Осетинские нарты. Словарь терминов

Осетинские нарты. Словарь терминов
http://proza.ru/2024/12/26/1396
===============
Осетинские нарты. Проза
http://proza.ru/2024/12/26/1338
==============
Осетинские сказки
http://proza.ru/2024/07/12/1033
=============
Осетинские нарты. Стихи
http://proza.ru/2024/12/26/1364
============
---
      Из проекта Самоглядное Зеркало, Самогляд Родаруса. Энциклопедия сказок Русского мира, сказок народов России, сказок родственных народов. Это сказки, когда-то переведенные, но со временем стали сказываться на русском языке. 
============
---
Термины, встречающиеся в Алано-Осетинском Нартском Эпосе
==============
………
Авдиу!
В осетинской мифологии черт.
==============
Авдйуаг!
В осетинской мифологии черт.
==============
Авсароны!
Мифический из авд-сарон — семиглавый, название великанов
==============
Авсург!
Легендарный конь
==============
Авсург!
Мифический конь особой породы, владельцем которого обычно считается Уастырджи. В один миг конь перелетает с небес на землю и так же быстро возвращается обратно.
==============
Агуры!
Народ, с которым предки осетин, аланы, воевали в VI–VII веках нашей эры.
==============
Адайхох!
Гора в Северной Осетии
==============
Адат!
Арабский обычай, неписаный закон. Нормы обычаев народов Кавказа, выработанные в течение многих веков.
==============
Адыл!
Мужское имя; в сказаниях–владетель неизвестной страны.
==============
Аза!
В сказаниях – волшебное дерево, обладающее целебными свойствами.
==============
Алагата!
Один из трех главнейших нартских родов, живший в селении Средние Нарты. В селении Верхние Нарты жил род Ахсартаггата, третий род – Бората – жил в Нижних Нартах. Все три нартских рода имели, по словам сказителя, свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата – храбростью и ловкостью.
==============
Аласа!
Согласно осетинской мифологии мелкая порода выносливых коней, в сказании «Безымянный сын Урызмага» – собственное имя коня.
==============
Алдар!
Владетель, господин; в эпоху развития феодальных отношений – князь, феодал, помещик.
==============
Алоллай!
Баюшки-баю
==============
Алутон!
Хмельной напиток нартов, приготовлявшийся из меда. Альчик. Нарты сохранили некоторые черты скифского быта. Альчик – распространенная в прошлом игра осетинских детей. Соответствует русской игре в бабки. Эта игра была воспринята от древних скифов.
==============
Альчик!
Распространенная в прошлом игра осетинских детей. Соответствует русской игре в бабки. Круглый и плоский камень, который использовался в древней игре.
==============
Аминон!
Мифический привратник Страны или царства мертвых. В сказаниях некое существо Аминон сидит около моста у входа в загробный мир и спрашивает покойника, что он сделал в жизни хорошего или плохого; после получения ответа указывает ему путь в рай (дзанат) или ад (зындон).
==============
Амцег!
Воспитанник. В сказании «борьба ахсартаггата с бората» нарты отдают своих детей на воспитание в другой род, главным образом для прекращения межродовой кровной мести.
==============
Ана!
Нана. Мать; почтительное обращение членов семьи и родственников к пожилой женщине.
==============
Арака!
Неочищенная водка (самогон), приготовленная из ячменя, овса и кукурузы.
==============
Арвырасугд!
Небесная красавица. Бабушка двух мальчиков-близнецов — Ахсара и Ахсартага, сыновей нартовского героя Уархага (Уархага).
==============
Ардхорд!
Побратим
==============
Арфан!
Имя коня знаменитого нартовского героя Созырко, в других вариантах — Урызмага
==============
Арчи!
Горная охотничья обувь, сплетенная наподобие лаптей из сыромятных кожаных ремешков. В основном носили бедняки
==============
Арынг!
Деревянное корыто, в котором месят тесто
==============
Аталык!
Воспитанник. В сказании «борьба ахсартаггата с бората» нарты отдают своих детей на воспитание в другой род, главным образом для прекращения межродовой кровной мести.
==============
Афсати!
Мифический покровитель диких зверей. Чудесный непробиваемый панцирь, принадлежавший мифическому богатырю Цереку. Панцирь этот – одушевленный, и при боевой тревоге сам надевается на тело воина.
==============
Ахсартаггата Алагата!
Нартский род. Один из трех главнейших нартских родов, живший в селении Средние Нарты. В селении Верхние Нарты жил род Ахсартаггата, третий род – Бората – жил в Нижних Нартах. Все три нартских рода имели, по словам сказителя, свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата – храбростью и ловкостью.
==============
Ахснарц!
Растение в горах.
==============
Барастыр!
Мифический владыка загробного мира; в осетинском эпосе – Страны мертвых. Он встречает мертвецов и определяет их места в загробном мире: одних отправляет в зындон— 'ад', других в дзанат —'рай'
==============
Бардуаг!
Мифический ангел, святой. Болезни, эпидемии, эпизоотии, по мнению осетин, насылаются некоторыми духами, которым следует совершать куывд и приносить жертву. В горах пользовался особым почитанием такой дух под названием Рыныбардуаг—ангел (дуаг), имеющий власть (бар) над повальными болезнями (рын).
==============
Бедоха!
Жена знаменитого героя нарта Сослана, дочь Челахсартага.
==============
Бидаса!
Шлем Чудесный, непробиваемый шлем – сказочный нартский шлем, отличавшийся неуязвимостью и свойствами одушевленного предмета. Перед боем шлем сам надевается на голову воина.
==============
Бицента!
Название фантастического рода карликов
==============
Большой!
Нартский дом Дом, в котором пировали именитые нарты.
==============
Бонварнон!
Звезда, восходящая на рассвете. С восходом звезды бонварнон начинался трудовой день горца.
==============
Бората Алагата!
Нартский род
==============
Борзо!
Так у осетин принято называть бородатого козла, вожака овечьего стада. Слово произошло от осетинского «боцо» – борода.
==============
Бурамадз!
Клей, обладающий особым свойством, в некоторых сказаниях он именуется «сухим клеем».
==============
Бурка!
Войлочный безрукавный палащ, часть осетинского национального костюма. Бурки валяли из шерсти сами осетины или покупали их у кабардинцев и дагестанцев-андийцев, среди которых были отличные мастера этого дела.
==============
Галагон!
Владыка ветров. В период веяния хлебов осетины выпрашивали у него ветра, совершали в честь его различные магические обряды, в частности резали красного петуха.
==============
Гатаг!
Отец Сырдона; по некоторым вариантам–владыка рек.
==============
Гумиры!
Эпические великаны, которые будто бы населяли землю до нартов
==============
Гун!
Упоминаемая в некоторых сказаниях страна, местность; вероятно, под этим названием скрываются река Кума или Кумская равнина на Северном Кавказе.
==============
Дада!
Обращение детей к деду, иногда к отцу-старику. Дауаги (дуаг и)–духи, покровители людей и животных. Донбеттыр – владыка водного царства; донбеттыры вообще (по-осетински множественное число–донбеттырта)–обитатели водного мира. Дур-дура – так звали знаменитого коня нартского героя хамыца.
==============
Далимоны!
По древним верованиям осетин, злые существа, живущие под землей
==============
Дзуар!
Мифический святой, покровитель, дух, небожитель. Также–капище, святилище.
==============
Дзыкка!
Любимое национальное блюдо осетин, которое приготовляют из сыра и пшеничной или ячменной муки
==============
Донбетры!
Мифические обитатели водного царства. Донбетр — владыка водного царства. Как рассказывается в эпосе, нарты жили недалеко от морских просторов (в сказаниях часто упоминается море), на нартовской земле протекали большие реки, в доме Донбетра воспитывались известные нартовские герои. По преданию, нарты произошли от дочери Донбетра — Дзерассы. С именем Донбетра у осетин был связан ряд поверий и семейных обрядов
==============
Дуаги!
Мифические небожители, покровители животного и растительного мира, гор, морей, рек.
==============
Елиа Илиа!
Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.
==============
Емылык!
Необъезженная лошадь
==============
Западз!
Склеп, который был широко распространен в горах центрального Кавказа, в частности на территории Осетии и Кабарды. Различают три вида склепов: подземный, полуподземный и надземный. Подземные склепы являются наиболее древними. Склепы Западз пришли на смену каменным ящикам и древним погребальным камерам, так называемым катакомбам, в IX в. Полуподземные и надземные склепы более позднего происхождения. Первые датируются 13-14 вв., вторые — 16—18I вв. Склепы сооружались преимущественно из необтесанного камня. С одной стороны склепа оставляли проходы, через которые проносили покойников. Умерших клали в западз без гробов, на легкие деревянные настилы.
==============
Зеды!
Мифический небожители, ангелы – в осетинской мифологии – небожители, подобные ангелам.
==============
Зилахар!
Равнина, поле, на котором нарты устраивали состязания, скачки, танцы, метание стрел и копий, занимались даже nunrni.
==============
Зэды!
Мифический небожители, ангелы – в осетинской мифологии – небожители, подобные ангелам.
==============
Идыл!
Волга, В осетинских нартских сказаниях сохранилось древнее название великой русской реки. Иногда она именуется в эпосе «Нарты стыр дон» (большая нартовская река).
==============
Илья Елиа!
Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.
==============
Кабах!
Стрельба в цель, древний погребальный обряд осетин, сохранившийся у них до недавнего времени. Он заключался в следующем: втыкали в землю длинный шест; на конце его прибивали круглый кусок кожи или монету и стреляли в него из боевой винтовки. Кто сбивал этот предмет, тот получал от семьи покойника коня или другой ценный подарок. В нартских сказаниях кабах получил красочное описание. Его прикрепляли нарты, как и осетины в далеком прошлом, к углу боевой башни вертикально и стреляли в него из лука.
==============
Кавдасард!
Название одной из низших социальных групп осетинского феодального общества, буквально «рожденный в яслях». Кавдасардами называли незаконнорожденных детей феодала; они эксплуатировались им, не пользовались никакими правами.
==============
Кадзи!
Мифические злые существа, бесы, обитающие под землей или в неприступных горах. Кандзаргас – гигантское семиглавое чудовище с двумя иногда отделяющимися от него крыльями, на которых оно, как видно из сказания «Симд нартов», часто носится над морем и сушей.
==============
Камень знаков!
Чтобы не сбиться с пути, нарты во время походов на дороге, по которой они шли, ставили так называемые камни знаков
==============
Караз!
Весьма древний вид погребального обряда, соблюдавшийся, по-видимому, предками осетин. В то же время еще в xviii в. Он был известен жителям западного кавказа. По этому обряду тело покойника устанавливалось на помосте на четырех столбах, на вышке.
==============
Карта!
Деревянное ведро
==============
Кафтисар-алдар!
Глава, повелитель. Каф по-осетински – большая рыба, осетр, а по-скифски, как показал профессор в. И. Абаев, каиа – рыба. По мнению того же ученого, здесь речь идет о керченском проливе – пантикапе, отличавшемся своим рыбным богатством.
==============
Кахц!
Гарелка, на которой приносили подарки в праздник кахцганан; иногда так назывался сам праздник.
==============
Кахцганан!
Старинный осетинский праздник, связанный с рождением сына. В прошлом у осетин, как и у других народов Кавказа, рождение мальчика было радостным событием, рождение же девочки не отмечалось. При рождении сына устраивали пир, на который приглашались родственники и знакомые.
==============
Кин, Кин!
Волчок
==============
Колесо Балсага!
Фантастическое существо в виде колеса, обладающее необычайной силой. Посланное богом, колесо небожителя Балсага поражает нартовских героев, боровшихся с небожителями.
==============
Куваггаг!
Часть продуктов, предназначенная как дароприношение в честь какого-нибудь святого; обычно куваггаг передавался после молитвы старшего самому младшему из присутствующих мужчин.
==============
Кувд!
Пир, пиршество. Кувд устраивали во имя общих, фамильных и семейных культов, а также в честь рождения сына и других общественных и семейных событий. Пирующие рассаживаются на кувде по старшинству. Если присутствует посторонний гость, то его сажают со старшими. Прислуживает на пиру один или несколько человек из молодежи. Они накрывают стол, подают кушанья и напитки. Пиршество сопровождается песнями и танцами.
==============
Кугом!
Наиболее плодородный участок пахотной земли в горах, расположенный обычно на солнечной стороне. Его засевали высокоурожайными зерновыми культурами – пшеницей, ячменем, рожью.
==============
Кулбадагус!
Женщина, сидящая на склоне горы, вещая женщина. В осетинском фольклоре она живет в стороне от людей.
==============
Кумская равнина!
Пятигорская равнина.
==============
Курдалагон!
Небесный кузнец, бог кузнечного дела. В сказаниях помогает нартам в борьбе против их врагов, обеспечивает оружием, закаляет именитых нартов сослана и батрадза, накладывает металлические латки на разбитые в бою черепа нартов.
==============
Кутуганан!
Народный праздник, существовавший в Осетии вплоть до революции. Он помогает нартам в их борьбе с врагами.
==============
Куывд!
Пир, пиршество
==============
Ламз!
По поверьям, чудесная мазь, делавшая предметы невидимыми
==============
Малики!
Феодалы, князья. В эпосе они совместно с великанами постоянно ведут борьбу с нартами.
==============
Мыкалыгабыр!
Популярный в осетинских верованиях культ, включает в себя имена двух христианских святых – Михаила и Гавриила. В нартских сказаниях Реком, Мыкалгабырта, Таранжелос возникли на трех местах, куда упали слезы, пролитые Богом по поводу гибели нарта Батрадза. Мыкалыгабыр, считающийся в осетинской мифологии богом изобилия, почитался особенно жителями верхних районов по р. Ардон. Здесь в ущелье Касара он имел святилище.
==============
Мысыр!
Египет.
==============
Налыгач!
Род повода, веревка, привязанная концами к рогам.
==============
Нана. Ана!
Мать; почтительное обращение членов семьи и родственников к пожилой женщине.
==============
Никкола!
Небожитель святой Николай.
==============
Нихас!
Беседа, слово, разговор; место, куда собирались мужчины после окончания трудового дня. На нихасе в прошлом, согласно сказаниям, у осетин решались общественные дела, улаживались спорные вопросы между односельчанами, выносились решения о найме общественного пастуха, постройке мостов, дороги и т. Д. Постановления нихаса подлежали исполнению всеми членами общества. На нихасе молодежь жадно слушала стариков, исполнявших, как правило, под аккомпанемент народных музыкальных инструментов предания, легенды, песни и сказания о нартах.
==============
Ногбон!
В осетинской мифологии–владыка Нового года; один из популярных народных праздников осетин, знаменовавший встречу Нового года. В буквальном переводе – новый день.
==============
Нуазан!
Бокал (чаша) с напитком (аракой, пивом, вином), который, по обычаю осетин, передается за столом гостю или уважаемому человеку. Обычай этот, не встречающийся у других народов кавказа, уходит своими корнями в скифскую эпоху, о чем свидетельствует описание геродота.
==============
Нук!
Желоб в мельнице
==============
Ныхас!
Место народных собраний, букв, «беседа»
==============
Пакундза!
Кандзаргас.
==============
Пилтхор!
Фантастическое существо, пожирающее огромные пласты дерна
==============
Реком!
Покровитель древнего осетинского рода Царазонта в Алагирском ущелье Северной Осетии. Позже ему поклонялись многие жители Осетии. Святилище Реком, представляющее большой историко- архитектурный интерес, находится около сел. Цей того же ущелья.
==============
Рифтаг!
Двухсторонняя сумка, которую обычно привязывали к седлу лошади шади. Она шилась из домотканного сукна. Рифтаг был предназначен для небольшого груза.
==============
Ронг!
В сказаниях – популярный хмельной и любимый напиток среди нартов, бытовавший, по-видимому, у алан, предков осетин, и частично сохранившийся до наших дней у сванов. Ронг приготовлялся из меда и отличался большой крепостью и приятным вкусом.
==============
Сайнаг!
Алдар, убийца нартовского героя Батрадза
==============
Сауфурд!
Черное море.
==============
Сафа!
Мифический покровитель домашнего очага. Символом домашнего очага и семейного благополучия в прошлом считалась надочажная цепь, которая являлась святыней осетинской семьи.
==============
Сгуы!
Часть ноги быка, оленя.
==============
Симд!
Массовый танец, является одним из древнейших танцев осетин. Распространен также у кабардинцев, черкесов и адыгейцев он исполняется совместно мужчинами и женщинами, вначале одной парой, потом – двумя, затем к танцующим присоединяются другие пары. Мужчины и женщины, объединяясь в длинные ряды или замкнутые круги, танцуют вместе, потом вновь разбиваются на пары и т.д. Он является одним из древнейших танцев осетин. Круговой симд, или симд нартов, до сих пор бытующий во многих местах Осетии,— хороводный танец мужчин. Его обычно танцуют на свадьбах. Как считают некоторые исследователи, из этого танца затем возникли общие симды, исполняемые совместно мужчинами и женщинами
==============
Сослан!
Популярный герой нартского эпоса. Исстари распространенное имя среди осетин.
==============
Сухское побоище!
Местность Сух, где происходило побоище, неизвестна. Тем не менее в осетинских поговорках до сих пор часто употребляется это выражение.
==============
Сынаг!
Игра, состоящая в толкании друг друга плечами и грудью
==============
Таек!
Плетёная из прутьев корзина
==============
Тар!
Мифический великан, владелец больших земель, неоднократно выступавший против нартов
==============
Таранджелос!
В нартских сказаниях один из небожителей. В осетии он пользовался большой популярностью у жителей трусовского ущелья в верховьях терека. Здесь находится древнее святилище этого божества.
==============
Татартуп!
Название местности на севере Осетии; собственное имя небожителя-дауага.
==============
Терк-Турк!
Название несуществующего народа. Терк – название реки Терека, Турк – название народа турк. В то же время многие географические названия и наименования народов, встречавшиеся в эпосе, остаются пока неясными.
==============
Тутыр!
В осетинской мифологии–покровитель волков; это своеобразный пастух волков: он собирает их и отправляет на добычу, без его воли ни один волк не смеет тронуть животное. Желая наказать кого-либо из людей, тутыр посылает волков уничтожить его скот. Поэтому, когда на стада нападали волки, осетины призывали на помощь тутыра, задабривали его, устраивали в его честь пиры.
==============
Уадмер!
Имя одного из сказочных великанов.
==============
Уазай!
Местность в Дигорском ущелье в Северной Осетии
==============
Уаиг!
Великан, одноглазый циклоп; в нартских сказаниях уаиги, живя в пещерах, в семиярусных башнях, в замках и крепостях, постоянно враждуют с нартами.
==============
Уаливыхи!
Пироги с сыром
==============
Уархаг!
Родоначальник нартов
==============
Уархтанаг!
Родоначальник нартов
==============
Уастырджи!
Небожитель святой Георгий, покровитель мужчин, воинов и путников. Сухское побоище. Многие события, описываемые в сказаниях, пока остаются не расшифрованными, в том числе и Сухское (или Суховское) побоище. По мнению некоторых исследователей нартского эпоса, в слове «сух» скрывается забытый этнический термин и в целом выражение «сухское побоище», вероятно, означает истребление некоего народа-суха. По народному представлению, он всегда находится с правой стороны от путника. Уастырджи оказывает помощь нартам в трудное для них время. Он является отцом Сатаны. В прошлом Уастырджи был одним из наиболее почитаемых божеств. Имя его часто произносится в клятвах и благословениях,— пишет В. Ф. Миллер.— Про него ходит в Осетии много легенд
==============
Уацилл Елиа!
Илиа
==============
Уацилла!
Мифический бог грозы и урожая
==============
Угас!
Семь снопов, сложенных один на другой во время жатвы для просушки. Каждые десять угасов составляют одну копну.
==============
Удавдз!
В сказаниях – чудесный музыкальный инструмент, сделанный из булатной стали небесным кузнецом Курдалагоном.
==============
Фалвара!
Имя мифического покровителя мелкого рогатого скота. Некоторые исследователи народной религии осетин сравнивали Фалвара с христианскими святыми Флором и Лавром – покровителями лошадей.
==============
Фандыр!
Струнный музыкальный инструмент. Старейший осетинский музыкальный инструмент. Он встречается двух видов: 1. дуадастанон фандыр двенадцатиструнный фандыр или арфа и 2. хъисын фандыр - смычковый струнный инструмент. Он напоминает скрипку. Фандыром у осетин называется также и русская гармоника. По преданию, осетинская арфа была изобретена Сырдоном. На севере Кавказа арфа появилась, вероятно, в период средневековья. В далеком прошлом арфа у осетин была самым распространенным музыкальным инструментом. Но во второй половине 19-го века она уступает место другим музыкальным инструментам, в частности русской гармонике. Другим широко распространенным музыкальным инструментом. В прошлом у осетин было несколько типов музыкальных инструментов, называвшихся фандырами. Фандыры встречались смычковые и щипковые. К последним относится «дыуудастанон фандыр» – двенадцатиструнная арфа, которая, по преданию, была изобретена сырдоном. Наибольшее распространение получила шестиструнная арфа, известная, по- видимому, еще.
==============
Фарн!
Мир, спокойствие, изобилие, счастье
==============
Фасал!
Мягкая сухая трава, которую горцы кладут в чувяки
==============
Фатыг!
По преданию, особый металл, из которого небесный кузнец Курдалагон ковал именное оружие нартов и музыкальные инструменты.
==============
Фыдис!
Вилка с загнутыми концами, которой вынимают мясо из котла
==============
Фынг!
Старинный осетинский круглый столик на трех низких ножках, украшенный фигурной резьбой; всякий накрытый для еды стол; угощение.
==============
Хадзар!
Жилой дом; помещение, в котором семья проводит большую часть своего времени–готовит пищу, обедает, отдыхает. Под хадзаром понимают также домашний очаг, семью.
==============
Хатиагский язык!
Язык неизвестного народа. Некоторые исследователи связывают происхождение этого названия с хетским языком.
==============
Хиандон-алдар!
Глава, повелитель. Каф по-осетински – большая рыба, осетр, а по-скифски, как показал профессор в. И. Абаев, каиа – рыба. По мнению того же ученого, здесь речь идет о керченском проливе – пантикапе, отличавшемся своим рыбным богатством.
==============
Хист!
Поминки. По религиозным представлениям осетин, душа человека после смерти переходит в дзанат - потусторонний мир), где она продолжает жить. Причем она нуждается во всем, что имел на земле человек. Поэтому родные покойника в течение года устраивали поминки. Число поминок у осетин-христиан за год достигало 12, а у магометан. Поминки устраиваются довольно часто и настолько роскошно, что иногда приводят к разорению. Зарезать, например, в один день до 30 голов рогатого скота, до 150 баранов, сварить 500 ведер пива и до 100 ведер арака (водки), испечь до 3000 пшеничных хлебов, — было нелегко в Нарской котловине.
==============
Хор-алдар!
В осетинской мифологии – владыка хлебов.
==============
Хуандон!
Алдар, выступающий обычно как враг нартов, иногда — их союзник
==============
Хуртуан!
Зерно, рассыпанное для просушки на солнце.
==============
Хусадаг!
Сухая балка.
==============
Церека кольчуга!
Чудесная, непробиваемая кольчуга, сама являющаяся к герою при боевой тревоге
==============
Церека панцирь!
Чудесный непробиваемый панцирь, принадлежавший мифическому богатырю Цереку. Панцирь этот – одушевленный, и при боевой тревоге сам надевается на тело воина.
==============
Чеха!
Имя одного из донбеттыров. Термин «гоп» не поддается расшифровке.
==============
Чинта!
Название неизвестного народа. Слово «чинты», обозначающее какой-то народ, который, как видно из сказания, был еще более могущественным, чем нарты, относится к тем словам и терминам, происхождение и смысл которых раскрыть пока не удалось.
==============


Рецензии