К 2. Глава 19 Чатал-Хююк

Традиционно считается, что самые первые города в истории человечества появились в Древнем Египте и Двуречье. Уже на самых ранних этапах развития этих цивилизаций мы можем наблюдать признаки высокого уровня культуры: хорошо построенные дома и храмы, а также разнообразные обожжённые изделия из глины. Позже на звание самых древних стали претендовать города другого региона — долины Инда, то есть Индии. Однако и там археологи находят то же самое. Вероятно, египтяне, шумеры и жители долины Инда учились строить города и возводить стены и здания у своих предшественников. Но когда и у кого?

Однажды учёные проводили раскопки в Иерихоне и, по мере того как они углублялись в культурные слои, стало очевидно, что они уходят вглубь веков на восемь тысяч лет. Иерихон оказался гораздо старше самых древних построек в Египте и Двуречье. В его древнейших слоях были обнаружены толстые крепостные стены и даже массивная крепостная башня. Площадь Иерихона превышала десять гектаров, и в нём, хоть и в тесноте, но в безопасности, обитало до пяти тысяч человек. Это и по нынешним меркам много, а по тем временам — просто город-гигант.

Дома внутри города были обнесены стенами, образующими дворы. В центре стояли дома, в которых жили вожди или жрецы. Население города, вероятно, занималось торговлей солью, добытой в Мёртвом море. Древний Иерихон, возможно, является «родоначальником» традиции обезглавливать покойников перед похоронами. Возможно, это было связано с культом Луны и символизировало надежды на возрождение. Во всяком случае, головы хранились или хоронились отдельно от тела. Древность Иерихона подтверждена современными методами измерения возраста.

В дальнейшем в Турции, в местности Анатолия, археологи обнаружили город Чатал-Хююк. Уже после первого сезона раскопок стало ясно, что это не менее древний город, чем Иерихон. Чатал-Хююк объявляли старейшим городом в мире, самым ранним неолитическим поселением и многими другими титулами. Однако сейчас уже ясно, что старейший город в мире — Иерихон, что производящее хозяйство возникло в Абу-Хурейре раньше, что и в Анатолии есть более ранние центры неолита (Ашиклы-Хююк с 8400 г. до н. э.) и так далее. Но Чатал-Хююк достался археологам в лучшем состоянии, чем Иерихон и другие поселения.

 

В Чатал-Хююке культурные слои не были затронуты более поздними постройками или пахотой. Археологи могли постепенно исследовать прошлое, снимая слой за слоем. Вскоре они сделали важное открытие: были обнаружены самые древние хорошо вылепленные глиняные сосуды, обожженные на огне. Это стало настоящей революцией в истории человечества.
Сосуды были покрыты глазурью и украшены орнаментом, но жители города ещё не использовали гончарный круг. Почему это так важно? Дело в том, что даже самые древние глиняные сосуды, найденные в Египте, были сделаны на гончарном круге. За этим стоит древняя традиция, школа и умение. Но первые шаги в этом направлении человечество сделало в Иерихоне и Чатал-Хююке.

Чатал-Гуюк (устаревшее написание) или Чатал-Хююк, правильнее Чаталхёюк (тур. ;atalh;y;k, буквально «Вилка-курган», или «Вилообразный холм») — большое поселение в провинции Конья, на юге Анатолии. Это крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся неолитическое поселение, обнаруженное на сегодняшний день. Самые ранние культурные слои относятся к 7400 году до нашей эры, а поселение существовало до 5600 года до нашей эры.

Плато Конья в Гамирке представляет собой дно высохшего озера. Реки, которые в древности впадали в это озеро, образовывали веерообразные дельты. На крупнейшей из этих дельт, на берегу реки Чаршамба, и располагался Чатал-Хююк. Чаршамба изначально протекала между двумя холмами и обеспечивала жителей пресной водой. Размер Чатал-Хююка в разных источниках варьируется от 32 акров (12,96 га) до 20 га. Археологи считают, что население поселения составляло от 3 до 10 тысяч человек, а число домов доходило до 2 тысяч. Это свидетельствует о том, что Чатал-Хююк представлял собой огромное поселение. В настоящее время раскопано около 5% всей территории поселения.

 

Удивительно, как быстро развивалось человечество в те времена! Всего лишь несколько тысяч лет назад люди жили в пещерах, а здесь уже целое поселение. Для того времени, когда нормой считалось проживание нескольких сотен человек в одном месте, десять тысяч человек были настоящим мегаполисом. Более того, Чатал-Хююк был застроен домами из необожжённого кирпича, что было весьма современным решением для того времени. Этот строительный материал будет популярен ещё несколько тысячелетий. Крыши домов имели деревянные балки и были покрыты полированным алебастром. Удивительно, но именно эта часть дома играла ключевую роль: на ней выполнялось большинство работ, и она служила «мостовой» для жителей города. Ведь улиц в то время не было, и дома строились очень близко друг к другу. Этот момент важен не только с архитектурной, но и с социальной точки зрения. Использование крыш для хозяйственных нужд традиционно для ближневосточных обществ, но крыша как «общая дорога» встречается редко.

У домов не было дверных проёмов, вход осуществлялся с крыши, куда приставлялись лестницы, как внутри, так и снаружи дома. Между домами были открытые пространства, которые использовались как свалки для мусора и туалеты. В таком густонаселённом поселении запахи фекалий и органических отходов должны были быть очень сильными. Дом обычно состоял из комнаты площадью от 11 до 48 квадратных метров и ещё одного небольшого помещения, которое использовалось как склад. В большой комнате находился очаг, платформы для сна, лестница и иногда святилище. В таком доме обычно проживало от 5 до 10 человек, иногда больше. Очаг располагался под лестницей, а отверстие в потолке служило дымоходом. Других отверстий в помещении не было, поэтому здесь было темно и дымно.

 

Реконструкция дома из Чатал-Хююк.
 Видны отверстие в крыше, печь и лестница.                Видны низкая платформа и небольшая кладовая.

Причина такого необычного строительства остаётся неизвестной. Также учёные не могут понять, зачем древние жители наносили на стены своих домов сотни слоёв извести. В частности, был обнаружен дом, стены которого покрыты почти четырьмястами такими слоями. Только представьте себе — четыреста слоёв извести!

 

Комната со входом во второе помещение.

Кроме того, Чатал-Хююк выделяется еще одним важным «архитектурным» отличием — отсутствием храма. Мы привыкли, что вся городская жизнь строится вокруг культового сооружения, и это кажется естественным. Даже в наше время, всего лишь двести лет назад, церковь или собор были центром любого «нормального» поселения. Поселение без церкви — это скорее хутор или выселки. Поэтому отсутствие «культового места» в древности кажется чем-то абсурдным. Религиозные представления в то время были практически единственным вариантом миропонимания. Поэтому, разумеется, религия в Чатал-Хююке была — об этом свидетельствуют традиции погребения и другие ритуалы. Однако не было храма, который символизировал бы сосредоточение этой религии в одном месте в руках немногих знающих жрецов. Здесь мы видим общинные представления о религии, которая не требует особых «посредников».

Чатал-Хююк славится своими многочисленными настенными росписями. На одной фреске изображен рисунок, который можно истолковать как двуглавую вершину потухшего ныне вулкана Хасандаг во время извержения. Есть фреска с изображением человека с луком, а также сцены рождения. Некоторые фрески представляют собой геометрические узоры, другие — сцены охоты, орнаменты в виде ладоней и другие мотивы. Живописные изображения сочетаются с рельефными. Некоторые барельефы, вероятно, изображают леопардов, однако их кости не были обнаружены.

Многие сюжеты росписей, очевидно, связаны с загробным культом. Около трети домов были расписаны богаче остальных, с букраниями (бычьими головами или их изображениями) на стенах. В одном случае за букраниями на стенах находились и человеческие черепа. Эти комнаты исследователи назвали комнатами-святилищами или молитвенными комнатами, хотя известно, что они не были исключительно святилищами.

 
 

Реконструкция «святилища».

Скульптуры бычьих голов имели свою особенность: они крепились либо на стены, либо на низкие платформы, а некоторые из этих быков возглавляли целые ряды из человеческих голов. Черепа покрывали алебастром и раскрашивали охрой и киноварью, а шею и лоб окрашивали в синий или зеленый цвет, воссоздавая лицо. Всё это может говорить о культе черепа. Но больше всего исследователей поразило множество женских статуэток из мрамора, известняка, кальцита, базальта, сланца, алебастра и глины. Множество скульптур бычьих голов и статуэток тучных женщин заставляло думать, что религиозная жизнь жителей была сосредоточена на поклонении культа быка и культа «Великой Матери».

 

Статуэтка «Богини-матери».

Некоторые археологи, основываясь на статуэтках Богини-Матери, предполагали, что в этом обществе царил матриархат. Однако дальнейшие исследования показали, что женщины и мужчины имели равный статус. Число погребений с высоким статусом, включая захоронения с отделением головы, было одинаковым как для мужчин, так и для женщин. Рацион питания и время, проводимое в жилище, также не различались. Время, проводимое в жилище, определялось по количеству сажи на ребрах. В художественных произведениях наблюдались некоторые различия: на фресках в основном изображались мужчины, в то время как на статуэтках — женщины.

В Чатал-Хююке существовал культ, который может шокировать современного человека. Тела усопших хоронили под полом домов, часто под очагами и другими внутренними возвышениями, вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием, тканями и деревянными сосудами. Тела тщательно пеленали и иногда помещали в плетеные корзины или заворачивали в тростниковые маты. В одном из домов было похоронено 68 человек. Анализ зубов захороненных показал, что в могилах одного дома хоронили людей, не связанных биологическим родством.

Поскольку скелеты часто были расчленены, предполагается, что перед захоронением тела долго находились на открытом воздухе. Хищные птицы обгладывали их, о чем свидетельствуют соответствующие настенные росписи. После этого хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в каком-то ритуале, так как их находили в других местах поселения.

 

Настенные изображения хищных птиц, раздирающих покойников.

Подобные захоронения были обнаружены и в других поселениях того времени. Это типичная первобытно-иранская традиция, согласно которой умерших отдавали птицам. В Чатал-Хююке было найдено три фрески, которые не только изображают последовательные этапы этого ритуала, но и раскрывают его суть, как её представляли жители этого поселения. На первой фреске огромные птицы откусывают головы у покойников (символически умерщвляют их), причем головы (или души?) показаны в чреве у птиц. На второй фреске птицы укладывают безголовых покойников на «башни молчания». Души все еще остаются в их чреве. Третья фреска — самая интересная: здесь птицы вкладывают души в животы женщин, а у птиц во чреве ничего нет.

Эта идея переселения душ для их рождения в новом теле была широко распространена у народов Востока — от Индии до Греции. Птицы здесь выступают в роли переносчиков душ. Как эта погребальная традиция и эти представления перешли из анатолийского неолита в иранский (арийский) бронзовый век — это особый вопрос. Но их смысловая связь представляется несомненной. Можно заключить, что у жителей Чатал-Хююка было представление о душах и их роли в рождении и смерти человека.

Хозяйство Чатал-Хююка основывалось на земледелии, скотоводстве и охоте. Рыболовство играло сравнительно незначительную роль, но кости птиц и яичная скорлупа встречаются довольно часто. Среди животных наиболее часто находят кости овец, крупного рогатого скота, коз, лошадей и собак. Убивали также волков, хотя их могли и не употреблять в пищу.

Овцы и козы были одомашнены, в то время как крупный рогатый скот оставался диким. Однако некоторые исследователи считают, что крупный рогатый скот также мог быть одомашнен. В таком случае Чатал-Хююк становится самым ранним центром одомашнивания крупного рогатого скота. Этот вопрос до сих пор дискуссионный. Химический анализ показал, что крупный рогатый скот не был основным источником белка для местного населения. Жители охотились с собакой, на оленя, кабана и леопарда. Лошади не были одомашнены, и на них также велась охота. Домашних животных не держали в пределах поселения, но, возможно, на ночь их закрывали в загоне на его окраине.

В Чатал-Хююке одомашненные растения составляли основную часть рациона из растительной пищи. Об этом ясно свидетельствуют каменные вкладыши для серпов и множество зерна. Главным образом выращивалась пшеница двузернянка, пшеница однозернянка, горох, боб обыкновенный, горошек чёткообразный и чечевица. Кроме того, были найдены плоды диких растений, такие как миндаль, жёлуди и фисташки. Растительное масло добывали из крестоцветных, миндаля и фисташек. Обнаружено большое количество семян крапивного дерева, из которого, по-видимому, изготовляли вино. С большим основанием можно предположить, что варили и пиво. Жители Чатал-Хююка изготавливали сыр или йогурт (простоквашу), о чем свидетельствуют их следы на одном из обнаруженных сосудов.

Уровень технологий в Чатал-Хююке был довольно удивительным: наконечники копий и стрел, сделанные из обсидиана, и кремневые кинжалы с ручками из резной кости оставили далеко позади все аналогичные изделия Ближнего Востока. Зеркала изготовляли из полированного обсидиана и аккуратно закрепляли в рукоятке при помощи известковой массы. Бусы делали из синего или зеленого камня — апатита, а отверстия в них были настолько тонкими, что не смогли бы проколоть их даже современные иглы. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвесках. Прекрасные ткани были настолько высокого качества, что не устыдиться и современный ткач.

Керамика не сразу заняла свое место в жизни Чатал-Хююка. Только в период с 7050 по 6800 год до нашей эры начали появляться кувшины, которые сначала использовались только для хранения, а затем, примерно в 6500-6400 годах, и для приготовления пищи. Однако, несмотря на развитие керамики, деревянные, костяные и роговые сосуды оставались более качественными и разнообразными. Деревянная посуда, наряду с плетеной керамикой, поражает своим разнообразием форм, техническим мастерством и изысканным вкусом, не имея аналогов на Ближнем Востоке в эпоху неолита. Это и плоские блюда с фигурками, фигурными выступами-ручками, и кубки на ножках, и коробочки разных форм с плотно прилегающими крышками.

Территория вокруг Чатал-Хююка не была богата ресурсами, и жители использовали только глину в качестве строительного материала. Вулканическое стекло, обсидиан, который встречается в городе в большом количестве, является результатом извержений вулканов Кара Дага и Хасан Дага. Удалось установить, что обсидиан попадал в Чатал-Хююк из мест, расположенных на юге Каппадокии, в 190 километрах к северо-востоку от города. На краю долины также добывали диорит, из которого изготавливали полностью шлифованные тесла, топоры и украшения. Охру и другие краски добывали из окружающих долину холмов.
Археологи предполагают, что жители контролировали добычу обсидиана, и это могло существенно влиять на экономику поселения. Некоторые ученые даже предполагают, что торговля обсидианом была главным источником доходов для города.

Известно, что балки из сосны и можжевельника, использовавшиеся жителями для строительства своих домов, были привезены с Таврских гор. Кремень поставлялся из Сирии, а раковины моллюсков были обнаружены из Средиземного и Красного морей. Неизвестно, продавали ли обсидиан жители Чатал-Хююка, но факт нахождения привезённых предметов позволяет предположить обмен товарами на дальние расстояния.

Больше всего исследователей поразило полное отсутствие классовых различий в этом поселении. Да, не все дома были одинаковыми, и по их размерам и характеру захоронений можно судить о социальных различиях, но эти различия не были заметны. За 800 лет существования города не было обнаружено ни единого следа насилия и убийства — среди тысяч найденных скелетов ни один не имел следов насильственной смерти.


Анализ останков людей показал, что уровень жизни в Чатал-Хююке был достаточно высоким. Средняя продолжительность жизни обитателей составляла 32 года, что сравнимо с продолжительностью жизни обитателей Древнего Рима (28-30 лет) и европейского Средневековья (примерно столько же). Значительную часть смертей, как и во всех обществах, составляла младенческая смертность. В городе встречаются останки людей, доживших до 60-70 лет, причем в больших количествах, чем в городах Бронзового века или более поздних. Более того, исследования показывают, что детская смертность в Чатал-Хююке была ниже, чем в более поздние периоды. Средняя рождаемость составляла 4 ребёнка на женщину, из которых 2 ребёнка умирало, а 2 доживало до зрелого возраста.

Ответ на вопрос: «Благодаря чему все это достигалось?» дает анализ останков жителей. Помимо всего прочего, он показывает изменение костей, которое характерно для лиц, занимающихся ежедневной тяжелой работой, причем у всех обитателей Чатал-Хююка. Это и есть ключ ко всему: в указанном поселении не существовало аристократии, воинского или жреческого сословия, имеющего привилегию неучастия в хозяйственных работах. Это был первобытный коммунизм — явление, не сказать, чтобы редкое, однако до недавнего времени относимое к обществам с более примитивной организацией труда. А здесь мы видим отдельную общину-коммуну на несколько тысяч жителей, имеющую относительно высокий общий уровень развития при сохранении всех преимуществ общественного устройства. Однако жизнь здесь была не такой уж радужной. Многие кости имеют следы анемии, что свидетельствует о том, что питание было недостаточным.

Удивляет то, что Чатал-Хююк не оставил заметного влияния на последующие культуры в этом районе. Также непонятно, почему люди оставили Чатал-Хююк. Некоторые археологи высказывали предположение о том, что шло стремительное сокращение поселений из-за разрушения местной окружающей среды в результате чрезмерного использования древесины.

Заключение.

Ученым предстоит разгадать еще множество тайн и загадок этого уникального города, но основной вывод можно сделать уже сейчас — жители Чатал-Хююка основали, возможно, первое в известной человеческой истории общество свободы и равенства, существовавшее практически на протяжении трех тысячелетий! Общество, в котором не было классовых различий, общество с почтительным и уважительным отношением к женщине, общество, в котором вообще не были известны войны и преступления.


Рецензии