Тору на свалку истории?
Бесплодные споры
Во многих протестантских церквях идут горячие споры об актуальности Закона Божьего (евр. Тора). Кстати, еврейское слово «Тора» (Пятикнижие Моисея) имеет несколько значений, так что в переводе на русский язык оно не только «закон» означает, но и «учение, указание, предписание». Это надо бы иметь ввиду прихожанам, которые утверждают, что Закон Божий для нас, новозаветных христиан, упразднён...
Да, спасаемся мы не на основании исполнения всего комплекса старозаветных законов и традиционного иудейского законничества, а благодаря милости Божией, явившуюся нам через великую жертву благословенного Сына Божьего - Иисуса Христа (евр.: Иешуа Хамашиах).
Закон, говорит Библия, свят, добр, духовен и дан нам на века. Сам Мессия-Христос сказал:«Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф. 5:17-18).
Наш священный долг - повиноваться Закону Божьему. Так говорит Священное Писание: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом Все для человека”. (Еккл. 12:13). А любимый ученик Иисуса апостол Иоанн написал для нас с вами буквально следующее: «Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его , в том истинно любовь Божия совершилась» (1Ин. 2:4-5). Апостол Иаков подтверждает и добавляет к написанному Иоанном: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Пылилась на полке
Один из родственников моей супруги убеждён, что если бы у него, будучи в СССР, была Библия и если бы в их селе собирались верующие, то непременно подключился бы к ним и было бы у него куда больше познаний Бога и добрых дел... Ошибается! И Библии были, пусть не так уж и много, и собрания были, пусть даже и в частных домах, но проводились. Просто родственник этот, как и все граждане Союза, «варился» в атеистической системе и непроизвольно делал то, что делали все. Иначе подняли бы его на смех и записали бы в сектанты, со всеми вытекющими отсюда выводами.
У автора этой статьи Библия уже с 1980-то года имелась. До самого отъезда на историческую свою родину она пылилась на полке. Открыл её много позже, и то лишь из-за того, что нагрянула большая личная беда, в которой помочь некому было. А зачем ждать, пока петух клюнет? У каждого человека и в любой обстановке открыт путь к Богу. Так что оправданий тому родственнику искать не пристало. Верить, молиться и вести порядочный образ жизни всегда и во везде есть возможность. Даже в тюрьме и в странах, народ которых исповедует другуею религию. Всё зависит от желания и воли человека.
Но вернёмся к теме. Иные верующие как-то из вида выпускают, что Десять Заповедей (греч.: Декалог) взяты именно из Торы (Исх. 20:1-17), а это означает, что под понятиями «заповеди» и «слово» в письме Иоанна (1Ин. 2:4-5), конечно же, подразумеваются Законы Божьи, которые, согласно уже первому Псалму, следует исполнять, ибо такова воля Всевышнего, Бога, который желает, чтобы мы, люди, выбрали жизнь (вечную, разумеется), а не смерть (Втор. 30:19).
Полностью исполнить данный Моисею на святой горе Закон Бога живого смог только, зачатый от Духа Святого, безгрешный агнец Иешуа. И это — благодаря своей безграничной любви к Отцу и Его чадам. Нам же, как и сынам Иакова, уставы и постановления Бога Израилева даны потому, что через них, то есть, через Закон, познаем грехи свои (Рим. 3:20). А верою в Творца мы от Закона этого не то что избавляемся, а как раз наоборот: утверждаем его! (Рим. 3:27-31).
Только евреям?
Знаю одного брата, который искренне интересуется всем, что касается обсуждаемой здесь темы. Он очень удивлён тем, что многие верующие не понимают значение и назначение Уставов и Постановленией Божьих. И действительно: иные христиане даже считают, что Закон Божий дан только евреям и что они, иудеи, как бы приватизировали Ветхий Завет (евр.: Танах) и только благодаря христианству он, в конце концов, распространился и на другие народы... Так ли это? И не наоборот ли?
Фактическое желание Бога – «чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную» (Ин. 3:16). Священное Слово, если хотите, Закон Премудрого Владыки – это как бы инструкция для правильного использования установленных для всех без исключения человеков морально- нравственных Законов.
Владыке было угодно, чтобы евреи первыми из всех народов начали учиться жить согласно этой инструкции и до определенного времени, сами поднимались по лестнице духовного развития и роста, чтобы в итоге быть способными выступить посланниками, глашатаями Бога для всего Мира. И вот, когда настал нужный момент, Всевышний послал подготовленных для евангелизации учеников Христа для оповещения язычников о том, что и они сотворены и любимы Богом, но, как и евреи, увы, пребывают в грехе. Однако, несмотря на человеческую греховность, все имеют шанс на спасение! Вы — тоже, уважаемый читатель.
Духовные университеты
До определённого времени народ Израиля не имел задания помочь всем народам обратиться к Богу и учить их жизни по его, Адоная (Господа, иврит), мудрым Правилам. Кстати, в нынешней системе образования такой же принцип: учителя не могут учить других до тех пор, пока сами не научаться всем необходимым знаниям, пока не закончат соответствующие учебные заведения. Так было и с Израилем. Ему тоже сначало нужно было пройти свои жизненные и духовные университеты.
Все апостолы и первые их ученики были евреями. Уже за первый год существования Новозаветной общины в Иерусалиме через её служение покаялись, согласно книге Деяний апостолов, тысячи евреев. А через пару десятков лет число их во много раз увеличилось. Религиозные бщины, если хотите, церкви стали появляться сначала во всём Израиле, затем, по ходу евангелизации язычников Павлом и другими апостолами, в рассеянии - на Ближнем и Среднем Востоке и даже в Африке, Индии и так далее. Параллельно с благовествованием, избранные ходоки Адоная вели хронику, писали книги, вошедшие позже в Новый Завет.
Итак, начальное распространение среди язычников Танаха и Доброй Вести о приближении Царства Небесного — чисто заслуга Израильских вестников, подавляющее большинство из которых были потомками Авраама. Для них, мессианских (верующих в Мессию-Христа) евреев, одинаково дороги и ценны были как Старый Завет, так и Новый. А вот в христианской практике бывших язычников Танах зачастую ставился и ставится в иных конфессиях и деноминациях сегодня ещё на более низкое положение, по сравнению с Евангелиями и письмами апостолов и богословов. Может быть потому, что в Танахе уж больно много говорится об Израиле; о бесконечных войнах между собой и с врагами; о множестве вечных для них обетований; об отеческой любви Адоная к избранному Им народу? С небезызвестной теорией замещения Израиля Церковью, такие, казалось бы явные преимущества евреев перед неевреями, никак не стыкуются... Некоторые малые церкви даже свою собственную теологию сочинили. По ней выходит, что христиане — народ небесный, а евреи... земной. Где такое в Библии написано или где хотя бы есть намёки на такую градацию единой Церкви, как народа Божьего?
Как бы библейские тексты ни интерпретировались, у Бога все равны (Гал. 3:28), ибо все есть грешники (Рим. 3:10-31). А прощённые и духовно возрождённые чада Божьи, независимо от пола и нации, все в Господе нашем Иисусе Христе (Кол. 2:6-7). Но, поскольку Христос — в Отце (Ин. 14:10), то и мы с вами, дорогие братья и сёстры, осознаём мы это нет ли, - вместе с Иешуа в Отце нашем Небесном — Боге ЯХВЕ. Это, на мой взгляд, самая главная и самая радостная весть за всё время существования человечества!
На второй план
Среди некоторых христиан бытует мнение, что наш Господь Иисус Христос распял на кресте уже устаревший и исчерпавший себя Закон Божий. То есть Тору.
В качестве доказательства приводят строчки из второго письма Павла коринфянам и из письма колосянам («2Кор. 3:4-8 и Кол: 2:14). Если Павел этим хотел сказать, что Зконы Божьи отныне недействительны, то как мог он потом написать следующее: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16)? Под выражением «всё Писание» понимается сегодня вся Библия, включая первую её часть — Ветхий завет. Но если он богодухновен и полезен всем людям, то как мог Иешуа эту Тору распять, уничтожить? А если и, то, выходит, и Декалог распят, ибо он, повторюсь, взят именно из Торы! И что же тогда нам остаётся в качестве ориентира для суетной и кратковременной нашей жизни? Как нам относиться друг к другу и, главное, к Творцу нашему, не зная Его воли, уставов и повелений?
Признаем, что в Кол. 2:14 говорится не о приговоре, якобы, обветшалому Закону, а о приговоре совершённым нами грехам, которые, согласно Закона, были против нас, ибо расплата за грех — смерть (Рим. 6:23). Другими словами, в этом стихе речь идёт об отпущении грехов крестною смертью Христа Спасителя. Под «рукописанием», которое Господь пригвоздил ко Кресту, наверняка, подразумевается долговое обязательство, которое взяли на себя освобождённые из египетского плена евреи при Синае. Они обязались исполнять волю Божию, но обещание своё они, к сожалению, не выполнили и «расписка» эта стала недействительной.
Так вот, Великая Жертва Христа как раз-то и спасла верующих человеков от возмездия за непослушание Всевышнему. За грехи. Вынесенный всем нам (преступившим Закон грешникам), приговор был Иисусом ликвидирован раз и навсегда! А если бы в приведённом выше стихе имелась ввиду пригвожденная ко Кресту Тора, то это было бы явным противоречием со стихом о её великой пользе, святости и потому — безвременности.
Оттеснение Танаха на второй план произошло ещё и потому, что иудеи, даже после появления Евангелий, всё ещё считали священным и действительным только лишь свой Танах. Чтобы их отвлечь от столь ложного представления о роли принципиально нового Учения Христа, Евангелий и писем апостолов, церковное священство и богословы того времени начали приписывать Старому Завету второстепенную роль. По-видимому, эта концепция и осталась отчасти в догматике и традиционном мышлении христианства. Отсюда и превратное толкование некоторых стихов о праведных Законах Всевышнего.
Непослушные сыновья
Если Новый завет в Иешуа заменил собой старый еврейский завет или там закон, то зачем нам вообще читать книги Ветхого Завета? И зачем богословы включили его в Библию? Чтобы это понять, продолжим исследование стихов, касающихся Закона.
В Послании к Евреям 8:13 пророк говорит: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». На основании этого стиха и благодаря тому, что Иешуа исполнил весь Закон, многие христиане считают, что нет больше необходимости в громоздком и проблематичном Ветхом Завете, в котором то и дело убивают друг друга, забрасывают непослушных сыновей камнями, запрещают есть вкусные продукты, смешивать волокна в одежде и т.д.
Многие спрашивают себя: «Что нам с этим делать?». Знакомый мне директор образцовой школы в Кёльне так и сказал: «Что? Ты веришь в этого кровавого Бога Израиля? Так он ведь только и умеет, что мучить и убивать...». А то, что Бог есть любовь, директор не в состоянии был понять. И потом, ведь не Бог убивал людей, а они друг друга мучили, гнали, убивали.
Как бы там ни было, но зачеркнуть еврейские Писания было бы ужасной ошибкой. Когда Павел писал, что всё Писание богодухновенно, он имел ввиду именно Еврейские Писания, а не Новый Завет. Последний к тому времени только писался. И сам Иешуа сказал, что «не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35). И пришёл Он на Землю не нарушить, а исполнить Закон, данный нам Его Отцом.
Загадки еврейских традиций
Если бы люди внимательно, с почтением и молитвою читали Библию, нашли бы в Танахе столько же примеров ошеломляющей благодати, милосердия и радикальной любви Отца нашего Небесного, как и в Новом Завете.
Есть, конечно же, и отрывки, трудные для понимания. Но сложные для осмысления стихи ведь и в Новом Завете имеются. Чтобы хоть частично разобраться в них следовало бы немного ознакомиться с историей, культурой и традициями еврейского народа, обзавестись комментариями еврейских мессианских авторов, которые лучше нас разбираются в том, что оставили нам их предшественники.
Всевышний с легкостью мог бы ослепить нас своими блеском, славой и невиданными чудесами, так что сразу бы без всякого чтения поверили бы в его могущество и господство и, ослеплённые, как некогда Павел, упали бы на колени... И навеки бы остались ему верны. Но Бог этого не делает. Он акцептирует и уважает нашу с вами, дорогие читатели, свободную волю и свободный выбор. Он любит нас и хочет, чтобы мы тоже любили Его и Слово Его. Любили добровольно, а не по принуждению. Бог хочет, чтобы мы усердно искали Его, доверяли Ему и убедились, наконец, в том, что Он есть, всемогущий и мудрый Творец всего и вся; Он есть справедливый и любящий нас Отец.
На все наши вопросы, безусловно, есть ответы, но они нам, как и всё в нашей жизни, легко и просто не даются. Но, кто ищет — находит. Кто просит — тому даётся. Разве не так?
Однажды в разговоре с одной женщиной выяснилось, что она читает Ветхий Завет, но, к сожалению, ничего не понимает. Я ей посоветовал начать читать, предварительно отбросив все свои марксистско-ленинские познания и былой житейские опыт; вымолить у Бога помощи в усвоении прочитанного и над каждым стихом, оказией или происшествием подумать, попытаться понять почему именно так всё случилось. Через неделю она радостно сообщила, что да, стала уже кое что понимать и с большим интересом продолжает чтение. Слава Богу!
Формальный подход
Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «Закон добр, если кто законно употребляет его» (1 Тим. 1:8). Чтобы это и вообще всё, чему учит нас мудрая еврейская Книга всех книг понять, нужна целая жизнь. Особенно сложным оказались как восприятие, так и исполнение Законов Божьих.
Павел хотел, чтобы его правильно поняли. Он, знаток Торы, ни в коем случае не стремился принизить Закон, который сам рассматривал как "святой, праведный и добрый" (Рим. 7:12). Апостол просто хотел подчеркнуть, что закон добр к нам только в том случае, если употреблять его должным образом (законно). Что Павел осуждал, так это неверный, законнический, то есть, формальный подход к Учению Моисея - к Торе (ср. Гал. 3:19,24).
Нам известно, что Тора предназначена не столько для тех, кто праведен в глазах Бога, но для тех, кто не прислушиваются к ней, противятся ей. Таковыми, как правило, являются люди нечестивые. Они непокорны. Порочны. Любят только суетные мирские блага. Не признают отцов и матерей. Пьянствуют и развратничают. Совершают преступления.
Мерилом того, что было «здравым учением» и что таковым не являлось для апостола Павла было, конечно же, славное благовестие Бога о Сыне Своём единородном — Христе. Эту благую весть Владыка вверил своим верным слугам - апостолам (ср. 1Фес. 2:4; Тит. 1:3). А те уже распространили её в Израиле и близлежащих странах (Деян. 20:17-27).
Секрет Закона...
Понятно, что сегодня, практически, уже больше невозможно и потому не обязательно нужно соблюдать подавляющее большинство (613), так называемых, Моисеевых законов. Невозможно из-за реальных условий, в которых мы живём. Например, вопросы, связанные с рабовладением или ритуалами очищения, более неприменимы. Избежать присутствие в диете жира (Левит 3:17 ) — тоже невозможно. Детей своих, если они нас злословят, камнями не побьём (Левит 20:9). Головы свои кружком не выстригаем и края бороды, если таковая вообще имеется, не портим (Левит 19:27). И геев с лесбиянками мы не убиваем, как предписано в книге Левит (20:13), хотя и осуждаем их грехи.
Все, что мы теперь, можем делать по отношению к Закону, это соблюдать Заповеди, не относящиеся к Храму, священству и системе жертвоприношений. Несмотря на то, что Божий Закон, будучи богодухновенным, продолжает нам говорить, мы должны учитывать, что дан он был народу Израилеву 3500 лет тому назад. Дан был для того, чтобы на древнем Ближнем Востоке родился новый (Божий!) народ. Народ, через который (или благодаря которому, как угодно) мы с вами, дорогие братья и сёстры, и вообще все верующие в жертву Христа Иисуса, фактически спасены (Ин. 4:22).
Сам Мессия дал всем нам следующий совет: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Ближайший после этого стих уточняет, на какие конкретно заповеди ссылается Иешуа: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас...» (Ин. 15:12,17). Почему обязательно любить объяснил Павел: «Любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). Слышите? Исполнил, а не проигнорировал!
Нет любви — нет ничего. И обсуждать в таком случае тоже нечего.
Вместе с ребёнком?
Тору - на свалку? Да нет, конечно! Нельзя воду из ванны выливать вместе с ребёнком! Заповеди Синайского Завета продолжают жить и действовать как инспирированные Святым Духом Божьим еврейские Писания.
Закон по-прежнему играет колоссальную роль в нашей практической жизни. Он свидетельствует о человеческих грехах, указывает на Мессию-Христа, даёт нам знания о Боге, обогащает мудростью, углубляет наше понимание личности Иешуа и Его великого, просто неоценимого труда и подвига, совершённого Им ради нас с вами, уважаемые читатели проза.ру.
Именно Закон подвигает нас на любовь к Богу и ближним. Израильский Царь Давид не зря написал, что «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи... они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Пс. 18:9-12). Спросите какая награда? Ответ: вечная жизнь с Божьем Доме. То есть, в Царстве Небесном.
Ещё раз: если будем соблюдать уставы и постановления Господа Бога, получим великую награду! Так стоит держаться Законов Божьих или нет? Надеюсь, для большинства читателей вопрос сей чисто риторический.
Тора, как Учение для народа Божьего, никогда на свалке истории не окажется. Она свята. Она дана нам навечно. И слава Богу!
Петер Браун
Свидетельство о публикации №224122601799
Однако заповеди Закона, верующему в Иисуса Христа человеку, не нужны.
Зачем человеку нужна ветхая заповедь "не убий", если у него есть заповедь ЛЮБИ?
Не пойдёт любящий человек убивать, грабить своего ближнего, спать с его женой.
Любящий человек даже огорчить не может другого человека.
Валекий Черненко 09.01.2025 07:38 Заявить о нарушении
в одном из ответов на Ваши рецензии я допустил ошибку в Вашем имени (по инерции написал "Валерий"). Прошу прощения за эту свою невнимательность.
Что же касается Вашего мнения по поводу сомнительной необходимости Божьих заповедей, то тут я не могу с Вами согласиться. Я считаю так же, как считали апостолы, а именно: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек". Если у грешника, а им, увы, является каждый человек, есть заповедь "Не убий", то это вовсе ещё не означает, что он, грешник, не будет убивать. Даже любящие и убивают, и грабят, и развратничают и, конечно же, огорчают. Может быть именно потому, что, как и Вы, воспринимают Библию не как Слово Бога живого и жизненный путеводитель, а всего лишь как "научную книгу"?
Другое дело, если бы мы были наполнены любовью, какая имелась у Сына Всевышнего, который и есть Любовь. Любовь Христа победила и исполнила Закон. Мы же только стремимся к этому, но никогда, будучи в инфицированном змеем теле, не достигнем этой духовной планки. Если бы сами могли подняться до идеального уровня Христа, то не нужна была бы Его жертва.
Петер Браун 15.01.2025 23:42 Заявить о нарушении
Такой человек любит не ближнего своего, а себя он любит больше всего на свете.
...Что касается Закона, то это Закон был дан только еврейскому народу и дан он был до времени пришествия семени. Как только Иисус умер по Закону - Закон прекратил своё действие на земле.
И мы читаем, что апостолы, будучи Иудеями, жили не по-Иудейски, а по-язычески, то есть не по Закону.(Галатам 2:12-16).
И если они, порой, исполняли некоторые обряды Закона, то только для того, что бы донести Христа до своих братьев евреев.
...Для всех людей действует лишь одно определение, данное Богом человеку от самого начала: "если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит" (Бытие 4:7).
Именно по этому определению Господь будет судить все народы (Матфея 25:31-46).
(Верующие в Иисуса Христа на этот суд не приходят)..
Валекий Черненко 16.01.2025 14:13 Заявить о нарушении