лицу с Богом – всегда суд для нас. Встретив Бога, будь то в молитве, в богомыслии или в созерцании, мы можем быть в этой встрече только либо оправданными, либо осужденными. Я не хочу сказать, что в этот момент над нами произносится приговор конечного осуждения или вечного спасения, но встреча с Богом – всегда критический момент, кризис. “Кризис” – греческое слово, и оно означает “суд”. Встреча с Богом лицом к лицу в молитве – критический момент, и слава Богу, что Он не всегда являет нам Себя, когда мы безответственно, беспечно добиваемся встречи с Ним, потому что такая встреча может оказаться нам не по силам…». Есть о чем подумать, неправда ли?..
А вот как, например, очень просто и доходчиво автор предваряет своё разъяснение вопроса о «зарождающейся молитве». В молитве – говорит отец Антоний – необходимо «обращаться…внутрь себя, а не наружу – но особым образом. …Это не путешествие в сущность моего собственного «я» /не самоанализ, не психоанализ, не психология/, это путь ЧЕРЕЗ, сквозь моё «я», чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся». Ибо молитва, - считает митрополит Антоний - это Встреча и Отношения двух личностей, наделенных свободой воли.
А что на пути к этой Встрече может помочь или помешать?
…Если вы невнимательны к словам, которые произносите, если ваше собственное сердце на них не отзывается или если ваша жизнь не устремлена в том же направлении, что и ваша молитва, она –говорит митрополит Антоний – не вознесется к Богу. Поэтому так важен выбор молитвы: она «не обязательно должна быть выдающимся произведением литургического искусства, но должна быть правдивой и не слабее того, что вы хотите выразить». Поэтому важно отыскать такие молитвы (часть таких молитв) заранее, знать, а лучше и заучить на память. «Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто – о грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно». Это ещё важно и нужно потому, что бывают состояния, когда человек просто не может обнаружить в своей душе, выражающих его состояние слов. Кстати, именно поэтому митрополит Антоний предостерегает от бездумного вычитывания молитв, написанных святыми: они были написаны ими в определенных обстоятельствах, определенном состоянии ума и сердца, с которым (читая их, как бы от себя) обычному человеку просто невозможно себя сопоставить. А, если он читает подряд несколько молитв разных святых?
Однако предостерегает он и от того, чтобы не впасть в противоположную крайность. «…если мы воображаем, что в течение всей жизни можно молиться собственными словами, то это детское заблуждение. «Свободная» молитва должна вырваться из нашей души, мы не можем просто открыть кран, чтобы она потекла».
«Свободная», «естественная» молитва, молитва своими словами возможна при двух обстоятельствах: или когда мы вдруг осознали присутствие Божие, и это сознание требует от нас отклика – молитвой, радостью, всеми формами ответа, на которые мы способны, будучи подлинно собой и предстоя перед Живым Богом; или это такое же осознание смертельной опасности, в которой мы находимся, – и тогда, приходя к Богу, мы внезапно кричим из глубины отчаяния и одиночества, и также из чувства, что нет надежды на спасение, если только Бог не спасет». В этих состояниях, поясняет отец Антоний, слова – их красота, уместность и т.п. – могут быть не так уж и важны. Если вы кричите от страха или боли, вряд ли вы успеваете подумать, какое слово следует выбрать. Тоже бывает и при ошеломительной радости: иногда у человека вообще нет слов, а вместо безудержного смеха катятся слезы, но это не значит, что душа его в этот момент не переполнена ощущением великой радости или счастья.
…Об этом и не только об этом рассказывает небольшая, но поистине великодушная к нашим слабостям, глубокая книга «Учитесь молиться».
Свидетельство о публикации №224122501198