История Руси. Русская баня
Некое строение,хижина или природное образование (пещера).
Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет, и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то вверху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни,и производили омывание прохладной или холодной водой. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар. Таким образом, люди очищали свое тело и душу. Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет. В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.
В России парную баню в 5 веке называли "мыльней" или "влазней".Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очистится», и лишь потом угощали напитками и едой.
Во многих русских сказаниях и сказках, упоминается о гостеприимстве.И часто можно прочитать такую фразу:
"Сначала баньку истопи.Накорми обогрей.А после-то да и расспрашивай."
Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека (монаха) Нестора Летописца. Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры.(На основании чего можно смело утверждать что " баня", или её прообраз, у древних славян,существовал ещё до начала исчисления лет по христианскому календарю.Что в общем - то и не мудрено.Ведь Русь приняла крещение в 988 году.(А понятия, как очищения через омывание, существовали задолго до этого). Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой, и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя». Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла… О чём как вы думаете? Конечно же о бане! Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно. Есть интересный факт, произошедший в 945 году. После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские,(не путать с древнесловянскими,поскольку это совсем другое), послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.
В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих (русских бань). Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы. Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно. Они утверждали, что мозговые и мышечные ткани от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был ( как правило был либо пятничный, или субботний день, в который было принято парится).
В банях лечили хворь людей. В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали князя Владимира) имелись бани для «немогущих».А также указ о строительстве общественных бань и утверждении банных дней отдельно для мужчин и женщин.Это были первые на Руси, своего рода лечебницы.(Похожие указы имеется также у Ивана Грозного и Петра 1,у Екатерины Великой, и других российских правителей)В некоторых источниках упоминаются даже "бани на колёсах". То есть передвижные комплексы, ( банные обозы). Которые обеспечивали "банные" услуги в военных походах,долгих путешествиях, (купцов или исследователей).
Вначале 12 века, проживала на Руси внучка "Владимира Мономаха", известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.
История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.
Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай в то время соблюдали все. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе. Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.
Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.
Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не поддерживать. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. Веники использовали в основном березовые.
Сейчас трудно сказать откуда появилась баня на Руси.Гипотез очень много.Есть те кто утверждает что бани были завезены, и те кто считает их только русским изобретением. Но так как мылись в банях русские, не мылся еще никто. То есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя. Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.
В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности. В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины.
В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками. Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем установления места под строительство церкви. В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавками, то есть чем выше, тем жарче.
Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц. Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.
Как можно узнать из источников, русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна. Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани». Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.
На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные». Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый. В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей. Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.
Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом, и подходом к лечению болезней.
Некоторые обычаи русской бани сохранились до наших дней.
Специалисты, профессионально занимающиеся историей бани на Руси, определяют четыре главных признака русской парилки, которые выделяют ее из целого ряда близких по устройству национальных парных, хамам, терм и моек:
1)Запредельно высокая температура парилки при 70-80% влажности воздуха. Получить ее можно было только с помощью кипятка и каменки, установленных внутри парилки;
2)Использование веников и заварных настоев для банных процедур; Контрастное обливание или купание в реке;
3)Деревянная облицовка внутри бани хорошо удерживала жар в парилке даже при минусовой температуре воздуха за ее пределами.
4) Баня способствовала,и способствует здоровому сексуальному влечению к противоположному полу.А стало быть, и к сохранению устоявшихся правил естественных устоев общества на протяжении веков.Ведь не смотря на всё влияние феминизма.Совместное помытие в "бане" мужчин и женщин, способствует здоровому сексуальному влечению. Что вполне естественно влияет на сохранение традиции.Хотя при изучении русской литературы, как раннего, так и более позднего периода, способствовало и некоего ( с точки зрения современности и некоторых западных исследователей) разврата на Руси.Например знаменитый рассказ Толстого " Баня":
" А, ну, Малашка,в стойку!" - Вдруг громко крикнул барин и с хрустом потянулся своим телом. Малашка вышла на середину помещения и согнувшись, уперлась руками в лаку.
Он подошел к ней сзади, громко похлопывая по мокрому ее заду:- Ух и хороша чертовка!Щас я тебя!!- начал совать свой торчащий как кол член под крутые ягодицы Малашки, быстро толкая его головку в скользкую мякоть женского лона. От охватившего вожделения на лицо его накатило блаженство. Дыхание стало громким и прерывистым, а полусогнутые колени дрожали. Наконец, упругая головка его члена раздвинула влажный, но тугой зев ее набухшей промежности, и живот барина плотно прижался к округлому заду девки. Он застонал. Но уже победно и, ожесточенно двигая низом туловища, стал с насаживать её напористо и с некоторым остервенением:
- Ахх курва!!Хороша!!!-
Малашку, видно тоже здорово разобрало. Она сладострастно начала стонать при каждом погружении в ее лоно мужского члена и, помогая при этом барину, двигала своим задом навстречу движениям его тела.
- Ах барин!!!Ох хорошо-то как!!Шибче барин!!!Шибче!!!Ох барин!!!Ааа..!!Ойй...барин!!- в блаженстве простонала Малашка.И вдруг взорвалась выкриком словно сбросив с себя огромное напряжение ослабла упав на лавку.
Наташка смотрела на эту картину, целиком захваченная происходящим. Большие глаза ее еще больше расширились, рот раскрылся, а трепетное тело непроизвольно подергивалось в такт движениям барина и Малашки.Фроська смотрела на это с растеряностью и стыдливостью.
- Что зачумела девка?- воскликнул барин:-Ни чего!! Сейчас и тебя порадуем!!Щас!! Погодь!!Передохну чуток.Наталья!! Водки подай!..."
( Из произведений Алексея Николаевича Толстого "Баня")
Так же возможно, что подобные мифы сложились из-за того что в своих " домашних" банях мылись мужчины и женщины вместе.Хотя скорее всего это было продиктовано экономией.Во первых натопить баню стоило немалых трудов.Натаскать воды,наколоть дров.Да и мыла,в нашем понимании,тоже было не с избытком.И конечно в богатых помещечьих и дворянских домах в бане,как и в доме была прислуга.Была такая должность - банщик.Хорошего банщика очень ценили.Богатые промышленники,помещики и дворяне даже перекупали их друг у друга.Довольно не редко эту должность в барском доме занимали двое.Женщина и мужчина.Обязанности были строго распределены.Банщик готовил пар в бане.А женщина (банщица).Занималось именно созданием атмосферы.Потому можно предположить, что именно это и послужило мнению о русской бане как о месте разврата.
И тем не менее,мы можем сделать вывод что "баня",в русской культуре играла очень важную роль в плане соблюдения гигиены,и социальных отношений.Упование некоторых так называемых "историков" на "немытую Россию" является весьма необоснованным.Поскольку как уже упоминалось выше.Понятие "баня" на Руси, существовала за долго до организации государственности у многих народов так называемого "старого света".
Описать точную историю русской бани практически невозможно.Она насчитывает много веков.В каждой губернии существовали свои обычаи и обряды связанные с посещением бани.Хотелось бы отметить,что не смотря на весь процесс развития цивилизации. Особенности истинно русской бани сохраняются и по сей день.И даже не смотря на то, что на дворе уже двадцать первый век.В большинстве регионов России баня, является неотъемлемой частью ежедневного быта народов России.В особенности баня является неотъемлемой частью быта в сельской местности.Ведь во многих отдалённых местах она является единственным способом соблюдение гигиены.Конечно многие обычаи и правила канули в лету веков.Да и сами бани сильно изменились.И всё же "Русская баня" и сегодня является предметом обсуждения у других народов.И что весьма радует!То это возросший интерес населения к ней.Люди не только с удовольствием строят бани для себя,но и интересуются историей и возраждают обычаи сязанные с этим добрым и чудесным обрядом на Руси.
Источник:
Всемирная история.
История гигиены у древних народов Земли.
История бань Нижнего Новгорода
Баня по-сибирски.
История "русской бани".
История ведических обрядов у славян.
Обряды древних Русичей.
История происхождения древних славян.
Мир до "Христа".
Становление Христианства.
Обряды и обычаи древних славян.
Советская энциклопедия, "Чистота!Залог здоровья!Что такое " Баня " в русской культуре."
Энциклопедия эпидемий.
Баня, XX век.
Упоминание бани в русской литературе 19-20-того столетия.
Свидетельство о публикации №224122601299