Роман-ретро Глава седьмая

ГЛАВА СЕДЬМАЯ.
Время летело быстро, и вот снова пора в гимназию. Дружба Тусика и Лели способствовала установлению приятельских отношений между их отцами. Если говорить о Георгии и Мишеле, то прямо, как у Пушкина: "лед и пламень" - жизнерадостный, импульсивный Мишель и спокойный, уравновешенный Георгий. Георгий приобщил Михаила к спорту.
В начале двадцатого века стали быстро, как грибы после дождя, расти различные спортивные клубы, секции, общества, будь то футбол, хоккей, парусный спорт, гимнастика. В общем, Россия старалась не отставать от Европы, кстати, в достаточной степени преуспев в этом. Большой популярностью стал пользоваться крокет, в который играла почти вся царская семья, а Петербургскому атлетическому обществу покровительствовал Великий князь Владимир Александрович.
Остановились на теннисе и коньках. В Таврическом саду председателем клуба был Великий князь Кирилл Владимирович. И Мишелю, и Георгию довелось поиграть, и не одну партию, с Николаем Гумилевым и Владимиром Набоковым. А на каток на Английской набережной им удалось попасть благодаря связям Георгия - пускали туда только по рекомендации. А вот в Юсуповском или Таврическом саду могли кататься все, даже дети. Анна и Екатерина лишь иногда выбирались с девочками на каток, а так с ними всегда была Мотя. А так они предпочитали ходить в театр - на балет или оперу, посещали модные вернисажи, любили посидеть за чашечкой кофе с пирожными на Невском, активно участвовали в различных благотворительных мероприятиях.
И взрослые, и дети заранее готовились к Рождеству. Девочкам надо было подумать и сделать карнавальные костюмы. В первом классе был только утренник, а во втором и третьем - карнавал, с четвертого класса приглашались кадеты и гимназисты, а в шестом и седьмом классах устраивали Рождественский бал, открывавшийся вальсом.  Там танцевали, играли в викторины, получали подарки и призы. Но главным, конечно, были знакомство и "дружба" с приглашенными. А еще ежегодно они ходили любоваться на главную елку города на Екатерининском вокзале, которая появилась там впервые в 1852 году. Ах, до чего же она была красива и нарядна!
Для дома Тусик с отцом ходили выбирать елку в Гостинный двор, она должна была быть пушистая и высокая, а стоила такая елка не менее пятидесяти рублей. Обязательными украшениями, появившимися не так давно, были: разноцветные стеклянные шары, золотые и серебряные рыбки, зайцы и другие зверюшки, "электрические качели" - разноцветные лампочки, серебряный и золотой дождь. Но такие украшения на елку могли себе позволить достаточно состоятельные люди.
До Рождества в Сочельник на стол подавали лишь двенадцать постных блюд, главное из которых кутья - сладкая пшеничная каша и извар - компот из сухофруктов. Зато на Рождество полагался запеченный поросенок или гусь, разносолы и сладости. Какое же это радостное и веселое время! На катки, на которых стояли разукрашенные елки - самые большие в Летнем и Таврическом саду, вместе с Лелей и другими девочками ходила Тусик. Ах, как это было здорово кататься на перегонки или кружиться, взявшись за руки, а еще кататься на санках, съезжая с ледяных горок, устраивать снежные "бои", лепить снеговика с красным носом-морковкой, а с бабушкой и дедушкой или родителями мчаться на тройке с бубенцами. Тусик любила ходить в гости к подружкам, но больше всего она любила, когда приходили в гости к ней, где она выступала в роли хозяйки, и дело было не в подарках, а в той атмосфере радости и веселья, которая царила в доме.
Подарки готовились заранее и хранились в секрете. В начале двадцатого века модными подарками стали красочные открытки. Тусик ходила в книжный магазин вместе с Мотей и выбирала открытки для всех: бабушке и дедушке, маме и папе, Моте, девочкам, даже Дарье и Нине. Подарки в зависимости от возраста, пола и достатка были разные: кружевные французские зонтики, книги, шампунь "Черная голова" - редкость для того времени, мужчинам - одеколон, часы фирмы "Буре", сигаретница. Отличным подарком и редкостью считалась коробка зефира, конфеты просто и конфеты в бонбоньерках. Взрослые должны были с краткосрочным визитом в пределах 10-15 километров посетить родственников, близких, знакомых, и не дай Бог кого-нибудь забыть, и обязательно с небольшими сувенирами. Много времени отнимали великосветские балы и вечера, чаще всего, маскарады, и здесь нельзя было ударить в грязь лицом - должен был быть маскарадный костюм, желательно не один. Посещали и ресторации, особенной популярностью пользовались на Большой Морской - "Кюба" и "Медведь", на Большой Конюшенной, здесь собирались все сливки общества. Георг с Кэт и Мишель с Анной с удовольствием бывали и в "Додоне" и в "Бродячей собаке", которую с друзьями посещали в юности. А в "Билле Родэ", где выступали танцовщицы, была живая музыка, пел цыганский хор были только Георг и Мишель. Но Рождество встречали только дома - это был семейный праздник, и это было свято.


Рецензии