Дед

 
  Был у нас дом на селе , в Сосновском районе. Места просто сказочные. Все, с кем не приходилось мне разговаривать о тех местах , описывали их , как под очень сильным впечатлением. Оно и верно.
  Лес здесь редок, он как бы пучками длинными и короткими разбросан по полям, лощинам, вдоль озёр и дорог , вдоль ручьёв и речек, точно острова посреди бескрайних, безмятежных лугов, которые разлились долгим, зелёным океаном из пахучих трав, ароматных васильков и ромашек, перекатываясь с холма на холм подобно волнам бегущим под напором лёгкого ветерка.
    А над ними бездонное, глубокое небо, когда чистое и ясное, без единого облачка, да так , что синева его становится до того густой  и яркой, точно ризы небесные. И нет им конца и края, настолько далеко простирается высь безоблачная над землёю той. А уж если тучи нагрянут, всю твердь поднебесную свинцовым панцирем накроют , так  что видишь ты  эту силу Перунову во всю ширь необъятных полей до самого, до горизонта.    
    Настолько мрачная мгла наступает, аж жуть берёт, когда созерцаешь её. Иссиня- чёрная  темь, словно вражеское полчище на родную землю надвигается . Молния ли сверкает, гром ли прогремит  по всей земле эхом растянется, всею стороною заревом осветится , а дождь пойдёт, словно завесой туманной затянет всё, будто в оковы заключат луга и леса, что в ясную погоду красовались на холмах дальних.
  И над всеми теми обширными угодьями можно наблюдать парящего в небе одинокого и неторопливого сокола. Кружит он, кружит, хозяином края земли этой, наблюдая с высоты за нами, смертными.
   За то время пока дом наш деревенский был приобретён, обходил я и объездил не мало окрестностей вокруг.
  Например , бывал я в Озерках. В осень или распутицу дождливую туда не зайти, грязь налипнет на ногах и колёсах, встанешь, как вкопанный не туда не  сюда.
   А так дорога через поле длинная , по обеим сторонам пашня, съехал с асфальта и напрямки вдоль пшеничной пажити. Сначала дорога взбирается на холм -  медленный, затянувшийся подъём. Ощущение такое, буд-то в небо забираешься по ней, ибо перед тобой вдали поле с небом на горизонте встречаются. И по мере твоего подъёма постепенно начинают показываться верхушки деревьев, а по сторонам открываются дали необъятные. И вот уж сельцо наше где-то там , прячется за леском, за холмом, за бугром, да за овражком. А мы в это время теперь поднялись на равнину, дорога упирается в изгородь огорода, что на задах  деревенских усадов . Проехали и их. Мимо забора, в проулок -  всё мы в Озерках.
  Сама деревня устроилась по кругу большого озера. Кое какие дома запущены, поросли бадылом, крыша обвалилась, окна покосились, а где то нет, даже строятся, обновляют домики.  
    В озеро не войти, кругом кусты да камыш. У каждого дома мосточек выстроен и банька у воды.
Впрочем банька у воды, в местных селениях дело распространенное.
  Сидишь на мосточках ловишь рыбу. Зной вечерний уже не жалит , а мягко лелеит, играя заходящими лучами солнца по водной глади. Не ветерка. Деревья молча стоят устало склоняя свои тяжёлые ветки к воде от невыносимой, дневной, июльской жары. Застрекотали сверчки по берегу водоёма. Полное безмолвие. Слышно, как стрекоза пролетая рядом тарахтит своими крыльями. Ленивые рыбьи всплески, кое где слышаться на озере.
  И тут в этой пустынной тишине вдруг эхом расплескались по всей округи крики мужиков, кучей выбежавших из бани и с разбегу окунувшись в озеро.
"А-а-а-а-а -х...! О-о-о-о- у ..! Бр-р-р....! Ха-ха-ха...!  " Лесная ,большая птица встрепенувшись от их криков , неохотно поднялась ввысь со старой ивы. Сделав медленный круг вокруг берега, села на край деревни в зарослях заброшенного сада.
  У меня клюнуло, я подс;к удочку и вытащил приличного ратана.
  Всё это было в Оз;рках , а есть ещё такие места, как Меледино , Леонтьево, Филюково и прочие деревушки, некогда многочисленные и многоголосые, с большими дворами и хозяйством. А сейчас что..?! Десяток домов, да три с половиной жителя.  Но как бы то ни было на летние месяцы приезжают "городские ".Деревни оживают до сентябрьских дождей, а там уж и снега, распутица и опять безлюдица .
  Описывать каждую из этих деревень я не стану, они безусловно хороши, все они особенные . Одно скажу, каждая из них отложилась в моём сердце навсегда, прочно засев в глубине души добрыми воспоминаниями и любовью к земле южной стороны , Нижегородской области...
    Но начну пожалуй свою историю, вступлением которой послужило всё то, что я написал выше . Перед тем, как наш дом продать, возвращался я в город из села, где дом и стоит. Была ранняя осень. Утренняя дорога и дела в доме меня малость вымотали и я ехал не торопясь, любуясь через лобовое стекло осенними сюжетами, сказочного края.
- " Последние разочки катаюсь.!"-  с грустью произнёс я, сидя за рулём.
  В окне мелькали знакомые обочины.  " Тут я грибы собирал, там озеро, мы купаться ездили, а сюда я заезжал просто из-за любопытство..."-  в голове моей крутились мысли :" Хмм..!  А вот в Малахово я так не разу и не попал, а ведь сколько раз порывался свернуть к этой деревеньки на перекрёстке... "    
   (Когда едешь с нашего села , на первом перекрёстке, влево дорога  поворачивает  в Малахово,  а в вправо в Сосновское и далее на Нижний Новгород, или через Павлово в Гороховец  )...
  На ходу приняв решение, быстро сворачиваю влево, в сторону Малахово: " Ну когда ещё выпадит шанс свободного времени, потешить свою любознательность и пополнить свой багаж ещё одним уютным местечком Сосновского района?! "...
     Недавно до Малахово положили новый асфальт и машина по нему ехала спокойно и даже безшумно. Я не торопится, сбавил скорость.
   По обочине густой стеной стояли заросли борщевика, заполонившие придорожные кусты ивы и терновника. Потом на их смену выросли кущи американского клёна, утопленного в ежевичных плЕтях. Тут и там встречались тонкие  берёзки . Они одни из первых, чьи листочки покрываются ж;лто-красным отливом, срываясь от малейшего дуновения ветерка , падают и ложатся под ствол, на землю.
   Мимо, с правой стороны проезжаю пруд. Заросший и затравенелый. По дальнему берегу его, плотно стоит лес. А тут у дороги, в бурьяне, как бы на косом подъёме, кто-то оставил мягкую мебель- два кресла. Выглядит, скажу я вам, весьма эпично, но если бы на нём сидели люди, рыбаки какие-нибудь ,или просто отдыхающие. А так нет, тоскливо и одиноко, и где-то даже жутковато. Будто декорации из фильма ужасов или триллера, как мне показалось. Я проводил в боковое зеркало эти кресла взглядом, пока они не исчезли за кустами....
    Малахово появились, как то сразу. Просто выскочило из-за поворота, и всё ... на этом асфальт и закончился.
  С одной стороны меня встретило огороженное забором из профлиста деревенское кладбище с широкой парковкой и с поклонным крестом в центре погоста. С другой стороны пруд по берегам которого высокие, многолетние ивы ,с толстыми стволами. Пруд ухоженный. Тут и там натоптанные заходы к воде, видимо для рыбной ловли. Сама деревня чуть в глубине, расположилась по бокам дороги.
    Я припарковался у кладбища. Сделав длинный, медленный поворот, так чтобы можно было по подробнее разглядеть пруд. 
  На берегу пруда сидел дед, ловил рыбу. Он как-то встрепенулся, услышав меня, встал во весь рост, пристально начал изучать мои манёвры. Мы с ним обменялись долгим взглядом, я даже успел его рассмотреть.
  Дед был не высок, плечист, борода густая, да так что и рта не видать. Взгляд глубокий, выразительный, глазницы тёмные , впалые. Одет он был по-простому. Куртяшка старая, поношения, залячканая, шапка- ушанка со времён советского союза. А больше ничего и не запомнил я из его убранства.
    Когда я остановился и заглушил машину дед отвернулся, наверное пропал интерес ко мне, а может подумал, что мои манёвры больше не имеют никакой опасности для него. Он закурил, я вышел из машины. Мне почему-то захотелось с ним поговорить.- " Отец будь здоров! "- начал я из далека - " Как рыба то есть.., клюёт?
Он даже не посмотрел в мою сторону.
-" Клюёт! "- произнёс отец.
- " А что за рыба водиться у вас? "- настаивал я на продолжении разговора - " Пруд красивый! "
- " Всякая есть по немногу"- с явным недоверием ответил он.
-" Отец ,да ты не подумай чего нехорошего "- угадав его осторожность, стал я объясняться :" Панинский я. Из личного любопытства спрашиваю."
-" Панинский?! "- как то протянул он выразительно в ответ:" Что-то лицо не знакомое... Знаю я Панинских, знаю! ".
- " Да я там дом купил, так то не местный конечно . "
-" Конечно не местный. Вижу, что не местный. И говор у тебя не наш, не Сосновский  "
-" Оно и верно, вы то все тут "Окаете" , а мы " Акаем"... "- дед усмехнулся в бороду на мой ответ, перебросил удочку.
-" Знаешь ли кого , панинских - то? "- стал допрашивать меня дед.
-" В соседях Саша Боков и Нина Плохова живут. "
-" Боков говоришь..?!  М-да, там пол села  Боковых "- повернув голову в пол оборота ко мне , откликнулся дед : " Николая Шобонова знаешь? "
-" Ну так, чтобы близко, нет , не знаю ... Сергея Студенова знаю...Рыбу по селу ходит,продаёт. Наловит карасиков,и ходит по дворам , чтоб на похмелье их кому-нибудь сбагрить."
-" Ммм..! -промычал дед и в ответ и сказал : " Передавай привет Николаю ". Он подс;к удочкой и выловил маленького ротана.
-" Передам, увижу если."
-" Он, Коля Шобонов, учительствовал в школе у вас...Как там школа то стоит? "
-" Уже нет, не стоит... Разобрали по кирпичику "-  вздохнул я.
-" Эх, да! "- вздохнул в ответ дед.
  Мы помолчали.
-" А ты отец получается коренной житель в Малахово?" - после паузу продолжил я разговор.
-" Получается. "- отозвался дед.
_" А что большая деревня? "- далее спросил я у него.
-" А ты поди да посмотри... По прямой с пол километра, А там поворот и ещё чуть чуть, вот и вся деревня... Одна улица "- он ещё раз вытащил маленького ротанчика, насадил новую наживку и кинул снасть в воду.
   Видно было, что дед не особо расположен к разговору, а мне показалось , что разговор может быть интересным , да и сам человек был интересен, поэтому я продолжил.
-" Слушай отец, место здесь необычное, красивое. Пруд шикарный, кладбище имеется своё - колоритно! Ты тут всю жизнь, с детства, небось прожил .., родителей, друзей, соседей кого,на этом,на погосте  схоронил. Наверняка история имеется по-любому какая-нибудь жизненная... Как оно живётся в деревне, всю жизнь? - спросил я у деда.
  Он молчал. То-ли  задумался над моими словами , то-ли не захотел разговаривать, я продолжил опять.
-" Видишь ли в чем дело, я писатель..! "
-" Писатель?!"-  дед в этот раз повернулся ко мне лицом, осмотрев меня с ног до головы, всей своей косматой бородой, вздохнул глубоко и спросил:" О чем пишешь писатель? "
-" О людях пишу, о их жизни. Ищу, что может быть интересным в истории тех или иных людей... Вот ты например отец, живёшь и не знаешь, что какая - нибудь маленькая особенность твой жизни в этой глухой, малоизвестной деревни, может вдруг стать основой для целого рассказа, который прочитают миллионы людей. "
-" Как складно ты сказал, действительно, наверное, писатель"- усмехнулся он в бороду.
-" Вот поэтому я и разговариваю с тобой, вижу, что ты интересный человек. "
-" Кхе, кхе! "- закашлялся он:" Что тебе рассказать?" - начал он неуверенно диалог:" Не всю жизнь я прожил в своей деревни, было время уезжал за " длинным рублём", в Москве бывал, на Амуре был , в Кишинёве пожил . Времена, сам знаешь, не сладкие складывались в стране. Работы не было, колхозы - совхозы вставали ,и производства всякие. Да что там говорить, и сейчас не легко... Ой -; -;- ;й..! Желания никакого возвращаться не было в родной дом. И я тебе так скажу, писатель, вот привыкаешь к одному месту: шум, говор людей, лай собаки у соседа, сверчки по ночам, всё тебе так близко, так дорого. Снег шапкой на соседней крыше, звук лопаты по утрам , тех кто тропку чистит. Лес за огородом, что десятилетия не меняется, только если от времени года. Запах поля, вот этих ив, пруд, который сниться во снах на чужбине....
   И, где бы ты не жил,в каком городе бы не был, какие деньги в руке бы не держал, не заменит оно того,  привычного, с детства привитого расположения к родному месту... Приезжаешь домой, а душа знаешь, как радуется..?  Хмм.., лучше, чем от всякий радости : и от большого города, и от работы какой не то, и от денег вместе взятых... Вот ведь аномалия какая! "- дед закурил опять:" Ну, как тебе писатель такая конфигурация? "-усмехнулся он своей бородой.
-" Продолжай отец"- ответил я:" Ты же не закончил свою мысль?! "
-" А я ещё и не начинал тебе ничего говорить то, так только... "- дед сново выловил ратана:" Наловлю с десяток рыб, пойду домой, кота накормлю, кот мышей наловит, принесёт ко двору - на мол, мой улов ;- такой вот у нас бартер с котом "- засмеялся он.
-" Летом огород сажаю, по грибы хожу, зимой из всех дел, только снег с тропинок убрать. За могилами пригляну, когда траву покосить, когда снег убрать опять же. Время придёт, отнесут  добрые люди, рядком к родителям за ограду положат... Живу ли, здесь, лежать ли буду, тоже здесь, всё здесь, всё рядом... "- он замолчал, докурив, стал собирать удочки . То-ли время вышло, то-ли не захотел более разговаривать.
-" Спасибо отец тебе за рассказ! "- попрощался я с ним. Он лишь кивнул мне в ответ, не оборачиваясь...
  Я сделав круг по деревне, поехал домой , в город, вспоминая Панинского Сергея Студенова, то, как он с таким необычным, пылким воодушевлением говорил " Дом у меня пятистенок, и лес хвойный, мой собственный - сам посадил."
  24.12. 2024г.


Рецензии