Ритуальный додекаэдр

 

В I – II веках н.э. в римских провинциях на территории Центральной Европы стали появляться странные артефакты (рис. 3), которые до настоящего времени еще надёжно не атрибутированны. Наиболее распространенное объяснение их назначения, это своеобразный абажур для свечей, который за счёт нагрева автоматически сползал по свече, собирая в своей полости оплавленные воск, что позволяло свече более длительное время гореть максимально ярко и равномерно. Но сведений о том, что внутренняя часть этих артефактов сильно закопченная нет, что было бы неизбежно, если бы они использовались по описанному назначению. Мне представляется, что объяснение их назначения надо искать в их форме и факте их отсутствия на территории самой Римской империи.
Все артефакты этого типа относимые к I – II века н.э. имеют грани в виде пентагона. То есть число пять играет в них основную роль.
В древних воззрениях ещё со времён шумер земная жизнь человека проходила в четырёх стихиях: земля, вода, воздух и огонь. После завершения земного пути человек отправлялся в потусторонний мир, который представлялся естественным продолжением жизни земной. Учитывая, то, что эти артефакты стали появляться в Центральной Европе в период её активного завоевания Римской империей, то есть все основания соотносить их появления с верованиями римлян в это время.
В грекоримской традиции пятерка - число бракосочетания, любви, единения; число Венеры, причем годы Венеры образуют группы по пять лет.
На артефакте мы видим два ряда по пять пентагонов. Три ряда соответствую 15 годам Венеры – время когда девочка становится женщиной.
Артефакт имеет 12 граней, что позволяет отслеживать цикл в 60 лет.
На календарное назначение артефакта указывают древние традиции подобных артефактов (рис. 1).
В самой Римской империи, додекаэдр иногда использовался в качестве игральной кости, что отражало место случая в жизни римских легионеров. На представленной на рис. 2 игральной кости хорошо читаются следующие надписи:
LE-CO – много львов;
VIR-CO – много мужчин;
ARIES – баран.
Как видим, легионеры не видели в додекаэдре какой-либо сакральнсти, а всего лишь случай судьбы, которая может повернуться к человеку самой не предсказуемой стороной. Поэтому, появление додекаэдров ритуального назначения, очевидно, связано с синтезом прагматизма римлян с культовыми традициями галлов. Именно качество их исполнения указывает на римской влияние, а культовое содержание на галлов. В отличие о римлян галлы искренне верили в метемпсихоз (реинкарнации) на это указывал в частности Диодор:
«Они дерутся на дуэлях без всякого страха расстаться с жизнью. В самом деле, учение Пифагора для них имеет исключительную силу. Согласно ему души людей бессмертны, и по истечении некоторого количества лет каждая душа возрождается к жизни, вселяясь в другое тело».
В этом смысле додекаэдр мог исчислять сразу несколько дат.
Во-первых, время созревания девочки в женщину. /1/
Во-вторых, время возращения умершего члена семьи в новой инкарнации.
В-третьих, время земной жизни одного из членов семьи.
Назначений отверстий артефакта, то же, очевидно, было несколько.
Во-первых, через эти отверстия в артефакт клали частички жертвоприношений.
Галлы ежегодно отмечали большой праздник Самайн окончания пастбищного сезона: к этому дню стада возвращались с летних пастбищ; в то же время он знаменовал собой начинало новой, темной половины года. Самайн был праздником, когда открывались границы между миром людей и миром духов. Любимым же делом собравшихся воинов во время этого праздника было похваляться своими победами и подвигами. Чтобы подтвердить свои рассказы, они приносили с собой в карманах отрезанные концы языков всех убитых ими врагов; многие же, чтобы увеличить число, еще прибавляли к ним языки четвероногих животных. И начиналась похвальба, причем каждый говорил по очереди. Эти же подношения, очевидно вкладывались по тем или иным случаям в додекаэдр. Эта традиция своими корнями уходит в эпоху дольменов, в которых делали отверстия для передачи покойным родственникам земных подношений.
Во-вторых, размер отверстий означал значимость соответствующего года в календаре. На это указывает наличие дополнительных знаков возле отверстий на некоторых артефактах.
В-третьих, отверстия - это врата в потусторонний мир.
Именно культовое назначение этих артефактов объясняет их появление в захоронениях.
В это же самое время происходит активная христианизация Центральной Европы, которая максимально активно боролась со всем языческими культами, поэтому уже к началу третьего века н.э. этот культовый атрибут исчезает из употребления. По этой же причине он не нашел своего употребления на исконной территории Римской империи, а локализовался исключительно в Центральной Европе и на римских штыках проник в Британию. Это указывает на то, что вместе с римской экспансией активно шла миграция зажиточных слоёв населения оккупированных территорий в направлении римского распространения, так как этот культовый артефакт в Британию могли принести только оримленные галлы, а не сами римлянине.

/1/ В этом случае одна грань могла соответствовать двум годам, и относится к соответствующему возрасту девочки по диаметру отверстия. Тогда цикл из 20 лет определял время от рождения девочки до рождения у неё потомства. 


Рецензии