Время реформ

  Отношение великого реформатора Российского Петра Первого (1682 - 1725) к церкви было довольно противоречивым. К духовенству он относился без особого почтения, но на веру христианскую руку поднимать не позволял. Известно, что когда первый русский историк Василий Иванович Татищев иронически отозвался о Библии, император самолично отходил его дубинкой и сказал: "Как же ты осмеливаешься ослаблять такую струну, которая составляет гармонию всего тона?.. Я тебя научу, как должно почитать священное и не разрывать цепи, всё в устройстве содержащей, не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом общества и церкви". Закладывая новую столицу России Санкт-Петербург, Пётр нарёк её не своим именем, а именем своего небесного покровителя апостола Петра. Имя апостола Петра, хранителя ключей от врат рая, являлось для царя глубоким символом: город, носящий имя его святого покровителя и его собственное имя, должен был стать ключом от Балтийского моря. 16 мая 1703 года на Заячьем острове началось строительство крепости, вокруг которой потом вырос город. Там же 29 июня (по старому стилю)в Петров день пальба из пушек ознаменовала закладку церкви святых Петра и Павла, по которой и была названа Петропавловская крепость.
  Стремясь подчинить духовную власть светской, Пётр после смерти патриарха Адриана в конце 1700 года упразднил патриаршество и уничтожил Патриарший приказ. Духовные дела были поручены блюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому, рязанскому митрополиту, человеку образованному и нечестолюбивому. Одновременно император провёл ревизию финансовых дел церкви, запретил постригаться в монахи ранее сорокалетнего возраста и восстановил Монастырский приказ. Управление церковным и монастырским имуществом переходило под юрисдикцию государства, которое стало получать с монастырей значительные средства на содержание армии. Символом державной политики Петра по отношению к церкви является снятие колоколов со многих церквей во время Северной войны и переплавка их на пушки.
  Часть монастырей при Петре была превращена в богадельни для престарелых и отставных солдат. Император ввёл новый порядок управления церковью, подобный тому, который он видел в Голландии и Германии. Церковь стала управляться Духовной коллегией, или святейшим правительственным Синодом в составе двенадцати высших церковных иерархов, подчинявшихся светскому чиновнику обер-прокурору. В указе Петра предписывалось: "В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать и быть ему обер-прокурором..." Синод был учреждён в 1721 году. К этому времени пост патриарха, пустовавший более двадцати лет, был ликвидирован. Президентом святейшего правительствующего Синода был назначен митрополит Стефан Яворский, а после его смерти фактическим руководителем Синода стал вице-президент архиепископ Феофан Прокопович. Он разработал "Духовный регламент". Сподвижник Петра, Прокопович стоял за реформацию Русской Православной Церкви по образцу лютеранских церквей в Европе. РПЦ официально слилась с государством и была полностью ему подчинена. Духовенство превратилось в обособленное сословие.
  Религиозная императрица Елизавета (1741 - 1761) активно боролась с иноверцами, закрывала мечети, ужесточила борьбу со староверами, что привело к очередным массовым самосожжениям. Когда же люди меняли веру и принимали православие, она искренне радовалась. Елизавета ходила пешком по святым местам, но делала это весьма своеобразно: за пешей государыней следовала карета, и после пяти вёрст ходьбы императрица вместе со свитой направлялась в ближайшую усадьбу, где "предавалась веселию и танцам". На следующий день карета вновь подвозила Елизавету к месту предыдущей остановки, и пешее паломничество продолжалось.
  Пётр Третий (1761 - 1762), напротив, был терпим к иноверцам. Он издал указ о веротерпимости и равенстве вероисповеданий, запретил любые гонения на иноверцев по религиозным причинам, прекратил преследование раскольников и разрешил им жить по своим обычаям и старопечатным книгам. С тех пор раскольники чтят Петра Третьего и считают его истинно русским царём. Пётр Третий провёл через Сенат указ о секуляризации (отторжении в пользу государства) монастырских и церковных земель. Управление ими передавалось в Коллегию экономии. Монастырским крестьянам надлежало отдать их надел с оброком в один рубль.
  В России негодовали, поскольку некоторые указы Петра Третьего наносили удар по церкви. Поэтому "спасая отечество", Екатерина Вторая (1762 - 1796) распустила Коллегию экономии и вернула монастырям отобранные у них земли. Однако, утвердившись на престоле, она через год восстановила Коллегию экономии, в которую включила и духовных лиц. В её управление и были отданы монастырские вотчины, а жившие на них крестьяне стали называться "экономическими" и облагались налогом в полтора рубля. Около миллиона крестьян перешло в руки государства, а духовенство было переведено на казённое жалование. Страшный удар был нанесён по монашеству: из почти тысячи монастырей было закрыто около шестисот.
  Духовенство было против таких нововведений, но власть жёстко подавляла недовольство. Митрополит ростовский Арсений Мацеевич за своё непослушание поплатился саном и свободой. Екатерина говорила: "Ваша обязанность состоит в управлении церквами, совершении тайн, в проповедовании слова Божия, в защищении веры, в молитвах и воздержании, вы - преемники апостолов, которым повелел Бог внушать людям презрение к богатствам и которые были очень бедны. Царство их было не от мира сего... Как можете вы, как дерзаете, не нарушая должности звания своего, обладать бесчисленными богатствами, иметь беспредельные владения, которые делают вас в могуществе равными царям? Вы просвещены: вы не можете не видеть, что все эти имения похищены у государства. Если вы верные мои подданные, то немедленно возвратите государству всё то, чем вы неправильным образом обладаете".
  Сын Екатерины Второй император Павел Первый (1796 - 1801) стремился ввести в государстве и армии порядки по прусскому образцу. При нём впервые была учреждена духовная цензура. Человек непоследовательный и экстравагантный, Павел выделял значительные средства на поддержание РПЦ и в то же время симпатизировал католицизму. Он даже предложил папе Римскому переселиться в Россию, приютил иезуитов, мальтийских рыцарей и принял на себя сан Великого мастера Мальтийского ордена.
  Кризисный для русского православия 18 век завершился, однако, возрождением монашества. Афонский старец Паисий Величковский возрождает в монастырях Молдавии традицию православного старчества. Он воспитал новое поколение духовных наставников, к которым через десятилетия будет стекаться вся Россия - от Гоголя и Достоевского до неграмотных крестьян.
   


Рецензии