Недооцененный персонаж

     Раньше все были “неверующие”, теперь все “верующие”. И только Господь знает, сколько среди “тогда неверующих” было исповедников веры и каковы сердца верующих теперь…

     Привыкая считать себя верующим человеком, приходя в храм “по праздникам”, зная, “куда, зачем и кому” ставить свечки, я не могу разделаться с  Сомнениями! С Сомнениями в масштабе человеческого бытия. И не только человеческого, вообще бытия как такового. А что, если все не так? Кому не приходила такая мысль? Глупцам или счастливцам… Глупцам, отринувшим от себя Замысел, устройство души и всякий смысл. И счастливцам, которые предали себя в Руки Божии. А тот, кто уже не глупец, но ещё не счастливец, тот мучается в своих помышлениях, не доверяя и требуя доказательств, получая их и снова требуя. “Блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин. 20;29).

***

     Ветер дул прямо в лицо, мы неслись по центральной улице на рычащем мопеде, я была счастлива, сегодня еду первой!
     Дедушка всегда встречал нас на железнодорожной станции. Ещё из окна электрички мы с братом высматривали мопед! Кто не помнит “камень, ножницы, бумага”?! Так мы решали, кто едет первым! Мопед был голубого цвета, а от бака воняло бензином, но дедушка стелил на него черную ватную фуфайку, сажал одного из нас и мчал по лужам и пригоркам к бабушке!

***

     У меня завязаны два “хвостика” по бокам с розовыми бантиками, я уже взрослая - лет семь! Играем с дедом в шахматы! Я долго обдумываю каждый ход ииии… “Триста миллионов! Шах и мат! Молодец!” - кричит дедушка! Он всегда кричал, когда радовался! В шахматы нас с братом учил играть он. Сначала в шашки, потом в шахматы. Сейчас, сквозь года, я почти позабыла правила игры, но до сих пор помню запах тех дедушкиных шахмат с олимпийским мишкой! Они пахнут лаком и зелёным сукном, которое на донышке…

***

     Теперь я совсем взрослая! Мне десять! Я помогаю деду с “курями”. Рано утром, когда мы ещё спим, он заводит мопед и едет на луг за свежей травой. Дедушка привозит её на багажнике, целый сноп, завернутый в ветошь. Запах!!! Дед ждёт, пока я позавтракаю и мы идем “давать курям”! В сарае стоит стол, в середине которого уже углубление от частой работы топорика. Дедушка рубит траву, а рядом в ведре дымит запаренный комбикорм. Я наблюдаю! Вырасту, заведу себе кур!

     Трава порублена, мы идём! Дед несет ведро с комбикормом и траву в тазу, а я ковш. В курятнике не протолкнуться, куры у нас ученые, знают когда кормежка. Петух наблюдает сверху, а я черпаю комбикорм ковшом и насыпаю в длинные корытца: “Типа, типа, типа, типа”, - приговариваю. Я горжусь собой! Помощница!

***

     Бабушка пекла в печке тыквы! Большие, сладкие сочные! А семечки сушили на плите и грызли. Грызли взрослые, но только не мы! Нас с братом всегда ждали два стограммовых стаканчика с очищенными! Вы пробовали чистить тыквенные семечки? Не зубами, руками! Чтобы они были все ровные и не сломанные?! Как по мне - это невозможно! Моё терпение заканчивается уже на третьей-четвёртой. А здесь два стаканчика! Что это, если не любовь?!

***

     “Внучка, всегда смотри первым делом в глаза человеку,” - говорил уже по настоящему взрослой мне дедушка, - “глаза не обманут. Если глаза добрые, светятся, значит и человек хороший. Так и мужа себе выбирай. С добрыми глазами не обидит. За таким будешь ЗАмужем! А если лукавые глаза, недобрые, как бы не ухаживал, ну его в манную кашу!“

***

     Прадед был “неверующим”. Он говорил: “Бога нет, а Что-то есть!” У него даже на могиле креста нет. В Первую мировую в одиночку он взял в плен четырнадцать немцев! В Кого он верил, как представлял себе Что-то? Теперь мы не спросим у него. Знаю только, что крещенным был. Пишу в записках “Об упокоении: Тимофея, Александра… “

***

   Присказка закончилась. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: “Если хочешь иметь любовь, делай дела любви… “ Я не знаю, причащался ли мой дедушка (Александр) Святых Христовых Тайн хотя бы раз, но я верю, что дела любви спасут его душу. Верю, что Господь измеряет его дела стаканчиками тыквенных семечек и проигранными ради детского смеха шахматными партиями. Подходя к концу земного пути, дедушка вдруг стал цитировать Евангелие. Откуда брались в его голове эти фразы? Читал ли он Священный Текст, или видел их в отрывном православном календаре, а может они всплывали в его памяти, слышанные шёпотом от бабушки или матери в далёком детстве? БОГА НЕТ! - кричала наша страна во времена его детства и юности! БОГА НЕТ! - говорил его отец! А он, цитируя Святое Евангелие, собирался “домой”. Так и говорил: “Пора мне домой, задержался я здесь уже…”

    Домой! Без тени сомнения и сожаления! Домой, с абсолютной Верой! Привыкая считать себя верующим человеком, приходя в храм “по праздникам”, зная, “куда, зачем и кому” ставить свечки, я не могу разделаться с  Сомнениями! Помогает мне в этом мой дедушка! Он отправился “домой” во сне, тихо и мирно… Чего стоят мои поклоны, часами выстоянные молитвы и службы? Чего стоит знание наизусть и чтение на церковнославянском? Чего стоит моя вера, бесконечно обкрадываемая Сомнениями?!

***

     Спустя время он приснился мне, молодой, в нарядной розовой рубашке! Через плечо его была перекинута длинная палка, на конце которой висел небольшой “узелок”. “Ну все, я пошел”, - сказал мне дедушка и, помахав рукой, ушёл в свет…


Рецензии
Прекрасная миниатюра, наполненная теплом и светом! Сильная по вызываемым эмоциям.
СПАСИБО!
Юлия, успехов Вам в творчестве!
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   07.02.2025 04:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за проявленный интерес к моему скромному творчеству! Благодарю за Ваши рецензии!

Юлия Французова   07.02.2025 11:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.