Субботний мотивационный сеанс в синагоге

====  Введение к формируемому сборнику «Субботний мотивационный сеанс в синагоге»

Воспользуюсь пособием «Утреннее богослужение в субботу», составленное для консервативной синагоги Бет Йисраэль в Нетании духовным руководителем равом Хилель Йизраэли.

Для русскоговорящих участников сразу же сделана успокаивающая оговорка: «тот, кто не понимает на иврите достаточно хорошо, может молиться на любом языке, который он знает достаточно хорошо… основа молитвы – это настроение вашего сердца в тот момент, когда вы обращаетесь к Богу, а не язык, на котором вы выражаете свои чувства и мысли. Именно это душевное настроение (на иврите оно называется кавана) делает молитву плодотворной, облегчающей и обогащающей душу молящегося».

Утреннее богослужение в субботу (шахарит) длится около двух часов и состоит из последовательности 16-ти молитв и церемониальных действий, обеспечивающих целенаправленное нарастание ориентированности и мотивированности молящихся.

Предполагаю (весьма вероятно, что в литературе это представлено содержательнее и яснее, но я только знакомлюсь с возможностями храмового воздействия), что это подготавливает участников к последующей индивидуальной и коллективной эффективной деятельности по актуализации своих потенциалов в осуществление декларируемых высоких целей.

Попытаюсь анализом этих 16-ти молитв/действий определить этот механизм наращивания ориентированности и мотивированности большой группы заметно достойных людей.
В данной главке рассмотрю последовательность из первых шести ступеней наращивания ориентированности и мотивированности к эффективному проживанию себя (схема вверху над текстом).
7-я ступень опубликована в главке "7 личностная ответственность перед жизнью".
         
Это серия благословений, которые произносятся в начале еврейских утренних служб. Благословения представляют собой благодарность Богу за обновление дня.
Зарождается или, если уже имеется некоторая побужденность, она усиливается и концентрируется к готовности прожить – использовать себя – в этот день для эффективного (результативного, этичного и рационального/экономичного) поддержания ЖИЗНИ.

Аль нетилат ядаим .Это благословение символизирует чистоту рук после ритуального осквернения.

Мыть руки всем евреям - небиблейское указание раввинов, в соответствии с  фарисейскими представлениями о ритуальной чистоте (https://ru.wikipedia.org/wiki/Нетилат-ядаим).

«Целью всякого омовения являются очищение от нечистоты и приготовление ко святому».
Символизирует концентрацию внимания и усилий на противостоянии «нечистому» - пребыванию в неприемлемом субботнем («шабатнем»!) состоянии – недобрых переживаний, мелочных забот, лени и т. п. ориентирует напрячься сосредоточиться на таком продумывании глубоко сущностных проблем, которое невозможно в суете будничных озабоченностей.

История с фарисеями представляет пример, иллюстрирующий работоспособность приёма «омовение» в качестве мотиватора при подступе к проработке сложной проблемной ситуации.

Фарисеи («отделившиеся») - религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма; одна из трёх древнееврейских философских школ. Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма.
Конфликты между фарисеями и саддукеями, этими политическими сектами в религиозной оболочке, происходили в контексте гораздо более широких и давних социальных и религиозных конфликтов среди евреев, усугублённых Римским завоеванием. С одной стороны, основание конфликтов было культурным - между теми, кто поддерживал  эллинизацию (саддукеи), и теми, кто сопротивлялся ей (фарисеи).

Иосиф Флавий утверждал, что фарисеи пользовались полной поддержкой и уважением среди простых людей, по-видимому, в отличие от более элитарных саддукеев, которые были высшим классом. Фарисеи претендовали на авторитет Моисея для своего толкования еврейских законов, в то время как саддукеи представляли власть жреческих привилегий и прерогатив, установленных со времён Соломона, когда Садок, их предок, служил в качестве первосвященника. Выражение «простой народ» в писаниях Иосифа Флавия предполагает, что большинство евреев были «просто еврейскими людьми», не входившими ни в какие группы.

Около 200 года н. э. Иехуда ха-Наси отредактировал Мишну, авторитетную кодификацию фарисейских толкований. Мишна собрала устные толкования и традиции фарисеев, а затем и раввинов в единый авторитетный текст, что позволило устной традиции в иудаизме пережить разрушение Второго Храма, Большинство авторитетов, цитируемых в Мишне, жили после разрушения храма в 70 году н. э. и это знаменует начало перехода от фарисейского к раввинистскому иудаизму.

В 539 году до н. э. персы завоевали Вавилон, а в 537 году до нашей эры Кир Великий позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить храм. Однако он не допустил восстановления иудейской монархии, которая оставила иудейских священников в качестве господствующей власти. Без сдерживающей власти монархии авторитет храма в общественной жизни был усилен. Примерно в это же время появилась партия саддукеев -  партия священников и союзных им элит.

Похоже (М.Х), что мудрый Кир поступил с еврейской массой так же, как «Запад» (прежде всего, Америка) поступил с европейской еврейской массой, выжившей во 2МВ. Не дал сформироваться эффективной государственности, которая определила бы ОБЪЕКТИВНЫЕ потребности выживания этой массы, а обеспечил правящую роль священнического слоя – слоя готовых, по настроенности, и подготовленных, по умениям, приспосабливаться к внешней силе (в тот век до нашей эры – к персам; в наше время – к «Западу», прежде всего, к англоязычному «Западу»). А «внешние силы», естественно, принципиально готовы и подготавливаются к тому, чтобы использовать еврейскую массу в качестве рационально расходуемого ресурсного материала. Расходовать, например, для «поднятия с колен» собственной этноресурсной массы «внешней силы», как это было в гитлеровском проекте возрождения величия немцев. Или, например, в качестве форпоста на пути вражеского наката – для максимальной задержки и ослабления наката.

Ашер яцар - благословение, связанное с работой человеческого тела.

Цель этого благословения - поблагодарить Бога за хорошее здоровье.
Преодолеть недомогания, доступные преодолению при соответствующей настроенности, чтобы отмобилизовать как можно больше своего эмоционального и интеллектуального ресурса для начинаемой работы по уточнению ориентиров и усилению мотивации к работе с глубоко сущностными проблемами.

====  Текст благословения

"Благословен Ты, Адонай, наш Бог, Царь вселенной, Который наделил человека мудростью и создал внутри него множество открытий и много пустых мест. Это очевидно и известно еще до Вашего Почетного места что, если хотя бы один из них будет открыт, или если хотя бы один из них был бы запечатан, выжить было бы невозможно и предстать перед Тобой даже на один час. Благословен Ты, Адонай, Исцеляющий всякую плоть и действующий чудесно."

Английский:

"Blessed are You, Adonai, our God, King of the universe, Who formed man with wisdom and created within him many openings and many hollow spaces. It is obvious and known before Your Seat of Honor that if even one of them would be opened, or if even one of them would be sealed, it would be impossible to survive and to stand before You even for one hour. Blessed are You, Adonai, Who heals all flesh and acts wondrously".


Элохай нешама - благодарность Богу за возвращение своей души. Когда человек спит, душа покидает тело. Это состояние называется "полусмертью". После пробуждения тело воссоединяется с душой.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Элохай-нешама -  молитва по пробуждении ото сна, в которой присутствует надежда на оживление мёртвого тела.

В книге одного из ведущих еврейских теологов и философов XX столетия говорится:
«Акт молитвы в иудаизме - это больше, чем процесс ума и движения губ. Это акт, который происходит между человеком и Богом - в присутствии Бога. Истинное происхождение молитвы, как мы сказали выше, не в эмоциях, а в озарении. Внутреннее видение тайн реальности, чувство чудесного, не поддающегося описанию - вот что позволяет нам молиться». (Иешуа Хешель «Человек в поисках Бога: исследования молитвы и символизма»)

Процитированное определение – один из вариантов выражения того, что ощущается и, иногда, выражается многими людьми.

Мне представляется, что ТОЖЕ ОБ ЭТОМ, я говорю следующим текстом.

Надёжных свидетельств общения с Богом или наблюдения Бога – нет.
Бог это общепринятое обозначение ЖИЗНИ, БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ, для нашего восприятия,  в пространстве и во времени, а мы и то, что мы наблюдаем, - элементы ЖИЗНИ. ЖИЗНИ, как целостного=системного и динамичного объекта.
 
Молитвенное состояние, молитвенный настрой – если он искренний, а не имитируется молящимся перед другими или перед самим собой – позволяет человеку ощутить и, частично осознать, в ЖИЗНИ и себя в ней, больше, чем в немолитвенном состоянии. Усиливается ощущение и сознавание себя как совместного с другими элемента общей ЖИЗНИ, развивается чувство долга нести свою долю ОБЩЕЙ ноши. Человек ощущает и сознаёт себя продолжателем жизни непосредственных и удалённых предков, передатчиком эстафеты общей жизни.

В приведенной статье из Википедии отмечается:
 
«Сон и процесс пробуждения являются ежедневным напоминанием о вечной жизни души. Древнееврейское представление о жизни рассматривало нацию настолько целиком, как единое целое, что не принималось во внимание ни смертность, ни бессмертие отдельных людей. Вера в воскресение во всех случаях выражается в еврейской литургии; например, в утренней молитве Элохай Нешама, ...».

====      Вывод

Таким образом, первая ступень утренней шаббатней службы в синагоге является стартовой настройкой ориентированности и мотивированности у ИСКРЕННИХ участников службы.
Ну, а тех, кто имитирует для себя и/или других обретение ориентации и побуждений под влиянием отрабатываемого действа, оснащает поводом покрасоваться  своей духовностью.


Рецензии