Возражение 1. Кажется, что достоинство пребывать в

Возражение 1. Кажется, что [достоинство] пребывать вечно принадлежит не одному только Богу. Ибо сказано [в Писании], что «обратившие многих к правде» должны [сиять] «вовеки, навсегда» (Дан.;12,;3). Но если бы один только Бог пребывал вечно, не было бы столь многих, пребывающих в вечности. Следовательно, вечен не один только Бог.
Возражение 2. Далее, написано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.;25,;41). Следовательно, вечен не один только Бог.
Возражение 3. Далее, все необходимое – вечно. Но есть немало необходимых вещей, например, все начала доказательства и все доказательные утверждения. Таким образом, вечен не один только Бог.
Этому противоречит следующее: Иероним говорит, что «у одного только Бога нет никакого начала»161. Но то, что имеет начало, не вечно. Следовательно, вечен один только Бог.
Отвечаю: справедливо и истинно говорят о вечности, что она – единственно в Боге, поскольку вечность есть следствие неизменности, что очевидно из сказанного в первом разделе. Ведь один только Бог целокупно неизменен, как это было показано выше (9, 1 ). Впрочем, однако, если кто обретает [свою] неизменность от Него, тот участвует и в Его вечности. Так, иные обретают неизменность от Бога в том смысле, что никогда не прекращают существовать; именно в таком смысле сказано о земле, что она «пребывает во веки» (Еккл.;1,;4). Далее, некоторые вещи названы в Священном Писании вечными вследствие большой продолжительности [их существования], хотя [на самом деле] по природе своей они преходящи; например, названы «вечными» холмы, ибо читаем о «дарах холмов вечных» (Вт. 33,15). Затем, иные более других причастны природе вечности, поскольку им дана либо неизменность бытия, либо [неизменность] действий; [например] так ангелы и блаженные наслаждаются Словом, ибо, как сказал Августин, «когда речь идет о таком видении Слова, то нельзя полагать никаких изменений в мыслях святых»162. Поэтому-то о тех, кто зрит Бога, и говорится, что они имеют жизнь вечную, согласно сказанному [в Писании]: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога», и т.д. (Ин.;17,3).


Рецензии