Орочские сказки

---
      Из проекта Самоглядное Зеркало, Самогляд Родаруса. Энциклопедия сказок Русского мира, сказок народов России, сказок родственных народов. Это сказки, когда-то переведенные, но со временем стали сказываться на русском языке. 
============
Орочи сформировались как отдельный народ на склонах Сихотэ-Алиня. Сейчас орочи живут в основном в Хабаровском крае, преимущественно в низовьях реки Тумнин и по реке Хунгари, притоку Амура, по Амуру, у озера Кизи.
     Всего орочей в России 686 человек, на Украине их 288 человек.
     Они разговаривают на орочском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи.
     Занимаются охотой на пушнину, морской охотой, рыболовством. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в 19-м веке с приходом русских.
     Рыбачили орочи в долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу били колотушками, рыбу ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.
     Сказки орочей отразили историю народа, сложенную из различных родовых групп нанайцев, ульчей, удэгейцев. Этим объясняется сходство фольклора орочей с фольклорами других тунгусо-маньчжуров Приморья и Приамурья.
     В сказках можно увидеть древние формы шаманизма, воспоминания о кровнородственной семье в ее форме, присущей тунгусо-маньчжурскому эпосу, тотемические воззрения, предания о происхождении родов.
     Широко и разнообразно в фольклоре орочей представлены мифы. Этот жанровый пласт сформировался из мифов разных племен, вошедших в состав орочской народности, отчего мифология орочей не сложилась в целостную систему.
     В мифологии орочей образ боа, верховного божества, управляющего всеми силами природы, расплывчат, иногда он смешивается с представлениями об величественном старике, маньчжурского типа.
     ++++++++++++++++++++++++
------
     Бедняк и богач. Орочские сказки!!
=======
     Богатый старик со старухой жили в своём доме, и бедный старик со старухой тоже в своём доме жили.
     Вот бедный старик привязал к поясу котёл, привязал сушёную рыбу себе в пищу и отправился в тайгу. В тайге он лёг.
     К нему подошла лиса и говорит:
     — Отчего это дедушка помер? Сказать, что от голода, так ведь у него юкола на поясе.
     Лиса крикнула:
     — Медведь, иди сюда! Отчего умер этот старик? Давай-ка поможем ему!
     Прибежали медведи, соболи, зайцы, хорьки, горностаи, рыси.
     — Давайте отнесём дедушку домой!
     Несут старика к дому. Старуха смотрит — уйма зверей старика несет. Старуха заткнула в доме все щели. Пришли звери, принесли старика домой.
     Лиса говорит:
     — Давайте внесём в дом! Подождите разбегаться!
     Только внесли старика в дом, как старуха тут же закрыла дверь. Старик вскочил. Схватили старик со старухой крюки для подвешивания котлов и принялись колотить ими зверей. Медведь выскочил через дымовое отверстие. Всю шкуру сажей перепачкал. Вслед за ним сбежала лиса. Её ударили по лапам и по ушам. От этого лапы и уши у неё почернели. Хорька ударили по носу. У него нос почернел. У горностая почернел хвост. И рысь ударили по ушам да по лапам. Они тоже слегка почернели. Соболя ударили обугленной головешкой, и он стал совсем чёрным.
     Перебили кучу зверей, и лишь немногие убежали.
     Приходят к бедным старику и старухе в гости богатый старик со старухой.
     — Где ты, старик, добыл так много зверя?
     — Набери, —  говорит старик, —  побольше ягод шиповника, положи в котёл, а сам ложись. Тогда к тебе придёт много зверей.
     А бедная старуха говорит богатой:
     — Только ты щелей в своём доме не затыкай.
     Пошёл богатый старик в тайгу. Набрал ягод шиповника, хорошенько наелся, насыпал в котёл и лег. Приходит лиса.
     — Отчего это богатый старик умер? Сказать, что от голода, так у него же ведь ягоды шиповника в котле лежат.
     Лиса крикнула:
     — Медведь, иди сюда!
     Пришли медведи, соболи, зайцы, хорьки, горностаи, рыси.
     — Давайте отнесём богатого старика домой!
     Понесли.
     — Давайте, —  говорит лиса, —  внесём его в дом!
     Внесли в дом. Тут старик ожил. Стали они со старухой колотить зверей. Ни одного не убили. Все звери сбежали через щели. С тех пор бедный старик стал богачом, а богатый — бедняком. Так они и жили. Всё.
     ++++++++++++++++++++++++
------
     Гэвхэту. Орочские сказки!!
=======
     На краю селения жил молодой человек по имени Гэвхэту. Однажды утром он взял косу и отправился косить траву. Идет и вдруг видит: летит с востока огромная птица. Птица эта пролетела над ним и развернулась прямо к дому вождя, у которого была одна-единственная и очень красивая дочь. Там птица опустилась у края отверстия дымохода, повертела из стороны в сторону головой, точно осматриваясь, и юркнула в дымоход.
     Гэвхэту интересно стало, он подумал: “Зачем птица к вождю в жилище залезла? Что же дальше будет?”
     Вдруг птица вылетела из дымохода, держа что-то в когтях. Пригляделся Гэвхэту: вроде женщину держит птица. Когда она в обратном направлении пролетала над ним, он заметил на мизинце женщины серебряный перстень. “Кого же она и куда понесла?” — подумал о птице Гэвхэту и следил за нею глазами, пока она не скрылась в облаках.
     Когда он вернулся с сенокоса, то услышал от соседей неприятную весть: пропала дочка вождя. А люди вождя в это время ходили и проверяли каждое жилище — искали ее. Зашли они и к Гэвхэту. И он сказал:
     — Утром я видел: какая-то большая птица понесла вон в ту сторону, на восток, женщину. На мизинце женщины блестел серебряный перстень. Наверное, это и была дочь вождя.
     Привели Гэвхэту к вождю. Он и ему рассказал то же самое.
     Вождь проговорил:
     — Возьми сотню моих воинов и иди туда, куда улетела птица. Найди мне мою дочь.
     Гэвхэту повел войско на восток, туда, откуда каждое утро поднималось солнце. Долго шли, очень долго. Устали все. Наконец увидели отверстие, ведущее внутрь земли. Гэвхэту приказал воинам построить дом и обвязать веревками. Когда воины это сделали, Гэвхэту сел в дом, взял в левую руку колокол и сказал:
     — Опускайте меня. И запомните: как найду дочь вождя, три раза ударю в колокол.
     Опустили Гэвхэту в отверстие земли. Долго-долго он снижался в полной темноте. Но вот посветлело, а вскоре совсем светло стало, и он достиг какой-то поверхности. Дальше пешком пошел. Опять долго шел. И оказался возле хорошего жилища. Вступил в него.
     В углу, в котором положено быть женщине, сидела дочь вождя. Увидев Гэвхэту, она заплакала.
     — Ты зачем пришел? —  сказала. —  Здесь так опасно.
     — Ничего. Посмотрим, —  ответил Гэвхэту.
     Она накормила его досыта и уложила под нары. Все вокруг вымыла чисто-начисто. Села и мужа своего ждет. Много времени прошло.
     Вдруг послышался шум, разные голоса. Затем в жилище вошел хмурый человек — муж дочери вождя. Бросил ей что-то, сказав:
     — На-ка, изжарь это. —  Носом воздух сильно втянул. —  Фу, почему у нас запах дикого оленя чувствуется?
     — Это запах того, что ты принес, —  ответила дочь вождя.
     Когда ее муж наелся, сказал:
     — Поищи-ка у меня в голове.
     Как у собак в шерсти бывают блохи, так и у него в волосах водились насекомые.
     Дочь вождя стала искать у него в голове. Она искала, а он блаженно засыпал. Когда он захрапел, она сказала:
     — Гэвхэту, Гэвхэту…
     Мужчина вздрогнул и спросил:
     — Где? Какой Гэвхэту?
     Дочь вождя ответила:
     — Это я так. Бормочу.
     Он снова уснул, снова проснулся. И опять заснул, на этот раз крепко — его красные волосы поднялись дыбом. Они всегда поднимались дыбом, когда он крепко засыпал.
     Тут дочь вождя позвала Гэвхэту. Тот вылез из-под нар, взял меч мужчины и отрубил ему красные волосы. Мужчина моментально умер.
     Гэвхэту и дочь вождя покинули жилище. Когда они дошли до отверстия в земле, у которого стоял дом, сделанный воинами, дочь вождя сказала:
     — Ты садись в верхнюю половину дома, я — в нижнюю.
     — Нет, —  сказал Гэвхэту, —  ты садись в верхнюю.
     Ну, дочь вождя села в верхнюю половину дома, а Гэвхэту — в нижнюю. Он ударил три раза в колокол, и воины, что были там, на земле, потащили их. Тащили, тащили и, как только вытащили дочь вождя, перерубили дом, и Гэвхэту полетел внутрь земли. Сильно ударился.
     Лежал, лежал, очнулся и ползком добрался до дома черта. Черта не было дома. У Гэвхэту уже не осталось сил, никуда больше не мог ползти и потому уснул.
     Спит и видит сон. Будто есть одна дверь, если через эту дверь пройдешь, то увидишь две посудины с красной и белой водой. Вошел Гэвхэту в ту дверь. Сунул свой указательный палец в белую воду — ой, совсем плохо стало, вот-вот умрет. Быстро сунул палец в красную воду — очень хорошо стало. Совсем здоровым сделался. И красивее, чем был.
     Ушел из дома черта. Ходил туда-сюда, долго ходил, искал выход из этого огромного подземелья.
     Вдруг услышал человеческий плач. Откуда-то сверху. Глянул на дерево, а на его вершине ребенок висит. Снял ребенка, а он совсем мертвый. Вернулся в дом черта и вымыл ребенка красной водой. Ожил он тут же и очень красивым стал.
     — Я отсюда очень близко живу, —  сказал ребенок. —  Мои отец и мать теперь плачут, меня разыскивают. Они не знают, что меня черт утащил.
     Гэвхэту сказал:
     — Ну что ж, скорее в твой дом идем.
     Пошли. Ребенок сказал:
     — Ты меня задаром не возвращай. Попроси у моих родителей двухголового севона.
     Гэвхэту так и сделал. Получил двухголового севона. После к тому отверстию в земле пришел, сел на севона между его голов, и тот моментально на землю его вынес.
     В тот же день Гэвхэту пришел к вождю и рассказал ему о своем путешествии.
     Вождь рассердился:
     — Ты зачем врешь?
     Гэвхэту обиделся:
     — Я не вру.
     Они заспорили. Вдруг дочь вождя вошла со своим новым мужем, увидела Гэвхэту и заплакала:
     — Отец, меня этот человек спас.
     Тогда вождь узнал всю правду о том, как была спасена его дочь. И он отдал ее в жены Гэвхэту.
     ++++++++++++++++++++++++
------
     Красные волки. Орочские сказки!!
=======
     Давным-давно осенью, когда уже много листьев с деревьев опало, два брата пошли ставить силки на зверя. Сначала они проплыли вверх по реке, после по берегу немного прошли. Там, где река сворачивала, развели костер, чаю попили. Затем старший брат пошел в лес посмотреть, какие там есть следы. Поднявшись на гору, он увидел следы большого медведя. А еще он увидел очень много следов красных волков.
     Он быстро спустился к реке и сказал младшему брату, что в лес пришла беда — за большим медведем погнались красные волки, и, наверное, ему не удастся убежать.
     — Такое уже было, —  сказал старший брат. —  Однажды тоже на большого медведя навалилось неисчислимое множество красных волков, что ему и кричать недолго пришлось — одни белые кости остались. Поплыли отсюда.
     Они сели в лодку и поплыли дальше.
     Там, в верховьях реки, в тундре поохотились на диких оленей. Вернулись на берег, опять развели костер, поели мяса, попили чаю. Потом через реку сделали мост из двух деревьев и легли спать.
     Ороки на своем языке красных волков называли — дяргули. Но это не настоящие волки, которых каждый человек знает. Это — маленькие зверьки, похожие на ласку, тонкие и гибкие, очень хищные, жадные, прожорливые. Когда они появлялись в стойбище, то поедали и пищу, и вещи из шкур животных. Поэтому ороки уходили из жилищ за реку — они считали, что дяргули боятся воды. Вот почему и братья легли у самой воды.
     Ночью младший брат, проснувшись, спросил:
     — Вроде шум какой-то?
     Старший ответил:
     — Гиляцкие собаки лают. Что-то неспокойно там.
     Полежали, послушали. Старший сказал:
     — Давай-ка сядем на середину моста.
     Сели. Полночь уже. И вот на берегу показались красные волки. Они стали ползти по мосту-деревьям к братьям. А братья били их палками.
     Один за другим слетали красные волки в реку. А по мосту ползли все новые и новые.
     Братья били и били их. До самого рассвета. По всей реке, как осенние листья, плыли мертвые красные волки.
     Один только остался. Вожак. Он убежал.
     А братья богатырями стали.
     ++++++++++++++++++++++++
------
     Лодка с белым оленем, лодка с черным оленем. Орочские сказки!!
=======
     Однажды мужчины отправились в море на большой лодке. Очень далеко уплыли. Солнце зашло. Туман по воде пополз. Ночь наступила. Поняли мужчины, что заблудились. Опять плыли и плыли. На рассвете берег увидели. На берегу дом стоял. Из дома к речке девушки за водой пошли. Мужчинам пить захотелось. Один сказал:
     — Пойду посмотрю, что за люди здесь живут. И воды у них возьму.
     Пошел и не возвращается. И никого уже на берегу не видно. Потом девушка из дома вышла. Второй мужчина вылез из лодки, вместе с нею в дом вошел. И тоже не возвращается.
     Мужчины решили подальше от этого места отойти. Дальше плывут и опять видят дом, вешала, на которых рыба вялится, собак — бегают по берегу, лают. А людей совсем не видно. Нет людей.
     Еще двое мужчин вышли из лодки и исчезли в доме. Пятый мужчина сказал:
     — Очень пить хочу.
     Перегнулся через борт и пропал в море.
     Трое в лодке остались. Поплыли дальше и от этого места. Снова берег увидели. Приблизились, и шестой мужчина прыгнул из лодки в воду, а из воды схватил его странный длинный человек и утопил. А после вцепился в борт лодки костлявой рукой, потянул ее. Тут оставшиеся в лодке двое мужчин отрубили ее топорами. Взялись за весла и — прочь от берега.
     Долго опять плавали. Наконец на берегу увидели седого старика. Тот крикнул:
     — Причаливайте сюда. Не бойтесь.
     Вышли двое мужчин из лодки. Узнали, что здесь живут только старик и старуха. Сказали им, что вот поехали на охоту на морского зверя и заблудились.
     — А это ваша земля?
     — Да, —  ответил старик, —  на той стороне другая земля. Хорошо, что вы к нам попали. Идемте пить чай.
     Старик и старуха угостили мужчин юколой, чаем. Не сосчитать, сколько дней мужчины жили у них. Утром старик уходил куда-то, вечером приходил. Ничего не говорил, чем он занимается. И вдруг появился с двумя лодками. Лодки застланы багульником.
     Старик сказал:
     — Долго будете плыть в лодках, запомните: головы не поднимайте. Женщины будут звать — не отзывайтесь. Только когда по песку дном пойдут лодки, тогда из них выйдете. Убейте белого оленя, но не обдирайте его, и положите в одну лодку. Потом убейте черного оленя, тоже не обдирайте, и положите в другую лодку. Багульником осыпьте, чтоб черта выгнать.
     Сели мужчины в разные лодки — прямо на дно — и поплыли. Очень долго плыли. Спали и просыпались. Головы не поднимали, на крики женщин не отзывались, будто не слышали.
     И вот лодки дном по песку пошли. Тут мужчины вылезли из них, на земле убили белого и черного оленей. Сделали все так, как старик наказывал.
     Лодка с белым оленем сразу ушла в море. Лодка с черным оленем семь раз перекрутилась возле берега и тоже поплыла.
     Наконец мужчины добрались до своего берега. На берегу мальчики с луками за бурундуками по стланику гонялись.
     — Где ваши родители? —  спросили мужчины.
     — Матери дома, —  сказали мальчишки, —  а отцы в море на охоту ушли. Давно их что-то нет.
     Мужчины догадались, что это их дети. И сказали.
     — Идите к своим матерям, скажите, что мы их зовем.
     Они дали им по маленькому колечку. Мальчишки прибежали домой и показали своим матерям колечки, которые дали им мужчины. Тогда матери сказали:
     — Пусть ваши отцы придут к нам.
     И те пошли.
     ++++++++++++++++++++++++
------
     Лучший охотник на побережье. Орочские сказки!!
=======
     Жил один ороч. Жена у него была и сын. Сын большой, пора бы отцу во всем помогать. Да мать избаловала, во всем ему потакала. Что хочет, то и делает.
     Однако хоть и поздно, отец стал его к охотничьему промыслу приучать. Глаза у сына зоркие, ноги быстрые, руки сильные. Но только, чтобы зверя убить, хитрость нужна. И не столько хитрость, сколько терпение. Бывает, целый день в засаде просидишь из-за одного зайца. А сын этого не любил, ему бы все побыстрее.
     Однажды отец с сыном снарядили оморочки, отправились на нерп охотиться.
     Вышли устьем реки в море, туда поглядели, сюда — нет нерп.
     Сын говорит:
     — Чего ждать? Домой повернем.
     Отец говорит:
     — Куда торопиться? Подождем, может, появятся.
     Недолго и ждать пришлось. Сразу три нерпы вынырнули, смотрят круглыми глазами, по сторонам, а охотников не замечают. Отец к ним оморочку направил.
     Сыну крикнул:
     — За мной греби!
     А сын в ответ:
     — Эти нерпы мелковаты. Вон у мыса большая нерпа плещет. За ней погонюсь.
     — Не нерпа это — косатка, —   говорит отец.
     — А я вижу — нерпа! —  сын отвечает и поворачивает оморочку к мысу.
     В море не до споров. Нерпы ждать не будут. Погнал отец к ним свою оморочку.
     Две нерпы ушли от него, одну убил. Что ж, и то добыча!
     Как-то у сына охота идет? —  подумал отец и поплыл к мысу. Обогнул его.
     Открылось пустынное море. Куда глаз хватает валы катятся, а сына нигде не видать.
     Долго отец вдоль берега плыл, все сына выглядывал. Нет и нет его. Утонуть не с чего: море тихое да и оморочка, хоть перевернутая, плавала бы.
     Пошел отец домой. И дома сына нет. Жена плакать стала, мужа попрекает:
     — Не уберег дитя родное! Хватило совести мальчика одного в море оставить!
     Какой же ты отец после этого!
     — Молчи, жена! —  говорит муж. —  Может,, он далеко заплыл, еще придет.
     Но не пришел сын.
     Каждый день отец к морю ходит, сына высматривает. И охоту бросил, ни на что руки не поднимаются. А раз сел на берегу и горько-горько заплакал.
     Вдруг услышал слова:
     — В моем море, в моих владениях горько-соленой воды и так много! О чем плачешь?
     Не знает охотник, то ли голос это, то ли шум волны. Прикрыл от солнца глаза ладонью, в море посмотрел. Видит: невдалеке от берега, на скале, что словно зуб над водой торчит, сидит старик в халате из кожи кеты-рыбы. Борода у него зеленая, как водоросли, длинная-предлинная. Конец ее в волнах полощется.
     Испугался, удивился охотник, однако ответил:
     — Как не плакать? Сын у меня пропал. Молодой, красивый. На всем побережье лучшего охотника не было.
     Засмеялся старик на скале:
     — Лучше, говоришь, не было? —  и опять хохочет.
     Отцу обидно, что над его пропавшим сыном чужой смеется. Хотел недобрыми словами ответить, да вдруг понял, что не простой старик перед ним. Зачем простому человеку в рыбьем халате на скале сидеть? Откуда у простого человека зеленая борода взялась? Ясное дело, Тэму это, Хозяин моря. Оробел охотник, проглотил худые слова.
     Тэму ему говорит:
     — Давно я так не веселился! За то, что рассмешил меня, отдам тебе сына.
     Построй на берегу юрту из китовых костей и жди. С новым месяцем вернется твой сын.
     Сказал так и в глубину ушел. Плеснул, словно большая рыба.
     Охотник за женой побежал. Вместе принялись юрту строить. Спешат очень.
     Кончаются безлунные ночи, новый месяц вот-вот народится.
     Построили юрту. Устали. Забрались в нее, оба уснули.
     Как раз в эту ночь узкий месяц, словно лодочка-оморочка, на небо выплыл. А к берегу прибило… Не будем вперед заглядывать — спит ведь охотник, ничего не знает.
     Проснулся он на самом раннем рассвете, когда на небе свет с темнотою спорит.
     Выскочил из юрты, подбежал к берегу. Смотрит: вынесло волнами плетенную из морской травы люльку. В ней младенец плачет. Тут из юрты и жена выбежала, услышала детский плач.
     Муж говорит:
     — Видно, ошибся Тэму! Не наш это сын, наш уже охотником был!
     А жена схватила ребенка, крепко к себе прижала.
     — Ослеп ты, что ли? Лица его не видишь! Оглох ты, что ли? Голоса его не слышишь! Наш это сын, в точности такой, каким был двадцать лет назад.
     Унесла мать ребенка в юрту. Слышит охотник, уже песню над ним поет.
     Сам охотник на берегу остался, не понимает, радоваться ему или печалиться.
     К этому времени рассеялся предутренний туман, солнце показалось. Увидел охотник, что на той же скале опять Тэму сидит. В зеленую бороду посмеивается.
     — Я свое слово выполнил, —  сказал Хозяин моря, —  вернул тебе сына.
     — А почему он маленький? —  спрашивает охотник. —  У меня большой был.
     — Большой, да глупый, —   Тэму отвечает. —   Вместо нерпы за косаткой погнался! За той косат-кой, в пасти которой я свое жилище устроил. Я ему кричу, чтоб убирался, а он не слушает, острогой размахивает. Ну, я его и схватил. Когда сына второй раз растить будешь, получше учи. Построже воспитывай!
     Тут большая волна на скалу накатила. Накатила и отхлынула. А Тэму уже на скале нет.
     Охотник в юрту пошел. Жена младенца на руках качает, говорит мужу:
     — Хорошо, что сыночек маленьким вернулся. Теперь я его никуда от себя не отпущу. Глаз от него не отведу, чтобы с ним ничего не случилось.
     — Нет уж! —  муж отвечает. —   Теперь я его растить буду. Только ходить начнет, стану приучать к охоте. Всему с малолетства обучу! И терпению, и умению.
     ++++++++++++++++++++++++
------
     Мокчу Кэчиктэ. Орочские сказки!!
=======
     На берегу большой реки жили старик и старуха. У них был сын. Имя ему — Мокчу Кэчиктэ.
     Жили они, промышляя и заготовляя рыбу.
     Однажды старик поплыл на лодке вверх по течению реки. Когда он плыл, с берега один человек за ним наблюдал. Стоял и наблюдал. Потом крикнул:
     — Куда это старик плывет?
     Старик ответил:
     — Сети ставить. Рыбу буду ловить.
     Ну, старик до изгиба реки доплыл. Вышел на берег, имущество свое выгрузил, затем сети поставил.
     К вечеру очень много кеты наловил.
     Когда стемнело, старик костер развел. Сидел, отдыхал, ел кету.
     Вдруг из леса вышли люди. С луками и стрелами.
     Старик встал и спросил:
     — Ночью куда же вы идете?
     Те сказали:
     — Никуда не идем, мы к тебе пришли.
     — Раз пришли, угощайтесь рыбой, —  предложил старик.
     — А мы у тебя ее всю возьмем. И сети возьмем. И лодку тоже. Все нашим станет.
     Те люди схватили старика, руки ему за спиной связали.
     — Вы хотите меня убить? За что? —  сказал старик. —  Как после станете жить, вы подумали?
     Ничего те люди не ответили. Бросили старика в реку.
     Старуха долго ждала мужа. Волновалась, думала: “Почему не возвращается, что случилось? Заболел? Лодка продырявилась?”
     Из другого селения пришла сестра того старика. Она и сообщила страшную весть:
     — Моего брата, твоего мужа убили.
     После этого старуха жила вдвоем с сыном — Мокчу. Теперь он ловил рыбу, а она вялила ее. Он и хорошим охотником стал — всяких зверей домой приносил. Быстро вырос сын. И вот спросил у старухи-матери:
     — Моего отца убили люди, что ли? Кто они? Расскажи.
     Мать рассказала все, что знала.
     Ну, Мокчу и подумал: “Вы моего отца убили, а я вас попробую. Придет срок”.
     Вскоре Мокчу женился. Жена ему сына родила. А старуха-мать, совсем состарившись, умерла. Похоронил мать и решил: пора идти к тем людям.
     Ночью пошел. Шел, шел, на полпути сел, тетиву своего лука поправил. И снова пошел. И оказался перед домом богатыря. Дом тот был огорожен высоким, в три человеческих роста, забором. Но Мокчу легко и бесшумно перелез через забор. И подкрался к окну. Встал и слушает, о чем те люди в доме говорят. А говорят они о нем, о Мокчу. Откуда-то узнали, что он собрался им за своего отца отомстить.
     Шаман произнес:
     — Вы Мокчу победите! Вы убьете его!
     Мокчу языком окно лизнул, чтобы лучше видеть, что там внутри дома делается. И видит: фигура его стоит, и люди кинжалами ее рубят и выкрикивают:
     — Вот так мы с Мокчу разделаемся! Вот как!
     Тут Мокчу свой кинжал вынул. А богатырь услышал шум, схватил лук — и к двери.
     Мокчу успел к забору отбежать, присел, закрыв грудь коленями. “Пусть стрела в ногу попадет, —  подумал он. —  Грудь целой останется.”
     И правда, стрела в ногу попала. Мокчу вытерпел страшную боль. Даже не шелохнулся. Даже дыхания его не было слышно. А богатырь сказал:
     — Ва-а! Чего это я по забору стал стрелять.
     И ушел.
     Мокчу стрелу из ноги вынул, наконечник за пазуху спрятал, подумав: “Ты меня не убил, а я теперь убью тебя наконечником твоей стрелы”. Перевязал рану оленьей шкурой, перелез через забор и вернулся домой.
     — Я раны получать ходил, —  сказал он жене. —  Лечиться буду.
     Через месяц он вылечился. И в это время как раз его дом окружили те люди. Мокчу к двери приблизился, в дырку глянул — темно кругом. Но богатыря того разглядел. Сунул стрелу в дырку и выстрелил. Рухнул богатырь. А люди разбежались.
     Но утром оказалось, что это младший богатырь, а старший, тот, который стрелял в Мокчу там, у забора, был дома. “Ладно, —  подумал Мокчу. —  И старшего найду”.
     А старший к реке собрался. Жене сказал:
     — Пойду сети ставить.
     Жена ответила:
     — Иди да лучше работай.
     Старший богатырь, к реке спустившись, лодку свою двумя руками над головою поднял и на воду положил. Сети в нее бросил. И вот поплыл. Когда шестом в дно упирался, его подмышка была видна. Мокчу в эту подмышку и стрельнул.
     — На! —  сказал. —  Тебе твою стрелу отдаю!
     Упал богатырь в воду и утонул в том месте, где когда-то по его злой воле погиб отец Мокчу.
     ++++++++++++++++++++++++
------
     Угощение огня. Орочские сказки!!
=======
     Мужчина на рыбалку пошел, а женщина в жилище осталась, за детьми следить, еду готовила. Но в очаге почему-то плохо огонь горел. Женщина положила в него сухих дров — все равно никакого жару. Разозлилась женщина, ножом в него ткнула, пошевелила уголья.
     Вдруг из очага вышел мужчина и сказал:
     — Зачем ножом тыкаешь? Если огонь зажигаешь, то я там сижу.
     Исчез мужчина. И очаг почти затух. Дымок только струится.
     Вернулся муж. Спросил:
     — Почему огонь не горит?
     Ну, женщина рассказала, что произошло.
     — Ай-ай-ай, —  проговорил мужчина. Ушел. Убил белого олененка. После его кровь и кусочек сердца дал огню. И очаг снова разгорелся. Жарко запылал.
     — Никогда больше не тыкай в него ножом, —  сказал мужчина жене. —  Огонь тоже угощать надо. Ведь когда кто-нибудь из людей болеет, ему мясо оленя дают.
     ++++++++++++++++++++++++
------
    


Рецензии