Обращение отчаяния ко Вселенскому Патриарху

НАСУЩНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ.

ОБРАЩЕНИЕ ОТЧАЯНИЯ
КО ВСЕЛЕНСКОМУ ПАТРИАРХУ.

Архимандрит ФИЛОФЕЙ (ЗЕРВАКОС),
Настоятель Священного Лонговардского монастыря.

Предисловие переводчика.

АВТОР этого обращения – самый известный отец-исповедник и проповедник Греции – поистине новый святой Косма Этолийский, который за свои 67 лет священничества обошел Грецию пешком бесчисленное количество раз, а сейчас ему идет 97-й год. Его духовные дети исчисляются тысячами, причем не только в Греции, но и в США, Австралии, Европе и других странах и частях света. Истинно апостольский человек, исполненный даров Святого Духа, он особенно известен тем, что изгоняет бесов и дает духовные наставления. По слухам, он сотворил множество чудес. Наиболее ярко он пророчествовал о разрушении Малой Азии в начале двадцатых годов, в то время когда никто не мог поверить в то, что он говорил. Поэтому так ужасно его высказывание в настоящем письме (в конце письма), в котором он предвидит страшное падение Вселенского Патриарха, если тот не покается.

До недавнего времени отец Филофей неоднократно получал приглашения от патриарха Афинагора и архиепископа Иакова посетить Константинополь и Соединенные Штаты, чтобы выслушать исповеди и произнести проповеди. Во всех случаях он отказывался, говоря, что не желает причащаться вместе с бритыми священнослужителями, которые не уважают традиции Церкви. Много раз он писал своим духовным чадам, особенно в США, чтобы они перестали посещать храмы Греческой архиепископии, а посещали храмы Русской Зарубежной Церкви. Он написал множество книг и статей, среди которых: Великое и чудесное паломничество в Святую Землю и на гору Синай, "Путник" (его автобиография), "Священная война против богохульства" и "Ошибки Апостолоса Макракиса".

Будучи современником и близким соработником святителя Нектария Эгинского, отец Филофей хранит множество воспоминаний о нем. В последнее время он написал множество обращений к церковным и гражданским властям Греции, призывая их вернуться к старому календарю и твердо стоять в учении и традициях Святого Православия. Настоящее открытое письмо (в несколько сокращенном виде), датированное 26 сентября 1966 года, является одним из таких обращений.


Архимандрит Филофей (Зервакос).


Священный Лонговардский монастырь на острове Парос, посвященный Богородице Живоносный Источник.


С НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ я намеревался написать Вашему Святейшеству в связи с Вашим поспешным и непреклонным отношением к унии Православной Восточной Церкви с папством, исповедующим злые доктрины.

Я не писал Вам, потому что прославленные иерархи, избранные клирики, самые благочестивые профессора и Богословы, добродетельные монахи, ученые, просвещенные миряне ясно написали против этой ложной унии, проводимой столь поспешным и подневольным образом.;

___
1. Например, в журнале "Православное Слово": "Вселенский патриархат" Феоклита, монаха Дионисиата (ч. 2, № 1, с. 31 и далее); и "Открытое письмо Вселенскому патриарху" архимандрита Епифания (Феодоропулоса) (ч. 2, № 4, с. 141 и далее).


Я надеялся, что страдания, происшедшие от грехов всех нас, греков – духовенства и мирян, мужчин и женщин, малых и великих – приведут Вас в чувство, и Вы направите свое дерзкое и (для Православной Церкви) самое душепагубное решение на попытку объединить разделенные части Православной Церкви в Греции. Можно было ожидать, что Предстоятель Греческого Православия прежде всего проповедует покаяние всей Православной Церкви и грешному греческому народу; что он подаст знак возвращения ко Вседержителю; что он призовет к соединению и дружбе с любящим – но и справедливым – Небесным Отцом, от Которого мы как непослушные и неблагодарные пренебрегатели Его Божественных заповедей и предписаний, откололись и стали вместо Его друзей Его врагами. Точно так же можно было бы ожидать, что Вы позаботитесь о восстановлении единства нашей Церкви после разделения и раскола, вызванных этим бездумным, бессмысленным, несвоевременным и дьявольским нововведением – введением Григорианского (папского) календаря Вашим масонским предшественником Мелетием (Метаксакисом), который ввел в заблуждение тогдашнего архиепископа Афинского Хризостома (Пападопулоса).

Однако, к сожалению, это не так. Вы не только не позаботились о вышеупомянутых первостепенных нуждах и подобных неотложных священных делах, которые должны иметь приоритет над всеми другими начинаниями, но вместо этого, к усилению и расширению раскола внутри Церкви Греции, быстрым шагом и рабским умом поспешили к исполнению своего первого сомнительного решения – то есть, к ложному единению с лжепонтификом, который призвал Вас, как заблуждающегося, вернуться в лоно папства.

Именно потому, что я вижу, что Союз, превышающий все другие союзы, то есть существенный Союз и Дружба с Триединым Богом, не волнует Вас (как и восстановление единства разделенной и многострадальной Греческой Православной Церкви), я вынужден написать Вам, боясь согрешить, если промолчу и не исповедаю истину.

Видите, Ваше Святейшество, как посредством раскола волк захватывает и рассеивает овец Вашего собственного стада, которое Господь доверил Вам и за которое Он пролил Свою Кровь. И Вы не заботитесь об овцах. Вы заботитесь лишь о том, чтобы любой ценой добиться союза и дружбы с Папой – и подчинения для себя и своей паствы.

Но берегитесь, Ваше Святейшество, потому что добрые и разумные овцы стада Христова не пойдут за Вами, по слову Евангелия: За чужим же не идут, но бегут от него... (Св. Иоанна 10:5). За Вами пойдут те, кто находится вне лона Христова, кто принадлежит к папскому и лютеро-кальвинистскому овечьему загону, те, чей разум инославен.

Первыми заговорили уже праведные отцы Святой Горы, которые дали слово, добрый и благородный пример, подражая своим святым православным Отцам, не послушавшим того другого голоса, подобного Вашему, то есть голоса чуждого латинизатора, патриарха Иоанна (Веккоса).; Те отцы предпочли смерть ложному соединению. И нынешние отцы-афониты не только не следуют за Вами, но даже перестали поминать Вас на Богослужениях. Вы должны знать, Ваше Святейшество, что есть не только отцы Святой Горы, но и множество других греческих священнослужителей и мирян, истинных православных, некоторые из которых отреклись от Вас, а другие готовы отречься от Вас в той мере, в какой Вы упорствуете в коварной и преднамеренной ложной унии.

___
1. Жил в XIII веке. См. The Orthodox Word, vol. 3, no. 4, p. 138.


Своим необдуманным и нетерпеливым начинанием Вы поругали бесчисленные души избранных православных христиан. Если тому, кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Св. Матфея 18:6), то каково же, Ваше Святейшество, будет наказание за Ваш грех? Ведь Вы осквернили не только одного из малых, но и множество великих – епископов, священников, монахов, Богословов, как мужчин, так и женщин.

Поймите эту истину, на которую Вам указывали и другие. Прежде всего, Ваше дело – принести мир и единство в Православную Церковь, буквально потрясенную нововведением [григорианским календарем], которое – анархическим образом и без согласия всех Православных Церквей – было введено в Греческой Церкви в 1924 году; нововведением, опрокинувшим церковный порядок и Предание, установленные от века, внесшим раздоры и разделения, разрушившим единство Богослужения и создавшим религиозный раскол среди православных повсюду. Сначала устраните этот раскол, а затем повернитесь лицом к Западу. Тогда, и только тогда, откройте сокровища Православной Церкви, и с чистой и нелицемерной любовью скажите Папе и его еретикам: "Вы желаете объединения? Мы также желаем его и горячо жаждем. Вот, мы с радостью принимаем вас, как только вы предварительно отбросите свои злые доктрины и заблуждения и отбросите все, что противоречит священным канонам и святоотеческим преданиям семи Святых Вселенских Соборов".

Но, Ваше Святейшество, нигде нет никаких признаков того, что Римская церковь прояснила свою позицию в отношении сближения с Православной Церковью. Напротив, у нас есть повод и основания непоколебимо верить, что паписты упорно и неизменно придерживаются своих злых доктрин и произвола. Даже сегодня они категорически и беззастенчиво проповедуют, что "уния христианства означает не что иное, как подчинение Риму, единственному наместнику Христа на земле", и что "примат и непогрешимость – это не экклезиологические постановления, которые Церковь может признать недействительными, а догматы, которые никто не может поколебать" (Catholike, римско-католическая газета Афин, 16 октября 1963 года); и более того, что "Католическая церковь не собирается жертвовать ни одной из своих истин" – скажем точнее, своих ошибок. С какой же целью православные проявляют это показное усердие? "Союз, к которому стремятся обе стороны, не может быть ни истинным, ни постоянным, ни стабильным, поскольку он не основан на единстве вероучения. Совершенно ясно, что раз невозможна внутренняя уния, то невозможна и внешняя – то есть любое сближение двух церквей без догматического единства таким образом, чтобы последователи одной из них могли без колебаний причаститься Таин у священников другой. Такое внешнее объединение, основанное на религиозном безразличии, приведет не к истинному единению, а к смешению церквей. Восточная Церковь никогда не позволяла и не сможет позволить своим членам получать псевдотаинства и (мнимую) благодать Святого Духа от священнослужителей инославной церкви. Тот, кто думает иначе, наверняка не является православным христианином".1

___
1. K. Диовуниотес (Богослов XIX века в Афинском университете).


Но все это чудесно и великолепно разъяснил, не оставляя никаких сомнений, святитель Нектарий Пентапольский1 в своей Богопросвещенной книге "Историческое исследование о причинах раскола... О невозможности или возможности унии". Для просвещения верующих будет полезно, если мы приведем этот текст дословно. Святитель говорит на странице 9: "Условия союза таковы, что делают искомый союз невозможным, потому что у них нет точки соприкосновения. Каждый из них добивается от другого ни больше, ни меньше, как отрицания самого себя и основных принципов, на которых зиждется вся структура Церкви. Ведь, с одной стороны, папская церковь основана на примате папы, согласно их пониманию этого момента; а с другой стороны, Восточная Церковь основана на Вселенских Соборах. Поэтому условия унии, выдвигаемые любой из сторон, не могут быть приняты, так как они переворачивают церкви с самого их основания. Отсюда вытекает неэффективность любых уступок, на которые может пойти та или иная сторона. Первенство чести, которое Восточная Церковь отдаст Папе, – бесполезная уступка, потому что у нее нет силы, способной удержать ткань Западной церкви. Уступки, сделанные Папой Восточной Церкви, то есть сохранение ею своих догматов, обычаев и дисциплины, ни в коей мере не считаются ею "уступками", но сами по себе законны, поскольку основаны на канонах Церкви, по одной этой причине она их соблюдает. Но она также требует, чтобы сам Папа со всей Западной церковью вернулся в ее лоно, отрекся от своей прежней жизни и пришел к ней с покаянием. Поэтому кажущиеся уступки не имеют никакого значения, так как на самом деле они не являются уступками. Чтобы произошло объединение, необходимо, чтобы уступки устранили главные причины разделения. Уступки действительно будут таковыми, когда Папа откажется от своих собственных путей, а не когда он просто будет терпеть то, что уже устоялось в Церкви. Поскольку главные причины разделения остаются таковыми, церкви продолжают жить по-своему, и уния невозможна. Для установления союза необходимо обеспечить его безопасность по тому же принципу. Иначе все труды напрасны".

___
1. Недавно патриарх Афинагор назвал святителя Нектария "покровителем унии"! Напротив, как явствует из приведенной цитаты, он был поборником Православия.


Пусть будет союз, Ваше Святейшество, но так, как этого желает Христос: вдали от всякой мирской цели и всякого компромисса. Ваше желание в отношении злокозненной папской церкви должно быть апостольским желанием, Богоданным и святым желанием. Ибо, как гласят священные каноны: "То, что передано в Православии, не есть "да" и "нет", но есть "да" в Истине; и оно остается твердым и непоколебимым до вечности". Относительно среднего пути компромисса святитель Марк (Евгеник) сказал, что даже мысль о нем не должна никого обманывать, потому что между двумя противоположными доктринами не может существовать истинный средний путь компромисса. "По этим причинам следует избегать тех, кто провозглашает средний путь компромисса и учит, что нет ничего стабильного, определенного и несомненного, но, подобно лицемерам, посредством уступок приспосабливается и колеблется между мнениями друг друга". Не говорим также, Ваше Святейшество, что мы преследуем лишь внешнее сближение и единство для формирования единого фронта любви против голода, против несчастья, против атеизма, против коммунизма, против войны и т. д., поскольку союз должен быть прежде всего торжеством Истины, а затем торжеством любви, проистекающей из единства веры. И опять же, ни под прикрытием достижения мира Вы не должны прилагать усилий, как Вы это делаете, поскольку, как снова говорит великий защитник Православия святитель Марк (Евгеник), "невозможно восстановить мир, если причина раскола не будет предварительно устранена, а Папа, который объявлен равным Богу, не придет к пониманию".

Ваше Святейшество, вся история усилий по унии, начиная с 867 года (и особенно с 1054 года) и далее, убеждает нас в том, что Запад всегда предлагал Востоку вожделенную унию церквей, чтобы осуществить непозволительные папские планы по подчинению Православной Восточной Церкви. Кроме того, нас заставляет еще больше смущаться тот прискорбный факт, что среди нас существует – как не должно существовать – Уния, которая, по словам приснопамятного Хризостома (Пападопулоса), "хитростью стремится привести народ к папизму и постепенно и незаметно латинизировать его". Поскольку именно своей лживой позицией униаты отравляют отношения между двумя церквями, Вам, Ваше Святейшество, следовало бы поставить главным условием для унии – немедленный ее роспуск.

Конечно, ни один истинный православный христианин, клирик или мирянин, не остается равнодушным к желанному Христом благословению единения, пока под ее сладким названием не скрывается обман и постыдное порабощение. Но более серьезное изучение ситуации, сложившейся за десять веков раскола и полного разделения, доказывает, что не все так просто, будто одним лишь диалогом в коридорах Латеранского дворца мы сможем достичь вожделенной унии. А диалог на равных, в данный момент опровергаемый фактами, оказывается утопической фантазией. Западная церковь должна сделать не просто шаги, а гигантские прыжки, чтобы достичь того места, где она раньше стояла в качестве сестры Восточной Церкви. В противном случае, если Римская церковь будет продолжать упорствовать в принципах папизма и стремиться с помощью различных средств распространить свое господство на всю экумену, поглощая и ассимилируя всех, для нас, православных, было бы полной глупостью вступать в дискуссии с людьми, которые не только не намерены сдвинуться со своих позиций – ни в малейшей степени, – но, напротив, проявляют тенденции поглотить все другие Церкви. Здоровая и неподкупная совесть православного отвергает такие бесцельные и напрасные дискуссии.

Внимайте, Ваше Святейшество, чтобы своими несвоевременными начинаниями Вы не разорвали Церковь и не разделили православных еще больше, чем они разделены. Берете ли Вы на себя ответственность за разрушение единства греческого народа и разрушение его духовных связей с другими православными? Почему Вы должны заставлять отцов Святой Горы или пять-десять митрополитов Греции завтра раскалывать Церковь, чтобы уберечь ее от несвоевременной "унии"? Как Вы думаете, чего Вы добились Своей "уникальной", но совершенно неканонической и беспрецедентной встречей с епископом Рима? Проще говоря, Вы укрепили позицию латинян в отношении раскола. А чего достигли Ваши мелодраматические, надуманные приветствия, цепкие объятия и неканонический обмен дарами? Именно того, что увеличили опасность, и осознание верующими того, что паписты – это еретики, будет притуплено. Диалог, совместные молитвы, принятие даров и "либеральные" нововведения непростительны по православному предписанию, потому что они искажают и изменяют то, что было передано через святых апостолов, святых Отцов, Вселенские и Поместные Соборы. Вы посягнули на то, "в чем не позволено ни прибавлять, ни убавлять". Как же получилось, что содержание страницы 929 второго тома "Томоса единения" ускользнуло от Вашего внимания и не ужаснуло Вас? – а именно: «Тем, кто пренебрегает священными и Божественными правилами наших святых Отцов, которые и утверждают Святую Церковь, и, украшая все христианское жительство, путеводствуют к Божественному благоговению, – АНАФЕМА».

Все Ваши начинания (и особенно те недопустимые "встречи", на которые не стоит смотреть, с духовными главами "церквей"), приносят лишь смуту и смятение. Нет, Ваше Святейшество, не "ведите нас в лукавый плен и не стремитесь увлечь нас в Вавилон западных обычаев и догм".1 Не надо, потому что Вы встретите сопротивление. Слава Богу, в этой земле мученичества есть любовь к Православию и дух сопротивления. Подобно океанской волне, православная мысль захлестнет и потопит ваш ялик на его пути к подневольному, антихристову союзу (подчинению) со сверхрелигией папизма. Флоренция никогда больше не будет жить ни в каком виде. Мы не потерпим никакого предательства. Греческий народ, народ, который в свое время породил многих, таких как святой Фотий, патриарх Михаил (Келуарий) и святой Марк (Евгеник), не потерпит предательства. Бог отринул предателей.

___
1. Из энциклики святого Марка Эфесского ко всем благочестивым православным христианам после Флорентийского Собора; см. "Православное Слово", т. 3, № 2, с. 53 и далее.


Пребывайте в апостольских установлениях и святоотеческом Предании. Откажитесь от нововведений, ибо они продиктованы диаволом. Оставайтесь в рамках священных канонов. Если вы останетесь в них, то спасетесь и будете иметь мир, если же ослушаетесь, то будете мучиться, и вы [епископы] будете вести вечную войну друг с другом, получая в награду достойное осуждение за безрассудство (Святые апостолы, Эпилог к Священным канонам). Ваше Святейшество, да ответите так и возвестите во все концы, как словом, так и делом, чтобы и мы возрадовались и воспрянули духом: ... Мы возрадуемся тому, как тот, кто нашел большую добычу, и с радостью прижимаем к груди Божественные правила, твердо держась всех предписаний оных, полных и неизменных, будь они изложены святыми трубами Духа, всехвальными апостолами, шестью Вселенскими Соборами, и поместно собравшимися,... также и святыми Отцами нашими... И кого они предают анафеме, тех и мы; кого они извергают, тех и мы; кого они отлучают, тех и мы; и кого они подвергают епитимии, тех и мы... (Первое правило Седьмого Вселенского Собора).

Ваше Святейшество, люцифер римский чрезвычайно возгордился и поставил свой престол выше звезд, будьте ревностны и взывайте: «Давайте стоять правильно, давайте стоять в досточтимых Правилах Отцов».1

___
1. Из "Похвалы" Орфоса на праздник святителя Фотия Константинопольского.


Давайте не будем спешить с общими и восторженными выводами из-за нескольких демонстраций. И тем более не будем обманывать себя. Все еще далек – действительно очень далек, к сожалению, – тот союз, на который все возлагают свои надежды.

Все, Ваше Святейшество, говорит о том, каким опасностям мы подвергаемся, ведя диалог с упрямыми еретиками. И все обязывает нас к бдительности. Оставаясь непоколебимыми в своем Православии, мы также даем возможность любому из еретиков пробудиться и войти в состав Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, дабы обрести свое спасение.

Не льстите им, потому что этим вы вредите им. Пусть это будет нашей главной и основной заботой: как нам умилостивить Господа, Который и так гневается за наши грехи, и как, чисто раскаявшись, мы сделаем Его добрым и милостивым. Потому что, признаться, я боюсь, что в отношении злополучного Вселенского Патриархата (а также и в других случаях) повторяется слово Писания:  «Священники нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятого» (Иез.22:26). Мне страшно даже говорить об этом, но я вижу духовными очами моей души и слышу ушами моего сердца, как ангел Откровения говорит лидеру Греческого Православия: «вспомни, откуда ты ниспал, и покайся (…) а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:5). Какое падение! Какая катастрофа!

Ваше Святейшество, что свершилось, то свершилось. ";; падение – человеческое, то упорство – сатанинское". Исправьте ошибку. Сжальтесь над израненными христианскими верующими. Укрепите и объедините православный народ, который каждый раз смущается и разделяется – с одной стороны, грубыми антиканоническими начинаниями и действиями такого-то и такого-то патриарха или архиепископа, который нарушает календарь (а вместе с ним и церковный порядок и гармонию), разрушая тем самым единство верующих в вопросе внешнего Богослужения; а с другой – необдуманными и непозволительными встречами с еретиками, стремлением к несвоевременному и необдуманному союзу с ними ради удовлетворения эгоистических желаний и темных стремлений, не направленных на благо Церкви Божией. «Мы усердно просим Ваше Святейшество положить предел соблазну, ибо избранный Вами путь, если и привел бы Вас к единению с римо-католиками, то вызвал бы разделение в православном мире, ибо, несомненно, многие и из Ваших духовных чад предпочтут верность Православию экуменической идее компромиссного объединения с инославными без полного их единомыслия в Истине».1

___
1. Письмо митрополита Филарета патриарху Афинагору (см. "Православное слово", т. 2, № 1, с. 30). Как следует из приведенной цитаты, это письмо было очень хорошо принято благочестивыми православными греками.


Рецензии