Евангелие от Матфея - 1-13 гл - комент 24г
перечитываю и дополняю
1гл
1-17: родословные - удивительная вещь; может, реально все подряд вели их, записывали столбиком имена? Опора была на род. В деревнях всегда всю родню пересчитывают и пересказывают. Но именно на такую глубину занырнуть?! До Адама?!?! Ведь жизнь поколений постоянно претерпевает катаклизмы, те же войны запросто могут любые столбики повалить и уничтожить - а они происходили постоянно...
18-25: Всё же, ещё не начался новый завет, а уже вовсю разит заветом старым. И враньём разит, "баснями", о которых писал Павел. Не может народ без басен и сказок; прежде всего, женский народ всегда клюет на них как безмозглая рыба... И много такого проникло даже в Евангелия (я уж не говорю о бесконечных толкованиях последующих веков - они все состоят или из пустословий - это когда "про любовь" - или из ветхого завета - это когда схоластика "духа святого" и "слова божия", а также ритуалы и строгости...) Полно подделок даже под апостола Павла!
В ином климате воткни палку и вырастет пальма - то же самое с чудесами: народ из любого факта при желании сделает чудо... Не случайно целители и экстрасенсы процветают по сей день! И харизматы в религиях!
(Кстати, верно и обратное: народ ни за что не поверит в чудесные свойства реальности - и в реального Иисуса тоже закономерно не поверил... Опять же, и пророки и апостолы, и Павел много писали и говорили об этом)
2гл
В Египте Иисус был сильно оторван от среды, он там был едва ли не одиночкой - это позволило ему стать иным, чем среда, необычным... Он мог понять, что люди могут жить по разному... У него из-за Египта мог быть намного шире кругозор и намного выше готовность к изменениям (и духовным путешествиям!)
3гл
Иоанново "покайтесь" - это обычный ветхий завет, обычные пророки, а вот "приблизилось царствие небесное" - это уже новое, то, почему Иисус назвал его большим, чем пророк. По сути, Иоанн уже проповедовал благодать человечности, гуманизма и добра , ведь небо - это нежная, сияющая материя. И в Иисусе он, видимо, почувствовал именно это - и себя чувствовал существом более грубым, менее тонким, менее добрым...
Конечно, все горожане и богачи более нежные и тонкие - но у них не соблюдается второе условие: прямота путей. Они хитрые ехидны. А в Иисусе он чувствовал нужный синтез...
И второе отличие Иоанна от пророков : по-моему, он ярче ругает и угрожает - не помню, угрожали ли огнем и секирой другие пророки? По-моему, просто говорили про гибель, просто ругали и сокрушались. И требование доброго плода тут очень жесткое и ясное - более сильное, чем у прежних... И всё это тоже предвосхищает Иисуса, ведь он на самом деле говорил не только про любовь, но и про ненависть...
4гл
1-11ст: тут так много мудрости и философии, что, в принципе, уже было бы достаточно ищущим их. Можно раздумывать всю жизнь над этими тремя притчами - как и над "отче наш" или нагорной проповедью (других "камней" , которые надо сделать хлебами, орехов, которые надо расколоть, почти и нет?! Хотя нагорная проповедь понуждает не мыслить, а делать!)
И тут краеугольный камень: христиане не поклоняются цивилизации, понимают , что она - дело рук дьявола и он искушает ею всех живых людей; он правит в ней и распределяет власть и славу и деньги...
Иисус так-то творил хлеба, скинулся с храмовых религий и завоевал мир... Каменные сердца, опять же, пытался обратить в плотяные...
"Если ты сын божий" - он ещё сам сомневался кто он, ведь дело было в начале... И что означают эти слова ("сын божий" - это не чудотворец, а живущий божественным словом и служащий и поклоняющийся божественному миру - и не занимающийся глупостями, на которые нередко толкает нас наша смелость... Не надейся на избранность, на везение, будь осторожен и благоразумен... И камни обойди, найди помягче предметы...)
Кстати, запутался, пытаясь выяснить в инете значение слов "дьявол" и "сатана" - в одних местах написано, что это "клеветник", а в других - "противник ", "препятствие"... Клевета, как и лукавство - это действительно великое зло - весь мой жизненный опыт говорит о том, что людишки прежде всего беспрерывно клевещут друг на друга (и ищут своих лукавых выгод)
А слово "противник" очень философское, оно говорит о двойственности мира - всегда есть противная сторона, другой полюс. Причем, легче лёгкого всё перепутать и посчитать дьявола богом и наоборот...
Всё же, здесь дьявол и сатана похож на личность? Он искушает ведь и через личностей... Как Иисус - бог-личность, то ему и оппонирует сатана-личность? Мне, например, никогда не оппонировал, хотя "противника", "клеветника", "лукавого" я хорошо знаю, он прекрасно действует и обезличенно (и всякий знает - недаром кричит "чёрт!", в очередной раз сев в лужу). Лично он действует только в бабьих сказках... Поэтому мне кажется иногда, что Иисус - это во многом сказка и притча. Он был, но до нас дошёл только в сказках, которые нагородили люди и в притчах, в которые всю свою мудрость заключил он сам.
Ну, и про голодание: "настоящие" христиане обязательно постятся (мусульмане, кстати, тоже), но , видимо, и этого мало - нужно ещё и настоящее голодание. Пусть и не 40 дней... - хотя стремиться надо именно к этому, ведь иначе не достичь нам чистоты, говно всевозможное, не только физическое, продолжит из нас вылазить...
Однако, я не пощусь; наверное, это потому, что для меня моё одиночество - пост. Если добавить ещё и голодание , то я просто засохну. И у меня не хватит сил. Будь рядом со мной хоть кто-то, расклад мог получиться совсем иным. Рядом с кем-то я мог бы стать весьма самоуверенным! Таким надо поститься... Опять двойственность: надо быть чистым, но нельзя быть засушенным. Это ведь тоже очень распространенная вещь - кажется, что каким-то непонятным образом даже БГ засушил себя. Да что говорить: почти все слишком по схеме живут...
Или: чтобы быть чистым, но не засохшим, надо просто-напросто не есть, но пить?!
И ещё: голодание - это подготовка к испытанию. Иисус воспринимал свою миссию не как лёгкую прогулку (а есть такая философия: "всё надо делать легко" - и она во многом права, надо действительно течь как вода...)
12-17ст: да, продолжил проповедь Иоанна, слово в слово..
И был осторожен, не лез как бог на рожон.
И над "покайся" и над "приблизилось царствие небесное" можно думать очень долго. Покаяние - это не ритуал; каются люди, только потерпев крушение, осознав грубые ошибки. Иначе - ни за что, всякий продолжит самоутверждать свою личность, свои взгляды, свои дела...
И: Иисус просто-напросто собирался строить на земле небесное царство, говорил, что сейчас время благоприятное, хорошие возможности приблизились - из-за просвещающего и смягчающего влияния цивилизации, видимо?! Но ведь это были его (и Иоанна) иллюзии?! Достаточно смешно призывать людей осознать ошибки, раскаяться и любить. Для этого людям не хватает ни ума, ни доброты, цивилизация даёт лишь иллюзии того и другого. Иисус полюбился людям только в виде сказки, а закрепился только в виде организации...
Людей нельзя изменить через призывы и проповеди - только через собственный пример - но пример одиночки видят единицы... (Если же единиц станет много, то начинается геометрическая прогрессия, да - но при этом и искажения первоначального примера могут начаться просто огромные. И даже не могут не начаться - это как испорченный телефон, трагикомедия...
18-22гл: рыбаки, Андреи... деревни, починка сетей... Древние бородатые крестьяне, наверняка все неграмотные (а зачем грамота? Может, и слова такого не знали и ни одной книги не видели?! Или Библию все видели раз в год?) В общем, подходящий контингент для мудреных богословий, переворачивания мира, построения царствия небесного...
"Ловцы человеков" - похоже на рекламщиков и торговцев, что-то циничное?! Людей держал за тупых карасей... И они действительно тупые, если ты острый и ловкий - ведь ловят же людишек миллионами всякие блогеры, всякие навальные, кашпировские и даже барановские. Кто угодно ловит, но только не умные люди и только не умных людей... (А дураков зачем ловить, если их деньги не интересны? Власть свергать? Параллельную власть учреждать?) В общем, этот яркий и бодрый лозунг меня скорее настораживает... (Или это опять его ранний оптимизм?)
23-24ст: сразу целый вагон исцелений, крупным оптом, как у харизматов на собрании? А зачем тогда дальше единичные случаи описывать? И где дальше такие вагоны? И раз есть такой вагон, то должны быть и другие вагоны с чудесами, подвигами, успехами... Верится только в одно: пошёл слух. Такие слухи часто ходят - про матронушку, про Кашпировского, опять же; экстрасенсы, опять же, процветают...
Вообще , чудеса - это лом. Хочется про реальную жизнь, про человеческое, а тут волшебник с ломом, волшебной палочкой. В итоге, ту же нагорную проповедь как воспринять? Наверное, это тоже сказка... Зачем отдавать вторую рубаху, когда можно воздвигнуть сколько угодно рубах? Наесться из воздуха... И откуда возьмутся полезные скорби, если их чудесами можно разрешить... Павел, например , не мог исцелить самого себя - "жало в плоть" и всё тут...
Но лучше наполовину сказочное и даже лживое христианство, чем вообще никакого? - ведь без чудес, слухов о чудесах всё заглохло бы в ближайшей подворотне, в рыбацкой бороде... (Или нет: лживое нельзя, а вот сказочное всё-таки можно! Сказка - ложь, да в ней намек... Хотя, конечно, легче лёгкого от сказки ко лжи перейти - и вообще заблудиться. Не случайно, кстати, в сказках блуждания в лесу и путешествия незнамо куда регулярны...)
И все 2000 лет с христианством была весьма двоякая история. Царствие небесное так и не наступило - безнадежно бились лбом об пол, "молились богу" - но мысль о нем всё же не исчезала совсем... Драгоценные зерна, драгоценные огоньки существуют, ум и добро, доброе отношение к уму и умное к добру, если покопаться, кое-где живы - и прежде всего из-за Евангелий... (Хотя и мракобесие с лютой злобой тоже питалось "библией"...)
Народ хотел только исцелиться и наесться - только по этим поводам собирались толпы. И Иисус их, типа, оптом кормил и исцелял - а что оставалось делать, обязательно надо было придумать такую сказку, если, как в море, в толпе не хочешь утонуть. Ложь во спасение, иначе не заметят, затопчут; они же действительно все овцы, скоты относительно высших, небесных материй и царств...
Даже у Иисуса, даже с апостолами всё было не без проблем - один предатель, другие неверующие, трусы, самохвалы - и дураки, раз Павел понадобился - то ясно, что и с составлением Евангелий без проблем, и ещё больших проблем обойтись никак не могло... Не только ветхозаветность, но и сказки никак не могли не проникнуть.... Без сказок религия - это совсем уж жёсткая и мертвая Организация, ее обязательно надо раскрасить чудесами и сказками!!
...В самом начале не было никаких евангелий, Иисус ничего не писал, потом появился Павел, который был грамотен сам и окучивал горожан грамотных и он писал им самые обычные письма, а потом обнаружилось, что христианство перспективно, народ тянется - и надо закрепить успех с помощью рекламных книжек про героя... У Павла сказок про чудеса почти совсем нет, но в книжках для народа они не могут не быть. У народа слишком тяжёлая жизнь, им нужны развлечения и праздники. Они не смыслы ищут, а удивительные и чудесные артефакты (или приколы, анекдоты, шутки). В остальном у них господствует практическая польза - т.е. понятные правила и ориентиры (ходить в собрание по воскресеньям, платить десятину, не курить и так далее - уверяю вас, что и "молиться пять раз в день" тоже бы прекрасно подошло...)
5гл
Вот настоящее христианство! Всё остальное не так важно! Это сердце, без которого весь остальной организм мертв! И как жаль, что получилось так, что остальное начисто заслонило сердце! Поверьте, я знаю: на нагорную проповедь почти не говорят проповедей! Потому что знают, что не исполняют и не могут исполнить... Лучше дополнительно заслонятся ветхим заветом, ритуалами, храмами, а в лучшем случае - десятинами (не на добрые дела, а на зарплату проповедникам! Проповедникам не добрых дел и чистой души, а ветхозаветного поклонения богу...)
1 -12ст: цель - блаженство! (Как после бани!) Перефразируя: "если не достиг блаженства, то зачем все знания и все тайны?!"
Я таких добрых и кротких, может, всего пару раз в жизни видал, причем, может быть, мне показалось. И большей частью это старушки...
Только кроткие безмятежны, только сознающие нищету, алчут, только алчущие достигают... - это всё понятно, но уже кротость и алкание непросто сочетаются, роман на уровне Достоевского надо писать... Поэтому точной схемы тут нет, указано только направление - и этого достаточно...
13 -16ст: тут тоже не про кротость, а про смелость. Сочетать противоположные достоинства можно только на высоком уровне развития, причем дорога до совершенства очень далёкая...
17-20ст: надо превзойти самых праведных среди обычных людей - их учителей праведности. Это возможно только при принципиально иной жизни. И "исполнить закон до последней черты", т.е. не перетолковывая, тоже только так возможно. Иначе законы - это всё те же благие намерения, заводящие в ад (либо будешь жесток, настаивая и осуждая , либо будешь лукав, оправдывая и плутая)
21-26 ст: убийства произрастают на почве споров, обзываний и так далее, поэтому надо исправить почву. Перефразируя: "если затаил злобу, то уже убиваешь в душе". Даже брата убиваешь - хотя НИКОГО нельзя убивать, КАЖДЫЙ убийца будет судим...
27-30ст: супер свирепая борьба именно с похотью - но отрывать, конечно, надо член...
Особой веры в супружество тут не чувствуется - всё равно же будешь иногда смотреть на сторону с вожделением или хотя бы любопытством. Вот, мол, новое бы блюдо попробовать... И вообще, почему-то советует рвать глаз , а не жениться - и не искать такую жену, чтобы всё было по страстной друг к другу любви... (Правда, похоже, стеснялся на эту тему говорить)
"Рука соблазняет"! - рука исполняет. Как и глаз... Может, он другое всё же говорил?! ...Ладно бы, советовал держаться от баб подальше. И как раз дрочить - самое безобидное занятие по сравнению со всеми остальными вариантами...
Ад, кстати, не в первый раз упоминается, но он тоже выглядит или сказочно, как обычная страшилка для простого народа, или формально... Я не верю ни в ад, ни в рай для обычных людей - только для самых исключительных. В этом же обычная справедливость и обычная логика... Вполне возможно, что людишек на том свете ожидает такая же чепуха, как на этом. Или вообще полное уничтожение. Или почти полное - но им опять будет казаться, что они существуют....
В общем, всё это место выглядит очень сомнительно - вполне возможно, что это тоже вписка, сделанная в те времена, когда уже велась лютая борьба с "еретиками" внутри церквей, внутри "тела Христова". Ничего, кроме лютости и свирепости, а также чокнутого максимализма, такие призывы породить не могут, а это дух совсем не христианский...
Написание евангелий - очевидно, что с самого начала это был коллективный труд первых церквей, пусть и под чьим-то руководством! Один вспомнил одно, другой - другое. Один предложил одну формулировку, другой - другую. А ведь известно, что каждый слышит, что он хочет, слышит через свою призму и всё толкует под себя. Прошло уже совсем немало лет и невозможно было помнить всё в точности, не домысливать, не прибавлять или убавлять. Люди ничего не в состоянии сделать идеально... - и религиозный, ветхозаветный аспект с самого начала довлел над церквами, ведь они были стационарами, т.е. вовсе не свободны как ветер. И не случайно же братство и общность имуществ у них не пошли, не прижились. И не случайно сразу завелись грехи, причем и самые дикие. Эти грехи и ошибки не могли не проникнуть и в написанные ими Евангелия!
(Пробил тему в инете: так и есть: "Евангелия – это не просто работа одного автора, это плод редакторской работы многих лиц и в разных общинах." И авторство Матфея и т.д. - чисто условное, мифологическое. И писались они через 40-70 лет после смерти Иисуса! Про роль епископов константинопольского императора я уж и не говорю... "Хотя Евангелия были в основном написаны в конце I века, их редакционная история продолжалась далеко за его пределами."
Т.е. существовали "апокрифы" - евангелия, в которых мистические глупости зашкаливают и существовали эти четыре, в которых ситуация была получше, но тоже совсем не идеальной... И разночтения между самими четырьмя в такой ситуации тоже совершенно понятны...)
31-32ст: женщин просто нельзя обижать... Хотя если уверен, что ничего плохого с ней без тебя не случится... и если она и сама не очень-то против развода... и если она по любому уже прелюбодейка и трахальщица...
33-37ст: тоже не произвело никакого впечатления...
"Не плутайте и не плутуйте, с одной стороны, и не клянитесь, не божитесь, с другой"? Будьте проще, честнее и хладнокровнее...
Уже сто раз, наверное, писал про "обещание богу доброй совести" - явная клятва, не можем мы ничего гарантировать; или заклясть себя...
Но впечатляющей новацией было уже само противопоставление: вам сказано так, а я говорю иначе, причём говорю в развитие, а не для того, чтобы охаять и посмеяться. Диво-дивное, народ стоит на том, чтобы только кланяться начальству и устраивать культ разным авторитетам и традициям. Типа, "не нашего ума дело", "ты что, самый умный" и так далее... Убежден он был в своей правоте...
38-42ст: евреи веками злобствуют, наверное, пытаясь доказать, что он не прав. Доказали только, что - гады последние, а воз врагов только множится. И приходится заходить во зле всё дальше и дальше...
Эти советы, в принципе, кажутся наиболее исполнимыми и касаются наиболее практической стороны жизни. Значит , с них всем и надо начинать свой путь к христианству...
И уже наверное писал, что эффект от такого поведения будет сногсшибающий, обезоруживающий любых врагов, кроме совсем проклятых, заблудших и ослепших... Сил, правда, надо много и богатым, наверное, никогда не будешь... Вообще, интересно же, что получится?! Неужели никто не пытался даже хотя бы ради эксперимента?! ...Наверное, будет миллион друзей и одно потянет за собой другое. Путь к братству, к новому способу жизни... Стеснительность, зажатость, зашоренность, закомплексованность полностью уйдут, начнутся свобода и сила...
43-48ст: любить по заказу никого нельзя - но светить добром и умом всем подряд можно - и любить всех подряд можно. Как солнце, да.... Это не будет прожигающей любовью, но будет невозмутимо хорошим отношением.
Мы должны быть как солнце и совершенны как бог - бога никто не видел, поэтому это условное сравнение и уподобление. Из божественного мы знаем, например , солнце и природу - значит, мы должны быть совершенны как природа... И это возможно, если жить с богом, с природой, с солнцем, если раскрепоститься в смысле имуществ, в смысле традиций, привычек и прочего (Иисус был бродягой? - он был свободен как ветер! И если и исцелял, то этим своим вдохновляющим примером... Определенным немощам, слабостям и одержимостям именно он и нужен)
6 гл
1-4ст: всё в том же духе: свободные как ветер, конечно, не знают, что делают их руки, слишком много самых разных дел. И "выставление напоказ" - это статика, статуарность.... Конечно, ему вся эта фальшь, всё это важничанье, лицемерие и фарисейство претили. Повторяю, он проповедовал совсем другой образ жизни: свободный и одновременно очень занятый делами на почве добра и ума... Талантливый и одновременно щедрый - вдохновенный. Как говорится, ничего лучше ни человек, ни человечество ещё не придумали. В конце концов, дело не только в правилах, советах, законах и учениях - оно в простом порыве. И перенимании правильного духа при личном контакте и общении. Т.е. всегда нужен живой пример...
Как может некто "не делать напоказ", если у него дух противоположный - тщеславный, карьерный, расчётливый?
5-8ст: а они говорят: мы делаем напоказ, чтобы был пример, была проповедь, был образец для подражания - ведь ты сам говорил, что не надо ставить свечу под кровать! Мы же пастыри - разве пастырь по самому своему положению не является сугубо публичной личностью?!
И этот совет, такой простой, никто не исполняет - все века именно в многословии своих молитв надеются быть услышанными. Заливаются как соловьи. А бабы иначе даже просто не могут, они состоят из воды и эту воду не удержать руками...
Бог о нуждах знает и так, а славословия и восхваления ему не нужны, он не султан, не фараон, не деспот, не просто начальник и помещик... А иначе никакого Христа не существовало бы, ведь султаны не посылают на смерть ради подданных своих единственных сыновей...
Тут самое интересное - перевод 6 стиха: в синодальном переводе: "помолись Отцу твоему, Который втайне", но в других переводах: "помолись своему Небесному Отцу, Который невидимо находится с тобой", "молись твоему Отцу, Который находится повсюду", "помолись Отцу своему, Который и в тайном месте присутствует", "молись Отцу своему тайному" - синодальный звучит красиво, но неясно, а вот эти переводы, хоть и не имеют краткости, которая сестра таланта, но гораздо яснее и они имеют иной смысл! Бог - тайна, он невидим, но он рядом, он всюду, он в нас! Он - отец! С отцом всегда есть самая прямая связь...
9-15ст: замечательная молитва, тоже ключевое место в Евангелиях. Всё очень логично и понятно. Бог может быть прославлен только успешным строительством его царства на земле - не славословиями, не богословиями. "Пусть придет твоё царство"...
Для жизни нужен насущный хлеб и способность не поддаваться лукавым искушениям - а если мы где-то виноваты, то можем рассчитывать на прощение, если сами других прощаем. На самом деле такой сконцентрированной ясности вроде бы и нет в других местах Евангелий (тем более - в других богословиях и книгах)
16-18ст: Иисус по любому поводу выступает против лицемерия - обманов на почве благочестия и добропорядочности - и всегда против тщеславия и корысти - которые вообще-то свидетельствуют об элементарной глупости и низости. Людишки глупы, а если какой ум и заведётся, то они его направляют на обманы - или технику (техника тоже нужна, чтобы обмануть природу и на чём-то проехаться)
19-21ст: опять о жизни, свободной как ветер, на каковую способны только некоторые бедняки и бродяги. Силы и умения нужны для жизни без имуществ - а их не будет без тренинга, который создают трудные обстоятельства...
"Сокровища на небесах" - это наши лучшие, возвышенные качества? То, что поднимает нас и помогает быть свободным как ветер... Но кто их действительно собирает, а не расточает? Ведь обычно именно в молодости мы более возвышенны, а потом всё более заземляемся. Я тоже часто "падаю духом"... Т.е. находятся ржа, моль и воры и на небесные сокровища. Видимо, слабо охраняем, слабо ценим, обмениваем на земные блага...
Вообще, Иисус принес два акцента: бог - это отец и бог - это небо. Родственная связь и , если угодно, романтическая... Ни того, ни другого до него не было! Но и после него, уже "христианами" первое во многом замалчивается, а второе вовсе не осознано! Небо - оно чистое, сияющее, живительное, благоухающее, прекрасное, божественное... (Говорю банальности? - да никто этого не говорит! Ни разу в жизни не слышал ни одного песнопения небу и солнцу!)
22-23ст: под "глазом" тут имеется в виду система наших взглядов. Без правильных фундаментальных установок все наши воззрения по частным, конкретным вопросам будут неверны, темны. Система должна быть ясная, сфокусированная, полная - и достаточно соринки, чтобы наше умственное зрение затуманилось... Например, без правильного понимания троицы (ум-душа-тело) все другие понимания неизбежно будут искаженными, отрывочными и слабыми...
"Свет, который в вас - тьма" - при отсутствии "глаза" людишки выбирают себе жёсткий костыль, жесткую, механическую систему взглядов (лозунгов) - этот мир предлагает несколько таких костылей, например, "левый", прогрессистский или "правый", традиционалистский... Разные есть варианты и модели, но все они никак не связаны с богом и небом... Костыль, конечно, помогает - хотя и приводит к убогой жизни и даже войнам - поэтому он тоже считается светом, огромной ценностью, без которой людишки вообще не могли бы существовать... Хотя эта дружба между человеком и его костылём почти окончательно лишает шансов на исцеление, на открытие глаза, света и настоящего зрения...
24ст: как при этом может существовать "Евангелие процветания"?!
25-34ст: будьте как птицы и лилии!! (Где проповеди на эту тему?!) Иисус - это хиппи, но только чистый, умный и деятельный... Хиппи слишком легко становились шелудивыми бездельниками, просто другим полюсом по отношению к работягам - но полюса сходятся, они были такими же идиотами...
7гл
1-5ст: не судите, потому что легко оклеветать и трудно исправить , не судите, потому что сами совсем нехороши. И действие порождает противодействие: сначала суд на суд, потом собачий лай, потом война.
Впечатляет тут слово "бревно" - это те самые костыли, на которые каждый человек опирается. Невозможно исправить зрение другого, ведь и у тебя бревно и у него бревно, а не соринки. Ты пренебрегаешь "убеждениями" другого, считаешь их ничтожной соринкой, которую легко смахнуть?! Особенно тебе, целым бревном вооруженного, ага... "Левые" и "правые" целую вечность уже так друг друга исправляют, расшибают лбы, высекают искры из глаз...
6ст: это всё те же псы и свиньи - с брёвнами... И это полюс к "любите врагов ваших". Я и говорил, что это любовь без святынь и драгоценностей. Обычное солнце, обычный дождь - обычная улыбчивость, мягкость и прочие достоинства хорошего живого человека... Обидно только, что кроме свиней и псов никого и не встретишь. Мужики толстые - обычно свиньи, мужики жилистые - обычно псы... Одни пожрать любят, другие подраться; и те и другие любят на самку сзади залезть... Друг друга они не любят, и выскочек терпеть не могут...
7-12ст: путь оптимизма, путь естества: трудно даются только противоестественные вещи, которые на самом деле вредны. Если вы будете на правильном пути, с природой , душой и умом, то боги природы, души и ума всегда будут с вами и снабдят вас всем необходимым. Я, например, сейчас думаю над Евангелием - и нахожу ответы... Силы, данные нам, велики - а можем мы стать и вовсе совершенными как отец наш небесный... (Но я уже точно не смогу!)
12 стих - это вообще классика на все времена.... (Хотя порченых людей он не исправит - наркоман, например, лишь поделится дозой...)
13-14ст: тут опять контрапункт, уже не про лёгкость, а про трудность. Ума без диалектики не бывает, и диалектика - это узкий путь настоящей логики...
Нам легко, когда мы взаимодействуем с богом, нам трудно, когда мы боремся с дьяволом, с миром, в котором он - князь...
Противопоставляются погибель и жизнь, просто жизнь, живая жизнь... Цивилизация загоняет в рамки, схемы, ставит на рельсы - и начинается существование, работа, что угодно - но не жизнь. Жизнь только в парках, в очерченных квадратиках без асфальта - не разбежишься (а жизни всё-таки нужен разгон) Жизнь в городах просто как отдушина... Можно ещё киношку посмотреть, книжку почитать...
И здесь тоже я вижу связь с троицей - именно она является этими самыми тесными воротами, которыми надо входить в понимание всего...
Иисус не говорит, что он открыл или создал эти ворота и этот путь, не говорит, что люди без него не жили по настоящему! Немногие жили всегда (тот же Давид как самый известный пример). Иисус просто всё актуализировал, всё прояснил... По сути, этих безымянных "немногих" он ставит в пример....
15-20ст: плоды, конечно, тоже можно трактовать - и осуждать и, наоборот, рекламировать - но дружащий с естеством отличит съедобное от имитации, полезное от ядовитого на практике - хотя бы со временем, сначала и отравившись...
И опять напомню, что плодоносящие деревья (как и съедобные грибы, кстати) всегда очень скромно выглядят. "Ни вида, ни величия"... (Все гои достаточно скромные для того, чтобы плодоносить? - ох, не знаю, уж слишком они деревянные...)
Всё тех же фарисеев имел в виду? Карьеристов? Трудно мне вспомнить живого человека, который был бы воплощением образа "волк в овечьей шкуре". Только в кино такие встречаются (но я не бываю в местах, где делают карьеры!)
21-23ст: продолжение темы: религиозные люди молятся и обращаются к богу, накинув на себя овечьи шкуры... (Но, может, без овечьей шкуры, без религии, без культуры люди-волки были бы ещё злее?! Может быть - но зато не умели бы подкрадываться и устраивать засады...)
Опять массовые изгнания демонов и исцеления, уже со стороны непонятно кого! И чем же они плохи, в чём "беззаконники", если исцеляют? У меня подозрение, что это место дописано во времена другие, когда все подряд действительно пытались исцелять и изгонять - и сильно конкурировали на этой почве. Тем более, тут Иисус говорит как бог - "придёте ко мне" и прочее - тоже не стыкуется с соседними местами. Даже про рубку и сжигание деревьев наверняка дописано - рубили и сжигали друг друга людишки, последователи....
24-27ст: венчает нагорную проповедь призывом именно её исполнить! Никто, как известно, нагорную проповедь не исполняет... Поэтому мы все строимся не на камне, поэтому всем нужны костыли, поэтому и я регулярно падаю духом, выживаю в подземельях, а не витаю в облаках (о последнем, как тоже известно, злобные и завистливые дебилы любят говорить с насмешкой...)
Практичные у него сравнения - никак не скажешь, что он - бог , оторван от всего, не знает жизни....
28ст : он их учил как построенный на камне, твердый, уверенный - а иначе он бы и не стал выходить к людям. Я, например, никогда не был настолько уверен - и не выхожу. Только в творчествах и рассуждениях своих уверен вполне - но этого мало, в них не всё, просто заложены новые революционные принципы.
8 гл
1-4ст: как можно мгновенно очиститься?! Это же нарушение любых физических принципов, заложенных богом! Другое дело, если бы проказа сходила постепенно! Нельзя не уважать природный мир, созданный богом, он совершенен и неизменен. Т.е. это всё обычная сказка про волшебную палочку и старика Хоттабыча - и создана она, чтобы показать, что Иисус якобы уважал священников, традиции и обряды! Физический мир не уважал, а их - да! Волшебной палочкой обладал, но строго приказывал никому про неё не рассказывать! Это же комедия... И как можно доказать своё исцеление принесением дара?!?! Оно либо есть, либо его нет...
Т.е. Евангелия создавались как кушанье, в котором есть несколько ингредиентов: одни христиане вспоминали и вкладывали в них серьезные вещи, а другие вот такую чепуху. И как говорил Иисус, уже почти невозможно отделить зёрна от плевел
5-13ст: очередная сказка и даже пик сказок, ведь подобным макаром можно исцелять целые миры! И ведь кто проверял её?! Ходили за центурионом к слуге? По-моему, Иисус просто отмахивался от всех: "пусть будет с вами то, во что вы верите и что вы хотите" - ведь верующий всегда уверит себя, а желающий приложит старания и добьётся исполнения желаний...
Этот центурион уже желал чудес по приказу и в массовом порядке, мол, чего тут валандаться, приходить и касаться, дело-то плевое. Безумству таких верующих поём мы песню... И попробуй не пойти навстречу этим свиньям и собакам - тогда они обратятся в свою противоположность и растерзают тебя! Если ты свой, то я хрюкаю и виляю хвостом, а если чужой, то лаю, кусаюсь, топчу...
И опять иллюстрируется важный для кое-кого тезис: надо идти проповедовать к тупым язычникам, у них больше веры. Т.е. , видимо, у двух партий верующих образовался компромисс: вы вставляете сказку про еврейских священников, а мы про язычника, баш на баш...
14-15ст: тёща тут до кучи! В жару лежала, ага, но когда такой гость , то она встрепенулась и вроде как всё недомогание как рукой сняло. Бабы они такие герои, любят они хороших гостей... Т.е. эта уж такая откровенная чепуха и мелочь! Типа, а ещё он муху исцелил! Насморк исчез!
16-17ст: опять всё в общем и очень сухо, одной строчкой - и только ради Исайи!
И где они собирали такое количество - множество - "бесноватых"?! И кто это вообще такие? Сумасшедшие? Почему их много? Как можно их быстро собрать? Как можно быстро определить, что они уже не сумасшедшие?
"Бесноватые" вообще очень часто встречаются - все люди отчасти бесноваты и одержимы теми или иными страстями и пороками, поэтому на подкорке деятельность Иисуса читалась как избавление всех от пороков и чокнутых взглядов на жизнь . Т.е. чудеса - это притча, они всё-таки не совсем на пустом месте возникли...
"Народ" - это те, кто занят только тем, что под носом - и тут они вполне разумные реалисты, умелые практики - но зато о более дальнем у них уже всегда сказочные и фантастические представления. Их троица перекошена в сторону материи, их "качели" не находятся в равновесии, не качаются - они в материализме как в яме. И без осознания центра качелей , души они не смогут достичь гармонии, их ум будет чисто техническим и материалистическим...
... Хотя дело могло обстоять более серьезным образом: развернули в евангелиях широкую рекламу исцелений, чтобы привлечь народ именно перспективой жизни без болезней и проблем! Мол, станьте христианами и все исцелитесь! И даже сами сможете исцелять! (Простым - первое, претенциозным - второе...) От всего плохого избавитесь, всего хорошего достигните! А иначе с чего бы народ попер?! Т.е. "христианство" - это крутой одиночка немедленно и вдруг превратившийся в ужасную попсу! Типа Робин Гуда... Или Ельцина ! Вообще, почему вдруг кто-то становится популярным, это вещь весьма труднообъяснимая. Например, есть такой народный кинокритик "бэдкомедиан" - я с него так блюю, что не могу и минуты выдержать - а у него многие миллионы поклонников! И таких примеров просто уйма! Куда ни ткни... (Хотя в случае Иисуса как раз всё понятно: репутация целителя - это гарантия раскрутки)
По сути, они намекают, что Исайя пророчил избавление от болезней ВСЕХ! Не просто наличие способности у кого-то исцелить иногда...
И тут вдруг величайший апостол Павел, который самого себя не мог избавить от "жала в плоть"...
И понятно, что такое "христианство" тут же начало гнить и вести себя весьма безумно и фантастически, о чем сокрушался тот же Павел - но тут подоспели бесчеловечные, чудовищные преследования изверга Нерона - они с одной стороны, закалили многих, с другой отсеяли огромные толпы халявщиков и дебилов, а с третьей сделали огромную рекламу! Во все века во всех сферах мученики - это лучший фетиш, сам Иисус, не будь распят, не преуспел бы так - даже и с чудесами (Без Нерона не было бы христианства?!)
18-22ст: постоянно убегал от толп! Не хотел такой популярности. Они же не только псы и свиньи, но ещё и мертвецы! Зомбаки... "Вот же свалились на мою голову". Не верил в людей! "Ты не потянешь" сказал одному, а другому и вовсе отказал в похоронах родителя - и разом оскорбил всех, даже сами похороны... Бродяга, грубиян, что с него взять... Нередко, видимо, под кустом или под забором они ночевали, благо в этом смысле в Израиле почти всегда погода хорошая...
В общем, эти два эпизода понравились, они неподдельные.
23-27ст: рыбаки стали просить плотника, чтобы они не утонули?! Испугались ветра, заранее не приняли меры? Ведь плыть там было немного, ширина озера - километров 10. Иисус бы проснулся, если бы окатывало водой и очень сильно мотало... Т.е. скорее всего тут всё сильно преувеличено . "Наступила великая тишина", блин... И рядом мертвые с косами стоят...
Другое дело, что рядом с сильным человеком все сразу себя почувствовали уверенно...
С одной стороны, не имей двух одежд, с другой, повелевание ветрами, с третьей какие-то притчи, с четвертой "я и отец - одно", т.е. некое богословие... Мне бы запросто хватило одной, первой стороны, ведь всё остальное нас не очень-то и касается... А с первой стороной проблемы, она похожа на очень высокую гору, на которой бывали только редкие альпинисты-бродяги...
Но это тоже притча: "придите ко мне все труждающиеся, тонущие и я успокою вас" - даёт силу не бояться и сопротивляться...
Они верили, чувствовали, что Иисус силен как бог, вот и приписывали ему чудеса, чтобы и другие поверили и почувствовали. Расписывали и расхваливали своего кумира...
28-34ст: дело было так: есть люди настолько плохие и бешеные, что о них предполагают вот именно это самое, что в них злых духов на целое стадо свиней наберётся...
В России, кстати, свиней не особо пасут, тем более, такими стадами...
В общем, фокус, конечно, интересный, но единственный в мировой истории. Больше даже одного завалящего беса никто никуда не переселил. Да и самих бесов никто никогда не видел. Точнее, видели многие, но только вместе с домовыми и лешими... Наверное, напугали они нахрен свиней, соответственно, началась паника - а рядом обрыв. (Разве скотину пасут рядом с обрывами?)
От души, с фантазией придумывали они всякие истории... Получились красивые картинки и фильмы, а то ведь слишком мало в евангелиях съедобного для простого народа! Ни в жизнь не стал бы эти книжки без картинок рассматривать...
Если бы они реально загубили 2000 свиней, они бы никак не ушли оттуда подобру-поздорову... Деревенские такие убытки очень не любят, обязательно за шкирку возьмут... Или испугались, что с ними тоже что-то случится?!
Или: бес был один, но ведь и одного беса достаточно, чтобы напугать этих самых свиней. Да, бесноватые стали бесноваться и напугали свиней. Но бесноваться они начали, завидев чужаков... По любому, нашим пришлось всё на бесноватых валить - и не случайно об их дальнейшей судьбе ничего не известно...
9гл
1-8ст: почему он, 30-летний, назвал его "сын мой"? И какие грехи у парализованного, тем более, такого юного? И зачем их прощать? Он его исцелил и тот сразу ушёл? Опять всё мгновенно и против правил природы и физики....
Всё странно, но цель понятна: показать власть, могущество, право прощать грехи людишек, превосходство над местной религией.
Власти прощать грехи ни у кого нет и власти исцелять ни у кого нет. А иначе попирается и божественная природа, и справедливость: кто успел, того исцелили и простили, а кто опоздал, тот остался с носом. И все миллиарды - с носом.... Мы - грешники, и это серьезно, не смахивается волшебной палочкой в один миг... И болезни наши серьезны, и тоже "заработаны" нашим и наших предков образом жизни .
"Благоговейный ужас" - это совсем не то, что нужно Иисусу...
9-13ст: опять всё странно выглядит: непонятно кому сказал, непонятно зачем пошел - и бросил свой пост с деньгами?
Если бы это был какой-то особый коллектор, сборщик налогов, разбойник, то это ещё туда-сюда: разочаровался в своём нечестном занятии, в людях... - но у него же и друзья такие же коллекторы?! Пытался исцелить теперь и таких "больных", но, видимо, ничего не вышло (мгновенно - тем более)
"Больные нуждаются во враче, а не здоровые" - по этой аналогии выходит, что здоровые имеются и их большинство, только разбойники-коллекторы больны? Значит, почти никого спасать и не надо? (А с другой стороны, есть безнадежно больные, которых уже не спасти... - кто остаётся?)
В общем, это всё темная история: кто с кем ел, кого как призвал (и даже кто что говорил) Общался он с самыми разными людьми и кто-то когда-то ему приглянулся, а кто-то нет... (Но в ком-то он в результате ошибся... Хотя, если подумать, никто из апостолов особо себя не проявил, особо не впечатляет - достаточно обычные люди... Кроме того факта, что поверили Иисусу и оставили всё - хотя, может быть, оставлять особо было и нечего. И с верой им просто повезло - доверчивые, могли поверить и не такому хорошему человеку...)
"Милости хочу, а не жертвы" - и служения, а не поклонения. Не религии хочет, а человечности, т.е. добра, ума и физической силы...
14-15 ст: т.е. поститься, как и молиться надо по естественным причинам - когда грустно, когда есть проблемы (но люди обычно клин клином вышибают и наоборот в таком случае стараются усиленно порадовать себя, бодриться и держаться)
И стремиться надо не к посту и молитве, а к победе, к радости, блаженству, духовному, душевному и физическому пиру - хотя мы так несовершенны, что без вина и наркоты такое нам труднодоступно и только на короткое время.
Так что, у них был пир! И Иисус чувствовал себя женихом! (Была ли у него мысль и о реальной невесте?!)
16-17ст: опять здравый смысл и отличное знание практики. Так что, никакого исправления и дополнения ветхого завета, никакого синтеза, никакой дружбы с ним. Все традиции надо оставить в прошлом. Библия - очень интересная и поучительная книга, но ничего священного в ней нет. Была дана заповедь "не убий", но людишки тут же вывернулись и запретили убивать только своих - достижение! Редко кто своих убивает. Религии и человечность - вещи несовместные; цивилизации в целом лишь используют людей (всюду же строители, воздвигатели - а они всегда не на человечности строят)
Но: что новые бурдюки, что старые - бурдюк он и есть бурдюк. Обновили бурдюки, но суть осталась прежней. И вино стало какой же бурдой, религиозной сивухой... Наверное, надо есть виноград и изюм... Молодости нужно движение, а не консервация, только оно выручает всех революционеров...
18-25ст: чудеса с женщинами: одна сзади влезла, другая - спящая девочка... Может, реально спала... Чем флейтистов торопиться нанимать или к Иисусу бегать, надо было только поднять её за руку...
Первая, похоже, шла и истекала кровью (ведь иначе как бы она сразу определила, что исцелилась?) Но почему она за 12 лет так и не истекла? Производила крови больше, чем из неё вытекало?!
Вообще, дело было на ходу и кто удостоверялся в чуде?
"Достаточно прикоснуться"! - его бы разорвали этими прикосновениями, если бы все об этом узнали... К его счастью, наверное, многие были недоверчивы...
27-31ст: слепые ничего не видят и ничего не знают - как они могут верить или не верить? Как они могут сказать "не верим"?! Как и все слепые, они просто хотели прозреть. Я удивляюсь даже, как они шли за зрячим. И почему Иисус не остановился на дороге? Они по сути поймали его в доме, а на дороге он уходил от них...
Опять вспомнил место, где говорится о неполном духовном прозрении: "видят людей, но только как деревья", или: "видят как сквозь тусклое стекло" , т.е. смутно, гадательно". Получается, что физических слепых исцелить гораздо легче, чем духовных?! Не думаю, что это так! Есть полная параллель между этими мирами...
Ещё удивительно то, что не говорится , что хоть кто-то из этих исцеленных стал его учеником или даже апостолом - хотя, касалось бы, кому как не им?! Они могли быть фанатично преданными... Не как Иуда или Фома неверующий или Пётр-предатель или братцы-карьеристы, делящие место по левую и правую сторону от Иисуса...
Так я и не понимаю, почему он запрещал рассказывать о чудесах... Да и как можно запретить такое?! Разве человек может не поделиться таким событием в своей жизни?!
Запрещал из скромности и чтобы не считали целителем только? Может быть, и апостолам запретил бы рассказывать об этом в евангелиях!! Уже ведь попадалось место, где он о целителях вообще неприязненно отзывается... "Беззаконники!" И действительно, это действие против законов природных организмов...
32-34ст: "ничего подобного не было раньше " - и не будет потом. Как и самих демонов, правда...
35ст: очень похожие места уже были? Их периодически вставляют как рефрен?
Весть о царстве бога, конечно, радостная и благая, но осуществимая не больше, чем тот же коммунизм... Может, ему надо было всё-таки свою отдельную общину строить, свою церковь? - как те же ессеи, например... А так получается, что он строил при дорогах (из притчи о сеятеле)
И радости в "христианстве" всегда было маловато, всегда заботились прежде всего о том, чтобы всё было чин-чинарем... Настоящая радость всегда революционна и полна движения, она беззаконна...
Получается, что Иисус хотел создать "движение", а не общину! А , значит, он вообще в общины не верит? Нельзя устроить всё правильно отдельно от всех и жить-поживать, других людей своим благолепием привлекать?
...И он создал движение, раз люди стали приходить - они приходят только на свет, на движение, "движуху", но дальше они всё равно стали в привычный кокон заворачивать. Многие вообще хотели ограничиться обновлением ветхого завета. И они стали от движения переходить к стационарным общинам - один только Павел всё ещё носился по миру (говорят, что другие апостолы тоже ездили в далёкие края, но это похоже больше на легенды, у них не было для этого ни сил, ни ума...) Живя оседло, ты неизбежно будешь жить по старому - как раньше жил оседло. Надо совсем вырваться из всего привычного, если кардинально хочешь обновиться. Надо стать бродягой, как Иисус путешественником как Павел, апостолом, т.е. посланником...
(Я тоже живу оседло, но я считаю свой дом кораблем, находящимся в плавании - и он похож на такую небольшую шхуну. И внутри похож... И я мало связан с другими оседлыми, их психология не сильно в меня проникает. Я вполне себе одинокий странник...)
У мусульман, кстати, похожая история: они всего добились в первые века, пока были революционным движением и несли некую новую радостную весть. Не было ещё ни бесчисленных мечетей, ни самого Корана и т.д. - а бешеный успех был. Увлеченность всегда побеждает (большевиков тоже вспомнил. И походы Александра Македонского и Наполеона Бонапарта...)
36-38ст: опять хозяйственность...
Люди измучены и беспомощны как овцы только с одной стороны - с другой они агрессивные псы и свиньи... Или за ним больше следовали именно всякие несчастные бедняки... Псы и свиньи не выпустят их из своей власти... для них именно Иисус - вор и разбойник...
10гл
Странное дело, я всё это много раз читал, но не осознавал, что это был не маленький эпизодик... - Иисус посылал целый отряд апостолов, посланников по всем израильским городам, дал им все свои дары исцеления и изгнания бесов, и сказал им на дорожку огромную, вдохновляющую, боевитую до экстремизма проповедь. Он реально намеревался завоевать и перевернуть Израиль своей пропагандой, своей командой!! Всё это читается очень ясно, вся проповедь посвящена одному, она не распадается на темы и эпизоды...
И тем более странно, что дальше молчок, видимо, весь этот поход закончился ничем? (Я уж не помню, сказано об этом два слова или даже этого нет) Значит, Иисус чисто по человечески переоценил свои силы и силы своих учеников... Замах на рубль, удар на копейку. Апостолов самих ещё надо было спасать и учить, куда им мертвых воскрешать... А без чудес, как известно, ничего не бывает... Тем более, что эти крестьяне да мытари вряд ли были очень речисты...
Проповедь вся о том, как надо проповедовать, как надо двигаться - предельно горячо! так, как сам Иисус! Не бояться смерти, не брать денег и так далее . Смелость, смелость и ещё раз смелость. Он не ожидал успеха и посылал их как бы на гибель, как в омут головой. Сеял их как сеятель семя и говорил, что они должны погибнуть, если хотят принести плод. Посылал их на настоящую духовную войну. Эта глава сейчас произвела на меня такое же сильное впечатление, как нагорная проповедь! И, по сути, ее тоже замалчивают, ведь она тоже предъявляет к людишкам огромные требования, которые они никак исполнить не могут! Воинственная проповедь мирной любви и голубого неба - и он знал толк в войне... По сути, он тут как Павел, и даже ещё горячее...
Но меня удручает моя забывчивость, мое непонимание. Читаешь, смотришь - и не видишь. Раз за разом... Слишком мы все запуганы религиозным псевдоблагоговением, не можем смотреть на текст открыто, остро, ясно и настойчиво...
Эти тезисы всегда толкуются оторванно от контекста и как пророчества о будущем, о судьбе христианства! Конечно, такие толкования тоже возможны, но они вторичны по отношению к главному факту: это напутственное слово своим конкретным апостолам перед конкретным походом для духовного овладения Израилем...
Итак, Иисус предпринял лобовой, революционный штурм - это не стратегия постепенного, эволюционного движения...
Обломались, но, как ни странно, не погибли, не разбежались - ведь сам Иисус всё же в чем-то преуспел...
Яркие детали отдельно я наверняка в других местах толковал, сейчас хочу донести главное...
"Будьте кротки как голуби и и мудры как змеи" - т.е. добры и умны.
Чтобы совершать чудеса, им всё же не хватило смелости?! Как он их не воспламенял, они все равно стушевались... Они, кстати, и в дальнейшем не сильно преуспели и очень сильно уступали Павлу... Павел преследовал христиан, не чувствуя в них огня... не чувствуя в них огня, он не чувствовал родства с ними, ведь сам всегда был огненным... Но потом это убийство невинного, как ни крути, Стефана... - и он решил ознакомиться с христианством поглубже и узнать - по рассказам ещё, а не евангелиям - о самом учителе, Иисусе - и тут он как раз увидел огонь! И почувствовал родное себе, поверил.... (У меня, кстати, похожая история)
Как все экстремисты, он не ценил семью, не боялся устроить в ней войну, призывал любить его больше, чем родителей и так далее... И закономерно его стали называть "вельзевулом", "начальником демонов" и так далее. За людишками не заржавеет, со злоязычием у них по сию пору полный порядок, кого хочешь перетолкуют хоть в плюс, хоть в минус, кого хочешь уронят или вознесут и клевета - это наше всё...
Одиночкам лучше говорить шёпотом и втайне, а коллективу лучше лезть на крышу...
"Вы лучше множества воробьёв" - "вы как стая воробьев"...
Хорошо ли возбуждать в людишках ненависть, провоцировать их? Если бы не было примера Павла, я бы тоже сомневался... Нельзя забывать, что речь идёт о воинственной любви (недавно видел хороший сериал про волонтеров "Плейлист волонтёра" - что-то в этом роде. В любом деле, если хочешь чего-то добиться, то надо биться... И особенно , если приходится идти против течения, против традиции...)
И всё же картина рисуется ужасная, предчувствия у него были ужасные... И зачем же он призывал их лезть в пекло? Кто может такое вынести, не испугаться? Петр, камень, испугался и в самом конце, не то что в самом начале. Я бы тоже испугался. И даже Павел не был таким уж бесстрашным, старался оправдаться перед царями. Иисус оправдаться не пытался, но страшно, трудно и больно было и ему... Христианство по плечу только разбойникам и воинам?! Или же другому полюсу - кротким бабушкам... - как соединить в себе воина и бабушку, смелость и кротость? Голубя и змею? (Я предлагаю свой вариант такого синтеза!) Вообще, одиночки все боятся, а в коллективе все смелые... Наверное, он посылал их парами - тем более , что там было две пары братьев...
Хотя я и очень родственный, но Иисуса безусловно ставлю гораздо выше всей своей родни. От них всех на самом деле я в жизни не видел ничего хорошего, а вот вреда... - по глупости, жадности и чёрствости они ненароком мне всю жизнь испортили... Но не хочу вдаваться в детали, о них уже писал не раз... И это ещё при том, что они не алкаши и вообще вовсе не плохие люди и скорее наоборот и во многом ничуть не хуже меня. Я сам был жадный и глупый слишком во многом - и знаю, как трудно, как невозможно изменить свой характер с привычками. Иисус, евангелия - это единственный шанс... Он, конечно, почти что упущен и мной, но я хотя бы стараюсь не толковать его превратно... - стараюсь не возвращать его в старую религиозную блевотину...
11гл
Тот, не тот; выше, ниже; горе - Хоразин, горе - Вифсаида... - совсем ненужная глава. Местами ещё и неясно написано - эти игры детей никогда не понимал (причём, тут дети глупы, а чуть ниже они уже ставятся в пример!)
И очень сомнительно, что тут обошлось без придумок и искажений. Например, это: "учитесь у меня кротости, сынки"!
Он как бы тут по полной переживает за своё значение - думаю, переживали ученики, причём, много позже, когда писали всё это...
Кругом угрозы адом - я вообще не верю, что Иисус этим занимался. И к городам, как к сущностям, наверняка никогда не обращался...
В конце обещает всем мир и покой - хотя в предыдущей главе приносил меч. (Война за мир, ага - и она действительно легко может кончиться адом... Как и любой неудачный синтез противоположных понятий)
"Вам - мир, вам - ад, а вот вам - борьба" - нет, на самом деле каждому достанется и то, и другое, и третье. Надо бороться, чтобы со своими благими намерениями попасть не в ад, а в настоящий покой...
Но максимализм сохраняется: "Иоанн - это больший из меньших"! "То ли ещё будет". Т.е. христиане предполагались как совсем новая и высшая порода людей, как боги на земле и строители божьего царства на земле. Они все должны были воскрешать и прочее - а всех остальных, ещё не преображенных, людей пасти как стадо овец, воспитывая и оберегая их...
12гл
1-14ст: казалось бы, суббота - это просто день отдыха и обращения к богу, но нет, и тут сделали расписную торбу, идола-недотрогу, загромоздили всё правилами - хуже работы такой отдых!
Никто не обсуждает, что колосья чужие - видимо, срывать и есть дозволялось правилами...
Голодные были, но Иисус не сжалился, не сотворил хлебов. И ведь их сопровождали и встречали целые толпы поклонников - неужели не могли покормить?! ...Жизнь длинна, где-то густо, а где-то пусто. И, может, и голода особого не было, а была привычка пользоваться этой халявой...
Опять про "милости хочу, а не жертвы"... И опять приводит примеры из библии - хорошо знал её, читал, изучал - даром, что бог! (Бог, читающий Библию - картина Репина...)
Пример с упавшей в яму овцой такой наивный и одновременно практичный! Типа, да чего ты, мы, крестьяне всегда делаем исключения во всех этих строгих законах, слабо связанных с реальностью, иначе последнего лишимся...
"Позволяет ли закон исцелять в субботу?" - каково: перед ними чудо, но они по прежнему озабочены только своими правилами, они важнее. Типа, чудеса этого чувака - это уже рутина и обыденность...
"Протяни руку" - может, он действовал на людей гипнотически?! Да, но как гипноз влияет на физические процессы в организме?... Я, например, совершенно не понимаю, откуда берётся эта самая гипнотическая сила...
Если бы Иисус мог исцелить любого, то наверняка он мог бы и погубить любого?! И как есть те, кого стоит исцелять, так есть и те, кого стоит губить?!
14ст: евреи всегда были фанатами законов и цивилизации - ведь они жили в окружении противоположностей, буйной арабской массы, где один закон - семейственность... Но в итоге, у евреев тоже всё на блате для своих, а у арабов тоже закон - мусульманский...
Всё же, такое настойчивое желание убить чудотворца и целителя вызывает недоумение: обычно евреи не убивают своих, раз и обычно они стараются использовать своих выдающихся людей для прославления нации. Типа: у нас даже чудотворцы есть, а у вас? И не важно, что он диссидент (это тоже можно использовать: у нас свобода слова, а у вас?)
15-21ст: опять запрет... "Он исцелял, но запрещал об этом говорить или он не исцелял?" Все молчат, делают загадочные лица, ничего не понять... - мутная история.
И с Исайей муть - очевидно же, что никакой связи с Иисусом в приведенных словах нет! Он спорил и повышал голос! При чем здесь переломленный тростник?! (между прочим, Иисус загубил целую смоковницу) Я уже где-то читал разборы подобных мест - всегда оказывалось, что пророки были заняты сугубо ситуацией Израиля своего времени...
Во многих переводах у Исайи говорится о каком-то слуге, который его сильно радует - не о сыне.
И дважды говорится о "правосудии" - но Иисус принес не суд, а милость. Судить он не советовал...
"На его имя будут надеяться все народы" - это опять не христианство, а тупой религиозный культ, надежда на имя, на героя, а не исполнение учения...
22-23ст: по-отдельности было? - было; теперь делаем тот же фокус в комплексе, в комплекте. Так сказать, эффектное завершение первой части программы - чтобы публику, наконец, пробило и она зачесала репу...
24-28ст: уже было точно такое место, нет?!
То считают, что он дьявол, то - что обычный человек, мы его родню знаем... А то считают богом, но тоже совершенно неправильно... (Отчего и смутились, когда его схватили и распяли)
Фарисеи-то имели в виду, что Вельзевул с помощью своих демонов сыграл спектакль. Он не воевал с ними, а шутейно прогнал ненадолго... Иисусу даже в голову не пришло, что можно играть такие спектакли?! А вот фарисеям пришло...
Любой человек - разделившийся сам в себе и только поэтому еле стоит. А потому, что еле стоит, он ищет железобетонную опору - не надеясь даже с помощью бога и Иисуса избавиться от двойственности, достичь единства и силы... (По крайней мере, я точно всю жизнь был разделенным)
29ст: прямо знаток грабежей!
30ст: т.е. он говорит, что не существует средних людей. Между прочим, очень важный вопрос - мне-то кажется, что наоборот все мы средние. Если и собираем, если и растрачиваем, то очень потихоньку! На нашу жизнь точно хватит... Такое ощущение, что он просто очень нервничал, нажимал, настаивал, торопил... - не хотел верить, что людишки и после него ещё тысячи лет ничуть не изменятся!
... Опять у него воинственное настроение - это на войне ты либо за, либо против, либо свой, либо враг (но мне уже возраст не позволяет воевать!)
Душа человека как вода, а вода всегда стекает... - но по-моему никто не хочет, чтобы его душа стекала ко злу! Все стараются, чтобы она к добру стекала, если и злятся иногда, то быстро спохватываются... Просто все добро понимают по разному и все, по-моему, введены в заблуждение цивилизацией, ее религиями, культурами и прочими традициями... Да, но заблуждение всегда частично, трудно ввести в заблуждение совсем уж черным злом... (Хотя в гражданских войнах ради "добра" убивают брат брата!)
Или всё-таки есть гора - и на гору к Иисусу надо лезть, а если ты хотя бы останавливаешься, то ты и время теряешь, и потихоньку вниз сползаешь. Такое чувство действительно всю жизнь со мной...
31-32ст: уже давно разгадал этот ребус: Иисус отвечает за душевное, человеческое - а оно как вода, какой спрос с воды? Там сплошная изменчивость и эклектика. Сегодня вырыл яму, завтра ее замыло. А вот с умом ("духом") всё не так, всё строго, логика и законы действуют неукоснительно, автоматически, железно и дважды два всегда будет четыре, а если пять получилось, то нет тебе прощения...
Хотя написано всё же криво, как это: "Любой грех и любое кощунство будут прощены людям"?!?! Есть грехи к смерти и любой грех - к болезни. Ничего не простится - будешь болеть, а то и умирать!! Другое дело, что потенциальная возможность искупить свои душевные грехи существует. Ты можешь покаяться и загладить их хорошим поведением и делами. Элементарно искупить вину. Собственно, и "грехи" против ума можно исправить - если удастся поумнеть, если ещё не слишком поздно и так далее...
Откуда взялся этот самый "дух святой"?! Он же ниоткуда возник в текстах! Иисус никому ничего не объяснял, кого или чего он имеет в виду! А ведь говорил рыбакам! Что они могли подумать?! Представляется, опять же, только старик Хоттабыч: он то воплощался, то превращался в дух... А в итоге, на этом таинственном, но невероятно святом и божественном "духе" пышно расцвело религиозное мракобесие. У мракобесов всех религиозных мастей будь здоров дух! И будь здоров борьба за святость. Проспиртуют духом своей религиозной деноминации, ветки, секты, церкви, общины в обязательном порядке - а иначе не свой...
В общем, если дурак и фанатик, то у тебя обязательно будет "дух", а если разумный человек, то будет "ум", и это действительно третье лицо Троицы, невероятно огромная, божественная сущность...
33-37ст: общий смысл понятен и трудно не согласиться, но вообще - хаос и сумбур. И про "узнавание по плодам" уже было... "Узнавать" плоды легко, но "узнавать" дела иногда не легче, чем слова...
То "хорошее" слово, то "плохое", то "пустое"... Какие-то "плохие деревья"! Они все хорошие!
Ясно только, что фарисеев скопом назвал "змеиным отродьем" и пригрозил, что за слова придется отвечать. "Следите за словами", так сказать... "Вельзевулом" назвали и он реально как дьявол взбесился, ага. Но я бы тоже взбесился, если бы на исцеления была такая мерзкая реакция...
Почему она была такая мерзкая? Из-за такого же неверия в чудеса как у меня? Или из-за ревности: они окучивали народец, который ломанулся к Иисусу исцеляться. Да и Иисус считал их конкурентами?! По любому, надо было переждать: против лома нет приема: сначала бы бурчали, но потом тоже бы того... чай, не бессмертные... Просто евреи без злоязычия не могут, надо терпеть чужие недостатки... Т.е. Иисус противопоставляет добрых и злых - и проповедует любовь к врагам! - но сам ведёт себя по злому! (Таких парадоксов в жизни всегда море)
Будет судить за слова... - а это значит, что можно достичь такого развития ума, что можно будет в сплетениях слов разобраться (у меня уже получается?!)
38-45ст: очередной пример текстов, которые не имеют большого значения. Опять бичует, ругается. Опять пахнет вписками последующих проповедников - думаю, это они так сердились на то, что их мало слушают. Кротости здесь ноль целых, ноль десятых - а где нет кротости, там и христианства нет. Бичевателей же всех мастей - миллиарды. Одну только "коррупцию" 9/10-х населения земного шара бичует...
Я вообще не понимаю, что такое "знамения" - разве все эти чудеса не знамения?! Хотели шоу с фейерверком?!
Иисуса распяли в пятницу вечером, а в воскресенье утром его уже в гробнице не было - три дня и три ночи никак не получается (две ночи, один день). Может, он ещё неточно знал?!
И опять у него постоянно на уме ветхий завет, но не в смысле строгостей, жестокостей, правил и ритуалов, а как человеческие истории
Похоже, я тоже не глупее Соломона... Соломон просто собирал нравоучительные сентенции со всего света... Нужно больше Соломона, потому что уже известно на опыте , что нравоучений мало. Я, например, тоже всю жизнь был полон благих намерений и неглупых, правильных сентенций, но до блаженства, до блага, до радости, до христианства мне всё ещё далековато... я лишь расчищаю главные завалы на пути... - по сути, для других стараюсь.
43-45ст: вариация на тему "благие намерения заводят в ад". Как Соломон можешь очистить себя, но потом... У Соломона, как известно, был огромный гарем и вообще он ничего хорошего не сделал... Да и в целом евреи: они выше других поднялись, но именно поэтому глубже упали.
По сути, Иисус тут выступает против чистых уютных гнездышек! Он по-прежнему за движение, а не за общины... (А я всю жизнь думал иначе... Но разве "царство небесное" - это не огромная община? Наверное, "царство небесное" - это как огромное солнце, состоящее из плазмы - оно уже не тухнет. А вот маленькое солнце невозможно, оно не справится с мраком, его обязательно захлестнут "житейские волны" и оно утонет....
46-50 ст: типичное для экстремистов и революционеров пренебрежение родственными узами
А чего они припёрлись, интересно? Всем кагалом, главное - видимо, опасались, что в одиночку с ним не сладить. Всем семейством собирались навалиться...
Тот Иисусу друг и брат, кто исполняет волю его отца небесного. У отца есть воля, но он всё же отец, а не начальник и царь. И он небесный: небеса и солнце - это главы природного мира и это образ всего самого высокого и нежного. Так же нельзя исполнить что-либо без ума...
13гл
1-2ст: это оригинальная притча само по себе: Иисус отделен от народа рекой своей большой души. Народ слишком сухопутный, материалистичный... (Но с другой стороны, душевная вода в нем часто только разводит грязь и образует болото... - по себе знаю! Наверное, это от того, что ума не хватает)
1-9, 18-23 ст: самая знаменитая, хорошо всем известная притча...
Все эти разновидности почв, наверное, в каждом есть. Понять её легко даже совсем слепым и глухим, настолько всё наглядно. (А наглядно всё, потому есть полная аналогия между миром природным и миром духовным)
Но я немного иначе толкую: "по дороге" - это влияние внешнего мира, всяческой суеты; "сорняк" - это конкуренция со стороны других сеятелей: "каменистая, неглубокая почва" - это люди такие, жёсткие и неглубокие. Три главные проблемы, мешающие добру и уму влиять на людей...
10-17ст: опять сомнительное место: "нам дано, им не дано" - таинственные вы наши... Люди слепы-глухи только по перечисленным выше трем причинам и они всегда считают, что у них в глазах бинокли, в которые они видят все тайны! И этот простой крестьянский метод лучше любых тайн, любой мистики...
12ст: такое ощущение, что действует и такой механизм и обратный - выравнивающий всех (тайна, когда действует один и когда - другой?! Причем, во мне явно действуют оба: в одних сферах у меня прут урожаи, всё умножается, а в других мне никак не удается выбиться из общей массы и нередко я остаюсь вовсе ни с чем, лишаюсь последних способностей...)
"Сердце этого народа ожесточилось" - да, жизнь испокон такова, что формируются жёсткие, неглубокие люди с каменными, а не плотяными сердцами... С природой воюют, друг с другом воюют, с умом тоже воюют, ибо всегда своей обладают концепцией... Иисус тоже воюет, но он гораздо ярче обозначил другую сторону - сторону добра... Он сделал сбалансированную, а не перекошенную систему - и сразу лодка поплыла. В перекошенном же виде человек может жить только стационарно, жёстко и косно... (А иначе он с катушек слетит, чокнется или начнет как зверь воевать - говно, как известно, лучше не трогать, не злить, "не доводить")
Только добро делает мягким - а мягкость нужна для гибкости, без которой не бывает ума! Важнейшая вещь, которую люди никак не могут понять. Они ожесточается в своей борьбе, но в жёстком виде добиваются меньшего, чем мягкий и не воинственный, потому что гибкий ум - это главная сила...
И для соблюдения баланса добра и воинственности должно быть одинаково...
А худшие люди: вроде не воинственные, но недобрые - лукавые вредители, потребители, подставлятели и так далее... Воинственность - это горячность и откровенность, таковы и Иисус и Павел...
24-30ст: одни семена и растения сотворил бог, а другие - враг?!
Так или иначе, но принцип "лес рубят - щепки летят" отвергнут... Люди - это всегда смешанное поле и мы не можем прополоть самих себя (чужих легче, ведь со стороны виднее?! Тут опять двоякость, ведь верно и обратное...)
Но если не пропалывать, то сорняк вообще всё заглушит?! Он же мощнее. Причем, именно так и происходит не только на полях, но и в душах... Может, опять это приписка немощных последователей? Мол, лучше ничего не трогать, а то станет ещё хуже. Лучше весь сор заметать под ковёр...
Нет, сорняки бывают разные и сильные, и слабые - и имеются в виду те, которые наше плодовое растение вполне может осилить в процессе роста, без всякого объявления войны. А с сильным сорняком, конечно, надо насмерть воевать (или использовать его силу?! Делать врага другом...). Борьба со слабыми сорняками - это чистоплюйское требование идеала ; в реальной жизни и борьбе такие требования неуместны...
А то написано так, будто мы не должны бороться с дьяволом, с врагом - нет, напротив, просто мы не должны быть недотрогами и чистоплюями - должны хладнокровно мириться со своим несовершенством...
Сорняки не связывают в пучки?! Кучей накидал и всё!
Бог сожжет нас настолько, насколько мы для него сорняки, а возьмёт себе только хорошее в нас, доброе, умное и сильное. И я согласен! Я буду только рад. И пусть я стану в результате маленьким или плоским - что поделать, если я не смог нормально освоить свои остальные пространства...
31-32ст: хоть он и плотник, но всё крестьянское, природное ему близко, мило, интересно и о многом говорит. Я, кстати, не видел этого растения - и почему-то в предыдущие прочтения мне казалось, что речь об огромном дереве - нет, оно просто становится больше огородных растений и становится как дерево, как большой куст...
Учение о троице, например, очень малО, компактно, а последствия имеет необозримые, на нем можно выстроить целый небоскреб. Или наоборот, нечто предельно широкое - удержать всю землю, как на трёх китах! (Кстати, притча о трёх китах всегда мне нравилась - и она тоже не могла возникнуть случайно)
И птичек он тоже приметил... И размеры семян сравнивал...
Иисус хотел вырасти и стать больше других на общем религиозном огороде...
33ст: это женщинам понятно, хозяйкам - с интересом наблюдал он и за ними ...
Закваска, соль, зерно, свеча... - всё небольшие, но ключевые вещи (сам ключ тоже мог бы привести в пример, хотя в те времена они, наверное, ещё не были в ходу) Иисус - это не безобразно растекающиеся по древу буддисты и прочие религиозные болтуны... Важно в огромное тело ветхого завета, обычного религиозного подхода внести принципиально новые элементы, чтобы всё преобразилось до неузнаваемости, чтобы ожило мёртвое, стало светлым тёмное, вкусным несъедобное , чтобы задвигалось неподвижное, стало человечным и божественным звериное и роботообразное... Иисус - это сердце, Павел - это пламенный мотор. Они работают, потому что у них есть великая цель построения царствия небесного на земле (обычно она заглушена сорняками цивилизаций, которые тоже претендуют на рай на земле, коммунизм и демократию)
Так у меня то же самое: я подобрал, наконец, правильный ключ к пониманию нового завета и сразу все двери открылись, всё тесто евангелий вскисло, пышно взошло...
34-35ст: пророка опять побоку, это было важно тогда, а не сейчас (важна была ссылка на авторитет... - но это и плохо, что даже Иисус (или апостолы) всё ещё зависимы от старых авторитетов... не просто плохо, а губительно - это то самое вливание нового вина с оглядкой на старые мехи. Эти оглядки в итоге превратили христианство в обычные соляные столбы...)
Притчи - это призыв наблюдать за природой, учиться у неё... Наблюдать не только в поисках практической пользы, но и духовных параллелей...
Притчи - это находка для общения с народом - это ему интересно и понятно. О если бы народ пошёл именно по этому пути, а не по пути ритуальных религиозных бормотаний, бесчисленных бабских суеверий, десятины и перепоручения духовных вопросов пузатым священникам, которые всё превращают в мертвую схоластику...
37-43ст: как же всё криво! И опять сказку добавили! "Бог пошлёт своих ангелов" и те всё наладят - где ангелы, там всегда сказка! Никто ничего чудесным образом не наладит, самим надо трудиться
44ст: да, евангелия - это клад, хотя там вместе с золотом лежат и фальшивые монеты (я, кстати, тоже клад, затерянный в бескрайнем поле интернета)
И тут перекличка с "двумя господами": надо продать ценности одного , чтобы купить ценности другого, настоящего (конечно, существует немало примеров обратной продажи - например, Исав и Иуда).
Иисус не предлагает продать поле и заняться поиском клада, он предлагает увидеть клад в обладании полем и продать всё остальное для того, чтобы купить себе поле и заняться крестьянским трудом. А что "остальное"? - видимо, побрякушки цивилизации...
45-46ст: у меня такая история: у меня было конкретное ощущение открытия чего-то бесконечно важного - и я не мог не забросить всё остальное (но слишком слабо забросил, многие тяжеленные баулы так и протаскал всю жизнь, отчего только к старости многое из нового во мне по настоящему окрепло и созрело. И хорошо ещё, что мне уже подарена достаточно длинная жизнь...)
47-50ст: про клады и поля знает, про купцов и жемчуг знает, теперь про отбор хорошей рыбы знает - всю жизнь знает. И я свою "рыбу" тоже частенько перебираю, выбрасывая экземпляры похуже. Можно же в посредственной "рыбе", посредственных трудах и людях утонуть как в море, всего этого всегда полным-полно. Она ведь с одной стороны посредственная, а с другой вполне себе ничего , "может пригодиться ", "сойдёт и так" и прочее. Моя жадность, например, не велит ничего выбрасывать...
Вообще, плохой рыбы не существует, конечно - это же похоже на пренебрежение теми бедняками, к которым он пришёл! Хочу, мол, рыбу богатую - и сам хочешь стать богачом?! На бедной-то не разбогатеешь. Он, может быть, сначала и проповедовал богатым, знатным и религиозным начальникам и только тогда, когда те на его пир не пошли, он отряс прах со своих сандалий и обратился к голытьбе... (Эта же логика потом привела и к ловле ничего не смыслящих язычников, которых Иисус вообще-то ни в грош не ставил и называл псами. И правильно, в общем, называл... Да и среди голытьбы, как ни старайся, обязательно наткнешься на Иуду или же Фому...)
А тут рыба не только плохая, но и злая и отправляют ее в ад, где скрежет зубовный (скрежещет ли рыба зубами на раскаленной сковородке?!) ...Но злая рыба всё же ещё как имеется - это же все хищники, не только барракуда, но и щука... Да они там почти все злые, если касаться червяков... Злые люди как злые звери... - но тогда получается, что предопределение существует, ведь хищник не сам выбирает свою участь. Сплошь и рядом дети действительно наследуют своим отцам и матерям... - но не всегда, аналогия не полная, не железная - и свою участь человек может изменить, хотя при ином наследстве это сделать совсем непросто...
Рыбаки отсеивают не плохую рыбу, а мелкую и здоровых хищников ещё как берут... - похоже, Иисус в рыбалке всё же не очень разбирался (я, кстати, тоже в этом полный ноль). Может, своим рыбакам-апостолам хотел найти пример наглядный , но получилось неудачно (и рыбаки его почему-то не поправили... - потому что это евангелие писал не рыбак, а мытарь?)
Кстати , купец с жемчужиной тоже похож скорее на персонажа из авантюрного романа...
Кстати, и тесто с закваской снова вспомнил: древние евреи предпочитали опресноки, которые, видимо, символизируют пресную логику законов... Хотя и история про клад из приключенческой книжки...
Кем-то явно возлюблен был скрежет зубовный - уже не в первый раз встречается - и , думаю, не Иисусом... Сам кто-то зубами скрежетал и что хотел Иисусу приписывал...
Что имелось в виду в 52 стихе вообще не понял... Видимо, книжник, как простой дурак, может насобирать всё подряд, и хорошее и дурное - он же книжник, а не умник и просто коллекционирует различные варианты мнений...
53-58ст: в некоторых переводах написано про "мудрость и силу", а в некоторых про "мудрость и силу творить чудеса" - наглядный пример приписок!
И когда для чудес нужна вера, то разве это не подозрительно?! Верующий верит в силу плацебо, он видит все пристрастно, искаженно, видит то, что хочет видеть, во что верит...
Всё же, его называют не плотником, а сыном плотника - плотнику трудно выкроить достаточно времени для того, чтобы набраться мудрости... И плотницких притч у него не больше других, и они не глубже - просто видел работу отца...
И не было такого, что он уже блистал на родине, в провинции, хотя вся страна его ещё не знала - что является распространенным сюжетом... Видимо, был сильно погружён в себя. Ведь так-то он уже в двенадцать был премудр как профессор...
Свидетельство о публикации №224122600176