Мансийские сказки
Из проекта Самоглядное Зеркало, Самогляд Родаруса. Энциклопедия сказок Русского мира, сказок народов России, сказок родственных народов.
============
Манси традиционно проживают в Югре. Из ближайших родственников имеют хантов.
По языку они больше русские, но есть и говорящие на манси.
Произошли они как этнос на западных склонах Урала, позже перебрались в Зауралье.
Культура и фольклор манси основана на близости тайги, хозяйство и быт носят комплексный характер. Занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.
Манси в верховьях рек занимались охотой, некоторые выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли.
Из праздников популярен медвежий праздник. Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Вороний день, отмечающийся на Благовещенье. Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей.
Жанры фольклора делятся на священные и обыденные. Священные жанры чаще всего исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение обычно было приурочено к праздникам и ритуалам.
++++++++++++++++++++++++++
---
Богатырь Кедровое зернышко. Мансийские сказки!!
=========
Богатырь Кедровое ядрышко с низовой, Обской стороны жену имеет. Жена Светлую Обь позабыть не может, все в низовую сторону стремится. Однажды весна настала. Женщина в лес пошла, бересты надрала. На 6ересте всяких птиц, всяких зверей нарисовала, из бересты узорчатые чуманы, туески изготовила. Туески и чуманы перед мужем расставила, так ему говорит:
— Богатырь Кедровое ядрышко, для тебя я посуду сготовила. Для светлого рыбьего жира - обской снеди, для светлого рыбьего жира - озерной снеди, — вот хороши чуманы!
Богатырь туески и чуманы похватал, в клочья изорвал, бросил. Говорит:
— Светлый рыбий жир - обская снедь, светлый рыбий жир - озерная снедь, не для меня пища. Не на этой пище мои кости выросли, мое тело окрепло. Звериным жиром я с детства питался, на зверином жиру кости мои выросли, тело мое окрепло.
Хоть и изорвал он туески и чуманы, а как только другая весна пришла, жена его из бересты краше прежнего посуду ладит. Изготовила, перед мужем расставила. На посуде птицы всякие нарисованы, звери разные изображены. Мужу говорит:
— Богатырь Кедровое ядрышко, для тебя туески и чуманы я сделала. Светлый рыбий жир - обскую снедь, светлый рыбий жир - озерную снедь, — наливать в них как хорошо!
Богатырь же чуманы хватает, в клочья рвет и бросает.
— Светлый рыбий жир - обская снедь, светлый рыбий жир - озерная снедь, не моя пища. Не на этой пище мои кости выросли, мое тело окрепло. С детства я звериным жиром питался, на зверином жиру мои кости выросли, мое тело окрепло.
Жена прочь пошла, плачет-рыдает:
— К Светловодной Оби пришла бы я, там хорошего товарища нашла бы себе!
Муж чуманы ее хоть и порвал, жена его слушать не хочет. Снова весна настала, женщина опять бересты надрала, опять узорчатые чуманы, изукрашенные туески делает. Перед мужем их расставила, говорит:
— Богатырь Кедровое ядрышко, для тебя туески и чуманы я сделала. Светлый рыбий жир - обскую снедь, светлый рыбий жир - озерную снедь, — наливать, вот хороша посуда!
Муж ее уговорам поддался.
— Ну, коли ты тогo хочешь, будь по-твоему.
Богатырь Кедровое ядрышко товарищей своих сзывает, лодки готовить велит и в путь собираться. За младшим братом своим посылает. Не идет младший брат, ехать не соглашается.
Погрузились, от берега оттолкнулись, поехали. Когда лодки мимо мыса Ванкр-нёл проплывали, на мысу то ли солнце взошло, то ли месяц выплыл. То не солнце, не месяц, а богатыря Кедровое ядрышко младший братец навстречу вышел. На краю скалы стал он и так невестке говорит:
— Если с братом моим в низовой стороне беда приключится, ты к нам лучше и не показывайся!
— Что ты зря болтаешь, — невестка отвечает, — не на войну ведь муж мой собрался, какая беда с ним случится!
Дальше отправились. День и ночь все плывут. Однажды, когда уж на Обь выбрались, жена говорит:
— Сколько дней без сна едем, надо заночевать.
К берегу причалили, вышли из лодок, огонь развели. Поели и спать собрались. Богатырь товарищам говорит:
— Ложитесь, я сторожить буду.
Люди заснули. Богатырь у костра сидит, сторожит.
Жена говорит ему:
— Ложись, ты ведь греб все время, устал. Я уж посторожу.
— Ты заснешь, наверное, а на нас враги напасть могут.
— Ложись, враги если придут, сразу разбужу.
Богатырь лечь решился, жена ему снова говорит:
— Сними кольчугу-то, день и ночь железо на себе носишь. Сними, отдохни хорошенько.
Снял богатырь кольчугу, лег и заснул. Тогда жена кольчугу взяла, ворот у нее зашила, чтобы надеть нельзя было. Лук посредине ножом надрезала. Потихоньку поднялась и ушла.
Пониже того места Русского богатыря городок был. Женщина в тот городок пришла, Русскому богатырю говорит:
— Тайт-реки люди пришли. Собирайся, иди на них.
Пока русские собирались, она обратно в стан мужа прибежала. Когда русские лодки близко подошли, к берегу причалили, мужа будить стала:
— Вставай, враги напали, убьют нас всех!
Богатырь Кедровое ядрышко вскочил, кольчугу схватил, на себя накинул, надеть не может, — ворот зашит. Так и бросил. За лук схватился. Когда его натягивать стал, в надрезанном месте лук пополам сломался. Богатырь Русский тут его и убил. Русские воины дружину его перебили. Лишь женщина с грудным ребенком осталась. Женщина богатырю говорит:
— Мальчика тоже убей; вырастет - отца искать станет.
— Он еще мал. Вырастет, знать не будет, кто его отец был; мстить не станет.
Русский богатырь с Кедрового ядрышка кожу с волосами с головы содрал, на вершину лиственницы повесил, сказал:
— По верховьям Тайт-реки ходивший богатырь Кедровое ядрышко! Кожа с головы твоей на вершине лиственницы ветром пусть обвевается. Скальп твой, материнскую кожу твою дождь пусть мочит, ветер пусть обвевает!
Потом женщину с ребенком забрал и в городок свой отравился. Женщина жить с ним осталась.
Много ли, мало времени прошло, мальчик вырос, окреп. Руки его сильны, ноги его сильны.
С сыновьями Русского богатыря играет, кольцо мечет. То кольцо бросят, оно слабо летит, близко падает. Мальчик бросит - со свистом летит, с глаз скрывается.
Сыновья Русского богатыря говорят:
— Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на Обском острове на вершине лиственницы висит? Ты силен, а где же сила твоя была, когда отца твоего убивали?
Мальчик к матери побежал, спрашивает у нее:
— Так говорят: "Tы силен, а где сила твоя была, когда отца твоего убивали?" Верно ли, нет, что отец мой убит? Кто он был, скажи.
— Отец твой, вот он - Русский богатырь.
Мальчик успокоился, думает - и верно так. На другой день опять играть стали. Кольцо мечут. Он бросит - кольцо со свистом летит, с глаз скрывается. Другие кинут - слабо летит, близко падает. Сыновьям Русского богатыря обидно стало, говорят они:
— Ты силен, а почему ж скальп отца твоего на острове Обском на вершине лиственницы ветром обвевается? Где сила твоя была, когда отца твоего убивали?
Мальчик к матери пошел, спрашивает:
— Почему мне говорят: "Где ты был, когда отца твоего убивали?" Кто мои отец был?
— Не слушай, — мать отвечает. — Отец твой - Русский богатырь.
В третий раз играть стали. Русского богатыря сыновья кольцо метнут - слабо летит. Мальчик кинет - кольцо из глаз скрывается. Братьям обидно стало, они мальчику говорят:
— Куда же ты силу свою девал, когда отца твоего убивали? Отца твоего скальп на лиственнице болтается, ветром обвевается.
Мальчик ничего не ответил, прочь пошел. Из городка за палисады вышел, плача, грустя там расхаживает.
За городскими палисадами, в маленькой юрточке старик со старухой живут. Куска своего они не имеют, из милости их держат. "Схожу к старику и старухе, — мальчик думает, — спрошу у них. Может, скажут". Вошел мальчик в домик, спрашивает:
— Бабушка, дедушка, люди говорят мне: "Ты силен, а где сила твоя была, когда отца твоего убивали? Скальп отца твоего на Обском острове на лиственнице висит, ветром обвевается". Верно ли, что отец мой убит?
Старик отвечает:
— Эх, внученько, завтра хорошего человека дыхание угаснет. Русский богатырь убить тебя хочет. Узнал он, что ты отца своего проведал. Отец твой - Богатырь Кедровое ядрышко. Русский богатырь его убил, а скальп его, материнскую кожу его на лиственницу повесил.
— Род у меня есть ли, нет?
— Род твой в вершине Тайт-реки в устье Кос-я-реки живет.
Старик кольчугу, которую в молодости еще сам носил, достал, мальчику дал.
— На, надень.
Мальчик надел, впору пришлась. Старик руки его померил, меч дал. Потом к реке повел, лодку там свою отдал, сказал:
— Вверх по Оби поезжай. Увидишь с правой стороны с темной водой река выпала. В эту реку лодку свою направь. Это Тайт-река будет. В эту ночь по останавливайся, настигнут! Поезжай скорей!
Мальчик со стариком распрощался, вверх по Оби поплыл. Долго ли, коротко ли плыл, до устья роки с темною водой добрался, вверх по этой реке гребет. Нигде не останавливается, без отдыха едет.
Однажды вечером посмотрел, — сверху по реке лодка плывет. Мальчик лодочку свою к берегу повернул, в курью завел, а сам на берег выскочил и в лесу спрятался. Слышит разговор на реке:
— Причалим. Только что лодка была. Человек, видно, на берег скрылся. Поищем.
Причалили, искать стали. Скоро нашли, схватили, к лодке привели. Какой-то человек спрашивать начал:
— Кто ты, кто отец твой?
— Отец мой - Богатырь Кедровое ядрышко.
— Откуда ты взялся? Я отца твоего младший брат. Где отец твой?
— Русский богатырь его убил.
— А мать твоя где?
— Она с Русским богатырем живет.
Мальчик в большую лодку сел, все вместе на Обь поехали. К городку причалили, младший брат Кедрового ядрышка дружине говорит:
— Что тут народом делать, я один пойду.
Весло взял, на берег побежал. Половину городка веслом разнес, всех людей поубивал и в воду побросал.
Русского богатыря ударил, у того и глаза выскочили, на дерево повисли. Такой человек - рука тяжелая! Старик со старухой к нему подбежали: "Не убивай нас!" - просят.
— Вас я не трону, — отвечает.
Всех побил, тогда товарищам городок обойти велел. Обошли, видят - семь человек убежали. Младший брат Кедрового ядрышка племяннику говорит:
— Ты помоложе, за двумя беги, а я за пятерыми погонюсь.
Сказал и по следу бросился. Племянник двоих беглецов выслеживать стал. Вскоре нашел их: Русского богатыря двое сыновей под берегом от страха в лодку забились.
Увидали его, заплакали, пощады просить стали.
— Когда моего отца убивали, — мальчик ответил, — никто не плакал!
Лук натянул, стрелу пустил, сразу обоих убил. Кожу с головы у них содрал, к своим назад пошел.
Домой ехать собираться начали, стали решать, что с женой Кедрового ядрышка сделать. Дядя говорит:
— Я сам ее убивать не буду. Убью, а ты, может, когда потом скажешь: "Мать мою убил", против меня пойдешь.
Женщину живой в лодку снесли, на дно положили, за руки, за ноги к дну лодки гвоздями прибили. В лодку сели, домой поехали. Женщина на дне лежит, по ней ходят. Так дорогой и умерла. Когда умерла, ее в воду бросили. Сами домой приехали на устье Кос-я-реки жить стали.
++++++++++++++++++++++++++
---
Воробушек. Мансийские сказки!!
=========
Моя загадка:
— Воробушек, воробушек, что такое твоя головка?
— Ковшичек для питья весенней воды.
— Что такое твой носик?
— Ломик для долбления весеннего льда.
— Что такое твой язычок?
— Разрисованное веселко для езды вверх по реке.
— Что такое твоя спинка?
— Разрисованная лодочка для езды вниз по реке.
— Что такое твои кишочки?
— Арканчик для ловли семи оленей.
— Что такое твой животик?
— Мешочек для огнива семи ненецких женщин.
— Что такое твои ножки?
— Подпорочки в весеннем домике.
— Что такое твои крылышки?
— Крыша весеннего домика.
— Что такое твой хвостик?
— Корытце для кормления семи собак.
++++++++++++++++++++++++++
---
Гордый олень. Мансийские сказки!!
=========
Есть у манси на Северном Урале любимое озеро — Ватка-Тур. Недалеко от него жил охотник Захар со своей семьёй. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги, ловить сохатого. Только оленей никогда не ловил — жалел их Захар.
Однажды летом пошёл Захар на озеро проверить поставленные им сети. Тихо на озере. Только и слышно, как рыба плеснёт или как утка вспорхнёт... Вдруг видит: недалеко от него стоит красавец олень. Засмотрелся на него охотник — весло из рук выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову с сереньким пятнышком на лбу и убежал прочь.
Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима на Урале суровая да снежная. Трудно Захару с семьёй жить стало. Юрта совсем худая, и на охоте удачи нет.
Пошёл Захар в лес. День идёт, другой, из сил выбивается, а на след зверя набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей пасётся и среди них тот, с сереньким пятнышком на лбу.
Стал Захар потихоньку подползать к оленям. Вот уже совсем близко подполз. Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя убивать. Олени почуяли, что человек близко, и умчались.
Только хотел Захар повернуть обратно, вдруг видит: прямо к нему, опустив голову, идёт большой и сильный олень. Испугался Захар, а олень остановился около него и сказал человечьим голосом:
— Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься, бродишь по тайге, а удачи тебе нет.
Захар отвечает:
— Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.
— Будь завтра снова на этом месте, — проговорил олень и, высоко подняв голову, убежал.
На другой день, только показался первый луч солнца, Захар пошёл на болото. Красавец олень уже ждал его.
— Я буду твоим другом и помощником, — сказал он. — Садись на меня!
Быстро мчался олень по тайге. Сколько было радости и удивления, когда Захар вернулся домой!
Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ. Все привыкли к доброму оленю. И решил охотник отблагодарить его за доброту. Вечерами сидели они всей семьёй и вытачивали, отделывали каждую веточку — делали оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы — крепкие, ветвистые, красивые!
Весной, когда начал таять снег, запряг Захар оленя и посадил всю семью на нарты.
— Поехали! — крикнул Захар.
И они помчались по бескрайней тайге.
Вот и озеро Ватка-Тур. Захар освободил оленя из упряжки и вывел к тому месту, где впервые увидел его. Старший сын Захара принёс приготовленные для оленя рога.
— Это тебе, дорогой олень! — сказал Захар.
Олень гордо качнул головой с новыми рогами. Прошёлся по берегу озера, копнул острым рогом землю.
— Спасибо тебе, олень, за помощь, — ска¬зал Захар. — Иди на свободу.
— И тебе спасибо, человек! С такими рогами мне и волк не страшен! — сказал олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу.
С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.
++++++++++++++++++++++++++
---
Зайчик. Мансийские сказки!!
=========
Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться:
— Огонь, сожги осоку на озерном берегу!
— Какое зло сделала тебе осока? – спросил огонь.
— Губу мне разрезала, – ответил заяц.
— Уж такое ненасытное брюхо у тебя, – сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит:
— Вода, прибудь, затуши огонь!
— Какое тебе зло сделал огонь?
— Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!
— Какое зло тебе сделала осока?
— Губу мне разрезала.
— Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:
— Дети, в воду стреляйте!
— Какое тебе зло вода сделала?
— Вода не прибывает, огонь не тушит!
— Какое тебе зло сделал огонь?
— Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!
— Какое тебе зло сделала осока?
— Губу мне разрезала?
— Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит::
— Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи. чтобы стрелять не могли!
Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду – вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке-перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил.
++++++++++++++++++++++++++
---
Как ворон землю мерил. Мансийские сказки!!
=========
На болотной кочке старуха со стариком жили. У старика белый ворон был. Земли всего лишь островок маленький; только юрточку поставить, а кругом вода. На месте земля не стояла: северный ветер подует, к южному морю ее погонит, с юга ветер поднимется, землю на север несет.
Старик из юрты своей не выходит, какая-такая земля есть, не знает. Белого ворона однажды посылает:
— Землю кругом облети, хочу знать, на много ли она выросла.
Ворон полетел и вскоре вернулся. За то время, что летал он, котел рыбы сварить можно было.
Такой земля стала.
Жили, жили, опять посылает старик ворона посмотреть, на сколько земля выросла. Ворон землю всю облетел, через три дня лишь вернулся. Такой земля стала.
Еще сколько-то времени прошло. Старик ворону говорит:
— Землю кругом облети, хочу знать, на много ли еще выросла.
Улетел ворон. Зиму прожили, и вторая зима прошла, ворон все не возвращается.
Старик и ждать перестал:
— Погиб где-нибудь ворон.
На третий год видит старик, летит какая-то черная птица. Это белый ворон почерневшим прилетел.
— Ну, где же ты летал?
— Я три зимы, три лета летал, насилу землю окружил. Ни одной речки, ни одного озера не пропустил.
— Пока летал, что-то сделал; почему почернел?
— Что сделал? Человек какой-то умер, я его съел. Оттого и почернел.
— Человека если съел, уходи прочь. Отныне ты сам зверей убивать, рыбу добывать но сможешь. Человек когда зверя убьет, там кровь подбирать станешь, а ничего не найдешь, голодным будешь.
Ворон улетел. Так и поныне живет.
++++++++++++++++++++++++++
---
Отчего у зайца длинные уши. Мансийские сказки!!
=========
Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает:
— «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу!
— Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
++++++++++++++++++++++++++
---
Про Полум-Торума. Мансийские сказки!!
=========
Старуха со стариком живут. Два сына их подросли. Старшин сын говорит:
— Мы очень бедно живем. Я, — говорит, — куда-нибудь пойду.
— А как же пойдешь? — спрашивает отец.
— На лошади поеду.
Лошадь запряг. Тут средний сын говорит:
— Я тоже поеду.
На одну лошадь сели и отправились. Отправились и - нет и нет их. Однажды младший сын говорит:
— Я братьев искать буду.
— Искать хоть будешь, — отец отвечает, — где их найдешь?
— А уж где-нибудь поищу.
— У меня, — говорит отец, — под семью старыми стойлами конскими семикрылая лошадь была. Если ты теперь эту семикрылую лошадь поймаешь, — так поймай. На ней и поехал бы.
Сын к семи старым стойлам подошел. Дверь вся завалена. Он лопату взял, раскапывать стал. Копал, копал, до пола стойла дошел. Дверь там увидел. Дверь, открывать начал, семикрылого коня ржанье послышалось. Коня взнуздывая, за узду схватил. В тот же миг кверху его подкинуло. Через все семь стойл наружу вытащен был. Наружу попал, в землю уперся, коня удерживает. Лошадь удерживая, по колена в землю ушел. Лошадь остановилась, говорит ему:
— Старухи и старика младший сынок. Руки твои сильными стали. Меня поймать смог. Теперь в правое ухо мое полезай.
Мальчик в правое ухо влез, в хорошие одежды там оделся. Вылез и к отцу пошел.
— Сынок, — говорит, — лошадь поймать смог?
— Почему же не смочь?
С матерью, с отцом попрощался, из дому вышел, к лошади отправился. На спину ей сел.
Пока он полы одежды своей поправлял, весь круглый свет они обошли. Так едучи, однажды к глубокой, по колено вытоптанной дороге выехал. По ней направился. Долго ли, коротко ли ехал, в близкую землю - близкий путь, в далекую землю - далекий путь. В одном место видит впереди то ли две ели стоят, то ли две лиственницы высятся. Думает:
"Туда если б доехал, там заночевал бы. Семиязыкую мать мою834 разжег бы, а после того смерть - так смерть, жизнь - так жизнь".
Ближе подъехал, настолько приблизился, что разобрать можно. Смотрит: какая ель? Какая лиственница? Дом с чамьей стоят. Подошел к дому, дверь открыл, вошел. В доме тепло, темно.
Спрашивает:
— Есть ли человек какой?
Человеческий голос слышится:
— Старухи и старика младший сын, к твоему приходу огня нет, готовой пищи нет.
Старухи и старика младший сын плошку зажег, в заднюю- комнату прошел. На столе когда-то приготовленная пища стоит, пар над ней кружится. Сел, есть стал. Поел, попил. От еды что осталось наружу вынес, лошадь свою накормил, напоил. Обратно в дом вернулся, говорит:
— Есть ли в этом доме кто-нибудь? Я поел, попил, спасибо!
Человеческий голос снова слышится:
— Старухи и старика младший сынок, для тебя еды нет, огня нет. Для хорошего человека приготовлено, напрасно ты поел.
Мальчик уходить повернулся, сказал:
— Прощай, доброго сна тебе, в доме живущий!
— Иди, иди! Куда идешь, чтобы тебе оттуда не вернуться!
Вышел мальчик из юрты, дальше отправился.
В близкую землю - близкий путь, в далекую землю - далекий путь. Ехал, ехал, обессилел совсем, насилу тащится. Однажды, под вечер, смотрит, — вдали как будто ель с лиственницей виднеются. Думает:
"Туда 6ы дойти. Там заночевал бы. Семиязыкую мать мою разжег бы, а там жизнь - так жизнь, смерть - так смерть!"
Ближе подъехал, настолько, что разобрать можно, видит - то не ель, не лиственница, а дом с чамьей стоят. Около дома семисуставчатая коновязь стоит. Коня своего к седьмому суставу привязал, в дом зашел. В доме старушка сидит, плачет.
— Внучок, ты куда идешь? — спрашивает.
— Силу свою померять - место ищу.
— Какого тебе места нужно? У меня вроде тебя богатырь, внук был. Низового человека дочь сватать пошел, сыном Низового человека убит был.
Старуха мальчика накормила, напоила, потом сказала ему:
— По этой дороге если пойдешь, к старому бору придешь. Внук мой там с сыном Низового человека бился, там и убит был, как горная трава, как лесная трава, на мелкие кусочки иссечен.
Старуха пол-лепешки ему дала, сказала:
- На то место как придешь, остановишься и скажешь: "Здесь живого человека нет ли? Бабушка мне пол-лепешки дала, если бы живой человек нашелся, мы бы с ним вместе поели".
Попрощался со старухой, поехал дальше. Долго ли, коротко ли ехал, устал, из сил выбиваться начал. Однажды к старому бору приехал. Видит - и правда, убитый человек лежит, — как горная трава, как лесная трава, на мелкие куски иссечен. Остановился, говорит:
— Здесь живого человека нет ли? Бабушка мне пол-лепешки дала, если бы живой человек нашелся, мы бы с ним вместе поели.
Человеческий голос послышался:
— Я есть не могу, сын Низового человека меня убил.
— А как же тогда говорить можешь?
— Шея моя перерублена, а все же на одной жилочке голова держится. А ты куда идешь?
— К Низовому человеку, дочь сватать иду.
— Я с сыном его хоть и сражался, — убитый говорит, — победить его не смог. А тебе где же справиться?
— Я справлюсь.
— Ну, так слушай! В Низовую землю поезжай. В тундру выедешь, посреди тундры Низового человека дом увидишь. Семь домов друг па друга поставлены. Верхний дом - ледяной. Когда приедешь туда, Низового человека сын тебя увидит, из дома выскочит. Как крикнет, конь твой на колени упадет. Второй раз крикнет, конь наземь повалится. Ты коня хорошенько ударь.
Как быстро ни поедешь, он на своем коне все равно догонять будет. В третий раз крикнет, твой конь снова к земле припадет. Ты его опять подгони. Когда Низового человека сын приблизится, ты своего коня поверни, чтобы лошади грудь с грудью столкнулись. Тогда он на землю спрыгнет и скажет тебе: "Будь ты старшим братом, а я младшим буду".
Так убитый живого учил. Старухи и старика младший сын коня нашел, на спину ему сел и поехал.
В близкую землю - близкий путь, в далекую землю - далекий путь. Долго ли, коротко ли ехал, на тундру выехал. И верно, видит - дом стоит, крышей бегучих облаков касается.
Видит - из верхнего окна муха вылетела. На землю опустилась, сыном Низового человека стала. Как крикнул он, лошадь на колени упала. Старухи и старика младший сын лошадь кнутом ударил, она на ноги вскочила и вперед понеслась. Богатырь молодой обернулся назад, видит Низового человека сын на коня вскочил, за ним погнался. Второй раз крикнул, от этого крика конь на землю припал, затем снова на ноги вскочил. В третий раз Низового человека сын крикнул. Молодого богатыря конь оземь грянулся.
— Ты чего испугался? — старухи и старика младший сын крикнул: - лесного ворона сын закричал, а ты и падаешь.
Ударил плетью, лошадь как огонь взвилась.
Пуще прежнего помчался. Низового человека сын все равно нагоняет. Повернул богатырь своего коня навстречу, — лошади грудь с грудью столкнулись, сына Низового человека лошадь на три шага назад отлетела. Он на землю соскочил, сказал:
— Старухи и старика младший сын, довольно нам спорить, будь мне старшим братом, а я тебе младшим братом буду. А теперь ко мне поедем!
К дому подъехали. У дома семиколенчатый столб стоит. Низового человека сын коня своего к шестому колену привязал. Старухи и старика младший сын коня своего к седьмому колену привязал.
Вместе в дом вошли, вместе жить стали. Много ли, мало ли прожили, однажды младший брат загрустил. Старший брат его спрашивает:
— Что грустишь, что скучаешь?
— Как мне не грустить, как мне не скучать, когда я силу свою потерял. Ты, сюда едучи, в бору видел чего?
— Видел.
— Ну так вот, там моя сила осталась.
— Как же твоя сила там осталась?
— Я с Эква-Пырищем бился, шею ему хоть и перерубил, меч свой при этом потерял. Там он и остался, я его вытащить не смог. Как к тому месту подъехать задумаю, — лошадь как вкопанная останавливается. На землю спуститься захочу - от лошадиной спины оторваться не могу. Назад повернусь - лошадь с места сойдет, побежит.
— Я, — старший брат говорит, — когда сюда ехал, он уже сгнивший был. Кости только кучей лежали.
— Нет, — младший отвечает, — с нашей битвы семь лет прошло, я туда не раз ездил, он все живой.
— Съезжу я, — старший говорит, — меч твой возьму.
— Не сможешь, пожалуй.
— Ну, я-то справлюсь!
Собрался, поехал. Долго ли, коротко ли ехал, однажды до бора добрался. Лошадь только-только на бор вышла, — как вкопанная остановилась.
Человеческий голос послышался:
— Милый братец, я здесь семь лет, семь зим лежу. Если ты мне дыхание вернешь, оживишь меня, то я тебе меч человека, ставшего твоим братом, отдам.
— Как же я тебе дыхание верну?
— Для оживления снадобье я сам имею. Если ты мне дыхание вернешь, будешь мне старшим братом, а я тебе младшим братом стану.
— Ну, что же, твою просьбу исполню.
С лошади соскочил, ближе подошел.
— Голову мне совсем прямо положи.
Голову поправил, в сторону отошел, поглядел: совсем прямо лежит. Эква-Пырищ говорит:
— Песню несущего человека, слово несущего человека - голова моя прямо пусть лежит!
Старухи и старика младший сын еще раз посмотрел: совсем прямо голова лежит.
Эква-Пырищ опять говорит:
— Руки, ноги, кости мои на место положи.
Молодой богатырь кости по местам разложил, в сторону отошел, поглядел. Хорошо лежат.
Эква-Пырищ говорит:
— С правой стороны у меня пузырек живой воды есть. Этот пузырек возьми, разрубленную шею мою живой водой обрызгай, живой воды в рот влей.
Как сказано было - так и сделал. Шею обрызгал, в рот живой воды влил. Кости мясом и кожей обросли. Человек ожил, сел. На ноги поднялся, молодого богатыря обнял, поцеловал.
— Теперь ты мне старшим братом будешь.
Меч ему отдал, попрощались богатыри, разошлись.
Старухи и старика младший сын к Низовому человеку поехал.
Встретил его младший брат, говорит:
— Эге! Вот и ты приехал.
— Приехал.
— А силу мою привоз?
— Привоз, — отвечает.
Меч отдал.
— Ну, — Низового человека сын говорит, — теперь больше ни одной ночи дома не просплю. Три года назад я у Мудрой старухи дочь сватал. Дочь она мне не отдала, а теперь воевать со мной стремится. Я этой же ночью к ней поеду.
Оделся, опоясался мечом и отправился. Долго ли, коротко ли ехал, добрался до той земли, где Мудрая старуха жила. Старуха людей своих собрала. В летний день столько комаров, столько оводов не бывает, сколько у старухи воинов. Сын Низового человека с ними сражаться начал, воинов бьет и рубит, только - скольких убьет, столько и новых появляется. Долго бился, не выдержал, домой вернулся.
Брату говорит:
— Милый братец, у Мудрой старухи воинов много, сколько ни бился я, одолеть их не мог.
- Оставайся здесь, я вместо тебя пойду.
— Куда же ты пойдешь, милый братец, убьют ведь тебя!
— Нет, я пойду.
Собрался и поехал. Долго ли, коротко ли ехал, приехал в ту землю, где Мудрая старуха живет. Воинов собралось больше, чем комаров в летний день. Биться начали. Молодой богатырь плеть в руки взял. Туда махнет, сюда махнет, — воины так и валятся. Наконец все войско Мудрой старухи к концу пришло. Старуха одна осталась. Погнался за ней богатырь, старуха кольцом обернулась, по земле катится. Гнался-гнался, догнать не мог, кольцо сквозь землю провалилось. Богатырь с коня соскочил, взад-вперед ходит, ищет. В земле лаз нашел, лесенка вниз идет. В этот лаз по лесенке спустился. В Нижний мир попал, там искать стал. Видит, юрта стоит, в юрту заглянул, — старуха сидит, нитки прядет, веретено крутит. Как крутнет - человек появляется. Как появится - в заднюю комнату бежит. А там кричат:
— Одевайтесь, снаряжайтесь. Мудрую бабку нашу враги преследуют!
Богатырь в заднюю комнату шагнул, а там-то народу! И все прибывает еще. Сколько раз старуха крутнет, столько человек вбежит. Заранее приготовленную одежду надевают. Сколько ни прибежит человек, одежды на всех хватает.
Богатырь в первую комнату вышел, старухе сказал:
— Дай сюда веретено, я как крутну - сразу трое выскочат.
— Когда я помоложе была, — старуха отвечает, — руки побыстрее были. Как крутну бывало - по-многу сразу выскакивало. А теперь руки ослабели.
— А ну-ка, давай, я попробую.
Отдала ему веретено старуха. Он его схватил, в глотку ей воткнул. Старуха на пол повалилась и умерла.
Вышел из юрты, дальше идет.
В одном место еще один дом увидел. В дом вошел, — старичок железо кует, только искры летят. Как искра вылетит, так человек появляется. Появится и с криком, со свистом в другую комнату бежит.
Богатырь старику говорит:
— Дай-ка мне молоток. Я как ударю - сразу много людей появится!
— Руки у меня ослабли, — старик отвечает. — Состарился я. Когда помоложе был, тоже по-многу выбивал.
— А ну-ка, дай, попробую.
Старик молоток и отдал. Богатырь молоток схватил, ударил старика по лбу, тот наземь упал.
Богатырь снова вышел, дальше идет.
Вскоре к домику подошел. Такой красивый домик.
По домику одна золотинка вверх поднимается, одна золотинка вниз опускается. В дом вошел, видит - Мудрая старуха лежит, спит, около нее дочь ее сидит.
Дочь Мудрой старухи говорит:
— Старухи и старика младший сын, какой зверь тебя сюда затащил, какая нужда завела? Мать моя, коли проснется, тут тебя и убьет! Как мне тебе помочь? Вот что ты сделай. Выйди из дому. В сенях две бочки увидишь. В одной живая вода, в другой мертвая. Бочки ты эти местами поменяй. На то место, где с живой водой бочка стоит, бочку с мертвой водой поставь, а ту возьми и на место мертвой воды поставь.
Богатырь пошел, сделал так, как его девушка научила. Потом обратно в дом вернулся.
В то время девушка Мудрую старуху будить стала.
— Мать, а мать, вставай, враги напали!
Старуха вскочила, с богатырем бороться схватилась.
Старухина дочь кричит:
— Совсем дряхлую старуху ты убиваешь. Отпусти ее ненадолго, пусть передохнет!
Только отпустил старуху богатырь, она из дому выскочила и в бочку с мертвой водой бросилась. Думает, что с живой водой эта бочка. Только и успела крикнуть:
— Родная дочь меня убила! — и умерла.
Дочь Мудрой старухи с богатырем одна осталась.
Старухи и старика младший сын вышел из дому, вынул из кармана мешочек и сказал:
— Старшей невесткой сшитый мешочек! А что, Мудрой старухи дом в этот мешочек не влезет ли?
Стал засовывать, — все влезло! Завязки затянул, мешочек свернул, в карман положил. После этого повернулся и домой пошел.
На землю выбрался, конь его на месте стоит. Сел на него, поехал. Долго ли, коротко ли ехал, до младшего брата добрался. В дом пошел.
— Ну, каково ходил? — младший брат спрашивает.
— Сходил хорошо, а теперь давай в мою сторону пойдем.
— Куда ты захочешь, туда и пойдем.
Старухи и старика младший сын из дому вышел, — говорит:
— А что, этот дом, в мешочек, что мне средняя невестка сшила, не влезет ли?
Вынул мешочек, расправил его, стал дом засовывать, — все влезло. Завязал, мешочек свернул и в карман засунул. Потом на лошадь сел, дальше поехал.
Долго ли, коротко ли ехал, приехал к Эква-Пырищу.
— Э, милый братец, приехал все-таки?
— А как же мне не приехать? Меня мать богатырем родила, на этой земле живущие людишки что со мной сделать могут?
На улицу вышел, говорит:
— Я что, дом этот в тот мешочек, что младшая невестка мне сшила, влезет или нет?
Мешочек из кармана вынул, дом в него засунул. Весь поместился. Затянул, свернул и в карман положил. На лошадь сел, дальше поехал. Ехал, ехал, однажды до того домика добрался, в который когда из дому ехал, то заходил. Видит - девушка, такай красивая, сидит:
Девушка говорит:
— Старухи и старика младший сын, а ты и верно ведь молодец!
Тот ни слова не ответил, из домика вышел.
— Я что, этот домик в тот мешочек, что мне самая младшая невестка сшила, не войдет ли?
Мешочек вынул, расправил, домик в него положил. Весь вошел. Завязал, свернул, в карман сунул. Дальше отправился.
В близкую землю - короткий путь, в далекую землю - долгий путь. Много ли, мало ли времени прошло, однажды к матери с отцом приехал. Видит - они совсем уже состарились. Напоил их живой водой, сразу помолодели.
Вечер настал, богатырь на середину поселка вышел. Для четырех домов место подыскал. Мешочки из кармана вытащил, дома повынимал, на землю их поставил.
Утром со всего поселка народ собрался. Стоят, на дома смотрят, удивляются. Целую неделю стояли, насмотреться не могли. Тем временем старухи п старика младший сын для всего поселка пир приготовил, всех людей собрал. Долго ли, коротко ли гости пировали, пока все не съели.
Старухи и старика младший сын - Мудрой старухи дочь сыну Низового человека отдал. Эква-Пырищ дочь Низового человека взял, а старухи и старика младший сын на той девушке женился, которую на обратном пути встретил.
С тех пор все три богатыря вместе жить стали. Старухи и старика младшего сына люди и теперь поминают, называют его Полум-Торум, Полымский богатырь.
++++++++++++++++++++++++++
---
Про Северный ветер. Мансийские сказки!!
=========
Лун-Вот-Ойка, Северный ветер. Старик в низовой стороне за морем жил. День и ночь не переставая дул. От того на земле очень холодно было. Люди от Северного ветра страдали. И зиму и лето ветер все дул и дул. Каждый день люди от холода умирали
Однажды один человек сказал:
— Пойду в низовую землю на Северного ветра. Буду с ним биться.
Собрался и пошел. Долго ли, коротко ли, до низовой земли добрался. К Северному ветру пришел, биться его зовет. Северный ветер лук и стрелы схватил, из дому выбежал.
Долго бились, долго друг в друга стрелы пускали. Под конец человек изловчился, лук натянул, стрелу пустил. Стрела Северному ветру половину нижней челюсти разбила.
С этой поры ветер дуть перестал. Стало тепло. Такая жара настала, что люди от нее болеть стали. И зиму и лето все тепло. Каждый день люди от жары умирали.
Много ли, мало ли времени прошло, снова ветер подувать начал. Челюсти у него заживать стала.
Челюсть у него хоть и зажила, прежней силы все же не осталось. В половину прежней силы лишь дует. Людям с той поры хорошо жить стало.
++++++++++++++++++++++++++
---
Сказка вторая об Эква-пырисе. Мансийские сказки!!
=========
У божьего, города, у царского города живет Эква-пырись, Вдвоем с бабушкой под городом живут. Человек песни, человек сказки вырос. Говорит своей бабушке:
— Я в город схожу.
— Сынок, далеко не ходи.
— Я далеко не пойду. Эква-пырись оделся. Пошел в город. В город пришел. По городской улице похаживает.
Эква-пырись задумался: "Что мне сделать?"
Похаживая так, пришел к церкви. Смотрит-там торчат церковные ключи.
Эква-пырись взял ключи, открыл церковь. Зашел в церковь. Стал осматриваться. Зажег свечи. Надел поповские одежды, Поп ночью смотрит на улицу – все церковные – свечи зажжены. Говорит попадье:
— Кто без меня в церкви свечи зажег? Я схожу посмотрю.Кто это пришел?
Поп вышел на улицу, идет к церкви. Эква-пырись услышал – поп идет. Эква-пырись свечи потушил. Поп вошел в церковь. Церковь совсем темная. Поп вышел на улицу, пошел домой, пришел. Говорит своей жене:
— В церкви темно. Никого нет. Эква-пырись опять зажег свечи. Взял большой поповский крест, надел железную шапку, взял в руку большую свечу и пошел к попу. Идет так и поет:
— Этой ночью божья матерь возьмет попа.
Поп сказал жене:
— Этой ночью меня божья матерь возьмет. Поп стал одеваться. Собрался идти на улицу. Жена говорит:
— Ты скажи, чтоб и меня взяла. Вышел на улицу. Смотрит: оказывается, бог пришел. Пошли с богом в церковь. Пришли в церковь. Вошли. Бог (Эква-пырись) говорит:
— Ты тут стой. Я туда схожу.
Эква-пырись принес веревку. Связал ноги и руки попа.
— Ты, пока бог не придет, до тех пор не кричи, не рвись.
Бог придет, тебя отпустит.
Эква-пырись снял поповские одежды и пошел к попадье.
Пришел к попадье и говорит:
— Скорее одевайся, пойдем. Бог тебя ждет.
Пошли. Стоит нарта, запряженная двумя лошадьми.
— Скорей садись. Бог тебя ждет. Попадья села в нарту. Поехали. Эква-пырись приехал домой, Бабушка говорит:
— Вот какого друга привез ты мне!
Долго ли жил, коротко ли жил Эква-пырись. Однажды в дом вбежала бабушка:
— Внучек, попы идут!
Эква-пырись поспешно надел поповские одежды. Взял большой поповский крест. Вышел на улицу. Попам навстречу водой брызжет. Попы остановились. Эква-пырись сюда брызнет, в попов брызнет. Говорит:
— Вас бог сюда не пускает. Здесь живут божья матерь, божий отец.
Попы испугались и пошли домой. Пришли домой. Пошли к царю. Подошли к человеку, охраняющему царские двери.
— У нас дело есть. Человек, охраняющий двери, говорит:
— Какое дело?
— Бог привязал нашего главного попа. Когда можно его отпустить?
Человек, охраняющий царские двери, пошел к царю. – Попы пришли. Имеют дело.
— Какое дело?
— Бог привязал главного попа. Царь задумался и рассмеялся:
— Это Эква-пырись, он шутит.
Человек, охраняющий царские двери, подумал: Попов. не нужно пускать. Он пришел к попам и говорит:
— Нельзя входить.
Попы пришли домой. Смотрят-главный поп на свободе похаживает.
— Кто тебя отпустил?
— Бог отпустил.
— Какого вида был бог?
— Совсем незнакомый был по виду.
— Почему нам не сказал?
— Разве я знаю, когда бог придет?
Попы пошли домой.
Поп смотрит-жены его нет. Долго ли жил, коротко ли жил, жена его ночью пришла домой. Поп жену свою спрашивает:
— Где была?
— Я была у божьей матери. Божья матерь все время молилась, и я молилась. Божья матерь очень мало спит, все молится.
Долго ли, коротко ли жил Эква-пырись, но однажды говорит:
— Бабушка, я в город схожу.
— Сынок, не ходи. Ночью по городу нельзя ходить.
— Нет, я не боюсь. Эква-пырись надел поповские одежды. Пришел к дому попа. Попа дома нет. Эква-пырись говорит попадье:
— Пойдем к царю в гости.
Попадья оделась, снарядилась и пошла с Эква-пырисем. Пришли к дому царя. Человек, охраняющий двери, говорит:
— Что ты за человек?
— Зачем спрашиваешь? Нельзя спрашивать.
Человек, охраняющий двери, пошел к царю:
— Человек пришел. Царь спрашивает:
— Как его имя?
— Он так говорит: Зачем спрашиваешь? Нельзя спрашивать.
— Ступай, пусти, пусть войдет.
Незнакомый человек вошел. Царь приготовил стол. Во время еды и питья царь спрашивает его:.
— Что ты за человек? ‘– Зачем меня спрашиваешь? Туда посмотри. Что это стоит, чье изображение? Разве у них ты спрашиваешь также? И меня поэтому тоже допрашивать не следует.
Царь испугался. Побаиваться стал.
— Что ты за человек? У меня к тебе просьба есть.
— Какое дело?
— У нас в нашем городе есть Эква-пырись. Как-можно его к рукам прибрать?
— Я знаю как. Принеси больше денег, принеси больше вина. Он тогда опьянеет, и ты сможешь его схватить. С завтрашнего дня на третий день иди ловить. В то время он будет дома.
Эква-пырись с царем простился. Царь с ним вышел на улицу, и Эква-пырись пошел. Свел попадью домой и сам пошел домой. Когда домой возвращался, встретил старика.
— Старик, куда идешь?
— Я иду воровать.
— Пойдем ко мне в дом.
Он одел старика в свои одежды, и старик стал похожим на Эква-пырися. Сам Эква-пырись сделался как тот старик. Попы пришли к Эква-пырисю. Стали старика поить вином. Спрашивают старуху:
— Отдай нам твоего внучка, сколько денег золотом спросишь?
— Дайте мне денег золотом в мою высоту. Тогда я его отдам. – Дадим.
Один поп вышел на улицу, принес золотые деньги и серебряные деньги. Обсыпал женщину деньгами во всю ее высоту. Старика вместо Эква-пырися понесли. Попы говорят:
— Куда его понесем? В воде сварим или в огне сожжем/Один главный поп говорит:
— Мы его бросим в котел со смолой. Разожгли огнем котел со смолой, котел закипел. Бросили старика вместо Эква-пырися в котел. Главный поп говорит;– Не оживет больше. Попы пошли домой.
Долго ли жил, коротко ли жил Эква-пырись. Бабушке говорит:
— Я схожу в город.
— Сынок, не ходи-попы убьют.
— Нет, не убьют. … Эква-пырись оделся, снарядился. Пошел в город. Похаживает у дома царя. Царь заметил его.
— Эква-пырись, как же ты ожил?
— Я варился в котле со смолой, а потому внутри у меня стало хорошо.
— Эква-пырись, правда, хорошо стало?
— Правда.
Царь говорит:
— Подожди меня. Я выйду на улицу.
Царь вышел на улицу. Подошел к Эква-пырисю:
— Мы пойдем к главному попу.
Долго ли, коротко ли шли, пришли к главному попу. Царь. говорит:
— Эква-пырись варился в котле со смолой. Теперь так хорошо ему стало.
Поп смотрит:
— Эква-пырись, правда, это ты?
— Я.
— Ты как же ожил?
— Ты так со мной поступил, что теперь я смерти не увижу.
Царь говорит:
— Пойдемте, меня тоже сварите. Собрал всех попов, собрал всех главных казаков. Царь. стал говорить с попами и главными людьми:
— Эква-пырись варился в котле со смолой. Теперь Эква-пырись больше смерти не увидит. Сегодня я залезу в котел со смолой.
Эква-пырись стал говорить:
— Не следует ничего думать. Если что-нибудь подумаешь,. то не оживешь. Ты ничего не думай.
Попы схватили царя и бросили в котел со смолой. Долго ли ждали, коротко ли ждали, сняли котел со смолой. Оказывается, от царя только кости остались. Эква-пырись народу стал говорить:
— Когда бросали его в котел, видимо, он как-нибудь подумал: Пришла теперь моя смерть! Из-за того не ожил… Вы, три попа, сразу залезайте в котел. Ничего не думайте. Если подумаете, тоже не оживете. А если вы не полезете, царь не оживет.
Царские главные люди говорят:
— Правда, так и надо сделать. Попы царя убили. Если попы не полезут, надо их судить. Попы испугались. Один говорит:
— Я полезу! Другой говорит:
— Я полезу! Третий говорит:
— Я полезу!
Три попа сразу прыгнули в котел со смолой. Долго ли варились, коротко ли варились, котел сняли с огня. Главные люди смотрят: от попов только кости остались. Эква-пырисьстал говорить:
— Я слышал, один поп сказал: Господи! – и потому они не ожили и царь не ожил.
Эква-пырись пошел домой.
Долго ли, коротко ли жил, но однажды приехала нарта, запряженная тремя лошадьми. Человек вошел в дом.
— Эква-пырись, тебя зовут.
— Кто?
— Царица.
Эква-пырись оделся, снарядился. Пришел к царице. Царица говорит:
— Пойдем ко мне в дом.
Пошли в дом царицы. Вошли. Царица говорит:
— Оживил бы ты как-нибудь моего мужа. Эква-пырись говорит царице:
— Давай вместе жить.
Царица говорит:
— Почему нельзя в месте жить? И мне ведь пришла такая дума.
Эква-пырись говорит:
— Я бабушку мою сюда привезу.
Эква-пырись съездил, бабушку сюда привез. И теперь в счастье и благополучии живет Эква-пырись-человек, прославляемый в песнях, человек, прославляемый в сказках.
++++++++++++++++++++++++++
---
Сказка первая об Эква-пырисе. Мансийские сказки!!
=========
У божьего города, у царского города живет Эква-пырись. С бабушкой вдвоем под городом живут. Бабушка его учит:
— Ты промышляй.
— Я не буду промышлять-купцы и попы все равно заберут добытое.
Бабушка говорит:
— Что есть будем?
Эква-пырись вскочил, начал плясать. На большом пальце и на маленьком пальце пляшет. Бабушка говорит:
— Сынок, почему так– живешь?
Он бабушку схватит, поцелует.
Эква-пырись говорит:
— Бабушка, я в город схожу.
Бабушка говорит:
— Сынок, убьют тебя. В городе большие начальники живут.
Он тотчас оделся и пошел в город. По городу похаживает. Когда он так ходил – подъезжает нарта, в которую запряжены три белые лошади. Смотрит – главный поп.
— Стой!
Поп остановился. Эква-пырись говорит:
— Поп, отдай мне твоих лошадей. Поп говорит:
— Зачем?
Эква-пырись говорит:
— Я муки купил.
— Скоро приедешь?
— Я скоро приеду.
— Ладно, возьми.
Эква-пырись сел в нарту и поехал. Эква-пырись разъезжает на трех лошадях. Приехал к попадье, крикнул:
— Муж твой деньги просил, давай поскорее!
— На что?
— Нашел белую лошадь. Хочет купить.
Эква-пырись схватил денежный ящик. Поехал домой, приехал. Всех трех лошадей убил. Бабушка ругается:
— Теперь в виноватые попадешь.
Эква-пырись пляшет. Пришли три казака:
— Эква-пырись, тебя царь звал.
— Зачем царь звал? Ладно, иду.
Эква-пырись сел в нарту. Приехал к царю. Казаки, попы-все туда собрались. Попы говорят:
— Вот пришел вор. Эква-пырись говорит:
— Попы совсем бестолковые. Я умнее их. С богом очень хорошо живу, они не умеют. Говорить, что я вор, – это грех против бога.
Царь сказал:
— Несите его, спустите в воду.
Схватили его и понесли. Царица стала плакать:
— Эква-пырись очень умный человек.
Царь задумался, Попы зашили Эква-пырися в мешок из сырой коровьей шкуры. Казаку велели стеречь. Эква-пырись кричит:
— Золотых денег не надо! Серебряных денег не надо!
Казак сказал:
— Эква-пырись, о чем ты говоришь?
— Денег много дают в этом мешке. Казак говорит:
— Меня в мешок зашей.
Эква-пырись вылез из мешка и зашил туда казака. Немного погодя большой дубиной его ударил. Надел казачьи одежды. Пришли попы, стали спускать мешок в воду. А из мешка голос:
— Я казак. Попы говорят:
— Ты много обманывал нас и царя.
Казака попы утопили, а Эква-пырись ушел. У главного попа украл еще три белых лошади, по всему городу разъезжает. Царь смотрит, жене говорит:
— Смотри: Эква-пырись еще жив. Его жена говорит:
— Не убить тебе Эква-пырися. Царь рассердился. Эква-пырися поймали. Попы снова зашили его в мешок из сырой коровьей шкуры и подвесили на церковную дверь. Написали: Здесь вор. Главный поп говорит другим попам:
— Вы его не сможете укараулить. Я останусь сам караулить.
Попы пошли. Главный поп остался. Эква-пырись говорит:
— Я с божьей матушкой и божьим батюшкой.
Поп говорит:
— Что ты-делаешь?
— Я здесь с божьей матушкой.
— Зашей меня сюда.
Поп Эква-пырися вниз спустил. Эква-пырись попа зашил мешок и так написал: Здесь вор. Какой бы поп ни пришел, надо будет дубиной ударить. Эква-пырись оделся в поповскую одежду и ушел.
Пришли попы, прочитали: Здесь вор. Какой бы поп ни пришел, надо будет дубиной ударить.
Вор кричит:
— Я главный поп!..
Попы говорят:
— Ты очень много обманывал нас.
Каждый поп ударил по разу.
Эква-пырись пришел к царю. Стал гостить. Ест, пьет.
Царь говорит:
— Я пойду, а ты здесь побудь. Царица узнала: пришел Эква-пырись.
— Я тебя узнала – ты Эква-пырись. Они стали разговаривать. Эква-пырись сказал:
— С твоим мужем поедем вместе гулять? Царица говорит:
— Я скажу мужу: Поедем вместе, погулять надо! Так и сказала мужу, когда пришел. Царь согласился. Запрягли трех лошадей. Поехали. Долго ли ехали, коротко ли ехали, царица говорит:
— Остановимся, здесь хорошее место.
Остановились. Пошли вперед. Эква-пырись говорит царю:
— Царь, снимай свои одежды. Поиграем. Царь разделся. Стали играть. Эква-пырись царя разорвал на кусочки, а сам оделся в царскую одежду. Царица говорит:
— Поедем.
Приехали домой. Стали вместе жить. Он сделался вроде царя. Собрал попов. Говорит попам:
— Вы Эква-пырися не смогли убить, я сам убил Эква-пырися.
Попы отвечают:
— Мы сами убили его.
— Где?
— Там.
Пришли. Смотрят: оказывается, они своего главного попа убили. Эква-пырись всех попов засадил в тюрьму и пошел домой; пришел. Говорит казаку:
— Собери народ, я обо всем расскажу. Люди пришли. Эква-пырись стал говорить:
— Попы сами воры. Они убили своего хозяина. Бедный народ сильно притесняют. Так бедному народу жить нельзя.
И стал царем. За бедным народом стал хорошо смотреть. Вверх и вниз человек плывет, несет о нем молву:
— В этом божьем городе, в этом царском городе воцарился Эква-пырись.
Об этом узнали казаки. Одни говорят: Эква-пырися надо убить. Другие говорят: Нельзя, он очень умный царь.
Эква-пырись собрал свой народ и стал говорить:
— Сел я в этом божьем городе, в царском городе, чтобы слыть в сказках, чтобы слыть в песнях.
++++++++++++++++++++++++++
---
Сказка третья об Эква-пырисе. Мансийские сказки!!
=========
Эква-пырись живет со своей бабушкой. Внучек хоть и промышляет, но ничего не может добыть. Говорит он бабушке:
— Посеять бы нам зерно! – Ты и посей! – отвечает бабушка. Пошел, посеял. Вторично сходил, посмотрел и говорит:
— Уродилось! Возвратился домой, говорит бабушке:
— Зерна наши проросли, будет хороший урожай. Снова пошел, но, оказывается, все съедено. Пришел домой и говорит:
— Весь наш урожай съели.
Снова ушел; Поставил ловушку, потом пошел домой. Пришел, проверил ловушку и видит: в ловушку попался журавль. Говорит внучек:
— Он съел выращенное мною зерно; за это я его убью! Взял палку, а журавль говорит:
— Не бей меня! Если ты меня убьешь, пользы тебе от этого не будет. Не убивай меня! Я тебе дам богатство и счастье.
— Где я тебя найду? Ты взлетишь и улетишь, – отвечает внучек.
— Нет, – говорит. – Я поставлю знаки, и ты пойдешь по моему следу.
Отпустил его внучек и пошел к бабушке. Говорит он бабушке:
— Весь наш урожай съеден. В ловушку попал журавль, но я его отпустил.
— Зачем же ты его отпустил? – говорит бабушка.
— Он обещал мне дать богатство и счастье, – отвечает бабушке Эква-пырись.
Эква-пырись снова пошел искать журавля. Шел-шел, пришел к дому, вошел. Смотрит: лежит мужчина, а женщина сидит. Здесь топленый жир, мороженый жир чуманами носят, несут и медовое питье. Поел он и попил. Тогда мужчина встал и спросил:
— Эква-пырись пришел?
— Да, я пришел.
Тогда мужчина пошел в передний угол дома. Отыскал там летнюю шкурку белки, принес ее к Эква-пырисю и отдал ему.
— Иди теперь домой, – говорит мужчина. – Больше я ничего не имею, с этим и ступай домой! Отдай этот мой подарок бабушке, пусть она его уберет на место и сохранит!
Эква-пырись пошел домой, отдал подарок бабушке. Легли спать. Проснулись утром. Эква-пырись потянул руку-его руке стало тепло; потянул ногу – ноге его стало тепло.
Тут он встал и смотрит, что нет ни одного гвоздя, где бы не висели шкурки соболей и шкурки лисиц.
Затем Эква-пырись вышел на улицу и видит, что народ строит дом с амбаром.
Эква-пырись так день прожил, наступил второй день. Пришел к нему городской богатырь, старшина города, и просит муки:
— Послушай, друг, дай мне муки!
Эква-пырись дал ему муки.
Городской богатырь съел выпеченный из муки хлеб и еще пришел, начал просить у Эква-пырися летнюю шкурку белки.
— Ты дашь мне за нее нужную цену? – спрашивает Эква-пырись.
— Дам, – отвечает городской богатырь. Тогда Эква-пырись продал ему шкурку белки. Прожили день, легли спать. Проснулись. Потянул Эква-пырись руку-руке стало холодно; потянул ногу-ноге его стало холодно. Вышел на улицу-нет народа, исчезли дом и амбар.
Тогда Эква-пырись снова пошел к тому мужчине. Мужчина говорит:
— Что же ты так быстро вернулся? Я тебе дал подарки куда их дел?
Отвечает ему Эква-пырись:
— Городской богатырь летнюю шкурку белки купил, хорошо за нее мне заплатил.
Тогда мужчина снова пошел в передний угол дома, отыскал там весеннюю шкурку горностая, принес и отдал ее Эква-пырисю. Тот взял весеннюю шкурку горностая и пошел домой. Пришел. Снова легли спать. Проснулся. Потянул руку – руке его стало тепло; потянул ногу – ноге его стало тепло. Тут он встал, посмотрел вокруг-нет такого гвоздя, на котором не висели бы шкурки соболей и других зверей. Вышел на улицу, смотрит-народ снова работает.
Идет к нему городской богатырь, старшина города.
— Городской богатырь к нам идет, – говорит народ.
— Разве он к вам идет? Он ко мне идет, – отвечает Эква-пырись.
Городской богатырь, старшина города, пришел к Эква-пырисю и говорит:
— Дай мне муки!
Эква-пырись дал ему муки, тот сразу же пошел домой. Пробыл он дома только один день, всю муку съел, на другой день он снова пришел и просит весеннюю шкурку горностая. Эква-пырись опять отдал ему весеннюю шкурку горностая.
Так Эква-пырись живет. Лег спать. Проснулся. Потянул руку – руке его стало холодно; потянул ногу – ноге его стало холодно. Встал. Перед ним очень грязный дом, весь покрытый плесенью. Вышел Эква-пырись-перед ним снова все исчезло: нет ни дома, ни амбара, ни народа.
Тогда Эква-пырись в третий раз пошел к тому же мужчине. Пришел к нему, он дома.
— Опять зачем-то пришел? – спрашивает мужчина.
— У меня снова ничего нет, все отдал городскому богатырю, – говорит Эква-пырись.
Тогда мужчина рассердился и стал его ругать:
— Тебе я дал богатство и счастье. Ты и это даже не смог удержать в своих руках; теперь как хочешь, с тем и иди домой!
Эква-пырись собрался уже уходить ни с чем, но тут второй мужчина остановил его и говорит:
— Подожди-ка, не уходи!
Сам же он направился в передний угол дома, достал оттуда коготь росомахи, принес его и отдал коготь Эква-пырисю.
— Иди. Когда вернешься домой, сразу же иди к городскому богатырю, старшине города. Возьми с собой и коготь росомахи. Попроси у него муки. Он спросит, куда тебе насыпать муки. Ты тогда достань коготь и прикажи муку высыпать в него. Городской богатырь удивится и скажет: Разве можно что-нибудь поместить в такой маленький предмет? Он попросит тебя насыпать муки в мешок. Ты не соглашайся, тверди ему, что тебе достаточно и такого количества. Требуй сыпать муку в коготь росомахи. Начнете сыпать муку в коготь, сколько бы вы ни сыпали, коготь все не наполнится, а амбар быстро будет пустеть. Увидев это, городской богатырь взмолится и попросит тебя высыпать его муку обратно в амбар. Ты же муку не высыпай, стой на своем. Тогда городской богатырь предложит тебе возвратить шкурки горностая, шкурки белки. Если скажет он так, ты скорее муку высыпь обратно в амбар, шкурки же свои забирай и иди домой.
Эква-пырись внимательно выслушал, понял все и пошел домой. Пришел к бабушке и решил делать все так, как ему велел мужчина.
Пошел он к городскому богатырю, а у него работает народ. ‘– Городской богатырь, к нам Эква-пырись идет! – говорят люди.
Городской богатырь выскочил на улицу и говорит:
— Разве Эква-пырись к вам идет? Он идет ко мне. Эква-пырись пришел.
— Чего тебе надо от меня, зачем пришел? – спрашивает городской богатырь, старшина города.
— Мне нужна мука, – отвечает Эква-пырись.
— Дам муки, возьми, – говорит городской богатырь, – есть во что насыпать?
— Есть, – отвечает Эква-пырись.
Пошли они в амбар, где была мука. Эква-пырись вынул коготь росомахи. Городской богатырь говорит:
— Разве устроит тебя такой маленький мешочек? От такого количества муки разве ты будешь сыт? Лучше насыпь полный настоящий мешок. Принеси мешок, мне не жаль, я насыплю его полным.
Эква-пырись говорит:
— Нет, мне и этого достаточно.
Стали насыпать муку. Как ни кладут, как ни насыпают, коготь росомахи все не наполняется. Вот уж и начал пустеть амбар.
Тогда городской богатырь взмолился:
— Ну, хватит класть муку, скоро мой амбар совсем опустеет. Довольно, так, пожалуй, останусь без еды. Забирай свои горностаевые и беличьи шкурки, муку же высыпь обратно.
Эква-пырись высыпал обратно муку в амбар, а городской богатырь, старшина города, возвратил ему все шкурки горностая и белки.
Эква-пырись со шкурками пошел домой. Пришел. Легли спать с бабушкой. Утром проснулись. Потянул Эква-пырись руку – руке его стало тепло; потянул ногу – ноге его стало тепло. Встал он, обвел глазами дом, смотрит-нет такого гвоздя в доме, на котором не висели бы шкурки соболей, не висели бы шкурки других дорогих зверей. Вышел на улицу, а народ уже здесь рубит, строит амбар и дом, и быстро построили амбар. Эква-пырись вошел в него, и амбар снова полнехонек. С тем счастьем, с тем богатством Эква-пырись и теперь живет, зиму зимует.
++++++++++++++++++++++++++
---
Свидетельство о публикации №224122501748