Остановите Землю...

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит. 6:16-19).
Сколько веревочке ни виться, а конец будет (Русская пословица)
Беспечные вертопрахи?

В сентябрьском номере Международной Евангелизационной газеты «Забытый Алтарь» было опубликовано письмо в форме статьи («Истошный крик») старого нашего знакомого из Житикарской тюрьмы Виктора Огузбаева. Виктор осужден, как он сам признаётся, «на пожизненное лишение свободы за убийство четырёх ни в чём не повинных людей».
Далее В. Огузбаев сам себя обличает, даёт знать, что полностью осознаёт мерзость своего преступления перед людьми и Богом, но в то же время и признаётся, что «душа обречённого на смерть человека, всё ещё рвёт и мечет, ищет своего, тратит всю свою оставшуюся жизнь на то, что никак не насыщает». Имеет ли он ввиду себя или всех «смертников» - неизвестно. В любом случае, пишет, что сегодня ещё «со всей серьёзностью хочется крикнуть: «Остановите землю, я сойду!»... Да, но поскольку автор письма, как я понял, человек исповедующий Христа, то, в свою очередь, хочется спросить: и куда же это вы и с какой же целью вы сойдёте? Разве Творец не сказал «Прах ты и в прах возвратишься»? (Быт. 3:19). Другими словами, из земли взять и в землю уйдёшь.

C другой стороны, разве Бог подарил нам жизнь для того, чтобы мы избавились от неё? Впрочем, вне земли человек долго не протянет. А ещё Владыка Вселенной и всех Миров сказал, что «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор. 30:19). Но в том-то и дело, что избрав жизнь приходится считаться с законамп и постановлениями Всевышнего. Именно это даётся нам трудней всего. А легкомысленным и хладнокровным персонам — тем более. У них большие проблемы с совестью. И ответственностью.

Чем именно автор этого письма и его сотоварищи души свои насыщают, может догадаться, разве что, человек, побывавший или находящийся в данный момент в местах не столь отдалённых. Что же касается крылатого выражения о желании уставшего, испепелённого грехами человека срочно покинуть Землю, то именно так назван был сценарий мюзикла «История преданной любви и страшного превращения циркового артиста в коммерческого магната». Там речь идёт о клоуне, женившемся на дочери богача и ставшего потом крупным дельцом, который в погоне за мирскими наслаждениями просто не может больше остановиться... Потеряв счастье, покой, жену, семью и самого себя, он, клоун этот, желает сойти с Земли... Куда сойти — не говорит и, наверняка, не понимает абсурдность этого желания.
Но мы-то, христиане, знаем куда попадают, сошедшие с нормальной житейской орбиты, обезумевшие ловцы удач и потех, любители острых приключений и жирования за счёт других. Иные из таких всеядных потребитей по трупам пойдут, но добьются того, что искали и о чём тайно грезили (чаще всего их мечты связаны с деньгами, властью, почётом и женщинами). А финал их авантюрно-преступной житухи закономерен, цитирую письмо: «обречённость на смерть в бетонных стенах»... Ну, умереть в здании из бетона, не на много отличается от умирания в кирпичных, блочных, деревянных домах или даже земляных избах. А вот уйти из этого мира в полном одиночестве, не повидав родителей и детей, не попросив у них, у Бога и у жертв (если те или родственники их ещё живы) прощения — это действительно ужасная катастрофа. Причём, на века!

Как же могло так случиться, что камеры большинства тюрьм полны бандитами, ворами, насильниками, разбойниками, злодеями? Кто же вёл этих беспечных вертопрахов по непозволительному, тёмному, сатанинскому и потому смертному пути? Почему они выбрали для жизни бетонный склеп и жиденькую похлёбку? Осознают ли безбожники, осужденные, к примеру, на ПЛС (пожизненное лишение свободы), что являлись на свободе и являются сегодня ещё - марионетками в руках дъявола? Об этом в письме нет ни слова, хотя автор его знает (должен бы знать) почему все они здесь, о чём думают, на что надеются, что читают (смотрят) и что говорят.
Ну, а Землю останавливать из-за сиюминутных желаний прожигателей жизни,  убийц и прочих злодеев, Творцу незачем. Проще остановить самих нарушителей, хладнокровно преступивших Законы Божьи. Вот Он это и делает. Да ещё шансы на спасение дарит им. Оценивают ли? Воспользуются ли Его милостью?

Судя по сообщениям тюремных служителей, прозрение приходит, увы, только к немногим. И то - с большими усилиями и старанием как служителей Божьих, так и самих осужденных. Некоторые застревают где-то на «золотой» середине: вроде бы и поверили, но живут старой своей жизнью и, как видно и из комментируемого письма, насыщаются тем, что духовного роста дать не может. Скорее наоборот. Поэтому В.Огузбаев и сетует, цитирую: «мы, уверовавшие в заключении, становимся всё менее активными в благовестии. А это может стать началом падения». Будем молиться за этих бедолаг. Пусть Всевышний поддержит их, укрепит в вере и поможет выстоять все напасти лукавого.

Что есть истина?

Ища помощи у таких же обременённых, - пишет далее Огузбаев, - натыкаешься на ещё большее, чем и без того уже испытываемое со стороны зло...
Что в тюрьме, в изоляции от мира, такие натянутые, грубые, а то и жестокие отношения между людьми ещё понять как-то можно.  Но почему на свободе нередко такое же холодное безразличие друг к другу? Случается, - рассказывает Виктор, - что взрослые в миру не пекутся даже о смертельно больных детях. Почему? - задаётся он вопросом. Ведь таким равнодушием мы навлекаем не себя гнев Божий, - заключает автор письма.

Правильно. Не только убийство есть преступление в очах Господа Бога (и в Уголовном кодексе), но и безразличие к ближнему своему. Пример потрясающего равнодушия к бесценной, подаренной нам Творцом жизни приведён в Библии:
«Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям...» (Ин. 18:37-38).

Понтий Пилат — римский префект Иудеи — высокомерно отверг истину, которая есть Иисус Христос. Ему всё равно было кого из трёх обвиняемых отпустят, а кого и замучают до смерти. Но что и кого отвергли преступившие Закон люди, пожизненно томящиеся теперь в застенках тюрем постсоветских республик? Не того ли самого Сына Божьего, которого не задумываясь обрёк на смерть римский чиновник? А ведь последствия отвержения Спасителя — просто жуткие... Чудовищные! - Суд. Ад. И это, согласно Писания, навсегда...

Да, «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин 3:36). Заметьте: не увидит жизни ни на Земле, ни сойдя с Земли, ни на Небе. Конечное пристанище безбожников и, в первую очередь, беззаконников — погост. Но это в лучшем случае...
Если бы Огузбаев раньше, когда убивал, когда оставлял детей сиротами об этом подумал, то, наверняка, не лишил бы четырёх граждан жизни. И если бы остальные зэки, будучи на свободе, были б верующими, богобоязненными людьми, не преступили бы Божьи и гражданские законы, и государству не пришлось бы теперь тратить на их содержание сотни миллионов рублей налогоплательщиков. Эти деньги можно было бы израсходовать на лечение тех же больных детей, за которых Виктор теперь, судя по содержанию его письма, очень переживает.

Когда сокамерники, попросту говоря, братва прочтёт резко осуждающие их письмо Огузбаева, (особенно его пренебрежительное выражение «эти маньяки», которое воспринять можно как дистанцирование автора письма от остальных заключённых), они вряд ли проникнутся к Огузбаеву уважением и признательностью, тем более, что, на его совести, наверняка, больше жертв и на руках больше крови, чем у других «маньяков». Хотя, в принципе, Виктор прав, жёстко обличая себя и остальных зэков.

А следующие его строчки о том, что «грех оставлять человека без помощи», безбожные его кореша, могут уже и не заметить. Да и ехидная реакция их на само слово «грех» вполне ожидаема. Но я очень надеюсь, что Всевышний не оставит Виктора одного со своими переживаниями, заботами и проблемами. И я, автор этих строк, обещаю молиться за Огузбаева и остальных обитателей Житикарской тюрьмы. Больше ничем (ни я, ни другие мои пожилые земляки в Германии), к сожалению, помочь не можем.

Тупая жестокость

Подчёркиваю, что в целом содержание письма вполне приемлемое, во многом правильное и где-то даже поучительное, но свидетельствовать заключённым, на мой взгляд, надо бы осторожней, с учётом тюремных специфических обстоятельств, которые Огузбаеву вполне знакомы.

Дело в том, что современная тюрьма, которой присуща ветхость, бедность, жестокость и унижение, в таком виде не несет, практически, никаких функций, кроме функции наказания. Здесь совершается как бы месть государства человеку. Тюрьма - это предельно тупая, бесконцептуальная жестокость, которая ничем не регламентируется, ничем не оправдывается, ничем не обосновывается. Там властвует, с одной стороны, начальство, с другой — непререкаемые авторитеты. С одной стороны — тяжелые физические и экономические условия, с другой — моральные, перенести которые куда трудней, чем любые материальные лишения. Тюрьма обучает жестокости. Она мало кого исправляет. Она никого не воспитывает. Оттуда редко выходят несломленными.

Другое дело, если заключённый обратится к Богу. Покается. И попытается жить не по волчьим законам, а по учению Христа. Именно этим путём, если я правильно понял, и пытается идти наш автор — Виктор Огузбаев. Путь нелёгкий. Особенно, если постоянно окружён  людьми огрубевшими, ожесточёнными, живущими без Бога, без всякой надежды на будущее и потому без моральных тормозов.

Ничего полезного несчастные люди из лагеря не выносят (если не обратились к Богу). Там обучают лести, лукавству, лганью, мелким и большим подлостям. Достоевский правильно сказал: «В преступнике острог и каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещённых наслаждений и страшное легкомыслие». Начало пути в бетонный склеп — рюмка. Середина — выпивающая компания. Конец — убийство в пьяном виде. Затем — тюрьма. Или психушка. Или болезнь и могила...

Освободившись из заточения, человеку, порой, не к кому и некуда идти. И на работу не берут. И хаты нет. И снова может появиться желание или «сойти с земли», или продолжить старую песню...
Совсем другое дело, если ты стал христианином, если у тебя есть, пусть даже и заочно, но знакомые братья и сёстры и ты можешь к ним обратиться за советом. За помощью.

Куда сложней человеку, который знает, что отсюда, из бетонного склепа, никогда уже больше не выбраться, если не случится нечто необычное, совершенно непредвиденное чудо... Да, для Бога ничего невозможного нет (Лк. 1:37). Ангел Господень, к примеру, разорвал цепи заключённого и надёжно охраняемого слугу Божьего Петра и вывел его на свободу (Деян. 12:7). А сколько осужденных на долгие сроки были отпущены по амнистии, о которой никто уже и не мечтал.

Грязные ямы

Не особо порядочные человеки имелись всегда и везде, поэтому и тюрьмы, пусть даже и в форме глубокой ямы с толстым слоем грязи на дне, тоже всегда наличествовали. Но попадали в такие темницы не только преступники. В яму, к примеру, опустили и без того страдающего возмутителя спокойствия и «врага народа» - пророка Иеремию. Других верных слуг Божьих власть имущие засунули в горящую печь... Третьих бросили на истерзание львам...

Уже в первой книге Ветхого завета - "Бытие" - кульминация одного сюжета происходит в тюрьме Египетского фараона. Головокружительная карьера Иосифа (праобраз Христа) началась именно в тюрьме, а закончилась - в паластах Правителя всего Египта... Будучи вторым человеком в этой древней могучей империи, он смог спасти свою семью, да и весь Египетский народ от верного голода. Такова была воля Божья! (Из современных тюрем ведь тоже многие освобождаются и начинают жизнь по новой. С ноля. Некоторые бывшие становятся успешными предпринимателями, заботливыми семьянинами, благословенными проповедниками Евангелия и даже пасторами и епископами).

Кстати, в древнем Израиле наказания за тяжкие преступления были намного проще, чем сегодня в цивилизованном обществе. Они выражались в форме презрения со стороны единоплеменников, изгнания нарушителя из родного племени или, в кнайнем случае, побивания камнями. Появившиеся позже места содержания под стражей имели, судя по свидетельству Священного Писания, примитивные запоры и были совершенно ненадёжны. Охрана, к примеру, была вооружена только копьями и мечами. Колючей проволоки и служебных собак не было и в помине. Возможность побега
ограничивалась путем наложения на заключенных оков и колодок. Люди, охраняемые стражей, сразу теряли свой общественный статус и опускались на социальное дно. Ученики Христа неоднократно попадали в тюрьмы в странах, где они проповедовали Его учение. И в наше время тысячи христиан, например, граждан Китая, Сев. Кореи, арабских стран и т.д. томится в лагерях и тюрьмах. Несут свой крест за веру. За них тоже следовало бы молиться.

Средоточие страстей

Римляне были первым народом, сумевшим создать общество, при котором правили законы, а не люди, как практикуется это до сих пор в странах, где властвуют диктаторы.

Как бы там ни было, но места принудительного содержания преступивших законы всегда были, есть и, видимо, останутся средоточием людских страстей и страданий. Выход из них один: обращение к Богу.

Понимаю, что легко сказать, трудно сделать. Однако, в чьё сердце Христос стучиться — надо открывать. Быть может это - последний шанс...
Просите и дано будет вам, учит нас Библия. Если уж цари - мужи Божьи - преклонялись, падали навзничь перед Вечным и смиренно просили помилования, то почему нам, рядовым грешникам не пасть перед Вседержителям хотя бы на колени? «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, - умоляет Израильский Царь Давид, - и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс. 50:3:6).

Мы с вами, дорогие читатели, конечно же, тоже обязаны молиться об этих, хоть и по праву наказанных, людей. Мы также должны просить у Всевышнего помощи, защиты и утешения для всех уверовавших зэков. Поверьте, им вдвойне тяжело на зоне.
Да, может быть заключённый, будучи на свободе, сам в церковь не пошел бы, а вот здесь, в зоне, лагере, тюрьме - церковь, образно говоря, сама приходит к нему. Может быть, потому иные бедолаги и попали в тюрьму из-за того, что не думали о спасении своей души на свободе, жили, как заблагорассудится, никогда не заглядывая ни в церковь, ни в Евангелие, ни в какую-либо еще священную книгу. А здесь... Библия ложится ему на стол... И он уже как бы волей-неволей читает, задумывается, молится, исправляются. В этом смысле тюремные условия, слава Богу, сами работают на то, чтобы и преступники были спасены от вечной погибели. Такова воля Всевышнего: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В то же время Отец наш Небесный никого не неволит. Никого ни к чему не принуждает. У всех у нас есть выбор.

Конечно, далеко не все зэки выбирают нелёгкий (духовный, богоугодный), но перспективный, надёжый и, в конце концов, радостный путь спасения. Но, благодаря милости Божьей, они всегда и уже почти во всех тюрьмах есть.
Впрочем, куда трудней тому, кто невинно осуждён и вынужден проводить свою и без того короткую жизнь в среде матёрых преступников. Это тяжелейшее испытание. А случаи такие не столь уж и редки. Благослови этих мучеников Господь Бог и защити их от разочарования в жизни и людях.

Гореть, но не сгорать

Но вернёмся к Виктору Огузбаеву. В заключение письма он пишет, что главное для него теперь хранить верность Христу. Судья всей земли, - справедливо считает он, - поступит с ним и всеми верующими чадами правосудно. Лишь тем, кто противится воле Бога, Он является судьёй. И если страдания души человека не приводят его ко Христу, - пишет далее Огузбаев, то бесполезно кричать «Остановите Землю, я сойду».
Ну, такую глупость, повторюсь, в любом случае бесполезно и наивно выкрикивать. Ни время, ни Землю, ни саму жизнь мы, смертные человеки, да ещё грешники, причём, отъявленные (если сидим пожизненно) - не в состоянии остановить. И слава Богу, а то ведь каждый делец, авантюрист и бандит командовали бы Миром на свой лад и в согласии со своей прихотью и дуростью.

Люди, отвергшие Бога, - справедливо заключает Виктор Огузбаев, - «останутся на земле, дела которой сгорят, и они вместе с ней»... Возможно и вместе с ней, хотя Библия говорит об озере огненном: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая» (Отк. Иоанна 21:8). В любом случае, будущее их - намного хуже, чем нынешняя тюрьма. Дело в том, что они будут гореть, но не сгорать... И так — всегда. В веках... «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

В любой ситуации

Автор письма совершенно прав, когда пишет, что в любой ситуации, - важно хранить веру во Христа Спасителя, хранить залог Святого Духа и, всё преодолев, устоять». Хорошее, полезное напутствие не только для зэков, будь они даже маньяками, но и нам, прощённым грешникам, находящимся, слава Богу, по другую сторону колючей проволоки.

Но все мы - на одной и той же Земле. И ходим под одним и тем же Богом. Вседержителем. Это надо бы помнить. Тем более, что сойти с выделенной нам Творцом замечательной планеты, спрятаться на других планетах никто не сможет. Все, назависимо от возраста, пола, нации, статуса и положения в обществе - сполна ответим за свои дела, хороши они или плохи. «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12). Так сказано в Священном Писании. Значит так оно и будет.

Ни в каких случаях, ни при каких обстоятельствах не унывайте и не отчаивайтесь! Уныние лишает возможности получения в сердце Духа Святого. Унылый христианин теряет молитву и умирает для духовных подвигов.
В минуту уныния и отчаяния не Господь оставляет нас, а мы оставляем Господа. Как бы скорбно нам ни было, надо мысленно призвать Иисуса Христа и полностью положиться на Него.

Нельзя разочаровываться и тяготиться жизнью. Она несносна бывает только для злочестивых, а кто доверяет Христу-Спасителю и уповает на Него, тот может и должен радоваться и дорожить жизнью.

Верующий в Сына Божьего человек уже по определению есть существо радующееся. Первая в мире проповедь о родившемся Спасителе, услышанная людьми из уст Ангела, имела в себе обещание именно радости: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк.2:10). «Радуйтесь!» – сказал воскресший Христос (Мф.28:9). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»,– вторит Ему апостол Павел, который с лихвой познал тюрьмы и не замыкался в них, а громко, чтобы все заключенные слышали, пел песни прославления Всевышнего, возносил Ему свои молитвы и хвалу. (Флп.4:4; Деян. 16:25). Это ли не пример для уверовавших заключённых?!

Не для веселья

Истинному христианину, в каких бы условиях он ни жил, не радоваться жизни просто грешно. Да и само переживание христианской веры без радости просто невозможно. Ведь чадо Божье наследует Царство Небесное! И это — навечно.
После грехопадения наша земная жизнь предусмотрена Владыкой для подготовки нас к смерти и вечной жизни, которую получат любящие Отца Небесного и пребывающие в страхе Божьем. Так что жизнь дана нам не для земного веселья и непрерывных услад. Блаженны плачущие и скорбящие ныне, а не хохочущие по поводу и без повода. Блаженны нищие духом, кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, ибо их есть Царство Небесное. Так гласит Слово Бога живого. И ещё в Нагорной проповеди Христа Иисуса есть слова, которые непосредственно можно отнести к верующим заключённым, включая и нашего Виктора Огузбаева:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:9).

От всего сердца желаю всем содержащимся в тюрьмах братьям во Христе мира и Божьих благословений.

Да хранит вас Господь Бог - врачеватель наш и Спаситель.
Неверующим зэкам, всем угнетённым, подавленным, униженным и преследуемым нечистыми духами и злыми людьми могу пожелать только одно: Ищите Бога!

Петер Браун


Рецензии