Авиакатастрофа в Актау

Вечером 15 января 2009 года с подмосковного аэродрома Чкаловский в махачкалинский аэропорт «Уйташ» вылетели 4 военно-транспортных самолёта Ил-76 675-го авиаполка особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ с военнослужащими и техникой на борту. В их задачу входило выгрузить военнослужащих и технику и вылететь обратно на аэродром базирования в Нижний Новгород.

Первый самолёт выполнил задачу успешно. Второй самолёт (бортовой номер RA-76825) совершил посадку на аэродроме «Уйташ», разгрузился, и вырулил на предварительный старт, где ожидал, пока третий самолёт (бортовой номер RA-76827) совершит посадку. Третий борт после выполнения посадки в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды (туман, видимость на ВПП 800 м, вертикальная видимость 60 м) при пробеге выкатился на грунт и продолжил движение в метрах 15-20 слева ВПП. Перед этим второй борт выехал за границу предварительного старта, о чём диспетчеру, разрешавшему посадку, экипаж не сообщил. В результате отклонившийся от оси посадки Ил-76 ударил ожидавший взлёта самолёт крылом по кабине.

В результате столкновения кабина стоявшего Ил-76МД (RA-76825) разрушилась, из находившихся в самолёте шести членов экипажа погибли четверо (командир воздушного судна подполковник Максим Дубаньков, бортинженер Владимир Князевич, бортрадист Александр Алёхин, борттехник Анатолий Тупицын), двое получили ранения и были позднее доставлены в больницу города Каспийска. Никто из находившихся на борту совершавшего посадку самолёта (6 членов экипажа и 31 пассажир) не пострадал. Пилот четвёртого Ил-76, оценив обстановку, направил самолёт на запасной аэродром.

Через 15 лет 25 декабря 2024 года при выполнении аварийной посадки в аэропорту Актау потерпел катастрофу азербайджанский пассажирский самолет, выполнявший рейс по маршруту Баку - Грозный.

Каким же образом связаны эти две аварии?

Дело в том, что по причине плохих погодных условий (туман), в аэропорту Грозного, до которого было всего полчаса полетного времени, экипаж воздушного судна запросил посадку в Махачкале, в чем ему было отказано, скорее всего из за перегруженности, поэтому он направился в Актау, где при посадке и произошла трагедия, по предварительным данным из за столкновения с птицей...

Международный аэропорт Махачкала (Уйташ) имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана — международный аэропорт федерального значения, обслуживающий город Махачкала, столицу Дагестана; основной аэропорт республики.

Аэропорт расположен на территории Карабудахкентского района, в 4,5 км от города Каспийска и в 16,2 км от ближайшего микрорайона Махачкалы.

Аэропорт Уйташ — первого класса, помимо гражданской авиации, используется авиацией ФСБ РФ и МВД России.

В аэропорту до декабря 2011 года базировалась авиакомпания «Авиалинии Дагестана». В настоящее время в аэропорту базируется авиакомпания «РусЛайн», выполняющая рейсы по многим направлениям России и зарубежья.

В России явно не хватает аэропортов, да и посадка в сплошном тумане сегодня, при наличии систем ILS не представляет проблемы, но что в очередной раз то пошло не так...


Рецензии
Записи самолетных самописцов пока не расшифрованы. Скоро узнаем, что за причина аварии. Чудо из чудес, что 29 человек выжили. Редчайший случай для авиакатастроф.
С уважением,
Валерий.

Валерий Диковский   04.01.2025 16:15     Заявить о нарушении
Вчера послушал комментарий летчика с сорокалетним стажем.
В общем ситуация примерно такая, при заходе на посадку в Грозном выяснилось, что нижний край облачности находился выше точки принятия решения, командир принял решение уходить на второй круг, в это время объявили план "ковер" по причине очередной атаки дронов, но самолет продолжал находиться в опасной зоне, в результате чего он получил небольшое повреждение от зенитного огня, которое было оценено как столкновение с птицами, в это же время была нарушена связь с навигационными спутниками системы GPS, командир запросил посадку на два запасных аэропорта, Махачкала и Минводы, но и там была низкая облачность, поэтому пришлось лететь в Актау...

Дело всего то в нескольких десятков метров высоты, ниже которых пилоты могли видеть полосу и совершить посадку в ручном режиме.

......
Во время Первой мировой войны на немецких дирижаблях были спускаемые из под облаков корзины, в которых находились наблюдатели, корректировавшие бомбометание с невидимого с земли дирижабля....

Видимо подобная система очень бы пригодилась, тем более, что при сегодняшнем уровне техники опустить на трос - кабеле видеорегистратор ничего бы не стоило, у меня на эту тему даже заявка на изобретение была подана еще в 2008 кажется году.... Называлась "Система защиты воздушного судна от поражения ракетами".

Андрей Бухаров   04.01.2025 17:37   Заявить о нарушении