Рецензия к фильму 8 С Половиной

"8 С Половиной" 1963
Ну, это общепризнанная итальянская классика мирового кинематографа от всевселенского гения Федерико Феллини. Но хочу уточнить, что я всего лишь утрированно повторяю мнение большинства, а не соглашаюсь с ним под присягой. Ибо это только второй фильм, что я смотрел у великого маэстро. Причём в первый раз. Но до этого я видел пародию на это кино от не менее великого Вуди Аллена "Воспоминания О Звёздной Пыли". Нет, я, конечно, отдавал себе отчёт, что тут будет всё иначе, и, да, так и случилось, как ни странно.)) Говорят, это трагикомедия. По мне, это чистокровная разговорная фарсовая драма. Да, можно меня упрекать, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.)) И фарс – это тоже комедия. Да, но тут печальный и некомедийный фарс. Вот у Аллена как раз трагикомедия (ещё бы, если он пародию делал!) Там на одну квадратную секунду миллион острот от Вуди-актёра. И я не сравниваю. Это несравнимо. Просто для меня тут нет комедии от слова "нет". Это довольно глубокая и личная драма про человека, который конкретно встрял. И не только в творческом плане, но и в любом плане. Он залез туда, откуда многие не возвращаются.)) Но об этом потом. Пока о внешнем. Ходят слухи, что на Московском кинофестивале Хрущёв уснул во время показа.) Я оказался покрепче Никиты Сергеевича. Мне было интересно, насколько фильм будет странен и сюрреален. Потому что тут с первых кадров начинают дико мракобесить. Потом сюр исчезает практически насовсем и появляется в конце с всемирно известной сценой с хороводом. То есть, фильм начинается с сюра и заканчивается им. А сам фильм идёт, как бы, в трёх измерениях. В воспоминаниях, в воображениях и в реале. И везде есть интересные штучки. Гарем – это лучшее.)) Но демоница-танцовщица тоже крутая!)) Наверное, Хрущёв недобдел до этих моментов. Уж он-то с туфлей своей мог бы заценить экстравагантные запендюрки.)) Ну и пусть меня поймает гигантский осьминог, у которого восемь с половиной щупалец и дико переживать: для чего у него, чёрт возьми, отросла эта чёртова половинка, если не пора перейти к сути.

Началось всё с того, что некий мужчина застрял в огромной автомобильной пробке. Сидит в своей машине, как и сотни странных людей вокруг и ни туда ни сюда. Но у всех всё нормально, а у него в салоне дым попёр. Прям сильно. И он не может выбраться! Стёкла не разбиваются, бибикалка не работает, а противогаз в аптечку не положил. Потом каким-то чудом вылезает в окно и улетает в небо. А у него ни крыльев, ни специальной метлы. Просто летит в облака. Ну, типа, умер, можно подумать. Но нетушки. У него к ноге привязана верёвка, и кто-то тянет его вниз. Как воздушного змея. Ну и этот мужик очухивается в комнате в окружении врачей. И ничего серьёзного с ним не случилось. Видимо, сон такой дурацкий. И в комнату зашёл ещё один человек в домашнем халате. Сел на стул и сидит. Ждёт. Ждёт, когда врачи закончат. А врачи прописали мужику очень даже серьёзные препараты. Пить три раза в день святую воду, грязевые ванны и купаться в источнике. Могли ещё посоветовать жевать смолу, но не стали. Ну а как ещё помочь кинорежиссёру, который находится в творческом кризисе? И режиссёр договорился с пришедшим в халате о встрече. И вот он уже там, где огромное количество людей с зонтиками от солнца стоят в бесконечных очередях. Нет, там не выдают сырокопчёную колбасу и рахат лукум. Там дают просто стакан воды. Опять бред режиссёра? А вот и нет. Это минеральный курорт. Типа Кисловодска, наверное. И люди стоят за стаканом итальянского нарзана. Весь день могут простоять. Но это не значит, что режиссёр в полном порядке. Ему мерещится какая-то красавица, которая уделяет ему внимание. А на самом деле там обычная выдавальщица стаканов с минералкой. Так что у режика действительно есть какие-то заскоки. Ну и он встретился с тем, с кем назначено. А это критик. Которому режик давал почитать сценарий нового фильма. Ну и критик вежливо, но разнёс работу. А у режиссёра полный аврал. На него все наседают и торопят. Продюсеры, которые уже спонсировать не могут. Актрисы, которые не знают своих ролей. Сценарист, который до сих пор не понимает, чем всё должно кончится. Просто какие-то непонятные люди. Любовница припёрлась со своими заморочками. И со всех сторон это "бу-бу-бу! бу-бу-бу!" А он не знает, каким должен быть фильм. Хочет ту актрису, которая ему мерещится, но её не существует. И жена там переживает. И этот критик долбаный со своими советами постоянно лезет…

В общем, это сильно разговорное кино, и вникать в него нужно, слушая диалоги и НЕПРЕМЕННО ставить себя на место главного героя или героинь. Мне кажется, его не прочувствовать, если наблюдать за персонажами просто со стороны. Сначала я именно наблюдал. И было как-то не очень. Потом появилась жена, и всё стало куда интересней. И даже мощно. Когда мужик с бетонным покер фэйсом не просто отмазывается супруге, что у него нет любовницы, а что сама супруга оскорбляет его этими подозрениями. И это при том, что все всё прекрасно знают. Включая любовницу. Он до такого талого топит, что уже не понимает, что врёт и предаёт всех подряд. Он их винит в ситуации, но не себя. Это вы должны мириться с таким, каков я есть. А не я должен подстраиваться. И тут две параллели. Одна рабочая жизнь, другая – личная. И обе линии врезались в тупик. С одинаковой тест-драйвной расплющенностью.) Там фильм почему стопорится? Правильно. Потому что нет идеальной актрисы на главную роль. Она есть, но в его фантазиях. Почему личная жизнь в тупик ушла? Опять правильно. Потому что нет идеальной на главную роль спутницы жизни.) Тут "гарем" объясняет его философию. И понтифики. Он такой с детства. Он ещё ребёнком пришёл к демонице даже после позорного клеймения. И я верю, что он застрелился. А хоровод – это примерно такой же сюр, с которого начался фильм. Скобки открылись и закрылись. Так что кино депрессивное, и я не считаю его трагикомедией. В "Казанове" больше комедии, чем тут. И фарса. Пока это два фильма, что я смотрел у Феллини. Признаю ли его для себя великим режиссёром? Наверное, да. Это прекрасные по структуре и неординарности фильмы. Сложные и противоречивые. Так что не буду расстраиваться, когда мне выпадет посмотреть, например, "Сладкая Жизнь", которую ставят в карьере мастера на второе место после этого фильма. Ну в составе тут три миллиона актёров.)) Тут реально толпа. И большая часть разговаривает и что-то важное привносит. Марчелло Мастрояни. Что тут скажешь?) Конечно, он Артист. Одно имя почему-то влияет на образ на экране.)) И здесь очень много красивых, прекрасных дам. Кстати, Клаудия Кардинале тут вообще почти не играет. Она просто красивая появилась в нескольких эпизодах. Другие дамы играли. Но я не знаю их по именам. Знаю только Барбару Стил. Одну из первых "королев крика". И она тут для меня лучшая. Просто она мне нравится.)) Фильм выиграл Лысика (иностранный фильм, что, на мой взгляд, тоже главный Лысик). Не могу не отметить музыку Нино Рота. И не концовку, где хоровод, а тот, где под неё же вешают критика. Вообще повесить критика было прикольно. Иногда, в реале, это очень важный метафорический шаг. Я не стану оценивать, как всегда говорю в таких случаях, бесценное. "Давайте раз и навсегда скажем, что он не умеет заниматься любовью! А потом сразу засыпает!" "Я не сплю! Я думаю!"


Рецензии