Области женской тьмы

Субстанция / The Substance, 2024

Самый, пожалуй, нашумевший триллер года, но, увы, далеко не из-за своих кинематографических достоинств, но об этом чуть позже.

Да, давно не было боди-хорроров, чтоб прямо кровь да слизь, да уродства всяческие. А основа сюжета - практически та же самая, что в «Областях тьмы», только здесь предмет усовершенствования - не мозг, а тело, что ж, tempora mutantur, как ни крути.

Стареющая телеведущая фитнес-уроков, когда-то блиставшая в Голливуде, Элизабет Спаркл (Деми Мур, зажигавшая в своё время в «Стриптизе») - говорящая фамилия - осознаёт, что времечко на исходе, формы уж не те. О чём ей и заявляет прощелыга-манагер Харви (Дэннис Куэйд, хотя сначала на эту роль планировался Рэй Лиотта, но, увы, скончался) - имя не отсылка ли к тов. Вайнштейну? Очень может быть. Делает он это заявление, весьма неаппетитно поглощая креветок, что прямо даёт нам понять - плохой он, Харви. Ну как Джексон показывал нам плохих парней с помощью того, как они едят - будь то Джон Ноубл или Стивен Фрай, жрали отвратительно на самом деле. Короче, сразу понятно, отвратительный делец, сексист и прочая, прочая.

Правда, формы самой Деми создатели фильма дают нам рассмотреть весьма подробно - тоже часть боди-хоррора, своего рода. И тут волею судеб некий докторишка подбрасывает ей номер телефона, где вроде бы могут помочь. Веяния времени, никаких встреч со злодеями, цифровизация, понимаешь, всё через заказ и почтомат. Ну, и в инструкции говорится, что, мол, на недельку даём тебе отличные девичьи формы, но только неделю - через неделю пересменка, вернёшься опять к своему прежнему виду.

Далее следует собственно первая боди-хоррорная сцена, такая смесь Кафки с «Мухой». Правда, в результате показанной во всех подробностях анатомических смены тела появляется не страшное насекомое, а вполне себе секси барышня, которая и становится alter ego. И называет оно себя Сью (Маргарет Куолли). То есть вроде бы сознание Элизабет остаётся с ней, но получается этакая вариация на тему доктор Джекилла и мистера Хайда: неделю дряхлеющая, но «добрая внутри» Элизабет, неделю - амбициозная стервочка Сью. Что, наверное, тоже является часть Элизабет - уж не слишком верится, что в годы пика своей звёздности она не была такой же. Сью, естественно, быстро занимает место своей напарницы по сознанию в её программе и превращается в национального идола. Её даже зовут на национальное новогоднее шоу - на всякий случай, сцена там - просто апогей того самого боди-хоррора.

По признанию Корали Фаржа, режиссёра фильма, её основным вдохновителем стал «Портрет Дориана Грея». Ну да, и эти мотивы фильм обыгрывает, ведь Сью - это своего рода молодой портрет Элизабет, к которому она постепенно перестаёт испытывать тёплые чувства. Тем более что молодая половинка (сцены трансформации по-прежнему до тошнотворности натуралистичны) хочет для себя всё больше, и недели ей уже маловато, требует, понимаешь, продлить вахту! Но ведь Сью - это сама Лиз? Или кто?

Наверное, одним из привлекательных моментов фильма является его стилистика и художественное решение. В принципе непонятно, в какую эпоху происходит действие - в картинке появляются атрибуты и гаджеты то из восьмидесятых, то из наших дней. Оно, наверное, и объяснимо - история типа вне времени. Но сделано, чего греха таить, красиво и стильненько.

В остальном - практически стандартная история в стиле того, что волшебного зелья требуется всё больше, и его эффект должен, просто обязан длиться дольше. История, обыгранная уже стопиццот раз, начиная со сказок, заканчивая блокбастерами. И надо отдать должное исполнительнице главной роли - Деми Мур хороша, действительно хороша во всех своих видах, один взгляд чего стоит. Да и, наверное, играть-то особо ничего не пришлось, сама, поди, такие чувства испытывала. Но это уже досужие домыслы. А в целом - действительно качественный боди-хоррор, подающий традиционную идею в интересном ракурсе, не так ли?

И тут мы слышим: «Не таааааак! Вы ничо не панимаитииии!» А кто это у нас? А, это фемки, которые тут же буквально бросились нам, недоумкам, разъяснять, что перед нами нифига не триллер, а целый, понимаешь, манифест: «Важный социальный месседж: женщины в обществе глубоко взаимосвязаны, но укорененная мизогиния усиливает их разобщенность и отчуждение.» О как! Таким вот хитро вы..анным способом, нам, оказывается рассказывают о зловещей объективации и сексуализации женщин. Бядааааа! Вопросы и апелляция к разуму здесь бесполезны - рискуете быть закиданными феминистскими какашками в стиле «все мужики ... (нужное подставить)». Тогда становятся понятными многочисленные номинации на «Золотой глобус» - там же в жюри такие же либтарды (1), как авторка (хе!) вышеприведённой цитаты. В Голливуде же это тотальная болезнь, хотя половина из ратующих, не будь проклятой мизогинии, вообще бы туда не попали. Пчёлы против мёда, короче.

Ну да Бог с ними. Так или иначе, фильм интересный с точки зрения стиля и нового прочтения давнего сюжета, и, если не примешивать идеологию, вполне себе смотрибельный.

P.S. Кстати, Маргарет Куолли призналась, что использовала для съёмок накладную грудь. И кто тут сексуализацией занимается?

(1) Неологизм, обозначающий не отягощённых умственной деятельностью либералов, сформирован из двух английских слов: liberal и retard

Иллюстрация: "Переселение душ в пустоте", Громов


Рецензии