7 личностная ответственность перед жизнью

====   ВВЕДЕНИЕ

Заинтересовал процесс 16-ступенчатого наращивания степени целенаправленности и замотивированности в утренней субботней службе синагоги консервативного направления.

====   7-я ступень. Обостренное прочувствование личностной ответственности перед данностью Жизни.

Называется ступень «Молитва Амида»; читается с стр. 399-412 в книге-молитвеннике «Врата молитвы».

Обычная, будничная Амида, читаемая во все дни, кроме суббот и праздников, состоит из 19-ти  благословений (традиционно называется «восемнадцать»).
Первые три благословения, - прославление Бога, имеют цель воззвать к Его милосердию и создать соответствующее настроение у молящегося (верхняя из трех схем на рисунке над текстом).

Средние благословения, их тринадцать, содержат просьбы к Богу: сначала идут шесть личных просьб, затем шесть общественных, касающихся всего еврейского народа, завершающее благословение является просьбой о благосклонном принятии молитвы.               
Последние три благословения представляют собой благодарность Богу за возможность служить Ему.

По субботам и праздникам читаются особые варианты Амиды, в которых от будничного варианта остаются только три первых и три последних благословения, а остальные заменяются на благословение, посвящённое данному дню. Такая молитва называется «Молитвой семи благословений».

Общим для всех вариантов Амиды, как будничных, так и праздничных, является то, что молитва начинается со стандартной формулы «Благословен Ты, Господи…», и ею же заканчивается каждое благословение.
 
Первое благословение «Праотцы» (Авраам, Ицхак и Яаков, от которого произошли все колена Израиля).

Высокая общественная мораль и господство справедливости подчеркивается в рассказах о жизни праотцев. Из этих рассказов ясно, что творящий справедливость получает вознаграждение, и вопль страждущего доходит до Небес.

Попробую выявить, какие взаимообусловленности имеют ввиду и что хотят обрести молящиеся в этом обращении к Всевышнему.

1.Вознаграждение, пропорциональное этому.

2.Вклад в общественное благо - действительный.

3.возможное в контексте «накопленное общественное благо – вознаграждения по вкладам – возможные добавки на поддержание качества жизни».

4.Вознаграждение, распределяемое  в соответствии с возможностями  и по потребностям, не обеспечиваемым вкладами в общественное благо.
 
5.Потенциально возможный вклад в общественное благо – максимальный для располагаемых и доступных ресурсов в обществе

Под «Высокой общественной моралью» полагаю устремленность всего общества к тому, чтобы располагаемые и доступные ресурсы использовались на поддержание жизни общества и поддержание качества жизни. Для этого в обществе создается и применяется Механизм функционирования высокой общественной морали. Осуществляется параллельно и взаимосвязанно два процесса:

- состоится действительный Вклад в общественное благо (позиция 2 на верхней схеме) и осуществляется пропорциональное этому вознаграждение (1),
- выявляется (3) возможное в контексте сочетание «накопленное общественное благо – вознаграждения по вкладам – возможные добавки на поддержание качества жизни»; через стимулирующее вознаграждение (4), распределяемое в соответствии с не выявленными, пока, возможностями  удовлетворения потребностей, не обеспечиваемым вкладами в уже существующее общественное благо.

Этот механизм способствует поддержанию Жизни и поддержанию качества Жизни (5).

Этим благословлением человек получает ориентировку - к чему стремиться в использовании себя (располагаемых и доступных ресурсов) и начальную побужденность идти в выявленном направлении.
Теперь ему нужна мобилизация своих сил для концентрации их на актуализации этого механизма.

Воспринимая свою жизнь как проявление воли Всевышнего, он убеждает Всевышнего в себе, что такая мобилизация располагаемых и доступных ресурсов возможна. По сравнению с тем слабеньким проявлением, которое человек может осуществлять без непосредственной поддержки Всевышнего, возможное и востребованное усилие может быть осуществлено только при поддержке Всевышнего.

Нижняя схема слева на рисунке - процесс «от прислушивания к ощущению данности Жизни в себе мы ощущаем и сознаём присутствие Создателя-Всевышнего конкретно в себе».
Эти ощущение/сознавание ориентируют на то, чтобы выявить конкретное общественное благо, которое может быть приращено твоими проявлениями, на выявление потенциала к этому. Произнесение благословления, да еще в коллективном процессе, позволяет обрести мотивацию к актуализации этого потенциала.

Взывание к Всевышнему состоит в описании его Могущества (это – следующее благословение):

- Ты всесилен вечно, Господи! Ты воскрешаешь мёртвых, Ты Велик при спасении, Ты ниспосылаешь росу (летний вариант)/навеваешь ветер и ниспосылаешь дождь (зимний вариант). Ты питаешь живущее по милости, воскрешаешь мёртвых по великому милосердию, поддерживаешь падающих, исцеляешь больных, освобождаешь заключённых и сохраняешь верность Свою спящим во прахе. Кто, как Ты, о Всесильный, и кто сравняется с Тобою, Царь, Умерщвляющий и Воскрешающий и Дающий возродиться спасению. Ты верен Своему слову - воскресить мёртвых. Благословен Ты,... -

Если не чувствовать и не сознавать, что благословление «Могущество» направлено на развитие сконцентрированности воли к выявлению системы «ресурсный потенциал – возможные желательные проявления в среду ЖИЗНИ – потенциально доступные в среде желательные изменения», то произнесение этого благословления послужит иному – самообману в  будто-бы уже участием в организованном проговаривании молитвы достигнута нужная и возможная отмобилизованность. Нет, достижение отмобилизованности надо проверять получением признаков практическиих  попыток выявления указанной системы взаимосвязей. 

Третье благословение «Освящение имени»:Ты Свят, и Имя Твоё свято, и святые ежедневно восхваляют Тебя. Благословен Ты,...               

Чтобы преодолеть естественное сомнение в обращении к неизвестно чему, молящийся объясняет себе действительность непостижимого и обозначает сконструированный канал «Всевышний – Ангелы, доступные для человека – человек». Проясненность действительности наличия канала подтверждает работоспособность запроса на мотивационную поддержку (схема – внизу, справа).


Рецензии