Он славится на всю Россию
В Краснодаре музеев не так уж и много, а самый мой любимый - Краснодарский краевой художественный музей. Он - один из лучших не только на юге страны, но и во всей России, безусловно, после главных столичных и петербургских. Бываю в нем, всякий раз, как только приезжаю в кубанскую столицу и выдается свободные час-полтора от многочисленных дел. Увы, к сожалению, в последние годы — все реже. А недавно такое счастливое свидание с прекрасным произошло совсем нечаянно, тем большее удовольствие получила. И это было действительно незабываемо, как встреча с давним, верным другом. Н
В доме кабардинского дворянина
В далекие уже советские годы (до начала 90-х) мне по направлению краевого отдела по печати довелось пройти трехлетний курс обучения в Краснодарском университете Марксизма-Ленинизма. С благодарностью вспоминаю, хотя и не знаю кто они, организаторов нашего факультета журналистики, сумевших в обширной программе львиную долю часов отдать специальным предметам. Потому политическая — коммунистическая составляющая не особенно напрягала. А находился университет на той же Пушкинской, буквально в нескольких шагах от художественного музея имени Луначарского (так он тогда назывался). Приезжая дважды в год на сессию, мы ежедневно несколько раз в день проходили мимо старинного особняка: на занятия, в обед в ближний кафетерий и обратно. И непременно каждую сессию с подругой выбирали менее напряженный день для посещения музея. Увы, в те годы здание храма живописи выглядело внутри неказисто, как большая часть нашей тогдашней обыденности — без признаков какой бы-то ни было роскоши, претензий на буржуазное, мещанское...Но созерцание шедевров отечественной и зарубежной живописи затмевало вид довольно обшарпанной лестницы и серых стен, кое-где отбитую плитку на некогда изящных каминах. Потому, когда в 2005 году побывала в музее после его реконструкции (был закрыт три года), испытала неистовый восторг. К тому времени зданию присвоили статус памятника архитектуры - "Особняк Шарданова" и вернули ему первозданный вид, как снаружи, так и внутри. Музей там находится с 1907 года, с начала был только на втором этаже. Залы отреставрировали и установили новое специальное оборудование. Кстати, имя основателя музея Ф. А. Коваленко возвратили учреждению еще 1993 году.
Удивляюсь тому, как это было возможно, чтобы инженер Шарданов построил в центре города такой шикарный особняк? Да, все потому, что был он не простой, не рядовой специалист, а талантливая, выдающаяся личность. Батырбек Шарданов – кабардинский дворянин, окончил Перербугский институт путей сообщения, работал на строительстве Российских железных дорог, был членом многих благотворительных обществ. Сам спроектировал и построил в 1905 году одно из красивейших зданий Екатеринодара, ставшее на долгие годы основным зданием галереи Фёдора Коваленко, а затем - художественного музея. Интересно, что за аренду городские власти платили ему 1500 рублей в год. Позже на содержание галереи Екатеринодар выделял почти по 4000 рублей.
Крестьянский сын — любитель искусства
Ну, а кто же он, коллекционер, основатель картинной галереи? Фёдор Коваленко родился в 1866 году в Полтавской губернии, окончил двухклассное училище. В 1881 году вместе со своей многодетной крестьянской семьей перебралася в Екатеринодар. Пятнадцатилетний паренек поступил работать в бакалейный магазин рассыльным и дослужился до должности кассира. Тогда и начал покупать книги, картины, гравюры, монеты, археологические находки. С чего бы такое увлечение у крестьянского ребенка? Просто у Фёдора обнаружились способности в рисовании, но развивать их не было возможности. Между тем, его старшие братья занялись торговлей и разбогатели. Один из них взял Фёдора к себе приказчиком. Доходы выросли. Их увлеченный человек с еще большим рвением тратил на свое хобби.
К 1890 году коллекция очень увеличилась и Фёдор устроил в своем доме первую выставку. Между прочим, перебирая свои фото-архивы, обнаружила снимок этого красивого небольшого одноэтажного дома с небольшим барельефом Федора Коваленко и надписью: «Здесь жил...». Жаль только не нашла записи, на какой это улице, но помню, что в старой центральной части города и не так уж далеко от музея. Через 13 лет картинам стало там тесно и Фёдор Акимович написал в городскую думу, что хочет сделать подарок городу, но с условием обеспечения достойного помещения для коллекции и разрешением пополнять ее, а будущий музей назвать его именем. Небольшой доход от галереи он хотел направить на стипендии для одарённых студентов-художников. Депутаты единодушно проголосовали - «За», ведь бесценный дар Федора Коваленко уже насчитывал тогда 118 произведений искусства. Чувство уважения к депутатам того времени вызывает и их следующий шаг: в апреле 1904 года Екатеринодарская картинная галерея открылась в здании городской управы на улице Красной. Это была первая картинная галерея на Северном Кавказе. Через год Фёдор Акимович открыл при галерее общественную библиотеку, литературный и археологический отделы, начал издавать каталоги и буклеты. В 1906 году стало ясно, что галерее нужно более просторное помещение. Через год ее разместили на втором этаже дома инженера Батырбека Шарданова.
К чести городских властей того времени, они по достоинству оценили труды коллекционера-мецената, директора, хранителя, служителя музея. Ему, присвоили звание «Почётный пожизненный попечитель галереи». В 1911 году стараниями Фёдора Коваленко в Екатеринодаре открыли школу живописи и рисования (будущее художественное училище). И только спустя еще год энтузиасту, наладившему сотрудничество с Императорской академией художеств, назначили жалование. Благодаря ходатайству Федора Акимовича, его умению убеждать, располагать к себе, знаменитые художники: Илья Репин, Василий Поленов и другие дарили Екатеринодарской картинной галерее свои работы. Итальянский художник Джузеппе Паррини по заказу Коваленко делал копии произведений Рафаэля, Себастьяно дель Пьомбо. В Санкт-Петербургских художественных магазинах хранитель галереи приобретал лучшие картины русских и западноевропейских художников.
Крестьянский сын Фёдор Коваленко всем на удивление развил бурную деятельность. Он был действительным членом Кубанского областного статистического комитета, Екатеринодарского общества изящных искусств, почётным членом общества искусств Киева, участвовал в выставках и съездах интеллигенции в Санкт-Петербурге и Киеве, был членом жюри многих мероприятий, проходивших в Екатеринодаре. Не сломила его и революция. Фёдор Акимович смог убедить новые власти принять постановления, защищающие галерею от обысков и конфискаций. В 1918 году Фёдора Коваленко назначили председателем комиссии по организации музея революции, и он предложил создать в городе литературный музей. Шла Гражданская война, а он готовил очередную выставку...Планы нарушил тиф. 9 февраля 1919 года Федор Акимович умер.
Старые и новые, классические и авангардные
Всякий раз с волнением поднимаюсь по лестнице на второй этаж, где, обычно, выставлены полотна классиков живописи семнадцатого — девятнадцатого и начала двадцатого веков. Автоматически направляюсь по залам. Но вижу некоторые изменения. Не нахожу на обычном месте — на входе своей любимой очаровательной «Итальянки» Ивана Макарова (1855 г.). Одна из сотрудниц музея успокаивает — перенесли в другой зал, где она лучше смотрится. Кстати, совсем недавно узнала, что Иван Макаров писал этот необыкновенный портрет совсем не с представительницы солнечной и талии, а с великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая первого, облачив девушку в национальный костюм. Полотно получилось истинно великолепным! Во многом шик ему придает массивная (под золото) рама из объемных виноградных лоз со зрелыми ягодами. Глядя на нее, я всегда сожалею о том, что на табличках под картинами указывается только имя художника, а автор рамы, какой бы она ни была оригинальной, даже — истинным произведением искусства, остается неизвестным.
В небольшой угловой комнате слева на сей раз были помещены большие древние иконы. Коллекция из работ основных отечественных школ иконописи: новгородской, московской, северной. Я долго не могла оторвать от них взора. Особенно от изображения «Святой Троицы».
В других залах все те же, замечательные экспонаты классического русского и западноевропейского (итальянского, французского, голландского, немецкого) искусства. Залы просторные, изысканно отделанные стены и высокие потолки, шикарная лепнина, отличное освещение. Все это создает необыкновенную атмосферу, способствующую полному погружению в мир искусства.
В обширной галерее из многочисленных портретов членов царской семьи и высокопоставленных сановников, конечно же главное место занимает огромное полотно Владимира Боровиковского «Портрет Екатерины второй» (1779 г.). Привлекает внимание работа французской художницы Элизабет Виже-Лебрен «Портрет императрицы Марии Федоровны». А так же — портреты императора Павла первого, великой княжны Марии Павловны, казначея Голубцова, графини Завадской (неизвестных художников).
В отдельном зале - «Портрет мальчика» Сергея Зарянко, «Итальянский пейзаж» Сильвестра Щедрина, «Девушка с крынкой молока» Алексея Веницианова, «Портрет князя Гагарина (1836 г.) Василия Тропинина. Невозможно пройти безучастно мимо работ Айвазовского, , Камеженкова, Левицкого, Савинского, Серова, Перова, Жуковского, Коровина и других наших именитых соотечественников.
Нельзя не восторгаться и коллекциями бесподобных художественных миниатюр, старинных фарфора, хрусталя и стекла, предметов мебели, собранием скульптуры, гравюр, рисунков, акварелей. Словом — обо всем не расскажешь, это надо видеть!
Необычные, поражающие воображение выставки
А на первом этаже нынче с размахом разместили около 70 лучших гравюр японской цветной ксилографии эпохи Эдо (1615 – 1868 гг.) - традиционного художественного направления «Картины повседневной жизни» или «Образцы быстро текущего мира» и старинный фарфор. Выставка называлась «Прогулка в снежный день». На отдельной ступенчатой красной витрине статуэтки-куклы. Оказывается, в Стране восходящего солнца в третьего марта уже не один век отмечают День девочек, когда в каждом доме устанавливают подобные витрины (в зависимости от благосостояния семьи).
Уже немало лет музейные залы находятся и в здании напротив (по улице Красной, а бывшей «Екатеринодарской конторе госбанка», памятнике архитектуры рубежа XIX и XX веков). Там, кроме персональных выставок наших современников (картин и фотографий), работ юных художников, была уникальная экспозиция тактильных картин «Видеть невидимое» (для незрячих и слабовидящих людей) из копий шедевров собрания Государственного Московского института искусств имени Пушкина.Благодаря особой технологии изготовления, изображение буквально можно «считывать» прикасаясь к нему руками. Каждая картина снабжена табличкой, набранной шрифтом Брайля и аудио сообщением. Обычным посетителям предлагают черные очки или закрыть глаза.
Более двух часов пролетели совершенно незаметно. Возвращаться в обыденный скучный, а иногда и суровый мир повседневности не хотелось. Как всегда купила кое-какие сувениры, набор открыток «Краснодар православный» (храмы города кубанских современных художников). С трудом открыла массивную старинную тяжелую деверь, и сразу очутилась в ином измерении — с гулом машин, шумом толпы... До новой встречи, остров прекрасного, необыкновенного, волшебного, сказочного!
Свидетельство о публикации №224122500714
Спасибо!
Alex Zima 26.01.2025 19:29 Заявить о нарушении
Нина Короленко 23.02.2025 19:29 Заявить о нарушении