Нганасанские сказки
Из проекта Самоглядное Зеркало, Самогляд Родаруса. Энциклопедия сказок Русского мира, сказок народов России, сказок родственных народов. Это сказки, когда-то переведенные, но со временем стали сказываться на русском языке.
============
Нганасаны считаются самодийским народом в Сибири, к которым относятся ненцы, энцы, селькупы, саянские самодийцы, камасинцы, койбалы, маторцы, карагасы, сойоты, говорящие на языках самодийской группы, образующие вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью.
Наганасаны проживают в Ненецком автономном округе, Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской области и в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края.
Занимаются охотой, оленеводством, рыболовством. Счет времени по нганасанскому календарю ведётся по лунным месяцам. В течение солнечного года проходит два года: один летний, другой зимний.
Нганасаны бережно относились к природе. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем, запрещавшим убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей.
Основным оружием были копье, лук со стрелами, нож, а с 19 века по Рождеству Христову начали использовать ружьё.
Верят нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо - добрых духов всевозможных явлений природы. К ним относились также коча — духи болезней, дямады — духи-помощники шаманов, баруси — однорукие и одноглазые чудовища. Все явления считались порождением Матери Земли, Матери Солнца, Матери Огня, Матери Воды , Матери Дерева и т.п. Почитались также родовые и семейные покровители — в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных или зооморфных фигур и т.п.
В своих сказаниях нганасаны воспевают подвиги богатырей. Часто сказки ритмизируются.
Мифологические предания у нганасан почитаются как достоверные истории, которые должны только сказываться. В них излагаются мифы о создании мира, возникшем по воле "Матери всего, имеющего глаза" и "Бога земли" Сырута-нгу, сын которых, человек-олень, становится первым обитателем земли и покровителем людей.
+++++++++++++++++++++
-----
Девушка и луна. Нганасанские сказки!!
=====
Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у неё олени. Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень тёмная. Вдруг один олень посмотрел на небо и закричал:
— Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна — нигде девушки не видно. Села на нарту, в небо укатила.
Вылезла девушка из сугроба, отряхнулась, вошла в чум.
Прошло немного времени, вбегает олень и кричит:
— Луна опять на нарте едет! Хочет тебя на небо забрать!
Ударил олень ногой о землю и превратил девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А Луна тут как тут — тоже в чум вошла. Все углы обшарила, нигде девушки не нашла. Опять ни с чем уезжать собралась. Тут девушка не выдержала, засмеялась:
— «Здесь я!»
Хочет Луна девушку-огонь поймать, да не может — очень уж горячо ей. А девушка снова из огня в девушку превратилась, изловчилась, повалила Луну, связала.
Плачет Луна, умоляет:
— Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на землю приходить. Буду жить на небе, ночью людям светить, дорогу указывать!
Сжалилась девушка над Луной, отпустила её.
С тех пор Луна только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с пути.
+++++++++++++++++++++
-----
Медведи и старик. Нганасанские сказки!!
=====
Тундровый тунгус есть, старик. У него пятеро детей: три сына, две дочери. В чуме на реке живут. Олень один есть.
Вода талая стала, пошел старик на реку промышлять. Три волосяных пущальни у него. Метал их. Немного посидел, рыбы нет. Вернулся домой старик. В чум зашел, чай пил. Говорит потом:
— Может быть, рыба попала!
Ушел опять старик к речке. Видит: у пущальни белый медведь сидит. Перебирает, смотрит ее.
— Ук! — крикнул старик и кусок плавника схватил. Медведь тоже палку схватил. Говорит старик:
— Уходи прочь! Что со мной играешь, почему надо мной шутишь? Дурак я, что ли? Прочь, прочь! Пущальню порвешь!
Медведь вытащил пущальню на берег. Оба ухватились за поплавки пущальни, тащут в разные стороны, палками машут. Говорит старик:
— Ты разве не нгуо? Почему у бедного человека промысел портишь?
Старик на ветке на воде был. Медведь, потянул пущальню, вытащил старика вместе с веткой на берег. На земле старик табак нюхает и говорит:
— Прочь, прочь! Пошто на земле даже не отпускаешь? У меня сейчас Христос-бог есть. От пего ты уйдешь? Я умру, что ли?
Медведь не выпускает пущальни. Схватил старика зубами за шею, трясет.
— Ну, ешь меня. Я сидеть буду, — говорит старик.
Не стал медведь есть старика. Говорит старик:
— Я крещеный человек! Солнцу буду молиться. Солнце! Меня медведь съесть хочет. Это, по-твоему, ладно?
Медведь все-таки его не пускает. Говорит опять старик:
— Я, когда молодой был, в ветке быстро ходил. Ты сильный? Давай померимся, кто сильнее. Я отстану - ты меня съешь. Ты отстанешь - я тебя убью.
Медведь это услышал и поплыл. Старик в ветке быстро поплыл. Говорит:
— Беда будет потом. Обгоняет меня.
Есть у старика пальма. Есть железный крест. В воде омут был. Здесь рядом поплыли.
Думает старик:
«Уйдет медведь в омут". Говорит:
— Ну, живей!
Выскочил старик на берег и, когда медведь подплыл, ударил его пальмой. Снял старик с медведя шкуру, в чум его увез и съел.
Ночь прошла. Наутро старик опять к пущальням ушел. Видит: черный медведь пришел, пущальни смотрит. Закричал старик:
— Почему пущальни рвешь? У тебя на земле еды много. Я же у матери воды еду прошу. Почему ты такой?
Медведь пущальню не выпускает. Ухватились они за поплавки и разорвали пущальню.
— Ты не бог, а дурак, — говорит старик. — Ребенок ты, что ли?
Сам старик в ветке, медведь на берегу. Говорит дальше старик:
— Меня убить хочешь? Убей!
Медведь, как человек, на дыбы встал. Старик все говорит:
— Меня надо? У меня Микольский есть. Нынче меня убить хочешь? Давай плясать.
Стали плясать. Медведь пляшет и поет:
— Онтино! Монтино! Хокой, хокой!
Старик поет:
— Хэйро, хэйро!
Целый день плясали. Медведь устал. Голову опустил, глаза закрыл. Думает старик:
«Э! Сердце его близко. Ножом одолею ли?"
Кольнул ножом и, в ветку сев, быстро отплыл.
Медведь, за ним бросившись, чуть за парку не поймал. Но умер медведь. Увез старик медведя в чум.
У старшего сына старика шапка красным расписана. Зовут его Красная шапка*124. У другого бакари красные, зовут его Красные бакари*125.
Говорят сыновья:
— Отец! Мы чего-то боимся.
— Оленя храните ночью, если боитесь, — говорит старик.
— Сам храни, — говорят сыновья.
Ночью старик сам оленя караулил. День настал. Встали сыновья. Красная шапка говорит, другой говорит:
— Отец! Что ночью нашел?
— Ничего не нашел, — отвечает старик. — Только аргишить надо. Медведь в этих местах очень плохой.
Сыновья следы увидели отца. Видно, что ночью он ходил в лес. Говорят сыновья:
— Что делал отец в лесу? Посмотрим!
Пошли в лес по дороге отца. Нашли огород с настороженным луком на дикого. В воротах огорода что-то лежит. Дикий, что ли? Нога у него в крови. На боку шкура в крови. Шкура железная.
— Что это? — говорят сыновья. — Как стрелой его добыли? Кожа железная. Этот дикий - сохатый, оказывается!
Вернулись сыновья в чум:
— Отец! Что это? Какой стрелой добыл такого дикого?
— Не знаю! — старик говорит. — Ну, аргишим, оставим его.
Пешком аргишили. К многим тундровым тунгусам присоединились.
Спрашивает старик.
— У вас шаман есть?
— Есть, — говорят, — молодой шаман.
— Давай, — говорит старик, — обо мне шамань. Пусть расскажет, что со мной было. Сам не скажу.
Шаманил молодой шаман и говорит:
— Медведей ты добывал. В пущальнях двух медведей добыл. У в лесу живущих шитолицых, у их большого шамана, ты зверя добыл. Железного сохатого добыл.
— Так, так. Мое дело, — сказал старик.
— Не на тебе грех, — говорит молодой шаман, — хоть ты и добыл. Сами они тебя искали.
Весною пришли к старику вести: большой шаман шитолицых умер. Кровь на боку была. Теперь все.
+++++++++++++++++++++
-----
Моррэдэ. Нганасанские сказки!!
=====
Один Моррэдэ с женой и сыном, ребенком, ходит. Только трое их. Моррэдэ этот всегда удалый промышлять, всегда диких оленей добывает. Однажды, на другой день после промысла, говорит утром Моррэдэ жене:
— Надо нам аргишить, передвинуться на другое место. Кости диких оленей, которые у нас скопились, очень тяжелы. Надо их раздробить и вытопить из них жир, чтобы легче было.
Моррэдэ ушел на охоту за диким оленем. Ну, жена как не послушает мужа? Кости ломает, огонь топит. Ребенок как иначе - все около матери путается. Думает жена:
«Оу, как это муж, уйдя промышлять на середину Енисея, так скоро пришел? Слышно, как человек пришел. Как это он так скоро пришел?"
Слышно, как к двери подошел, дверь отворил, только руку видно. Рука ребенка к себе манит, к себе зовет. Мать говорит сыну:
— Оу, отец с тобой играет. Рукой тебя манит. Ну, иди к нему, иди, отца за руку схвати.
Ну, ребенок что понимает? Отца за руку поймал. Рука ребенка поймала и на улицу вытащила. Ау! Ребенок как не ревет? Плачет.
— Ну, ребенок, не плачь. У меня дома тоже хорошо жить будешь, так же, как у матери.
Когда старуха из чума вышла, как ветер, убежал тот человек с ребенком.
Парнишка думает:
— Меня несущий человек чем говорит, где его рот слышно? Головы у него нет, глаза у него там, откуда руки начинаются.
— Ну, парень, ты чего глядишь?
— Голову твою ищу.
— Оу! Головы-то у меня никогда не было.
Было это летом. Утром наконец дошли до чума. Оу! Очень много чумов. Три раза по семи чумов стоит, поколку держат. Каждый день в воде диких оленей добывает. Ну, ребенок плакать совсем перестал. Который его принес человек, как отец, его держит, как мать, держит. Этих безголовых людей имя - Лахарэнга-нготу (Рот на животе). Оу! Некоторые Лахарэнга-нготу говорят:
— Оу, брат! Которого ты промыслил парнишку, мне не дашь?
— Хэй! Ребенка где я добуду? Не отдам.
Ну, целый год так прошел. Другого года лето настало. Опять на поколке сидели. Ну, дикие олени все равно были, много их добывали.
— Ну, отец! Ножик-то сделай мне. Я без ножа согудать мясо не могу, — парнишка говорит.
Ну, Лахарэнга-нготу ножик сделал ему:
— Ну теперь согудай.
Потом самая жаркая пора настала.
Хозяин Лахарэнга-нготу говорит младшему своему брату:
— Разделиться нам надо. На две кучи надо нам разделиться.
Брат говорит:
— Ну какая беда, разделимся.
— Одна куча пусть гусей идет промышлять, а которые плохие люди, пусть здесь останутся, у воды промышлять.
Ну, так разделились, все разделились. Только самые удалые ушли. Пусть неделя прошла с тех пор, как они ушли.
Парнишка говорит:
— Оу, отец! Я ночью спать не буду, на улице играть буду.
— Ну ходи играй, что за беда. Только далеко не иди, у чума играй.
Ну, ходит играет, играет парнишка. Дошел до того места, где на берегу ветки лежат, много веток. Оу, ветки, как иначе, опрокинуты кверху дном. В этих ветках в днищах у всех их дыры прорезал. Эти дыры песком прикрыл, затер. Так ветки все продырявлены стали. Одну только оставил целую, спихнул ее в воду и сел в нее. Когда отъехал он от берега, как раз Лахарэнга-нготу все встали. Говорят они:
— Оу! Ребенок как бы не пропал. Надо его достать.
Все ушли за ним одним на ветках. Оу! Некоторые из Лахарэнга-нготу говорят:
— Оу! В моей ветке никогда никакой воды не бывало. Откуда вода в нее пришла?
Так говорили они, и все их ветки полны водой стали. Все люди, которые в ветках ехали, все в воде утонули. Сам парнишка по воде в своей ветке вернулся назад. Всех женщин Лахарэнга-нготу убил. Всех убил и решил идти по дороге тех людей Лахарэнга-нготу, которые пошли гусей промышлять.
Оу! Чумы видны стали вдали. Оу! Чумов дошел. Младший Лахарэнга-нготу смеется:
— Проклятые люди! Ребенка одного почему пустили? Заблудится и как тогда чумы найдет?
Вот вечером в чуме лежат, едят. Одна старуха говорит, болтает:
— В то время когда этот ребенок пришел, какая это кровь мне в глаза пришла?
— Какая кровь, бабушка? Диких кровь?
— Не знаю.
Парнишка говорит:
— Ну, какая будет? Диких это кровь. Мой отец*98 диких-то мало добыл. Отец так говорил: на то место, где осенью мы собираемся, пусть аргишат, когда перестанут промышлять.
Тут удалых Лахарэнга-нготу хозяин говорит:
— Как это так? Почему до нашего возвращения кончили промысел на поколке? Никогда до нашего прихода не кончали там промышлять. Верно, дикий там сразу прошел, оттого так скоро кончили промысел.
Потом на другой день аргишили. Теперь ребенок говорит сам себе:
— Дойдем до того места, и тех не окажется. Что я тогда буду говорить? Теперь, однако, я пропал.
Ну, аргишили, аргишили. Оу! Целый день аргишили. Земля уже немного мерзлой была. Теперь пока шли, пошел дождь. Мерзлая земля оттаяла. Идти совсем нельзя, по колена проваливаются. Хозяин, младший брат того Лахарэнга-нготу, который парнишке был за приемного отца, едет впереди на учаге. Все время с учага падает и падает. Но лук все время в руках держит этот передний человек.
Говорит он:
— Оу! Лук-то я сломаю. Наготове земля плохая стала. Эй, парень, лук-то держи. Я когда с оленя падаю, могу сломать лук.
Ну, сказав это, он отдал ребенку лук. Вот парнишка ногами натягивает лук.
— О! Тугой-то, беда! Ну, однако, если сразу его натяну, ладно будет.
Лахарэнга-нготу все время оглядывается на него. Но вот все-таки сюда он не глядит. Парнишка тихонько на лук две стрелы положил. Человек этот совсем близко, два маха мера. Хоть удалый он, да куда уйдет! Потом пустил парнишка две стрелы*99. Как рыба, испугался учаг. Испугался и сам Лахарэнга-нготу. Сперва он далеко отскакал на учаге, но потом упал с него и сел. Ноги жила над пяткой оказалась у него перерезана. Вот затем парень к аргишу вернулся. Старуху и другую женщину - обоих зарезал. Многочисленный народ весь перебил, часть в воде утопил, часть ножом зарезал.
Потом он пошел, пошел пешком и отца нашел. К отцу пришел, и теперь все.
+++++++++++++++++++++
-----
О нганасане Трехсаженные руки и его сыне. Нганасанские сказки!!
=====
Жил когда-то богатый нганасан Трехсаженные руки. Были у него жена-старуха, взрослая дочь-девушка и годовалый сын в зыбке.
Сидела и шила раз девушка в чуме перед открытым входом и видит: идут к ним из тундры три аргиша. Не успела она удивиться этому, как видит, что стоят уже три чума.
Смутилась она, повернула свой чум в другую сторону, чтобы не видели ее пришедшие, и опять села шить. Только подняла глаза от работы, видит, что и сюда идут к ним три аргиша, и опять выросли вдали три чума. Повернула она чум в третью сторону. А с этой стороны пришло уже шесть аргишей, и появилось шесть чумов. Еще раз повернула она свои чум, но отсюда увидела, что идет целых двенадцать караванов (аргишей), и двенадцать чумов выросло перед ней. Всего двадцать четыре чума окружили ее.
Когда привезли последние двенадцать чумов, посмотрел на них старик Трехсаженные руки и говорит:
— Быть беде. Пришли они, наверное, дочь сватать. Если отдадим ее одним, то другие убьют вас.
Тут от первых чумов приехали три бабы-свахи с аргишами подарков. Остановились перед чумом, стали петь, девушку сватать. Вышел к ним старик, отказался выдать дочь и повернулся к ним спиной. По очереди от других трех стойбищ приезжали по три, по шесть и по двенадцать свах, но и им всем отказал старик.
Тогда выехали от стойбищ гостей мужчины и стали кричать старику, чтобы отдал дочь. Страшный шум поднялся около чума. Сказал тут старик:
— Чем в чуме пропадать, лучше я сам с ними драться пойду. Уж я им задам. А ты, дочь, храни сына. Сама погибни, но спаси его жизнь.
Взял лук и стрелы и вышел из чума. Такой бой начался, что весь чум изрешечен был стрелами. Старуха тоже говорит:
— Пусть и я погибну рядом с мужем.
С луком и стрелами вышла из чума. Увидела, что сбоку к старику три богатыря подкрадываются, прицелилась и одной стрелой их всех пронзила.
Девушка взяла брата на руки, да так и сидела все время, пока длился бой. Наконец стихло. Один богатырь заглянул в чум, увидел ее сидящей с ребенком на руках и говорит другим:
— За что же мы сражались? Это же не девушка, а баба!
— Не баба это, а девушка, – говорят другие.
Этот богатырь вошел и хотел схватить девушку. Но она его так толкнула, что отлетел он от нее далеко, через хребты, озера и реки. Вернулся обратно богатырь и стал добром говорить девушке, что убиты ее отец и мать и все равно ей деваться некуда. Подумала девушка и согласилась кочевать с ним, но в отдельных крытых санках, вместе с братом. Богатырь согласился. Запряг оленей, уложил ее имущество, и поехала с ним девушка с братом на руках,Три года прошло. Все кочует девушка с братом. Все не подпускает к себе богатыря.
Брат за три года так вырос, что выглядел настоящим мужчиной.
Решил богатырь убить парня. А то, – думает, – он потом всех нас убьет. Решил вступить в борьбу с девушкой, чтобы отвлечь ее внимание, а старик-отец его должен был тогда убить парня палкой.
Но опять от толчка девушки отлетел богатырь. Парня стала она с той поры прятать под шкуры в санках. Но трудно было ей. Все время приходилось караулить, чтобы как-нибудь не убили брата. Поэтому сказала она ему:
— Спрячься в снегу и отстань от нас. Я тебе буду оставлять пищу и одежду под воткнутой в снег палкой, а ты иди по нашим следам.
Так и шел парень по следам аргиша. На каждом чумище находил пищу, оставленную сестрой. Но однажды аргиш дошел до большой реки и перешел ее по льду. А парень шел тихо, и пока добрался до реки, лед уже прошел, ему пришлось повернуть и идти вдоль нее.
Пошел он берегом реки вниз по течению. Через несколько времени нашел на берегу реки крытые санки и увидел около них оленей на мауте (аркане). В санках нашел он одежду и пищу.
Запряг оленей, лег в санки, и повезли его олени, а куда, он и сам не знал.
Долго везли его так олени и, наконец, остановились около большого табуна. Табун этот принадлежал отцу парня – старику Трехсаженные руки. Подошел сын пастуха к подъехавшим санкам и увидел в них человека. Побежал скорее в чум и рассказал своему отцу-пастуху. Старик пастух узнал санки и оленей хозяина и догадался, что это сын старика Трехсаженные руки. Привел парня в свой чум, и жил он здесь, пока совсем не вырос.
Раз как-то пошли два сына пастуха с парнем на высокую гору. На вершине ее парень лег и не шевелился.
Толкали, дергали его сыновья пастуха, но ничего не могли с ним поделать и оставили его на горе.
Дома рассказали об этом отцу. Послал старый пастух старшего сына будить парня, но вернулся сын ни с чем. Посылал и другого сына – опять без толку. Пошел сам. Сел возле головы лежащего парня и говорит:
— Я знаю, о чем ты печалишься. Если есть у тебя решение, иди. Я тебя держать не буду.
Тогда поднялся парень и вернулся в чум. Опять заговорил с ним старик:
— Есть у твоего отца в табуне два однорогих оленя. Очень быстрые и сильные эти олени. Поймать же их можно только медным маутом в шестьдесят сажен длиной. Если есть в тебе сила, бери этот маут.
Взял парень шестидесятисаженный медный маут и пошел к табуну. Дальше всех держатся от людей два однорогих бегуна. Не стал подбегать к ним парень, издали бросил маут и поймал одного. Еще раз бросил маут, и другой бегун прямо в него попал.
Запряг парень железные санки с медными поводками, взял железный хорей (шест) и поехал на север. Долго ехал по тундре, пока не доехал до поля битвы. Много людей убито, и среди них богатырь в железной одежде. Еще много дней проехал парень – нашел другое поле битвы. Лежал среди трупов другой богатырь – в медной одежде. Через несколько дней опять наехал парень на трупы людей. Как льдом покрыта ими вся земля. Богатырь в серебряной одежде находился среди них. Удивлялся парень, кто это мог убить таких могучих богатырей. Хочется и ему помериться с ним силами.
Дальше помчался парень в тундру и наехал на одинокий чум. От чума следы человека идут. Каждый след на таком расстоянии от другого, что за три шага бегун должен бы скрыться из виду.
В чуме парень одну старуху нашел. Не знал он, что эта старуха была его теткой. Сказала она ему, что муж ее ушел помогать брату, который много уже лет воюет с какими-то богатырями.
Ничего парень не сказал своей тетке и уехал по следу ее мужа. Находил следы на много верст друг от друга и, наконец, увидел, что далеко впереди него идет бой. Три человека нападают на трех других. Трое отступают, отбиваются, трое наступают, не дают им повернуться и убежать. Не зная, на кого они нападают, пустил парень стрелу в отступающих и убил всех трех.
Тогда повернулись к нему трое нападающих, и узнал он в одном отца, а в другом мать.
Отец молча подошел к нему и опрокинул санки вместе с ним. Потом все трое-отец, мать и дядя-сели в его санки и поехали. Парень вскочил на ноги и побежал за ними. Так до самого чума добежал, не отставая от санок.
В чуме поели, только парня не накормили и не говорили-с ним.
Утром поехали на юг. Парень, не поев и не попив, пешком бежит за аргишем. Так, голодный, бежа:л, пока не приехали обратно к табуну отца. Но только и сказал тогда Трехсаженные руки сыну:
— Поедем искать дочь.
Запряг старик опять двух однорогих оленей и поехал на север, а сын за ним пешком побежал.
Подъехали к чумам. Ни одного мужчины нет в них. Одни бабы и девки. Рассказали бабы старику Трехсаженные руки, что у одного старика в соседнем чумовье враги взяли в бою девушку. Но пришел откуда-то богатырь с медной челюстью, убил всех мужчин в тех чумах и увел девушку.
Мужчины из этих чумов хотели отбить у него девушку, но он и их всех убил.
Дальше поехали отец с сыном. Нашли еще много чумов без мужчин. Опять рассказали им бабы, что хотели их мужья отбить девушку у могучего богатыря, но всех их он побил.
Ночью добрались старик с сыном к стоянке богатыря. Видят: стоят около чума крытые санки их девушки. Хотел старик Трехсаженные руки войти в санки, но толкнула она его так, что далеко он отлетел. Тогда полез в санки брат. Толкнула она его. Но удар ее пришелся словно по каменной горе, и санки ее отбросило назад. Вслед за парнем вошел отец. Тут узнала она его и сказала:
— На этих людей, у которых я сейчас живу, ты не сердись. Они освободили меня от моих похитителей.
Тут только старик будто узнал сына и стал с ним разговаривать.
— Пойдем теперь в чум гостевать, – сказал он. Когда стали они входить в чум, в нем поднялся с места молодой богатырь и хотел ударить вошедшего парня. Но хозяин чума, его отец, остановил его руку и сказал:
— Я говорил тебе, сын, что у этой девушки должна быть где-то родня. Вот они и пришли за ней. Теперь надо нам с ними по чести говорить, чтобы отдали они ее за тебя. Разве ты не видишь, что равные тебе люди пришли?
Богатырь успокоился. Старик пригласил вошедших сесть.
Отца рядом с собой посадили, а парня – около своей дочери, чтобы мог он за ней ухаживать.
Честно поговорили между собой старики, и на другой день повез в свой чум старик Трехсаженные руки свою дочь. С ним отправил отец молодого богатыря, который освободил девушку и свою дочь, а также половину своего богатства. Поставила сестра богатыря около чума старика Трехсаженные руки свой большой чум, и стала она женой сына этого старика. А богатырь, освободивший девушку, пошел вслед за ними. Как только Трехсаженные руки с сыном пришли домой и вошли в свой чум, молодой богатырь вошел в чум сразу же за стариком и его сыном и стал сватать девушку. Сказал тогда старик Трехсаженные руки:
— Вот твоя любимая, много за нее ты страдал и боролся. Можешь взять ее себе.
Отдал старик Трехсаженные руки свою дочь за молодого богатыря и вместе с нею половину своего богатства.
С тех пор мирно зажили семьями эти богатыри, и потомки их живут до сих пор.
+++++++++++++++++++++
-----
Озеро смерти. Нганасанские сказки!!
=====
У Боро-тала оленей много. Жена у него и дочь. Сына нет. Всех трое. У девки жених есть - Хунси-тала. Рядом, в другом чуме, живет, девку сватал. Боро не хочет давать. Век просит Хунси-тала. Два чума век рядом стоят.
У Хунси-тала мать есть, отец. Всех тоже трое. Говорит как-то весной Боро-тала:
— Оленья копаница, чумище старыми стали. Надо подвигаться.
Немного аргишили. С нового чумища легким чумом за дикими ушли Боро и Хунси. Вместе ушли. С ними девка, дочь Боро. Две старухи и один старик остались. Боро и Хунси по пятьдесят лучших оленей поймали. Всего сто. Аргишили.
Боро впереди поехал. Хунси запасных оленей гонит. Сразу три аргиша прошли. Чум поставили и дневали. Поехали диких гонять. Девка одна в чуме осталась. Боро и Хунси уехали за дикими каждый особо.
Боро долго ехал. Солнце низко стало, а он все едет. Диких не видал. Вечером семь комолых диких увидел. Доска для скрадывания*100 у него есть. С ней пополз к диким. Так долго полз, что тепло ему стало и взмок от пота. Посмотрел в дыру (бойницу) доски.
— А где дикие?
Нет диких. Нигде нет. На копанице, где были дикие, большой живой налим бьется на снежных застругах. Протер глаза Боро - нет налима. На том месте женщина сидит. С правой стороны волосы себе чешет.
"Даром женщиной стал - тебя убью", — подумал Боро. Просунул ружье в дыру доски. Нацеливаясь, посмотрел: женщины уже нет, пусто. Опять семь комолых диких ходят. Одного из них застрелил. Опустил, положил на санку и обратно поехал. Чума как-то скоро дошел. Низовой ветер несет снег. К чуму близко подъехав, привязал оленей и пошел к чуму. Хочет по смотреть, как его товарищ пришел. Но сам почему-то ружье зарядил и пополз к чуму, как будто дикого скрадывает. Подойдя к чуму близко, просунул ружье в бойницу доски. Думает:
«Даром это, что я товарища убью".
Видит чум в дыру доски. Подходил он к нему со стороны тундры. Видит, от чума человек идет и кричит:
— Эй, товарищ! Меня не убивай!
Встал тогда Боро на ноги. Отпустил оленей и подошел. Ничего не сказав, лег спать. Утром встал. После чая говорит:
— Даром я старый, ум-то есть все-таки у меня. Это приходит время моей смерти, по-моему. Дикие как-то ум мой испортили. Я умру. До времени своей смерти я дожил. Ты мою дочь просил? Возьми ее. Олени пусть вместе будут. Мою старуху ты храни.
В этот день опять вместе аргишили. Четыре белых комолых быка запряг Боро. На четырех белых быков черные пояса надел и красные лямки. Перед аргишем поехал.
Въехал на высокое место и остановился. Долго стоял. Что увидел? Впереди землю черную, как летом, без снега, видно. Перед тем местом, где он стоит, большое озеро есть. Льда на этом озере нет.
Два яра есть на этом озере. На одном из Яров и стоит Боро-тала. Другой яр прямо напротив за озером. Так остановившись, сидит на санке. Товарищи его подъехали. Зять подошел. Говорит Боро:
— Мое время умереть настало. Мои предки всегда здесь умирали. Уже тогда, когда я диких увидел, мною бог овладел. Этого озера этот бог - налим. Ты отсюда уходи, как только перестанешь меня видеть. Меня перестанешь видеть - и возвращайся.
Посреди озера белая пена крутится. Вода в омуте крутится то в одну, то в другую сторону. Боро поднялся на ноги. Закричал на оленей и хореем их ударил:
— Мой путь над водой вы видите.
Видят Хунси и его жена: спрыгнул Боро вместе с оленями с яра в озеро и по воде, как по земле, поехал. Доехал до яра за озером.
Все время кричит Боро:
— Озеро! Съешь меня! Раскрой свое горло.
От того яра повернул обратно и опять к первому яру приехал. Взад и вперед по озеру меж ярами ездит. Еще раз вернулся и наехал на омут. На омут наехал и сразу исчез. Из омута семь белых пузырьков*101 показалось. Два скоро исчезли, пять еще видно.
Женщина, дочь Боро, говорит мужу, Хунси-тала:
— Мой отец так говорил мне: если ты сегодня меня возьмешь, семь детей будет у нас. Но двое из них все равно в этом озере погибнут.
Тут из омута женщина показалась, которую видел старик в бойницу доски, когда охотился на диких. Теперь она левую половину волос чешет. Другая половина волос уже причесана.
Сидит эта женщина на воде, сжав вытянутые ноги, и чешет волосы. Говорит эта женщина:
— Два белых пузырька вы мне сами отдайте. Самый старший сын ваш моим паем будет впредь. Теперь в чум поезжайте. Парня жалеете? Не жалейте. Его народа на земле много будет.
Женщина на яру просит баруси:
— Пусть ты бог, ухо есть у тебя, рот есть. Даром ты баруси - ухо есть у тебя. Когда время придет детей отдавать - пожалей нас. Лучше собаку или оленя возьми. Детей отдав, я очень мучиться буду.
Жена-баруси все волосы чешет:
— Если одного пожалеешь, потом трех надо будет.
— Почему по-иному не сказала? Почему так остро говоришь? Не стану я давать детей!
— Даром не дашь! У меня руки долгие - везде достану.
Так сказала и исчезла. Вернулись в свой чум муж и жена.
Поехали домой - женщина аргиш ведет, мужчина оленей гонит. Пришли в большой свой чум. Стали жить вместе пять людей. Потом старики, отец и мать Хунси и жена Боро, умерли. У Хунси и его жены ребят много родилось. Но оленей мало стало. Только на аргиш осталось. Шесть парней выросли. Седьмая, младшая - дочь. Самый средний сын - шаман. Бубна нет, парки шаманской нет, только говорит, как шаман. Ночью во сне шаманит. Ночью шаманит и говорит:
— Время моей смерти приходит. Увезите меня к озеру. Не увезете меня к озеру, я совсем пропаду.
Говорят ему мать и отец:
— Как увезем тебя к озеру? Наш отец там умер, худое это место. Не уходи туда. За тебя мы четыре оленя и три собаки унесем.
Аргишили к озеру. Недалеко от него, близ маленького озера, на речке, чум поставили. Продолбили прорубь для воды.
Вечером шаман с братьями и отцом и матерью, всего девять людей, поехали к озеру. Взяли с собой оленей.
Оленей запряженных и санки на яру оставили. Сами с яра к воде пешком спустились. Трех собак и четырех оленей связали. Говорит мать озеру:
— Мне сыновей жалко. Пусть собаки твоей долей будут.
Бросили собак и оленей в воду. Стали подниматься на яр к санкам. Что-то слышно стало. Омут опять крутится. В омуте налима видно стало. Говорит налим:
— Сперва вам сказано было, что сына вашего надо. Почему жалеете, не даете? Старшего сына связали бы и бросили. Ваш отец позади меня сидит и так говорит.
Женщина не перестает просить:
— Отпусти сына! Собак, оленей возьми. Парня-то жалко!
Налим исчез. Вышли на яр и опять что-то слышат. В омуте женщину видят. Говорит она:
— Парня вам жалко? А отец ваш говорит так:
«Самого старшего сына и самую младшую дочь давайте".
Говорит тогда Хунси:
— Этот баруси нас не отпустит. Сын пусть вперед выйдет, сам баруси просит.
Вышел парень вперед. Стали с яра отец, мать и сам он просить баруси пожалеть их. Вдруг под парнем яр обвалился, упал он в воду и исчез. В воде ничего не видно. Тут мать нож, которым оленей кололи на берегу, откуда-то выхватила и грозит женщине на озере:
— Пусть ты бог! Пусть ты человек! Подойди сюда. Я тебя ножом одолею. Иди сюда!
Женщина на озере руку подняла:
— Мою руку видишь! Хоть уйдете вы в свой чум, достану, что мне надо. Вместе в ваш чум придем.
Это сказала и исчезла. Вернулись в чум. Мать с дочерью на одной санке ехали. Мать стала оленей распрягать, девочка в чум ушла. Взяла в чуме котел и за водой пошла. Наполнила котел водой. Мать пошла к ней, чтобы помочь поднять котел и унести его в чум. Когда она подходила помогать, девочка на ее глазах упала в прорубь. Мать хотела удержать ее, но пусто в руке! Шарит в воде - ничего нет. Говорит мать тогда:
— Ничего не надо бросать в озеро. Ничего от этого нет пользы.
Все время жили на этом месте, не аргишили. Шаман шаманил и говорил:
— Впереди нам еще худо будет.
Два сына еще в чуме умерли. Остались сам Хунси, его жена, дочь Боро, их сын-шаман и еще два сына. Те, другие два парня, от голода умерли. Ни одного оленя не осталось, всех съели Никакого промысла не могут найти. Шаман все время шаманит. Ничего не помогает. Куропатки не могут добыть. Шаман говорит:
— Наших отца и мать сами убивать будем. Одного озеру отдадим, другого отдадим, чтобы промысел был нам.
Никуда не ходят из чума. Голодные лежат в нем, силы нет. Шаман лежал, лежал и ушел на улицу. Близ чума нашел диких - важенку и пороза. Этих диких убил он, и съели они их. Утром на другой день увидели, что отец и мать умерли ночью. Два диких - пороз и важенка - это была цена отца и матери. Так сказал шаман.
После этого стали много диких добывать. Шаман себе бубен сделал, парку шаманскую сделал. Пошел как-то шаман диких искать и чум юраков нашел. К этим юракам парились. Шаман себе в жены юрацкую девку взял. После этого все трое жить стали хорошо. Очень хороший промысел нашли. Очень богатыми стали. Все.
+++++++++++++++++++++
-----
Отчего у лисы на груди белая шерсть. Нганасанские сказки!!
=====
В старину ворон сидел на дереве у своего гнезда и держал во рту кусочек мяса. Пришла лиса и говорит:
— Какой ты черный, красивый, наверное и поешь хорошо. Вот бы мне послушать!
Ворону это понравилось, он каркнул, кусок мяса упал, и лисица его съела. После этого лисица сказала:
— Я съем еще у тебя одного птенца.
Ворон ответил:
— Нет уж, теперь ты меня не обманешь. Как ты поднимешься на дерево?
— Нет, съем. Зачем я стану подниматься на дерево? Свалю его, подрубив топором. Видишь, у меня топор – сказала лиса, показывая на хвост, и стала им ударять по дереву.
Ворон упросил не рубить дерева и выбросил лисе своего птенца. Лисица съела и ушла.
Прилетела маленькая пташечка и увидела, что ворон плачет.
— О чем, ворон, плачешь? – спросила она.
Ворон рассказал, как лиса стала рубить дерево и съела у него птенца.
— Какой ты глупый, – сказала пташка, – это ведь был не топор, а хвост; лисица ничего бы не сделала, зачем ты отдал своего птенца?
Через сколько-то времени дошли эти слова до лисицы.
Отплачу я тебе! – думает.
Однажды, когда лисица лежала, прилетела пташка и уселась напротив.
— Вот хорошо, что ты прилетела, – сказала лисица. Я сильно обовшивела, сядь ко мне на голову и поищи вшей.
Птичка боялась, зная лисью хитрость, не подошла близко, а стала скакать вокруг да около. Тогда лиса сказала:
— Вот какая ты неразумная – разве такая шустрая и увертливая, как ты, может быть боязливой? Садись на голову и поищи у меня!
Подумала пташка, – села на затылок лисы и стала выбирать вшей. Видит лисица, что не поймать ей пташку, вытянула вперед лапки, положила на них свою голову и сказала:
— Садись сюда! – указывая на конец мордочки. Пташка уселась. Лисица подняла лапку, чтобы поймать пташку, но та улетела, оставив в лапке только одно белое перышко свое, которое прилипло к груди лисицы. Вот отчего у той бывает на груди белая шерсть.
+++++++++++++++++++++
-----
Солнцева дочь. Нганасанские сказки!!
=====
Мимо нас едет человек на пестром олене, запряженном в туркучанку (нарту). Едет-едет и видит: сидит другой человек на сопке, голова у него открытая, не мерзнет. Наш человек подъехал к нему, а тот спрашивает:
— Ты куда едешь?
— Я еду по приказу царя. Есть, говорят, привередливая солнцева дочь, ее должен привезти себе в жены. А ты почему сидишь без шапки, что за человек?
— Я всевидящий и всеслышащий человек! – Вот хорошо! Ты мне, может, и пригодишься, поедем вместе.
Сели на туркучанку вместе и поехали. Едут-едут, видят: на сопке человек сидит, держит в руках лук и две стрелы.
— Кто ты такой? – спрашивают. – Я такой человек, что этими двумя стрелами могу кого угодно убить.
— Вот хорошо! А мы едем за привередливой солнцевои: дочерью. Может быть, ты нам и пригодишься, поедем вместе. Все трое поехали вместе. Едут-едут, видят: на краю лайды (равнины) сидит человек: то поднимется, то присядет, как будто чего-то боится. Подъехали к нему, спрашивают:
— Кто ты такой?
— Тише, тише, смотрите: вон там, на лайде стоит самка дикого оленя с теленком. Вот царь этой страны, чтобы я не был очень резвым, привязал мне одну ногу; поэтому сижу здесь и забавляюсь тем, что хватаю этого оленя за ногу– Вот хорошо! А ну-ка, покажи свою ловкость! Человек, действительно, протянул руку и схватил за ногу убегающую самку дикого оленя.
— Ловкий же ты человек, оказывается, – сказали. – Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Может быть, ты будешь нам нужен; поедем-ка с нами.
Все четверо поехали. Едут-едут, приезжают к двум горам со снеговыми вершинами. Сидит между ними человек, а на носу его снег.
— Что ты за человек, и почему у тебя на носу снег? – Я очень сильный человек. Как только концом носа задену эти две горы, их как будто и не бывало. – Вот хорошо! А ну-ка, покажи свою силу!
Человек повернул голову направо и налево, зацепил носом горы, и они тотчас рассыпались.
— Мы едем за привередливой солнцевой дочерью, ты, может быть, и пригодишься нам. Не поедешь ли с нами?
Все пятеро поехали. Едут-едут, видят: стоит высокая скала с вершиной, похожей на конец хорея. На этой вершине сидит человек с непокрытой головой, и вся макушка его в снегу.
— Вот диво, – удивляются наши путники и спрашивают: – Что ты за человек? Почему у тебя голова в снегу?
— Если я тряхну головой, поднимется пурга, будут заструга (сугробы)
— А ну-ка, покажи!
Человек тряхнул головой; сильная пурга поднялась.
— Довольно, перестань, совсем нас убьешь, – стали кричать люди.
Человек перестал трясти головой, и пурга затихла.
— Мы едем за привередливой солнцевои дочерью, – говорят люди. – Ты, пожалуй, нам пригодишься, не поедешь ли с нами? Согласился. Едут-едут, видят: на середине снежной равнины круглое талое озеро. Около него сидит человек, вытянув вперед губы.
— Что ты за человек? – спрашивают наши путники.
— Я такой человек, что могу выпить единым разом всю воду этого озера и проглотить вместе с ней двух рыб, которые в нем плавают.
— А ну-ка, покажи свое уменье, – говорят. Человек вытянул свои губы, выпил всю воду озера и проглотил двух рыб, которые плавали в ней.
— Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Может быть, ты будешь нам полезен. Не поедешь ли с нами?
Согласился. Едут-едут, к одному стеклянному дому приезжают. Обходят кругом, двери заперты, никак не войти. Говорят:
— Это, должно быть, дом привередливой солнцевой дочери. Ну-ка, всевидящий, всеслышащий человек, посмотри – кто есть внутри дома?
Всевидящий и всеслышащий человек посмотрел и говорит:
— Там находится одна девушка. Тогда говорят:
— А ну-ка, человек с луком, выстрели в дверь! Человек с луком выпустил две стрелы. Эти стрелы отскочили обратно с обломками замка на концах. Дверь раскрылась, и все люди вошли в дом. Дом внутри, оказывается, светлый-светлый, весь из золота и стекла. Сидит девушка с медными украшениями.
— Откуда вы, люди, приехали? – спрашивает.
— Мы едем за солнцевой дочерью, посоветуй, как нам найти ее. Очень привередливая, говорят, она.
— Как же не укажу, знаю про нее; только сначала еду приготовлю и накормлю вас, – сказала и вышла.
Вошла, внесла охапку дров из красной меди. Опять вышла и принесла охапку железных дров. Растопила очаг, дым повалил, огонь поднялся, ничего не видно. Девушки нигде не стало, как будто ее совсем и не было.
Где-то вдали послышался ее насмешливый голос:
— Вот, бедняжки, захотели взять солнцеву дочь! Огонь становился сильнее и сильнее, одежда наших людей начала загораться. Сказали:
— Человек с луком, выстрели!
Огонь еще больше разгорелся, когда этот человек выстрелил. Сказали:
— Ну-ка, хватающий за ногу дикого оленя, погаси рукою огонь!
Хватающий за ногу оленя махнул рукой, туман появился, огонь еще больше разгорелся. Сказали:
— Ну-ка, делающий пургу устрой пургу!
Поднялась пурга, рассеялся туман, огонь немного притих.
Сказали: – Ну-ка, выпивающий воду, погаси огонь! Выпивающий воду выплеснул изо рта воду и погасил огонь. Но как выйти им – дверь заперта! Человек с луком выстрелил двумя стрелами. Стрелы отскочили назад, наконечники погнулись-ничего не вышло. Тогда человек со снегом на носу провел носом по стене дома, дом распался надвое, и все вышли.
— А ну-ка, всевидящий и всеслышащий человек, укажи, где солнцева дочь.
— Солнцева дочь сильно над нами смеется, – сказал он.
— А ну-ка, человек, хватающий, оленя за ногу, достань ее, – сказали люди. Человек, хватающий оленя за ногу, далеко убежал, не видно стало.
— А ну-ка, всевидящий и всеслышащий человек, скажи, что стало с нашим человеком.
— Догнал бы наш человек солнцеву дочь, да нога-то привязана. Тогда человек с луком выпустил две стрелы и перерезал веревки, которыми была привязана нога бегуна. Опять ничего не стало видно.
— А ну-ка, послушай, посмотри и скажи, что стало с нашим человеком? – попросили.
— Наш человек чуть не поймал солнцеву дочь, да она далеко за озером, никак ее не догнать.
Решили послать человека, выпивающего воду.
— Как я пойду? Очень далеко, ноги у меня слабые! Дал тогда первый человек своего оленя, оседлав его золотым седлом. Поехал тот, выпил озеро, а быстроногий поймал солнцеву дочь. Все трое вернулись.
Поехали вместе с солнцевой дочерью, прибыли к тому месту, где жил человек, выпивающий воду. Первый человек сказал ему:
— Хорошо, что ты помог мне. Оставайся жить здесь, а от рыб, которых ты проглотил, пусть размножатся другие рыбы на питание людей. Будь хозяином воды!
Поехали дальше и приехали к тому месту, где жил человек, делающий пургу. Первый человек сказал ему:
— Хорошо, что ты помог мне. Оставайся здесь, будь хозяином пурги и снега!
Поехали дальше. Приехали к тому месту, где между двумя горами сидел человек. Первый человек сказал ему:
— Хорошо, что ты помог мне, оставайся здесь жить и будь хозяином гор. Имей власть над горными зверями и посылай их людям на пользу.
Поехали дальше. Приехали к тому месту, где жил человек с привязанной ногой.
Первый человек сказал ему:
— Хорошо, что ты помог мне. Оставайся жить здесь. Будь ты хозяином диких оленей, корми людей.
Поехали дальше. Приехали к тому месту, где жил человек с луком.
Первый человек сказал ему:
— Хорошо, что ты помог мне, оставайся жить здесь, будь хозяином, помогай охотникам.
Поехали дальше, приехали к тому месту, где жил всевидящий и всеслышащий человек.
Первый человек сказал ему:
— Хорошо, что ты помог мне, оставайся здесь. Будь ты хозяином и наделяй детей хорошим зрением и хорошим слухом.
Поехал дальше первый человек с солнцевой дочерью, привез ее на свою землю, и стали они жить вместе. С тех пор солнце светит, и от лучей его вся земля получает жизнь.
+++++++++++++++++++++
-----
Старик и птичка. Нганасанские сказки!!
=====
Жила в одном месте птичка синичка. Голодно и холодно ей было в студеную северную зиму. Вот летела она однажды и заметила маленький чум. Села птичка синичка на крышу чума и видит в дымовое отверстие, как внутри старичок кует топор. Спрашивает птичка старичка:
— Дедушка, дедушка, не холодно ли тебе? Оглянулся старичок, посмотрел вверх на отверстие и сказал:
— Кто это там говорит? Заходи в чум, если ты человек.
Птичка ответила:
— Не человек я, а птичка синичка. И прилетела я к тебе, дедушка, с большой-большой просьбой. Вижу я, что живешь ты в холоде, да и есть нечего, видно, тебе. Сделай мне в своей кузне железные крылья, железный клюв и железные лапки. Полечу я на небо к хозяину облаков. У него семь дочерей. У семи дочерей — семь мешков. В каждом мешке — теплые облака, дающие людям тепло. Один из тех мешков я украду, пока облачные девицы будут спать.
Старичок сделал все, о чем просила птичка синичка. И полетела она в южную сторону неба. Летела, летела и увидела: впереди на небе белое облако разостлано, а на нем сидят рядком семь девиц. У ног каждой девицы по мешку с теплыми облаками.
Сказала птичка синичка:
— Хозяин облаков, помоги мне взять у девиц один мешок с теплыми облаками для старичка. Пусть девушки уснут крепким сном!
Как только птичка синичка кончила говорить это, старшая из девиц промолвила:
— О, сестрицы, как мне спать захотелось! А все остальные за ней проговорили:
— Нам тоже хочется спать!
И девушки заснули. Птичка синичка тотчас подошла к мешку младшей девушки и развязала его. Из мешка вдруг посыпалось множество облаков, а птичка полетела на землю, к старому кузнецу.
Прилетела птичка синичка и видит: старичок кузнец ходит вокруг чума в одной рубашке, а из-за облаков светит яркое солнце.
— Ну что, дедушка, тепло тебе стало? — спросила птичка синичка.
— Жарко! Молодец, птаха! — ответил старичок.
Вот и говорят, что теплую погоду людям достала с неба птичка синичка.
+++++++++++++++++++++
-----
Сын медведя. Нганасанские сказки!!
=====
Живут два тунгуса с шитыми лицами. Но, несмотря на то что они шитолицые тунгусы, все время живут они с тундровыми тунгусами. Самых настоящих шитолицых они давно бросили. Оба тунгуса - братья, от одной матери рождены. Один из них чуть постарше.
У старшего двое детей: одна девочка и один мальчик. От самого большого камня близко они сидели. Диких промышляли. Долго живя здесь, дикого истребили в этих местах. Младший брат говорит:
— Вблизи дикого мы совсем кончали. Там, далеко, в насилу видных отсюда местах, дикий, однако, еще есть.
Отвечает старший брат:
— Так далеко идти худо. Поблизости надо искать.
— Я пойду, — говорит младший брат. — Настоящий хороший учаг есть у нас. Когда солнце заходить будет, вернусь. При слабом свете зари вернусь.
Теперь ушел младший брат. Двух учагов взял с собой. Один учаг очень хорош - ростом прямо с амбар. Из дома поехал на плохом, на хорошем вернуться хочет. На полпути остановился. Видит: очень еще далеко земля. Солнце уже немного поднялось. Поехал на хорошем учаге и дошел той земли, к которой ехал. В самом камне, в крутой долине, реку нашел. В своей вершине река надвое разделилась. На слиянии этих двух рек лайда. На лайде десять диких порозов. Зайдя с верховьев реки из ущелья, закричал. Дикие побежали по удобному для них месту близко, мимо него. В двух выстрелил из лука.
Снял с одного шкуру. Стал снимать с другого. Стал перетаскивать тушу дикого на удобное место. Взял его за рога, приподнял и услышал, как два лука щелкнули. Побежал он, увернувшись от одной стрелы. Но другая стрела перебила ему жилу на ноге.
Вышли тогда из засады два шитолицых. Один длинноногий - Ходукундамату. Другой тонкий, как трава, человек - Нётараку. Говорит им младший брат:
— Эй, друзья! У меня ноги нет. Как пойду? Почему меня украдкой убили? Почему честно не убили? Добейте меня здесь. Дайте мне лук, он близко. Даром я на земле сижу, отведаю вас.
— Нет, — отвечают шитые лица, — зачем лук дадим? — И, повернувшись, ушли пешком эти два человека.
Из стрел сделал себе колодку на ногу младший брат. Насилу дополз до учага. Захватил лук и стрелы. Залез на учага. Раненую ногу на седло закинул и поехал домой. Едет тихо. Скоро как пойдет? Диких бросил. Темно стало.
Хороший учаг сам по следу к чуму идет. Оленья копаница уже близко стала. Вдруг встал учаг. Услышал младший брат крик в своем чуме. Бросил учага и упал на землю. Видит: его старший брат голый пробегает. Между лопаток стрела торчит. Только древко видно. Железный наконечник весь в мясе. За ним два шитолицых гонятся. Один - тонкий, как трава, другой - длинноногий.
Лежа в яме на земле, схватил младший брат лук. Близко пробежал его брат.
— За ним идущие пусть ближе подойдут!
Выстрелил один раз. Длинноногому прямо в переносье попал. Выстрелил в другого. Но промахнулся, видно, в темноте. Услышал, как стрела на землю упала. Парка Нётараку - из белого песца. Видно, что живой убегает он.
Насилу на руках дополз младший брат до чума. В нем ни одного человека нет. Его жены нет, брата жены и детей нет. Тел даже нет. Прилег младший брат на одеяло и заснул. Три дня спал. На третий день проснувшись, услышал шаги на улице. Приоткрыл дверь и посмотрел. Видит: пришел опять одетый в белую парку Нётараку. Лицо у него прострелено. С ним другой шитолицый, с косой*126. Лежа в чуме, говорит младший брат:
— Нётараку! Зайди в чум и добей меня. Очень я мучаюсь.
— Нельзя. Зайдя в чум, сам погибну в нем, — ответил Нётараку и ушел.
От раны в ноге почему пропадет человек? Так сидит голодный. Слышит, скрипит что-то в опрокинутом котле. Толкнул его младший брат поленом. Опрокинулся котел, и увидел под ним он мальчика, сына своего старшего брата.
Так стал с мальчиком в чуме лежать. Как-то говорит мальчик дяде:
— Сядь!
Дядя не отвечает. Умер.
Куда пойдет одинокий ребенок? Жил в чуме, питался остатками еды в котле. Как-то услышал, что кто-то опять пришел к чуму. Открыл дверь. Оказывается, медведь пришел.
Зашел медведь в чум, взял труп дяди и унес на улицу. Вырыл в земле могилу, положил в нее труп и закопали. Затем опять в чум пришел и скулит, как собака. Ребенок, испугавшись, отбегает, прячется. Медведь очень велик. Задние ноги у дверей, сам через весь чум протянулся. Поймал ребенка, вынес на улицу и понес прочь от чума. До берлоги дойдя, в нее запихал мальчика.
Берлога большая, как чум. В ней много медведей ревет. Принесший мальчика медведь один раз взревел. Все медведи за молчали.
Стал жить здесь мальчик, никуда не выходя. Принесший его медведь все время у дверей лежит. Медведи приносят мясо дикого, только без ребер, и другую еду.
Так десять лет прожил здесь мальчик. Вырос сам с чум. С медведями на улицу выходил, смеялся, играл, дружил.
Говорит как-то старый медведь другим:
— Что делать мне с ребенком? Очень большой холод настает. Какую ему парку дам? Надо шить.
Ушел этот медведь. Где-то черную-черную парку достал и принес. Парень оделся в нее и, как медведь, стал.
Еще несколько лет прошло. Уходить стал парень в лес и подолгу смотрел молча на солнце. Это замечал старый медведь. Думает про себя:
«Однако, о чем-то он думает?"
Так решив, спросил старый медведь парня:
— Ну, тунгус. О чем ты думаешь?
Отвечает парень:
— Век дума у меня. Были у меня отец, мать, сестра. Куда они ушли? Эту землю искать буду,
Медведь думает:
«Как же парень уйдет?" Говорит ему:
— Можешь идти. Но невинных людей не убивай. Твоего отца убил Нётараку. Его ищи. Если же невинных людей убьешь, то сам погибнешь. Я это узнаю и тебя убью. Силы у тебя столько же, сколько у меняло как ты пойдешь пешком? Но я тоже что-то имею. У меня тоже олени есть, дочери есть, санки есть, разное имущество есть. Подожди меня, я искать пойду.
Теперь ушел медведь. День прошел. Все спали. На другой день в полдень приходит и говорит:
— Ну, все готово. Чум-то готов. Иди.
Вышел парень. Видит: к берлоге подошло семь аргишей. Вместо оленей все медведи. Семь женщин - лица людские, парки медвежьи. Одна санка лишняя есть - мужская. Четыре медведя в нее запряжено. Подошел парень к санке и остановился. Старик медведь спрашивает:
— Почему не садишься?
— Есть у меня речь, — говорит парень. — Видел я у тебя лыжи. Ты что, очень жалеешь их?
— Сына просьбе как буду перечить? — отвечает старый медведь. — Возьми лыжи.
Теперь уехал парень с семью аргишами. Все время аргишил, не стоял. Ночь ехал, день ехал, наконец остановился. Думает:
«Из этих семи женщин которая же моя жена? Все хороши, все одинаковые!"
Пустили "оленей", чум сделали. Все женщины в чум зашли. Зашел сам в чум. Сбивает снег поленом с бакари и смотрит: одна женщина с верхней стороны у двери сидит. За шесты черная парка засунута, такая же, как у него самого. У других женщин этого нет.
— Это моя жена, — решил парень и сел около нее и с ней потом лег спать.
После этого еще день аргишили. Опять чум сделали. Но своих четырех медведей он не отпустил и поехал дальше. Долго ехал. Ночь, за ней день и опять ночь и день ехал. Через три дня четыре медведя упали на землю. Пошел тогда на лыжах. Так идя, семь чумов нашел.
Бывшие перед чумами люди убежали, завидев нашего человека. Только перед средним чумом остался один что-то работающий человек. Не переставая работать, спросил человек:
— Кто ты?
— Если ум есть у тебя, так слушай, — говорит парень. — Отца у меня нет, матери нет. А ты кто?
— Давно, говорят, сына одного тунгуса медведь унес. Однако, это ты и есть, — говорит работающий человек.
— Верно! Нётараку где сейчас?
— Три дня тому назад Нётараку здесь был, в карты играл. След его видно, — ответил человек.
— У тебя олени сильные Дай мне оленей, — говорит парень.
Одного оленя только дал работавший человек. Запряг его парень в чужую же санку и спросил:
— Этот олень силен?
— Сильный!
— Ну, если сильный, то скоро догоню, — говорит парень. Погнал хореем оленя. Олень рванулся, зарылся в снег и упал. Говорит парень:
— Олень сильный! Но, однако, у тебя сила у самого есть? Дай-ка один раз поборемся.
— Ладно, один раз поборемся, — говорит работавший человек. Поднял хозяин оленя парня вверх и говорит:
— Ну, силы-то только. Чуть от земли отделил.
Обхватил тогда парень этого человека, сдавил, и умер тот. После этого парень опять пешком на лыжах ушел.
Так идя, еще в шести чумах из-за плохих оленей ссорился и задавил еще шесть человек.
Так людей добывая, пешком шел парень. Долго шел и дошел до большой реки. Над водой высокий крутой яр стоит. Вышел на него парень и не находит спуска с него вперед. Вдали же, за водой, виднеется красная сопка.
— Что это за река? — говорит парень. — Если ее обходить, моя дорога очень кривой будет. Надо прямо идти.
Прямо с яра прыгнул парень в воду и скрылся в ней с головой.
Теперь речь сказки*127 прямо в яр ушла. Парня не видно, с головой скрылся. У сопки, на той стороне реки, маленькая речка есть, впадающая в нее. В устье этой речки что-то забурлило, показалась голова. Вышел парень на берег и пошел вдоль речки. Парка сухая. Дошел до истока реки. Здесь оказалось еще семь женщин. Около женщин пещера. Женщины около пещеры дрова рубят. Говорят:
— Зачем пришел? Какой человек? Есть ли у него толк? Толку-то нет у него. Ничего мы ему не скажем!
— Что это за проклятые бабы! — сказал парень и перебил их всех кулаком. Стал искать вход в пещеру. Найдя, зашел.
Пещера высокая, как чум. В ней старый медведь оказался. Говорит парню:
— Зачем вернулся? Какое дело есть? Что натворил?
— Дела нет, — отвечает парень.
— Как дела нет! — говорит медведь. — Я не говорил разве, невинных людей не убивать? А ты выполнил? Греха у тебя нет? Нётараку нашел? Теперь я рассержусь!
Старик медведь силен. Дерется с парнем. Тут две женщины зашли и говорят:
— Эй! Медведя сын! Зачем сердишься? Ты надеешься победить? Однако, не победишь!
Это услыхав, парень выпустил медведя. Спал здесь несколько дней. Потом разбудил его медведь и говорит:
— Вставай, парень! Перед тобой далекий путь.
Парень встал, поел. Старик медведь говорит:
— Теперь ты далеко пойдешь Нётараку искать. Его голова черпая была. Теперь, однако, белая. Других людей сейчас, однако, не найдешь, а Нётараку найдешь.
— Куда пойду? — говорит парень. — Да все равно! Найду и убью!
— Двух белых оленей возьми, — говорит старик медведь.
На двух этих оленях поехал парень по ровной тундре. Старое чумище нашел. Нюк совсем изодран, несколько только шестов стоит. Около чума торчат воткнувшиеся в землю стрелы. Недалеко река.
— Эй! Это, однако, моего отца чум! — сказал сын медведя. В верхней стороне чума лук оказался. Его и много стрел взял сын медведя.
После этого решил в свой чум, где жену оставил, уехать. Приехал туда. Пока его не было, у его жены мальчик родился.
Теперь аргишили. Все время в сторону леса аргишили. Черный камень перешли. За ним остановились. Медведя сын поехал диких искать, думая, что, может быть, и шитые лица попадутся. Семью с сыном оставил. Сын уже вырос. Ростом аршина полтора стал.
Уйдя в сторону леса, дошел до очень большого и густого леса. Противоположную сторону его даже не видно.
Дойдя до этого леса, санку с оленями оставил и пешком пошел, взяв с собой лук со стрелами.
Нашел большую дорогу. Пошел по пей в лес. Шел, шел, немного темно стало. Туман опустился, сильный туман. Нашел в тумане оленью копаницу. На озере, на льду, пляшут тунгусы.
Все озеро усыпано ими. Подойдя к озеру, нашел Норка-нё (т.е. "Медведя сын") один брошенный сокуй и надел его на себя. Войдя в толпу веселящихся людей, тронул одного из них за плечо и спросил:
— Барбы-то чум который?
— Вот прямо. Самый средний чум, — ответил тунгус.
Заметил этот чум Норка-нё и вернулся. В темноте на копанице сидел. Когда настало время спать ложиться, решил идти. Думает:
«Однако, спят, полночь настала".
Взяв лук и пальму, подошел к чуму, на который указал ему тунгус. Открыл дверь - ничего не видно, все спят. Стал бить пальмой направо и налево. Перебил всех. В другой чум зашел - половину перебил, остальные закричали. Люди в других чумах услыхали крик, луки схватили. Много людей оказалось живых на улице. Среди них Нётараку с луком. Как ушел из чума - черт его знает!
Три дня бился со всеми этими людьми Норка-нё. Перебил их всех, остался один Нётараку.
К этому времени у Норка-нё все стрелы кончились. Побежал Норка-нё и набежал на санку в яме. Подбежал близко к санке. Из-за санки кто-то выстрелил и пересек Нётараку жилу на ноге. Оказалось, пришел сын Норка-не и выручил своего отца.
Вернулся Норка-нё с сыном к чумам шитолицых. Говорит Норка-нё:
— Убитых людей оленей возьмем ли?
Сын отвечает:
— Возьмем! Взять надо!
Нашел Норка-нё здесь свою мать, сестру и вдову дяди. Взял их всех с собой, угнали оленей и стали возвращаться в тундру. Сын все время ночью оленей караулит. Волки приходили - всех их перебил. Перешли еще хребет в сторону тундры и остановились. Говорит сыну Норка-нё:
— Где мы себе товарищей найдем? У меня товарищи медведи были. Ты к ним пойдешь или куда-нибудь в другое место?
Отвечает сын:
— Вроде нас люди есть ли еще или их всех перебили?
— Поди сам поищи, — говорит Норка-нё.
Поехал парень искать на санке. Ушел в сторону тундры. На самом краю леса нашел пять чумов. Живут в них тундровые тунгусы.
— Ты что за человек? — спрашивают парня.
— У меня отец есть, — отвечает парень. — Отца имя как говорить стану? Человек и человек.
— Это не важно, что человек. Почему мы тебя не знаем, тебя не видали здесь раньше? — говорят эти тунгусы.
— Моего отца медведь кормил. У него он и вырос. От дочери медведя и я родился. Такой я человек. Наш аргиш придет, вы не бойтесь, — сказал парень и вернулся домой.
Отец спрашивает:
— Ну, что нашел?
— Пять чумов нашел, пять мужчин. Эти люди смирные. Туда уйдем, ответил парень.
— Не знаю, не знаю, — говорит отец, — может быть, опять в какое-нибудь дело попадем.
— Что может быть худого? Ну, пусть буду я у них гостевать, а париться не будем, — говорит сын.
— Так ладно, — ответил отец.
Подаргишили они к этим чумам близко и встали. Все время здесь стояли. Несколько лет так жили.
Однажды один человек приехал. Два запряженных в санку оленя, как остановили их, сразу упали. Вошел этот человек в чум Норка-нё. Спрашивает старик:
— Откуда пришел, что за дело есть? Олени твои упали от быстрой езды. Наверное, недаром пришел.
— Как недаром! — ответил приехавший.
— Ну, что скажешь?
— Целый народ перебили шитые лица. Ночью пришли. Я оленей сторожил. Крик в чумах услышав, я уехал в пустую землю. Твой чум искал. Мои чумы шитые лица, однако, совсем разорили. Товарища дай мне, или худо это? — говорит приехавший.
— Не знаю, — говорит старик. — Ну, спроси моего сына. Сильнее его людей нет. Однако, его душа в пустой земле не останется.
Согласился сын и уехал с приехавшим человеком. Нашли они разоренные чумы. Собаки и то живой нет. Спрашивает сын Норка-нё (Норка-нё-нё):
— Что будем делать? Поедем мы дальше искать? Или здесь остановимся сперва и чум сделаем?
Решили прямо ехать дальше. Едут на санках и доехали до самого большого камня. От камня сюда много дымов увидели. Тут легли спать, дожидаясь вечера, когда те заснут.
— Может быть, среди них силачи окажутся, тогда днем мы не справимся с ними, — так решили.
В полночь пошли. Норка-нё-нё говорит:
— Чумов много. Ты с дальней стороны заходи, я с ближней пойду. Пойдем по чумам.
Так пошли. Норка-нё-нё перебил людей сперва в маленьком крайнем чуме, затем в другом опять всех истребил, затем в середине чум добыл. За ним еще в четырех чумах перебил народ. Еще пять чумов осталось. К ним подойдя, увидел, что его товарищ бьется с двумя шитолицыми. Стрелы летают. Побежал помогать.
Но не успел дойти, как убили шитые лица его товарища. Прямо в горло стрелы попали. Теперь стал биться с этими шитолицыми Норка-нё-нё. Один шитолицый - тоненький человек, другой с косой. Пока сражались они, настал полдень. Потом стало солнце закатываться. Выстрелил тут Норка-нё-нё и попал в голову большому шитолицему с косой. Потом перебил тетиву лука тоненького шитолицего. Быстро побежал от него пешком тоненький шитолицый. Парень не стал его гонять. Подумал:
«Стал бы гоняться за ним, убил бы его - это перед богом был бы грех".
Взял он табун шитолицых, одну девку и вернулся домой. Одну только девку привез, украденную раньше шитолицыми у тундровых тунгусов. Пришел к отцу и рассказал, что товарища у него убили.
— Эй! Это, однако, слабый человек был. Что поделаешь?
С этой девкой стал жить Норка-нё-нё. Годы проходили. Теперь все.
+++++++++++++++++++++
-----
Чайки. Нганасанские сказки!!
=====
Два человека потерялись. Они пасли оленей и заблудились. И так измучились, и даже есть им было нечего. И вдруг навстречу им три чума.
Заходят в первый чум. В нем похороненная женщина сидит.
Она говорит:
— Ой, гости пришли, нечем вас угостить. Видно, хозяева мои ничего не оставили мне есть на могиле.
(Когда мертвые умирают, если им мяса не оставят, то они на том свете голодные, говорят.)
Заходят во второй чум. Там тоже такая женщина сидит. Она ни слова не сказала, и они вышли оттуда.
Заходят в третий чум. Там женщина сидит и говорит:
— Кушайте, что у меня есть, но огня у меня нет, видно, хозяева*84 мои мне спичек не оставили. Ну, чем ходить голодными, нате немного жиру.
Один, младший, съел этот жир. Когда они вышли, старший говорит:
— Зачем ты взял это? Что-нибудь, ей-богу, с нами случится, если ты у мертвого взял кушать.
Старший заставляет друга бросить этот жир, а тот жир спрятал в рукавицу и нарочно говорит, что его бросил.
Потом идут, идут - видят: еще один большущий чум. И слышат бубен - видно, шаман шаманит.
Заходят - действительно шаман шаманит, а огонь еле-еле видно. И что они между собой скажут, огонь все время трещит после их слов.
И шаман говорит:
— Наверное, к нам гости пришли, потому у нас огонь трещит!
Тот парень, который взял жир, увидел девушку и сел рядом с ней. И все время щиплет ее.
Она кричит:
— Ой, ой, бок колет!
Ее отец говорит шаману:
— Ну кто же это к нам пришел, как же ты не видишь, шаман?
Шаман говорит:
— Между двумя нгоа (дверями; на том свете две двери) сидят два гостя. Одному скоро будет счастье, выйдет на свой свет.
У другого в рукавице есть загадка, и он просит, чтобы ее угадали.
Тот, у кого в рукавице жир, услышал эти слова и говорит товарищу:
— Пойдем скорее!
Когда они вышли, товарищ говорит:
— Что у тебя в рукавице? Дай-ка я посмотрю.
Он говорит:
— Нету, нету ничего, пустая рукавица.
Он не показал, и так они идут дальше.
Видят: стоит еще большой чум. И слышно, как в нем галдят, галдят.
Тот, у кого нет жира в рукавице, слушает и думает:
«Это какие-то особенные люди; кажется, что это даже не люди".
Другой ничего не слушает, идет и идет.
Потом первый говорит:
— Пойдем мимо, не зайдем в этот чум.
А тот говорит:
— Нет, зайдем, посмотрим, какие люди живут.
— Ну зайдем, но ты будешь первым заходить.
— Ну все равно, буду и первым заходить.
Как только они зашли, то увидели, что в чуме полно чаек*85.
Умный говорит:
— Ну, я говорил, что это не люди, а ты не слушал.
— А что ты боишься?
Как их увидели чайки, то сразу замолчали.
Умный видит, что сидят на разных бобо против друг друга две маленькие хорошенькие пестрые чайки. И думает про себя:
«Видно, девушки, что ли, они".
Потом выскочила одна большая чайка и что-то забормотала. Умный думает:
«Однако, она говорит моему товарищу: „Садись около одной пестренькой чайки"".
Отправил своего товарища, тот сел там. После этого чайка опять что-то забормотала.
Умный думает:
«Видно, она говорит, чтобы я сел около другой пестрой чайки".
И он тоже пошел и сел. Потом спать стали ложиться. Умный как устроился, то всю ночь не мог заснуть. А тот его товарищ крепким сном уснул.
Умный потом чуть-чуть уснул и слышит, что какой-то гам, шум в чуме или на улице около чума. Проснулся и сел. И видит, что чайки все напали на его товарища и разорвали его на куски.
И он сидит, плачет и говорит:
— Что это вы делаете, зачем?
А те говорят:
— Иди, иди ты домой, мы тебя не тронем, потому что ты ничего плохого по дороге не делал. А твой товарищ у мертвых жир брал, девушек щипал, и поэтому мы его разорвали и съедим.
Так и отправился тот домой и, видно, доехал благополучно.
И все, кажется.
+++++++++++++++++++++
-----
Свидетельство о публикации №224122601036