Время реформ
Стремясь подчинить духовную власть светской, Пётр после смерти патриарха Адриана в конце 1700 года упразднил патриаршество и уничтожил Патриарший приказ. Духовные дела были поручены блюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому, рязанскому митрополиту, человеку образованному и нечестолюбивому. Одновременно император провёл ревизию финансовых дел церкви, запретил постригаться в монахи ранее сорокалетнего возраста и восстановил Монастырский приказ. Управление церковным и монастырским имуществом переходило под юрисдикцию государства, которое стало получать с монастырей значительные средства на содержание армии. Символом державной политики Петра по отношению к церкви является снятие колоколов со многих церквей во время Северной войны и переплавка их на пушки.
Часть монастырей при Петре была превращена в богадельни для престарелых и отставных солдат. Император ввёл новый порядок управления церковью, подобный тому, который он видел в Голландии и Германии. Церковь стала управляться Духовной коллегией, или святейшим правительственным Синодом в составе двенадцати высших церковных иерархов, подчинявшихся светскому чиновнику обер-прокурору. В указе Петра предписывалось: "В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать и быть ему обер-прокурором..." Синод был учреждён в 1721 году. К этому времени пост патриарха, пустовавший более двадцати лет, был ликвидирован. Президентом святейшего правительствующего Синода был назначен митрополит Стефан Яворский, а после его смерти фактическим руководителем Синода стал вице-президент архиепископ Феофан Прокопович. Он разработал "Духовный регламент". Сподвижник Петра, Прокопович стоял за реформацию Русской Православной Церкви по образцу лютеранских церквей в Европе. РПЦ официально слилась с государством и была полностью ему подчинена. Духовенство превратилось в обособленное сословие.
Религиозная императрица Елизавета (1741 - 1761) активно боролась с иноверцами, закрывала мечети, ужесточила борьбу со староверами, что привело к очередным массовым самосожжениям. Когда же люди меняли веру и принимали православие, она искренне радовалась. Елизавета ходила пешком по святым местам, но делала это весьма своеобразно: за пешей государыней следовала карета, и после пяти вёрст ходьбы императрица вместе со свитой направлялась в ближайшую усадьбу, где "предавалась веселию и танцам". На следующий день карета вновь подвозила Елизавету к месту предыдущей остановки, и пешее паломничество продолжалось.
Пётр Третий (1761 - 1762), напротив, был терпим к иноверцам. Он издал указ о веротерпимости и равенстве вероисповеданий, запретил любые гонения на иноверцев по религиозным причинам, прекратил преследование раскольников и разрешил им жить по своим обычаям и старопечатным книгам. С тех пор раскольники чтят Петра Третьего и считают его истинно русским царём. Пётр Третий провёл через Сенат указ о секуляризации (отторжении в пользу государства) монастырских и церковных земель. Управление ими передавалось в Коллегию экономии. Монастырским крестьянам надлежало отдать их надел с оброком в один рубль.
В России негодовали, поскольку некоторые указы Петра Третьего наносили удар по церкви. Поэтому "спасая отечество", Екатерина Вторая (1762 - 1796) распустила Коллегию экономии и вернула монастырям отобранные у них земли. Однако, утвердившись на престоле, она через год восстановила Коллегию экономии, в которую включила и духовных лиц. В её управление и были отданы монастырские вотчины, а жившие на них крестьяне стали называться "экономическими" и облагались налогом в полтора рубля. Около миллиона крестьян перешло в руки государства, а духовенство было переведено на казённое жалование. Страшный удар был нанесён по монашеству: из почти тысячи монастырей было закрыто около шестисот.
Духовенство было против таких нововведений, но власть жёстко подавляла недовольство. Митрополит ростовский Арсений Мацеевич за своё непослушание поплатился саном и свободой. Екатерина говорила: "Ваша обязанность состоит в управлении церквами, совершении тайн, в проповедовании слова Божия, в защищении веры, в молитвах и воздержании, вы - преемники апостолов, которым повелел Бог внушать людям презрение к богатствам и которые были очень бедны. Царство их было не от мира сего... Как можете вы, как дерзаете, не нарушая должности звания своего, обладать бесчисленными богатствами, иметь беспредельные владения, которые делают вас в могуществе равными царям? Вы просвещены: вы не можете не видеть, что все эти имения похищены у государства. Если вы верные мои подданные, то немедленно возвратите государству всё то, чем вы неправильным образом обладаете".
Сын Екатерины Второй император Павел Первый (1796 - 1801) стремился ввести в государстве и армии порядки по прусскому образцу. При нём впервые была учреждена духовная цензура. Человек непоследовательный и экстравагантный, Павел выделял значительные средства на поддержание РПЦ и в то же время симпатизировал католицизму. Он даже предложил папе Римскому переселиться в Россию, приютил иезуитов, мальтийских рыцарей и принял на себя сан Великого мастера Мальтийского ордена.
Кризисный для русского православия 18 век завершился, однако, возрождением монашества. Афонский старец Паисий Величковский возрождает в монастырях Молдавии традицию православного старчества. Он воспитал новое поколение духовных наставников, к которым через десятилетия будет стекаться вся Россия - от Гоголя и Достоевского до неграмотных крестьян.
Свидетельство о публикации №224122501611