К 2. Глава 18 Соседская община
Родовая община
Соседская община представляет собой уникальную форму социальной организации, состоящую из независимых родовых общин (семей), связанных между собой территориально-соседскими узами и общей собственностью на пастбища и промысловые угодья. Иногда такую общину также называют сельской или территориальной. Переход от родовой общины к соседской стал закономерным этапом в развитии народов и начался примерно в 8-3 тысячелетии до нашей эры. Характерными чертами соседской общины являются:
1) наличие органов управления; разнообразные формы кооперации и взаимопомощи между общинниками;
2) наличие идеологического (религиозного) единства; переплетение территориальных связей с кровнородственными.
На ранних этапах формирования соседской общины общинная собственность сосуществовала с родовой, иногда занимая подчиненное положение. Постепенно общая собственность стала отходить на второй план, уступая место частной. Сначала в частную собственность перешли орудия труда, скот и домашние вещи. Вместо одной большой хижины для всего рода, каждая семья стала строить для себя отдельное жилище, которое также стало частной собственностью. Позднее в частную собственность перешла и земля. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчистку полей, работы по их ирригации и другие требующие совместных усилий мероприятия производили все члены соседской общины. Таким образом, происходил постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными (соседскими).
Соседская община
В соседской общине родство уже не было для людей самым важным. Однако общая собственность, такая как реки и озёра, сохранялась. Каждый общинник мог самостоятельно ловить рыбу, используя свою лодку и сеть. Улов также становился его личной собственностью.
Лес оставался общим владением, но убитые на охоте звери, собранные грибы, ягоды и хворост становились частной собственностью каждого. Пастбищем также пользовались сообща, выгоняя скот каждое утро. Несмотря на это, соседская община продолжала объединять людей. В случае пожара, наводнения или нападения врагов, с общей бедой справлялись вместе.
Со временем равенство внутри общины ушло в прошлое. Каждая семья понимала, что хорошая и сытая жизнь зависит только от трудолюбия её членов. Весь урожай со своего поля принадлежал только ей. Поэтому люди стремились лучше обрабатывать пашню и заботливее ухаживать за скотом. Некоторые семьи становились более состоятельными, накапливая богатства. С одной стороны, в соседской общине человек стал более независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.
По мере развития хозяйства мужчина, как основной работник, приобретает значительную власть как в обществе, так и в семье. При вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии. Появляется большая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Хозяин решал, сколько зерна можно съесть, а сколько оставить на семена. Он определял, сколько коров, овец и коз будет иметь семья. И никто не имел права вмешиваться в его дела. После смерти главы семьи, хозяином становился его старший сын. Он был наследником, получавшим право распоряжаться частной собственностью семьи.
Высшим органом управления в общинах выступало собрание, в котором принимали участие все взрослые члены племени. Избранный на этом собрании вождь полностью зависел от поддержки своих соплеменников. Все отношения внутри общества регулировались обычаями и традициями. Таким образом, на ранних этапах организацию власти в общинах, можно охарактеризовать как самоуправление.
Однако по мере развития материального неравенства нарастало и не¬равенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины стали оказывать всё большее влияние на процесс управления. В народном собрании их слово стало решающим. Власть вождя постепенно начала переходить по наследству. В этих условиях многие обычаи и традиции перестали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками и наказывать за проступки, которые раньше были невозможны. Например, появилось воровство, ранее не известное, поскольку всё было общим.
Вокруг вождей сплотились лучшие воины. Во многих общинах вожди также приобрели жреческие функции. Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближённых всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертвования стали обязательными податями — налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. После успешных набегов на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Рост богатств вождей и знати ещё больше повышал их власть над соплеменниками.
Тем не менее, традиции самоуправления сохранялись ещё очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных условиях: при нападении врага, стихийном бедствии и т.д.
Развитию неравенства также способствовало усиление столкновений между племенами. Войны в условиях становления производящего хозяйства велись постоянно. Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы. Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. Часто одно племя доминировало, иногда силой заставляя другие вступать в союз. Такие союзы племён в дальнейшем послужили прообразом будущих государств.
Заключение.
На смену периоду первобытности приходит период, который называют цивилизацией. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Первые протогорода появились на Ближнем Востоке в 7-6-м тысячелетии до н.э. Но об этом читайте далее.
Свидетельство о публикации №224122500874