Что мы можем сделать для наших родных?

О фильме Ивана Соснина «Огоньки» (2018)

***********************************************Глупые снежинки тают на гирляндах…
*******************************************************Ляпис Трубецкой. «Огоньки»

Прежде всего, надо понимать, что «Огоньки», - Рождественская сказка. Правда, это где-то там. Пусть, и не очень далеко, но не у нас. У нас же крестятся… Ну, сами знаете.

Да к тому же Рождество, в качестве одного из последних вагонов, прицепили к не очень длинному, но все же внушительному, новогоднему (!) составу. Поэтому у нас, это все-таки Новогодняя сказка. Такая же светлая, теплая и добрая, как и сам этот праздник (весь в огоньках!). Поэтому, наверное, неудивительно, что премьерный показ этой короткометражки состоялся в декабре 2016 года, за несколько дней до Нового года, на телеканале «Дождь».

Рождественская ли, Новогодняя, в принципе, - не суть. Главное, что сказка. Со всеми присущими ей атрибутами. Наиважнейший из которых заключается в том, что… Ну-ну… Правильно! В финале добро обязательно должно победить зло. И оно побеждает. Хотя, конечно, само зло выведено за пределы картины. Но оно было.

Когда-то. Очень давно. Много лет тому назад. Много-много. Если Степа не помнит дедушку… А сейчас он классе в третьем, четвертом. Соответственно, как минимум, лет десять тому назад случилось что-то очень плохое, в результате чего отец Степиной мамы и его дед ушел из семьи. В никуда ушел. Как и не было человека.

Но он был. И не только был в прошлом. Но есть и в настоящем. Иначе бы, наверное, и сказки не было. Но она… Вот, смотрите. «Огоньки». Короткометражный фильм Ивана Соснина, снятый по его же сценарию. Хотя, её, этой доброй, светлой и, как любая сказка, немного наивной, могло бы и не быть. Если бы у нас в стране не было приличного перепроизводства свежих овощей (огурцов, помидоров, патиссонов и т. п.), в связи с чем, в целях сохранения этого обильного урожая, разные умные люди и целые производства занимаются их консервацией. В т. ч. заводы и фабрики, объединенные под общим брендом «Дядя Ваня». Не просто так же, фильм (по своему сценарию) снял Соснин… Иван! А главного героя этого короткого метра, прекрасно сыгранного Федором Добронравовым, зовут… Правильно, Иван Петрович. Правда, не дядя. А дедушка. Но это, опять же, - не суть.

А суть… В том, что «Дядя Ваня», как-то совершенно неожиданно для нас, российских кинозрителей… Ну, типа, вот вам всем!! Снегом на голову! В общем, решил «Дядя Ваня» внести в свою маркетинговую политику некую изрядную толику креатива. И, совершенно недолго думая, связался с агентством Red Pepper Film. А те, в свою очередь, вышли на режиссёра Ивана Соснина. И уже все вместе они решили: «Будем снимать!». Короткометражки. И не одну, что такое одна короткометражка для такого солидного бренда?! Цикл. Снимем цикл короткометражных фильмов. Под общим названием «Дядя Ваня. Иваны, помнящие родство».

И суть фильмов, которые войдут в цикл, должна соответствовать его названию. Т. е. это – семейные истории. Об отношениях родителей и детей, детей и родителей. Причем, главные герои фильмов должны быть узнаваемыми. Людьми из народа. Простыми людьми, пусть и не в простых обстоятельствах.

И «Огоньки» - первый фильм этого цикла.

Теперь, наверное, понятно, почему Степа, решивший подкормить дедушку Карлсона, что живет на чердаке в одной из многоэтажек неподалеку от их с мамой дома, достает из холодильника и засовывает в школьный ранец пару литровых банок консервированных огурцов известного нам бренда (вот его логотип, смотрит прямо в камеру, не отворачивается), попутно поясняя маме:

- У нас в школе стали плохо кормить. Вот мы с ребятами и решили носить еду. Каждый день, по очереди.

Чтобы зритель лучше запомнил, что кладет в школьный рюкзачок Степа и какого производителя, мама уточняет:

- Ты огурцы будешь в школе есть?!

- Ну, да. Или с кем на колбасу поменяюсь.

Производитель колбасы при этом не уточняется. Нет, действительно, согласитесь, – очень даже креативный маркетинговый ход. Самое главное, всем нам на пользу. «Огоньки» ведь… Не единственный фильм цикла. Помимо него, так, с ходу, можно назвать «Урок экологии», «Москва — Владивосток» (оба – 2019 года), «Автобусы здесь не ходят», «Гудбай, Америка» (оба – 2020), «Голос моря» (2021), «Интервью» (2022). Но и это – далеко не все. Если хорошенько подумать, можно и другие фильмы цикла вспомнить.

Но первым… Первым был именно «Огоньки». И не вышел комом. А очень хорошо, качественно пропеклась эта короткометражка и вышла такой свежей, румяной и… Очень вкусной. Только не торопитесь глотать её горячей, большими кусками, не жуя. Фильм-то… Всего ничего. Пятнадцать минут по хронометражу. Посмакуйте его. Смотрите не спеша.

А то получится… Примерно то же самое, что и с подавляющим большинством, посмотревших этот короткий метр. Кто сказал, что Степа случайно попал на чердак, где живет Иван Петрович? Кто?! Зачем тогда в последней четверти «Огоньков» флешбэк, возвращающий нас к самому началу фильма, когда из школьных дверей выскакивает стайка малышни и бежит, бежит куда-то. И только один, как мы потом узнаем, - Степа, остается стоять у угла здания. А те, что убежали, мелком рисуют стрелочки. На асфальте, стене дома, водосточной трубе: «Вот туда. Туда мы побежали. Найди нас!». И вдруг…

В кадре появляется рука в перчатке, узнаваемая по её цвету и обрезанным кончикам пальцев. Рука Ивана Петровича. Которая стирает нарисованную малышней стрелку. И рисует свою. Уже в противоположном направлении. И рисует стрелочки дальше. На асфальте, стене дома, подъезда: «Вот сюда. Сюда. И… Ко мне. На чердак».

Нет, не случайно, Степа попал на этот чердак. Иван Петрович хотел, чтобы он пришел к нему. Потому что Степа… Ниточка, связывающая его с дочерью. С которой надо бы помириться. Надо. И он прекрасно это понимает. Поэтому и нашел чердак неподалеку от дома, где живут его родные. Но… Порою так страшно сделать первый шаг. Навстречу. И он… Боится. Боится сделать этот первый шаг.

Но мы же помним? «Огоньки» – это сказка. А в сказках все хорошо заканчивается. Приходят охотники, убивают волка, и из него, живые и невредимые, выскакивают семеро козлят, Красная Шапочка, её бабушка и кувшинчик с маслом…

Вот и вы. Ничего не бойтесь. Фильм очень светлый и добрый. Найдите его в Сети, включите на «просмотр». Тем более, скоро Новый год. Усадите рядом дорогих и любимых. И смотрите вместе с ними. Чтобы ещё раз понять (и накрепко усвоить!) старую добрую истину – «с любимыми нельзя расставаться» Никогда. И ни при каких обстоятельствах. Просто потому, что они - любимые. Родные…

А рядом с ноутом (компом, телевизором), на котором будете смотреть этот короткий метр Ивана Соснина, обязательно должна стоять ёлочка. Перед тем, как нажать на «просмотр», включите на ней гирлянду. А когда по экрану пойдут финальные титры, посмотрите на неё и согласитесь с создателями фильма: самое важное, что мы можем сделать для наших родных, это зажечь в их душах огоньки праздника и… Счастья! Пусть они горят и дарят им наше тепло, пока мы с ними.


Рецензии
Спасибо, Костя. Посмотрела. Конечно, в жизни всё намного сложнее. Но часто мы сами её усложняем и загоняем себя в угол, не видя позитивного выхода.
С наступающим! Добра, любви, взаимопонимания и много обыкновенной радости.

Анна Дудка   25.12.2024 19:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Аня! Мне очень приятно, что рецка пригодилась.
P.S. Ещё, знаете, на что можно обратить внимание? Тоже недавно посмотрел. Фильм "Холодец" режиссера Алексея Марусова (2020 г.), продолжительность что-то около 13 минут. Настоящая комедия. Лично я давно так не смеялся. Всегда завидовал людям, которые простые мысли могут облекать в предложения из учебника философии. При этом предложения, - понятные. Ну, как минимум, тем, кто когда-то открывал учебник по этому предмету для высшей школы и что-то там ещё помнит о гносеологических корнях и субъективной реальности, данной нам в ощущение.

Константин Кучер   25.12.2024 19:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.