Концепции развития дорог

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
20 декабря 2024 г. № 991
О Концепции развития системы платных
автомобильных дорог
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию развития системы платных автомобильных дорог (далее –
Концепция) (прилагается).
2. Республиканским органам государственного управления и иным организациям,
подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным
и распорядительным органам, другим организациям:
обеспечить реализацию Концепции;
учитывать положения Концепции при подготовке проектов актов законодательства,
регулирующих вопросы, определенные в Концепции.
3. Министерству транспорта и коммуникаций:
в месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции
на 2025 год;
обеспечить координацию работы по выполнению Концепции и плана мероприятий
по ее реализации.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального
опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь  Р.Головченко

КОНЦЕПЦИЯ
развития системы платных автомобильных дорог
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Концепция разработана в соответствии с основными положениями
Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2030 года, одобренной протоколом заседания Президиума Совета
Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10, для ее конкретизации
и детализации в части создания высокоскоростных автомобильных дорог первой
технической категории, развития интеллектуальных транспортных систем, а также
реализации приоритетных целей, задач комплексного развития экономики в период
до 2030 года.
При разработке настоящей Концепции учтены основные тенденции развития,
установленные в государственных программных документах на среднюю и долгосрочную
перспективы.

В положениях настоящей Концепции учитываются накопленный опыт эксплуатации
платных автомобильных дорог Республики Беларусь, а также современные тенденции
развития международных экономических связей Республики Беларусь, отношений,
связанных с осуществлением дорожной деятельности, обеспечением сохранности
автомобильных дорог, улучшением их технического уровня и эксплуатационного
состояния, пользованием автомобильными дорогами в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах. Учтены инициативы
по созданию городских (пригородных) систем регулирования транспортных потоков
на примере МКАД и г. Минска, а также обоснованная необходимость использования
данных из системы динамического взвешивания в режиме автоматической фиксации
нарушений правил пользования платными дорогами.
Целевыми ориентирами развития системы платных автомобильных дорог
в Республике Беларусь являются:
увеличение поступлений в республиканский дорожный фонд от платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам;
повышение качества автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного
движения;
рост эффективности использования возможностей взимания платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам;
снижение количества дефектов дорожного покрытия, улучшение эксплуатационного
состояния международных транспортных коридоров;
улучшение эксплуатационного состояния платных автомобильных дорог
посредством выравнивания допустимой нагрузки на ось транспортных средств, в первую
очередь на маршрутах экспортно-импортных транзитных перевозок;
обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик платных
автомобильных дорог требованиям технических нормативных правовых актов, а также
создание условий, позволяющих организовать безопасное дорожное движение
и обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств при условии соблюдения
водителями предусмотренного скоростного режима;
рассмотрение платных автомобильных дорог в качестве составной части экономики
республики, связанной с развитием дорожной деятельности, обеспечением сохранности автомобильных дорог, улучшением их технического уровня и эксплуатационного состояния.
ГЛАВА 2
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В Республике Беларусь с 2013 года функционирует система электронного сбора
платы в режиме свободного многополосного движения на дорогах или их отдельных
участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным сооружениям,
с повышенным скоростным и безопасным режимом движения транспортных средств,
высоким уровнем сервисного обслуживания (далее – «ЕТС-Система»).
На 1 октября 2024 г. общая протяженность участков платных дорог составила
1787 километров.

Целью введения платности на автомобильных дорогах Республики Беларусь
являлось привлечение транспортных средств, прежде всего не зарегистрированных
на территории Республики Беларусь, к участию в финансировании расходов
на содержание и ремонт автомобильных дорог, используемых для перевозки экспортноимпортных и транзитных товаров. Этим в том числе обусловлена топология платных
автомобильных дорог, во многом совпадающая с международными транспортными
коридорами.

На платных автомобильных дорогах обеспечено соответствие их транспортноэксплуатационных характеристик требованиям технических нормативных правовых
актов, а также созданы условия, позволяющие организовать безопасное дорожное
движение и обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств при условии
соблюдения водителями предусмотренного скоростного режима. Для платных
автомобильных дорог установлен максимальный норматив несущей способности
дорожных одежд 11,5 тонны на ось. Сезонные ограничения массы и нагрузок на оси
транспортных средств в отношении платных автомобильных дорог не применяются.
За 2015–2021 годы доля сбора платы за проезд транспортных средств по платным
автомобильным дорогам в наполнении республиканского дорожного фонда возросла
с 14,9 до 83,2 процента. После введения транспортного налога в 2022 году плата за проезд
стала второй по объему составляющей республиканского дорожного фонда.
Транспортный налог является эффективной формой участия владельцев
зарегистрированных в Республике Беларусь транспортных средств в расходах
на содержание и обслуживание автомобильных дорог, требующей минимальных затрат
на администрирование, но в отличие от платы за проезд по платным автомобильным
дорогам сумма подлежащего уплате транспортного налога не зависит от интенсивности
использования транспортного средства на дорогах.
В настоящее время в мире используются следующие основные технологии взимания
платы за проезд по платным автомобильным дорогам:
пункты сбора платы, оснащенные шлагбаумами;
безостановочный сбор платы (бортовые устройства, RFID-метки);
сбор платы на основании фото-, видеофиксации транспортного потока
по результатам автоматического распознавания регистрационных знаков;
сбор платы на основании технологий глобальных спутниковых систем
позиционирования.
На практике могут использоваться гибридные системы, сочетающие две и более
технологии в зависимости от решаемых задач и условий.
Конкурентными преимуществами созданной в Республике Беларусь «ЕТС-Системы»
являются:
реализация сочетания современных технологий взимания платы (технологий
специализированной микроволновой связи на коротких расстояниях и электронной
виньетки – в зависимости от класса транспортных средств, технология автоматического
распознавания регистрационных знаков – для целей контроля за соблюдением правил
пользования платными автомобильными дорогами), устойчивых к климатическим,
погодным условиям, уровню освещенности автомобильных дорог (по сравнению
со сбором платы на основании фото-, видеофиксации транспортного потока);
высокий уровень безопасности движения (по сравнению с пунктами сбора платы,
оснащенными шлагбаумами) при проезде объектов платности – без необходимости
снижения скорости, выбора определенной полосы движения, остановки транспортного
средства для внесения платы за проезд;
долговечность применяемых технологических решений и неограниченные
возможности для масштабирования на новые участки автомобильных дорог и для новых
категорий плательщиков;
существующая технология взимания платы максимально учитывает топологию
автомобильных дорог Республики Беларусь (наличие основных магистральных путей
с разветвленной сетью примыкающих дорог, наличие вблизи платных автомобильных
дорог населенных пунктов, промышленных и логистических центров);
возможность справедливой дифференциации собираемой за проезд платы
в зависимости от протяженности использованных платных сегментов, периода
пользования платными автомобильными дорогами, класса транспортного средства,
количества осей (этот параметр устанавливается водителем);
высокая эффективность автоматических процессов взимания платы и обнаружения
неплательщиков (выше 99 и 90 процентов соответственно);
высокая степень автономности применяемых в «ЕТС-Системе» технологических
решений, обеспечивающая защиту данных и отсутствие зависимости от иных систем
(таких как системы глобального спутникового позиционирования, функциональность
которых может быть ограничена или недоступна);
рых может быть ограничена или недоступна);
применимость данных, полученных из «ЕТС-Системы», для реализации иных
значимых целей, например, для получения объективных данных об интенсивности
использования автомобильных дорог, выявления и установления обстоятельств дорожно - транспортных происшествий, правонарушений, контроль организациями маршрутов
следования собственного автотранспорта.
К основным факторам и рискам, снижающим эффективность функционирования
системы платных автомобильных дорог, относятся:
снижение объемов автомобильных перевозок экспортно-импортных и транзитных
партий товаров по отдельным транспортным коридорам;
наличие ограничений пропускных способностей объектов транзитной транспортной
инфраструктуры (таможенной и транспортной инфраструктуры сопредельных
государств).
Необходимость развития системы платных автомобильных дорог обусловлена
интеграцией страны в общемировые товарные потоки, а также активизацией рынков
автомобильных перевозок в рамках Союзного государства, Евразийского экономического
союза, Содружества Независимых Государств и других межгосударственных образований.
Интеграция страны в общемировые товарные потоки определяет приоритеты
развития платных автомобильных дорог, направленные на повышение уровня развития
автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственное проследование товарно-транспортных потоков через территорию страны, и сопряжение с автодорожными
системами других стран (их экономических объединений).
Активизация рынков автомобильных перевозок определяет приоритеты развития
системы платных автомобильных дорог, направленные на повышение доходности
республиканского дорожного фонда и привлечение товарно-транспортных потоков
к проследованию через территорию страны.
ГЛАВА 3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
Целью настоящей Концепции является определение перспективных направлений
развития системы платных автомобильных дорог в Республике Беларусь,
обеспечивающих ее привлекательность для субъектов экономической деятельности,
а также способствующих устойчивому экономическому развитию страны
и удовлетворению потребностей пользователей автомобильных дорог.
Настоящая Концепция направлена на решение следующих задач:
установление перспективных направлений развития системы платных
автомобильных дорог путем создания благоприятных условий для увеличения их
протяженности;
собствующих качественному приросту эффективности использования возможностей
взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам;
улучшение эксплуатационного состояния платных автомобильных дорог, а также
уровня обеспечения безопасности дорожного движения на них;
совершенствование работы по профилактике нарушений порядка пользования
платными автомобильными дорогами и повышению правового сознания пользователей
платных автомобильных дорог;
формирование мероприятий по реализации настоящей Концепции.
ГЛАВА 4
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЛАТНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Исходя из положений Национальной стратегии устойчивого социальноэкономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года экономика
республики должна активно интегрироваться в мировую экономику, наращивая объемы
экспорта и расширяя географию стран-партнеров.
Развитие системы платных автомобильных дорог должно носить постоянный
поступательный характер, сочетающий увеличение протяженности платных
автомобильных дорог с качественным приростом эффективности использования
существующих возможностей взимания платы за проезд по таким дорогам, а также
с повышением их эксплуатационной привлекательности.
Увеличение протяженности платных автомобильных дорог предполагает решение
следующих задач:
ующих задач:
направление средств, собранных в качестве платы за проезд по платным
автомобильным дорогам, на ремонт, содержание и повышение качества автомобильных
дорог;
проведение регулярных исследований по учету интенсивности движения
транспортных средств по республиканским автомобильным дорогам в связи
с необходимостью получения достоверной информации о влиянии изменений
геополитической ситуации на интенсивность и направления транспортных потоков;
приоритизация автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения при
планировании реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, входящих
в международные транспортные коридоры;
формирование поэтапного плана увеличения протяженности платных
автомобильных дорог и увеличение их протяженности к 2030 году до 2,1 тыс. км с учетом актуальных данных об интенсивности движения и влиянии платности
на перераспределение транспортных потоков.
Согласно данным измерений интенсивности движения транспортных средств,
проведенных в 2021 году, наиболее перспективными для включения в состав платных
автомобильных дорог являются участки автомобильных дорог Р-53 Слобода – Новосады,
М-3 Минск – Витебск, Р-28 Минск – Молодечно – Нарочь, Р-58 Минск – Калачи –
Мядель, М-14 Вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Минска, М-8/Е 95
граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая
Гута), М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, кольцевой
дороги вокруг г. Минска.
Повышение эффективности взимания платы за проезд по существующим платным
автомобильным дорогам предполагает решение следующих задач:
определение международных транспортных коридоров в Республике Беларусь
исходя из тенденций развития экономики;
совершенствование актов законодательства, регламентирующих порядок взимания
платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, в части
исключения возможности внесения пользователями платы за проезд по разовому тарифу
в случаях установления уполномоченным должностным лицом государственного
учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь» фактов неоплаты;
закрепление требования к осуществлению экспортных, импортных и транзитных
перевозок по соответствующим международным маршрутам Республики Беларусь
посредством применения административных и организационных мер с учетом
опережающей готовности автомобильных дорог к росту нагрузок на оси грузовых
транспортных средств;
технологическое развитие «ЕЕТС-Системы» посредством внедрения справедливой
дифференциации собираемой за проезд платы в зависимости от:
экологического класса транспортного средства (с двигателями внутреннего сгорания
либо для перспективно развивающегося электрического транспорта);
временного фактора (время суток, день недели, время года);
фактической массы транспортного средства (с использованием данных системы
динамического взвешивания в режиме средства измерения);
страны регистрации транспортного средства;
использование инструментов регулирования «ЕТС-Системы» для управления
транспортными потоками (например, городских и пригородных систем регулирования
транспортных потоков в зависимости от дня недели и времени суток);
усиление контроля за соблюдением правил пользования платными дорогами, в том
числе с использованием данных из других функционирующих и создаваемых систем
(программно-аппаратный комплекс Центра мониторинга дорожного движения, Единая
система фотофиксации нарушений скоростного режима, система отслеживания
(мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием
навигационных устройств (пломб), система динамического взвешивания);
модернизация системы платности на основе отечественных технологий
и программно-аппаратных средств.
Повышение эксплуатационной привлекательности платных автомобильных дорог
предполагает решение следующих задач:
реализация повышенных мер по обеспечению безопасности дорожного движения
на платных автомобильных дорогах (включая дорожные ограждения, в том числе
разделительные на автомобильных дорогах первой технической категории; обустройство
пешеходных переходов, в том числе с дополнительным наружным освещением
и светофорным регулированием; переходно-скоростные полосы торможения и разгона
нормативной длины на пересечениях и другое);
рмативной длины на пересечениях и другое);
отсутствие сезонных ограничений по нагрузкам на платных автомобильных дорогах
в целях обеспечения непрерывности движения на логистических маршрутах в любых
климатических условиях.
ГЛАВА 5
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ УЧАСТНИКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЛАТНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Заинтересованными участниками развития системы платных автомобильных дорог
являются пользователи автомобильных дорог, Министерство транспорта и коммуникаций,
местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы
и организации, в компетенцию которых входят вопросы развития автомобильных дорог.
Для указанных участников основными потребностями являются пополнение
республиканского дорожного фонда, использование транзитного потенциала республики,
обеспечение контроля за соблюдением порядка взимания платы за проезд транспортных
средств по платным автомобильным дорогам, а также повышение эксплуатационного
состояния платных автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного
движения.
Ожидания связаны с увеличением поступлений в республиканский дорожный фонд
от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам
и возможностью их использования для поддержания в нормативном состоянии дорожного
покрытия и развития платных автомобильных дорог.
ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
Настоящая Концепция будет реализована на основе государственного регулирования
политики в области платных автомобильных дорог и формирования благоприятных
условий, необходимых для развития и эксплуатации «ЕТС-Системы».
Финансирование мероприятий по реализации настоящей Концепции может
осуществляться в пределах средств:
частного инвестора (инвесторов);
республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование дорожной
деятельности;
инвестиционного фонда Министерства транспорта и коммуникаций;
других источников, не запрещенных законодательством.
Реализация настоящей Концепции осуществляется Министерством транспорта
и коммуникаций совместно с заинтересованными республиканскими органами
государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству
Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами,
другими организациями.
В рамках реализации настоящей Концепции планируется организовать проработку
вопросов совершенствования нормативных правовых актов с включением
в соответствующие планы их разработки.
Критериями успешности реализации настоящей Концепции являются:
уменьшение транспортного потока на местных автомобильных дорогах и снижение
затрат на их ремонт за счет закрепления требований к осуществлению экспортных,
импортных и транзитных перевозок по соответствующим международным маршрутам
Республики Беларусь посредством применения административных и организационных
мер;

уменьшение затрат на ремонт автомобильного подвижного состава;
снижение тяжести последствий и количества дорожно-транспортных происшествий
по причине неудовлетворительных дорожных условий;
комфортность движения для перевозчиков и привлекательность предоставляемых
услуг и сервисов на платных автомобильных дорогах;
туристическая привлекательность в части безопасности проезда по территории
Республики Беларусь.
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться посредством выполнения
соответствующих ежегодных планов мероприятий


Рецензии